СМБАТ СПАРАПЕТ

СУДЕБНИК

71

О ЗАПРЕЩЕНИИ ВЗИМАТЬ ПЛАТУ ЗА ОБУЧЕНИЕ

Закон повелевает, чтобы вардапет не брал никакой платы за обучение чтению священного писания или другой церковной [77] науке; ибо совершенно недопустимо обучать за получаемую плату. Затем закон повелевает ухаживать за сиротами и бедными, опекать их и делать их работу привлекательной, чтобы многие из них пришли на учебу, а епископ и настоятели монастырей (состоятельные) должны им (воспитанникам монастырской школы) давать пищу и одежду; если же родные (родители или опекуны) детей состоятельны, то они могут только одевать их, в то время как остальные их нужды обеспечивает монастырь.

Если учитель беден и если (ученик) оказывает своему учителю особое внимание тем, что по собственному желанию приносит какой-либо дар, то тем самым отдается должное духовным сеятелям, которые таким способом пожинают земное. А если ученики не делают этого, то для (бедных) вардапетов это может быть причиной настоятельного требования платы за обучение, так что, если они перед судом пожалуются, говоря: «Все что могли они от нас взяли (наши знания), не помогли», тогда по закону они (состоятельные ученики) должны уплатить до последнего гроша, как должники. Пусть этого будет достаточно для тех, кто слышал

72

О ТОМ, КТО УПАЛ С ДЕРЕВА И УМЕР

Написано в законе Моисея, что если кто упадет с дерева и умрет, [78] дерево следует срубить, если же после того вырастет ветвь и она будет плодоносить, то плод можно есть. А если животное брыкнет и убьет человека, то нужно убить животное и выбросить, его мясо нельзя есть. Если с церкви или дома упадет камень и убьет кого-нибудь, то если это дом, его нужно разрушить; если же это церковь, это наша мать, и печали у нее более чем достаточно; но обычай требует, чтобы они (прихожане) утешали ее в ее печали по умершему, как страждущую, обетами и литургиями и присутствовали на поминках.

73

О ЛЖЕСВЯЩЕННИКАХ И КОЛДУНАХ

Если появится мнимый священник или колдун, а их у различных народов имеется множество, которые обманывают бога и людей или изготовляют подложные доверенности, скрепленные печатями, якобы для выкупа пленных из рук неверных, то при обнаружении лжи, все добро, имеющееся у них, нужно отбирать и отсылать тому святилищу, от чьего имени те проводили обманный сбор, или пусть даруют его (добро) святым той местности, где обманщик был разоблачен. Но желательно, чтобы епископ дал все на постройку церкви и школ вардапетов или же передал это (как выкуп) подлинному хозяину пленных. [79]

Однако мы так описали эту тему потому, что всюду ходят подобные (шарлатаны) самых различных мастей. А во всех подобных случаях вы можете поступить таким же образом; и пусть в ваш кошелек не попадет это нечестное добро.

74

О МЕСТЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА

Относительно мест паломничества, каковы бы они ни были, церковь ли или крест, или подобное, сказано; кому епископ (в чьей епархии находится святыня) отдал ее в ведение и кого он назначил царутраром 29 (попечителем), тот обязан в качестве попечителя заботливо хранить ее. Это касается места паломничества, расположенного далеко от поселения. Если же оно близко от такового, то соответствующие местные священники обязаны отправлять там богослужение; и доходы с объекта паломничества они должны обратить на его поддержание, под наблюдением епископа, а излишки обращать на поддержание своего существования, но без распрей, ибо "кто вызывает ссоры, от того по закону епископ должен отнять спорную требуемую им долю и передать ее тому, кто в споре оказался правым. Если же оба плохи, то он (епископ) должен поставить на их место новых, чтобы святыня пребывала в спокойствии и чтобы место паломничества не стало местом возмущения. [80]

Закон запрещает облагать (святыню) налогом (капал) 30 или иными повинностями как со стороны церкви, так и со стороны светской власти; в противном случае, если это будет сделано, да поразит виновного божье проклятие. Ибо они (святыни) заступаются за нас перед богом бесплатно.

Епископу и паронам необходимо твердо запомнить, что нельзя брать даров домой (они достаются церкви), а излишек должен принадлежать бедным. Если же епископ позволит себе это, то следует лишать его сана. Таким образом, закон велит лишать чинов обманщиков, жадных мошенников, а все их имущество должно перейти властям, и они не должны оставаться вблизи святых мест, дабы не быть причиной соблазна для паломников, которые приходят сюда с благой целью.

75

О ПОСТЕ В ЧЕТВЕРГ НА СВЯТОЙ НЕДЕЛЕ

Закон, принятый Никейским собором, повелевает, что христианин, достигший зрелого возраста, в четверг на святой неделе не имеет права есть ничего, кроме просвиры и вина причащения, в противном случае он будет проклят. Но если постящийся крайне ослаб, ему разрешается (в порядке исключения) сухим хлебом или же просвирами поддержать себя. [81]

76

О ЦАРЯХ, КНЯЗЬЯХ И РЫЦАРЯХ, КОТОРЫХ В АРМЕНИИ НАЗЫВАЮТ АЗАТАМИ 31, И ОБ ИХ ПОДСУДНОСТИ

Цари поставлены богом, как цари Израиля, которых бог отметил помазанием через пророков. Относительно тех, которых поставил бог, закон повелевает, что такого один бог может изгнать, будь он хорош или плох.

Относительно тех (царей), которых поставили люди и которые настолько нечестивы, что страна не может их терпеть, в этом случае, с согласия церкви и всего населения страны, они могут быть изгнаны. Но если имеются царские сыновья, рожденные во время его царствования, то они невинны, и из их среды пусть выберут самого лучшего и возведут его на трон: ибо царство переводит от отца к сыну по наследству.

Царь, воздвигший какого-либо князя, может лишь сам лишить его княжества, наказывать и распоряжаться им по своему усмотрению. Напротив, из князей, которых царь не сам одарил княжеским титулом, а они сами приобрели, он не может без согласия других князей (его товарищей) ни сослать, ни лишить его прав.

Если князья со своей стороны, ради спасения страны, намереваются приговорить царя к пытке или казни, то князья такой власти не имеют; а закон гласит, [82] что без (содействия) другого царя и патриарха они не вправе действовать таким образом, разве только в присутствии другого царя и патриарха и со всеобщего одобрения страны. Если же, напротив, князья самовластно для себя нарекли властелина, то они вправе снять его, наказать и поступить с ним по своему желанию; но если царь нарек князя, они не могут его сместить, кроме как через царя; если речь идет о сатрапе, то его судят ему равные и без них они не властны сместить его, а если речь идет о князе князей, то его судят князья князей.

Князей же судит князь князей с участием князей и с их одобрения. Подобным образом судят и их вассалов (азатов) — рыцари и ленных (литч) вассалов. Судят их князья князей с помощью равных им по сословию. А вассалов царя — с согласия царя.

По тому же правилу должны вершить суд и остальные сословия, в каждом случае над непосредственными своими вассалами, перед соответствующим судом, в зависимости от сословного положения, а именно: над низшими рыцарями ближайшие вышестоящие, которых называют азатами, однако произносить смертный приговор или казнить не разрешается без царя или князя князей, ибо законом решительно воспрещается, чтобы какой-либо человек наносил увечья или пытал провинившегося без [83] приказа царя или князя князей. Но они (азаты) вправе заключать в тюрьму, сечь, налагать штраф и изгонять из своей местности. И, наконец, относительно находящихся на низшей ступени крестьян. Рыцари (стоящие на одну ступень выше) вправе их судить, а также телесно наказывать и изгонять, как написано выше. Но они не вправе изгнать его из своего собственного участка без ведома парона.

77

О ПОДСУДНОСТИ ЛИЦ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ

Если речь идет о лицах духовного звания, то их тоже надо судить по чину, как было написано (выше).

Епископ имеет право судить священника и дьякона и лишать их сана, ибо он сам дал им сан. А дьяконисс, причащаемых дьяконом, монозонов и др. подобных, причащаемых священником, судят и ссылают священники. А епископов судят католикосы, а католикосов — лапы и патриархи и те епископы, которые посвятили его в католикосы. А вардапетов — рабунапеты (главные вардапеты) и те, которые дали им власть. Вардапет же не вправе лишить священника его сана, но он вправе на основании его проступка отстранить его от богослужений; вардапет властен на представителей любого иерархического сословия налагать денежный и [84] церковный штраф за грехи, отстранять от богослужений, а также отстранять от церкви.

78

О БРАЧНЫХ ПРАВАХ СУПРУГОВ

Закон божий повелевает, чтобы муж был главой над женой и так полагается, чтобы жена была под властью мужа, как ноги и остальные части тела под властью головы. Если же случится, что из-за непокорности жены возникнут неполадки между ними, то закон разрешает расторгнуть брак, если нет другого выхода. Муж должен отдать все, принесенное ею в дом, чтобы она вышла за другого. Ибо, хотя в первоначальном каноне нет установления, разрешающего развод на основании ссор, все же позднее, ввиду крайней необходимости, поскольку иначе произойдет еще большая беда (в семье), в этом пункте допущена уступка и это разрешено. Что же касается тех одежд, которые нажиты обоими, и постельного белья, которым они пользовались сообща, та за это не положено возмещение. Всякого рода скот, приведенный женой, возвращается обратно, приплод делится поровну, а корм и уход, как и другие вещи, не возмещаются.

Об этом написано столько. [85]

79

ОБ ОДЕРЖИМОСТИ СУПРУГОВ

Если случится, что один из супругов одержим, то следует точно расследовать и выяснить, не симулирует ли он (бешенство) из ненависти. И если время возникновения напасти более раннее, и другой супруг об этом не знал, то (одержимая супруга) возвращается к своим родителям, и на них лежат расходы на паломничество и на приношения святыням, ибо напасть была уже раньше в их доме; если женщина исцеляется, то она остается у супруга; если же нет, то пусть муж выждет, сколько возможно, и затем пусть отдаст ей все ее вещи, принесенные в приданое в то время как свадебный подарок не возвращается, и он пусть женится на другой.

Если же родители докажут, что напасть произошла в доме мужа, то он должен переждать семилетний срок: и если она вылечится, то хорошо, а если нет, тогда имеет право развестись и взять другую жену. А если есть ребенок, то он принадлежит отцу. Но если одержимая раньше еще до истечения семилетнего срока даст мужу разрешение: «Женись на другой!», то он свободен и вправе это сделать.

Так же обстоит и в случае, если одержим муж.

Если же можно установить, что они раньше знали о болезни и невзирая на это согласились и поженились, то ничто не может их разлучить, кроме смерти. [86]

80

О ЛЮДЯХ, СТРАДАЮЩИХ ПАРАЛИЧОМ, ПРОКАЗОЙ И ЭКЗЕМОЙ

Если же появятся неизлечимые болезни: паралич, экзема, или (белая) проказа у супруга, либо у супруги, то они также, по истечении семи лет, должны быть свободны. А если больной супруг даст согласие или если они заключат соглашение, то каковы бы то ни были (эти соглашения), они (законом) приемлемы.

81

О ЖЕНЕ ПОПАВШЕЙ В РАБСТВО

В случае, если жену уведут в рабство из дома ее супруга, он должен дать выкуп; а если ее увели из дома родителей или братьев, то выкуп платят они. А если ее через семь лет не найдут и от нее не останется ребенка, то приданое, а также свадебный подарок, возвращается. Если же имеется ребенок, то приданое (туайр) 32 принадлежит ребенку и не возвращается так же, как и свадебный подарок, который после смерти жены достается ребенку, что предписано во многих местах. И это право одинаково относится к обеим сторонам, как к жене, так и к мужу. [87]

82

О ВЗАИМНОЙ НЕНАВИСТИ

Если оба супруга ненавидят друг друга, хотя не было прелюбодеяния, то положено произвести долгое расследование. Если нет другого выхода, кроме развода, и если виноват муж, после развода он не вправе жениться на другой женщине, пока жива разведенная жена; а она может забрать от мужа все — весь махр 33, приданое и свадебный подарок и отделиться, чтобы выйти замуж за другого.

Если виновата жена, то муж не должен отдать ей ни гроша: ни приданого, ни свадебного подарка, и может снова жениться, а жена не может больше выйти замуж, пока жив ее муж, — однако, если оба дадут друг другу разрешение, то они могут развестись с согласия епископа, который налагает на них каноническую эпитимию и денежный штраф, сколько ему бог подскажет.

А если вина происходит от мужа, то он должен уплатить жене денежный штраф в одну треть суммы приданого в качестве цены за нее, в случае, если он женился на девственнице; а если нет, то он ничего не должен платить.

А если у них имеются дети, и причиной развода является отец, то дети достаются матери, и отец не имеет права жениться на другой без разрешения жены; если [88] же виновата жена, то дети достаются отцу и он имеет право вторично жениться и остается владельцем всего состояния, в то время как жена не имеет права снова выйти замуж, разве только если муж даст ей разрешение или после его (мужа) смерти.

83

О ПРЕЛЮБОДЕЯНИИ

Если из-за прелюбодеяния между супругами возникает вражда, и муж является развратником и нечестивым и дошел до того, что не может вернуться домой работать и добывать средств для содержания жены, то закон дает разрешение на развод. Если же он хорошо обеспечивает свою жену всем необходимым, то женщина из-за разврата не вправе отпустить мужа, ибо Христос не велел, чтобы жена могла отпускать мужа, но в отношении прелюбодеяния жены муж имеет право отпустить жену, виновную в разврате. Но жалующаяся сторона не вправе повторно жениться; в противном случае, по Христу, это должно считаться прелюбодеянием. Но сторона, безвинно отпущенная, может заключать брак: она свободна.

84

О БЕСПЛОДНОЙ ЖЕНЕ

Если женщина бесплодна и не рожает детей, то врачи должны [89] расследовать и признать, в ком причина, в муже или жене. И если налицо болезнь, то пусть лечат лекарствами, и если лекарство не помогает, то следует учесть данные мужа и жены: если он знал об этом положении и все же взял ее в жены, то никакого развода не последует. Если жена даст согласие и на основании взаимной договоренности он поместит ее в дом и обеспечит всем необходимым, то сам имеет право взять вторую жену с разрешения первой жены, но с тем, чтобы обе женщины не жили в одном и том же доме, ибо такое по закону не положено. При этом одновременно нужно принять во внимание и родовое имение мужа и выяснить, не стремится ли он по некоторым причинам не иметь наследника или же имеет такое большое имущество, что оно служит возмещением при нарушении закона, а также следует учесть возраст супруга и супруги. Во всяком случае епископу следует установить соответствующее лечение, ибо больше никто здесь не властен. А время ожидания составляет семь лет, которые должен выдержать всякий богатый или бедный.

А в случае, если женщина не хочет больше выходить замуж за другого, муж обязан в любом месте пребывания своей бывшей жены снабжать ее в полную меру пищей, одеждой на протяжении всей ее жизни. А ее приданое ъ все, что она принесла с собой, он должен возвратить ей. [90]

85

О РАЗВОДЕ СУПРУГОВ

Если муж нарушит верность в отношении своей жены развратным актом с мужчиной (мужеложество), при котором его застигнут; если он согрешите животным (скотоложество), или если он изменит христианской вере, и будет установлено, что он не в правой вере, при доказательстве всего этого по закону развод неизбежен, и сторона, которую отлучают, получает половину своего приданого.

86

О РАЗВОДЕ ИЗ-ЗА НЕНАВИСТИ

Если случится, что развод произошел из-за ненависти и муж отослал жену, а она ушла и вышла за другого, который потом умер, то после этого муж (первый) снова может помириться и попросить к себе жену; необходимо, чтобы ее охотно вернули ему.

87

О ЖЕНЕ, ВЫШЕДШЕЙ ЗАМУЖ, НЕ ДОЖДАВШИСЬ МУЖА ИЗ ЧУЖБИНЫ

Если супруг по какой-либо причине удаляется из своей страны, по торговым ли делам или попадет в рабство, и [91] распространится слух, что он умер, то жена должна переждать семилетний срок. После того, как жена выяснит, что он умер, она может по истечении семи лет выйти замуж за другого. А если по истечении семилетнего срока муж вернется и найдет, что жена обвенчалась с другим, то первый муж, безусловно, имеет право взять свою жену обратно. Все же нужно в этом отношении иметь в виду желание жены, и пусть жена соединится с тем, с кем пожелает, а если есть дети, пусть отдаст их отцу.

А в случае, если муж уедет и не возвратится и женится на другой женщине, то жена, если и узнает об этом, должна переждать семилетний срок и только потом выйти замуж. Кто знает? Если муж раскается и возвратится домой, то жена может, если захочет, привлечь его к суду и ответственности за то, что он опозорил и растоптал ее брачный венец; а если она не захочет, то может помиловать его.

88

О НЕРОДНЫХ ДЕТЯХ

Если между супругами возникают споры и их причина — неродные дети, необходимо выяснить: если муж по договору не принял на себя неродных детей, когда женился на их матери, то детей отдают их родственникам, ради их же спокойствия. [92]

Но если причина — в дурном поведении мужа, то надо его наказать, так как он избивает и притесняет свою жену, не имея на это основания, равно как если бы он избивал чужую жену, а за это избивают и бросают в тюрьму его самого. А если он не исправится, то, по закону, разводят его, во избежание еще худшего, дабы дело для обоих не дошло до убийства. Противозаконная и развратная сторона лишается всего, а другая сторона — получает все.

89

О БЕСНОВАТОМ И ПОДЛОМ МУЖЕ

Если муж бесноват и подл и бросает свою жену, не обеспечив ее необходимым, а жена терпит его семь лет, то полагается, чтобы сперва родственники жены привели зятя и законным путем принудили его либо прилично содержать свою жену, либо, дав заявление, развестись с ней.

Затем они приводят его к епископу и на него налагается каноническое наказание за отвержение жены, а она может выйти замуж за другого. А если жена явится развратной стороной — наказание по закону то же самое.

90

О СЛУЧАЕ, ЕСЛИ КТО-НИБУДЬ ДАСТ СЕБЯ ОБМАНУТЬ И ПРИМЕТ МУСУЛЬМАНСТВО

Если случится, что кто-нибудь по злой случайности даст себя [93] обмануть и отречется от веры христианской или станет неверным еретиком, либо совершит иную ошибку, то не полагается, чтобы его правоверная жена и дальше жила с ним, и она может развестись. Но если есть шансы, что он может раскаяться, то надлежит, чтобы его верная жена стремилась, насколько это в ее силах, оставаться у него и уговаривать, чтобы он исправился и от этого она сама выиграет и удостоится большого вознаграждения. Если же это будет жена, то отношение такое же.

91

О СЛУЧАЕ, ЕСЛИ КТО УБЬЕТ ЖЕНУ ЗА ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

Если кто убьет свою жену за прелюбодеяние, то следует знать, что (за это) он не имеет права убивать, а может лишь развестись. Исповедник должен воочию увидеть как убийцу, так и убитую и разобраться в образе их жизни. Если она совершила это в результате легкомыслия или мучительной потребности, или если муж был гулящим и развратным человеком, почему она и совершила прелюбодеяние, после чего он ее убил, — в этом случае законно наказать его как большого убийцу и наложить на него каноническое наказание и взять с него цену крови.

Но если этого нет, а она жила хорошо и ей всего хватало, и все, чем он владел, было в ее руках, и сам он был далек от разврата [94] в то время, как она блудила в разбазаривала его дом и одежды на чужих, в этом случае суд и наказание другие и более легкие. Но как бы то ни было, он виновен в пролитии крови, и наказание должно быть наложено, чтобы он искупил свою вину. Это дело духовного суда.

92

О ЖЕНЕ, У КОТОРОЙ НАШЛИ И УБИЛИ ЛЮБОВНИКА

По светским законам написано, что если кто в своем доме застигнет жену с ее любовником и убьет обоих, он не наказывается мирским судом, так как он имеет доказательство о том, что тот был вместе с ней (его женой). Но если он убьет только одного из них, а другого оставит на свободе, то его надо судить как убийцу. Ибо возможно, что если кто ненавидит человека и ищет предлога, чтобы мстить ему, он может, дав соблазнить свою жену, привести его в свой дом и убить его. Или возможно, что кто-то ненавидит свою жену и преднамеренно разрешает доступ к своей жене ее любовнику, чтобы убить ее, невиновную, за то, что будто она виновна, и оставляет (в живых) другого. И вот это есть грех и злодейство. Исходя из этого, установлено, что убийство обоих законно и не подлежит мирскому суду. Однако какой бы случай ни произошел, следует требовать церковного наказания, так как имелось кровопролитие. [95]

93

О ЖЕНЕ, ОТРАВЛЯЮЩЕЙ МУЖА И УБИВАЮЩЕЙ ЕГО ПРИ СОДЕЙСТВИИ ЛЮБОВНИКА

Если жена убьет мужа отравлением или колдовством или каким-либо другим способом, или же если она отдаст его любовнику на убиение, то в этом отношении святая церковь позаботилась постановить одинаковое наказание как если жена убьет мужа, так же муж — жену. И, безусловно, в данном случае церкви полагается судить внимательно и осторожно; но цари и мирские судьи не должны в этом деле проявлять снисходительность; ибо, если бы женщины узнали о таком смягчении то, вероятно, многие нашли бы смерть от руки женщины. Рыцари, которые находятся постоянно в смертельной опасности от врага, избежав ее и вернувшись в свой дом, чтобы отдохнуть, могли быть бездушно убиты своими женами.

В этом отношении законом предусмотрено: мы, церковники, здесь предусмотрели духовный суд и заботу, а вы, мирские судьи, знайте, что вы здесь земные судьи. И для вас установлено следующее: если жена осмелится убить мужа, свою главу, ввиду своего развратного поведения, то ее нужно казнить мучительной смертью. Ибо, если человек убьет кого-нибудь без суда, то его за это приговаривают к мучительной смерти (по закону) Моисея и других прежних судей. [96]

Что же касается жены, убившей мужа, то чем она может искупить свою вину, кроме как справедливой мучительной смертью?

94

О ПРЕЛЮБОДЕЯНИИ

Если чью-либо жену застигнут при блуде или же найдут у нее мужчину-любовника, то следует точно исследовать действительное положение дел: женщина ли вынуждала и соблазнила любовника, или он — ее. И если любовник обманул женщину и привел в чужой дом, то за это закон повелевает тяжелое наказание, предписывая умертвить его, или, по крайней мере, отрубить ему член (мужской), особенно если человек применял насилие. Но если женщина была незамужней и он пообещал ей: «Я на тебе женюсь» и тем обманул женщину, то его спасение в том, что он женится, а после женитьбы он не подлежит больше наказанию.

Но если женщина совратила любовника, тогда телесное наказание и тяжелый денежный штраф достаются женщине, и женщину по желанию мужа наказывают потерей носа, который по ценности равен мужскому члену.

Также, если кого-нибудь застигнут с животным: ему следует отрезать половые органы целиком и затем передать преступника церкви для покаяния. [97]

95

ОБ ИЗНАСИЛОВАНИИ ДЕВИЦЫ

Если кто схватит девственницу, изнасилует и опозорит ее, то, если она обручена, судебный приговор должен быть тот же, что и относительно замужней женщины, как нами написано выше. А если нет, то насильник должен уплатить отцу пятьдесят драм 34 и жениться на ней, причем нерасторжимо. Если же он этого не хочет, то пусть ему отрежут член.

Между тем следует знать, что жители области находятся под опекой парона. Так что, если кто повстречает бедную девушку и изнасилует ее, то разбирать дело представлено парону, и для такого случая требуется основательное обследование, а изнасилование должно рассматриваться как с точки зрения юноши, так и девушки: а именно — в случае насильственного овладения применяют увечье, а при добровольном акте — снисхождение.

96

О МУЖЕ, КЛЕВЕЩУЩЕМ НА СВОЮ ЖЕНУ

Если кто ненавидит свою жену и заявляет: «Я взял ее недевственницей», и если после опроса свидетелей он окажется лгуном, то его следует хорошенько высечь за унижение жены, и он должен уплатить сто драм штрафа родным жены и вернуть ее к себе. [98]

Однако, если муж прав, то хотя и закон требует смерти для девушки, но мы, приверженцы церкви, снисходительно считаем нужным развести их, а девушку пусть судит ее родня. Но если судья желает оставить дело втайне и примирить их, то это будет зависеть от желания мужа. И если он не хочет, то можно отпустить и взять новую жену, в то время как родные поступят так как захотят.

97

О НЕРЯШЛИВОЙ ЖЕНЕ

Если кого-нибудь постигнет злосчастье жениться на такой неисправимой неряхе, что невозможно с ней жить или же на такой злой, что она для всех невыносима, то закон повелевает, чтобы он привлек свидетелей из соседей и родных. И если муж больше не может терпеть, то пусть возьмет каменную плитку и напишет: «Я такой-то, попавший в безвыходное положение, отказываюсь от своей жены, пусть она разведется, будет свободна и выйдет за кого угодно». Пусть он даст развод и выделит ей ее имущество, приданое и выгонит ее. Но сам он не имеет права жениться на другой, пока та жива.

А если отпущенная жена выйдет за другого и тот умрет, а первый муж захочет снова принять ее, то он не вправе этого сделать разве только с разрешения епископа. И развод с этой неряшливой [99] и наглой личностью оформляется установленной записью, и особенно для того, чтобы всякий мог по всем указанным причинам осудить женщину. Только в двух вышеуказанных случаях это совершенно невозможно.

98

О МУЖЧИНАХ, ДЕРУЩИХСЯ ДРУГ С ДРУГОМ, И О ЖЕНЩИНЕ, РАЗВОДЯЩЕЙ ИХ

Если двое мужчин ссорятся и женщина осмелилась вмешаться, чтоб помочь одному из них и, раздув ссору, стала причиной того, что один избил или убил другого, то закон повелевает, чтобы отрубили руку этой женщины, ибо сила того, который избил другого, проистекала от этой женщины, а не от того, кто избил.

В случае, если женщина ударит своего мужа, то ей следует отрубить руку, ибо ноги осмелились бить голову. Если же ее простят, то пусть она искупит свою вину.

99

О КРЕЩЕНИИ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

Если имеется смертельная опасность, то священник по закону [100] имеет право крестить беременную женщину, но новорожденного следует крестить отдельно, ибо крещение матери не переносится на ребенка.

100

О ПРИЧИНАХ РАЗВОДА

Закон во всех случаях одобряет развод с той женщиной, которая грешна в блуде или колдовстве и в других подобных вещах. Как только муж приведет доказательства такого греха, мужу разрешают отпустить ее. Но в течение года на мужа налагается покаяние, после чего он может опять причащаться и жениться вновь.

101

О ТЕХ, КТО НЕЗАКОННО ОСТАВЛЯЕТ ЖЕНУ

Относительно тех, кто бесстыдно оставляет свою законную супругу, не совершившую прелюбодеяния, или без какого-либо юридического обоснования растопчет церковный брачный венец и оставит свою жену, закон повелевает исключить их на семь лет из всякой церковной общины и попечения, отказать такому в причастии и не отпускать ему грехи ни при смерти, ни при жизни. Но если он исправится, то за его поступок на него следует наложить покаяние, и только [101] после этого он вновь может вступить в церковь и удостоиться причастия. А если за это время отвергнутая им жена умрет, то он ни в коем случае не вправе ни вступить в церковь, ни жениться вторично, пока не перенесет восьмилетнего покаяния, так, чтобы настроить церковь в свою пользу, пять лет вне церкви и три года внутри ее; лишь тогда он свободен.

102

О МУЖЕ, НЕСПОСОБНОМ К СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ

Если у кого-нибудь есть жена, и он не может исполнять свои супружеские обязанности, то не полагается, чтобы жена от него отказалась и покинула его. В противном случае она по закону не имеет права стать женой другого; но церковь ей разрешает принести доказательства, что он не в состоянии вести супружескую жизнь, после чего она получает право на развод и имеет право (снова) выйти замуж.

103

О ТЕХ, КТО СТРАДАЕТ ПОЛОВЫМ БЕССИЛИЕМ И ЖЕНИТСЯ

Если кто-нибудь втайне страдает половым бессилием и обманным путем женится, то жена, узнав о его неспособности, вправе сразу же обратиться к церкви и [102] доложить об этом епископу, после чего ей по закону должны дать половину всего его состояния, чтобы она отделилась и вышла за другого.

104

О ЖЕНАХ-ИНВАЛИДАХ

Если чья-либо жена разбита параличом или потеряла здоровье от болезней, то она может требовать от своего мужа средства к существованию до конца своей жизни. В этом случае муж может жениться на другой, разведясь с первой женой.

Но закон не дает права мужу жениться, если он, нарушая закон, (не обеспечивает первую жену) и она умирает. В таком случае он должен три года нести покаяние, чтобы очистить себя от грехов. Но если муж не дает повода к этому, то он может смело жениться.

105

О ТОМ, КТО ЛИШАЕТ ДЕВИЦУ НЕВИННОСТИ С СОГЛАСИЯ ЕЕ ОТЦА

Если кто-нибудь заключит соглашение с родителями девицы, и возьмет и лишит ее невинности, то, поскольку это произошло по доброй воле, он не должен платить денежного штрафа, и пусть он отдает им все, что следует по договору.

Если же девушка была помолвлена с другим, то ее родители должны выплатить отступное тому, с кем был заключен договор. [103]

106

О ПОХИЩЕНИИ ДЕВИЦЫ

Если кто-нибудь похитит девушку без церковного венчания, то детей их считать незаконнорожденными. А если их задержат, то у похитителя отрезают половые органы целиком, как мы выше повелели в отношении совращения девушек. А девушка остается под властью родителей и братьев.

107

О ТЕХ, КТО УДАРИТ БЕРЕМЕННУЮ ЖЕНЩИНУ И ОТ ЭТОГО ПРОИЗОЙДЕТ ВЫКИДЫШ

Если кто-нибудь ударит беременную женщину, так что у нее случится выкидыш, и если ребенок еще бесформенный и неразвитый зародыш, то пусть убийца уплатит отцу за половину ребенка по установленной отцом общей сумме, при совете и содействии посредников. Но если ребенок уже сформировался, и если не простят отец и церковь, то пусть он (убийца) поплатится «жизнью за жизнь».

108

ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ НОВОБРАЧНОГО ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Закон повелевает, что человека, недавно женившегося, не должны брать на войну, чтобы жена преждевременно не носила траура по павшем в бою муже. Так повелел господь устами Моисея. [104]

109

О БРАКЕ ПРОТОДЬЯКОНА

Если умрет протодьякон, то его жена не имеет больше права на брак с другим мужчиной; то же самое, если умрет его супруга; протодьякон рассматривается как священник. А епископа, разрешающего (жениться) или попустительствующего, следует лишить духовного сана.

110

О ВОСПРЕЩЕНИИ РАЗВОДА ОБРУЧЕННЫХ СВЯЩЕННИКОМ

Если при священнике мужчина торжественно обручается с женщиной, то недопустимо, чтобы он оттолкнул обрученную (невесту) ради другой, которая понравилась ему или может принести ему больше имущества, за исключением того случая, если первая блудит и это в отношении ее доказано.

Если имеется разногласие между (будущими) мужем и женой, то перед тем, как войти в церковь, пусть они разрешат это разногласие. Ибо если уж они в нее входят и потом жалеют о брачном союзе, то больше они не смогут сочетаться браком (с другими), за исключением того случая, если одна сторона умрет, а отступник (от договора) три года будет каяться; та сторона, которая не отступала, (в этом случае) может, не раздумывая, бракосочетаться. [105]

111

О ВЕНЧАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Закон повелевает: если кто вступает в брак моложе пятнадцати лет, то этот брак недействителен; и как только лицо достигнет совершеннолетия, т. е. когда ему исполнится 15 лет, он вправе отпустить свою жену, ссылаясь на следующее: «Я еще не был совершеннолетним и был несведущим», и он прав. Священник, который венчает несовершеннолетних против их воли, без взаимного влечения и по принуждению родных, теряет свой церковный сан.

112

О ЖЕНЕ, ПОКИНУВШЕЙ МУЖА

В случае, если жена без церкви и без разрешения и веского основания, коим могла бы убедить судью, покинет мужа и убежит, то правильно, если ее схватят и выдадут мужу, чтобы он навечно держал ее рабыней и распоряжался ею по своему усмотрению, за исключением продажи, убиения и развода, ибо это — наказания за прелюбодеяние; однако закон допускает, что супруг сам может продать ее другому.

Если же установят, что ее поступок вызван дурным поведением мужа, и жена сбежала из дома [106] (мужа) к своим родственникам, то мужа надо хорошенько проучить угрозой наказания судом и церковью, и он должен поручиться, что исправится и не повторит прежнего; и на этом их примиряют.

Если же после побега она блудила, а с другой стороны, и на муже лежит вина, то пусть последует примирение или же развод, однако не путем взятки и не путем отклонения от закона; ибо, кто является противозаконной стороной, отвечает перед богом, и канон этот справедлив.

113

О ЖЕНЕ, ПОПАВШЕЙ В РАБСТВО

Если женщина за свои грехи уводится в рабство или другое подобное место ... где мужчины связались с женщинами, а женщины стали принадлежать мужчинам ... но, что бы то ни было, в случае возвращения он (муж) должен безоговорочно принять обратно свою жену. Если же у нее ребенок от другого мужчины, то пусть его отдадут отцу, а он пусть непременно возьмет свою жену обратно, за исключением того случая, если церковь возражает.

114

О ЖЕНЩИНЕ, ОДЕВШЕЙ МУЖСКУЮ ОДЕЖДУ

Если мужчина оденет женскую одежду, то пусть будет он проклят, и если женщина — мужскую одежду, также. Так установил Моисей. [107]

115

О ТОМ, КТО ЗАХОЧЕТ ЖЕНИТЬСЯ НА ПЛЕННИЦЕ

Если кто захватит пленницу (из неверных) и захочет на ней жениться, то должен разрешить ей оплакивать в течение сорока дней своих родителей; потом пусть он обратит ее в христианскую веру, крестит ее и облачит в христианские одежды; а затем пусть обвенчается с ней как с достойной. А если им овладеет неудержимое отвращение к этой женщине, то он не имеет права обращаться с ней, как с рабыней, а должен отпустить ее (освободить), если только причиной не было прелюбодеяние, ибо, после того как она обвенчалась в качестве крещеной, ее брачный договор действителен как у всякой другой христианки.

116

О ПАРАЛИТИКАХ, ПРОКАЖЕННЫХ И СТРАДАЮЩИХ ЭКЗЕМОЙ

Закон повелевает судьям и вообще всем земным владыкам относительно тех, кто от отца к сыну или из рода в род поражен параличем, проказай или болеет злой экземой, не давать таким разрешения на брак; не выдавать замуж и неженить, ибо, несмотря на утверждение врачей, что болезнь является случайной, в действительности (эти) болезни переходят по наследству. Вот почему [108] здоровые не должны смешиваться с больными и тем самым портить род человеческий. И вообще нельзя оставлять их в поселении, а следует помещать в специально для них отведенном поселении.

117

О СЛЕПЫХ И ГЛУХИХ

Не положено, чтобы женились двое слепых; слепой может жениться лишь тогда, когда одна сторона зрячая, чтобы возможно было воспитывать ребенка, который, возможно, родится от брака.

То же самое касается и глухонемых: они вообще не могут бракосочетаться, так как не смогут справиться (с воспитанием детей). Так установлено божьими законами.

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

118

О (ДОЛЕ) НАСЛЕДСТВА БРАТЬЕВ И СЕСТЕР

Закон повелевает, чтобы две сестры получали долю одного брата; ибо две девочки ценятся как один мальчик, а жена ценится по закону как половина мужа.

Но если нет ребенка мужского пола, и в дом принят зять, то зять вместе со своей женой [109] занимает место детей, и он должен на правах сына получить свою долю движимого и недвижимого имущества, равную доле двух сестер. Но в случае, когда нет сына, этот порядок наследования для дочерей, в силу законной необходимости, действует только при условии, если отец не оставил завещания, а если он оставил завещание, то как бы отец ни распорядился в нем, никто другой не вправе добавить что-либо к этому или сократить его.

И если дочери вышли замуж и живут в других домах, то две сестры получают одну сестрину долю.

А если есть дети от дочерей или же другие родственники — зять или кто-либо другой не из рода отца, то они не могут наследовать, как и внук от дочери, ибо он чужого рода; то же самое относится и к брату матери, ребенку сестры и сестре матери.

И если написано завещание для его раба, то отец вправе лишить наследства своих непокорных детей и одарить раба по собственной воле. Однако святые цари, написавшие и установившие первые законы, отдали должное парону, чтобы акт введения раба в наследство проводился с ведома и согласия парона, как было изложено в этой книге.

Однако в отношении вышеописанного наследования дочерей дядя по отцовской линии и их [110] дети не участвуют в наследстве, если в доме осталась дочь. Но если наследницей является замужняя и отделившаяся дочь, то только дядя получает четвертую часть, но не его дети.

А если женщина является матерью детей, а чужая входит в дом мачехой, то мать должна взять свое приданое и свадебный подарок и, если захочет, она может остаться жить у своих детей, а если нет, то она имеет право уехать и выйти замуж за другого и действовать по своему усмотрению.

Закон повелевает, чтобы этот порядок наследования отцовского имущества соблюдался до четвертого колена: а именно, если нет ни сыновей, ни дочерей, ни внуков от них, то наследство переходит к брату и к его сыновьям до их внуков в четвертом колене; а если таких нет, то наследование отцовского имущества переходит на дядю (по отцовской линии) и на детей дяди до четвертого колена.

119

О НАСЛЕДОВАНИИ ЖЕНСКОГО ИМУЩЕСТВА

Наследование женского имущества совершается опять-таки тем же способом, что и наследование мужского имущества.

Если от сына имеется внук, а отца внука нет в живых, точно так же если от дочери имеется внук, [111] а его матери нет в живых, то наследуют внуки, а в случае отсутствия таковых, — ближайшие родственники.

Но если у внуков еще живы отец или же мать, то они, как сын и дочь, ближе к наследству, чем внуки, и так наследование переходит ступенями в зависимости от степени родства. А если эти (родители) не живы, то поступают так, как мы уже написали.

Если же внуков нет в живых, но жив отец, то непременно он должен вступить в наследство детей, как и дети в наследство отца; но для матери это недействительно, а именно — доля матери такова, как уже выше описано.

Если же жена была замужем за другим человеком, и нет ребенка, то следует из вещей жены одну четверть отдать мужу в случае, если он взял жену к себе; а если этого нет, то он получает только свое личное имущество и отделяется.

Чтобы раздел был правильным, следует производить следующим образом.

Все имущество, взятое целиком, приравнивается к одному месхалу 35, а месхал составляет 6 данг 36; и надо считать так: если в доме есть мать, брат и сестра, то пусть брату отдадут два с половиной данга и еще два с половиной данга сестре; остается один данг, его пусть отдадут матери.

А если есть замужние сестры, то двоих из них надо считать [112] равными одному брату и следует давать два с половиной данга брату и два с половиной данга двум замужним сестрам, а один данг матери.

И, таким образом, состояние большое или маленькое разделяется между двумя сестрами, братом и матерью.

Это написано для того, чтобы выйти из затруднительного положения, когда отсутствует отцовское завещание. А в случае, если он сделает завещание, весь этот порядок недействителен, и действует исключительно то, что (завещано) отцом.

Однако неправильно высчитывать из части сына расходы на свадьбу. Если же сын еще не женат, то для него следует выделить сверх того, из общей массы наследства, сумму на свадьбу. Напротив, для девушек таковая должна засчитываться в долю наследства, ибо они уходят в чужой дом. Так гласит закон.

120

О ТОМ (КАК СЛЕДУЕТ ДЕЛИТЬ ИМУЩЕСТВО), КОГДА БРАТЬЯ ОТДЕЛЯЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА

Если (после смерти отца) остаются (наследники) братья и они хотят отделится, то положено, чтобы это происходило с согласия и одобрения их дяди по отцовской линии и дяди по материнской линии, а именно так: они сперва выделяют из [113] имущества и доходов часть для своих жен, а потом свою положенную долю.

Первенцу господь дал преимущественное положение и поэтому полагается, чтобы он занял место отца и получил две доли наследства. А если продает брат свою долю, то они (остальные братья) обязаны поделить ее между собой по покупной цене, и так, чтобы она не досталась одному, это должно быть по доброму согласию.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

121

ОБ ОТЦАХ, НЕ ЗАБОТЯЩИХСЯ О СВОИХ ДЕТЯХ

Закон неоднократно повторяет и утверждает, что отец, который подобно собаке отрекается от своих собственных детей, не кормит и не воспитывает их до совершеннолетия, чтобы лишь затем отделить их со своим благословением, давая им возможность самостоятельно прожить, будет наказан богом.

Если сын отрекается от отца, вскормившего и воспитавшего, покидает его и без благословения и разрешения обращается к чужим, то бог и закон за это налагают еще большее проклятие. Написано в законе, что если сын, пренебрегая отцом, вступит в духовное братство или священный орден без его разрешения, то он будет [114] проклят богом и законом. Ибо, хотя и повелел Христос: «Кто покинул своего отца или свою мать» и так далее, однако закон все же повелевает, чтобы, как и Христос, все, что сотворил на земле, сделал по воле отца, так и сын должен делать все по воле своего отца; в противном же случае бог не простит его и он должен быть проклят.

122

О ДЕТЯХ, БЬЮЩИХ ОТЦА ИЛИ МАТЬ

Моисей повелевает устами бога, что тот, кто бьет своего отца или свою мать, должен умереть; или кто оскорбляет их и сплетничает, также должен умереть, за исключении того, если он еще дитя и не сознает своего поступка, а родители и свидетели не считают нужным привлечь его к ответственности. А то если родители доведут дело до суда, виновный (сын) по закону непременно предается смерти.

128

О САМОУБИЙЦАХ

Закону ставится вопрос относительно самоубийства: «Нужно ли устраивать похороны и литургию [115] для самоубийцы?» Об этом закон повелевает: необходимо произвести тщательное обследование, ибо самоубийцы бывают разного рода. Есть такие, которые находятся в здравом уме и умирают по своему желанию, эти безусловно недостойны ни похорон ни литургии. А некоторые действуют в помешательстве, вследствие (душевной) болезни. Для них следует совершить литургию.

Однако следует привлечь к суду и наложить покаяние на родственников и опекунов (самоубийцы), и в этом случае наказание должно быть избрано соответственно обстоятельствам смерти.

124

ЕСЛИ СЫН СОВЕРШИЛ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ТО ОТЕЦ ЗА НЕГО НЕ ОТВЕЧАЕТ

Если сын законом приговорен к смерти, то отца за это нельзя арестовать, а также брата за брата; таким образом, даже если отец добровольно предложит себя в жертву за вину сына, то не полагается принимать этого; ибо судебное установление повелевает, чтобы каждый человек отвечал за себя собственной головой. Напротив, сыновья подвергаются аресту за вину отца, заслуживающую смертного приговора, а именно те, кто родился после его преступления; подвергается аресту и жена; а те, кто родился раньше — свободны, они стоят вне смертельной вины и остаются незапятнанными. [116]

О ЗАЛОГОВОМ И ИНОМ ИМУЩЕСТВЕННОМ ПРАВЕ

125

О РОСТОВЩИКАХ

Закон повелевает — не ставь под залог и под проценты нужные тебе... два жернова, если они еще хорошие и острые. Если же ты заложишь их, то плати сам за то, что ослушался моего совета.

126

О ВОСПРЕЩЕНИИ ХОДИТЬ К ДОЛЖНИКАМ НА ДОМ

Если кто должен тебе, не заходи в его дом, чтобы брать под залог то, что там имеется, ибо по закону это рассматривается как насилие, это допустимо только с разрешения суда, притом если ты с собой возмешь человека. Но вне дома ты имешь право взять под залог то, что тебе захочется. Исключаются только волы, забрать которых нельзя ни при каких обстоятельствах, ибо они являются необходимым условием для труда на жизнь; также (исключаются) конь и конская сбруя, ибо они нужны для использования на войне и службе на нужды парона. Все остальные вещи этого должника находятся в твоей власти. В твоих интересах последовать этому нашему совету. [117]

127

О ЗАЛОГЕ

В законе записано, что, если кто-нибудь, давая под залог, завладеет домом, недвижимостью или наследным имением человека, а владелец, теряющий эти вещи, колеблется отдать ему вещь, так что его вынуждают предстать перед судом и взять ее судебным путем, тогда тот потеряет не только данную вещь, но и должен уплатить получателю залога за каждый просроченный день, за исключением случая, если он просрочил с разрешения парона и по решению суда. Это относится как к животным, так и к одежде и к другим вещам. Расход идет за счет того, кто потерял, так что просрочивший платит за все время просрочки.

128

О ПРОПАЖЕ ЗОЛОТА, СЕРЕБРА, ЖИВОТНОГО И ДР.

Если пропадет золото или серебро, или животное, или любая другая вещь, а владелец приведет свидетелей и даст клятву, что вещь принадлежит ему и что он потерял ее, то законно, чтобы он сразу же получил обратно свою вещь. А если нашедший предмет отрицает и говорит: «Нет! это мое», тем самым вынуждает настоящего [118] владельца привлечь свидетелей и через свидетелей и судебное решение добивается подтверждения, что вещь принадлежит ему, после чего вещь переходит во владение к его владельцу. В этом случае правильно, чтобы нашедшего осудили как вора, который ложно отрицал, и он должен уплатить суду штраф в четырехкратном размере (ценности вещи).

129

О НАБЕГЕ ВРАГА И ЗАХВАТЕ ЧУЖОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Если враг при набеге унесет чью-нибудь собственность и если вещи захватят обратно или возвратят, закон повелевает, чтобы каждый владелец, опознавший свои вещи и подтвердивший свидетелями и клятвой, что вещь принадлежит ему, немедленно должен получить обратно свою вещь; ибо в этом отношении долг и обязанность царей и полководцев возмещать узнающим (свое добро) за ущерб, нанесенный их стране.

130

О ПОДЖОГЕ

Если случится, что владелец местности или дома, или вещей скажет кому-нибудь: «Сделай поджог!», или «Ломай», или «Сделай то-то», что бы то ни сделал крепостной, он не несет никакой ответственности. Парон отвечает за его поступок и обязан возместить [119] ущерб. Но если он (крепостной) действует без повеления, то он должен сам возместить ущерб. Точно так же, если он убил или погубил животное или потерял его, должен возместить. Ибо закон повелевает: если заимодавцы или поставщики насильно требуют возмещения, то пострадавший тем более должен требовать возмещения за потерю или повреждение, особенно если ущерб нанесен парону, у которого он живет и питается.

181

О ТОМ, ЧТО БЕЗ СУДА НЕ ДОЗВОЛЕНО БРАТЬ ЗАЛОГ С ВДОВЫ

Закон повелевает, что никто не вправе отбирать залог с вдовы за долги; а кредитор должен по судебному решению получить свой кредит, ибо насилие, которое производит он, относится не к той женщине, а к суду, ввиду того, что каждая вдова находится под защитой суда.

ТОРГОВОЕ ПРАВО

132

О ПРОДАЖЕ ДОМА

Если кто продает или покупает дом, находящийся в пределах города, обнесенного стеной, то оплата должна производиться в срок, если это не соблюдается и оплата откладывается больше чем на год, [120] то домовладелец вправе взять свой дом обратно и возвратить то, что уже получено раньше; а если умер продавец дома или же покупатель, то дети и родственники имеют право потребовать вернуть дом после (упомянутого) годичного срока. Но судьи должны принять во внимание положение покупателя, не является ли бедность причиной; в этом случае следует допустить поблажку для него по отношению к богатому.

Напротив, дом находящийся вне стен города, покупается и продается также и с купчей на пашню и луг. Покупательная цена должна вноситься сразу же после заключения договора. А те (дома), которые находятся в пределах города, могут быть оплачены с отсрочкой на год и более.

133

О ВОДЯНЫХ МЕЛЬНИЦАХ И ЛАВКАХ, КОТОРЫЕ ДАЮТСЯ В АРЕНДУ

Что касается водяных мельниц, лавок и им подобных (сооружений), за которые платят аренду, для них отсрочка платежа не положена. Оплата производится немедленно; в противном случае арендуемые владения подлежат возврату. Отсрочка дается только с согласия владельца. [121]

134

О КУПЛЕ ВЬЮЧНЫХ И ДРУГИХ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

При продаже домашних животных необходимо, чтобы продавец поручился при трех свидетелях, что животное не крадено, не страдало ранее хромотой или кашлем, не садится в реке (при переходе), не боится переходить мост, не страдает (ночной) слепотой, не брыкливо или бодливо.

Если же оно крадено, и его найдут, то до истечения годичного срока его следует возвратить, если же тягловое животное брыкливо, его возвращают, или покупательная цена снижается в подобающем размере после соглашения с владельцем (т. е. покупателем). Притом законом установлено, чтобы краденые были возвращены. Как только найдется хозяин, он должен взять (себе животное), а покупатель должен взыскать свои деньги с продавца; судье тогда надлежит справиться с вором.

135

О ПРОДАЖЕ БЫKOB

Порядок продажи вьючных животных таков, что покупатель испытывает животное в течение семидневного срока и если одобрит его, оно становится окончательно его собственностью, в противном случае он его возвращает. Это относится также к продаже быков. Она должна также производиться при свидетелях и с условием, что животное дается [122] ему на пробу для испытания в ярме, пахоте, тягле, для переноски тяжестей, а также для всех подобных работ, что животное не имеет упомянутых нами выше пороков и не крадено. Ибо закон повелевает считать быка в течение года на испытании, и если найдут вышесказанные пороки, он может быть возвращен хозяину, а покупатель берет обратно свои деньги.

130

О ПРОДАЖЕ КОРОВЫ

Также и относительно продажи коровы: если животное окажется брыкливым или бесплодным, то может быть возвращено после семидневного испытательного срока и в зависимости от условий купчей.

137

О ПРОДАЖЕ ЗЕМЛИ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Относительно продажи земли или земельного участка следует знать, что, если кто-либо продает свой участок по бедности и сосед или товарищ покупает его, то условием является отсрочка. А если он богатый и посторонний, то он обязан внести плату немедленно. Ибо, если по истечении года он еще не уплатил полностью, то тот вправе вместо уплаты взять обратно свою землю, а со своей стороны отдать полученную сумму покупателю, ибо полагается платить за покупку особенно тем, [123] кто продает свои вещи из нужды. В течение семи лет родственники имеют право требовать возврата или уплаты, и мы устанавливаем лишь семилетний срок. В противном случае купчая перейдет от сыновей ко внукам. Они должны либо уплатить стоимость земли по купчей и при свидетелях, либо проданное возвращается.

Если же продажа произведена не по нужде, а по какой-либо причине, то (срок) оплаты составляет один год.

138

О ПРОДАЖЕ ПЧЕЛ

Относительно продажи пчел постановлено: если продажа происходит осенью, причем продается улей, одновременно с имеющимся в нем медом, то купчая заключается либо по весу, либо оптом. Если же купчая производится по весу и окажется недостача, то продавец должен либо уступить соответствующую сумму, либо пополнить недостачу; ибо не должно быть обмана. Если же в улье окажется избыток, то это идет в пользу покупателя и не подлежит возврату.

А если продажа производится весной, покупатель должен в течение двадцати дней испробовать и уплатить при товарищах и свидетелях согласно купчей, в зависимости от установленной ими силы пчел и (частоты) их вылета и влета. А если покупатель купит пчел или продавец продаст в такое время, когда пчелы бездействуют, а затем выяснится, что они негодны, [124] то, когда это будет установлено,

они должны быть возвращены продавцу. Однако свидетели должны выяснить условия купчей, не отсутствует ли роение в связи с питанием и плохим годом; в последнем случае это дело покупателя.

139

О ПРОДАЖЕ КАРАСА ИЛИ ДРУГОЙ ПОСУДЫ

Кто продает сосуд или какую-нибудь другую посуду — мы в первую очередь рассматриваем карас 37 — если он в течение того же года, когда куплен, хранит вино без течи, то он хорош. А если нет и если ввиду плохого изготовления или недостаточного обжига его содержимое вытекает, то продавец должен возместить цену караса и половину вина. Однако нужно основательно обследовать, происходит ли изъян действительно от недостаточного обжига, или от удара или по другим причинам; это достаточно, чтобы он возместил только его цену (караса). По этому правилу должно приниматься правовое решение относительно всевозможных сосудов, каковы бы они не были.

140

О ПРОДАЖЕ ПЛОДОВЫХ САДОВ И ДЕРЕВЬЕВ

Относительно плодовых и другого рода деревьев без различия, если кто-нибудь продает или [125] покупает таковые, постановлено: если их покупают, а год даст плохой урожай, то продавец за это не несет ответственности, ибо рискует покупатель. Но покупателю следует подвергнуть объект покупки десятидневному испытанию и осмотру и затем принять решение; ибо если он по истечении десятидневного срока уже уплатил цену, то с того момента в данном случае никакого возврата купчей не производится.

141

О КУПЛЕ ВОДЯНОЙ МЕЛЬНИЦЫ

Если кто покупает водяную» мельницу и подобные ей вещи, то, как только купля совершена при свидетелях и скреплена купчей, отступать более невозможно ни со стороны покупателя, ни со стороны продавца, а сооружение вместе со всем к нему относящимся отходит к покупателю, будь оно выгодно или убыточно, разрушено или сожжено: то же самое, если речь идет о желобе (деревянной трубе) или о доме, или тому подобных вещах. А если что-нибудь оттуда украдут, то отвечает покупатель. Однако возмещение убытка от пожара и денежный штраф ложатся на того, кто вызвал пожар. И в соответствии с этим должны приниматься правовые решения во всех подобных случаях. [126]

142

О НАКАЗАНИИ ЧЕЛОВЕКА, ОБМАНЫВАЮЩЕГО ТОВАРИЩА И ПРОДАЮЩЕГО ЕМУ НЕГОДНУЮ ВЕЩЬ

Бог устами Моисея велел, чтобы человек, обманывающий ближнего и продающий плохую вещь как хорошую, должен быть проклят; а то, что куплено или обменяно, должно быть возвращено. А негодность бывает следующего рода: то, что брыкается или кусается, или имеет тайную болезнь в теле, поскольку другая сторона не может заблаговременно заметить это, а если он заметит изъян и купит плохое, то оно у него остается окончательно.

А если покупатель по беспечности не обследует дело, а изъян находится внутри сложенного товара, то это дело покупателя; ибо почему он не позаботился осмотреть ткань?

Но каждый продавец должен бояться божьего проклятия и сообщить об изъяне своего товара, после чего покупатель больше не вправе возвратить товар.

143

О ПОРЯДКЕ НА РЫНКАХ

Необходимо знать, что меры весов и другие меры (измерения) на торгах и базарах, как в городе, так и вне города устанавливаются паронами. Таможенные чиновники и мухтаспаны 38 должны строго следить за порядком на базаре. И те, которые не исправятся после [127] трехкратного сечения розгами, передаются парону или надзирателю, чтобы он, в зависимости от их поступка, велел пытать, увечить или казнить. А те, кто обвешивает или обмеривает, должны возместить пострадавшему в четырехкратном размере, а их самих следует публично наказать для устрашения остальных. А тем, кто подделывает или чеканит монету, бессовестно обманывают паронство, тем, по меньшей мере, отрубают руку.

Где торгуют, там положено брать налог и пошлину (баж), 39 но там, где не происходит торга, не имеют права брать пошлину; за исключением того случая, когда дорога опасна, и (пароны) берут (налоги) за охрану с купцов, едущих по дороге; если нет, то пошлины берутся по правилу на основании тарифов царских законов.

Но закон повелевает, что продавец, который обманывает несведущего и продает ему негодную вещь (дорого), то его судят как вора и неверного описанным выше законом, предусмотренным для воров.

Для назначения цен на пшеницу и другие виды зерновых, а также вино царь должен созывать всех своих областных начальников и князей каждую осень, когда собран годичный урожай, чтобы произвести обследование и узнать о годе и урожае, преждевременном или запоздалом; после чего они устанавливают [128] соответствующие продажные цены, в соотношении с количеством урожая и с годовой урожайностью, так, чтобы ни продавцы ни покупатели не понесли убытка, и чтобы страна благоденствовала. Ибо цена, — это то, что прочно скрепляет все; и все это возлагается на царей, ибо господь делает их ответственными за все, что относится к этому: так повелевает Моисей. Однако князья, большие и малые, а также мудрые жители страны обязаны всегда поддерживать в этом деле царя советами и обоюдно поддерживать друг друга для сохранения справедливого порядка. Ибо тем самым наша страна умилостивит Господа, и он в еще большей мере ниспошлет свои блага.

Затем следует знать, что нет более законных товаров или плодов урожая, чем те, что добыли люди мечом в бою против неверных; так что, если он продаст или подарит свою часть бедным, то это приемлемо богом и людьми. Но если он не внесет законную долю (добычи) своему парону, то он вор, и все, что удержит (возьмет) себе, будет нечестно, законная же его доля по праву принадлежит ему.

Установление для купчих таково, что акт происходит при обоюдном согласии и свидетелях. Если отец продает отцовское наследие, то с согласия сыновей должен совершиться их выход из наследства; то же самое, если его продают сыновья: требуется согласие отца и дядей по отцу и сестер; ибо если акт не совершен с согласия, то, несмотря на возможное оформление документа и скрепление печатью, принадлежащее кому-нибудь по праву наследство не [129] может быть продано; и если заинтересованные пойдут по пути судебной жалобы, то они, несомненно, возьмут обратно его (т. е. наследство).

Также и в случае, если один сын без согласия отца и братьев или же сестер производит продажу. Если же, напротив, совершают продажу с согласия и уполномочия и документально, то она правомочна и нерасторжима. Но наиболее правомочной является купчая, которая заверена судьей. Если же человек по бедности заключает с другим соглашение путем договоренности и совершает передачу по принципу: «Бери, это мое наследственное имущество и дай мне ту или иную сумму денег за него в такой-то срок!», то в. тот установленный срок или в любой желаемый продавцом момент его имущество может отойти к нему обратно на основании его договоренности и при свидетелях, а именно: оно либо действительно отходит к нему обратно, либо они каким-нибудь путем приходят к соглашению между собой. Но текст договора считается подлинным, когда он заверен подписью парона, епископа, крестом и свидетелями.


Комментарии

28. Царутрар*** — это слово встречается только один раз в «Судебнике» Смбата. Вероятно, оно взято из армянских народных диалектов. Возможно слово «царутрар» происходит от армянского слова «цара» (***) слуга, раб. В рукописи Матенадарана написано «царубар» (см. рук. 487, стр. 68). В издании А. Клтчяна написано «царусрар» (см. «Датастанагирк», стр. 45) — это или опечатка или ошибка. Правильно «царутрар» — церковный служащий, слуга, который живет возле монастыря и выполняет распоряжения монастырских владык.

30. Капал *** по-арабски gabala — аренда или договор. По мнению Авдалбекяна, «капал» употребляется Смбатом в качестве налога за торговлю (см. Тадевос Авдалбекян, О налогах «гас, сак, баж», Известия Ин-та наук и Искусств ССР Армении, № 1, Ереван, 1926, стр. 77). В «Судебнике» Смбата слово «капал» часто встречается как плата за что-либо, так, например, Смбат в ст. 132 говорит: «Для водяных мельниц и лавок и им подобных, за которые платят капалы, отсрочка платежа не положена...» (стр. 155). Слово «капал» встречается также в «Assises d'Antioche» (см. гл. 17, стр. 41) В одной надписи, найденной в городе Ани, говорится о капале, снятом с епископа: «***». Здесь, как и в «Судебнике» Смбата, «капал» означает подать или налог от церковников.

31. Азат *** —  наездник, рыцарь. По мнению Н. Адонца, «азат» то же самое, что «сепух» (см. Н. Адонц, Армения в эпоху Юстиниана, СПБ, 1908, стр. 451). Проф. Джавахов предполагает, что «азаты» стояли ниже нахараров и выше «рамиков» (см. Джавахов, Государственный строй древней Армении, СПБ, 1905, стр. 132). По мнению А. Манандяна, «азаты» это «мелкие аристократы» (см. Манандян, Феодализм в древней Армении, на арм. яз, стр. 93). Проф. X. Самуэлян пишет, что «азат» это «мелкие феодалы» (см. Самуэлян, История древнего армянского права, на арм. яз, стр. 219.). Смбат наряду со словом «азат» ставит термин «личт чортер». Он пишет: «***» — («и азатов что у нас значит наездники и зависимые вассалы»).

32. Туайр *** — подарок, который преподносил жених невесте до свадьбы.

33. Махр *** — свадебный подарок. По-арабски rnahr. Это те подарки, которые жених дает невесте в качестве выкупа.

34. Драм *** — по-персидски diram. В древней Греции слово «драм» означало меру веса, которая была равна 3-4 граммам. В «Судебнике» Смбата встречается термин «золотой драм», «серебряный драм» и т. д.

35. Месхал *** — по-арабски miskal, означает вес 1 1/2 драма, равняется одному динару.

36. Данг *** — по-персидски dang — 1/6 часть драма, мера веса.

37. Карас *** — большой глиняный кувшин для хранения вина, меда, масла, сыра, солений и т. д.

38. Мухтаспан *** по-арабски muhtasib, ответственное лицо, следящее за порядком на базаре. Наряду с «мухтаспаном» упоминается также дук (***) — базарный смотритель.

39. Баж *** — по-персидски baz. В разные времена это слово понималось по-разному. В древней Армении вообще это слово означало налог, побор, но в эпоху Смбата «баж» означал пошлину, которую феодалы взимали с крестьян окрестных районов за продажу сельскохозяйственных продуктов.

(пер. А. Г. Галстяна)
Текст воспроизведен по изданию: Смбат Спарапет. Судебник. Ереван. Айпетрат. 1958

© текст - Галстян А. Г. 1958
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Николаева Е. В. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Айпетрат. 1958