Комментарии

107. Тер-Григор III Пахлавуни — армянский католикос (1113 — 1165 гг.). Старший брат Нерсеса Шнорали. В 20-летием возрасте стал католикосом Армении. Был крупным церковным и государственным деятелем, педагогом. Им написан ряд толкований, часть которых дошла до нас. По свидетельству Виктора Ланглуа, Григор III был католикосом до 1169 года, что неверно (см. Ланглуа, ук. соч., стр. 9, прим. 7) В этом сане он находился до 1166 года.

108. Василь Камсаракан, по прозвищу Гох — один из видных государственных деятелей Армении. Армянские историки высоко ценят его военную деятельность, называя его «грозным и воинственным». Одни из князей, поднявшийся с низов и благодаря личной храбрости сумевший объединить многие армянские владения и создать независимое армянское княжество в Киликии. Василь Камсаракан вначале овладел одной частью области Кимакона, а затем постепенно расширил свои владения. Его резиденция была в укрепленной крепости Кесун, находящейся на юго-востоке от Рапана. В 1100 году он нанес поражение численно превосходившим сельджуками и прогнал их из городов Рапана и Антапа, а в 1112 году разгромил крестоносцем у подножья Сев-Лера, где освободил ряд армянских городом. Сыграл крупную роль в развитии армянской культуры в Киликии. Поощрял науки и открыл ряд школ, чем сыграл важную роль в деле консолидации армянских независимых княжеств.

109. Данишман — персидский наместник в Себастии. Родом армянин, но отрекся от армянского вероисповедания и принял мусульманское. Бэмунд захватил его в плен. При посредничестве Гох Василя, который находился с ним в дружественных отношениях, был освобожден. (Более обстоятельно см. М. Чамчян, т. III, стр. 122)

110. О Бэмунде романтично рассказывают Матевос Ураеци и Смбат Спарапет. На самом же деле история следующая: чтобы спастись, от рук греков и мусульман, последний из-за малочисленности своих войск решил не сопротивляться. Для своего спасения он придумал хитроумный план — объявил, чтобы распространили слух о его смерти и велел положить себя в гроб. Траурная процессия отвезла его в порт Горфу, где он вдруг «воскрес» и отправился в Рим. Его принял как героя папа римский, а король Франции Филипп I выдал замуж за него свою дочь Констанди и решил во главе с Бэмундом отправить новую армию на Восток. Но решение это не осуществилось в связи с кончиной Бэмунда.

111. Тер-Степанос был 53-им католикосом Агвании, резиденция которого находилась в Гандзаке.

112. Упомянутого епископа Тер-Барсега называли Ованесом. Он был братом Степаноса.

113. Чкрмыш - турок. Был правителем Мцбина и Мосула.

114. Апират Пахлавуни, видный армянский полководец XII века. Отец армянского католикоса Нерсеса Шнорали.

115. Нерсес Шнорали (Благодатный) — один из видных государственных и религиозных деятелей XII века, писатель. Оставил ряд замечательных трудов исторического, юридического и философского характера. Историческая поэма Шнорали «Плач на взятие Эдессии» является шедевром средневековой армянской поэзии. Это он поручил своему другу, видному армянскому врачу Мхитару Гераци написать труд «Утешение при лихорадке», который является замечательным памятником истории медицины XII века. Им написано много песен и басен, которые широко распространены в Армении и в наши дни. Благодаря Нерсесу Шнорали, трон армянского патриаршеского престола передали из Цовка в Ромклу, что сыграло большую роль в деле консолидации армян в Киликии.

116. Кармир Ванк (букв. Красный монастырь) — находится в области Кесун, один из крупных монастырей на Сев-Лере. При Гох Василе этот монастырь процветал. Там были открыты школы высшего типа, где воспитывались многие видные представители армянской культуры.

117. Кесун — находится на востоке от Марата в горах, вблизи Бехесни.

118. Бердран — сын Санджила от первой его жены. Наша «Летопись» ошибается, называя его племянником (см. Гроссет, ук. соч., 352).

119. Джовли — борьба между Чкрмышем и Джовли произошла из-за Мосула. Клитч Арслан пошел на помощь Чкрмышу, в результате чего Мосул опять остался в руках Чкрмыша, а после смерти последнего его владения перешли к Клитч Арслапу.

120. Тга Василь — один из храбрых воинов армянского народа. Современные историки с похвалой отзываются о нем. Выходец из династии Камсараканов. Был племянником по матери Гох Василя, воспитывался у него в семье. Последний усыновил его, и после его смерти Тга Василь стал единственным наследником. Он создал родственный союз с Рубенидами, был зятем князя Левона, внука Рубена. Тем самым сыграл большую роль в деле укрепления княжества Рубенидов.

121. Апласат — выходец из рода Мамиконянов, сын Татжата. Был владетелем Тарона. Погиб в 1112 году в сражении против турок.

122. Рапан — город, находящийся между Марашем и Кесуном.

123. Аревидай — крупная крепость, находящаяся на западе Антана.

124. Папеос - укрепленная крепость в городе Урхе. Известно, что иноверцы в 1032 году долгое время атаковали эту крепость, но благодаря мощным укреплениям захватить ее не удалось.

125. Триполи захватили крестоносцы после долгой ожесточенной борьбы. Свыше 11 лет они осаждали город и только лишь с помощью Гох Василя крестоносцам удалось 12 июля 1109 г. захватить его.

126. Мамтут — Шериф Эттавла Мамтут, сын Алтуна Ташина. Один из воинов персидского полководца Тапара, который в 1108 г. принимал участие во взятии Мосула у Джовлина.

127. Аблгариб — армянский полководец, сын Васака, внук Григора Магистра из рода Пахлавуни.

128. Шинав, Шенав — крепость, находящаяся на северо-востоке от Капана.

129. Ахматил — родом курд. Эмир в Иранском Азербайджане.

130. Брзух — был одним из друзей Тугрул-бека, правителя Багдада.

131. Танкри сообщили о том, что якобы крестоносцы предприняли против него заговор, из-за чего Танкри истребил многих невинных христиан (см. Гроссет, ук. соч., том 1, стр. 451).

132. Торос — сын Константина — более обстоятельно см. примеч 94.

133. Василь Камсаракан по подсчету Гроссета умер 12 октябри 1112 года, в субботу (см. Гроссет, ук. соч., стр. 475).

134. Танкри умер в четверг 5-го декабря 1112 г. (см. Киракос Гандзакеци, стр. 102). Одни говорят, что Танкри отравил патриарх Антиохии, а другие, что после смерти Василя Камсаракана Танкри хотел захватить его владения, но заболел и умер.

135. Страдания армянских жителей в городе Урхе подробно описаны в труде Гроссета (см. ук. соч., т. I, стр. 484 — 491).

136. Жестокость Балдуина в отношении эдесских армян объясняется тем, что, когда он был в Тлпашаре, кое-кто из франков донес ему, что якобы персидский эмир Мамтут захватил Харан, а оттуда намерен идти на Эдессию, ибо армяне обещали отдать ему город. Не проверив, фактов, Балдуин приказал переселить жителей, но, увидев, что персидский эмир наступает на Иерусалим, раскаялся в своем поведении и приказал жителям вернуться обратно на свои места.

137. Шугр — монастырь, который находится вблизи Сев-Лера, расположен между Марашем и Сисом.

138. Григор III Пахлавуни, католикос Армении (1113 — 1160 гг.), сын князя Апирата, старший брат Нерсеса Шнорали. Сменил католикоса Тер-Берсега, когда ему исполнилось всего 20 лет. Из-за его малолетства среди армянского духовенства возникли разногласия. Давид в Ахтамаре основал отдельное патриаршество, а Григор в Ромкле. Он оставил ряд трудов религиозного и светского характера. После смерти Тер-Григора его заменил брат — Нерсес Шнорали.

139. Геворк Мегрик — вардапет по прозвищу Севанци или Севанеци. Родился в деревне Севан. В Киликии основал известный монастырь Дразарк. 50 лет пробыл отшельником и умер в 70-летнем возрасте. Вардан Вардапет свидетельствует, что он умер в 1113 г., а Матевос Ураеци датой его смерти считает 1112 год. Написал ряд религиозных толкований.

140. Дразарк — известный монастырь вблизи столицы Киликийской Армении Сиса. Представляет собой пантеон, где хоронили армянских царей, великих князей и высшее духовенство.

141. Амит — армянское название Диарбекира, находится в Месопотамии.

142. Балдуин был коронован королем Иерусалима в 1118 г. Имел двух братьев: одного знали Готфред, который был первым королем Иерусалима, а второго Остах, который вернулся во Францию (см. Гроссет, ук. соч., стр. 531.)

143. Жену персидского султана Табара Матевос Ураеци называет армянским именем Гоар или Гоар-хатун (см. ук. соч., 341)

144. Гандзак — город, ныне Кировабад Аз. ССР.

145. Что касается гуманности Чослина в отношении жителей Урхи, то мы знаем о противоположном: он жестоко и коварно обращался с урхийцами.

146. Аззув — крепость к северо-западу от Халеба.

147. Хази — владетель Гандзака. Был вассалом Грузии.

148. По свидетельству Матевоса Ураеци, это произошло не в 1121 году, а в 1111 году (см. ук. соч., стр. 348).

149. Давид II — грузинский царь (1089 — 1125 гг.), выходец из рода Багратуни, сын Георгия II. Был одним из видных государственных деятелей Грузии (см. М. Чамчян, т. III, стр. 43).

150. «Летопись» преувеличивает, указывая число войск 150 тысяч человек.

151. Темурташ заменил своего отца и стал правителем Мертина, а его брат Сулейман стал правителем Муфаргина.

152. Пехесни — число этих храбрецов из Пехесни было не 15 человек, как указывает автор, а 50 (см. Гроссет, ук. соч., т. 1, стр. 583 — 593).

153. Погос Таронци — известный вардапет (архиепископ), служивший в монастыре св. Муша и в монастыре Аракелоц.

154. Тманис (Дманис или Дманиси) — древний город в Великой Армении, находится в области Гугарк. Говорят, город этот построен персидским шахом Ануширваном.

155. Гора (Гори) — город на юго-западе от Тбилиси.

156. Деметр — Димитрий I (1125 — 1145 гг.), вступил на грузинский престол после смерти своего отца.

157. Пепу — крепость, которая, по сведениям Матевоса Ураеци, находится на берегу Евфрата.

158. Чапар — Хлат Чапар — крепость, находится в Месопотамии на берегу Евфрата.

159. Бэмунд II — сын Бэмунда. В 1127 году приехал в Палестину, чтобы заменить своего отца (см. Гроссет, ук. соч., стр. 645). Дата его смерти не 1143 год, как указывает наш автор, а 21 августа 1131 года. А в 1143 году умер его зять, который воссел на его престол в 13-летнем возрасте и мать стала его регентом.

160. Торос — внук Рубена. Был третьим князем Рубенидов, который управлял княжеством с 1100 — 1129 гг. После смерти его заменил брат Левов. По одной памятной записи он построил Дразарк, где его в 1129 году похоронили. Эта надпись опубликована в «Сисване» (см. Алишан, «Сисван», стр. 239).

161. Адана — один из древних городов Киликии. Построен в 758 г. на нижнем течении реки Сарос в 30 км от Тарса. Во время крестовых походов город находился во владении князя Тороса. Танкри захватил «его и соединил с Антиохией. Царь Левон присоединил к своему государству. Адана - многолюдный город, где были развиты ремесла и торговля.

162. Тарс (Тарсон) — один из центральных городов Киликийской Армении. При Рубенидах был второй столицей царства. Армяне овладели Тарсом еще в X веке. Там был учрежден трон архиепископа. Именно здесь находился храм св. Софии, где князь Левон был коронован царем Армении. По словам арабского историка Ибн Хацкаля, между Тарсом и Византией возвышается высокая горная цепь Джебель-эль Лукам (Тавр), которая стоит как барьер между мирами ислама и христианства. (Об этом см. Виктор Ланглуа «Voyage en Cilicie», стр. 339).

163. Речь идет о ссоре между крестоносцами и Левоном I. Крестоносцы овладели вышеупомянутыми городами, но Левон, который был захвачен антиохийским дуком Раймондом, был вынужден уступить им несколько городов. Когда он освободился, то выступил войной против них и одержал блестящую победу. Все уступленные им города были освобождены. При посредничестве тестя Левона был установлен мир.

164. Сарвандикар — большая крепость на берегу реки Гихан, недалеко от города Анарзабы.

165. Этот император сын византийского императора Алексея I — Иоанн II Комнин, который в союзе с Антиохией организовал большой поход на Киликийскую Армению, во-первых, чтобы восстановить право на те области, которые захватили крестоносцы, во-вторых, чтобы ликвидировать армянское княжество Рубенидов.

166. Правитель княжества Рубенидов князь Левон в 1136 г. был захвачен в плен с женой и детьми византийским императором Иоанном, который отправил их в Константинополь, где он умер (см. Матевос Ураеци, ук. соч.. стр. 309).) Таким образом, власть Рубенидов в Киликии на несколько лет прекратила существование.

167. Кир-Мануел — после смерти императора Иоанна II Комнин на византийский престол воссел его сын Мануел I Комнин (1143 — 1180 гг.).

168. «Летопись» правильно отмечает это событие. Действительно Нерсес Шнорали написал историческую поэму «Плач ни взятие Эдессии» в 1146 году. В основу поэмы легло взятие и разрушение города Эдессии (Урхи) атабеком Мосула Занги. Шнорали в этой поэме показал героическую борьбу защитников Эдессии. Он упоминает битву при Марате, гибель армянского государства, разрушение Ани, массовое переселение армян из своих родных мест. Нерсес Шнорали в поэме обращается ко всем армянам, призывая их вернуться и восстановить павшее от рук сельджуков государство. Об этом событии писали греческие писатели (см. Смбат «Летопись», Венеция, стр. 164, прим. 46).

169. Торос — Торос II Рубенид, пятый правитель Рубенидов, сын князя Левона, которого обманным путем с его отцом в 1139 г. увели в Константинополь, тем самым ликвидирован армянское княжество Рубенидов и Киликии. Отца убили, а сам Торос, спустя шесть лет, бежал из Константинополя и прибыл на родину. С помощью своих братьев Степана и Млеха он поднял восстание, прогнав византийских: правителей, восстановил независимую власть Рубенидов в Киликии. Неоднократные попытки византийцев ликвидировать самостоятельность Рубенидов не имели успеха. Храбрый Торос II в нескольких сражениях с византийцами одержал блестящие победы. Он не только восстановил отцовские владения, но и расширил и усилил Киликийское армянское княжество. К 1152 году почти вся Киликия была завоевана Торосом. Успех Тороса объясняют тем, что он «нашел поддержку у латинских баронов, вассалов Эдессии и Антиохии». (И. Успенский «История Византийской империи», т. III, стр. 284). Византийский император Мануел дал Андронику большую армию, чтобы уничтожить княжество Рубенидов в Киликии. Андроник осадил город Маместию и, по свидетельству Григора Ереца, велел сообщить Торосу: «Мы принесли те цепи, в которые заковали и увели в плен твоего отца. В них же теперь закуем тебя и уведем в плен», (см. Матевос Ураеци, ук, соч., стр. 400). Торос на это ответил молчанием. Ночью Торос сделал вылазку и, застав неприятеля врасплох, разгромил армию Андроника. Победу Тороса над византийцами проф. Г. Микаелян объясняет тем, что «во-первых, потерпело поражение большое войско византийцев, причем, армяне превзошли их не только храбростью, но и умением воевать, во-вторых, были разгромлены и расслаблены армянские влиятельные феодалы Киликии, сторонники Византии и враждебно относившиеся к объединению страны под властью Рубенидов. Они были вынуждены признать их первенство» (Микаелян «История Киликийского армянского государства», стр. 112).

170. Об этом документе более обстоятельно говорит армянский историк XIII века Киракос Гандзакеци (см. Киракос. «История Армении» (на арм. яз.), Тифлис, 1909. стр. 100 — 101).

171. Балдуин был очень расположен к армянам. Об этом свидетельствует письмо Тер-Барсега, переведенное на французский язык Дюлорье, которое содержит в себе протест против греков, которые всячески притесняли армянские церкви. Молитва в церквях проходила на двух языках: армянском и французском. Латинские князья вместе с греками были против армянского языка. В этом отношении отличился только Балдуин, который не только поощрял армян, но и, по свидетельству Тер-Барсега, владел армянским языком.

172. Ромкла — замечательная крепость на западном берегу Евфрата к северо-западу от Халеба. В начале Ромкла находилась под властью эюбидов. Когда Мелик-Ашраф захватил Ромклу, армяне были вынуждены перевести армянский патриарший престол из Ромклы в столицу Киликийской Армении Сис, где он оставался до 1441 г., то есть возвращения в Эчмиадзин, где и находится до нынешнего времени. О приобретении Ромклы довольно обстоятельно говорит Киракос Гаидзакеци (см. ук. соч., стр. 100 — 101). Он рассказывает, что Тер-Григорис попросил вдову Чослина дать в качестве резиденции армянских католикосов неприступную крепость Ромклу, а взамен отправил ее к Торосу Рубениду, который удовлетворил все ее просьбы. Вдова Чослина, чувствуй настроение своих восточных князей, хотела возвратиться в Европу. Крепость Ромклу она завещала армянскому католикосу с тем расчетом, что если ее старший сын возвратится на Восток, то крепость будет принадлежать ему, в противном случае это будет подарком армянскому католикосу. Сын вдовы от первого брака в действительности прибыл на Восток, но, не чувствуя себя в безопасности даже в крепости, вынужден был продать крепость Ромклу армянскому католикосу, а сам удалился и Европу. (Об этом смотри более подробно Михаил Чамчян, т. III стр. 72).

173. Торос — это Торос П. Сын армянского князя Левина Рубенида, (об этом более обстоятельно см. примеч. 169).

174. Ошин — владетель Ламброна (1143 — 1170 гг.), сын князя Гетума (1110 — 1143 гг.), основоположника армянского княжества Гетумидов в Ламброне. Смбат и сам представитель рода Гетумидов. Рубениды и Гетумиды веками враждовали друг с другом. Каждый из них хотел создать армянское государство. Гетумиды были грекофилами и хотели с их помощью добиться своей цели, а Рубениды хотели это сделать с помощью крестоносцев. Как видим, Рубениды с помощью князя Тороса сумели восстановить княжество Рубенидов. Несмотря на принадлежность к Гетумидам, Смбат Спарапет с похвалой отзывается о Торосе и симпатизирует ему. После победы над византийцами и их вассалами Рубениды связали себя с Гетумидам и родственными узами. Свою дочь Гоар Торос выдал замуж за сына Ошина Гетума.

175. Масут — сын Клитч-Арслана. Город Марат захватил не Масут, а Клитч-Арслан III, который управлял страной в 1119 — 1155 годах.

176. Ворота - это известный переход через гору Аман, находящуюся между Киликией и Сирией.

177. У арабских историков встречается как имя Якуб-Арслан.

178. Степане — сын Левона, брат Тороса II (1110 — 1116 гг.). Женился на дочери князя Смбата, владетеля Паперона, который погиб при сражении под Мсисом в бою против Тороса П. От этого брака родились два сына - Рубен и Левон. Впоследствии Левон пал первым пиром Киликийской Армении. Степане был убит по подстрекательству греков.

179. Георгий, царь Грузии, Георгий II, брат Давида III, сын Димитре I.

180. Грузинский царь Давид II освободил Ани от эмира Апусвара в 1124 г. Во второй раз — в 1161 г. (см. Вардан, 1861, стр. 165; см. Смбат, Венеция, стр. 184), когда разгромил армию эмира Фатлуна и завладел городом.

181. Нур-ед-дин в это время находился в области Дамаск для вербовки людей и подготовки их к крупному наступлению на королевство Иерусалим.

182. Степане — (см. прим. 170) был убит Андроником Эйфербеном, который в 1165 г. пригласив к себе в гости, бросил его в кипящий котел (Р. Ачарян «Словарь армянских личных имен» (на арм. яз.), т, IV, Ереван, 1948, стр. 013).

183. Рита — мать первого царя армянского царства Рубенидов, сестра Константина Пайла из рода Гетумидов. В 1143 г. вышла замуж за Степане, тем самым, установив родственный союз между Рубенидами и Гетумидами.

184. Бакуран — брат Риты. Его отец парон Смбат, владетель Паперона, как было уже сказано, погиб в бою под Мсисом. После себя оставил трех сыновей (Бакурина, Васака и Халкама) и одну дочь (Риту). Среди его сыновей видную роль сыграл Бакуран, наследством же Гетумидов управлял Васак. Сын последнего — Константин Пайл сыграл видную роль как при Рубенидах, так и в царствование Гетумидов.

185. Слова «Великий парон» здесь относятся к Константину Пайлу.

186. Тер-Нерсес — это знаменитый Персес Шнорали (Благодатный). Как было сказано выше, он был короткое время армянским католикосом (1166 — 1173 гг.), кроме того, величие Персеев состоит в том, что он оставил большое научное наследие исторического, философского, юридического и религиозного характера (см. примечание 115).

187. Рубен II — сын Степане, брат первого армянского царя Рубенидов Левона I. Стал править страной после смерти Млеха, то есть с 1175 г. (см. Рют Колленберг, ук. соч., стр. 48). Рубен II в 1181 г. отнял у греков Тарс. Он осадил Ламброн. Владетель Ламброна Гетум попросил у дука Антиохии Бэмунда помощи. Последний пригласил Рубена в Антиохию и заточил его в тюрьму. Бэмунд с войсками вторгся в Киликию и хотел ликвидировать княжество Рубенидов, но его брат Левон во главе армянского войска разгромил Бэмунда и прогнал из Киликии. Левон заставил вести переговоры с Бэмундом об освобождении Рубена. В 1185 г. после возвращения на родину Рубен II правил страной до 1187г. Он высоко ценил талант своего брата Левона. В 1187г. Рубен передал власть своему брату, а сам ушел в монастырь (см. Р. Ачарян, ук. соч., стр. 327).

188. Млех — брат князя Тороса II, сын Левона. Хотел убить брата и взять власть в свои руки. Но об этом узнал Торос и выселил брата из страны. Млех поступил на службу к халебскому эмиру Нур-ед-дину. После смерти брата Тороса власть перешла к его малолетнему сыну Рубену (1169 — 1170 гг.). Млех во главе войска Нур-ед-дина вторгся в Киликию и захватил власть. С помощью халебского эмира он очистил страну от крестоносцев и расправился со своими соотечественниками, которые были против него, жестоко наказав их. «Он, — пишет историк, — с помощью неверных причинил христианам много зла» (см. М. Асори, ук. соч., стр. 454). По словам Смбата, «был злым и жестоким, и все его ненавидели» (Смбат, Париж, стр. 88). Из-за чего в 1175 г. в Сисе он был убит. (Об этом см. Микаелян, ук. соч., стр. 126, 133, 148 и 158).

189. Григор IV Тга (Отрок) — армянский католикос (1173 — 1193 гг.) Был сыном Василия, брата Нерсеса Шнорали. Заменил своего дядю Нерсеса Шнорали. Продолжал его политику по вопросу сближения двух церквей. В 1179 г. в Ромкле созвал церковный собор, где большинство армянского духовенства высказалось против уступок. Тем не менее собор принял постановление в духе незначительных уступок, которые не могли послужить основой для соединения церквей (см. Микаелян, ук. соч., стр. 137). Если Нерсес Шнорали призывал армян вернуться в Великую Армению и восстановить армянское царство, то Григор Тга, наоборот, пришел к выводу, что армянское царство, подпавшее под иго сельджуков, больше не возродится. Он уговорил соединить мелкие армянские княжества и создать армянское независимое государство в Киликии. В этом отношении Григор Тга проявил себя как дальновидный государственный деятель. Не случайно, что во время третьего крестового похода он не поверил в искренность германского императора Фридриха, а вел секретные переговоры с Салах-ед-днном и сообщил важные сведения о крестоносцах. Григор занимался также наукой, помогал Мхитару Гераци в написании «Утешения при лихорадке».