1571
Несколько дней спустя заговорили о возможности выдать меня замуж за принца Наваррского, который ныне является нашим славным и благородным государем 1. Во время одного обеда королева моя мать долго обсуждала это с господином де Мерю, поскольку члены дома Монморанси всегда имели право первого [40] совета 2. Сразу после трапезы он сказал мне, что королева приказала ему поставить меня в известность, о чем шла речь. Я ответила, что это излишне, поскольку я выполню любую ее волю, однако стану умолять ее принять во внимание то, что, являясь католичкой, я буду весьма огорчена стать женой человека, исповедующего иную религию. После, проследовав в свой кабинет, королева призвала меня и сообщила, что господа де Монморанси предложили ей заключить этот брак, и она желает знать мое мнение. В ответ я повторила, что согласна с ее волей и ее выбором, но умоляю помнить, что я – истинная католичка.
Комментарии
1. Принц Наваррский Генрих де Бурбон (1553-1610) – единственный сын Антуана де Бурбона, герцога Вандомского, первого принца крови, и Жанны д’Альбре, королевы Наваррской. Был воспитан своей матерью в гугенотской вере. После ее смерти (9 июня 1572 года) – король Наваррский, с 1589 года – король Франции, основатель династии Бурбонов. Разговоры, а затем и переговоры о его свадьбе с Маргаритой начались вскоре после заключения Сен-Жерменского мира 1570 года.
2. Сеньор де Мерю, Шарль де Монморанси (1537-1612) – третий сын коннетабля Анна де Монморанси и Мадлены Савойской, активный участник религиозных войн. Командовал швейцарцами в битве при Монконтуре, участвовал во всех крупных сражениях – при Дре, Сен-Дени, Краоне и Арке. При Генрихе IV стал адмиралом, а при Людовике XIII был пожалован титулом герцога (Данвиля) и пэра. Брантом написал о нем: «Сегодня его считают самым достойным членом королевского совета, обладающим наилучшим умом и дающим наилучшие советы».
Дом Монморанси являлся самым древним баронским родом во Франции и обладал большим влиянием на французскую политику. Его члены придерживались примирительной позиции в борьбе религий и стояли у основания центристского движения «политиков». Поэтому по вопросу межконфессионального брака гугенота и католички королева-мать прежде всего обратилась за советом к членам этой семьи, тем более связанной родством с королевской семьей: Диана де Валуа, незаконная дочь Генриха II, была замужем за старшим из братьев – герцогом Франсуа де Монморанси.