1564
Я прожила в Амбуазе до начала большого путешествия, когда королева моя мать приказала мне присоединиться ко двору с тем, чтобы более не покидать его; о самом путешествии, однако, мне сказать нечего, ибо я была тогда столь юна, что не смогла сохранить память о чем-либо важном, а частные детали вообще исчезли из моих воспоминаний, как сон 1. Я даю возможность побеседовать на эту тему тем, кто пребывал в более зрелом возрасте, как Вы 2, и может вспомнить то великолепие, которое царило повсюду: крещение моего племянника принца Лотарингского в Бар-ле-Дюке 3, [26] приезд в Лион герцога и герцогини Савойских 4, встреча в Байонне моей сестры королевы Испании с королевой моей матерью и королем Карлом, моим братом 5. (Я убеждена, Вы не забудете описать превосходное празднество с балетом, организованное королевой моей матерью в честь этой встречи на острове 6, когда казалось, будто сама Природа позаботилась обо всем. В центре острова располагался большой луг, окруженный высокой сосновой рощей, на котором королева моя мать приказала разбить пространные беседки и установить в каждой по круглому столу на двенадцать персон. Стол Их Величеств под высоким балдахином единственно возвышался на краю луга, представлявшем собой четыре ступени газонов. Вокруг этих столов прислуживали стайки пастушек, одетых в различные тканые золотом сатиновые наряды, в соответствии с обычаями всех провинций Франции. Двор прибыл из Байонны на этот остров на величественных судах, а само путешествие сопровождалось музыкой, словно морские боги распевали и читали стихи вокруг корабля Их Величеств; названные пастушки, сходя с кораблей, оказывались на боковых лужайках, расположенных по обе стороны от главной аллеи со специально обустроенным [27] газоном, ведущей к лугу с беседками. Каждая группа девушек исполняла танец своего края: пастушки из Пуату танцевали под волынку, из Прованса – вольту 7 под цымбалы, из Бургундии и Шампани – под маленький гобой, скрипку и деревенские тамбурины, а бретонки исполнили паспье и бранль-ге 8. Так же были представлены и другие провинции. После представления пастушек и окончания пиршества мы увидели, как вместе с большой группой музыкантов-сатиров появился огромный иллюминированный грот, который был более озарен красотой и украшениями нимф, спускавшихся сверху, чем искусно сделанным освещением. Нимфы исполнили прекрасный балет, чей успех не смогла перенести завистливая Фортуна, послав такой сильный дождь и бурю, что нам пришлось в суматохе возвращаться на корабли и там провести ночь. Поутру эта история стала предметом для смешных рассказов, а величественное устроение праздника доставило всем большое удовольствие.) Вы наверняка вспомните великолепные встречи, организованные во всех провинциях и главных городах королевства, которые посещали Их Величества.
Комментарии
1. Речь идет о так называемом «большом путешествии», которое королева-мать в сопровождении юного Карла IX и всего королевского двора предприняла в 1564-1566 годах, посетив Бургундию, Дофине, Прованс, Лангедок, сделав продолжительные остановки в Лионе, Марселе, Ниме, Тулузе и Байонне. Целью путешествия было восстановление королевского авторитета и правосудия, главным образом, в мятежных южных провинциях Франции, где наиболее усилилось гугенотское движение. Екатерина Медичи и канцлер де Лопиталь выбрали для этого весьма удачное время, поскольку католики и гугеноты после битвы при Дре (см. выше) были деморализованы и обессилены. Королева-мать и королевский совет, в свою очередь, демонстрировали веротерпимость и, по сути, выступали как политические посредники между враждующими сторонами, искренне надеясь на окончательное замирение королевства. См.: Boutier Jean et al. Un Tour de France royal: le voyage de Charles IX. Paris, 1984.
2. Брантом был старше Маргариты на двенадцать лет.
3. Королевский двор прибыл в Бар-ле-Дюк 1 мая 1564 года. Принц Лотарингский Генрих (1563-1624), сын герцога Лотарингского Карла III и Клод Французской, второй дочери Генриха II Валуа и Екатерины Медичи, будущий герцог под именем Генриха II (с 1608).
4. В Лион двор переехал 13 июня 1564 года. Герцогиней Савойской была сестра Генриха II Валуа Маргарита Французская (1523-1574), жена (с 1559) Эммануэля-Филиберта Савойского, высокообразованная и одаренная дама.
5. Одним из важнейших событий «большого путешествия» стала встреча королевской семьи в Байонне с королевой Испании Елизаветой де Валуа (1545-1568), старшей из дочерей Генриха II и Екатерины Медичи, и сопровождавшим ее герцогом Альбой (в середине июня 1565 года). Альба от имени Филиппа II Испанского потребовал в резких выражениях от французской короны и лично от королевы-матери прекратить политику умиротворения, запретить протестантское богослужение и принять решения Тридентского собора. По сути, испанский король в лице Альбы настаивал на новой гражданской войне во Франции, на что не могла пойти Екатерина, с таким трудом восстанавливающая единство королевства и утраченные позиции королевской власти. С другой стороны, королева-мать опасалась возможности испанского вторжения, и поэтому в итоге она ограничилась туманными обещаниями. К ее огромному разочарованию, в лице дочери Елизаветы она не нашла никакой поддержки. См.: Гармсен О. М. Байоннское свидание 1565 г. (из истории французско-испанских дипломатических отношений XVI века) // Ученые записки Московского городского педагогического института. T. VIII. Кафедра истории средних веков. Вып. I. / Под ред. А. А. Фортунатова. М., 1948. С. 95-114.
6. Речь идет об острове Эгмо на реке Адур, на котором 23 июня 1565 года было устроено пышное празднество с театрализованным представлением.
7. Вольта – (итал. volta, от voltare – поворачивать) – старинный парный танец, очевидно, итальянского происхождения, исполнялся в быстром темпе. Во второй половине XVI – начале XVII веков, был популярен при дворе некоторых европейских стран, в частности, во Франции и в Англии. Главное движение танца состоит в том, что кавалер быстро поворачивает высоко в воздухе танцующую с ним даму, обнимая ее за талию. Даже для XVI века казался довольно смелым.
8. Паспье (passe-pied) – «старинный французский танец, возникший, по-видимому, в Северной Бретани. [...] Музыкальный размер придворного паспье – ¾ или ⅜, начинается с затакта. Паспье близок к менуэту, но исполнялся в более быстром темпе. Включался в инструментальную сюиту между ее основными танцевальными частями (обычно между сарабандой и жигой)» (Музыкальный словарь);
Бранль-ге (branle или branle-gai) – старинный французский круговой танец (хоровод) с быстрыми движениями, с пением и припевом, повторяющимся после каждой строфы.