Комментарии

1. «Хроника» Евсевия Кесарийского (Памфила; род. 264—ум. 340), епископа Кесарии Палестинской, долгое время была известна лишь в вольном пересказе Иеронима на латинском. В 1792 г. константинопольский армянин Геворг Ованнисян обнаружил полный перевод этого труда на древнеармянском языке (V в.), переслал рукопись в Венецию мхитаристам, которые издали текст вместе с латинским переводом (перевод и издание М. Авгеряна, Венеция, 1818); в том же году этот текст был издан Зограбом Иованном и Анджело Маем в Милане (см.: Г. Зарбаналян, Древнеармянские переводы, стр. 434—443; его же, История книжности греков, римлян и отцов церкви, стр. 704—714).

2. В армянской средневековой литературе существовало разделение книг и наук на «внешние» ***, «внутренние» *** и «тонкие» ***. Под «внешней» литературой подразумевались книги, выходящие за рамки Библии и других религиозных и церковных книг, однако не запрещенные церковью. В основном это были творения античных языческих авторов, философов-нехристиан, а также исторические, грамматические, географические, астрономические и другие сочинения. Иногда к ним причисляли также философские творения христианских авторов и некоторые церковные книги. «Внутренней» литературой называлась вся религиозная и церковная литература, признаваемая церковью, впрочем, термин этот был малоупотребителен; вместо него употребляли термин «священные», «обширные» книги. Под «тонкой» литературой понимали в основном малодоступную литературу сугубо философского, богословского содержания (подробнее об этом см.: Аракел Даврижеци, Книга историй, стр. 529, прим. 1).

3. «Церковная история» Евсевия Кесарийского повествует о событиях от начала христианства до 324 г. («до двадцатого года царствования Константина») . Книга эта была переведена на древнеармянский язык по специальному поручению Месропа Маштоца, о чем говорит в своей «Истории Армении» Мовсес Хоренаци (кн. II, гл. X) (подробнее об этом см.: Г. 3арбаналян, Древнеармянские переводы, стр. 434 и далее).

4. Имеется в виду римский император Константин (род. 274 — ум. 337), позднее названный Великим. Автор называет его Благочестивым, потому что этот император сделал очень много для укрепления позиций христианской церкви: при нем был издан эдикт о веротерпимости (принятый на съезде в Милане зимой 312/13 г.), постановление об освобождении духовенства от всех личных повинностей — 313 г.; в 315 г. церковь была освобождена от некоторых податей и т. д.

5. Сократ Схоласт (V в.) —греческий церковный историк, автор написанной в 439—443 гг. «Церковной истории» в семи книгах, доведенной им до начала XVII консульства императора Феодосия II. Согласно свидетельству историка Асохика, высоко ценившего Сократа и назвавшего его вместе с Евсевием Кесарийским «великими светилами», блистающими среди звезд — бесчисленного множества греческих историков (см.: Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, кн. I, гл. 1), труд Сократа был переведен на армянский язык еще в VII в., в дни правления католикоса Анастаса (661—667), Филоном Тиракаци (см. там же, кн. II, гл. 1, стр. 71). «Церковная история» Сократа Схоласта была издана в Вагаршапате в 1879 г. (см.: М. Тэр-Мовсесян, Историограф Сократ и Мовсес Хоренаци, а также: Г. Зарбаналян, Древнеармянские переводы, стр. 693—698).

6. Агатангелос согласно книжной традиции является автором IV в., секретарем армянского царя Трдата. По его приказу он изложил историю армянского народа, в которой описал период проникновения и укрепления христианства и превращения его в государственную религию (см. об этом: Н. Я. Марр, Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием). Книга Агатангелоса была широко распространена в средневековой Армении. Помимо армянского существовал также греческий текст, а также древние версии на других языках — грузинском, арабском, эфиопском и т. д., восходящие к армянскому или греческому оригиналу, В новое время она была переведена также на итальянский и французский языки (подробнее см.: А. С. Анасян, Армянская библиология V—XVIII вв., т. I).

7. Григора Лусаворича, просветителя армян, историки называют Партевом (Парфянином), отпрыском рода Пахлавуни, являвшегося ветвью парфянской династии (см.: История Армении Моисея Хоренского, кн. III, гл. 74, далее — Мовсес Хоренаци).

8. Мовсес Хоренаци — крупнейший армянский историк V в., получивший образование в Эдессе и Александрии, прозванный «отцом армянской историографии». Оставил «Историю Армении» в трех книгах, охватывающую период с Адама до падения армянского Аршакидского царства в 428 г. Уже в прошлом столетии имелись латинский, русский, французский, итальянский и другие переводы этого труда (см.: К. Патканов, Библиографический очерк армянской исторической литературы, стр. 30—31).

9. Егишэ (V в.) — автор ценного труда по истории борьбы армянского народа под предводительством Вардана Мамиконяна против персидских захватчиков, стремившихся насадить в Армении свою религию. Книга эта снискала славу одной из любимейших книг армян. Она будила национальное самосознание угнетенного народа, звала его на борьбу. Труд Егишэ дошел до нас во множестве рукописных списков, много раз был издан. Уже в первой половине прошлого века существовали переводы труда Егишэ на русский, английский, итальянский и французский языки (подробнее см.: К. Патканов, Библиографический очерк..., стр. 32). В 1952 г. в Нью-Йорке вышло в свет двуязычное (армяно-английское) издание упомянутого труда, а в 1971 г. он был издан в Ереване на русском языке в переводе И. А. Орбели.

10. Речь идет о шести высокопоставленных духовных лицах, замученных и убитых персами во время освободительной войны армян, возглавляемой Варданом Мамиконяном (середина V в.), Егишэ в гл. VIII своего труда (см.: Егишэ, О Вардане и войне армянской) поименно перечисляет и подробно описывает их смерть. И. См. там же, стр. 158—162.

11. Лазар Парпеци — армянский историк V в. Его «История» охватывает период с 388 по 485 г. Много места он уделяет освободительной борьбе армянского народа.

12. Фавстос Бузанд — армянский историк, автор труда, в котором описаны события, происходившие после Агатангелоса, и они доведены до 390 г. (см.: История Армении, пер. М. А. Геворкяна, далее — Фавстос Бузанд).

13. Себеос — армянский историк VII в. Впервые «История Себеоса» была издана в 1851 г. О Себеосе и его историческом труде см. Монографию Г. В. Абгаряна («История Себеоса» и проблема Анонима). На русской языке труд Себеоса был издан в 1862 г. в Санкт-Петербурге (пер. К. Патканьяна) и в 1939 г. в Ереване (пер. Ст. Малхасянца).

14. Корюн — ученик изобретателя армянского алфавита Месропа Маштоца. Ему принадлежит «Житие Маштоца», в котором автор очень подробно описывает жизнь своего учителя и изобретение алфавита (см.: Корюн, Житие Маштоца, русский перевод Ш. Смбатяна и К. Мелик-Оганджаняна; К о г i u n, The Life of Maschtots, translated by Bedros Norehad, USA, 1964, а также К. Патканов, Библиографический очерк..., стр. 30).

15. Хосров — армянский историк, впервые упоминаемый Киракосом Гандзакеци, труды которого до нас не дошли. Позже имя Хосрова встречается лишь в рукописных библиографических списках. О личности Хосрова в арменоведении нет единого мнения. Г. В. Абгарян считает его историком VII в. (см.: История Себеоса..., стр. 230), С. С. Аревшатян [Формирование философской науки в древней Армении (V—VI вв.), стр. 144] называет его переводчиком V—VI вв.

16. Иерей Гевонд — армянский историк VIII в. Книга его, озаглавленная «Повествование о появлении Магомета и его преемников», охватывает период с 661 по 788 г. Автор описывает владычество арабов в Передней Азии, дает основные этапы борьбы Арабского халифата против Византии. Книга содержит весьма интересные подробности о религии арабов. Помимо изданий на армянском языке существуют выполненные в середине прошлого века переводы на французский и русский (История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII в., пер. К. П. Патканьяна, далее — Гевонд; см. также: К. П. Патканов, Библиографический очерк..., стр. 34).

17. Г. В. Абгарян, исследовавший в связи с историком Себеосом список армянских историков, приводимый Киракосом Гандзакеци, приходит к выводу о том, что список этот искажен переписчиками и его следует читать иначе. И предлагает два варианта, в которых восстанавливает хронологическую последовательность: сначала Корюн, затем Хосров, Себеос и Гевонд; второй вариант — Корюн, Себеос, Хосров, Гевонд (см.: Еще раз о Себеосе,— «Банбер Матенадарани», 1971, № 10, стр. 436).

18. Вардапет Товма Арцруни — армянский историк X в. Написал историю династии Арцруни, царствовавшей в Васпуракане, охватив период с «сотворения мира» до 936 г. «История дома Арцруни» как по содержанию, так и по увлекательности изложения по праву причисляется к самым интересным историографическим памятникам. Впервые труд Товмы Арцруни был опубликован в середине прошлого века по единственной сохранившейся рукописи. Существует его французский перевод, принадлежащий перу известного арменоведа акад. М. И. Броссе (см.: К. П. Патканов, Библиографический очерк..., стр. 35—36).

19. Шапух Багратуни — армянский историк X в., труды которого утеряны.

20. Речь идет о католикосе Иованне V Драсханакертци (899—931) (Патмабане), который написал «Историю» от начала армянского царства до периода, когда он жил. В труде Иованна Драсханакертци подробно описано положение Армении в VIII—X вв., когда набеги арабов опустошили армянские земли; здесь же автор рассказывает, как старания княжеского рода Багратуни увенчались созданием в области Ширак независимого государственного образования с центром в Ани. Еще в прошлом веке были осуществлены несколько изданий на армянском языке и французский перевод (см.: К. П. Патканов, Библиографический очерк..., стр. 35). Ныне готовится русский перевод этого труда.

21. Мовсес Каганкатваци — армянский историк, оставивший ценный труд «История страны Агванк», в котором использованы материалы предшествовавших ему авторов (Егишэ, Мовсеса Хоренаци и др.). Написанный на древнеармянском языке, труд Мовсеса Каганкатвацй посвяще» областям Арцах и Утик, которые в 387 г. Сасанидами были включены в состав Агванка (Кавказской Албании), и является основным источником по истории этих областей с V по X в. Историческое сочинение Мовсеса Каганкатвацй делится на три части: первые две охватывают события до» VII в., а третья — доводит их до X в. Кроме издания на армянском языке существуют также переводы на русский, французский (фрагменты), английский языки (см.: К. П. Патканов, Библиографический очерк, стр. 37). В настоящее время готовится к изданию новый русский перевод «Истории страны Агванк».

22. Ухтанес, армянский историк X в., по просьбе настоятеля Нарекского монастыря Анании написал «Историю Армении». В книге помимо общеизвестных событий, связанных с принятием армянами христианства, описаны также события, приведшие к расколу между армянской и грузинской церковью в начале VII в. Эта часть «Истории» Ухтанеса, основанная на документах, которые относятся к эпохе, когда происходили эти события, представляет особый интерес. До нас дошла единственная неполная рукопись, по которой и было осуществлено первое издание (Ухтанес, епископ, История Армении). Имеется французский перевод труда Ухтанеса (см.: К. П. Патканов, Библиографический очерк..., стр. 36); в настоящее время готовится издание критического текста на древнеармянском языке.

23. См. прим. 71 к гл. 1.

24. Степанос Таронеци, прозванный Асохиком,— историк XI в. Автор прославленной «Всеобщей истории» в трех книгах, охватывающей период до 1003 г. Книга посвящена преимущественно царской династии Багратидов. Имеется русский перевод труда (см.: Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, перевод Н. Эмина, далее — Асохик).

25. Аристакэс Ластивертци — автор «Повествования» (XI в.), в котором показан насыщенный бурными событиями период расцвета и последующего упадка политического могущества Анийского царства Багратидов. Арнстакэс Ластивертци подробно описывает захват армянских территорий Византией, нашествие тюрок-сельджуков, разорение некогда цветущих городов, массовое избиение и угон в плен мирного населения и, наконец, острую классовую и политическую борьбу, усугубленную феодальными усобицами. Немалое место в труде отведено описанию антифеодального движения народных масс, вылившегося в форму религиозной ереси, так называемого-движения тондракийцев. Существует французский перевод этого труда (см.: К. П. Патканов, Библиографический очерк..., стр. 38); «Повествование» Аристакэса Ластивертци для серии «Памятники письменности; Востока» на русском языке подготовил К- Н. Юзбашян (1969).

26. Матеос Урхаеци (Матфей Эдесский) (XII в.) —один из замечательных армянских историков, оставивший ценный труд по истории западных территорий Армении, сопредельных с владениями греков, мусульман и крестоносцев (с 952 по 1136 г.). «Хроника» Матеоса Урхаеци описывает события первого крестового похода, приводит подробности, которых нельзя найти ни у кого из западных и восточных историков. Существуют французский и немецкий переводы труда Матеоса Урхаеци (см.: К. П. Патканов, Библиографический очерк..., стр. 40), а также издание на армянском языке (Ереван, 1973, подготовил Г. Бартикян).

27. Самуэл Анеци — армянский хронист XII в. Написал по просьбе католикоса Григора III (?) так называемые «Извлечения из книг историков» — хронологические исследования и таблицы от «начала мира» и до 1179 г. В некоторых рукописях таблицы продолжены анонимными хронистами и доведены до 1340 г. Существуют итальянский и французский переводы (см.: К. Л. Патканов, Библиографический очерк..., стр. 41).

28. Ванакан — прозвище Иованнеса вардапета Тавушеци (1181—1251). Написал множество сочинений, и среди них подробное описание жизни и деятельности своего учителя — Мхитара Гоша, автора первого армянского «Судебника». К сожалению, труд этот до нас не дошел. Ванакан выпестовал целую плеяду армянских историков, среди которых был и сам Киракоа Гандзакеци, посвятивший своему учителю немало страниц. В 24-й главе своего труда Киракос Гандзакеци описывает пленение Ванакана монголами; см. также о нем стр. 21—23 предисловия к данной книге.

29. Армянский католикос Нерсес Великий (353—373), отравленный царем Папом, согласно преданию, перед смертью предсказал гибель армянского царства, пресечение династии Аршакидов, конец патриаршества династии Григора Лусаворича на Эчмиадзинском престоле и нашествие на Армению племени стрелков (см.: Фавстос Бузанд, кн. 5, гл. 24; Мовсес Xоренаци, кн. 3, гл. 38). Согласно видению и пророчеству католикоса Нерсеса Армения должна была возродиться спустя много лет (см. подробное описание пророчества в «Армянских писаниях», т. 6, § 12, гл. 7, стр. 23—24). В древней армянской литературе довольно часто встречаются видения и пророчества; они подробно изучены акад. А. Г. Иоаннисяном (см.: Очерки по истории армянской освободительной мысли). К. Патканов говорит, что пророчество Нерсеса известно было В. Рубруку (см.: История монголов инока Магакии, прим. 1).