«МУДЖМАЛ-И ФАСИХИ» — СВОД ИСТОРИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ XIV-XV ВЕКОВ
Среди нарративных первоисточников по истории Средней Азин и Среднего Востока XIV-XV ва. видное место занимает персоязычный труд «Муджмал-и Фасихи» («Фасихов свод»), который содержит хронологические данные, относящиеся к основным историческим событиям, биографиям политических деятелей, ученых, поэтов «мусульманского» Востока с древнейших времен до середины XV в.
Автор этого своеобразного памятника историографии Востока — Фасих Ахмад ибн Джалал ад-Дин Мухаммад. Дошедшие до нас сведения о его жизни и деятельности весьма скудны и отрывочны 1. Известно, что Фасихи родился 28 сентября 1375 г. и умер около 1442 г. Он служил при Тимуридах, занимал высокие должности в государственной канцелярия (диване) Шахруха (1405-1447) и его сына Мирза Байсункара (1416-1433), принимая участие в финансовых делах государства.
В последние годы своей жизни (1432-1442) Фасихи попал в опалу и был удален со службы. По свидетельству его современника Абд ар-Раззака Самарканди, он [60] пытался, находясь уже в опале, занять должность везира при Шахрухе, когда умер везир Саййид Ахмад (26 февраля 1436 г.), но это ему не удалось 2. В эти годы он и взялся за написание «Муджмал-и Фасихи» 3. Это единственный известный нам труд Фасихи, судя по которому, он был широко образованным человеком, свободно владевшим персидским и арабским языками, сведущим в поэзии, литературе, истории и богословии.
Возможно, что им были написаны и другие поэтические труды. Его современник Му'ин ад-Дин аз-Замджи Исфизари (ум. в 1493-1494 гг.) писал: «Маулана Фасих Руйн 4 был образованным человеком, слагал хорошие стихи на арабском и персидском языках». Алишер Навои (1441-1502) отмечал, что «Маулана Фасих Руми был человеком ученым, служил у Джуки Мирза (ум. в 1441 г., четвертый сын Шахруха. — Л. Ю ): в садах и дворцах этого царевича надписи были сделаны его стихами-, уподобляя касыдам Джамал ад-Дина Салмана Саваджи (известный персидский поэт, ум. в 1375 г. — Д. Ю.). он писал неплохие стихи, хотя он был и незначительным поэтом: им написано произведение на тему: «Тайну нельзя разглашать» в ответ на поэму «Мазхан ал-асрар» («Сокровищница тайн») Низами Ганджави; маулана Фасих похоронен в Герате» 5. Однако пока не установлено, идет ли речь об авторе «Муджмал-и Фасихи» или о другом Фасихе Руйи (или Руми) 6.
«Муджмал-и Фасихи», судя по тому, что описание событий в нем заканчивается 1442 г., завершен в том же году, но материалы для составления данного свода, как утверждает автор (в предисловии к сочинению), собирались им в виде заметок в течение многих лет 7.
Сочинение Фасихи пользовалось определенной известностью среди историографов Востока. Упоминание о нем встречается у более поздних авторов. Например, в предисловии к «Мунтахаб ат-таварих» («Сливки историй») Хасана ибн Мухаммади ал-Хаки аш-Ширази (ум. в 1613-1614 гг.) среди использованных источников назван и «Муджмал-и Фасихи» 8.
В европейской литературе о существовании «Муджмал-и Фасихи» впервые стало известно в 1845 г., благодаря статье В. Дорна 9, а затем Раверти 10 и Э. Брауна 11. [61] Краткие описания труда были даны В. Р. Розеном 12, Э. Брауном 13, Н. Стори 14. Материалы из труда Фасихи привлекались в исследованиях советских 15 и зарубежных 16 ученых. Издание персидского текста осуществлено иранским ученым Махмудом Фаррухом в 1961-1963 гг. 17
Однако в советской литературе нет ни одной специальной статьи или работы, посвященной изучению этого труда, и «Муджмал-и Фасихи» как исторический источник практически еще мало используется.
«Муджмал-и Фасихи» состоит из мукаддима (введения), двух макала (статей) и хатима (заключения). Это оговорено самим автором в его предисловии 18.
В мукаддиме приведены, по традиции средневековых историографов, сведения «со времени Адама» до рождения пророка Мухаммада (приблизительно между 570-580 гг.) 19 с изложением истории древнеиранских царей по четырем династиям: Беш-дадиды, Кейаниды, Ашканиды и Сасаниды.
Первая макала содержит исторические данные до переселения (хиджрат) Мухаммада из Мекки в Медину (622 г.). Вторая макала продолжает историю от 622 г. до времени написания труда (1441-1442 гг.). Здесь, как и в первой макале, автор скачала называет год, а затем перечисляет все знаменательные события, происходившие в том году. Так, приводятся сведения о завоевании арабами Ирана. Средней Азии и других стран, о смене халифов, правителей разных областей (особенно в Хорасане. на родине автора), о взаимоотношениях между правителями на местах и халифами и т. п. В приводимых Фасихи данных о поэтах, законоведах, мухаддисах, различных хозяйственных мероприятиях того или иного правителя в какой-то мере отражена и культурная жизнь в халифате.
Внимание Фасихи привлек и такой факт, как введение в обращение чеканных монет. Он пишет, что в 695 г. омайадский халиф Абд ал-Малик ибн Марван (685-705) приказал, чтобы чеканили золотые монеты и дирхам, чего не было при прежних халифах 20.
Особую ценность имеют для нас сведения Фасихи. относящиеся к эпохе Тимуридов, ибо они основаны на наблюдениях самого автора, его современников и ближайших предшественников.
Главное место в труде занимает политическая история, тесно переплетающаяся с биографическими данными о видных государственных деятелях, знаменитых [62] людях того времени: литераторах 21, шейхах 22, ученых 23, музыкантах 24, архитекторах 25. Встречаются сведения и о топографии ряда малоизвестных местностей 26. В сочинении затрагиваются и хозяйственные вопросы. Так, автор приводит сведения по орошению — проведению каналов, арыков 27, благоустройству городов 28, закладке садов 29, строительству мечетей, ханака 30, восстановлению ранее построенных сооружений 31.
Хотя Фасихи мало касается жизни народных масс, однако часто упоминаемые в сочинении сведения о войнах, голоде, стихийных бедствиях, эпидемиях холеры и чумы, о взимаемых налогах свидетельствуют о тяжелом положении народа. Подробны сведения Фасихи о недовольстве населения монгольскими правителями и их порядками, что вылилось в движение сербедаров («висельники») 1335-1336 гг. 32; о восстании Джоухар Хадима в Багдаде против Джелаирида Султан Увейса (1356-1374) в 1363 г. 33 Упоминается и о дипломатических связях государства Тимуридов с соседними странами — Индией 34, Китаем 35.
В сочинении Фасихи мы находим ряд терминов, характерных для той эпохи; дано определение гератского джариба, по которому «[поверхность площади, состоящая из] шестидесяти на шестьдесят газов, составляет один джариб, [или же] три тысячи шестьсот ломанных газов» 36.
Заключение (хатима), которое, по словам автора, должно было содержать рассказ о Герате, родине автора, историю города со времен Мухаммада, имеется лишь в одной рукописи из Банкипурской библиотеки 37 и занимает всего две страницы 38. История Герата здесь не содержится. Очевидно, это лишь введение в обещанную автором хатиму. Видимо, болезнь или смерть не позволили автору завершить свой труд. Но даже в незавершенном виде труд Фасихи содержит огромное количество исторических сведений и мог служить ценным справочником по разным отраслям знания. Поэтому он и назван автором «Муджмал-и Фасихи» («Фасихое свод») или «Муджмал-ат-таварих» («Компендиум из историй»).
Фасихи писал: «Это сочинение принесет большую пользу людям, интересующимся историей, так как если они когда-либо захотят узнать, где и когда произошло то или иное событие, то они быстрее достигнут своей цели из настоящего сочинения» 39.
Что касается источников, использованных Фасихи, то он совершенно умалчивает о них, а в оправдание отмечает в предисловии: «Поскольку в этом своде мы, следуя принципу «чем короче, тем лучше», сочли необходимым воздержание от длиннот и удержали себя от подробного и пространного изложения, и хотя заимствованное [63] из какой-либо книги сведение из-за противоречивости повествователей было дополнено сведениями, обнаруженными из других источников, названия книг нами не были приведены, ибо этим мы противоречили бы себе в нашей основной цели» 40.
Тем не менее в результате сравнительного изучения «Муджмал-и Фасихи» с трудами его предшественников нам удалось до некоторой степени выяснить круг источников. использованных Фасихи. Это прежде всего труды Фазлаллах Рашид ад-Дина (казн. в 1318 г.) 41 и Сулеймана Фахр ад-Дин Али ибн Абу-л-Фазл Да'уд ибн Мухаммад ибн ал-Бинакати (ум. в 1329-1330 гг.) 42, а также придворного историка Шахруха Хафиз-и Абру (ум. в 1430 г.) 43.
Так, некоторые данные о событиях 1302-1304 гг. у Фасихи полностью совпадают со сведениями Рашид ад-Дина 44, о событиях 1303-1315 гг. — со сведениями Бинакати 45. Кроме того, конспектируя по Бинакати события упомянутых годов, Фасихи дважды приводит его имя 46. Наконец, сведения о событиях 1315-1327 гг. совпадают со сведениями Хафиз-и Абру 47.
Судя по этим примерам, надо полагать, что «Джаме ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид ад-Дина, представляющее собой огромную историческую энциклопедию и излагающее события с древнейших времен до 1303-1304 гг., могло послужить Фасихи источником для изложения событий до 1303-1304 гг. «Тарих-и Бинакати» («История Бинакати») — всеобщая история «от сотворения мира» до начала правления ильхана Абу Са'ида (1317 г.), — представляющая по большей части сокращенное изложение «Сборника летописей», могла служить Фасихи для подтверждения и кое-где уточнения данных Рашид ад-Дина, а от событий с 1303 по 1317 гг. — прямым источником для него. «Зубдат ат-таварих» («Сливки летописей») Хафиз-и Абру мог быть источником для Фасихи до событий 1426-1427 гг.
Заимствуя данные у Хафиз-и Абру, Фасихи, будучи очевидцем многих описанных им событий и имея под рукой другие источники, не просто пересказывал или конспектировал сочинение своего предшественника, но в некоторой степени дополнял его. Например, основным первоисточником для «Муджмал-и Фасихи» в освещении сербедарского движения, как отмечает широко пользовавшийся им в своих исследованиях И. П. Петрушевскии 48, следует считать анонимную «Тарих-и сарбадаран» («История сербедаров»), составленную на рубеже XIV-XV вв, и уже к концу XV в. считавшуюся утраченной, что видно из слов биографа поэтов Доулатшаха 49. Этим трудом пользовался и Хафиз-и Абру, но оба автора, компилируя его самостоятельно, приводят некоторые детали, дополняющие друг друга. Что касается периода после смерти Хафиз-и Абру (1430 г.) вплоть до 1441-1442 гг., то эта часть труда, надо полагать, написана на основе тех материалов, которые Фасихи собирал в указанные годы как очевидец и участник событий. [64]
Таким образом, сведения Фасихи, с одной стороны, подтверждают данные других авторов, с другой. — указывают точную дату, а иногда и важную подробность, ранее не известную в исторической литературе.
Вместе с тем, как уже отмечали некоторые исследователи 50, а также как установлено в результате нашего изучения данного сочинения, Фасихи не всегда верен в датировках. Так, дата смерти Асил ад-Дина, сына известного астронома и математика Насир ад-Дина Туси (ум. в 1274 г.), приводится Фасихи под двумя годами: 1314-1315 и 1353 г., тогда как в «Тарих-и Бинакати», послужившем одним из источников «Муджмали Фасихи», дата смерти определена так, как в первом случае у Фасихи 51. А. И. Фалина датирует его кончину 1315-1316 гг. 52 Очевидно, вторичное упоминание в сочинении Фасихи о смерти Асил ад-Дина — результат механической ошибки автора или переписчика.
Тем не менее «Муджмал-и Фасихи», содержащее столь разнообразные исторические сведения по самым различным сторонам жизни феодального общества XIV-XV вв., является очень важным, хотя еще малоизученным в современной научной литературе источником по истории и истории культуры Средней Азии и сопредельных стран зарубежного Востока.
Д. Ю. Юсупова
Комментарии
1. Они почерпнуты нами из его же труда. Что касается имени, то оно у самого Фасихи упоминается как Фасих Ахмад ибн Джалал ад-Дин Мухаммад, известный как Фасихи Хавафи (см.: ***).
2. *** (Мы пользовались рукописью перевода на узб., яз., выполненного канд. ист. наук А. Урунбаевым).
3. Подробнее о его биографии см.: Е. G. Browne. The Mujmal or Compendium of history and biography of Fasihil of Khawaf (***) — «Le Museon», ser. 3, t. I. 1915, No 1, pp. 48-53.
4. В издании ошибочно: *** — Руни, правильнее: *** —Руйи (см.: *** ркп. ИВ АН УзССР, инв. № 788, л. 60a) Руй — столица Хавафа. одного из вилайетов Герата.
5. ***
6. Во всяком случае, как указывалось выше, нам известно, что Фасихи Хавафи, по сведениям «Муджмал-и Фасихи» и современных ему авторов, служил у Шахруха, а затем у его сына Байсункара, а о том, что он служил у Мирзы Джуки, как отмечает Навои, мы пока не нашли подтверждения.
7. ***
8. *** Ркп. ИВ АН УзССР, инв. № 5288, л. 22.
9. В. Dorn. Veber die Mudchmel Faszihy (***) betitelte chronologische Uebersicht der Geschichte von Faszih, «Bulletin de la'classe hist.-philol. de l'Acad. Imp. des Sciences de St.-Petersbourg», т. II, 1845, 1-41.
10. H. G. Raverty. On the Turks, Tattars and Mughals, Travaux de ta troisteme session du congress international des orientalistes, St.-Petersbourg, 1876, p. 78.
11. E. G. Browne. The Mujmal…, pp. 48-78.
12. Collections scienttliques de L'Institut de langues orientales du Ministere des affaires estranges, v. III, les manuscrites Persans... deccrits par la baron V. Rozen, St.-Pelersbourg, 1886, p, 111-113.
13. E. G. Browne. A literary history of Persia. The Tartar dominion (1265-1502), v. III, Cambridge, 1953. p. 426.
14. Persian literature. A bio-blbltographical survey by G. A. Storey, v. I, London, 1907, p. 90.
15. В. В. Бартольд. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Сочинения, т. I, М., 1963; стр. 104; его же. Улугбек и его время, т. II, ч. II, М., 1964, стр. 537. и др.; И. П. Петрушевский. Движение сербедаров в Хорасане. Ученые записки ИВ АН СССР, т. XIV, М. 1956; его же. Земледелие и аграрные отношения в Иране XII-XIV вв., М.-Л., 1960, стр. 403-467.
16. ***
17. Вначале был издан II том. т. е. часть сочинения, охватывающая события 1301-1442 гг. (см. прим. 1), а затем I том, I часть (см. прим. 7) и I том, II часть (см. ***).
18. ***
19. A. Массэ. Ислам. Очерк историк. М., 1961, стр. 125.
20. *** (Дирхам — серебряная монета, в которой содержание чистого серебра составляло приблизительно 2.97 г).
21. Там же, стр. 97, 132.
22. Там же, стр. 23, 49.
23. Там же, стр. 18, 23, 245.
24. Там же, стр. 143, 275.
25. Там же, стр. 284.
26. Там же, стр. 19, 60, 174, 216.
27. Там же, стр. 147.
28. Там же, стр. 14, 196.
29. Там же, стр. 140-141, 143.
30. Там же, стр. 234, 245.
31. Там же, стр. 101, 133, 176, 201.
32. Там же, стр. 50-97.
33. Там же, стр. 97.
34. Там же, стр. 229.
35. Там же, стр. 180, 237, 240, 250, 251.
36. Там же, стр. 14. Такое же определение дано Бабуром. (***, Ташкент. 1905, стр. 133); см. С. Азимджанова. Государство Бабура в Кабуле и Индии (Социально-экономическая политика Бабура в первой половине XVI в.), автореферат докт. дисс., Ташкент, 1970, стр. 45. Джариб в Средней Азии обозначал поверхность, равную 3600 кв. газам (1 газ = приблизительно 62 см).
37. Catalogue of the Arabic and Persian manuscripts In the oriental Public library at Banklpore, v. VI, Patha, No. 455. Как свидетельствуют каталоги восточных рукописей, до нас дошло всего восемь списков «Муджмал-и Фасихи».
38. Текст ее см.: ***
39. ***
40. Там же.
41. Рашид ад-Дин Фазлуллах Хамаданн. Сборник летописей, т. I-III, М.-Л., 1946-1960.
42. ***
43. Мы могли сравнивать сведения Фасихи с имеющимися у нас на руках сочинениями Хафиз-и Абру ***, ркп. ИВ АН УзССР, инв. № 5361; ***, позже вошедшие в «зубдат ат-товарих».
44. ***, ср. Рашидад-Дин. Сборник летописей, т. III, стр. 191, 198-199.
45. ***, там же, стр. 10-25; ср.: ***.
46. ***, там же, стр. 11, 18.
47. Там же, стр. 24-37, ср.: 141б-156б; 154-168. . , ***.
48. И. П. Петрушевский. Движение сербедаров..., стр. 108; его же. Земледелие…, стр. 425.
49. ***.
50. И. П. Петрушевский. Земледелие…, стрю 426; ***.
51. ***
52. Рашид ад-Дин. Перевод, введение и комментарий А. И. Фалиной, М., 1971, стр. 385. прим. 11.
Текст воспроизведен по изданию: "Муджмал-и Фасихи" - свод исторических сведений XIV-XV веков // Общественные науки в Узбекистане, № 6. 1972
© текст -
Юсупова Д. Ю. 1972
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Общественные науки в
Узбекистане. 1972