ФАСИХ ХАВАФИ
ФАСИХОВ СВОД
МУДЖМАЛ-И ФАСИХИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Конец XIV — первая половина XV в. богаты письменными памятниками по историографии Востока. Об их многочисленности и малоизученности писал еще в 20-х годах нашего столетия акад. В. В. Бартольд 1. С тех пор советскими и зарубежными востоковедами сделано немало в области исследования и публикации этих источников. Однако нельзя сказать, что все сочинения авторов XV в., заслуживающие внимания, введены в научный оборот 2. Среди них выделяется Муджмал-и Фасихи («Фасихов свод») — сочинение, написанное на персидском (таджикском) языке и принадлежащее перу опального придворного чиновника, гератского историка середины XV в. Фасих Ахмад ибн Джалал ад-Дин Мухаммада ал-Хавафи.
Муджмал-и Фасихи представляет собой справочник, где в хронологическом порядке, согласно сложившейся традиции того времени, от «сотворения» мира до времени написания труда, приводятся даты свершения наиболее знаменательных событий.
Главное место в сочинении занимает политическая история, рассматриваемая с точки зрения правления той или иной династии, тесна переплетающаяся с биографическими данными о видных политических деятелях, поэтах, ученых, знаменитых людях, а также сведениями о наиболее знаменательных событиях того времени.
Фактический материал для своего труда Фасих Хавафи черпал из разнообразных, доступных ему трудов своих предшественников. К этой компилятивной части он присоединил сведения о событиях своего времени, основываясь на личных наблюдениях и пересказе современников. [4]
Во введении к своему труду Фасих Хавафи писал: «Это сочинение принесет большую пользу летописцам, так как, когда они захотят уточнить, к какому времени относится определенное событие или известие, то они, во всяком случае, быстрее достигнут своей цели из этой книги» 3.
Труд был завершен приблизительно в 845/1441 — 1442 г., т. е. тогда, когда его автор находился, как отметил В. В. Бартольд, в опале: «В эпоху Шахруха, но совершенно независимо от двора был написан «Фасихов свод»...4 По-видимому, по этой причине наш автор не прибегает к восхвалению правителей, а также их политики, не приукрашивает в их пользу излагаемые события, а с достаточно объективных позиций приводит преимущественно только факты, без каких-либо личных суждений о них. Это отличает его труд от многих нарративных источников — исторических хроник того времени. А «факты, если взять их в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная вещь», — говорил В. И. Ленин 5.
Однако следует отметить, что Фасих Хавафи наряду с весьма важными сведениями о сербедарском движении в Хорасане в 736/1335 — 1336 г., много места уделяет описанию различных пиршеств, а также жизни ряда шейхов, тогда как, будучи причастным во время службы при дворе к ведению финансовых дел, он, должно быть, располагал многими данными о бесправном и униженном положении простого народа в результате феодальных междоусобиц и непосильных налогов. Придерживаясь укоренившейся традиции придворных историографов и в силу своей классовой принадлежности, Фасих Хавафи об этих фактах упоминает лишь вскользь 6. Тем не менее современные исследователи могут почерпнуть из этого памятника немало достоверных данных с точной хронологией, а также сведения, касающиеся политической, социально-экономической и культурной жизни Средней Азии и Среднего Востока XIV — XV вв.
Основываясь на этом, мы предприняли настоящее издание — перевод на русский язык наиболее ценной в научном отношении последней части Муджмал-и Фасихи, посвященной событиям 701/1301 — 1302 — 845/1441 — 1442 гг.
Мы выражаем искреннюю благодарность чл.-корр. АН УзССР, докт. филол. наук У. И. Каримову, докт. ист. наук О. Д. Чехович и Б. А. Ахмедову, канд. филол. наук А. Г. Ганиеву, Г. А. Волошиной, X. Хикматуллаеву и другим ученым, которые своими советами оказали большую помощь в подготовке к изданию настоящего труда.
Комментарии
1 Бартольд. Мир-Али-Шир. Соч. В 9 т. Т. II. Ч. 2, с. 199.
2 Список литературы, освещающей историю отмеченного периода, в основном приведен в библиографии следующих крупных исследований: История Узбекской ССР. В 2-х т. Т. I: История таджикского народа. В 2-х т. Т. II, кн. 1: Бартольд. Улугбек и его время. Соч. Т. II. Ч. 2; Бартольд. О погребении Тимура. Соч. Т. П. Ч. 2. Его можно пополнить лишь публикациями, вышедшими сравнительно недавно. О них см. наш список использованной литературы.
3 Муджмал. Т. I. Ч. 1, с. 8.
4 Бартольд. Туркестан. Соч. Т. I, с. 104.
5 Ленин. Полн. собр. соч. Т. 30, с. 350.
6 Муджмал. Т. II, с. 20, 25 и др.
Текст воспроизведен по изданию: Фасих Ахмад ибн Джалал ад-Дин Мухаммад ал-Хавафи. Фасихов свод. Ташкент. Фан. 1980
© текст - Юсупова Д. Ю. 1980© сетевая версия -Тhietmar. 2004
© OCR - Аlex. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Фан. 1980