Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

КНИГА О СЛАВЕ ЦАРЕЙ

KEBRA NAGAST

110. О Воскресении Его

И также пророк Давид предрек о Воскресении Его и сказал: "Я поднимусь, говорит Господь, и Я сотворю спасение и явлю открыто его." 106 И также он говорит: "Восстань, О Господь, и суди землю, ибо Ты унаследуешь из народов." 107 И также предрек он и сказал: "Восстань, О Господь, помоги нам, и избавь нас ради Имени Твоего." 108 И также сказал он: "Да поднимется Бог и да рассеются враги Его, и да бегут враги Его от лица Его." 109 И также предрек и сказал он: "Бог поднялся, подобно от сна пробудившемуся, и подобно мощному мужу, отставившему вино." 110

Вот как Исайя пророк предрек и сказал: "Он удалит немощь из души его, ибо он не содеял греха, и ложь не была найдена в устах его. И тому, кто служил справедливости и доброй воле, он явит свет и он оправдает его; и он удалит грехи многих, ибо он не содеял греха, и ложь не была найдена в устах его." 111   

 Вот как предрек Давид Пророк и сказал: "Ибо душа Моя не будет в аду оставлена." 112

Вот как предрек и сказал Соломон, сын его: "Взойдет Солнце праведности, и направится по правую сторону, и воротится на место Свое." 113   

111. О Вознесении Его и о Втором Пришествии Его

Так же Пророки все и многие из Отцов древних, предрекали о Вознесении Его и о Втором Пришествии Его дабы судить живых и мертвых.

И сказал Давид о Воскресении Его: "Взошел Он на высоты. Пленил Ты плен и подарил милость детям челоческим." 114 И также сказал он: "Вышел Я, и приду снова, и возвращусь Я из бездны морской." 115 И также сказал он: "Богу воспойте, взошедшему на небеса, что против-ятся(-остоят) утру." 116   

Вот как Амос Пророк предрек и сказал: "Мессия, Кто сотворил время утра, пришел и поднялся с земли на высоты: и Имя Ему - Бог, Управитель всему." 117   

Вот как предрек Давид Пророк и сказал: "Возвысился Ты, О Господь, мощью Твоей, и восславим мы и воспоем силу Твою." 118

 Вот как предрек Захария Пророк и сказал: "Нога Его стоит на Горе Масличной 119 к востоку от Иерусалима. И едет Он, восседая на Херувиме, и летит на крыльях ветра." 120  

Вот как Давид сказал: "Откройтесь, ворота княжеские, и пусть двери, бывшие от созданья, откроются, и Царь славы войдет! Кто сей Царь славы? Бог, мощный и сильный, Бог, Мощный в сражении." И также поведал он и сказал: "Откройтесь, ворота княжеские, и пусть двери, бывшие от созданья, откроются, и Царь славы войдет! Кто сей Царь славы? Господь Бог Воинств есть Царь сей." 121    

И вот еще о пришествии Его - Будет судить Он живых и мертвых - Он, Кому (при)надлежит слава во веки веков. Аминь.

Вот как Захария Пророк предрек и сказал: "В день тот придет Господь Бог мой и все святые Его вместе с Ним." 122

Вот как Давид Пророк предрек и сказал: "Однажды сказал Бог, и вот что я слышал: "Милость у Бога. И у Тебя, О Господь, сила; ибо Ты награждаешь каждого по делам его. Аминь." 123 

Вот как говорил Даниил Пророк и сказал: "Видел я в моем видении ночью, и вот, явился там [некто] подобный Сыну человеческому к Ветхому Днями, и были даны ему власть, и слава, и царство, и все народы и люди и страны будут служить Ему, и власть Его не прейдет во веки вечные. Аминь." 124

И все предрекли Пророки 125, и ничто, из того что случилось, не было без предреченья Пророков. И возвестили они все, что случилось, и что случится, что содеяно и что содеется, и что было во времена старые, и что будет во дни последние вплоть до Его Второго Пришествия. И сделали это они не только тем, что предрекали они и возглашали, но вместе с пророчествами своими они также дали Ему проявления телами своими. 126 И голод был в земле Канаан (Canaan - Ханаан), и Авраам, отец наш, нисшел в Египет, и вернулся обратно с богатствами многими и почестью, незапятнанный. И тем же образом наш Искупитель нисшел и Церковь доставил, Собрание Народов, и [вновь] Он восшел, обретя честь и славу.

112. Как предвещали Пророки Его своими деяньями 127

Исаак повелел отцу своему и сказал: "Обвяжи меня"; и был предложен как жертва, хотя он не умер, будучи выкуплен овном, с неба сошедшим. И подобно тому был Сын Божий послушен Отцу Своему до самой смерти. И был Он привязан любовью к людям, и был Он гвоздями прибит и пронзен, и Сын Божий стал выкупом нашим, и Божество (Godhead) Его не пострадало.

Так же Иаков, сын его (Исаака), вышел в землю Лаба (Laba/Laban - Ливан?), страну брата матери его, с посохом единым, и там он развел немало скота, и приобрел животных как чистых, так и нечистых, и породил он двенадцать сыновей, и открыл он крещение водное (baptism), и возвратился в страну свою, где получил благословение от Исаака, отца своего. И подобно тому Господь наш Христос сошел с неба, Само Слово Божественное; и посох Иакова, с которым пас он овец своих, есть Госпожа наша Мария, спасение наше. И того более, посох сей означает древо Креста, через которое Он, распятый на нем, искупил стадо Свое и взял во владение нас от Евреев, и от язычников, и от народов неверных (Gentiles - неевреев). И Он избрал Себе Двенадцать Апостолов, и они дали веру людям по всей земле и во всякой стране, и восшел Он на небо к Отцу Его.

Так же и Моисей вышел в страну Мидиан (Midian - Мадиан), и там говорил он с Богом, Который наставил его и поведал о вере в воскресение из мертвых отцов его Авраама, Исаака и Иакова. И посредством посоха (staff - or, rod - или жезла) его наделил Он его силою совершать чудеса; и породил он двух сыновей. И ясно являет сие, что будем мы спасены при помощи Троицы. Как возгласили уста Бога: "Я - Бог Авраама" - сие об Отце - "и Бог Исаака" - сие о Сыне (*Исаак сын Авраама) - "и Бог Иакова" - когда говорит Он так, то сие о Духе Святом, и указует на Троицу ясно и прямо. "Я не есть Бог мертвых, но Бог живых," 128 - ибо все они живы у Бога; и по сему Воскресенье мертвых следует уразуметь.   

Иона был поглощен и брошен во брюхо рыбы огромной; и наш Искупитель в сердце земли низошел и восстал вновь на третий день. И Даниил брошен был в яму со львами, и [царь и вельможи] скрепили ее своими печатями; и восстал он оттуда, и львы не пожрали его. И также Господь наш был брошен в могилу, и Евреи скрепили ее своими печатями, думая что они запечатали восхождение солнца, так что оно (уже) не воссияет. Так вы упорствуете - люди глупые, злобные, богохульные, слепые и слабоумные - с тем, чтоб Дух Жизни (the Spirit of Life) не появился и не пришел? И Евреи ввергнуты были во стыд, и выступил Он, чтоб осветить нас, тех кто уверовал в Него.

Иосиф был продан рукою братьев его, и Господь наш был продан рукою Иуды. И Иосиф там, куда он был продан, избавил братьев своих от голода, и Христос избавил нас, тех кто уверовал в Него, и сделал нас наследием Своим и братьями Своими. И как Иосиф наследство дал роду своему в земле Гешам (Gesham - Goshen - Гесем в дельте Нила), так же [Христос] даст Своим праведным обиталище, наследие вечное.    

И вот еще, чтобы вы знали, и разумели, и были уверены в воскресении мертвых, я дам знамение вам, которые вы уразумеете руководствуясь словом Его. Когда Авраам пришел в землю наследия [своего], прежде всего приобрел он могилу, чтоб собирать тела мертвые вместе родных своих, и детей своих, и жены своей, с тем, чтобы соединиться ему с ними при воскресении; и там похоронил он жену свою Сару, и сам он был там похоронен. Ибо был он пророк и знал он, что восстанет он с родом своим. И Исаак и Ревекка (Rebekah), жена его, также там похоронены. И оставалась она (эта могила) во владении их от поры, когда низошел Иаков в землю Египетскую и с ним семьдесят семь душ, по причине голода и потому что Иосиф, сын его [был там], до поры когда стало число их шесть сотен тысяч мужей строем идущих, для войны снаряженных, не считая жен и детей. И Иаков умер в Египте в возрасте старом почтенном, и сказал он Иосифу, сыну своему: "Умоляю тебя я жизнью отца моего и Богом моим, Который есть обновитель жизни моей, чтобы ты похоронил меня не в этой стране, а в могиле отцов моих, с тем чтоб была вместе с ними смерть моя и после того жизнь моя." 129 Знайте теперь по сему подобию слова. И сын его Иосиф доставил Израиля (прозвище Иакова) и схоронил его возле могилы отца его, ибо он почитал клятву, которой Иаков заставил поклясться его.    

И также, когда заболел Иаков в Египте, призвал он братьев своих и детей своих, и заставил поклясться их, что они не оставят кости его в земле Египетской, и сказал: "Когда Бог допустит вам воротиться, возьмите вы кости мои с собою и добавьте их в могилу отцов моих." 130

126. in their persons - букв. обликом.

127. От Матфея 22.32 (*из ответа Иисуса на заковыристый вопрос одного из саддукеев - саддукеи, в отличие от фарисеев, не верии в в воскресение из мертвых): "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова"? Бог не есть Бог мертвых, но живых." (Этот же эпизод приводится у Марка 12.19-27)

128. Бытия 47.29: "И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте,"

129. Бытия 50.25: "И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда (из Египта)."

113. О Колеснице и о Победителе Врага

   И Архиепископы (или Патриархи) ответили и сказали Григорию, Чудотворцу: "Вот, хорошо нам известно теперь, и ты разъяснил нам то, что Цари Эфиопии славными и великими стали через Сион. И Цари Рима также великими стали благодаря гвоздям [от Креста], что Елена в узду обратила, которая стала "победителем врага" (vanquisher of the enemy) для Царя Римского. А колесница принадлежит Царю Эфиопии, и она победила врага его. Так скажи нам, как долго "врага победитель" пребудет с Римским Царем, и колесница, Сион содержащая, будет с Царем Эфиопии. Скажи нам, ибо открыл тебе Бог, что было уже и что будет, зримое и изреченное, как Моисею и Илие."

И Григорий ответил и молвил им: "Открою я вам о Царе Рима, когда он преступит и вызовет Бога на гнев в вере. Вера сия, которую мы утвердили и уложили, царь некий преступит, который объявится в Риме, и будет там некий архиепископ с ним связанный, и изменят они и исказят слово Двенадцати Апостолов, и отринут его в желании сердец своих, и будут учить они тому, что угодно им, и повернут они Писания к удобному для естества своего, так же как говорит Апостол: "Повели они себя как Содом и Гоморра." 131 И наш Господь сказал ученикам Своим в Вести Благой: "Оберегайте себя от тех, кто явятся к вам в одеянье овец , которые изнутри - волки терзающие." 132 И когда истребят они веру, "врага победитель" будет отъят от них, и никого не будет из тех, кто изменил веру нашу, кто воссядет на престоле Петра, и внутренности их Архиепископов опустошатся, если воссядут они там в вере искаженной. Ибо Ангелу Божьему велено было оберегать престол Петра в Риме. И Бог отъимет "победителя врага" от царя, который не будет хранить веру, и Персиане войною пойдут на него и победят его, и видится мне, что имя его Маркион 133 Отступник. И Персии Царь, чье имя Хареневос (Harenewos - Irenaeus) его завоюет, и унесет его царь вместе с конем, и Волею Бога конь, на котором находится "победитель врага" возмутится, и бросится в море и сгинет в нем. Но гвозди в том море будут сиять до поры, когда Христос явится снова во славе великой (и) в силе на облаке небесном 134."

И вот, сие Бог явил мне в яме. А что до Царя Эфиопии, и Сион(а), Невесты небесной, и колесницы ее в которой они движутся, я возвещу вам, что Бог мой открыл мне и разъяснил мне. [Эфиопия] пребудет в православной вере до пришествия Господа нашего, и не уклонится она никоим образом от слова Апостолов, и будет сие точно так, как мы утвердили, до скончания мира.

И некто ответил и сказал Чудотворцу (т.е. Григорию): "И вот, когда явится Самальял (Samalyal), который есть Лже-Христос (False Christ - Лжемессия, Антихрист), истребится ли вера народа Эфиопии нападением его." И Григорий ответил и сказал: "Конечно же нет. Разве Давид не предрек, сказав: "Эфиопия руки направит свои к Богу"? 135 И то, что он говорит, означает, что Эфиопы (Ethiopians) не исказят и не изменят сию веру нашу и то, что утвердили мы, и веру тех, кто был прежде нас, учителей Закона из Апостолов."

114. О возвращении Сиона

И Ковчег Закона Божьего, Святая Сион, здесь пребудет до того дня, когда Господь наш поселится на Горе Сион; и придет Сион и явится всем приготовленным 136, с тремя печатями - как ей (her - Госпоже Сион) придал Моисей - как это сказано в Старом Законе (Old Law - т.е. Ветхом Завете) и в Новом: "При свидетельстве двух или трех [свидетелей] все состоится." 137 И вот еще, говорит Исайя Пророк: "Мертвые восстанут, и те, кто в могилах, оживут, ибо роса, [исходящая] от Тебя есть жизнь их." 138 И когда мертвые восстанут, милость Его, коей Он орошает землю, престанет 139; предстанут они пред Ним с делами, что совершили они. И Енох (Enoch) и Илия (Elias) придут, будучи живы, чтобы могли они свидетельствовать, и Моисей и Аарон из мертвых станут живыми со всеми. И откроют они то, что сковывает ее (т.е. Сион - Ковчег Закона Божьего), и сделают они явными Евреев, распинателей, и накажут они их и будут бранить их за все, что они совершили во искажение Слова Божьего. И Евреи увидят, что записал Он для них рукою Своей - Слова Заповедания Его, и манну, которой питал Он их без труда [для них], и меру ее, Гомор, и духовный Сион, сошедший ради спасения их, и жезл Аарона, расцветший по образу Марии.  

115. Об Осуждении Израиля

   И Он ответит и скажет им: "Почему вы отвергли Меня, и поступили со Мною по злобе и распяли Меня, (ведь) Я делал это для вас, и нисхождением (с неба) Моим Я избавил вас от сатаны и от рабства у сатаны, так что Я приходил ради вас? Взгляните же и узрите, как вы пронзили Меня гвоздями и проткнули копье чрез Меня." И восстанут Двенадцать Апостолов, и будут вершить они суд над ними, и скажут они им: "Мы дали услышать вам, но вы не стали слушать Пророков пророчества и проповедь нашу Апостольскую." И зарыдают Евреи и раскаются, когда это будет уже бесполезно, и пойдут они на казнь вечную; и вместе с дьяволом, отцом их, кто направлял их, и демонами его, введшими их в заблуждение, и вместе со злобными будут они взаперти.

И те, кто уверовали, и кто крестились во Святой Троице, и кто приняли Тело Его и Кровь Его, станут слугами Его всем сердцем своим, ибо "нет никого, кто бы мог ненавидеть всецело Тело Его." Тело Христа вопиет в Теле нашем, и Он сострадателен к Плоти и Крови Его, ибо стали они сыновьями Его и братьями Его. И если будут такие, кто согрешил, будут присуждены они к огню по количеству грехов их; тому, чей груз грехов легок, наказанье его будет легким, а тому, чье бремя греха тяжело, великим весьма наказание будет его. Единый день с Богом как десять тысяч лет 140; будут такие, кому наказание будет один день; и кому - полдня, и кому - три часа ото дня, и кому - один час ото дня; и будут такие, кто будет испытан и кому прощены будут прегрешения их.

116. О Колеснице Эфиопии

И Архиепископы ответили и сказали Григорию, Чудотворцу: "Вот, ты рассказал нам о "победителе врага" Римском, теперь же [скажи нам] о колеснице Эфиопской и пребудет ли она вплоть до Пришествия Христова, как ты поведал нам о Сионе, и о вере народа Эфиопского, и подобно тому пребудет ли и колесница их." И Григорий сказал им: "Сомнения нет, не исчезнет она. И вот еще, внемлите мне и возвещу я вам вот что: Некоторые из Евреев поднимут головы свои против веры нашей в Награне 141 (Nagran) и в Армении во дни после сего, и Бог сие сделает Волей Своей, с тем чтобы Он истребил их, ибо Армения есть область Римская, а Награн - Эфиопская."  

117. О Царе Рима и Царе Эфиопии 142

И Рима Царь, и Царь Эфиопии, и Архиепископ Александрии - а мужи Рима тогда православными были -  оповещены были о том, что должно им их (евреев) истребить. И должно им было восстать для сражения и воевать против врагов Божьих - Евреев, и истребить их, Царю Рима Эньи (King of Rome 'Enya), и Царю Эфиопии Пинхасу (King of Ethiopia Pinhas - Phinehas - Финеес?); и должно им было опустошить земли их, и построить там церкви, и должно им было резать на части Евреев в конце сего Цикла (Cycle) из двенадцати циклов луны. Тогда царству Евреев будет положен конец и Царство Христа установится до прихода Лжемессии (False Messiah). И два тех царя, Юстинус (Justinus) Царь Рима и Калеб (Kaleb), Царь Эфиопии, встретились в Иерусалиме. И Архиепископу их должно было жертвы (для них) подготовить, и им предложить должно было (те) жертвы, и должно им было Веру в любви утвердить, и должно им было обменяться дарами друг с другом, а также приветствиями мирными, и должно им было разделить между ними землю от Иерусалима, как мы сказали уже в начале сей книги (* см. главу 20) . И во имя любви должно было им соединиться в царственном звании [Царя Эфиопии]. Должно им было смешаться с Давидом и Соломоном, отцами их. Тому, кого в вере избрали они по жребию числиться (to be named - букв. именоваться) из Царей Рима, должно было назваться "Царем Эфиопии", и также Царю Рима должно было носить имя "Царя Эфиопии", и должно ему было часть иметь в жребии том, по которому должно ему быть поименованным (т.е. причисленным к) вместе с Давидом и Соломоном, отцами их, также как и Четырем Евангелистам. И четвертого, того кого должно им было избрать, каждому в стране его собственной ...

И так, объединившись в общие узы, и утвердив веру истинную, решили они, что Евреям нельзя больше жить, и каждый из них должен был оставить сына там своего; и Царь Эфиопии должен оставить был там сына своего первородного, чье имя было Израиль, и возвратится в страну свою в радости. И когда он явился в царственный дом свой, должно ему восхвалить было Бога премного, и предложить свое тело как жертву во славу Богу его. И Бог примет с радостью его, ибо он не осквернит свое тело по возвращении, но войдет в монастырь он в чистоте сердца. И сделает он царем своего младшего сына 143, чье имя Гэбрэ-Мэскэль (Gabra Maskal - Гэбрэ-Мэскэль), и себя самого заключит он [в монастыре]. И когда некто поведал (поведает) сие Царю Награна, сыну Калеба (Kaleb), явится он с тем, чтобы царствовать над Сион(ом), Гэбрэ-Мэскэль поднимет войска свои, и выступить в путь в колеснице он, и встретят они его на узком конце Моря Либа (Моря Ливийского?), и сразятся они меж собой. И в ту же ночь двое из них будут молится от заката до рассвета, когда битва обрушится крепко на них. И когда возопят они к Нему слезно, Бог рассмотрит молитвы обоих их, и молитву покаянную отцов их, и скажет: "Сей, старший, поднялся дабы исполнить волю отца его, и тот, младший, возлюбил отца своего, и помолился Богу [о нем]." И Бог скажет Гэбрэ-Мэскалю: "Избери между колесницей и Сионом," и Он побудит его выбрать Сион, и воцарит он открыто на троне отца своего. И Бог заставит Израиля избрать колесницу, и будет он царствовать тайно и не будет видимым он, и отошлет Он его ко всем тем, кто преступил заповедание Бога. И никто не построит дома (себе), и будут они жить в шатрах, и никто (из них) не испытает усталости в трудах, и никто не испытает жажды в пути 144. И дни их будут вдвое превосходить дни [обычных] людей, и будут они применять луки и стрелы, и будут стрелять в того, и пронзят того, кого Бог ненавидит.

Вот каким образом Бог сотворил Царю Эфиопии более славы, и милости, и могущества, нежели всем прочим царям земным ради величия Сион(а), Ковчега Закона Божьего, Сион(а) небесн-ой(-го). И да позволит нам Бог исполнять Его волю благую духовную, и избавит нас от гнева Своего, и предоставит нам часть в царстве Своем. Аминь.

   И они ответили и сказали ему: "Истинно, ты сказал хорошо, ибо так это было открыто тебе помощью Духа Святого. Ты рассказал обо всем нам, что было, и ты пребываешь в согласии с книгою Дамотийоса (Damotiyos/Domitius) Римского. И также предрек ты то, что случится с двумя столицами (cities - букв. городами), невестами Христовыми, церквями Нестасьи (Nestasya) и Аркадьи ('Arkadya), и Марены (Marena), и Эфиопии, великими столицами Божьими, где чистые жертвы и предложения будут во все времена предлагаться."    

Да явит нам Бог милость Свою! (Да будет с нами ) благословение всех святых и мучеников во веки вечные! Аминь. Христос наш Царь, и во Христе наша жизнь во веки вечные. Аминь. И Аминь."

Колофон

   В арабском повествовании сказано: "Мы обратили (книгу сию) в арабский язык из Коптской рукописи от престола Марка Евангелиста 145, учителя, который Отец нам всем. Мы перевели ее в четыреста девятый год благости 146 в стране Эфиопии, во дни Гэбрэ Мэскэля 147 (Gabra Maskal) царя, называемого Лалибэла 148 (Lalibala), во дни Аббы (Отца) Георгия 149, доброго епископа. 150 И Бог пренебрег, чтоб была она переведена и растолкована абиссинским наречием. И когда размышлял я над этим - Почему Абаль-Эз ('Abal'ez) и Абальфарог (Abalfarog) 151, переписавшие книгу сию, не перевели ее? Так я сказал: Появилась она во дни Загве, и не перевели они ее потому, что в книге сей сказано: Те, кто царствуют не будучи Израилитами суть Закона преступники 152. Будь они (т.е. цари династии Загве) от царства Израиля, то издали бы они ее. И была она найдена в Назрете 153."

"Так помолитесь же за меня, слугу вашего бедного Исаака 154 (Isaak). И не браните меня за неточность речения языка моего. Ибо я потрудился немало для славы страны Эфиопии, и для наступления Сиона небесного, и для славы Царя Эфиопии. И советовался я с праведным и любящим Бога правителем (governor) Ябика-Ыгзиы 155 (Ya'ebika 'Egzi'e), и он поддержал меня и сказал мне: "Трудись." И я трудился, с Божией помощью, и Он не отплатил мне согласно грехам моим. Так помолитесь за слугу вашего Исаака, и за тех, кто трудился вместе со мной над произведением книги сей, ибо мы пребывали в бедствии тяжком, я и Ямхарана-Аб (Yamharana-'Ab), и Хезба-Крестос (Hezba-Krestos), и Андрей (Andrew), и Филипп (Philip), и Махари-Аб (Mahari-Ab). Да будет Бог милостив к ним, и запишет Он их имена в Книге Жизни в царстве небесном, вместе со всеми святыми и мучениками во веки вечные! Аминь."


Комментарии

106. Psalm xii. 5. *?

107. Псалом 81.8: "Восстань, Боже, суди землю; ибо Ты наследуешь все народу."

108. Псалом 43.27: "Восстань на помощь нам, и избавь нас ради милости Твоей."

109. Псалом 87.2: "Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его!"

110. Псалом: "Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, (66) И поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их; ... "

111. Исайя 53.4: "Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом."

112. Псалом 15.10: "Ибо ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление."

113. Малахия 4.2: "А для вас, благоговеющие перед Моим именем, взойдет Солнце праведности и исцеление в Его лучах, и вы выйдете и взыграете, как упитанные тельцы; (3) и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ваших ног в тот день, который Я сделаю, говорит Господь Саваоф. "

114. Псалом 67.19: "Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога."

115. Псалом 67.23: "Господь сказал: "от Васана возвращу, выведу из глубины морской ..."

116. Псалом 67.33: "Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, (34) Шествующего на небесах небес от века."

117. Амос 4.12-13: "Посему так поступлю Я с тобою, Израиль; и как Я так поступлю с тобою, то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль, (13) ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер, и объявляет человеку намерения его, утренний свет обращает в мрак, и шествует превыше земли; Господь Бог Саваоф - имя Ему."

118. Псалом 20.14: "Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество."

119. Mount of Olives - гора Елеон(ская) - в переводе с греческого - Оливковая/Масличная, названа по обилию масличных (оливковых) садов в ее окрестностях (в частности неподалеку находился Гефсиманский сад, одно из любимых мест Иисуса и его учеников, где случилось Его пленение; Гат-Шеманим - евр. Масличное точило, вероятно, в самом саду находилось устройство для выжимания оливкового масла; А.Мень "Сын Человеческий", гл.16 прим.2). Елеон неоднократно упоминается в Евангелиях. См. например от Луки 21.37: "днем Он учил в храме; а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонской." Эта гора находится в 3 км к северо-востоку от Иерусалима, вблизи нее располагались селения Вифаггия и Вифания, часто посещавшиеся Иисусом (в Вифании был дом Его ученика Лазаря и сестер Лазаря - Марии и Марфы). В Деяниях Апостолов гора Елеон называется местом Вознесения Христова 1.9-12: "... Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. (10) И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужав белой одежде (11) И сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (12) Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути."

Вот как описывается гора Елеонская в русском памятнике эпохи, близкой (начало XII в.) ко времени составления К.Н. ("Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена" ): http://emetz.pereplet.ru/texts/daniil.html

"О горе Елеонской"

"Вознесение Христа произошло на верху Елеонской горы, прямо к востоку небольшая горка, и на ней круглый камень выше колена. С этого камня и вознесся Христос на небо. На месте этом устроены своды, и около, и вверху, на сводах этих создана круглая площадка, подобно двору, вымощенная мраморными плитами. Посредине этого двора создана беседка, подобна теремцу, круглая, без верха. В этом теремце, под самым тем непокрытым верхом, лежит тот камень, на котором стояли ноги Христа.

Под этим камнем устроена из мраморных плит трапеза, где ныне проводятся службы. Под трапезой находится камень, около которого выложены мраморные плиты, только верх его немного виден, это и целуют все христиане. В теремце двое дверей, вход к месту вознесения по ступеням, всего двадцать две ступени.

Гора Елеонская высока, видно с нее все в городе Иерусалиме, и церковь Святая Святых с нее можно видеть, и до Мертвого моря, и до Иордана, и всю землю по обе стороны Иордана. Выше всех гор около Иерусалима Елеонская гора." (Перевод М. А. Веневитинова.)

120. Захария 14.4: "Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. (3) И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее -- к югу."; Псалом 17.11: "И воссел на херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра."

121. Псалом 23.7-8: "Поднимите врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! (8) Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани." Псалом 23.9-10: "Поднимите врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! (8) Кто сей Царь славы? - Господь сил, Он - Царь славы."

122. Захария 14.5: "И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с Ним."

123. Псалом 61.11-12: "Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога. (12) И у Тебя, Господи, милость; ибо Ты воздаешь каждому по делам его."

124. Даниил 7.13: "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему."

125. Ср. от Матфея 11.13 Иисус говоря об Иоанне Крестителе: "Ибо все пророки и закон предрекли до Иоанна (Крестителя)."

126. given manifestations of Him in their bodies - т.е. своими поступками/делами.

127. in their persons - букв. обликом.

128. От Матфея 22.32 (*из ответа Иисуса на заковыристый вопрос одного из саддукеев - саддукеи, в отличие от фарисеев, не верии в в воскресение из мертвых): "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова"? Бог не есть Бог мертвых, но живых." (Этот же эпизод приводится у Марка 12.19-27)

129. Бытия 47.29: "И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте,"

130. Бытия 50.25: "И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда (из Египта)."

131. От Матфея 10.15: "Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому."

132. От Матфея 7.15: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: (16) По плодам их узнаете их. ... "

133. Маркион Синопский - самый значительный ересиарх II века, создатель первой гностической системы, которая стала доступной широким массам. Основанная им церковь переживала период расцвета до начала III века. Потом на Западе начался ее упадок. На Востоке же (особенно в Сирии) она сохранилась в виде отдельных общин до VI века. С III-IV веков они активно смешивались с манихеями, а с V-VI вв. (особенно в Сирии) – с монофизитами, которые также как маркиониты отвергали святые иконы. Ок. 690 г. эта взрывная смесь из маркионитов, манихеев и монофизитов разлилась по всей Армении и вспыхнула пожаром страшной ереси. Император Юстиниан приказал сжигать еретиков живьем, чтобы сохранить от ереси соседние церковные области. Это было первое в истории сожжение еретиков (накануне VI Вселенского Собора). Как это всегда бывает, гонение только способствовало популярности ереси. С новой силой она вспыхнула в VIII-IX веках в период иконоборчества. (Виктор Алымов "Лекции по исторической литургике")

Однако вряд ли имеется в виду исторический Маркион (ведь он жил задолго до Юстиниана и к тому же не был царем), скорее - его дурная слава. Но ведь и Ириней (Harenewos) тоже вовсе не Царь Персии, а Святой Ириней, епископ Лионский (150-200), автор трактата (180 год) "Развенчание и опровержение того, что ложно зовется гносисом", который полностью сохранился только в латинском переводе (озаглавленный более кратко: "Против ересей – Adversus Haereses"). Греческий текст частично восстанавливается по цитатам и компиляциям более поздних ересиологов, прежде всего Епифания и Теодорета. Кроме латинского перевода, существуют фрагментарные средневековые переводы на сирийский и армянский языки. (http://www.biblicalstudies.ru/Books/Afonasin0.html)

Стоит перечислить еще несколько возможных источников для этой контаминации:

В Хронографии Феофана Исповедника император Маврикий (585-602), один из преемников Юстиниана на троне, удостоился от мятежной (602 год - у Феофана юлианский 594) констанинопольской толпы эпитета "маркионит". В прочем, с персами он воевал довольно успешно, причем еще до того как стал императором. А в 591 году, воспользовавшись междоусобицей в Персии, заключил весьма выгодный для Византии мир с поддержанным им Хосроем II, сыном убитого шаха Ормизда.

Также, возможно, свой вклад в эту мешанину внес Маркиан - византийский император времени Халкидонского собора, осудившего ересь монофизитов.

Не забудем также императора (361-363) Юлиана, племянника Константина Великого, отказавшийся от христианства в пользу эллинского язычества, он вошел в историю как Юлиан Отступник.

134. Этими словами Иисус описывает свое второе пришествие (от Луки 21.27): "И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великой."

135. Псалом 67.32: "... Ефиопия прострет руки свои к Богу."

136. Английский переводчик толкует это следующим образом: "Во время Второго Пришествия Христа Ковчег Завета Божьего/Сион вернется на гору Сион в Иерусалиме." О том же говорит и название главы (названия же, см. Предисловие, оригинальные эфиопские).

137. Второзаконие 19.15: "Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой - нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело."; от Матфея 18.16; от Иоанна 8.17; 2-е Коринфянам 13.1.

138. Исайя 26.19: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя -- роса растений, и земля извергнет мертвецов."

139. Т.е. когда наступит конец света.

140. 2-е Петра, 3.8: "...у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день."

141. Вероятно речь идет о следующем эпизоде: "В VI в., в период царствования Калеба (называемого также Элла-Ацбыха), Аксум при поддержке флота византийского императора Юстиниана захватил некоторые территории Южной Аравии. Предлогом военных экспедиций Аксума были преследования христиан Южной Аравии правителем этой территории Зу-Нувасом, принявшим иудаизм. Кровавая резня христиан в Награне произошла, видимо, в 524 г., год спустя после первого неудавшегося похода аксумских войск. Однако Калеб после поражения не отказался от новой попытки, и второй его поход в 525 г. завершился решительной победой Аксума. Очень скоро правитель завоеванной местности Абрыха попытался стать независимым от своей аксумской метрополии, соглашаясь лишь платить дань Калебу. Мало того, Абрыха, стремясь расширить собственные владения на полуострове, предпринял приблизительно в 570 г. военный поход для захвата Мекки. Поход окончился неудачей и стал последним аккордом былого аксумского влияния на юге Аравийского полуострова." (А. Бартницкий И. Мантель-Heчко "История Эфиопии")

Подробнее см: (Н.Пигулевская "Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в в IV-VI вв." глава 3 "Перепутье" Первая и вторая Кушито-Химьяритские войны - http://www.krotov.org/libr_min/p/pigulevs/pigulev20.html)

142.* Английский переводчик по поводу этой главы заметил: "Местами текст этой главы затруденителен для понимания." Вообще, эта глава привела меня в полнейшее отчаяние, не могу поручиться за то, что я понял ее содержание хотя бы наполовину, поэтому я оставлю ссылку на английский текст http://www.sacred-texts.com/chr/kn/kn117.htm), с тем, чтобы те, кому ведомо это наречие и подробности эфиопской истории, могли предпринять собственную попытку постижения.

143. Согласно легенде, у эфиопского царя Калеба было два сына: Израэль и Гэбрэ-Мэскэль (в прочем встречаются и другие варианты имен сыновей Калеба или другие сыновья), и якобы Калеб отослал свою корону в Иерусалим, в Храм Гроба Господня, и удалился в монастырь, уступив правление младшему сыну Гэбрэ-Мэскэлю (!!! не путайте этого полулегендарного Гэбрэ-Мэскаля с вполне историческим Лалибелой/Амдэ-Цыйоном/Гэбрэ-Мэскалем, упомянутым в Заключении !!!). В двух километрах к северу от современного Аксума находится двойная гробница, которую относят Калебу и его сыну Гэбрэ-Мэскалю (в прочем, это не единственное место захоронения, приписываемое последнему). Что касается Израэля, судя по данным нумизматики (надписи на монетах) царь с таким именем правил в Аксуме после 575 года, т.е. для сына Калеба несколько поздновато (монеты Калеба датируются 520-ыми годами + 26 лет монашеской жизни Калеба), по крайней мере для старшего, так что их прямое родство под серьезным вопросом. (Stuart Munro-Hay "Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity" - http://users.vnet.net/alight/aksum/mhak1.html )

144. ?Возможно это как-то связано со значением этнонима эфиопских иудеев - фалаша - в переводе "странники", "скитальцы", "изгнанники"? Или с кочевниками-мусульманами?

145. "Основал коптскую церковь сам св. Марк Евангелист. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучали римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии." Алексей Мокроусов, Христиане в Египте, Новое время, №44 5 ноября 2000 Копты: православные люди в Африке, "Труд", 18 января 2000 года Загадочные копты, Ортодокс ру, http://www.orthodoxy.ru/koinonia/EL_Coptic.html См. также http://www.africana.ru/lands/Egypt/frame/Coptes.htm

146. В английском тексте year of mercy - букв. год милости. Воспользуюсь примечанием Б.А.Тураева к его переводу "Сказания о походе царя Амда Сиона" (см. http://vostlit.narod.ru/ на букву Э - эфиопские хроники, там же кстати должен быть помещен и этот мой перевод Кебра Негаст) Б.А.Тураева препарирует дату 1332 следующим образом: "Дата по эре “мучеников" или Диоклетиана (281*) с прибавленным к ней пасхальным периодом или великим индиктионом в 532 г., т. е. 284* + 532 + 516 = 1332. Термин "год благости" заимствован из Пс. 64, 12." Далее делаем так 516 - 409 = 107, 1332 - 107 = 1225

* Возможно, ошибка сканирования, правильно (судя по дальнейшему тексту/вычислениям) - 284.

147. Предисловие к английскому изданию  указывает на Амдэ-Цыйона I . "... в 1314 г. к власти пришел молодой и энергичный Амдэ-Цыйон I по прозванию Гэбрэ-Мэскэль. Этот правитель занимает видное место в истории Эфиопии, его именем принято называть не только период царствования, но и литературу той эпохи." (А. Бартницкий И. Мантель-Heчко "История Эфиопии")

148. Если следовать тексту предисловия английского издания, это Амдэ-Цыйон/Гэбрэ-Мэскэль. Однако, Гэбрэ-Мэскэль - это одно из имен Лалибелы, много раз засвидетельствованное, в агиографии в т.ч.

Царь Лалибэла из династии Загуйе, причисленный за свои заслуги к лику святых: "Один из самых знаменитых правителей этой династии (рубеж XII— XIII вв.), зачисленный в разряд отечественных святых — Лалибэла (Лалыбэла). ... житие указывает, что Лалибэла, когда занял трон, богато одарил бедных и нуждающихся, а в честь бога построил 10 храмов, не похожих один на другой. ... знаменитых монолитных храмов Эфиопии; вырубленные в скале, храмы в те времена, когда они воздвигались, были, несомненно, чудом архитектурной техники." (А. Бартницкий И. Мантель-Heчко "История Эфиопии")

Лалибела - Гэбре Маскаль I Лалибела ( -1172-1212) - читаем, наприер, в списке эфиопских правителей - http://datarule.narod.ru/ethiopia.html.

О времени Лалибелы известно только, что он был жив и правил в 1212 г. (по колофону одной роскошной ркп. Евангелия). * т.е. вполне возможно был жив и в 1225 - году упомянутом в Колофоне в связи с именем Лалибелы/Гэбрэ-Мэскэля!

149. согласно версии Предисловия, упоминание Гэбрэ-Мэскэля/Амдэ-Цыйона (GABRA MASKAL/’AMDA SEYON I) вполне определенно указывает на отрезок между 1314 и 1344 годами (время его правления), примерно тогда же патриархом Александрии был Георгий. "До 1959 г., когда эфиопская церковь отделилась, от александрийской патриархии, абунэ (дословно “наш отец”; титул главы эфиопской церкви) назначался александрийским патриархом обычно из египетских коптов." (А. Бартницкий И. Мантель-Heчко "История Эфиопии")

Кроме того, примерно в это же время служил "абба Гийоргис (отец Георгий), монах из шоанского монастыря Гасычча, осуществивший переработку “Хорологиона” — произведения, определяющего время дневных и ночных церковных обязанностей." (А. Бартницкий И. Мантель-Heчко "История Эфиопии")

150. Полагаю, что именно здесь заканчивается цитата (или мнимая цитата) из арабского источника, и дальше идет уже речь Исаака, руководителя коллектива, работавшего над составлением и редакцией книги.

151. Увы, точных сведений об Abal'ez и Abalfarog нет.

152. См. конец главы 34.

153. Назрет - "Назрет (город на юге от Аксума) становится приблизительно до IX в. резиденцией патриархов слабеющего государства." (А. Бартницкий И. Мантель-Heчко "История Эфиопии"), **на карте более поздней эпохи (30-ые годы XX века) город с таким названием находится к юго-востоку от современной Аддис-Абебы.

154. По версии А.Бартницкого и И.Мантель-Нечко - ныбурэ ыд Йисхак. Ныбурэ ыд - "дословно “рукоположенный”, т. е. “назначаемый” или “посвященный”. Звание светского главы церкви, одно из самых старших и самых высоких в Эфиопии, давалось обычно главе аксумского собора Цыйон." (А. Бартницкий И. Мантель-Heчко "История Эфиопии")

155. Упоминание этого имени может нам дать предельную дату написания Эпилога Кебра Нэгэст (если не всей книги целиком) - 1320 год: "Усилия императора Амдэ-Цыйона I по централизации власти встретили вооруженное сопротивление на севере страны, в том числе и со стороны фалаша. В XIV в. в Тигре, а также в районах на север от Шоа, где был новый центр государства, имели место сепаратистские движения. Около 1320 г. император Амдэ-Цыйон подавил там восстание, возглавленное Ябикой-Ыгзиы." (А. Бартницкий И. Мантель-Heчко "История Эфиопии")

С. Б. Чернецов, Некоторые предположения относительно причин происхождения эфиопской версии “Славы царей” // Эфиопские исследования. История, культура / Отв. ред. А. Н. Громыко (Москва, 1981) 26–31 (первоначальная цель перевода — обосновать претензии на эфиопский престол Йабика Эгзие, правителя области Эндерта в Тигре (1314—1322); приспособлено к воцарившейся амхарской династии после подавления мятежа этого правителя царем Амда Сионом). См. также: S. Chernetsov, Riches and Honor of Ethiopian kings (в настоящем томе). Мнение Чернецова о происхождении эфиопской версии поддержано М. Кроппом, который считает, что КН посвящена обоснованию прав древнего эфиопского “Сиона” в Аксуме вопреки претензиям нового церковного центра в провинции Ласта, построенного Лалибелой.  “Слава царей”, по объяснению Кроппа, — это и есть Сион, главный “герой” повествования и главный источник династических прав династии “Соломонидов”. См.: M. Kropp, Zur Deutung des Titels “Kebra nagast” // OC 80 (1996) 108–115. В пользу мнения Кроппа об отражении в КН конкуренции между Аксумом и Ластой свидетельствует и собственно загвейский материал — Житие Лалибелы. Согласно этому памятнику, Ковчег Завета находится вовсе не в Аксуме, а в Иерусалиме, где ему, наряду с другими святынями, поклоняется Лалибела: S. Kur, Еdition d’un manuscrit ethiopien de la Biblioth и que Vaticane: Cerulli 178 // Atti della Accademia Nazionale dei Lincei. Anno 369 — 1972. Memorie. Classe di Scienze morali, storiche e filologiche. Ser. VIII, vol. 16 (1972) 381–426, особ. 401/420 (эф. текст / фр. пер.; издано только здесь, т. к. фрагмент не вошел в первую публикацию Жития Лалибелы). Впрочем, альтернативная Кроппу недавняя гипотеза происхождения КН заслуживает не меньшего внимания. Согласно Гетачеу Хайле, связавшего материал изданной им хронологической заметки с датировкой царствования Гебра-Маскаля (“сына” — то есть, согласно Гетачеу Хайле, отдаленного потомка — Калеба) в КН, сама КН отражает события  в Аксуме ок. 884 г. по эфиопскому счету или по Р. Х., когда имело место (согласно некоторым эфиопским преданиям) “отделение” фалаша. Гетачеу Хайле предполагает, что религия фалаша была исконной для Аксума, а Гебра Маскаль вступил в острый конфликт с ее приверженцами (Getatchew Haile, A New Look on Some Dates of Early Ethiopian History// Mus 95 (1982) 311–322). Впрочем, внимание к датировке царствования Гебра Маскаля является сильной стороной новой гипотезы, вполне независимой от той ее — как мне кажется, чересчур гадательной — части, что относится к происхождению фалаша. (Христианский Восток 2 (2000) В. М. Лурье ИЗ ИЕРУСАЛИМА В АКСУМ ЧЕРЕЗ ХРАМ СОЛОМОНА: Архаичные предания о Сионе и Ковчеге Завета в составе Кебра Негест и их трансляция через Константинополь)

Текст переведен по сетевому изданию: Kebra Nagast. http://www.sacred-texts.com/chr/kn/index.htm

© сетевая версия - Тhietmar. 2003
© перевод - Стариков И. В. 2003
© дизайн - Войтехович А. 2001

Мы приносим благодарность
И. Старикову за предоставление текста