Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

СЛОВАРЬ ЭФИОПСКИХ ТЕРМИНОВ

аба гада — оромский титул, означающий старейшину, который руководит ритуалом инициации, когда членов одной возрастной группы племени торжественно посвящают в следующую ступень

абагаз — временное звание военачальника, посылаемого для выполнения отдельной самостоятельной боевой задачи. По выполнении ее и присоединении к остальному войску этот военачальник переставал называться аба-газом

абето — сокращение от абетохун

абетохун — титул эфиопских принцев крови и наследников престола. Между царскими родственниками, абетохунами и вейзазерами, существовало то немаловажное различие, что вейзазеры не могли претендовать на престол

абуна (букв, «отец наш») — обычный эпитет митрополитов в Эфиопии. Такой же эпитет мог быть присоединен и к имени особо чтимого святого.

авва (греч.) Отец — обычный эпитет или обращение к священнику.

агафари — титул царского дворецкого, подчиненного мажордому, а также (с середины XVII в.) традиционный титул наместника Самена

азаж — титул, который носили сановники царской курии. Азажи носили одежду эфиопского духовенства (белый подрясник и белый тюрбан), хотя далеко не всегда являлись духовными лицами. По их роли в придворной жизни азажей можно сравнить с думными дьяками Московской Руси

азмач — титул крупных военачальников. Это общее название эфиопских военачальников, так как они делились на три разряда. Младшие назывались гра-азмач («азмач слева»), средние — кень-азмач («азмач справа»), старшие — дедж-азмач («азмач передового отряда»). Эти названия соответствовали построению эфиопского войска в битве, когда по флангам царского полка располагались левый и правый полки во главе с гра-азмачем и кень-азмачем, а впереди находился передовой полк во главе с дедж-азмачем. Ближайшим русским соответствием титулу азмач является воевода

акабэ-саат (букв, «блюститель часов») — титул настоятеля Хайкского монастыря. Эти настоятели начиная с XV в. стали играть заметную роль в придворной жизни, иногда возвышаясь до положения главы царской курии. С XVII в. значение акабэ-саата стало падать, а в XIX в. этот титул вышел из употребления

акабэ-эбрет — это просто перевод на геэз амхарского титула «эбрет табаки» — букв, «страж череды» — титул начальника царской стражи

амба — столовая гора тектонического происхождения, столь типичная для эфиопского ландшафта, что это ее эфиопское название вошло и в географическую литературу. Благодаря своим обрывистым и труднодоступным склонам эти горы играли в Эфиопии роль естественных крепостей и убежищ

амбарас (или баламбарас) — титул коменданта крепости, расположенной на амбе (см.). Однако этот титул может фигурировать и просто в качестве воинского звания, безотносительно к исполняемым обязанностям.

асалафи — титул царского кравчего

баг малькання — титул наместника небольшой области

баджеронд — титул царского мажордома и заведующего дворцовым хозяйством, появившийся во второй половине XVII в. С ростом Гондара и гондарского двора таких заведующих стало несколько, каждый со своими специфическими функциями

баламбарас — см. амбарас

баламваль (букв, «любимец») — название царского уполномоченного или приближенного советника

бальгада — титул начальника вооруженного каравана, ежегодно отправляемого за солью к побережью в область Архо во впадине Тальталь. В обязанности этого начальника входили охрана каравана и регулярное обеспечение страны солью

бальдерас — титул обер-шталмейстера эфиопского двора

бахр-нагаш — титул наместника северной приморской провинции Эфиопии, должность которого имела особое значение, потому что именно через его наместничество Эфиопия имела единственный выход к морю, внешним сношениям и доступ к огнестрельному оружию

бехт-вадад — титул министра двора и в то же время первого министра государства. Подобно арабскому визирю, бехт-вадад был главным лицом при дворе и первым советником царя в важнейших делах

бэлятен-гета — титул начальника царской челяди. Таких начальников было двое: начальник над старшими пажами (см. талалак бэлятен-гета) и начальник над младшими пажами (см. тэкакэн бэлятен-гета). Однако это звание жаловалось иногда и просто как почетный придворный титул, не связанный с дворцовым хозяйством

бэрбэра — растение, плоды которого используются для оглушения рыбы в озерах и реках

бэсат — толстый валяный ковер вроде кошмы

бэст — тканый ковер в отличие от валеного бэсата

ваг-шум — традиционный титул наместника областей Ваг и Зат

вейзаро — титул принцессы крови или некоронованной супруги царя

гра-азмач — см. азмач

гулелят — навершие конической кровли эфиопского дома, сделанной из травы. Это навершие обычно бывает керамическим

дабаль бет — специальное помещение, построенное как шалаш или куща, где феодалы и военачальники устраивали большие пиры для своих воинов. Эти временные строения после пиров разбирались. Однако в дворцовом комплексе в Гондаре был построен и постоянный дабаль бет огромных размеров

дабтара — любопытная разновидность эфиопского белого духовенства, по своему положению напоминающая древнееврейских левитов. От них не требовалось ни ухода из мира, как от монахов, ни ненарушимого церковного брака, как от священников. Они не были рукоположены в сан и потому не могли служить обедни, хотя и подвизались при церкви, где исполняли священные пляски и гимны

дагафи (букв, «поддерживающий») — слуга, сопровождающий знатную даму, которая едет верхом. В его обязанности входило бежать рядом и следить, чтобы дама не упала с мула

дагуса (Eleusine coracana) — разновидность проса

даджен — командующий арьергардом эфиопской армии на марше. В его обязанности входило охранять армию от внезапных нападений с тыла, а также оказывать помощь больным и отставшим

дарабе-бет — женская половина дворца с многочисленными служанками, в обязанности которых входило не только обслуживание царицы, но и участие в торжественных церемониях двора, а также выполнение разнообразных хозяйственных работ, так как царские пиры устраивались с помощью не только царя, но и царицы

дедж-азмач — см. азмач

дэгуа — эфиопский гимнографический сборник церковных гимнов на весь год, кроме тех, которые содержатся в «Книге литургии» и в часослове

жандараба азаж — формально это начальник царских евнухов, живших на женской половине дворца. Однако иногда этот титул жаловался в качестве почетного придворного звания и не евнуху, который этих обязанностей не выполнял

жан-церар — титул, который носили наместники области Вадала, или Вадла

зэммаре — церковные гимны, исполняемые после окончания обедни

кантиба — титул, который в XVI в. носили наместники Дамбии, а также Верхнего и Нижнего Хамасена. С основанием и развитием столичного города Гондара в области Дамбии этот титул стал означать также и гондарского городничего

кень-азмач — см. азмач

колення — житель коллы, эфиопских низменностей с жарким тропическим климатом. В наших текстах это слово чаще всего встречается в качестве прозвища человека

курання — страж заключенного или арестованного, с которым он неразлучен, потому что левая рука стража скована цепью или привязана веревкой к правой руке арестованного

лебд, или лемд, — воинское одеяние, род епанчи, являющееся одновременно и одеянием, и украшением, и знаком отличия

лигаба — титул царского дворецкого, отвечающего за допуск на царскую аудиенцию

лика губаэ (букв, «глава собрания») — новый титул для гондарской придворно-церковной иерархии. Видимо, именно этот «глава собрания» и являлся главою того крупного богословского центра средневековой учености, который сложился и расцвел в Гондаре в период правления царицы Ментевваб

лика мазамран (букв, «глава певчих») — титул главы придворных певчих

лика маквас — царский конюший и в то же время «двойник царя». Обычно в сражениях лика маквас, облаченный в царские парадные одеяния, сидел под царским зонтиком, тогда как царь в простой одежде руководил сражением, находясь в другом месте. Так как в битвах главный удар обыкновенно направлялся на предводителя противника, то должность лика макваса была не только почетна, но нередко и опасна

лика матани — царский судья, который является «заседателем», т.е. членом верховного суда

лика маэмэран (букв, «глава ученых») — титул главы придворных богословов, настоятель церкви царской ризницы. В настоящее время это одна из 1 степеней богословской учености

лика табабт (букв, «глава мудрых») — по-видимому, это почетный эпитет протоиерея собора Дабра Цахай

лике (сокращенная форма титула «лика матани») — титул заседателей верховного суда, куда входили четыре «заседателя» и четыре азажа верховного суда

мавасэт — сборник праздничных антифонов эфиопской церкви

мак (букв, «мешок») — рубище, надеваемое в знак траура

малака берханат (букв, «ангел светов») — традиционный эпитет настоятеля собора Дабра Берхан

малака ганнат (букв, «ангел рая») — традиционный эпитет настоятеля придворной церкви св. Михаила

малака салам (букв, «ангел мира») — традиционный эпитет настоятеля собора св. Евстафия в Гондаре

малектення тайяки (букв, «уполномоченный допроситель») — титул сановника верховного суда, выполнявшего функции обвинителя и прокурора. Именно эти сановники предьявляли обвинение, задавали вопросы, но не участвовали в вынесении решения по делу обвиняемого

малькання — общее название любого царского уполномоченного

мачане — сокращенная амхаризированная форма титула «лика матани»

машилла — эфиопская разновидность сорго

мэзэккэр — должность чиновника царской канцелярии. Это был писец, лицо духовное, обязательно принадлежавшее к Дабра-Либаносской конгрегации и непосредственно подчиненное государственному духовнику

мэслене (букв, «от моего имени») — управляющий царскими уделами, обязанный снабжать дворцовое хозяйство всем необходимым

нагадрас (букв, «глава купцов») — заведующий торговлей, базаром и купцами, в чьи обязанности входило следить за порядком на базаре и взимать торговые пошлины

наиб — в Эфиопии это был турецкий наместник Массауа, назначаемый турками из среды местных племенных вождей. Не обладая значительными военными силами, эти наибы зависели как от турок, господствовавших на Красном море, так и от эфиопских царей

паша — титул турецкого происхождения, который с XVII в. в Эфиопии стал означать начальника отряда, целиком вооруженного огнестрельным оружием

рак-масар — должность, введенная в середине XV в. царем Зара Якобом для своих специальных чиновников, уполномоченных следить за деятельностью царских наместников на местах. Впоследствии, когда реформы Зара Якоба не привились в стране, рак-масар стал просто почетным придворным титулом

рас (букв, «глава») — в XVI в. это слово означало просто начальника, но к XVII в. стало означать высший титул в эфиопской феодальной иерархии и применяться преимущественно к бехт-вададу (cм.)

сини (букв, «китайский») означает дорогую заморскую ткань (шелк по преимуществу, но иногда и парчу). Впрочем, этим же словом называли и фарфоровые чашки

сэга малькання — заведующий мясниками, особая должность при дворе как царя, так и любого крупного феодала. Он ведал разделкой туш для пира и за свою службу получал известную долю шкур и мяса

табот — деревянная или каменная доска с изображением креста посредине и символов евангелистов по углам, соответствующая антиминсу православной обрядности. Табот помещается в алтаре и выносится из церкви только во время крестного хода. Именно табот, освященный митрополитом, превращает храм в церковь, без табота это уже не церковь, а пустое строение

талалак бэлятен-гета — начальник старших пажей, которые не прислуживали царю, как младшие пажи, а составляли отряд его телохранителей. Соответственно и начальник старших пажей занимал в придворной иерархии положение на 15 ступеней выше, нежели начальник младших пажей

тазкаро бет (букв, «дом поминок») — один из дворцов, построенных царем Иясу I, где устраивались поминальные пиры для узкого круга придворных

танква — особая эфиопская лодка, изготовленная из охапок стеблей папируса, растущего по берегам оз. Тана. Эта лодка имеет очень невысокие борта и держится на воде исключительно благодаря плавучести самого папируса. Передвижение на подобных лодках, медленное и нелегкое, требует большого навыка и для эфиопов, зачастую не умеющих плавать, бывает опасным

таресамба азаж — титул чиновника, ведавшего дворцовым хозяйством, в частности конюшнями

тентсйон, или «солнечная эпакта», — число, которое указывает в цифровой форме на день недели, на который приходится эфиопский Новый год. Форма эта такова: среда = 1, четверг = 2, пятница = 3, суббота = 4, воскресенье = 5, понедельник = 6, вторник = 7

тэкакэн бэлятен-гета — начальник младших пажей, которые прислуживали царю

фитаурари — титул военачальника, командующего авангардом или передовым разведывательным отрядом

цасарге, или цасаргуэ, — придворный титул члена верховного суда, входившего в состав царской курии

цедж-азаж (букв, «распорядитель цеджем, или теджем, — хмельным напитком из меда») — наблюдал за изготовлением и распределением этой эфиопской медовухи во время царских пиров и трапез

цераг масаре — титул главы придворного клира. Он играл главную роль в церемонии коронации царя в столице, так как именно он служил литургию в придворной церкви. Он же выполнял обязанности церковного церемониймейстера

цехафе-тээзаз (букв, «записыватель приказов») — в XVIII в. таких должностных лиц было двое. Один был царским канцлером, который был хранителем печати и царским секретарем, второй исполнял обязанности придворного историографа

шалека (букв, «тысяченачальник») — командовал царским полком, который вовсе не обязательно должен был насчитывать ровно тысячу воинов; обычно в таком полку было несколько сотен человек

эдуг (букв, «заместитель») — викарий, исполнявший роль заместителя митрополита

эльфинь азаж — титул постельничего, заведующего внутренними покоями царского дворца, которые назывались эльфинь

эммабет (букв, «матерь дома») — так обычно называли царских наложниц, имевших детей от царя. Законную же супругу обычно называли государыня

эччеге — титул главного архимандрита всех монастырей Дабра-Либаносского устава. По своему положению эччеге был вторым после митрополита лицом. Эччеге назначался или по крайней мере утверждался самим царем