Комментарии

328. 30 апреля 1690 г.

329. 12 июня 1690 г.

330. 3 июля 1690 г.

331. 8 июля 1690 г.

332. 24 сентября 1690 г.

333. 4 ноября 1690 г.

334. 9 ноября 1690 г.

335. Оромское племя чалиха в «Истории Сисинния, царя эфиопского» упоминается в несколько ином написании – челеха.

336. В «Истории Сисинния, царя эфиопского» акабэ-саат авва Эгуале (или Гуале) упоминается дважды: первый раз в 22-й главе как один из сановников, присутствовавших при воцарении в 1604 г., и второй раз в 51-й главе в числе людей, умерших от эпидемии в октябре 1618 г.

337. 28 декабря 1690 г.

338. 9 января 1691 г.

339. 30 января 1691 г.

340. Цабання – прозвище упоминаемого военачальника Амсале. И. Гвиди в своем словаре амхарского языка переводит его как «вражеский» [40, с. 816], однако Ф.А. Домбровский, как кажется, с полным основанием сомневается в точности подобного перевода [36, с. 219, примеч. 456]. Этот военачальник играл немаловажную роль при эфиопском дворе в царствование царей Иясу, Такла Хайманота и Феофила и умер в царствование этого последнего в 1710 г.

341. 11 февраля 1691 г.

342. Измерять дневные часы длиной отбрасываемой тени вполне удобно в Эфиопии, расположенной близ экватора, так как сезонные колебания высоты солнца там незначительны.

343. Т.е. к вратам Аксумского кафедрального собора. См. коммент. 201 к «Истории царя царей Аэлаф Сагада».

344. Здесь можно видеть как аллюзию на 8-ю главу ветхозаветной книги Неемии, так и аллюзию на эфиопский апокриф Апокалипсис Ездры или IV книга Ездры, входящий в состав эфиопской Библии.

345. Т.е. утвердил их, провозгласив официальный указ по этому поводу.

346. Бэгэна – десятиструнная эфиопская арфа. Игра на подобной арфе, которую эфиопы отождествляют с псалтирью Давида, всегда являлась прерогативой знати.

347. 19 апреля 1691 г.

348. 20 июля 1691 г.

349. 3 июля 1691 г.

350. 3 августа 1691 г.

351. 30 октября 1691 г.

352. 11 ноября 1691 г.

353. 30 ноября 1691 г.

354. 17 января 1692 г.

355. Т.е. подкрепляя свои догматические положения ссылками на Писание.

356. 31 января 1692 г.

357. 6 февраля 1692 г.

358. 3 апреля 1692 г.

359. 6 апреля 1692 г.

360. 1 мая 1692 г.

361. 7 мая 1692 г.

362. 16 мая 1692 г.

363. 16 июня 1692 г.

364. 5 июля 1692 г.

365. 24 ноября 1692 г.

366. 11 декабря 1692 г.

367. 13 января 1693 г.

368. Т.е. двух больших площадей в столичном Гондаре. Относительно площади Адабабай см. коммент. 25 к «Истории царя царей Аэлаф Сагада». Макабабия же – большая площадь перед дворцовой церковью св. Георгия (Эльфинь Гиоргис) в Гондаре.

369. Светские барабаны «нэгарит» (см. коммент. 75 к «Истории царя царей Аэлаф Сагада»), связанные попарно, были атрибутом светской власти царских наместников, причем их ранг, а также величина наместничества находились в прямой зависимости от количества пожалованных барабанов. Владения в 44 барабана охватывали практически всю провинцию Тигрэ.

370. Балау, согласно М. Альмейде, – это эфиопское название народа фундж [21, кн. I, гл. VIII].

371. Царские воины, совершившие воинский подвиг, обычно состоявший в убиении одного или нескольких врагов, имели право на пышную шевелюру. Их жены также имели право не брить голову, а отпускать волосы. Жены молодых воинов, ничем себя не проявивших, должны были брить волосы на голове.

372. Цараг – название арьергарда эфиопской армии, который возглавляется дадженом. См. коммент. 113 к «Истории царя царей Аэлаф Сагада». То, что царь со своими телохранителями прикрывал войско с тыла на марше, ставится ему в особую заслугу, так как обычно противник старался напасть на войско на марше именно с тыла, отчего роль даджена была не только важной, но и опасной.

373. 24 января 1693 г.

374. 9 февраля 1693 г.

375. Под «дочерьми Сиона» имеются в виду девушки Аксума, которые вместе со священством должны были встречать царя по особому ритуалу, подробно описанному в 7-й главе «Истории царя Сарца Денгеля» [20, с. 75-76].

376. Мэсэнко – однострунная эфиопская скрипка.

377. Эбна Хаким, что в переводе с арабского означает «сын мудрого» – постоянный эпитет Менелика I, сына царя Соломона и царицы Савской, легенда о происхождении которого изложена в эфиопском трактате XIV в. «Слава царей». Арабизированная форма этого эпитета вполне характерна для «Славы царей», вообще переполненного арабизмами.

378. Под «домом Гаримы» имеется в виду Мадарский монастырь, основанный, по преданию, в IV в. св. Исааком Гаримой.

379. Наиб – титул турецкого наместника небольшой области. В Эфиопии, на которую Оттоманская Порта распространяла свои теоретические притязания и которую именовала «пашалыком Хабашистан», турки располагали лишь маленьким гарнизоном на о-ве Массауа, который насчитывал несколько десятков турецких солдат. Титул «наиб» они жаловали представителям местных правящих родов мусульман баляу в прибрежном селении Аркико. Извлекая основные свои доходы от контроля над торговым путем через Аркико, «наибы» старались поддерживать хорошие отношения как с турками, господствовавшими на Красном море, так и с эфиопскими царями, во власти которых находились внутренние области.

380. См. коммент. 238 к «Истории царя царей Аэлаф Сагада».

381. Области Сирэ – одна из древнейших христианских провинций Северной Эфиопии. Хотя она расположена рядом с несравненно большей по площади и населенности провинцией Тигрэ, Сирэ в силу своей древности не была подчинена маконену Тигрэ, пользовалась по отношению к нему автономией и рядом привилегий. Теперь царь в наказание упразднил и эту автономию, и привилегии местной знати.

382. 19 февраля 1693 г.

383. 2 марта 1693 г.

384. 14 марта 1693 г.

385. 26 апреля 1693 г.

386. См. коммент. 93 к «Истории царя царей Аэлаф Сагада».

387. См. коммент. 94 к «Истории царя царей Аэлаф Сагада».

388. 4 мая 1693 г.

389. 18 мая 1693 г.

390. См. коммент. 315.

391. 1 июля 1693 г.

392. 11 июля 1693 г.

393. 31 июля 1693 г.

394. Имеется в виду св. Фрументий, креститель Эфиопии, получивший постоянный эпитет «авва Салама кэсате берхан» (отец мира, открыватель света), память которого празднуется эфиопской церковью 26 хамле.

395. 5 сентября 1693 г.

396. В эфиопском тексте употреблено слово «атари», которое И. Гвиди переводит как «бродячий торговец», однако современный эфиопский историк Мэрид Вольде Арегай склонен трактовать его как «непотребная девка». Впрочем, может быть, здесь нет противоречия, потому что эти профессии могли совмещаться на эфиопском базаре.

397. Эфиопские цари, возводившие свои дворцы, начиная с Сисинния [20, с. 309-310], любили устраивать перед ними искусственные водоемы. В этом отношении они брали себе примером дом своего мифического предка – царя Соломона, описанный в 7-й главе III Книги царств.

398. В эфиопском тексте употреблено слово «вадала». Первоначально оно выло этнонимом, означавшим одну из этнических групп народа агау. К середине XVI в. (см. 8-ю главу «Истории царя Сарца Денгеля») оно стало словом нарицательным для обозначения людей глупых и грубых, а в XVII в. стало означать людей низкого происхождения и социального положения, «подлых» в старорусском значении этого слова.

399. 24 сентября 1693 г.

400. 16 ноября 1693 г.

401. См. коммент. 172.

402. 4 января 1694 г.

403. 16 января 1694 г.

404. Азаж Хаварья Крестос – автор «Истории царя царей Аэлаф Сагада» и первой части «Истории царя царей Адьям Сагада», которую он довел до мая 1700 г. В мае Хаварья Крестос погиб в сражении с оромским племенем гудру, и его преемник, азаж Завальд, упоминает его в числе убитых. Несколько подробнее этот эпизод изложен в «Краткой хронике»: «Погибли... и азаж Хаварья Крестос, который писал историю царя Иясу до того времени. Когда упал азаж Хаварья Крестос, то перстень с царской печатью был у него на пальце. Тогда пошел подчиненный ему писец, имя которого авва Кефле, и пришел на место, где пал азаж Хаварья Крестос, и принес перстень, сняв его с пальца. Авва же Завальд был ранен в грудь, и назначил царь авву Завальда на должность цехафе-тээзаза – [должность] азажа Хаварья Крестоса, и с тех пор назывался он азаж Завальд» [25, с. 366].

405. «Хваление» (маввадес) – один из жанров духовных стихов, исполнявшихся после воскресной службы.

406. Здесь азаж Хаварья Крестос пользуется случаем перенесения царем Иясу табота (т.е. букв. «ковчега завета») для того, чтобы уподобить царя его тезке, Иисусу Навину (см. Иис. Нав.), так что «хваление» в честь табота святой троицы превращается в восхваление царя. Владение подобной «тонкой» лестью весьма высоко ценилось среди эфиопских книжников.

407. 6 февраля 1694 г.

408. 21 апреля 1694 г.

409. Этот азаж Хаварья Крестос, заведовавший царской медоварней, – просто тезка историографа Хаварья Крестоса, также носившего титул азажа.

410. 24 мая 1694 г.

411. 1 июля 1694 г.

412. 8 июля 1694 г.

413. 19 августа 1694 г.

414. Тринадцатый эфиопский месяц пагумен в невисокосный год составляет 5 дней, а в високосный – 6 дней.

415. 24 сентября 1694 г.

416. 4 января 1695 г.

417. 11 января 1695 г.

418. 24 января 1695 г.

419. 30 января 1695 г.

420. Эфиопские цари из вполне понятных соображений старались не грабить и не разорять те селения, которые регулярно платили подати.

421. 5 февраля 1695 г.

422. 3 апреля 1695 г.

423. 27 июня 1695 г.

424. 5 июля 1695 г.

425. И. Гвиди объясняет даль чэфра как полк воинов, каждый из которых получал в виде месячного содержания 1 даль зерна [24, с. 183]. Даль равняется приблизительно 140 литрам.

426. Т.е. в Годжаме.

427. 26 октября 1695 г.

428. 2 декабря 1695 г.

429. 5 января 1696 г.

430. 17 января 1696 г.

431. 4 марта 1696 г.

432. 7 марта 1696 г.

433. 16 апреля 1696 г.

434. 17 мая 1696 г.

435. 24 мая 1696 г.

436. 5 июня 1696 г.

437. Здесь автор обыгрывает имя Такла Хайманота, которое буквально означает «насаждение веры». Автор же именует его «насаждением беззакония». Следует сказать, что подобное переименовывание – давняя традиция эфиопской историографии и восходит еще к «Истории царя Зара Якоба (XV в. [16, с. 59]).

438. 5 июля 1696 г.

439. 9 сентября 1696 г.

440. Это толкование прозвища Шамат представляется несколько натянутым.

441. Имеется в виду ветхозаветный Ахитофель, который давал Авессалому злой совет против отца его, Давида. Когда же совет его не был исполнен, Ахитофель со злобы удавился (II Книга царств 16-17).

442. Под «отцом» здесь понимается предок – ветхозаветный царь Давид, согласно династическому мифу о происхождении эфиопских царей от царицы Савской и царя Соломона, сына Давида.

443. 13 октября 1696 г.

444. Полное имя этого Арайю было, по-видимому, Арайя Крестос (т.е. «образ Христов»), отчего автор тут же переименовал его в «образ дьявольский». См. коммент. 437.

445. Здесь также своеобразное переименование: Вальда Гиоргис («сын Георгия») переименовывается в Вальда Гергесевон («сына Гергесинского»), что представляет собою аллюзию на Матф. 8, 28, когда Христу в стране Гергесинской встретились два бесноватых, вышедших из гробов.

446. И. Гвиди видит в этом выражении аллюзию на басню Эзопа «Комар и бык». Трудно сказать, имеем ли мы здесь дело с заимствованием или просто встречаем достаточно распространенный мировой сюжет. Стоит отметить, пожалуй, что в сборнике амхарских сказок, переведенных Э.Б. Ганкиным, имеется сказка «Бык и комар», в точности передающая содержание Эзоповой басни [1, с. 64].

447. См. коммент. 340.

448. 18 ноября 1696 г.

449. 4 января 1697 г.

450. 16 января 1697 г.

451. См. коммент. 4 к «Истории царя царей Аэлаф Сагада». Здесь имеются в виду представители военно-служилой верхушки, происходившие из старинного полка Мадабай.

452. 7 февраля 1697 г.

453. 25 февраля 1697 г.

454. Гамабахи – неизвестное, возможно оромское, слово.

455. 11 апреля 1697 г.

456. 17 мая 1697 г.

457. Трудно сказать, чем вызван этот неожиданный выпад автора по адресу клира придворной походной церкви царской ризницы. Традиционно эфиопская мораль и не требовала от священнослужителей воинской доблести и отваги, однако не менее традиционными были и заявления царских историографов о том, что придворное духовенство сопровождало царя даже в битвы, подобно верным и отважным вассалам, готовых умереть с царем. Здесь же мы видим нечто прямо противоположное.

458. 16 июня 1697 г.

459. 24 сентября 1697 г.

460. 8 ноября 1697 г.

461. 4 января 1698 г.

462. 16 января 1698 г.

463. 10 марта 1698 г.

464. 19 апреля 1698 г.

465. 3 мая 1698 г.

466. Расге бет (букв. «головной дом») – один из домов, входивший в дворцовый комплекс, построенный для себя царем Иясу, и выполнявший роль малого приемного зала. Большим приемным залом был Аддараш.

467. 18 июня 1698 г.