Комментарии

1. Юрий (Ежи) Николаевич Зенович (1510-1583) герба Деспот — участник Ливонской войны, каштелян Полоцкий (1566-1570) и Смоленский (1579-1583). Его дочь Софья была бабушкой Иеремии Вишневецкого.

2. Витень стал правителем Литвы не в 1283, а значительно позже, в 1295 году, после смерти своего отца Пукувера (Будивида). К тому времени Лешек Черный уже скончался (1288), но Лев Данилович (ум. ок. 1301) был еще жив. Рудольф I стал германским королем в 1273 году, так что 27-й год его правления — это 1299 год. C римскими папами здесь вообще какая-то путаница; понтификат папы Иоанна XXI: 1276-1277 гг., Иоанна XXII: 1316-1344 гг.; в 1283 году папой был Мартин IV (1281-1285), а в начале правления Витеня (1295) — Бонифаций VIII (1294-1303). Бурхард фон Шванден был не прусским, а великим магистром Тевтонского ордена (1283-1290) и не девятым, а двенадцатым. Преемником его был Конрад фон Фейхтванген (1291-1296). В эти же годы прусскими магистрами были Конрад фон Тирберг Младший (1282-1288) и Мейнхард фон Кверфурт (1288-1299).

3. Здесь автор почти слово в слово повторяет свой собственный текст из главы третьей книги девятой.

4. См. например, Annales Cracovienses сompilati: 1283. Лешек в Ровне перебил множество литвинов (MGH SS, bd. XIX. Hannover, 1866).

5. Павел из Пшеманкова был краковским епископом в 1266-1292 гг.

6. Городок Skala находится неподалеку от Кракова.

7. Длугош не уточняет, сколько времени епископ Павел провел в заключении, ограничиваясь сообщением, что тот пробыл в Серадзском замке некоторое время. См.: Jana Dlugosza kanonika Krakowskiego Dziejow Polskich ksiag dwanascie, t. II, ks. VII, s. 455. Krakow,1868.

8. Пшемыслав II (1257-1296), будущий князь Краковский (1290) и король Польши (1295), в описываемое время (1283) был князем Великой Польши. Современные историки считают, что в смерти своей первой жены (в русских летописях именуемой Лукерьей) он был неповинен — хотя бы потому, что это противоречило его тогдашним политическим интересам. Подобные слухи, скорее всего, распространяли враги Пшемыслава, которых у него было немало и которые в конце концов организовали его убийство.

9. Конрад II Мазовецкий (1250-1294), старший сын Земовита Мазовецкого, с 1264 года князь черский.

10. Женой Лешека Черного была Грифина (Агриппина, Аграфена Ростиславна), внучка убитого татарами Михаила Черниговского (по отцу) и внучка венгерского короля Белы IV (по матери).

11. Владислав IV Венгерский (Ласло Кун), двоюродный брат Грифины, правил в 1272 -1290 гг.

12. C 6 января и до 25 марта 1285 года. Вторжение в Венгрию татар под началом Ногая и Телебуги предшествовало ранее описанной отправке венгерских войск в Польшу, так как битва Лешека Черного с Конрадом Мазовецким произошла в мае 1285 года.

13. История Пелюши (Пелусе) позаимствована нашим автором из хроники Дусбурга. Однако Дусбург нигде не называет Пелусе «литовским герцогом», а у Длугоша и Меховского в этом случае не было иных источников, кроме Дусбурга. Необоснованное мнение о принадлежности Пелусе к высшей литовской знати и чуть ли не о его близком родстве с Витенем и Гедимином получило распространение именно с подачи Стрыйковского. См.: Петр из Дусбурга «Хроника земли Прусской» М.,1997, стр. 140-141.

14. Состоял ли отряд Мартина из Голина из немцев — это как раз вопрос. Судя по рассказам Дусбурга, это была довольно разношерстная компания, где были и поляки, и крещеные пруссы. Нет даже уверенности в том, что немцем был сам Мартин. Зато нет сомнений в том, что всем этим набегом командовал именно Мартин из Голина, а предатель Пелусе был при нем разве что проводником.

15. Длугош татарский поход на Польшу датирует концом 1287 года, такую же дату (686 год хиджры) приводит египетский историк Рукн ад-дин Бейбарс. Бельский говорит о декабре 1286 года, но, видимо, ошибается, так же как и сам Стрыйковский, называющий 1288 год. Очевидно, прав все-таки Длугош, и поход состоялся в декабре 1287 года. См.: Веселовский Н.И. Хан из темников Золотой Орды Ногай и его время. Петроград, 1922, стр.34-37.

16. При походе на Польшу Ногая сопровождали русские князья Лев и Мстислав, сыновья Даниила Галицкого.

17. Лешек Черный умер 30 сентября 1288 года; таким образом, описываемые события никак не могли произойти в декабре 1288 года, о чем смотри выше примечание 15.

18. Это действительно крупное литовское нашествие имело довольно скромные результаты, поскольку орденские агенты успели заблаговременно о нем предупредить. Добро попрятали, а люди уехали в более спокойные места или отсиделись в замках. Дусбург пишет, что литовская добыча была невелика и христиан погибло немного. И все же ущерб от набега был серьезным, так как литовцы выжгли только что созревшие хлеба.

19. Мингедин — Юнигеда (Велюона), Медерабе — городище Мяшкиники на левом берегу реки Митувы, правого притока Немана.

20. Стрыйковский употребляет здесь слово rejter (рейтар). Подобное наименование конного наемника вошло в употребление лишь после Шмалькальденской войны (1546-1547). Во времена Стрыйковского слово «рейтар» было уже в ходу, но для XIII века это очевидный анахронизм. Нам кажется, что в данном случае rejter уместно перевести как «всадник» (reiten) и ни в коем случае не как «рыцарь» (ritter).

21. Этот эпизод, которого нет в хронике Дусбурга, позаимствован Стрыйковским у Длугоша, датирующего его 1291 годом. Примечательно, что и Длугош предводителем литовцев называет Витеня, хотя в те годы Витень еще не был правителем Литвы. Но Длугош ни слова не пишет о предательской роли мазовецкого князя Болеслава Плоцкого. После смерти Лешека Черного в Кракове с помощью епископа Павла сел именно Болеслав Плоцкий. Это было сделано вопреки посмертной воле самого Лешека, завещавшего престол вроцлавскому князю Генриху Честному. Однако Болеслав, действовавший в союзе с Владиславом Локетком. недолго усидел в Кракове, так как Генрих Честный вскоре выгнал его оттуда (1289). Мазовецкий князь водил дружбу с литовцами и даже был женат на дочери Тройдена, тогдашнего правителя Литвы. О сближении Болеслава Плоцкого с Литвой в ущерб интересам Польши пишет и Дусбург. Отсюда следует, что оригинальное известие Стрыйковского вполне правдоподобно. См.: Jana Dlugosza kanonika Krakowskiego Dziejow Polskich ksiag dwanascie, t. II, ks. VII. Krakow,1868. Стр. 481 и 495.

23. Владислав IV (Ласло Кун) был зарублен в своем шатре заговорщиками-куманами 10 июля 1290 года. Стрыйковский вслед за Длугошем датирует это событие днем ранее, 9 июля. См.: Szabo Karoly. Kun Laszlo 1272-1290. Budapest, 1886.

23. Дусбург пишет, что в 1293 году орденские рыцари упорно штурмовали Юнигеду, однако взять замок им так и не удалось. О последующем многодневном разорении Пруссии Витенем орденский хронист тоже ничего не сообщает. Весь этот эпизод Стрыйковский излагает не по Дусбургу, а по Длугошу, откуда и взяты восемьдесят дней. Столь длительный литовский набег совершенно нереален; вероятно, должно быть восемнадцать или восемь дней.

24. Из всех источников ближе всего по времени к описываемым событиям хроника Дусбурга (начало XIV века), поэтому ее сведения предпочтительнее, особенно при расхождениях в датах или числах. Дусбург же пишет, что литовцев было не 1800, а всего 800, а 1800 воинов было как раз у Казимира Ленчицкого. Известие о 1800 литовцах Стрыйковский подчерпнул у Длугоша, а тот либо перепутал, либо нарочно «уравнял» силы сторон, чтобы поражение поляков выглядело не столь бесславно. См.: Петр из Дусбурга «Хроника земли Прусской» М., 1997, стр. 149.

25. Литовцы разгромили Ленчицкий собор на Троицу, 6 июня 1294 года. Дусбург пишет, что при этом погибли 400 христиан.

26. Последующее сражение, состоявшееся 10 июня 1294 года, историки называют Трояновской битвой. В ней погиб князь куявский и ленчицкий Казимир II (род. ок. 1261), брат Локетка и сын Казимира Великого.

27. В 1565 году Стрыйковскому было 17 лет.

28. Длугош не сообщает точной даты смерти Конрада Черского (1250-1294), другие источники называют либо 24 июня, либо 21 октября.

29. Болеслав II Мазовецкий (1252-1313) был женат дважды. Его первой женой (1279) была дочь Тройдена Гуадемунда, в крещении София. Второй раз он женился (1291) на Кунегунде, дочери чешского короля Отакара II Пржемысла. Очевидно, дочь Тройдена к этому времени уже умерла.

30. Это та самая литовская волость Gerschow, которую тремя предложениями выше наш автор ошибочно назвал Jerschow. Дусбург зовет ее Гесовия (Gesowia), а литовцы Гайжува (Gaizuva). Волости Гайжува и Пастува находились на Немане (ниже Каунаса) между устьями его правых притоков Невежиса и Дубиссы. Замок же Визна был расположен на Нареве, а это достаточно далеко от Гайжувы.

31. Генрих Честный (Probus) умер еще в 1290 году, завещав Вроцлавское княжество Генриху Глоговскому. Но во Вроцлаве сел другой силезский князь, Генрих Брюхатый, скончавшийся в 1296 году. Которого из этих Генрихов имел в виду Стрыйковский, в данном случае неясно, но похоже, что все-таки Генриха Честного. И хотя в 1295 году князем Вроцлавским был Генрих Брюхатый, он, в отличие от Генриха Честного, никак не мог считаться «польским монархом».

32. Краковский епископ Станислав был убит 11 апреля 1079 года по приказу князя Болеслава Смелого, которого епископ отлучил от церкви. Впоследствии Станислав был канонизирован (1253).

33. Пшемыслав был убит 8 февраля 1296 года. Длугош пишет, что он отчаянно защищался и даже сразил нескольких врагов, поэтому в него стреляли из луков и бросали дротики. См.: Jana Dlugosza kanonika Krakowskiego Dziejow Polskich ksiag dwanascie, t. II, ks. VIII. Krakow,1868. Стр. 516.

34. Отсюда следует, что в ту эпоху в Польше ношение красной одежды было исключительной привилегией знати.

35. Казимир II Справедливый (1136-1194) жил за сто лет до Пшемыслава II. Стрыйковский, очевидно, имел в виду Казимира III Великого (1310-1370).

36. Об орденском походе на Гродно в 1296 году пишут и Дусбург, и Длугош. Дусбург в числе участников похода не называет комтура Кенигсберга, это Стрыйковский подчерпнул у Длугоша, причем слово «комтур» у нашего автора превратилось в имя Петр. Комтуром Кенигсберга был тогда Бертольд Брухавен (1289-1302), комтуром Бальги — Зигфрид фон Рехберг (1296-1300).

37. Орден меченосцев, вскоре объединившийся с Тевтонским орденом (1237), действительно, основал рижский епископ Альберт (1202), поэтому преемников Альберта, архиепископов Риги, ливонские братья имели все основания считать учредителями своего ордена. «Яном Квириным» Стрыйковский называет Иоганна III Шверинского (1294-1300).

38. Должность прусского магистра в те годы последовательно занимали Людвиг фон Шиппен (1299-1300), Хельвиг фон Голдбах (1300-1302) и Конрад Зак (1302-1306).

39. Здесь совершенно очевидная ошибка, а, скорее, описка. Пшемыслав был убит в 1296 году, и в том же году Локетка избрали князем великопольским и поморским. Ниже сам Стрыйковский пишет, что низложение Локетка в 1300 году произошло на третий год после его избрания.

40. Чешского рыцаря Гинека Берку из Дубы упоминает и Длугош, сообщая, что в 1300 году король Вацлав II назначил его великопольским старостой. Однако Длугош нигде не употребляет прозвище Берка и называет его просто Гинком из Дубе, а Стрыйковский — Генрихом Берке Дуба. Из этого следует, что в данном случае наш автор брал за основу не Длугоша, а какой-то другой источник.

41. Миколай (Микулаш), герцог Опавский, был внебрачным сыном Отакара II Пржемысла и, следовательно, сводным братом самого Вацлава II.

42. Дусбург ясно пишет Пукувер (Pucuwerus). Вероятно, Стрыйковскому попался не слишком исправный список «Хроники» Дусбурга. Еще вероятнее, что использовался не латинский текст хроники, а ее перевод или пересказ, о чем наш автор и сам пишет ниже. См.: Петр из Дусбурга «Хроника земли Прусской» М.,1997, стр. 148.

43. Имеется в виду, конечно, не маркграфство Бранденбург, а замок Бранденбург в Пруссии. Дусбург пишет, что орденским отрядом командовал не сам бранденбургский комтур, а один из его рыцарей.

44. Неизвестно, откуда Стрыйковский взял эти 57 лет, у Длугоша написано «несколько лет». Считается, что русские владели польским городом Люблином свыше десяти лет: с 1289 по 1302 год. Эти события довольно невнятно отражены в источниках, поэтому известия Стрыйковского заслуживают внимания. Следует подчеркнуть, что русское влияние в восточной Польше в эти годы было исключительно велико, но оно основывалось не столько на военной силе, сколько на дружбе и родстве волынских и мазовецких князей. Болеслав Мазовецкий по матери был внуком Даниила Галицкого.

45. Стрыйковский ссылается здесь на Меховского, а тот, очевидно, подчерпнул свои сведения у Длугоша. Длугош же делает три существенных уточнения: литовское вторжение случилось в день Ниспослания Святого Духа (11 июня); битва произошла у Троянова; в бою участвовал не только Казимир, но и сам Локетек, его брат. Имя князя, его родство с Локетком, обстоятельства гибели, место битвы — все это очень напоминает уже известный нам рассказ о гибели Казимира Ленчицкого, случившейся десятью годами раньше. Другие источники в числе братьев Локетка никакого Казимира Добжиньского не знают, да и сам Длугош никогда не писал о нем раньше и потом больше нигде не упоминал. Судя по комментарию Стрыйковского, его тоже смущали эти обстоятельства. См.: Jana Dlugosza kanonika Krakowskiego Dziejow Polskich ksiag dwanascie, t. III, ks. IX. Krakow,1868. Стр. 19.

46. Вацлав II скончался 21 июня 1305 года в возрасте неполных 34 лет. Предполагают, что причиной столь ранней смерти был неизлечимый тогда туберкулез, от которого полвека назад (1247) умер и его дядя Владислав.

47. Вацлав III был убит 4 августа 1306 года при невыясненных обстоятельствах, давших пищу многочисленным слухам и сплетням. Ему не исполнилось и семнадцати лет, а королем Чехии он пробыл всего лишь год и полтора месяца. С гибелью Вацлава III пресеклась чешская династия Пржемысловичей.

48. Генрих фон Плоцке впервые упоминается Дусбургом под 1307 годом, и именно в качестве прусского магистра, а не прусского маршала, так что Меховский был прав. Великий магистр Тевтонского ордена, в 1309 году перебравшийся в Пруссию, упразднил должность прусского магистра, после чего занимавший эту должность (1307-1309) Генрих фон Плоцке стал великим комтуром (1309-1312), а впоследствии и великим маршалом Тевтонского ордена (1312-1320). Стрыйковский уже не в первый раз пытается уличить Меховского в неточностях, а между тем Меховский демонстрирует куда лучшее знакомство с хроникой Дусбурга, чем наш автор. См.: Петр из Дусбурга «Хроника земли Прусской» М.,1997, стр. 165.

49. Стрыйковский здесь ссылается на Меховского, тот опять-таки брал за основу Длугоша, и не Меховский, а именно Длугош неожиданно запутался в хронологии. В 1307 году прусским магистром, как сказано выше, был Генрих фон Плоцке. Дитрих фон Альтенбург стал великим магистром только в 1335 году, а его совместный с герцогом Баварским поход на Литву был не в 1307 году, а лет на тридцать позже. Наш автор это заметил, о чем подробно пишет ниже. См.: Jana Dlugosza kanonika Krakowskiego Dziejow Polskich ksiag dwanascie, t. III, Krakow,1868, стр. 34 и 183.

50. «Правильный порядок» великих магистров (гроссмейстеров) Тевтонского ордена на самом деле таков: Зигфрид фон Фейхтванген (1303-1311), Карл фон Трир (1311-1324), Вернер фон Орселн (1324-1330), Лютер Брауншвейгский (1331-1335) и Дитрих фон Альтенбург (1335-1341). О прусских магистрах (ландмейстерах) смотри выше примечание 48.

51. С хронологией римских пап наш автор явно не в ладах. Целестин V скончался еще в 1294 году, а предшественником Климента V (1305-1314) на престоле Святого Петра был Бенедикт XI (1303-1304).

52. Здесь речь идет об орденско-польской войне 1327-1332 годов, тяжком поражении Польши и утрате ею значительных территорий. В разгроме Польши и успехах немцев польские рочники винят великопольского старосту Винцентия из Шамотул, якобы тайного союзника ордена.

53. Карл умер 10 февраля 1324 года в Трире и был похоронен там же. См.: Петр из Дусбурга «Хроника земли Прусской» М., 1997, стр.171.

54. Именно так напечатано в польском издании 1846 года. Людвиг IV Баварский был королем Германии в 1314-1328 гг., императором в 1328-1347 гг.; понтификат Иоанна XXII: 1316-1344 гг.

55. Дитрих фон Альтенбург был одним из самых энергичных руководителей Тевтонского ордена за всю его историю, и сообщение о его преклонном возрасте, скорее всего, выдумка. Впервые Дитрих упомянут Дусбургом под 1307 годом, и ему тогда было вряд ли более 25 лет.

56. Обо всем этом подробнее в следующей, одиннадцатой книге.

57. В городе Петровин, согласно церковной легенде, святой Станислав воскресил дворянина, умершего три года назад. О святом Станиславе Щепановском смотри примечание 32 к книге десятой.

58. Кровопролитность гданьских событий (1309) сильно преувеличивали даже современники. Так, папская булла 1310 года сообщает, что рыцари Тевтонского ордена перебили в Гданьске десять тысяч человек, включая детей. Но такого не могло быть уже потому, что все население тогдашнего Гданьска было меньше. Современные исследователи полагают, что во время так называемой «гданьской резни» погибло до 300 поляков.

59. Стрыйковский вел отсчет с 1237 года, когда ливонский орден меченосцев был официально присоединен к Тевтонскому ордену. Однако основание ордена меченосцев, непосредственным преемником которого стало лифляндское отделение Тевтонского ордена, произошло намного раньше, в 1202 году. Учредителем ордена меченосцев считается рижский архиепископ (тогда еще епископ), о чем смотри выше примечание 37 к главе третьей настоящей (десятой) книги.

60. Комтуром Кёнигсберга в 1311-1312 годах был Фридрих фон Вильденберг, о котором смотри ниже примечание 66.

61. Ныне город Бранево в Варминско-Мазурском воеводстве в Польше.

62. Эпизода с поруганием Витенем святыни нет в хронике Дусбурга, но есть у Длугоша.

63. В польском издании 1846 года написано «тысяч четыреста», но это очевидная описка или опечатка. Дусбург пишет, что всех пленных было более 1200, Николай фон Ерошин сообщает о 1300 пленниках, Длугош пишет, что только женщин было 1400.

64. Монстранция — разновидность дароносицы, в которой хранится гостия — евхаристический хлеб в виде маленькой лепёшки. В католическом богослужении латинского обряда используется во время литургии.

65. Те самые пленницы, перед которыми куражился и богохульствовал Витень, в конце битвы приняли активное участие в истреблении побежденных литовцев. Именно это обстоятельство произвело такое сильное впечатление на рыцарей Тевтонского ордена, что после возвращения в Пруссию они основали в Торуни женский монастырь. См.: Петр из Дусбурга «Хроника земли Прусской» М., 1997, стр.169.

66. Здесь нужно разъяснить ситуацию, в которой не вполне разобрался и сам Стрыйковский. Зигфрид фон Фейхтванген скончался в Мариенбурге 5 марта 1311 года, и великим магистром ордена избрали Карла из Трира (1311-1324), способности и деловые качества которого Дусбург очень хвалит. Дусбург ошибочно датирует избрание Карла 1312 годом, что и могло дать повод предположить наличие некоторого периода безвластия (interregnum) в ордене. Но на самом деле никакого интеррегнума после смерти Зигфрида не было. Все это время (1309-1312) Генрих фон Плоцке занимал должность великого комтура, а в 1312 году был избран великим маршалом. И все же в Тевтонском ордене была и эпоха междуцарствия и даже временно восстанавливалась должность прусского магистра. В 1317 году прусский орденский капитул объявил, что Карл фон Трир не способен возглавлять орден (несмотря на похвалы Дусбурга), и сместил гроссмейстера с должности. Однако по ходатайству римского папы в Эрфурте вскоре был созван генеральный капитул ордена, восстановивший Карла в звании великого магистра (1318). Но тот не простил обиду и больше не поехал в Пруссию. Из-за этого пришлось на время восстановить должность прусского ландмейстера, которым стал Фридрих фон Вильденберг (1317-1324). Бумаги Фридрих подписывал как магистр Пруссии (1320), Дусбург же называл его исполняющим обязанности великого магистра (1322). И только после смерти Карла (1324) прусские братья смогли избрать себе полноправного великого магистра — Вернера фон Орселна. Именно при этом гроссмейстере Петр из Дусбурга написал свою «Хронику земли Прусской» и даже посвятил этот труд Вернеру.

67. Согласно словарю Даля, вичанками называли речные суда, сшитые не гвоздями, а вицами из можжевеловых корней. Вица, по Далю, это длинная ветка, лоза (от слова вить).

68. В хронике Дусбурга нет никаких известий о замке Мержист. Один-единственный раз замок Мергист упоминает Длугош, он же упоминает и замок Мереж, однако уже во времена Витовта. См.: Jana Dlugosza kanonika Krakowskiego Dziejow Polskich ksiag dwanascie, t. III, Krakow,1868, стр. 68 и 520.

69. Вернер фон Орселн, будущий великий магистр Тевтонского ордена, в 1312-1313 годах был комтуром Рагнита.

70. У Дусбурга нет такого подзаголовка, по крайней мере, в этом месте. Речь идет, вероятно, о пересказе его «Хроники»,сделанного самим Стрыйковским, о чем он упоминает в предыдущей пятой главе.

71. Медникский повят — район Медининкяй, Кривиченский (Кривичский) — район Гродно. Но неясно, что такое Тривиченский (Trzywiczanski) повят, у Дусбурга похожего названия нет.

72. В другом месте книги Стрыйковского мы узнаем, что миля у него равна примерно 8 км. Получается, что речь идет о 800 километрах, но это чересчур, так как даже от самого Вильнюса расстояние до Кенигсберга (Калининграда) не более 350 км. Возможно, здесь подразумевалась какая-то другая миля, более короткая. Ниже Стрыйковский сам недоумевает по этому поводу и верно подмечает, что в Литве было как мининум две крепости с названием Медники, причем обе довольно далеко друг от друга.

73. Дусбург пишет, что у Сурмина на сотне стругов (Стрыйковский называет их вичанками или вицинами) находились 600 человек и 100 лошадей. Николай фон Ерошин добавляет, что потери литовцев составили 350 человек. См.: Петр из Дусбурга «Хроника земли Прусской» М.,1997, стр.172 и 328.

74. У Болеслава Мазовецкого, скончавшегося 20 апреля 1313 года, от второго брака были две дочери: Ефросинья и Берта.

75. М. Тёппен датирует осаду Христмемеля 30 сентября — 11 октября 1315 года.

76. Слово ландскнехт (landsknecht) здесь такой же анахронизм, как и ранее слово рейтар (см. примечание 20 к главе третьей книги десятой). Впервые оно было употреблено около 1470 года летописцем бургундского герцога Карла Смелого В данном случае ландскнехтами наш автор называет орденскую пехоту.

77. В пометке на полях Стрыйковский ссылается на «Историю Силезии» Иоахима Куреуса (1572), однако к какому именно месту соответствующего абзаца его «Хроники» следует отнести эту ссылку, непонятно.

78. Дусбург нигде не называет Гедимина сыном Витеня и, похоже, отлично знал, что те были братьями. Это характерный пример того, что Стрыйковский был весьма поверхностно знаком с подлинным текстом хроники Дусбурга.

79. И опять-таки Дусбург ничего подобного не пишет. Известие о том, что Пелюше был сыном Тройната, надежными историческими источниками не подтверждается и, скорее всего, является вымыслом. См.: Петр из Дусбурга «Хроника земли Прусской» М.,1997, стр.140.

80. У Дусбурга имя этого литовца Свиртил, а не Свитрил. См.: Петр из Дусбурга «Хроника земли Прусской» М.,1997, стр.163.

81. Богдан IV был господарем Молдавии (1568-1572) после смерти своего отца Александру Лэпушняну (1564-1568). Низложенный турками за союз с поляками, Богдан бежал в Москву, где строил планы своего возвращения на престол, которым так и не суждено было сбыться. Иван Грозный признал господарем Молдавии Иона Лютого (1572-1574). См.: Ureche G. Letopisetul Tarii Moldovei. Bucuresti, 1955.

82. Видимо, Стрыйковский нарочно использовал это современное ему и хорошо знакомое его читателям понятие для создания более зримого образа знатного, но буйного и своевольного человека.