Документальная повесть об азовском сидении
(По рукописи середины XVII в. Архангельской Областной библиотеки, № 45)
Список документальной повести (второй вид по классификации А. С. Орлова) Архангельской Областной библиотеки является едва ли не самым старшим из известных текстов этой группы. Кроме того, он исправляет некоторые испорченные места в ранее известных списках. Вот почему мы считаем необходимым опубликовать его.
Рукопись написана на столбце длиною в 126 см скорописным почерком середины XVII в. Водяной знак бумаги — гербовый щит, внутри которого находится небольшой рожок с перевязью, под щитом буквы МС. На оборотной стороне столбца имеются две скорописные надписи (кон. XVII в., и XVIII в.): 1) „205 (1697)-го, июля в 17 день", 2) „Осада казаков в Азове". [377]
При издании текста введена современная пунктуация, надстрочные буквы внесены в строку, титлы раскрыты, буквенно-цифровые значения передаются словами, за исключением календарных обозначений.
Список з записи разспросных речей Азовского сиденья донских атаманов и казаков
150-го, октября в 28 день, приехали ко государю-царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии к Москве, з Дону, Азова города, донские казаки, атаман Наум Васильев да ясаул Федор Иванов, а с ними казаков двадцать четыре человека, которые седели в Азове в осаде, и в посольском приказе перед дьяки перед думным[и], перед Федором Лихачевым да перед Григорьем Львовым, про всякие речи и вести розпрашиваны, а в роспросе сказали.
В прошлом-де, во 149-м году, июня в 24 день, выслал турской Брань-Браим салтан-царь под Азов-город четырех пашей — Усеина да Капитона да Мустофу да Ирбима, а с ними-де турских и розных двунатцати земель всяких воинских людей двести тысяч человек, да крымской царь, да брат ево Нардил да Крым Гирей — царевичи, а с ними крымских и нагайских татар сорок тысяч, да горских черкас тридцать тысяч. Да с ними же были немецкие люди городоемцы и приступные и подкопные вымышленики, шпанцы, тальяне, францы, желне, виницеяне, которые делать умеют всякие приступные и подкопные мудрости, и ядра огненые чиненые.
А пушек с ними было сто двадцать, а у пушек ядро было в пуд и в полтора пуда, а привязываны были все на чепях. А были с турскими пашами розных земель люди: турки, греки, серби, арапы, можары, буданы, башняки, арнауты, волохи, мутьяне, черкасы горские. И всего с крымским царем и братьями ево и с турскими пашами крымских и нагайских татар и турских и всяких людей, оприче вымышлеников двести пятьдесят тысяч человек.
А собирали-де они на ту войну четыре года, а на пятой год июня в 24 день пришли под Азов, и пришед под Азов, на другой день к городу приступали двожды. А из города выведены подкопы тайные, и в приступное время подкопы запалили и на тех приступех многих людей подкопами и вылассками побило, и турского царя самое большее знамя у них взяли. И после того турские люди привели блиско города земляной вал, вверх семь сажен, и по валу поставили пушечной наряд, и били ис того наряду по всему городу день и ночь безпрестани шестнадцать дён, а в день да в ночи — в судки выстрелов тысяча семьсот. И городовые стены и башни и церковь Иванна Предотечи и полаты все они, поганые, збили под подошву, а церковь Николы чудотворца розбили вполы, потому что стояла внизу.
А они, атаманы и казаки, седели вкопався в ямы и зделали дворы в земле тайные. А которыми месты турские люди приступали, и под те места под земляной вал подвели казаки два подкопы. А табары их те турские и всякие люди стояли от города полторы версты, и под те их таборы атаманы и казаки подвели двадцать восемь подкопов и теми подкопами и выласками в приступе турских и всяких многих людей безчислено побило. А после того, турские люди и немецкие вымышленики к земляному валу и под город подводили семнадцать подкопов, и, милостию божею и заступлением пречистые богоматери и присно девы Марии, и молитвами угодника их честнаго и славнаго и всехвального пророка и предотечи, крестителя господня Иванна и тех турских и крымских и нагайских и иных розных земель люди, подкопы и приступ не удался, только в тех подкопах атаманы и казаки их же побивали.
А было-де к городу Азову всеми людьми двадцать четыре приступы. А ядра огненые чиненые и всякие приступные мудрости в город к нам метали, и тем их, атаманов и казаков, многих побило и опалило. И после-де того, они, турцы и крымцы, к атаманом и казаком на стрелах метали грамотки многие, чтоб они, атаманы и казаки, азовское збитое пустое место городовое отдали турским людей. А они-де, турские люди, довали им за то пустое городовое место многую казну, и они-де, [377] атаманы и казаки, видя божию милость великую и неизреченную и заступление светилка свету, пророка и предотечи крестителя господня Иванна, им, турским людем, в том отказали и многие у них многочисленые казны не взяли.
А как в осаде седели атаманы и казаки, и они-де имели пост и моление велие и чистоту душевную, наипаче же и телесную. И мнози искусные люди во сне и вне тонца сна виде овогда жену прекрасну в баграницы, ово мужа древня власата, боса, и их, атаманов и казаков, от иноплеменников заступающа, а на поганыя помогающа. А то-де они, атаманы и казаки, многия видели явно, от образа Иванна предотечи, от суха древа течаху слезы многия, аки струя.
И всего-де они, атаманы и казаки, седели в осаде в Азове, 149-го году, месяца июня, 24 числа, да по 150-й год, месяца сентября по 26 день. И тово же числа, в ночи, [в] их, турских и крымских безбожных агарян и всяких поганых людей, не знающих бога, вниде ужас в кости, а трепет в закостенные их души; за четыре часа до свету возмутись побежали, и никим же гонимы, с вечным позором, и пошли в катарги их конные люди. И в те поры на них охочие атаманы и казаки ходили за ними из Азова в погоню, и у них, поганых людей, отбили многие люди и лошади.
А все-де языцы, которых они имали в Азов, сказывали им, что побито под Азовым на приступех и на выласках и подкопами турских и всяких людей больши девяносто тысяч человек. А их-де, атаманов и казаков, в осаде седело толька пять тысяч триста шестьдесят семь человек, а побито их, казаков, три тысячи человек, опроче того, что осталось, и те все переранены.
Текст воспроизведен по изданию: Отчет об археографической командировке 1950 г. // Труды отдела древнерусской литературы, Том 8. М. АН СССР. 1951
© текст -
Малышев В. И. 1951
© сетевая версия - Тhietmar. 2023
© OCR - Гончаров А. И. 2023
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Труды отдела древнерусской
литературы. 1951