ИБН АБД АЛ-ХАКАМ
(187/802-803 — 258/871-872 гг.)
Абу-л-Касим 'Абд ар-Рахман ибн 'Абдаллах ибн 'Абд ал-Хакам ибн А'йан ибн Лайс ал-Кураши родился в 187/802-803 г. Он принадлежал к семье, которая занимала видное место среди египетских законоведов и богословов. Отец и старший брат ’Абд ар-Рахмана были главами факихов маликитского толка в Египте. Влияние и авторитет семьи были подорваны в 237/851-852 г., когда против нее был возбужден процесс по обвинению в расхищении государственных средств. Это, по-видимому, все же не отразилось заметным образом на деятельности Ибн 'Абд ал-Хакама. Умер он в ал-Фустате в 257/871-872 г.
Ибн 'Абд ал-Хакам, следуя семейной традиции, занимался юриспруденцией и преподаванием хадисов. Эти склонности его очень хорошо и четко отразились в единственном дошедшем до нас его произведении — “Китаб футух Миср ва-л-Магриб ва ахбариха" (“Книга о завоевании Египта и Запада и о рассказах относительно этого”). Книга эта, как предположил издававший ее Ч. Торрей, возникла в результате записи тех лекций, которые Ибн 'Абд ал-Хакам читал своим ученикам.
“Китаб футух Миср” — сочинение, в котором отразились сразу особенности нескольких разных жанров арабской исторической литературы. Так, если главы о завоеваниях в Египте и северной Африке восходят к “книгам походов” (“кутуб ал-магази”), то шестая часть книги, посвященная египетским кадиям, относится уже к жанру “табакат” (“категорий”, т. е. сочинений о категориях тех или иных исторических лиц); глава, посвященная исторической топографии городов Египта, открывает длинный ряд произведений жанра “хитат” (“кварталов”, т. е. сочинений по исторической топографии), а последняя, седьмая часть книги, которая занимает около половины всего произведения, ничем не отличается от множества сборников преданий о пророке и его сподвижниках.
Несмотря на различный характер отдельных частей книги, труд Ибн 'Абд ал-Хакама имеет очень большую ценность как исторический источник. Это обусловлено прежде всего тем, что “Китаб футух Миср” является самым ранним из дошедших до нас сочинений по истории Египта на арабском языке. [14]
Источниками Ибн 'Абд ал-Хакама служили в равной степени как письменные памятники, не дошедшие до нас, так и живая устная традиция. Иснады (цепи передатчиков информации) он передает полностью. Точное разграничение этих двух видов источников Ибн 'Абд ал-Хакама не всегда представляется возможным. Критического исторического чутья Ибн 'Абд ал-Хакам не проявляет. Он принимает на веру все сообщения своих информаторов. В книге содержится масса совершенно фантастических сведений, основанных на народной легендарной традиции. Однако эти элементы легко выделяются из основного текста; при этом изучение таких элементов могло бы представить известный интерес для фольклориста.
Сведений- по районам Африки, расположенным к югу от Сахары, в сочинении Ибн 'Абд ал-Хакама содержится немного. Однако ценность этих сведений довольно велика; в частности, Ибн Абд ал-Хакам — первый из известных нам арабских историков, который сообщает о взаимоотношениях арабов с нубийцами, об установлении дани ал-бакт. Он сообщает также о ранних походах арабов в Западный Судан из Магриба. Эти его сведения повторяются затем у ал-Балазури и ал-Кинди с теми же иснадами. Вообще же труд Ибн 'Абд ал-Хакама был широко использован последующими арабскими авторами; множество заимствований и ссылок на него встречается, например, у Йакута и ал-Макризи, Ценность труда Ибн 'Абд ал-Хакама как самого раннего нарративного источника по истории Египта на арабском языке давно уже была учтена европейской наукой. Начиная с 50-х годов прошлого столетия, различные части “Китаб футух Миср ва-л-Магриб ва ахбариха” неоднократно издавались и переводились, а частично и исследовались многими учеными. Полное издание текста книги было осуществлено Ч. Торреем в 1922 г. в серии “Yale oriental series”. Это издание основано на всех четырех известных рукописях сочинения - списке Британского музея, двух рукописях Национальной библиотеки в Париже и рукописи Лейденского университета. Подробные описания и анализ этих рукописей приведены во введении к изданию. Кроме того, во введении содержатся сведения биографического характера и краткий обзор источников (этот обзор сам издатель рассматривал лишь как вспомогательный материал к тщательнейшему источниковедческому труду Р. де Геста — введению к изданию “Китаб умара’ Миср” ал-Кинди).
Тексты, включенные в наше издание, воспроизводятся по указанному выше изданию, выполненному Торреем.
Литература
[С. С. Тоrrеу]. Kitab futuh Misr wa-l-Magrib wa ahbariha. The history of the conquest of Egypt, North Africa and Spain known as the Futuh Misr of Ibn 'Abd al-Hakam, ed. from the mss. in London, Paris and Leyden by Ch. C. Torrey. New Haven, 1922, (Yale oriental researches series, III).
С. С. Тоrrеу. The story of king John and the abbot. Journal of the American Oriental Society, vol. 20, 1899, стр. 209-216.
С. С. Тоrrеу. The mohammedan conquest of Egypt and North Africa. Biblical and semitic studies, N. Y., 1901, стр. 279-330.
M. G. de Slane. Histoire des Berberes, t. I. Paris, 1852, стр. 301-312.
J. A. Кarle. Ibn Abdolhakami libellus de historia Aegypti antiqua. Gottingae, 1856.
J. H. Jones. Ibn Abd El-Hakem's history of the conquest of Spain. Goettingen, 1858.
J. H. Jones. Ibn Abd El-Hakem's history of the conquest of Spain. Goettingen, 1958.
H. Masse. Le livre de la conquete de l’Egypte, du Maghreb et de l'Espagne. Le Caire, 1914.
С. C. Tоrrey. Ibn 'Abd al-Hakam. EI, II, стр. 375.
С. Brockelmann, GAL, I, стр. 148-154; SB, I, стр. 227.
ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТА, АЛ-МАГРИБА И АЛ-АНДАЛУСА
КИТАБ ФУТУХ МИСР ВА-Л-МАГРИБ ВА АХБАРИХА
...Говорит Ибн 'Абд ал-Хакам: “И послал 'Амр ибн ал-'Ас Нафи' ибн 'Абд ал-Кайса ал-Фихри, а был Нафи' братом ал-'Аса /170/ ибн по Ва’иля по матери его. Их конница совершала летние походы в Нубию, подобно летним походам в Рум. Дело продолжалось таким образом, пока не был смещен 'Амр ибн ал-'Ас и назначен 'Абдаллах ибн Са'д ибн Абу Сарх, и тот заключил мир с нубийцами. И я еще упомяну это в своем месте, если пожелает того Аллах” ...
|188| Рассказ о Нубии
Он [Ибн ‘Абд ал-Хакам] сказал: “Затем 'Абдаллах ибн Са'д совершил поход против черных (а они — нубийцы) в 31 году, как рассказал нам Йахйа ибн 'Абдаллах ибн Букайр”.
Рассказал нам 'Абд ал-Малик ибн Маслама: “Рассказал нам Ибн Лахи'а со слов Йазида ибн Абу Хабиба, который сказал: «‘Абдаллах ибн Са'д ибн Абу Сарх был наместником 'Усмана в Египте в 31 году, и воевали против него нубийцы»”.
Говорит Ибн Лахи'а, что рассказал ему ал-Харис ибн Йазид, сказавший: “Сражались нубийцы упорно, и были в тот день ранены в глаз Му'авийа ибн Худайдж, Абу Шамир ибн Абраха и Хайвил ибн Нашира; в тот день были нубийцы прозваны «стрелками по зрачкам»,
[18] и заключил с ними перемирие 'Абдаллах ибн Са'д, когда оказался не в состоянии справиться с ними”. И говорит поэт:Не видел мой глаз подобного дню
Думкулы,
когда конница бежала, отягченная кольчугами.
Говорит Ибн Абу Хабиб в своем рассказе: “И вот 'Абдаллах заключил с нубийцами мир на условии перемирия между ними и мусульманами, с тем, что они [мусульмане] не будут совершать походов против тех, а нубийцы не будут совершать походов против мусульман, и что нубийцы будут ежегодно уплачивать мусульманам столько-то и столько-то голов пленных, и что мусульмане будут передавать им столько-то и столько-то пшеницы и столько-то и столько-то чечевицы ежегодно”. Говорит Ибн Абу Хабиб: “И не было между ними и людьми Египта ни письменного договора, ни соглашения; это было лишь перемирие на условии безопасности одних из них в отношении других”.
Говорит Ибн Лахи'а: “И нет плохого в том, чтобы покупались их рабы из числа нубийцев и других”. А Абу Хабиб, отец Йазида ибн Абу Хабиба, — а имя его Сувайд, — был из этих рабов.
Рассказал нам Са'ид ибн 'Уфайр со слов Ибн Лахи'и, а тот слышал, как Йазид ибн Абу Хабиб говорил: “Отец мой — из думкульских пленников, клиент человека из племени 'Амир из жителей Медины, которого звали Шарик ибн Туфайль”.
Говорит он [Ибн 'Абд ал-Хакам]: “А было той данью, на условии которой был заключен мир с нубийцами, как упоминали некоторые из старейших жителей Египта, триста шестьдесят голов рабов ежегодно”. И говорят также: “Нет, на условии выдачи четырехсот голов ежегодно, из них для файя мусульман /189/—триста шестьдесят голов и для правителя страны — сорок голов”. Говорит он: “И утверждают некоторые из стариков, что из этого числа — семнадцать кормящих”.
Затем удалился 'Абдаллах ибн Са'д от них. И говорят, один из первых шейхов рассказал, что он просмотрел один из списков в ал-Фустате и прочел его раньше, чем тот список был уничтожен, и вот он запомнил из него: “Мы заключаем с вами договор и соглашение, чтобы вы выплачивали нам ежегодно триста шестьдесят голов рабов и посещали страну нашу только проходя, не оставаясь, так же как будем и мы входить в вашу страну; с условием, что если вы убьете кого-нибудь из мусульман, то перемирие с вами нарушается; и с условием, что если вы укроете какого-нибудь из [беглых] рабов мусульман, то также недействительно перемирие; и на вас лежит обязательство: выдача беглецов от мусульман и тех, кто ищет у вас убежища из числа зиммиев”.
И утверждает другой из шейхов, что не было никаких обязанностей у нубийцев по отношению к мусульманам и что они в первый год, л который послали ал-бакт, подарили 'Амру ибн ал-'Асу сорок голов
[19] рабов, но он не пожелал принять это от них и возвратил это одному из глав коптов, которого звали Настакус, а тот — старший коптов в Египте. Настакус продал это и купил для коптов припасы. И выдвинули они как причину этого то, что 'Амр послал нубийцам пшеницу и лошадей, а копты были лишены пшеницы и лошадей и признали они это в первое время и страдали. Таков рассказ о них.Затем продолжается рассказ. Собрались против Абдаллаха при возвращении его на берега Нила ал-буджа, и спросил он относительно них. Ему было рассказано о местоположении их, и показалось ничтожный для него их дело, и ушел он, оставив их. И не было у них ни соглашения, ни мирного договора, а первым, кто заключил с ал-буджа мирный договор, был 'Убайдаллах ибн ал-Хабхаб.
И утверждает один из шейхов, что он читал письмо Ибн ал-Хабхаба и вот в нем [содержались требования]: “триста девиц ежегодно; чтобы являлись ал-буджа в долину [Нила], проходя, как купцы, без остановки; при условии, что не будут они убивать ни мусульманина, ни зиммия, а если убьют они его, то нет с ними договора; чтобы не укрывали ал-буджа рабов мусульман и возвращали беглецов их, когда попадут те к ним. И вот заключил я договор об этом в дни встречи с ними, когда были они заняты этим. А за каждую овцу, что возьмет ал-буджа, с него — четыре динара, а за корову — десять. И поручитель их находился в долине, заложником в руках мусульман”...
|217| ...'Убайдаллах отправил Хабиба ибн Абу 'Убайду ал-Фахри в поход в ас-Сус и землю черных, и одержал тот над ними победу, подобной которой не видели, и захватил, что пожелал, из золота. А среди того, что он захватил, была невольница или две невольницы из народа, который берберы называют иджжан; и у каждой из них была только одна грудь...
(пер. Л. Е. Куббеля, В. В. Матвеева)
Текст воспроизведен по изданию: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары, Том 1. Арабские источники VII-X вв. М.-Л. АН СССР. 1960
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Станкевич К. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН СССР. 1960