ПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ

в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. 1

Перевод с арабского по рукописи Главного Архива Министерства Иностранных Дел.

КНИГА II.

Молдавия

ГЛАВА I.

Молдавия. — Галац.

Перед закатом солнца мы приехали в Галанзу или Галац, первое владение Молдавии. Что касается реки Дуная, то она очень велика и глубока и в некоторых местах до того широка, что с берега на берег не видать строений и нельзя не только разобрать слов, но и расслышать голоса человеческого. Между Мачином и Галацем стоит город и крепость мусульманская, но имени Браилов, которая в прежнее время была во владении Валахов, но отдана ими мусульманам и также составляете границу силистрийского пашалыка.

Мы высадились в Галаце перед закатом солнца в понедельник 17 января. Как только мы въехали в город, было послано известие господарю 2 с каларашем, то есть гонцом. Городские власти и прочие жители города вышли встретить нашего владыку патриарха и повели его в церковь во имя св. Димитрия, которую недавно выстроил высокопочтенный господарь Василий 3 и подарил Афанасию Паталарону, о коем мы упоминали выше. Когда этот последний вторично уехал в [300] Константинополь и сделался патриархом, господарь, разгневавшись на него, отдал церковь монахам Святой Горы. Этот же Паталарон, при самом прибытии нашем в Молдавию, уехал в Московию, ибо господарь был очень сердит на него, и, пробыв там полтора года, возвратился в землю казаков, где умер на третий день Пасхи. При входе нашего владыки патриарха в церковь, а также, при выходе, по принятому у них обычаю, звонили в медные колокола, заменяющие била. Это было в первый раз, что мы их слышали (да не лишит нас Бог приятных их звуков!). Мы пропели владыке «Достойно есть», а священники встретили его в облачениях, со свечами и кадильницами, возгласили ектению «Помилуй нас, Боже» до конца, поминая его имя, а также имя господаря и его супруги, и закончили служение многолетием господарю, его супруге и сыну, как это у них принято всегда в конце службы. Затем наш владыка патриарх вышел вперед всех, в предшествии священников со свечами, и стал у врата церковных, где благословлял присутствовавших, при выходе их, поодиночке, по принятому у них обычаю. Мы остановились в доме, принадлежащем упомянутой церкви. Вечером опять пошли в церковь, после того как зазвонили во все колокола по случаю празднования памяти свв. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, и отстояли вечерню. Поутру были заутреней, уходили к себе, а потом возвратились к литургии и вышли из церкви, пробыв там четыре с половиной часа.

В Галаце восемь церквей, большая часть их каменные: две во имя Владычицы, две во имя Святителя Николая, две во имя св. Димитрия, одна — св. Михаила и восьмая во имя св. Параскевы и св. Георгия. Самая благолепная из них — во имя Владычицы: вся она из тяжелого камня, с тремя высокими стройными куполами, увенчанными великолепными золочеными крестами. Внутри большая башня для колоколов. Вся церковь имеет бойницы и была вновь выстроена одним вельможей — христианином, Греком из крепости Браилова.

В среду мы выехали из Галаца в каретах на данных нам лошадях, а наша поклажа и спутники были отправлены вперед на арбах, запряженных быками. Баркалам (Пырколабу) Галаца 4, что по-валашски значит субаши или правитель, городские власти и другие знатные лица города поехали [301] провожать нас на далекое расстояние и вернулись домой. А мы ехали около четырех часов вместе с каларашем, то есть, конакджи, которого назначили нас проводить, и остановились в маленьком селении. Выехав рано поутру в четверг, в день памяти св. Евфимия Великого, вечером прибыли в большой базар, т. е. торговый город, по имени Вастанакоджу 5. В нем имеется большая река и три церкви, над вратами коих висят колокола. Пырколабу этого города привел нам кареты, запряженные господарскими лошадьми, и также назначил конакджи нам сопутствовать, а тот, который приехал с нами, возвратился назад с каретами и лошадьми, ибо у них такой обычай, что кареты и лошади назначаются из каждого базара.

Выехав отсюда, мы поздно вечером прибыли в другой большой базар, по имени Бырлад. В нем три храма: церковь Владычицы, вновь выстроенная из камня господарем, св. Димитрия и св. Кириака.

ГЛАВА II.

Молдавия. — Жилища и одежда.

Что касается домов в этих странах, то с приезда нашего в Молдавию мы видели, что все они как в этой стране, так равно в Валахии и в стране казаков, включая и Московию, выстроены из дерева и досок и имеют высокие кровли наподобие верблюжьего горба, для того чтобы снег на них не оставался. Внутри домов сиденья идут вдоль стен, а столы, как во франкских домах, раскинуты на подпорках посредине комнаты. Постельные принадлежности состоять из ковров и тканей, растянутых вдоль стен. В каждом доме есть печь, которая снаружи представляете четыре стены из обожженной глины зеленой или красной, а у богатых из изразцов; чтобы задерживать дым. Печи утверждаются на двух столбах и сверху имеют железную крышку, которая зовется на их языке каптур 6 (а если много — капатыр). Оттого в доме бывает теплее бани.

Молдавские и валашские женщины носят одежду, похожую на одежду франкских женщин, косы заплетают и закручивают на голове в виде кренделя, прикрывая их белой [302] тканью, богатые — розовой шелковой; поверх этого надевают еще белое покрывало. Все носят на плечах синие алеппские тали, а богатые — черные шелковые брусские.

Девицы причесывают волосы подобным же образом, но покрывала не носят, так что можно отличить девицу от замужней. Дети их ходят голые: на них совершенно ничего не надевают. Утром и вечером детей моют теплой водою, а когда бывает снег, то часто натирают их снегом. Все женщины ходят с открытыми лицами, даже царицы.

В Константинополе и его округе вдовы носят на голове оранжево-желтые покрывала, а в Молдавии, Валахии и у казаков они носят и покрывала и все платье черного цвета, как монахини. В Московской же земле носят они черные шерстяные кафтаны, очень широкие и длинные, с большими рукавами.

ГЛАВА III.

Молдавия. — Васлуй.

Возвращаемся к нашему рассказу. Область господаря молдавского разделяется на 24 судебных округа, и средоточием каждого из этих округов служить торговый город — базар — округа.

Мы выехали из Бирлада, когда нас снабдили каретами и лошадьми, в субботу 22-го января, и прибыли с наступлением ночи в другой большой торговый город, по имени Василури (Васлуй), то есть, царский, ибо в нем прежде находился престол стран молдавских, во дни покойного Стефана воеводы, 160 лет тому назад. Он был знаменитый на войне герой, всеми почитаемый, совершать двадцать четыре похода на Турок, Татар, Ляхов и Венгров, много раз их отражал и всех победил, так что имя его прославилось всюду, и все стали его бояться. Этого он достиг своею ловкостью и проницательным умом. К числу его сооружений и деяний его благотворительности принадлежать сорок четыре каменных монастыря и церкви. Здесь в Васлуе имеются его дворцы, бани и загородные дачи, также обширная, высокая, величественная церковь с очень возвышенным куполом, окруженная аркадами и сводами, на которых находятся изображения и иконы всех святых. Над вратами церкви во всю стену сверху до низу нарисован страшный суд, с золотом и [303] лазурью, где представлен Моисей, ведущий к Господу Анну, Каиафу и других Иудеев с отталкивающей наружностью; позади них другая толпа, состоящая из Турок [в белых шалях и чалмах, в широких развевающихся зеленых кафтанах с висящими назади длинными рукавами, в харимах или нижних праздничных платьях, из желтой шерсти. Их сопровождают дервиши. Позади и среди них черти, которые их подталкивают и дразнят. Во главе их идет кашидбари в шапке, и один из злых чертей карабкается к нему на плечи и срывает с него шапку]. Внутри церковь также вся расписана изображениями. Она красивой постройки, в куполе на самом верху изображен Господь Мессия. В ней есть особое место с высоким троном для господаря. Снаружи над дверьми висит большой колокол.

Церкви этих стран имеют три отделения: первое — наружное, предназначено для женщин; второе, отделенное стеною с дверью, для простого народа, а третье, также отделенное стеною с дверью, исключительно назначено для господаря и вельмож. Хорос 7 заключен между полукруглыми арками с северной и южной стороны и имеет сиденья.

Кроме только что описанной церкви, в городе есть несколько других. Армяне, в нем проживающие, имеют свою церковь. Мы пробыли здесь воскресенье Закхея. Нам дали кареты, лошадей и конакджи. и мы выехали из города в понедельник утром.

ГЛАВА ІV.

Молдавия. — Скинтей.

Хотя мы ехали быстрее птицы, однако лишь при закате солнца прибыли в другой маленький базар, по имени Скентай (Скинтей). На пути переезжали в экипажах через реку, покрытую льдом и имеющую каменный моста. В городе есть великолепная новая церковь во имя св. Параскевы с двумя высокими куполами, с золочеными крестами, с прекрасным иконостасом и распятием. Она воздвигнута тем же господарем, благотворителем и ревнителем построения церквей во всем мире.

Мы выехали из города во вторник утром. В ночь перед этим поднялся сильный ветер при большом холоде, отчего [304] земля и грязь оледенели и дорога стала труднопроходимой. На нас падало много снегу. Переезд этот известен по своей трудности; тут один путь, который проходить через лес и страшен для путешественника. С полудня, после того как мы вязли в снегу, погода потеплела, стало таять, и мы увязали в грязи по брюхо лошадям на желтой солончаковой почве. Это был последний и самый трудный перегон; лошади останавливались, и только с большими усилиями мы прибыли перед закатом солнца в окрестности большого пруда, называемого на их языке халистау 8. Он выкопан по приказанию господарей для разведения рыбы и пожертвован монастырю Владычицы, известному под именем Барноска (Бырновского) 9.

К нам явились почетные жители и привели лошадей для нашего владыки патриарха и для нас. Мы сели, и нас привезли кт мельнице, составляющей жертвованное угодье того же монастыря. Здесь посадили нашего владыку патриарха в царскую карету, запряженную шестью лошадьми. Я же, смиренный сочинитель этой книги, поместился в дверях, держа серебряный посох. В это время приблизился доверенный господаря, Ивани сальджар (великий служарь) 10, что значить на их языке касаб-баши. Мы подружились с ним еще в Иерусалиме, где встретились с ним в то время, когда он был послан господарем для исчисления долгов святых монастырей 11 и монастыря св. Михаила. После того он посетил нас, возвращаясь чрез Алеппо с упомянутыми деньгами. Его преосвященство местный митрополит с прочими вельможами и войском вышел для встречи владыки патриарха, так как господаря не было в столице. Он был в отсутствии, уехав в город, по имени Сучава, для примирения Хмеля (Хмельницкого) и казаков с Ляхами. Получив известие из Галаца о нашем прибытии, он дал приказ устроить патриарху самый пышный прием. Все настоятели монастырей 12 выехали ему навстречу в каретах. Твоим взорам, читатель, представились бы на далеком расстоянии блестевшие куполы церквей и кресты монастырей — зрелище, усладительное для глаз! Когда мы [305] приблизились к знаменитому монастырю Галата, находящемуся довольно далеко от города, в нем зазвонили во все колокола, большие и малые, и звонили до тех пор, пока мы не скрылись из виду. То же было, когда мы проезжали мимо монастыря св. Георгия, который теперь в руках синайских монахов. Затем перед нами выстроились войска.

ГЛАВА V.

Молдавия. — Яссы. Въезд патриарха в город.

Мы въехали в город Яссы, столицу Молдавии, во вторник вечером 25 января, причем во всех церквах и монастырях звонили в колокола, так что в городе поднялся сильный гул. Нас подвезли к вратам церкви монастыря свв. Саввы и Михаила и высадили из кареты нашего владыку патриарха, которого мы облачили в мантию. В это время вышли священник с евангелием и дьякон с кадильницей в преднесении свечей, и наш владыка патриарх, приблизившись, приложился к евангелию, а дьякон кадил ему и певчие пели «Достойно есть» во все время, пока он не дошел до средины церкви и не остановился под паникадилом. Сотворив здесь крестное знамение, он помолился перед дверями алтаря, а также перед образами Господа и Владычицы и всеми прочими святыми иконами, находящимися у алтарных дверей, потом пред иконою св. Григория Богослова, которому празднуют в этот день, положенной на высоком аналое, покрытом пеленой, как это принято во всех церквах греческих стран. Затем он занял свое патриаршее место и дьякон возгласил ектению: «Помилуй нас, Боже!» и проч., поминая сначала имя владыки патриарха, потом имя возвеличенного господаря Василия воеводы, домины (господарыни) Екатерины и сына его Стефана воеводы. После того пропели господарю многолетие, а патриарху тон деспотин, в то время как он благословлял народ. Мы вышли из церкви, причем патриарх был в мантии и держал посох. Его поместили в настоятельских келлиях. Все знатные люди приходили приветствовать его.

Накануне четверга, день праздника перенесения мощей св. Иоанна Златоуста, зазвонили в колокола. Мы прослушали вечерню, за которой не было освящения хлебов. Когда пробило [306] десять часов ночи 13, опять ударили в колокола, и мы пошли в церковь, откуда вышли после утрени рано поутру.

Знай, что во всех этих странах: у Валахов, Молдаван, Казаков, включая Московию, всегда стоят в церкви с начала до конца службы, вечером и утром, во всякое время (года), не иначе как с открытыми головами, особенно в присутствии патриарха, архиерея, игумена и священника, ибо в этих странах все носят суконные колпаки с мехом, даже цари и вельможи. Жены богатых людей в Молдавии также ходят в бархатных красных колпаках с соболем, но в стране Валахов и Казаков не так: там носят белые платки, которые у богатых бывают шиты жемчугом.

Священник 14, прежде чем окадить патриарха, кадит пред местом господаря. В навечерие и в утро праздников, при всякой литургии, зажигается пред местом нашего владыки патриарха свеча в красивом деревянном позолоченном подсвечнике, которая горит от начала до конца службы. Когда патриарх во время утрени после пения «Всякое дыхание», будет ли то праздник или воскресенье, сходить прикладываться к иконе праздника или к другим святым иконам, архидиакон подносить к нему эту икону, и также по окончании службы несет ее впереди него за церковные ворота, и пока не выйдут все, включая и женщин, патриарх благословляет каждого при выходе, после чего архидиакон отдает икону экклесиарху.

Через три часа (после утрени) возвращаются в церковь к литургию, откуда выходят около шести часов, все равно, будет ли то праздник святого, или Успение, или праздник Пасхи. Перед благовестом к обедне бывает звон к проскомидии, дабы всякий, кто имеет что-либо принести, приносил, ибо время приспело.

ГЛАВА VI.

Яссы. — Церковь св. Саввы.

Вот описание вышеупомянутой церкви св. Саввы в Молдавии Она выстроена вся из камня снутри и снаружи, имеет [307] одну дверь с южной стороны, над которой написан образ св. Саввы, как принято во всех церквах этой страны. Здание церкви продолговатой формы, как соборные храмы. Стены тверды и несокрушимы и заключают в себе одно обширное пространство. Над церковью возвышаются два огромных купола в турецком стиле, то есть, подобные куполам нашей страны, единственные во всей этой земле. Покойный строитель этой церкви, по имени Янаки, был родом из Константинополя и служил бостеникосом (постельником 15) у господарей молдавских. По окружности каждого купола тринадцать окон со стеклами, округленной формы и очень красивых. Куполы крыты жестью, которая издали блестит на солнце; на вершине их большие превосходные золоченые кресты. Также вся крыша церкви сделана из жести. Один купол находится над хоросом 16, другой над нартексом 17. Они опираются только на два пилястра, к которым с внутренней стороны примыкает иконостас и на которых с наружной поставлены образа Господа и Богоматери. Таким устройством отличаются все церкви в этой стране. Позади правого пилястра стоит трон господаря возвышенный, с навесом на деревянных столбах, обращенный к востоку. Насупротив него, у второго пилястра, другой тронь попроще для его сына или для его супруги. Архиерейское место помещается у стены, справа от трона господаря, между другими местами, идущими вдоль стен. Правее архиерейского места занимают места настоятели монастырей, священники и прочие клирики, почти до дверей алтаря. Также устроено с противоположной стороны.

Паникадило, которое они называют хоросом, очень велико и висит в куполе над хоросом. Оно позолочено, состоять из 24 частей и заключает внутри другое маленькое паникадило, похожее на купол. Иконостас во всех церквах этой страны состоит из трех ярусов: тот, что над дверьми алтарей, заключает изображения всех господских праздников, тот, что повыше его, имеет в средине образ Господа, сидящего на престоле в саккосе и митре: справа и слева от Него стоят апостолы, причем ап. Павел изображается непременно на левой стороне, а ап. Петр на правой, а около [308] него Владычица и Иоанн. Над этим ярусом имеется посредине изображение св. Троицы, а по сторонам — пророков. Над всем этим стоит распятие.

Алтарь весьма обширен, имеет три больших высоких окна со стеклами и с большими железными решетками. С левой стороны алтаря у стены есть лестница, по которой всходить на амвон, очень высокий, каменный, украшенный резьбой, с каменным же куполом, на котором водружен крест; амвон поддерживается каменными, витыми сверху до низу колоннами. Внутри его устроено помещение со многими тайниками для церковной утвари и прочего на случай тревоги.

В южной стене церкви имеются три очень больших окна со стеклами и с железными решетками. Близ церковных дверей, где находится могила покойного строителя церкви Янаки, есть нечто в роде окна, уставленного иконами с неугасимой лампадой. В северной степе есть также пять окон со стеклами. Пол церкви настлан плитами из обожженной глины, и вообще во всех церквах этих стран, от Бруссы до Московии, пол делается большею частью из таких плит.

Что касается икон, находящихся при царских вратах, то, по принятому во всех упомянутых странах обычаю, на иконе изображается в середине Господь, на широких краях ее — все страсти, а вокруг Него — апостолы; по окружности же иконы Богоматери изображаются 24 похвалы и пророки. Непременно имеется икона св. Николая с его чудесами. Иконы св. Саввы и св. Михаила, которым посвящена церковь, поставлены по левую сторону иконы Богоматери. Так же всегда имеется икона трех патриархов (святителей).

Место, где стоять женщины, находится наверху в передней части церкви, закрыто решеткой и также уставлено иконами. Лестница туда идет в стене от церковных дверей.

Колокольня примыкает к дверям церкви и имеет два входа: один с наружной стороны церкви и другой, выходящий на монастырь. Это — очень большая, высокая, четырехугольная башня, чрезвычайно крепкая, вся выстроенная из камня; в ней несколько камор и тайников для склада имущества на случай тревоги. Большая лестница, ведет наверх колокольни, где высятся огромные арки, господствующая над окрестностями. К потолку ее подвешены колокола, числом пять; наибольший из них датской работы. Языки у [309] колоколов железные. Монастырские келльи и пристройки деревянные, как вообще все монастыри в этих странах.

Накануне воскресенья 18 Мытаря и Фарисея, с которым совпал праздник трех святителей, день ангела господаря, построившего в честь их монастырь, мы слушали в монастырской церкви вечерню, а рано поутру утреню. В день этого праздника бывает царская трапеза для всех без исключения, богатых и бедных. Целование евангелия бывает у них после пения седьмой (песни) и даже после чтения синаксаря 19. Мы вышли от утрени, после того, как всем присутствовавшим дали приложиться к иконам, по всегдашнему их обычаю. Позднее мы возвратились в церковь к обедне. При чтении диаконом евангелия ставят для него под паникадилом красивый аналой, покрытый шитою пеленою; на него он кладет орарь под евангелие и троекратно творит крестное знамение. Он же кадит в царских вратах при пении «Иже Херувимы». Существует обычай в Молдавии и Валахии, что вечером накануне воскресений и праздников бедняки, как только услышат звон большего колокола, ходят по церквам (для сбора милостыни).

Знай, что всякий раз, когда поют «Блаженны», ударяют в большой колокол, также ударяют при девятой (песне), затем при «Достойно есть» за литургией, а равно звонят к утрене и обедне.

Домина, супруга господаря, разослала во все монастыри подносы с царской пшеничной кутьей вместе с просфорами, свечами, ладоном и вином, ибо этот праздник есть день тезоименитства господаря. После того как наш владыка патриарх роздал антидор, сошли священник и дьякон, и последний стал кадить кругом упомянутых приношений, разложенных на блюдах, и сосудов с вином и с медовой кутьей на подносе для господаря. Наш владыка патриарх прочел обычную молитву над кутьей, поминая имена господаря, его супруги и сына, сделавших эти приношения.

Что касается праздника трех святителей в монастыре св. Саввы, то здесь он справляется на иждивение одного мужа, по имени Василия, который прежде назывался Мустафа, [310] происходит от отцов и дедов турок и родом из Камышхана. Мы видели с его стороны горячую веру и великую ревность к православию и ожесточенный нападки на иноверцев. Патрон его имени, его ангел, есть св. Василий, коего память совершается в этот день. Подобных ему людей в Молдавии и Валахии тысячи.

ГЛАВА VII.

Яссы. — Прием при дворе. Подарки.

Перед закатом солнца мы смотрели на въезд его высочества господаря, когда он вступал в город при звоне всех колоколов. Вечером он прислал известить нашего владыку патриарха, что приглашает его к себе поутру. В понедельник утром, последний день января, прибыл боярин Иоанн, великий служарь, доверенный господаря, имея при себе до 50-ти драбантов 20, то есть, янычар, в красных суконных одеждах и в полном вооружении. С ним же приехала царская карета, запряженная шестью темно-серыми лошадьми. Он посадил в нее нашего владыку патриарха, на которого мы надели мантию, я же, как всегда, сел в дверях кареты, держа его посох. Драбанты построились отрядом перед нами по два в ряд и таким образом мы въехали в Порту, что на их языке значить дворец, и остановились у лестницы дивана, где были выстроены рядами войска. Нашего владыку патриарха высадили из экипажа, и он поднялся наверх, поддерживаемый под руки, а я шел впереди него. Все сановники вышли встретить его к переднему дивану и ко второму, господарь же принял его, выйдя из внутреннего собственного дивана, и поцеловал у него правую руку, а наш владыка патриарх поцеловал его по обычаю в голову и благословил, и когда они сели, то он, от избытка радости при виде его и по любви к нему дважды прослезился. Все мы отдали господарю глубокий поклон и, поцеловав у него правую руку, вторично поклонились. То же сделали и при уходе. Около часа господарь вел беседу с нашим владыкой, выражая ему свое участие и успокоивая его, после чего патриарх благословил его и, попрощавшись, вышел. Его отвезли обратно в монастырь в той же карете и возвратились назад. [311]

Во вторник утром, 1-го февраля, мы доставили господарю подарки от нашего владыки патриарха. Все вещи были уложены на подносах, покрытых расшитыми платками, как водится во всех этих странах, хотя бы подарок состоял из одного хлеба. Когда мы вошли в большой диван, явился вышеупомянутый доверенный господаря, служарь, с писцом, который записал названия всех подарков поодиночке. [Вот список подарков, поднесенных славному господарю: 21 пара шитых наволочек, кусок розового ситца, две сахарницы пальмового дерева, коробка мускусного мыла, две коробки душистого мыла, небольшое количество алеппского мыла, два горшка имбирного варенья, коробка сушеных итальянских плодов, миндальное масло, сушеные абрикосы, фисташки, приготовленные с солью и без соли и пр.]. Затем служарь вышел и представши, подарки великому логофету 22, то есть, дефтердарю. Тогда нас ввели к господарю, который встал с кресла из уважения к нашему владыке патриарху, а мы отдали ему глубокий поклон как при входе, так и при выходе, и представили подарки на блюдах, причем писец говорил: «патриарх антиохийский подносит царю то-то и то-то» до конца, и господарь выразил свою благодарность.

После того мы вернулись и, известив также сына господарева, Стефана воеводу, который живет отдельно, подобным же образом сделали ему подношение. Затем мы принесли третьи подарки для домины, супруги господаря, которой мы отдали также большой поклон, при входе и выходе, поцеловав у ней правую руку. Она сидела в креслах, имея на голове бархатный красный колпак с соболем. Сначала вошел ее кяхия и доложил о нас, после чего вошли мы. Она также нас благодарила и вставала с кресла при нашем входе. Равным образом мы поднесли дары всем сановникам. Но все это пошло прахом: как жаль наших трудов!

ГЛАВА VIII.

Яссы. — Монастырь Голия.

В четверг 3-го февраля прибыл пригласить нашего владыку Гюзель-Эфенди, или Папа Теодоси, игумен монастыря Голия. [312]

[Вот содержание, называемое на их языке мертек, которое назначил нам славный господарь: четыре лучших белых хлеба для нашего владыки патриарха, два для его свиты, два ока 23 лучшего вина для него и два для свиты: одно око масла, одно око хлеба, два ока мяса, одно око восковых свеч и одно сальных; каждую неделю два воза дров и денег на наши ежедневные расходы. Если бы у нас были лошади, нам бы отпускали ячменя и сена].

Монастырь Голия — во имя Богоматери и принадлежит домине, супруге господаря, которая построила его вновь, в подражание монастырю, сооруженному господарем. Мы отправились туда в экипаже и там помолились. Он представляет издали величественный и весьма благолепный вид. Куполы очень высоки и, покрытые белою жестью, блестят как серебро; увенчаны весьма большими, красивыми крестами, сияющими позолотой, величиной в две меры человеческого роста. Вот описание церкви 24. Вся она снаружи и снутри построена из тесаного камня, также как и ее своды, и очень высока. Мы видели много монастырей в стране молдаван и валахов и великолепных церквей до самой Москвы, но все они выстроены из мелкого необтесаного камня, обмазаны известкою снаружи и снутри и с течением времени разрушаются от обильных дождей и снегов. Единственно, кто стал впервые возводить постройки из тесаного с изваянными фигурами камня, был ревнитель построения церквей и монастырей во всем мире, Василий воевода. Он вызвал для постройки своего и этого монастыря ученых мастеров из Польши. Стены церкви ниже карниза украшены разнородной ваятельной работой: под самым карнизом кругом всего здания высечены из камня большие звезды. Церковь эта по своей постройке и по наружным украшениям похожа на церкви Ханака 25. Она имеет два выхода с юга и с севера, которые ведут к западным дверям церкви. Формы она продолговатой, как соборные храмы, представляем. одно обширное пространство и разделена на две части стеною, в которой имеется вторая дверь. Место для женщин, куда ведет лестница снаружи, находится над сводом притвора. Церковь весьма благолепна и светла, ибо имеет [313] много окон со стеклами. Над хоросом поднимается большой высокий купол, а над этим другой еще более высокий, и такой же купол находится над нартексом; оба восьмиугольные.

Алтарь весьма высок, с тремя очень длинными, узкими окнами со стеклами, и имеет весьма красивый купол. Между куполами хороса и нартекса тянется удивительный свод наподобие опрокинутого корабля. Вся крыша церкви из блестящей жести. Четвертый купол, где поставлены часы, находится над местом для женщин, куда ведет винтовая лестница. Всех крестов числом пять; они красивы, велики, не имеют себе подобных во всем мире и от обильной позолоты блещут ярче солнца. Один из них на куполе нартекса, другой — на куполе хороса; два креста на своде между хоросом и нартексом, а пятый на куполе алтаря. Хорос замкнут в двух кругах (купола) и двух арках с северной и южной сторон. Сиденья прекрасной работы, из кипарисового дерева гладко оструганного, с прорезными украшениями; их выписала из Константинополя супруга господаря. В этом же роде архиерейское место, помещающееся в передней части, южной арки хороса. Трон господаря еще не отделан. Беломраморная настилка пола также не доведена до конца. Мрамор был выписан и привезен на большом корабле из местечка Мармар, близ Константинополя; он восхищает взоры своею белизной, каждый кусок вдвое, даже втрое больше надгробных камней франков в Алеппо, но тоньше их, так как предназначен для мощения. Были привезены также колонны и дверные столбы, которые в то время еще обтесывались и отшлифовывались. Как жаль, что их не окончили! Великие труды и мучения претерпели люди, доставившие их из Галаца на арбах, запряженных быками, по тяжелым и неудобным дорогам.

Иконостас и тябла 26 превосходны, чудесны: подобных мы никогда не видывали. Это работа умелого, искусного художника, который своим невиданным мастерством превзошел все произведения критской (?) живописи. Иконостас четырех-ярусный, с арками; в поясе над алтарными дверьми изображены господские праздники, во втором — чудеса Спасителя, в третьем — апостолы с Господом посредине, в четвертом, самом верхнем — пророки со св. Троицей в середине; над всеми [314] поясами стоит распятие. На иконе Спасителя Он изображен сидящим на престоле в великолепном зеленом саккосе, а на краях иконы вокруг Него написаны господские праздники. Икона Богоматери чудотворная и очень древняя; по краям ее изображены 24 похвалы. Руки и кисти у Богоматери из чистого литого золота, ибо домина, имея к ней великое усердие, не щадила ничего на ее украшение: когда сын ее Стефан воевода страдал тяжкою болезнию, она привела его к этой иконе, и он немедленно получил исцеление. Впереди лампад, висящих перед этой иконой, есть еще другие, серебряный вызолоченный, неугасимо горящие. Перед дверями алтарей стоят четыре подсвечника датской работы, из желтой меди, более блестящей и благородной чем золото; говорят, будто они обошлись на вес серебра. Они покрыты красным сукном. Между ними стоят еще два больших серебряных подсвечника. Алтарь снизу до верху украшен чудесною живописью на золотом фоне; такою же живописью расписана церковь от притвора до внутренней ее части, равно и отделение для женщин. Подобным образом написаны все чины святых с их чудесами. Говорят, иконописец получил в вознаграждение 3500 пиастров. В куполе над хоросом есть величественное изображение Господа на золотом фоне, а в куполе над нартексом изображение Богоматери. Лазури так много, что она служить взамен штукатурки.

Позади трона господаря до угла изображены: Василий воевода во весь рост, в парчевой одежде на меху с соболем, в руках у него вышеописанная церковь, которую он вручает благословляющему его Господу, окруженному ангелами; за Василием домина, его супруга, в парче с соболем в золотых украшениях, с собольим колпаком на голове: за нею дочери, из коих одна за мужем у Ляхов, а другая недавно выдана за сына казака Хмеля; ниже Стефан воевода и три брата его 27, умершие один за другим, все в красивых одеждах. Они нарисованы как живые.

Выйдя из церкви, мы отправились в трапезу, а потом поднялись на величественную древнюю колокольню, подобной которой по высоте, размерам и величине нет ни в Молдавии, ни в иных местах. Она очень высока и имеет вид [315] крепости. Возвратившись в свой монастырь, мы отстояли вечерню, а в воскресенье Мытаря, владыка служил в нашем монастыре.

ГЛАВА IX.

Яссы. — Пир при дворе. Характеристика господаря.

Во вторник утром 8 февраля, в день св. Феодора Стратилата, его высочество господарь дал знать нашему владыке патриарху, чтобы он приготовился к нему приехать. Около полудня прибыл вышеупомянутый служарь в экипаже, называемом на их языке сани, с полозьями вместо колес, так как случилось много снегу и льда и в колесном экипаже нельзя было проехать, сани же скользят быстро, не причиняя беспокойства. По обыкновению впереди нас ехали драбанты и мы вступили в Корту. Владыка патриарх нашел господаря одного и вручил ему рекомендательный письма от патриархов константинопольских, Паисия и низложенного Иоанникия, и от патриарха иерусалимского. Всякий раз когда логофет прочитывал одно письмо, господарь, вставши с кресла, вскрывал другое 28. Наш владыка патриарх поднес ему великий дар: подлинную нижнюю челюсть св. Василия Великаго; она желтого цвета, твердая, увесистая, блестящая как золото, с запахом благовоннее амбры; в ней в целости сохранились передние и коренные зубы. Эта драгоценность была приобретена нами в Константинополе от родственников Кир Григория, бывшего митрополита Кесарии, и куплена дорого, на вес золота. Владыка поднес еще другие предметы из разных мест, между ними некоторые весьма ценные, как-то: святыни Господа нашего Иисуса Христа, мощи святых и всехвальных апостолов. В царице городов (Константинополе) можно найти все, [и между священными сокровищами, кои мы там приобрели, были 29: частица коня св. Димитрия, капли крови св. Георгия, несколько волос мученицы Анастасии, избавляющей от чарований, перст матери мученика Евстафия, несколько кусков камня с кровью Иисуса Христа от Святого Гроба, несколько кусков древа Креста, темного цвета, подобно черному дереву, очень тяжелых: мы испытывали их на огне и они становились подобны ему, а по вынутии охлаждались и принимали прежний вид; испытывали их и на воде, и они падали на дно]. [316]

Челюсть была помещена в круглой коробке индийской работы, разукрашенной разнородными тонкостями искусства, под челюстью была подложена вата, а поверх кусок парчи во всю коробку, которая была покрыта чехлом из розовой тафты, перетянутым синими шелковыми шнурками. При виде ее господарь изумился и весьма обрадовался, когда наш владыка патриарх сказал ему: «эта святыня для тебя: она будет тебе охраной», и еще дал ему стклянку с миром. Тогда господарь исполнился великой любви к нашему владыке патриарху и начал рассказывать ему о греческих патриархах и их митрополитах, открыв пред ним свою сердечную обиду, причиненную ими и их поступками.

Вслед за тем он вышел вместе с нашим владыкой в передний диван к царской трапезе, убранной золотыми и серебряными блюдами и такими же ложками и вилками. Господарь сел в кресла, обитые бархатом, с серебряно-вызолоченными гвоздями, а для нашего владыки патриарха было поставлено другое кресло по правую его руку. Владыка благословил трапезу и господаря и, взяв ломоть хлеба и обмакнув в кушанье, встал, причем встали и все присутствовавшие вельможи, и выразил господарю благопожелания, как принято в подобных случаях, после чего все сели. Все блюда были накрыты такими же блюдами, пока не принялись за еду; тогда их сняли: у них такой обычай, что блюда к столу подаются покрытыми. Ашджи, или великий келарь, он же таббах-баши, всякий раз как слуги вносили блюда, каждое подавал господарю, снимая крышку; если оно нравилось господарю, то ставил пред ним безмолвно и, взяв вилку, проходил ею по всему блюду и отведывал кушанье; потом подносил другое блюдо. Если же оно не нравилось, то господарь поднимал глаза 30, и тот убирал и ставил блюдо под стол. По левую руку господаря стоял слуга в красивой одежде: он брал некоторые блюда и ставил их пред самым господарем; другой слуга брал его хрустальный в серебряной оправе кубок и, поставив на его место другой, вытирал и приносил обратно. Силяхдар, или великий спатарий 31, все время стоял по правую руку господаря с короной, осыпанной драгоценными каменьями, опоясанный мечем и держа в руке царский [317] скипетр. Виночерпий с своими подручными также стоял близ него, имея перед собою высокий деревянный сосуд с водой на трех ножках, в коем находились стеклянным бутылки с разноцветным вином, водкой и пивом; подле стояла скамья, покрытая белою скатерью, на которой были расставлены хрустальные кубки и серебряные и фарфоровые чаши. Виночерпий подавал пить господарю и патриарху из одного и того же кубка, и всякий раз как они пили, все присутствующие вставали. Прочие пили из других кубков и другое вино. Поднося господарю чашу, виночерпий всякий раз отведывал из нее и потом подавал. Остальные сановники, по назначению, находились тут же, а бостанджии (привратники) стояли подле господаря с серебряными жезлами. После нескольких рюмок вина, он выпивал чашу пива, как напиток прохладительный. Всякий раз как он осушал рюмку, виночерпий клал ее в воду и подавал другую. Где сидит господарь, или его сын, или домина, или кто-либо из придворных сановников, как в Молдавии, так и в Валахии и в земле казаков, непременно над его головой стоит икона с пеленою и с горящею постоянно пред ней свечей. Что касается меня, то я, держа посох, стоял некоторое время насупротив нашего владыки вместе со своими товарищами и придворными священниками и дьяконами. Его высочество господарь дал знак глазами бостанджию, который отвел нас в буфетную, где мы пообедали, а посох отдал держать на это время одному из придворных певчих мальчиков. Потом я возвратился и взял посох. Беспрестанно подавались многочисленные блюда, а поданные раньше уносились, и так было до самого вечера, когда наконец встали из-за стола и прочли послеобеденную молитву. Патриарх благословил господаря, простился и вернулся в карете в монастырь.

Величие господаря, его познания, превосходство его здравого смысла, начитанность в книгах древних, новых и турецких, его искусство в прениях не может постигнуть ум человеческий. Поистине он равнялся прежним греческим царям и даже превосходил их. Его слово беспрекословно исполнялось во всей стране, по причине его обильных щедрот и достохвальных деяний не только по отношению к патриархам, митрополитам, священникам монахам, мирянам, церквам и монастырям; даже аги, купцы и прочие Турки, дервиши и торговцы клялись его головой, однако ж по многим [318] обстоятельствам питали к нему ненависть; но здесь не место исчислять эти причины. Словом, он был известен во всем мире. Цари и вельможи московские почитали за великое счастие получить от него письмо и привезшего таковое осыпали всякими щедротами. Это происходит от того, что они слышали о его любви к построению церквей и монастырей и о том добре, которое он оказывает всем людям. Король Польши и ее вельможи равно его уважают; Хмель и казаки взяли его дочь; хан и татары почитают его еще того больше; император немецкий, король венгерский и дож венецианский также дружат с ним. В его время было напечатано в Молдавии на валашском языке много книг церковных, научных и толкований. Его подданные раньше читали на сербском языке, который одинаков с русским, ибо везде, начиная с Болгарии и Сербии, в Валахии и Молдавии, в стране казаков и в Московии, читают на сербском языке, на котором написаны все их книги; но язык валахов и молдаван валашский и они не понимают того, что читают по-сербски. По этой причине господарь построил для них свой монастырь и большое каменное училище и напечатал книги на их языке. У сербов, болгар, казаков и московитов язык один, лишь разнствующий по месту, но книжный язык у них один и тот же.

В среду поутру 9 февраля господарь прислал нашему владыке патриарху с вышеупомянутым служарем, на которого была возложена забота о всех его нуждах, фарджию 32 из черного сукна, подбитую соболем, атласный подрясник и денег на расходы и обещал уплатить все его долги. Эти подарки были перенесены из дворца в монастырь на руках.


Комментарии

1. См. Русское Обозрение № 2, 1896 г.

2. Автор вместо господарь везде употребляет турецкое бей.

3. Молдавский господарь Василий Лупул, то есть волк (1634–54).

4. Пырколабу — окружной начальник.

5. У Бельфура: Вастатакоджо.

6. Точнее — капту.

7. Пространство между архиерейским местом и амвоном.

8. Хелештеу — пруд, рыбный садок.

9. Молдавский господарь Мирон Бырновский (1626–30).

10. Начальник дворцовых служб. Автор (и английский переводчик) везде называет его «сальджар» или «сельджар».

11. У Бельфура: святого Воскресения».

12. У Бельфура: «почетные жители всей страны».

13. Около 4 час. утра.

14. Весь этот отрывок до красной строки не имеется в английском переводе.

15. Великий постельник — министр иностранных дел.

16. Хорос — пространство между архиерейским местом и амвоном.

17. Нартекс — притвор, или трапеза церкви.

18. Этот отдел, до конца главы не имеется в переводе Бельфура.

19. Синаксарем называется избранное из Четиих-Миней и творений церковных историков сокращенное изложение праздника или жития святого.

20. По-румынски: доробанцу — слово, происходящее, вероятно, от персидского дербан — привратник.

21. Этот список пропущен в нашей рукописи и потому взят нами из английского перевода.

22. Министр юстиции.

23. В настоящее время око — 3 1/2 фунта.

24. Этого описания в английском переводе нет.

25. Город в Сирии.

26. Остов иконостаса.

27. У Вельфура: «Стефан воевода и его третья сестра, которые потом были взяты в Россию».

28. У Бельфура: «господарь вставал с места и снимал колпак».

29. Дополнено по английскому переводу.

30. Откинуть назад голову и приподнять брови — обычный знак отрицания на юге (в Греции и пр.).

31. Главный начальник войска.

32. Верхняя домашняя одежда, надеваемая на подрясник, похожая на рясу, но короче ее.

Текст воспроизведен по изданию: Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII столетия, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским // Русское обозрение, № 3. 1896

© текст - Муркос Г. А. 1896
© сетевая версия - Thietmar. 2016
© OCR - Андреев-Попович И. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русское обозрение. 1896