Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ

ПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ В РОССИЮ

в половине ХVІІ века,

описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. 

КНИГА III.

ВАЛАХИЯ

ГЛАВА I.

Валахия. – Бузео. Тырговишт.

Вступив в Валахию, мы прибыли в большой базар (торговый город), по имени Римнико (Рымник) (По английскому переводу. В здешней рукописи это место совершенно искажено). Оттуда приехали в большой город, называемый Бутза (Бузео). В нем имеет пребывание епископ и есть архиерейский дом, великолепный каменный монастырь и превосходная каменная церковь, весьма возвышенная, с высокой лестницей и очень высокими куполами. В церкви имеется величественное распятие. Она во имя Успения Богоматери. Мы отстояли тут всенощную, потом обедню в праздник св. Екатерины. Здешние богослужебные обряды и напевы восхитительны, ибо христиане страны валашской очень набожны и щедры. Бывало, всякий раз как мы проезжали мимо какой-нибудь деревни или базара, священники, старшины и народ выходили навстречу нашему владыке патриарху получить от него благословение, затем приглашали нас к трапезе и приходили к нам на поклон; пробыв короткое время, мы уезжали.

Эта страна благоустроенная: каждая деревня равняется городу. Жители любезны к чужеземцам, не так, как в стране молдаван, ибо у этих, когда, бывало, патриарх проезжал мимо них, никто его не принимал и не угощал даже лепешкой: татары религиознее их. По этой-то причине и было избито столько тысяч их, а имущество и домашний скот разграблены казаками, татарами и венграми. Сколько жестокостей они терпели от Василия! несколько раз изменяли ему, склоняясь на сторону нового (господаря). Но этот обманул их, пообещав в свое время освободить их на три года от податей и поборов; когда же стал властелином и завоевал крепость (Сучаву), сердце его ожесточилось на них и он тотчас разослал к ним сборщиков податей и правителей и взял [114] с них втройне, так что они стали сожалеть о Василии и его правлении.

Возвращаемся (к рассказу). Когда мы приближались к городу Торгашту (Тырговишту), который служит в зимнее время столицей господарю Валахии, навстречу нашему владыке выехал кир Игнатий, митрополит этого города. Он муж преклонных лет, почтенной наружности, знает языки турецкий, персидский, греческий и валашский. Наш владыка патриарх поместился в его превосходной карете и вместе с ним въехал в город, который окружен деревянной стеной, вновь выстроенной господарем Матвеем. Город весьма обширен и омывается со всех сторон несколькими реками. Навстречу владыке выезжали и вельможи. Нас привезли в монастырь, построенный из камня господарем Василием, когда его помирили с Матвеем, господарем валашским, для укрепления дружбы. Этот монастырь во имя Преображения Господня и известен на их языке под именем монастыря Сталия; он обширен и окружен каменной стеной. При нашем приближении к нему, на колокольне ударили в колокола; нас ввели в церковь, где было устроено большое торжество. Мы поместились в этом монастыре. Церковь его весьма благолепна, высока, имеет два стройных купола со многими крестами; говорят, что на одну позолоту их понадобилось 700 венецианских червонцев. Иконостас в ней русской работы; она обилует светом и имеет три двери.

Наш въезд в Тырговишт произошел во вторник 29 ноября. Вечером зазвонили в колокола по случаю праздника св. ап. Андрея. В этой стране обедня идет дольше, чем в Молдавии. Знай, что накануне всякого значительного праздника, т.е. каталисиса (Разрешение (вина и елея)), звонят во все колокола и весьма торжественно совершают литургию. Господарь Матвей имел обыкновение в такие праздники предлагать всегда трапезу священникам, монахам, беднякам и чужеземцам. После стола дают каждому милостыню.

День свят. Николая был отпразднован с большим торжеством. Господарь прислал свой экипаж за нашим владыкой патриархом. Мы отправились в дворцовую церковь, где наш владыка патриарх отслужил обедню вместе с кир Гавриилом, архиепископом сербским, и митрополитом валашским. Все трое были в митрах и благословляли одновременно тремя трикириями (На Востоке архиереи при патриархе не носят ни митры, ни мантии, не держат посоха и не благословляют трикириями). При [115] пении «Достойно есть» прибыл господарь и занял свое место. После того как ему и вельможам поднесли по обычаю антидор, а также царскую кутью, мы поднялись к его трапезе, которая продолжалась до вечера. Он роздал нам всем почетные платья, и мы возвратились в карете в свой монастырь. То же было накануне праздника св. Игнатия, когда бывает предпразднество Рождества Христова. В день его праздника в стране валахов есть обыкновение закалывать свиней и вывешивать (Здесь имеется следующая вставка: «знай, что господарь назначал нам каждую неделю двух драбантов в ранге сержантов, так как они носили красную суконную одежду. Они приходили в воскресенье утром прислуживать нам: кололи дрова, разводили огонь, чистили рыбу, мыли посуду, приносили назначенную нам провизию и напитки и оставались до вечера субботы; тогда они уходили, причем наш владыка патриарх давал им на водку, а другие приходили. Таков обычай»). Их вывешивали к празднику или для заготовления сушеного мяса. Ты мог бы слышать, читатель, их крики, доходящие до небес.

Наконец наш владыка патриарх свиделся с господарем Матвеем, который прислал за ним экипаж. Он очень радушно его принял. После того как мы отвезли уже ему подарки, наш владыка патриарх подарил ему прекрасную часть чела ап. Филиппа и еще сосуд с новым миром. Однако господарь сначала было обижался по той причине, что мы раньше поехали к его врагу – Василию воеводе, но потом он полюбил нашего владыку патриарха и сильно к нему привязался.

Накануне Рождества господарь произвел тревогу своему войску, стоящему в городе, боем барабанов, с которыми ходили по городу: это служит у них знаком для сбора. Они собрались к нему со своими знаменами. Он выехал в своем экипаже, и они устроили перед ним большой парад, причем позади господаря били в барабаны и играли на флейтах и трубах. Таков обычай у господарей Молдавии и Валахии, в подражание туркам. Потом поехали на охоту, ибо издревле это принято у них накануне Рождества и в Субботу Света (Великую), дабы праздничные кушанья за трапезой государя состояли из добычи его охоты. Войска было числом более 10000 – все отборные, из самых храбрых молодцов: сербов, болгар, арнаутов, греков, венгров, турок и валахов. Вечером возвратились с великим ликованьем: за каретой господаря ехали арбы, наполненные дичью: дикими свиньями, зайцами, лисицами и [116] медведями для забавы, и еще дикими птицами: журавлями, дикими курами, голубями и пр. Во всей этой стране, до земли казаков и московитов, во всяком доме у архиерея или вельможи непременно имеется для забавы медведь или иной зверь. Вельможи валашского государства имеют обычай, за три дня до праздника, подносить господарю праздничные подарки, каждый по своему достоинству, а господарь в утро праздника одевает их в почетные платья.

Что касается порядка службы в канун Рождества, то ее совершали по чину константинопольскому. Ударили в колокола; при звоне их пошли в церковь и не выходили до вечера. Все чтения и молитвы были исполнены приятным тоном.

Знай, что в этой стране есть такой обычай, что накануне Рождества священники городские и приезжие, а также школьники и певчие, собираясь толпами, носят иконы и ходят в городе, в течение всей ночи, по домам правительственных лиц, поздравляя их с праздником. Сначала они идут в дом архиерея, потом к господарю. Это они делают ради сбора милостыни. Они приходили и к нашему владыке патриарху во всю ночь, пели ирмосы на Рождество (По рукописи Учебного Отделения: «Дева днесь») и другие рождественские песнопения; потом первое многолетие господарю, второе – нашему владыке патриарху и поздравительную молитву. При этом владыка прикладывался к иконе, давал им милостыню и они уходили; потом приходили другие, (что продолжалось) с вечера до утра. То же делали увеселители, барабанщики, флейтисты и трубачи: они также ходили толпами всю ночь накануне Рождества и под второй день (праздника) по домам государственных сановников, приходили и к архиерею и к пребывавшему в это время (в городе) патриарху. Большинство музыкантов – из турецких стран.

Мы очень удивлялись многочисленности солдат в Валахии: они из разных племен. Несмотря на то, что в Валахии тысячи тысяч кабаков с вином, водкой, пивом и иными напитками и все пьют, мы ни разу не видали, чтобы кто-нибудь из них был пьян или кого поранил или убил, или совершил какой-либо гнусный поступок, но все ведут себя тихо, спокойно и благоразумно. Какой же смысл имеет то, что говорят (Разумеется, мусульмане) в нашей стране, будто христианам не приличествует власть, ибо они пьянствуют, совершают преступления и не умеют поддерживать порядок в своей стране? [117]

В субботу утром, в праздник Рождества, мы слушали утреню в монастырской церкви. Когда наступило время обедни, господарь прислал свой экипаж, и мы отправились в его церковь.

ГЛАВА II.

Тырговишт. – Дворец Служения в дворцовой церкви.

Знай, что дворец господаря Валахии велик и обведен кругом каменной стеной. С одного краю его течет река, а посредине есть церковь и большая каменная башня, очень высокая, для военных целей; на ней городские часы. Здесь стоит многочисленная стража; при наступлении вечера бьют в барабан, как у нас в Аль-Халилийе (Аль-Джалиль (Галилея) или Аль-Халиль (Хеврон)?), в знак того, чтобы ночью не ходили. Потом зажигают на башне большой огонь, и пока он горит, никто не смеет ходить по городу. На утренней заре опять бьют в барабан, тушат огонь и стреляют из пушки, чтобы всем городским жителям было слышно, в знак того, что люди могут ходить по городу. Таков их обычай. Если же, Боже избави, кого застанут ночью идущим по улице, стража его убьет. Где же справедливость того, что говорится в нашей стране, будто христиане не умеют ни поддерживать порядка, ни творить суд и расправу?

Церковь (дворцовая) велика и благолепна; в нее входят по лестнице. Она состоит из трех отделений. Наружное отделение с аркой составляет внешний нарфекс: потом входишь чрез вторую дверь в следующее отделение, где гробницы господарей, наконец вступаешь через третью дверь в открытую часть церкви. Церковь эта очень обширная и древняя, с высокими куполами и кругом обставлена сиденьями.

Место господаря высокое, золоченое. Позади него лестница ведет в тайник с решеткой, где становится домина со своей свитой. Отсюда есть ход к месту, где стоит господарь, который чаще всего проходит здесь. Туда же ведет другая лестница из того отделения, где находятся гробницы господарей. В этом месте у верхнего конца лестницы есть окно: в господские праздники или по воскресеньям господарь имел обыкновение, стоя у этого окна, смотреть вниз на войско и бедный люд, бросал им неоднократно монеты и смеялся, когда они теснились, спеша их подобрать. Такова была всегдашняя его привычка. Когда господарь идет молиться, [118] то у ворот (церковных) всегда становятся стражи с копьями и кроме его вельмож в это время никого не пускают в церковь.

Наш владыка патриарх служил (обедню) и было большое торжество. Господарь, по причине старости, не имел сил стоять на ногах от начала обедни до конца, но при «Достойно есть» сходил (со своего места) в предшествии постельника с серебряным жезлом, а спафарий, опоясанный мечом и с булавой в руках, стоял позади его места и держал колпак господаря, ибо у господарей валашских в обычае стоять с начала службы до конца с открытой головой, а также пред архиереем и патриархом; но господарь Матвей (У Бельфура правильнее: Василий) не (Отрицат. частица пропущена в нашей рукописи, но имеется в рукописи Учебного Отделения) так часто снимал свой колпак. Наш владыка патриарх, стоя на кафедре (горнем месте), пред чтением Апостола поминал, по обыкновению, имя господаря, которое пели протопопы, а (потом) певчие вне алтаря. Затем я, архидиакон антиохийский, возгласил диптих (поминание) нашего владыки патриарха, что пропели священники внутри алтаря, а певчие вне, на одном клиросе по-гречески, на другом по-валашски. То же сделал архидиакон сербского архиепископа, и то же возгласил своему митрополиту архидиакон митрополита валашского. Во время причастного стиха господарь сходил прикладываться к иконам. За этой обедней наш владыка патриарх раздавал антидор ему и его вельможам. Затем мы вышли и прочли молитвы на могиле его супруги домины, которая недавно скончалась и погребена в усыпальнице господарей, как мы упомянули. Возвратившись в храм, мы прочли молитву над подносом с царской кутьей и вкушали от нее вместе с прочими присутствующими, равно и от вкусного кренделя, который также им раздавали. Затем наш владыка патриарх, преподав благословение господарю, который поднялся по описанной лестнице, вышел в мантии с местным митрополитом, священниками и присутствовавшими вельможами и дожидался господаря под упомянутым высоким окном. Когда господарь, по обычаю, разбросал монеты войску и бедным, наш владыка патриарх опять его благословил по обыкновению; затем нас повели, и мы поднялись тогда по упомянутой лестнице из церкви к господаревой трапезе. В этот час он облачил сановников своего государства в царские одеяния, как принято у царей в большие праздники. В тот день они [119] прислуживали за трапезой с начала до конца, ибо таков у них обычай в праздники Рождества, Обрезания, Богоявления и Пасхи. На другой же день праздника вельможи садятся за трапезу вместе с господарем, а служат другие люди, как во все дни года. Всякий раз как блюда приносились из кухни наверх, били в барабаны и гремели флейты, трубы и другие инструменты, а также, всякий раз когда после музыки господарь пил вино, стреляли три раза из пушки, так что земля содрогалась. В таком удовольствии (Так по рукописи Учебного Отделения, а по здешней: «в таком положении») они пребывали до вечера, причем господарь сидел с непокрытой головой. Пили много здравиц из больших кубков, вмещавших в себе целое око вина: во-первых, каждому подносились три кубка за раз в честь праздника, во-вторых, еще три в честь нашего владыки патриарха, в-третьих, больше и больше за раз в честь господаря. Никто решительно не освобождался от питья, ибо это обычай всем известный, что всякий, кто сидит за столом с господарем, обязан пить таким образом. Это продолжается, пока не подадут свечи, что служить знаком удаления.

Господарь дарил также почетные платья архиереям и игуменам монастырей, бывшим за его трапезой: прежде всего присутствующему патриарху он подарил кусок бархату, такой же местному митрополиту, который бывает за трапезой у господаря постоянно во весь год, ибо кроме него никто никогда не может читать застольную молитву. Настоятелям монастырей, бывшим налицо, он дарил куски атласа получше и похуже; священникам и нам, дьяконам, куски хиосской камки. Для остальных священников, монахов и многочисленных бедняков накрывали отдельно большой стол, в конце которого раздавали им деньги, завернутые в платки. Таков был обычай господаря во все господские праздники.

Знай, что митрополит валашский имеет под своею властью двух епископов: один вышеупомянутый епископ Бузео, другой – епископ большого Рымника. В стране валахов 400 каменных благолепных монастырей, коих все настоятели – епископы. У них в обычае приезжать перед Рождеством; каждый подносит господарю маленький подарок: просфоры, вино, фрукты и поздравляет его с праздником. Они остаются до после праздника Богоявления, на его столе, пользуясь его дарами, и затем уезжают. Они приезжают также к Пасхе и к четвергу Вознесения, во имя коего митрополичья церковь, как об этом будет сказано. [120]

Возвращаемся к нашему рассказу. Вечером мы вернулись в экипаже в свой монастырь в сопровождении сейманов и драбантов с копьями, впереди и позади, а кругом экипажа шли шатыри (скороходы) господаря; певчие господаря и их ученики, придворные мальчики, пели и выводили трели (во весь путь) от дворца до монастыря. Все они получили обычную милостыню и ушли, после того как сейманы выстрелили из ружей.

Знай, что по обычаю, принятому у господарей молдавских и валашских, накануне праздника Обрезания, все государственные сановники, от правителей и пырколабов (Начальник округа, или уезда. Название пырколаб впоследствии вышло из употребления и заменилось русским исправник) до субашиев (Полицейский офицер), и все должностные лица диванов (судебных мест), являются вечером к господарю и складывают перед ним знаки своих должностей, будет ли то меч, булава, серебряный жезл, серебряная цепь или иное что, и уходят. Ночью господарь посылает назначение или отставку. Кого он повышает, тому посылает знак вместе с почетным платьем, также и тому, кого оставляет в должности. Кого желает отставить, тому ничего не посылает: это знак отставки. В течение всего года не бывает ни назначений, ни увольнений, а только в праздник Обрезания, начало года. После того все (должностные лица) рано утром приходят в церковь по всегдашнему своему обыкновению ежедневно бывать у заутрени; потом являются к господарю, поздравляют его с праздником и целуют его правую руку. После обедни они прислуживают за столом в этот день до вечера, одетые в почетные платья; на другой же день садятся за стол вместе с господарем, а служат другие люди, как во все дни года. В это же время они присылают господарю подарки, каждый соответственно своему положению. Также и супруга господаря, домина, дарит их женам и дочерям почетные платья, а они ей отдаривают.

В этот праздник Обрезания владыка служил опять у господаря литургию Василия Великого. Потом они поднялись в трапезу, где было устроено торжество еще большее, чем в праздник Рождества, с питьем здравиц, пальбой из пушек и громом музыки. Вечером господарь раздавал почетные платья. Мы возвратились в экипаже в сопровождении сейманов, драбантов, шатыров (скороходов) и певчих, которые, получив по обыкновению на водку, удалились. [121]

ГЛАВА III.

Тырговишт. – Праздник Богоявления.

Накануне Богоявления соблюдали порядок службы, подобно как в канун Рождества, и совершили чин водоосвящения по обычаю во всех церквах.

Знай, что во всех христианских странах, в начале каждого месяца, священники святят в церкви воду и, обходя, окропляют ею дома ради дохода. В здешней стране, Валахии, они особенно старательны.

Знай, что в этот праздник Богоявления в стране валахов собираются (в столицу) тысячи игуменов, священников, монахов и дьяконов из Валахии и других стран; приезжает митрополит тырновский по своему обыкновению, но и кроме него всегда бывают архиереи. Это делается ради дохода и к этому они готовятся от одного года до другого. Дело происходит так. По освящении воды вечером, они наполняют ею свои сосуды и ведерки, надевают фелони и с крестами в руках отправляются сначала к господарю и окропляют его, каждый отдельно, при чем он дает им обильную милостыню. Потом они идут к местному митрополиту, обходят все дома богатых государственных сановников и окропляют их. Они приходили также к нашему владыке патриарху в течение всей ночи, распевая: «Спаси, Господи, люди Твоя» (По рукописи Учебного Отделения «во Иордани крещающуся»). Владыка брал базилик (кропило), окроплял крестообразно дом, себя и прочих присутствующих, прикладывался ко кресту и бросал милостыню им в посуду. Точно так же музыканты с барабанами, флейтами, трубами, с факелами ходили во всю эту ночь и в ночь на второй день Богоявленья, поздравляя государственных сановников, приходили и к нам и поздравляли с праздником нашего владыку патриарха. Все они турки. [Они считали за честь быть допущенными к нам]. Владыка давал им милостыню.

Такого величия, такой пышности и веселья, какие мы видели в этой стране валахов в праздник Богоявления, не бывает даже у царей христианских, судя по тому, что мы наблюдали и слышали.

Утром в день праздника мы слушали утреню в монастырской церкви. Когда наступило время литургии, господарь прислал для нашего владыки патриарха свой экипаж, и мы поехали с великим почетом, ибо в это время от монастыря до дворца стояли рядами [122] справа и слева войска с развернутыми крестными знаменами. Внутри же дворца (было такое множество войска, что), если бы пустить курение, то дым не дошел бы до земли, а остановился бы над головами людей. Всего войска по счету было, как мы слышали, около ста тысяч, ибо у господаря валашского имеется около 150.000 человек, коих он содержит на своем продовольствии, так как его страна (Бог да увеличит ее благоустройство!) переполнена народом: всякий, кто бежит из турецких земель, селится в его стране, ибо в ней можно получить много выгод. Такое сборище войска всегда бывает в праздники Богоявления и Пасхи. Мы вошли в церковь, и наш владыка патриарх облачился вместе с местным митрополитом и кир Гавриилом, архиепископом сербским, и прочими старшими настоятелями монастырей. Каждый из них держал в руках редкостный крест. Пришли и стали на свои места. Тогда принесли целые воза больших свечей и роздали их всем присутствующим. Затем посреди церкви поставили нечто вроде большого стола, на котором разостлали скатерти (В подлиннике: «ковры»), и потом поставили (на него) в ряд великолепные чаши и серебряные тазы с водой, а также большой ковчег, наполненный мощами святых, из коего вынули правую руку св. Михаила, епископа Синадского, и правую руку св. Марины, обделанную в чистое золото. В это время пришел в церковь господарь и стал на своем троне. Спафарий взял в руку большую позолоченную свечу, и такие же поставили в двух подсвечниках. Наш владыка патриарх, сойдя (со своего места), прочел молитвы над водой. По окончании их, мы вышли за церковные врата, дабы наш владыка патриарх погрузил крест также и в реке. Впереди несли размещенные рядами попарно знамена и хоругви, увенчанные крестами, за ними свечи, потом шли священники попарно, а позади них наш владыка патриарх с митрополитами, направляясь к реке. Когда наш владыка патриарх дошел до берега реки, держа в руке крест, (оказалось, что) река покрыта льдом, ибо в тот день случился сильный мороз, от которого трескались камни. У них (валахов) был обычай совершать водосвятие посреди корты (двора), но как господарь был преклонных лет, то по причине сильного холода совершили этот обряд внутри дворца. Лед разбили и патриарх трижды погрузил крест при пении: «во Иордане крещающуся Тебе Господи». Тотчас весь присутствующий народ стал наполнять из реки свои сосуды, а священники [123] окрестили в ней многих детей, и когда разбивали лед на небольшом пространстве, это место, спустя короткое время, опять замерзало. Мы скорбели, слыша плач детей, погружаемых в воду при такой сильной стуже. Наши глаза слепли по той причине, что мы держали открытыми свои головы, и в течение многих дней мы недомогали, лишившись слуха. Затем мы возвратились в церковь. Наш владыка патриарх окропил ее на все четыре стороны, потом алтарь и наконец подошел к господарю и окропил его, и когда тот приложился ко кресту, дали знать войскам, которые выстрелили из всех своих ружей, так что в воздухе дрогнуло, и мы боялись, чтобы церковь на нас не обрушилась, и наши уши были совсем оглушены. Затем он стал окроплять присутствующих вельмож, которые представлялись бы твоим взорам, читатель, подобно цветам весенним, в разноцветных платьях из тонкого сукна, подбитых все соболем, ибо никакому другому меху они не придают цены кроме соболя. Потом мы вышли за церковные врата, пред которыми были поставлены два кресла: на одно сел господарь, другое для нашего владыки патриарха. Священники расположились в ряд справа и слева. Тогда стали приводить ценных породистых лошадей, украшенных великолепным своим убором из материи, расшитой золотом, жемчугом и драгоценными каменьями – услада взора! Наш владыка патриарх, кропя их святой водой, освящал одну за другой. Их было до двадцати, самых лучших, каждая ценой в тысячу динаров. Под конец появился невольник верхом на маленьком муле, и другой – на осле: это было устроено для потехи. Присутствующие над ними посмеялись, а патриарх брызнул на них водой. Потом мы вошли (в церковь) к литургии, после чего пошли к трапезе. В этот день было устроено торжество больше и величественнее, чем в прошлые праздники, с питьем здравиц, громом музыки, барабанов, бубнов, стрельбой из ружей и многих пушек, и было радость и веселье великие. Вечером роздали нам по обычаю почетные платья, и мы возвратились в том же экипаже, окруженные шатырами, сейманами и драбантами, которые стреляли на всем пути, а певчие пели, пока мы не достигли своего монастыря. Здесь они получили (на водку) и ушли. Мы же были совершенно трезвы.

В утро субботы, второго дня Богоявления, всякие увеселители со своими барабанами, бубнами и флейтами, а также музыканты— турки и валахи—ходили по всем домам богатых людей и все приходили также к нам. Они забавляли игрою на инструментах и [124] поздравляли нашего владыку с праздником, выражая ему свои благожелания; он одарял их, и они уходили. Точно так же являлись к нам целыми толпами сейманы и прочие военные, стреляли из ружей и поздравляли; он одарял их, и они уходили. Так шло непрестанно до вечера.

Знай, что все вельможи валашского царства очень набожны: каждое утро во все дни года они ходят в дворцовую церковь, где слушают утреню, после чего идут к господарю, у которого держат диван для разбирательства дел. Затем, сойдя (в церковь), слушают в присутствии господаря обедню, от которой выходят около полудня. Таков их обычай во все дни года.

ГЛАВА IV.

Тырговишт. – Митрополичий дом.

Тырговишт — город большой, может быть, подобно Дамаску и Алеппо. Господарь Матвей с большими трудами устроил вокруг него деревянную стену и ров. Нам рассказывали, что во владениях валахов 26 таких городов. Знай, что в Тырговиште более 80 церквей и монастырей, по большей части каменных, лучший из них – монастырь господаря Василия.

Дом митрополита Валахии находится на краю города внутри городских стен. Он весьма великолепен, обнесен тремя деревянными стенами и имеет три двора. Внешний двор служит для откармливания гусей, уток и кур, второй – для лошадиных конюшен и кухонь. Третий двор весь каменный, дорогой стройки: в него входишь чрез большие ворота и напротив тебя величественная церковь, которая не имеет себе подобной в этой стране, кроме церкви казацкой митрополии, похожей на св. Софию. Также и эта церковь велика, обширна, возвышается на многочисленных столбах и имеет величественный вид, подобно св. Софии. Она состоит из трех отделений: первое составляет внешний нарфекс, который очень обширен, со многими куполами; затем чрез вторые двери входишь в другой красивый нарфекс, а потом чрез третьи двери — в среднюю часть церкви, очень просторную; ее купол величествен по своей высоте и объему, в нем висит хорос (паникадило) весьма большого размера. Церковь имеет три алтаря, высоких и благолепных, из коих средний весьма обширен, с высокою кафедрою (горним местом) кругом. Иконостас, тябла и распятие весьма благолепны. Деревянные золоченые подсвечники очень изящной работы. Окон в церкви весьма много, идут они кругом и все, равно и [125] окна в куполах, со стеклами. Место господаря находится справа от входа с лицевой стороны столба и близ него архиерейское место (В подлиннике: «трон». Это слово иногда употребляем и мы в своем переводе, но только по отношению к месту господаря), на котором всегда стоял наш владыка патриарх. Напротив него, близ другого столба, есть еще место, где становится местный митрополит. Кругом всей церкви идут места для сиденья (Особые сиденья, называемые формами, которые до сих пор имеются во многих монастырях). Все ее стены покрыты старой живописью. Место домины и ее приближенных находится во втором нарфексе. Вокруг этого места (Разумеется, с наружной стороны церкви) разбит красивый цветник с розами и иными цветами, не очень широкий, отгороженный решеткой. Поблизости северного алтаря есть дерево кедр: да благословится Творец! как оно красиво, высоко, велико и обременено плодами! Число куполов этой церкви, больших и малых, двенадцать, с 12 золочеными крестами. Пред вратами церковными есть красивый общественный бассейн текучей воды; такой же красивый бассейн есть и за воротами.

Что касается келий митрополичьего дома, то те, что на восточной стороне, очень высоки, и к ним поднимаешься по высокой лестнице чрез внешнюю галерею с арками, обращенную к церкви, двору и большому саду. Все стены расписаны чудесными изображениями тварей земных и морских, также изображениями Иерусалима и его монастырей, всей горы [Божией] Синая и св. Горы с ее 24 монастырями и морем – все это точно и ясно. Затем входишь сперва в обширную и длинную митрополичью палату с огромным обеденным столом, большой изразцовой печью и многочисленными стеклянными окнами, выходящими в большой сад. Далее входишь в другое красивое помещение, еще лучше первого, также с изразцовым каптуром. Здесь есть место, где вешают собольи шубы и прочее. Вся внутренность этих келий расписана вновь разнообразными изображениями святых. Из вышеупомянутого сада входишь в казнохранилище, где сберегаются облачения митрополита, его короны, называемые митрами, посохи, серебряная утварь и проч.; тут же висят седла, расшитые и украшенные золотом и серебром, узды, мечи, пистолеты и всякие военные принадлежности, ибо, когда митрополит выезжает для встречи патриарха или иного гостя, то нужные вещи находятся у него под рукой: в этом случае впереди и [126] позади едут верхом его конвойные, каждый в хорошем платье с собольим мехом и проч. То же у митрополита страны казацкой.

Знай, что одежда женщин от Константинополя до Молдавии и Валахии имеет вид длинной суконной фарджии (Фарджия – род сутаны, большею частью без застежек) с полами до земли, подбитой мехом, смотря по состоянию.

Возвращаемся (к рассказу). Из казнохранилища входишь в наружную крытую галерею на арках, выходящую в сад, с фонтаном текучей воды. Здесь бывает обеденный стол в летние дни. Отсюда спускаешься в огромный сад, в котором не видать начала от конца; вся его изгородь из больших ореховых деревьев. Половина его засажена виноградом и отчасти розами, другая половина – яблонями, грушами, айвой, вишнями, дамаскиной, т.е. птичьим сердцем, и иным; [есть зеленеющие насаждения гороха, бобов, артишоков и пр.].

Башня Весов находится за церковными воротами. Словом сказать, окружающая митрополичий двор и сад стена величиною будет со стену большого города.

В здешних странах митрополиты и настоятели стоят на высоте своего положения. Митрополиты этой страны имеют обыкновение ежедневно ездить в экипаже к господарю и присутствовать в диване, где кладут крест и евангелие; когда же освободятся от заседания, сходят в церковь слушать обедню, потом идут к господарю, читают молитву и благословляют трапезу. Все дела в руках митрополита, в особенности если он щедр.

Знай, что мужчины и женщины в этой стране, приходя судиться к господарю или архиерею, становятся на колена и в таком положении ведут свою речь до конца. Самый дорогой подарок их господарю — блюдо с хлебом.

Здешние митрополиты не получают годового сбора с паствы, а получают со священников, состоящих под их властью, с каждого определенную сумму золотом, кроме того доходы с пожертвованных владений и деревень, а также с виноградников, садов и иных угодий, отказанных митрополии. Вот что мы наблюдали, начиная с этой страны и до земли московитов.

Со времени нашего вступления в Валахию до отъезда из нее, все вельможи приходили к нашему владыке патриарху за благословением и непременно с подарком для него на блюде, покрытой платком, (поднося), смотря по времени года, лимоны, померанцы, [127] яблоки, груши, изюм, винные ягоды, орехи, чаще всего хлеб и рыбу и непременно также вино. Все их жены, даже невесты и девицы, являлись к патриарху с открытыми головами, (приезжая) в экипажах, в сопровождении служанок и многочисленной прислуги и вершников. Они привозили ему подарки подобные вышеупомянутым, прося у него благословения и разрешения грехов. У них много жемчуга, соболей, дорогих сукон и пр.

Знай, что все жители страны валашской очень набожны и богобоязненны и весьма остерегаются всего незаконного, в особенности правительственные лица, так как они являлись к нашему владыке патриарху ради того, чтобы он поставил собственноручную подпись и приложил печать на грамотах, данных им господарями касательно их достоинств и поместий. Они испрашивали у него также грамоты отлучения для решения тяжбы, дабы никто не оказывал пристрастия, и когда, бывало, простолюдины приводили кого-нибудь к нашему владыке патриарху, чтобы он его отлучил, то сами выбегали вон, думая, что отлучение – огонь и что при этом им не следует быть. Многие торговцы испрашивали также у патриарха разрешительную грамоту.

ГЛАВА V.

Тырговишт. - Климат. Нравы и обычаи.

В этом городе в нынешнем году с начала месяца января и в феврале до конца марта не переставало выпадать много снегу, который не сходил вплоть до Пасхи, а также бывали ветры, стужа и холод, - подобного мы никогда не видывали, - так что вино замерзало в посуде, а равно маслины, сохраняемые в воде, и соленья. Что касается лимонов и яиц, то они сделались крепкими как камень и совсем испортились. Твоим взорам представлялись длинные палки из стекла, т.е. льда, спускающиеся кругом с крыш домов; также, когда снег таял от огня, разводимого внутри домов, то от действия мороза всякая капля, спускаясь, обращалась в лед: это было удивительно для зрителей из наших стран.

Знай, что большинство конюхов при лошадях господарей и государственных сановников – уроженцы нашей страны и Египта, мусульмане и христиане. Здесь держат множество черных рабов, которых валахи называют арапидес, т.е. арабами, думая, что все жители нашей страны такие же черные рабы или конюхи. По этой причине на нас смотрят оком большого презрения. Когда же мы прибыли к ним, и они увидели нашего владыку патриарха, наши [128] обычаи и (услышали) наше прекрасное чтение по-гречески, то приходили в великое удивление.

В дни заговений мы любовались их свадьбами, которых в это время у них бывает весьма много. Накануне свадьбы жених с своими приятелями ходит по улицам города в продолжение всей ночи с барабанами, флейтами и свечами. Невеста с другими девицами, сидя в экипажах и имея позади себя музыкантов, также объезжает городские кварталы, с открытой головой, по обычаю девиц здешней страны. В этот день девицы, держась за руки, кружатся кольцом по двору, украшенные разнородными уборами: на волосах они носят венцы, сплетенные из золотых нитей и желтой жести, искусственные розы венецианской и немецкой (австрийской) работы, тюльпаны (?), жасмины и т. п.; кружась, они танцуют и хлопают в ладоши. Когда невеста повенчается с женихом и церкви, надевают ей на голову белый платок в знак того, то она стала замужней женщиной. С вечера жених со своими приятелями и музыкантами, а невеста с другими замужними женщинами в экипажах позади жениха ездят по городу с весельем, днем и ночью, в течение двух, трех дней. Таков их обычай. Нет ни ока вероломства, ни завистника.

Знай, что жены и дочери в стране валахов скромны, непорочны и весьма целомудренны. Всякого, о ком станет известно что-либо позорное, если это мужчина, то ссылают в рудники разбивать каменную соль, откуда нет спасения, женщин же непременно подвергают потоплению.

Мы видели, что в этой стране валахов, во дни больших заговений, оставляют мясную пищу и наперерыв друг перед другом закупают рыбу, которая в это время бывает мерзлая и похожа на дерево, и цена ее возвышается. Ее носят охапками, что возбуждало наше удивление к ним. То же самое можно наблюдать во всякой христианской земле.

ГЛАВА VI.

Тырговишт. – Описание похоронного обряда.

Обряд отпевания усопших у валахов походит на описанный нами обряд в Молдавии; но здесь делаются большие расходы пря всяких похоронах. Приглашали нашего владыку патриарха в дом покойника, причем колокол церкви, где намеревались его похоронить, звонил с утра до самого опущения в могилу. Обыкновенно собиралось много священников, дьяконов, монахов и бедняков, [129] ибо в этой стране валахов пребывает несметное число чужеземных священников и дьяконов, кои исключительно живут подобными покойниками. Всякий (священник) приходит с своей епитрахилью и книгой, а дьякон со стихарем. Все присутствующее дьяконы надевают свои стихари и всем тут находящимся, от священников до бедняков, раздаются большие свечи. Архидиакон берет в руки кадильницу и кадит патриарху, произнося: «благослови, владыко!» Патриарх, взяв у него кадильницу, кадит покойнику, возглашая: «благословенно...» и тогда певчие поют приятным напевом: «помилуй мя Боже», потом Блаженны до конца, попеременно с канонархом. Окадив священников и прочих присутствующих, патриарх кадит вторично вокруг похоронных носилок, потом кадит дьякону и, передав ему кадильницу, идет и подле усопшего творит трижды крестное знамение на своем челе, обратившись к востоку, затем возвращается на свое место. Во время первой «Слава Отцу» при Блаженных архидиакон произносил, держа в руке вторую кадильницу: «помилуй мя Боже» и т. д. «Еще молимся об усопшем таком-то, да упокоит Господь душу его» и т. д. до конца. Наш владыка патриарх сказал первый возглас. Потом начинают вторую «Слава Отцу» из Блаженных: «руце Твои сотвориша мя и создаша». В это время присутствующий архиерей или старший священник кадит вокруг покойника, потом нашему владыке патриарху и прочим присутствующим, под конец кадит дьякону и, отдав ему кадильницу, идет также, творит на челе крестное знамение и, вернувшись на свое место, произносит второй возглас после: «воззри на мя и помилуй мя» и после того как второй дьякон возгласит: «помилуй мя Боже по велицей милости Твоей» и пр. Все дьяконы по порядку возглашали: «помилуй мя Боже» и пр. и подносили кадильницу, в порядке старшинства, священникам, которые говорили возглас за возгласом и под конец кадили дьяконам.

При последнем целовании наш владыка патриарх прикладывался к иконе, творя крестное знамение прежде и после, благословил народ и возвратился на свое место, прочтя евангелие над головами родственников усопшего. Потом подходили священники по старшинству попарно, один справа, другой слева, одновременно делали земной поклон прежде и после (целования), и так до последнего. Затем подходили дьяконы, после них монахи, под конец бедняки. Присутствовавшие тут родственники усопшего стояли по обе стороны, и всякий раз как священник прикладывался к иконе, [130] они давали ему милостыню в расшитом платке, каждому по его достоинству, также дьяконам, монахам и беднякам. Затем подходят вельможи, а за ними прочие присутствующие. Потом мы вошли пред похоронными носилками в церковь: впереди все священники попарно, затем наш владыка патриарх, а за ним носилки, за коими следовал народ, при чем певчие пели. Всякий раз, пройдя небольшое расстояние, клали носилки на землю и становились в ряд вокруг них: дьякон, с кадильницей в руке, возглашал: «помилуй мя Боже» и пр., а наш владыка патриарх читал молитву за усопших. Потом носилки поднимали и шли дальше. Это не переставали делать, пока не принесли покойника на церковный двор к его могиле. Тут сняли его с носилок, положили в гроб, обитый внутри красным сукном, зарыли и ушли. Знай, что в этой стране родственники умершего соблюдают такой обычай: мужчины ходят постоянно с открытыми головами в продолжение 15 дней, женщины же и девицы только распускают волосы. Ни громкого плача, ни криков не бывает, но сдержанность и скромность. При чтении евангелия архиереем или священником над лежащим в носилках покойником женщины и девицы стоят на коленях под евангелием до конца чтения. После того как присутствующие дадут целование покойнику, женщины также подходят и целуют его со сдержанным плачем.

На третий, девятый и сороковой день до конца года совершают мнимосинон (поминки). После того как служащим священникам и прочим бывшим в церкви роздали свечи, начали (службу) возглашением «помилуй мя Боже» и пением Блаженных попеременно, потом пели канон. Первым кадил наш владыка патриарх, потом служащие иереи. Он же прочел евангелие. По раздаче милостыни всем присутствующим, разошлись. Отпевание, подобное описанному, обходится во сто, двести золотых, менее или более. Некоторые после погребения или поминок приглашают присутствующих к трапезе.

Накануне суббот заговений не бывает торжественной заупокойной службы как у нас, причиной тому – обилие церквей. В воскресенье на маслянице поутру приходили к нашему владыке патриарху большая часть жен государственных сановников, прося его прочитать над ними разрешительную молитву. Они повергались пред ним на землю в своих дорогих платьях, пока он не кончал чтения. То же делали их мужья до самой ночи. [131]

Накануне поста после вечерней молитвы не совершалось молитвы на сон грядущим, ибо нет в этой стране обычая совершать ее даже накануне понедельника, но все, от сановников до богатых купцов, со своими женами и детьми пришли в церковь. Наш владыка патриарх сошел со своего патриаршего места и стал между обоими подсвечниками в епитрахиле и омофоре. Все простерлись на землю, и он прочел над ними разрешительную молитву, после чего подходили к нему под благословение сначала присутствовавшие архиереи, потом игумены, священники, вельможи и прочие бывшие в церкви. Его светлость господарь также присылал чрез местного архиерея попросить у нашего владыки прощения, ибо к нашему владыке патриарху уже возымели большую веру, что было очевидно.

В этот великий пост посетил нашего владыку патриарха один православный игумен, который сказывал, что он с островов Брутания (Вероятно остров Брацца (в древности Brattia) у берегов Далмации), о коих упоминает Иоанн Златоуст, из города по имени Херван, и сообщил, что в этой стране до 25000 домов, все православные, что правитель поставляется из их среды и что язык их греческий (По петербургской рукописи: сербский, что вероятнее). Архиепископ сербский сказывал, что они бежали из его страны, живут они в пределах австрийской земли с северной стороны венецианской области. Игумен просил поставить его архиереем над ними, имея при себе их собственноручные подписи. Но он оказался лжецом, и господарь Матвей немедленно сослал его в соляные копи. Говорят, что они уверовали чрез проповедь патриархов антиохийских, к коим питают великую веру.

(пер. Г. А. Муркоса)
Текст воспроизведен по изданию: Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Выпуск 1 (От Алеппо до земли казаков) // Чтения в обществе истории и древностей российских, Книга 4 (179). 1896

© текст - Муркос Г. А. 1896
© сетевая версия - Тhietmar. 2010
© OCR - Плетнева С. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЧОИДР. 1896