Глава восьмая

С упоминанием советов Нуширвана Справедливого

Сначала он сказал: "Пока день и ночь приходят и уходят, превратности судеб не дивись".

И сказал: "Почему людям раскаиваться в деле, в котором они уже один раз раскаялись?" 1

Сказал: "Почему спит спокойно тот, кто знаком с царем?"

Сказал: "Почему считает себя живым тот, жизнь которого сложилась не по его желанию?"

Потом сказал: "Того, кто без вины [с твоей стороны] скажет о тебе дурное, скорее прости, чем того, кто тебе об этом донесет".

Потом сказал: "Тому, кто выслушивает направленные к нему соболезнования, не будет столько докуки, как тому, кто слушает без пользы".

Потом сказал: "По сравнению с человеком, потерпевшим большие убытки, несущим еще большие убытки, считай того, у кого зрение глаза с ущербом" 2.

Потом сказал: "Всякого раба, которого покупают и продают, считай более свободным, чем того, кто раб своей глотки".

Потом сказал: "Как бы человек ни был учен, но если наградой [за] это ему не будет разум, знания его — беда для него".

Потом сказал: "Кого время не обучило, на обучение того никому не надо тратить усилий, ибо усилия эти пропадут понапрасну". [46]

Потом сказал: "Уберечь все от невежды легче, чем его самого от него же самого".

Потом сказал: "Если хочешь, чтобы люди о тебе хорошо говорили, говори сам хорошо о людях".

Потом сказал: "Если хочешь, чтобы твои труды для людей не пропали напрасно, смотри, чтобы труды людей для тебя напрасно не пропадали".

Потом сказал: "Если не хочешь иметь мало друзей, не питай вражды".

Потом сказал: "Если не хочешь быть крайне опечаленным, не будь завистливым".

И еще сказал: "Если хочешь избежать обиды, не гони то, что не идет" 3.

Потом сказал: "Если ты хочешь провести жизнь легко, приноравливай свое поведение к делу".

Потом сказал: "Если ты не хочешь, чтобы тебя считали безумцем, не ищи того, что нельзя найти".

Потом сказал: "Если не хочешь обмануться, не считай несделанное дело сделанным".

И еще сказал: "Если ты не хочешь, чтобы твои тайны разгласили, не разглашай чужих тайн".

Потом сказал: "Если не хочешь, чтобы у тебя за спиной смеялись, будь милостив к подчиненным".

И еще сказал: "Если хочешь избежать длительного раскаяния, не поступай по желаниям сердца".

Потом сказал: "Если хочешь быть проницательным, разгляди свое лицо в зеркале чужих" 4.

Потом сказал: "Если хочешь не знать страха 5, не чини зла".

Потом сказал: "Если хочешь, чтобы тебя ценили по заслугам, сам цени других людей".

Потом сказал: "Если хочешь, чтобы душа следовала твоим словам, следуй своим словам сам".

Потом сказал: "Если хочешь, чтобы люди тебя одобряли, умному человеку своей тайны не открывай".

Потом сказал: "Если хочешь возвыситься над людьми, будь хлебосолен". [47]

Потом сказал: "Почему ты не назовешь врагом человека, который видит свою доблесть в причинении обиды людям?"

Потом сказал: "Почему ты зовешь другом того, кто враждует с твоими друзьями?"

Потом сказал: "С людьми бесталанными не дружи, бесталанные люди ни в друзья не годятся, ни во враги".

Потом сказал: "Берегись невежды, который себя считаете ученым".

Потом сказал: "Будь справедлив сам, чтобы не нуждаться в справедливом судье".

Потом сказал: "Хоть истина и горька, а слушать ее надо" 8.

Потом сказал: "Если не хочешь, чтобы твою тайну узнал враг, не доверяй ее другу".

Потом сказал: "Не замечай мелочи и не говори громких слов".

Потом сказал: "Людей, лишенных достоинств, не считай живыми".

Потом сказал: "Если хочешь без труда стать богатым, будь нетребователен".

Потом сказал: "Не покупай понапрасну, чтобы не пришлось продавать понапрасну".

Потом сказал: "Лучше смерть, чем нужда в помощи равных себе".

Потом сказал: "Лучше умереть от голода, чем насыщаться хлебом, добытым в унижении".

Потом сказал: "Во всяком предположении, которое у тебя возникает, на недостойных доверия не полагайся, а от достойных доверия доверия не отнимай".

Потом сказал: "Нуждаться в том, кто ниже тебя — великое бедствие, ибо лучше умереть в воде, чем просить пощады у лягушки".

Потом сказал: "Развратник, но скромный, довольствующийся только этим миром, — лучше, чем набожный человек, заносчивый и ищущий того мира".

Потом сказал: "Нет глупее тех людей, которые на человека, из ничтожества добравшегося до величия, по-прежнему смотрят как на ничтожного". [48]

Потом сказал: "Нет хуже того стыда, как настаивать на чем-нибудь, чего не знаешь и потом оказаться лжецом".

Потом сказал: "Нет человека, более обманувшегося, чем тот, кто найденное отдает за ненайденное".

Потом сказал: "Нет в мире подлее того человека, к которому у кого-нибудь есть нужда, если он может ее выполнить и все же не выполняет".

Потом сказал: "Если хочешь считаться справедливым, старайся, насколько можешь, чтобы подданным твоим жилось хорошо".

Потом сказал: "Если хочешь считаться благородным, не допускай к себе алчности и не давай ей места в сердце".

Потом сказал: "Если хочешь, чтобы на тебя не пало порицание простых людей, хвали их дела".

Потом сказал: "Если хочешь быть любимцем всех сердец и не вызывать ни у кого неприязни, говори так, как другим этого хочется".

Потом сказал: "Если хочешь быть лучшим и наиболее достойным похвалы у всех людей, не одобряй для других того, чего не одобряешь для себя".

Потом сказал: "Если хочешь быть лучшим из людей, ничего для них не жалей".

Потом сказал: "Если хочешь, чтобы язык твой был длинным, пусть руки твои будут короткими".

Вот это и есть речи и советы Нушравана Справедливого. Когда прочтешь их, о сын, не относись с презрением, ибо от этих слов исходит аромат мудрости, а также и аромат царства. Ибо ведь это речи мудрецов и в то же время речи царей. Все их уясни себе и теперь же заучи, пока молод, ибо, когда состаришься, не будешь заниматься слушанием, так как старики знают то, чего молодость не знает, а аллах лучше ведает правильный путь 7.


Комментарии

1. Т. е. "не делай вторично то, из-за чего тебе уже раз пришлось раскаиваться".

2. Т. е. "кто видит , но из виденного не извлекает для себя назидания".

3. Т. е. "не давай советов там, где их не хотят слушать".

4. Т. е. "установи, как тебя расценивают другие". РК — "не заглядывай в чужое зеркало".

5. РК — бехам, очевидно, описка из бебим.

6. РК добавляет: "если не хочешь, чтобы сердцу твоему была нанесена неисцелимая рана, не спорь с невеждой".

7. Порядок изречений в Н и РК сильно расходится, как и в большинстве известных мне рукописей.