Глава тридцать третья

О распорядке науки врачевания

Знай, о сын, что, если станешь ты врачом, должен ты основы врачевания изучить хорошенько, как часть теоретическую, так и часть практическую, и должен знать, что то, что в теле имеется, — или по природе, или же вне природы. А природного три вида: один вид его — то, чем держится устойчивость и прочность тела, другой вид — то, что вытекает из тех явлений, которыми держится устойчивость и прочность тела, и третий вид — то, что заставляет тело переходить из одного состояния в другое состояние. То, что вне природы, наносит вред действием или через какое-либо посредство, или непосредственно, или же вредоносным является само действие.

То, чем держится тело людей, — или материально, или формально. Материальное или крайне удалено, как элементы, а число их — четыре: воздух, и огонь, и земля, и вода, или же ближе элементов, как темпераменты, и их число — девять: один уравновешенный и восемь неуравновешенных, четыре простых и четыре сложных; или же еще ближе темпераментов, как составные части, а их число четыре: как флегма [желчь, меланхолия и кровь], или еще ближе составных частей, как части тела, и их число по одному учению — четыре, по другому — два.

А значение сказанного мною то, что члены тела сложены из составных частей, а составные части — из темпераментов, а темпераменты — из элементов и элементы — наиболее удаленная материя. [142]

Формальное — трех видов: энергия, действие и дух. Энергии — трех видов: душевные, животные и природные. Душевные — сила и чувство, а их пять видов: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание. Что же касается способностей, то их число и виды соответствуют числу членов тела, способных к движению. И есть сила направляющая и она трех видов: воображение, и мысль, и память. Животная энергия — двух видов: активная и пассивная. Природная — трех видов: производящая, организующая и ассимилирующая.

Действия по числу сил: душевные, животные и природные, ибо дух — слуга энергии и, раз это так, число действий как раз соответствует числу энергий.

А то, что является следствием факторов, поддерживающих устойчивость тела, вроде жирности, которая следствие холодности темперамента, или вроде сухощавости, которая следствие жаркости темперамента, как румянец — следствие крови, или бледность — следствие желчи, или движение пульса — следствие активной силы из числа животных сил, или гнев — следствие пассивной силы из числа животных сил, или мужество — следствие равновесия животной силы, или целомудрие — следствие равновесия силы сладострастия, как мудрость — следствие уравновешенности души говорящей и как акциденции и качества, которые следуют материи, или форме.

То, что заставляет тело переходить из состояния в состояние, называется необходимыми причинами и их шесть видов: первый — воздух, второй — пища, третий — движение и покой, четвертый — сон и бодрствование, пятый — состояние довольства и подавленности, шестой — душевные состояния, как печаль, гнев, страх и тому подобное. Необходимыми их называют, так как людям не обойтись без любой из них, и каждая из них обладает действием на тело человека, каждая в своем роде полнейшим. Когда какая-нибудь из них в равновесии, то и употребление всех их у людей правильно и уравновешено. Но если одна из них выйдет из состояния равновесия или люди будут пользоваться какой-либо из них неправильно, возникнет болезнь и недуг в результате имевшегося излишества. То, что вне природы, — трех видов: или причины [143] болезни органов взаимоподобных, или причины болезни органов невзаимоподобных, или причины распадения связи.

Причина болезни органов взаимоподобных — или болезнь горячая, а их пять видов, или болезнь холодная, а их восемь видов, или болезнь влажная, или болезнь сухая, а их четыре вида каждой. Причина болезни органов невзаимоподобных — или по причине недуга, заложенного во внешней форме, или в количестве, или положении, или числе, а причины болезней внешних — или причина болезни внешней формы, или проникновение вглубь, или образование внутренней полости. Бывает оно трех родов: или по причине затвердения, а это двух видов, или по причине расслабления и это [тоже] двух видов. Причины болезни количества — трех родов, причины болезни положения и причины болезни числа — и то и другое двух видов. Распадение сочленений бывает четырех видов. Болезни — трех видов: болезни органов взаимоподобных и болезни невзаимоподобных [органов] и распадение сочленений, которое называют болезнью общей, оно попадает и на взаимоподобные и на невзаимоподобные органы.

Болезни взаимоподобных органов — восьми видов: четыре простые: горячие, холодные, влажные и сухие, и четыре сложные: горячие и влажные, горячие и сухие, холодные и влажные и холодные и сухие.

Болезни невзаимоподобных органов — четырех видов: болезни во внешней форме, в количестве, в положении и в числе. Болезни внешней формы — четырех видов: или в форме, или в глубине, то, что возникает путем затвердения, и то, что возникает путем размягчения. Болезни количества — двух родов: то, что возникает путем увеличения, и то, что возникает через ущербление. Болезни положения — тоже двух родов: или орган сдвигается со своего места, или нарушает связь других органов. Болезни числа — тоже двух видов: или увеличение, или уменьшение.

Распадение же сочленений попадает или на взаимоподобные органы, или же на органы невзаимоподобные, или же и на те и на другие.

Симптомы — трех видов: или то, что связано с действиями, или с состояниями тела, или появляется в извержениях. То, что [144] связано с действиями, — трех видов, то, что связано с состояниями, — четырех видов, то, что связано с извержениями, — трех видов.

Ты должен знать, что наука врачевания имеет два раздела: теорию и практику. Теоретический раздел — то, что я сказал. Теперь я скажу, где нужно искать всю эту теорию, хорошую и плохую, о которой я говорю, дабы ты знал, где нужно искать все это в комментированном и подробно изложенном виде.

То, что мы упомянули, Гален упоминает в комментариях и подробном изложении: большую часть в "Шестнадцати" [трактатах]" 1. Что же помимо этой [работы], науку об элементах, в той мере, в какой это нужно врачу, ищи в книге "Истиксат" из числа "Шестнадцати". Науку о темпераментах — в книге "Мизадж" из числа "Шестнадцати". Науку о составных частях — из второго отдела книги "Кува-т-табиа", тоже в числе "Шестнадцати", науку о взаимоподобных органах ищи в "Малой анатомии" тоже из "Шестнадцати", науку о невзаимоподобных органах ищи в "Большой анатомии", не входящей в "Шестнадцать" 2, науку о силах природы — в книге "Кува-т-табиа" из "Шестнадцати", о животных силах — в "ан-Набд", тоже из "Шестнадцати", о душевных силах — в книге "Взгляды Гиппократа и Платона" 3, это тоже из сочинений Галена, но не входит в "Шестнадцать". Если же хочешь вполне овладеть этой книгой и превысить уровень изучения, то науку об элементах и темпераментах ищи в книге "ал-Каун уа-л-фасад" 4 и книге "ас-Сама уа-л-алам". Науку о силах и действиях ищи в книге "ан-Нафе" 5 и книге "ал-Хисс уа-л-Махсус" 6, науку об органах — из книги "ал-Хайванат", а о видах болезней — из первого раздела книги "ал-Илал ya-л-Амрал" из числа "Шестнадцати". Причины симптомов ищи в третьем разделе этой же книги, а причины болезней — в разделах четвертом, пятом и шестом, все в той же названной мною книге.

Раздел. Раз я упомянул теоретическую часть, то уж поневоле приходится упомянуть и кое-что из части практической, хотя изложение и удлиняется, ибо теория и практика, как тело и дух, обе вместе, тело без духа и дух без тела не полны.

Когда будешь лечить, думай о пище стариков, и юношей, и выздоравливающих, ибо лечение больных двух видов, и лечащий [145] не должен начинать никакого лечения, пока не осведомится прежде о силе больного, и роде болезни, и причине болезни, и темпераменте, и возрасте, и профессии больного, и личности, и природе, и месте жительства, и состояний тела.

Раздел. О моче, и пульсе, и внешних признаках, и симптомах, и признаках добрых, и приметах дурных, и видах высыпов и пятен на больном. Он должен знать болезни, которые нападают на внутренности, и признаки кризиса, наблюдаемого у возбужденного, должен выяснить виды горячек и какого рода меры бывают против недугов материи, должен он быть искусен и в составлении лекарств, согласно учению сторонников апологии и законов лечения, и должен знать, где найти сведения обо всем этом, дабы стало тебе это известно, когда начнешь искать в случае нужды.

О гигиене нужно искать в "Тадбири асихха" из числа "Шестнадцати", о лечении больных и законах лечения — в "Шестнадцати", о приметах добрых и дурных — в "Мукаддамат-ал-ма’-рифа" и из "Разделов" Гиппократа и из большой "ан-Набд" и малой книги о пульсе, науку о моче — из первого раздела в "ал-Бухран" из числа "Шестнадцати" и в книге Галена, не входящей в "Шестнадцать". О знаках болезни внутри тела — из "Асаи акмах", тоже из "Шестнадцати", науку о кризисе — тоже из "ал-Бухран" из "Шестнадцати", науку о сроках кризиса — из книги "Аям ал-бухран", тоже из "Шестнадцати", науку о горячках — из "ал-Хамият" из "Шестнадцати", о лечении острых болезней — из книги "Ма аш-шаир", из сочинений Галена, а о внутренних органах — в "Хилат ал-бар", и составлении лекарств у Галена.

Лечащий должен много экспериментировать, но на людях известных и знаменитых пусть не экспериментирует. Пусть работает в больницах, видит много больных и много лечит, дабы редкие болезни не были для него трудны и изменения органов от него не укрывались и дабы он видел собственными глазами то, о чем читал в книгах, и не оказывался беспомощным в лечении. Нужно, чтобы он прочитал "Заветы" Гиппократа, чтобы быть в состоянии проявлять честность и прямоту в лечении больных. Пусть всегда себя и одежду свою содержит в чистоте и будет чист и надушен. Когда приходит к больному, пусть будет [146] приветлив, и весел, и остроумен и развеселит больного, ибо подкрепление, которое врач дает больному, умножает силу природного тепла.

Раздел. Если окажется такой больной, что подумаешь, он; спит, а позовешь, даст ответ, но тебя не узнает, открывает глаза и снова впадает в забытье, это — признак плохой. Также, если увидишь потерявшего сознание, который, однако, цепляется за все руками и терзает себя и свое ложе, — тоже плохой признак. А также, если он без сознания, но все время вскрикивает и хватает себя за руки и пальцы и сжимает их, — тоже плохой признак. И если белок глаза у больного более обычного, а зрачок чернее, и он все время двигает языком во рту и тяжело дышит, — тоже плохой признак. Если он заболеет от зависти или сильного огорчения и задыхается, — это тоже плохо. Если больного все время рвет, причем цвет [рвоты] красный, желтый, черный и белый, и рвота не прекращается, — тоже вызывает опасения. Если больной чахнет и кашляет, возьми его мокроту на тряпочку и высуши, затем тряпочку вымой, если останется след, это — тоже плохой признак. Этим всем, о которых я сказал, никаких лекарств не давай, пока у них есть эти признаки, ибо лечение пользы не принесет.

А потому, о сын, если приедешь к больному и этих признаков, не будет, будь полон надежд.

Раздел. Потом пощупай пульс больного. Если он бьется и подымается под пальцем, знай, что кровь в излишке. Если он бьется под пальцем тонко и быстро, знай, что преобладает жизнь. Если он бьется под пальцем тихо, и тонко, и слабо, и редко — преобладает меланхолия, а если бьется под пальцем редко, и сильно, и медленно — преобладает влажность. Если он меняется, вынеси решение по тому, к чему он больше клонится.

Когда выяснишь пульс, посмотри в сосуд.

Раздел. Если моча светлая и непрозрачная, — он болен от печали, если светлая и прозрачная, — болезнь его от скученности и сырости и плохого [воздуха]. Если она прозрачна, как вода, — он болен от неприятности. Если она цвета апельсина и в ней какие-то частицы, то болезнь от желудочного расстройства. Если [147] она как масло, а на дне увидишь полосы, то это признак близости кончины. Если увидишь, что она шафранного цвета, знай, что у него горячка и желчь, а кровь с желчью сблизились. Если поверх мочи желтизна, а снизу она черновата, то это от желтой флегмы, не лечи, и если сверху мочи чернота, — также. Если же снизу в сосуде она отливает в желтизну или зелень, то он скоро поправится. Если больной бредит и моча красная и черноватая, это черная флегма смешалась с кровью и ударила в голову, его тоже остерегайся. Если она черная и на ней налет вроде крови, к тому больному не ходи, а если черная и в ней что-то вроде отрубей или кровавый налет, с тем [больным] распростись.

Если моча желтая и кажется такой, как сияющее солнце, или желтизна красновата, то причина в крови, прикажи сделать кровопускание, и скоро поправится. Если же она желтая и в ней красные нити, поручи его богу. Если моча желтая и в ней белые нити, то болезнь затянется. Если она зеленая, то причина в селезенке. Если она темно-зеленая, у того не задерживайся. Если светло-зеленая и в ней словно уксусные червячки, у него вздутие и геморрой, и он страдает бессилием.

Когда ты посмотришь пульс и мочу, ищи вид болезни, ибо болезни бывают не одного вида.

Раздел. Если ты установишь, что хватит диэты, не прибегай к лекарствам и мазям, а если будет достаточно растворов, компрессов и мазей, не прибегай к пилюлям и декоктам. И смотри, не будь слишком смелым в применении лекарств. Если наступит улучшение от тишины и покоя, не излишествуй в рвотных. Но если наступит ухудшение, займись специальным лечением и не довольствуйся одним предписанием покоя. Никогда не вызывай у больного опасения [за его состояние] и заботься об этом больше, чем о самом больном, не говори, что ему стало хуже. Прожорливому больному строгой диэты не предписывай, он все равно ее не будет держать, ты устраняй только вред того, что он съест.

Самое же лучшее для врача — знать лекарства и болезни, а об этом мы сказали так много, потому что я эту науку о [148] врачевании крайне люблю, полезная это наука. Потому я много и говорю, что люди любят говорить о том, что им мило.

Если же не случится [тебе заняться] этой наукой, то наука о звездах тоже крайне почтенная наука. Постарайся [тогда] изучить науку о звездах, ибо это крепко великая наука по той причине, что это чудо ниспосланного пророка, который был славнейшим из пророков, мир над ними. Потому-то, без сомнения, это наука пророческая, хотя в наше время приказом шариата она и отменена.


Комментарии

1. "Ситта ашар" — название шестнадцати трактатов по медицине, приписываемых Галену (Фихрист, 403).

2. Фихрист упоминает (там же) книгу "ат-Ташрих ал-кабир", которую, действительно, не причисляет к "Ситта ашара".

3. Фихрист, 404: "Китаб ара Букрат ва Ифлатун".

4. Приписывается Аристотелю (Фихрист, 351, так же как и следующая книга).

5. Или книга Аристотеля (Фихрист, 351), или Галена "Китаб фи анна кува-н-нафе таби’а ли-мизадж-ал-бадан" (Фихрист, 405).

6. Аристотель (Фихрист, 352), так же как и следующая книга.