Глава девятнадцатая

Об игре в чоуган 1

Знай, о сын, что если тебя услаждает играть в чоуган, то не делай себе привычкой постоянно [заниматься этим], ибо многих постигла беда от игры в чоуган.

Рассказ. Рассказывают, что Амр-и-Лейс 2 был кривым. Когда стал он эмиром Хорасана, он однажды поехал на ристалище поиграть в мяч. А был у него сипехсалар 3 по имени Азхар-и-хар. Этот Азхар-и-хар 4 подъехал, взял его за поводья и сказал: "Я не позволю тебе бить мяч и играть в чоуган". Амр-и-Лейс спросил: "Почему же это вы мяч бьете и считаете дозволенным, а когда я играю в чоуган, ты не позволяешь?" Азхар ответил: "Потому что у нас два глаза, если нам мяч попадет в глаз, мы ослепнем на один глаз, а один глаз останется, которым мы сможем смотреть на ясный мир. А у тебя один глаз, если по несчастью мяч попадет в этот глаз, то с эмирством над Хорасаном придется распроститься". Амр-и-Лейс сказал: "При всей твоей ослиности, сказал ты [все же] правду. Согласен, пока жив, не буду я бить мяч".

Если ты раза два в год развлечешься игрой в чоуган, то это я дозволю. Но только нужно, чтобы было не слишком много всадников, ибо тогда есть опасность несчастья. Всадников должно быть не больше восьми. Ты стой с одного конца мейдана, другой на другом конце мейдана, а шестеро пусть посреди мейдана бьют шар. Если шар прилетит к тебе, ты отбей его и подгони к нему коня, но в толкотню не кидайся, чтобы сохранить себя от беды, а вместе с тем добиться и своей цели. Вот как играют в чоуган знатные люди. Вспомоществование же от аллаха.


Комментарии

1. Чоуган — крайне широко распространенная на Востоке игра, до известной степени соответствующая европейскому поло. На мейдане (ристалище) ставятся воротца из двух столбиков, в которые одна партия должна забить шар особыми молотками с длинной ручкой. Другая партия защищает свой "город". Понятно, что игра при большом количестве участников и горячих конях крайне опасна.

2. Амр ибн-Лейс — второй правитель из сеистанской династии саффаридов. Правил в 265/879–287/900 гг.

3. Сипехсалар или исфахсалар — военачальник.

4. Т. е. "Азхар-осел".