Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Лалига ставки

лалига ставки

baltbet.ru

500casino

500casino

500casinonews.com

ДОНЕСЕНИЕ Д. ИОАННА ФАБРА ЕГО ВЫСОЧЕСТВУ ФЕРДИНАНДУ,

Инфанту Испанскому, Ерцгерцогу Австрийскому, Герцогу Бургундскому и Правителю Австрийской Империи, о нравах и обычаях Московитян

(Окончание)

Но что всего важнее и нужнее в жизни, Московитяне исповедуют Христианскую Bеpy, которая, говорят, первоначально была возвещена им Святым Апостолом Андреем, братом Симона Петра. Все догматы Веры и постановления церковные, принятые и утвержденные 318-ю Отцами на первом Вселенском Соборе, бывшем при Константине Великом в Никее, что в Вифинии, и все, преданное и возвещенное Василием Великим и Иоанном Златоустом, почитают они столь Святым, непреложным и чистым, что от того, как и от Евангелия Иисуса Христа, [48] никто доселе не смеет отступить ни на одну йотy. С таким благоговением они чтут и исповедуют уставы Отцев Церкви, единожды навсегда принятые на Соборах, что в оных никогда, никто не дерзал сомневаться. Итак они с несравненно большим постоянством и большею ревностию пред многими из наших, столь твердо стоят в первой Вере своей, которую прияли они от Апостола Андрея, преемников Его и Святых Отцев, и в коей они воспитаны с материнским молоком. Они, как яда, убегают различных ересей и расколов 1. Если случится какое-либо недоразумение в Вере и обрядах Церковных, во всем относятся для получения разрешения к Архиепископу и Епископам. Понеже устне Иереовы сохранят разум (Закона Божия), и закона [49] взыщут от уст его: яко Ангел Господа Вседержителя есть 2. Церковью правит у них Архиепископ, имеющий Архиепископскую кафедру в Москве. Ему, как первому Члену Церкви, подчинены все Епископы Российские, как-то: Ростовский, Суздальский, Тверский, Смоленский, Рязанский, Холмский, Вологодский и Казанский, из коих каждый имеет свою Епархию. Архиепископы, до покорения Константинополя Турками, признавали над собою власть Патриарха Константинопольского, коему Российский Император, как верный сын Церкви и доселе в каждый год посылает богатую милостину, дабы он, не затрудняясь в содержании себя и будучи в возможности платить подать Турецкому Султану, мог спокойно ожидать конца сего Египетского рабства. Ибо Великий Князь Московский почитает для себя [50] нечестием оставить без внимания Того, Кто правил толиким числом Церквей и от Коего прияли Веру свою столь многочисленные и обширные области. Воздержание в пище, и питии Русских Apxиeписков и Епископов столь велико, что они, на ровне с простыми монахами, ведут самую строгую жизнь, при всем изобилии страны своей. О, да послужит cиe примером для нашего духовенства 3, посвятившего себя на служение Богу! Недалеко от Москвы есть весьма большой Монастырь, в коем живет до трех-сот братий, ведущих иноческую жизнь по правилам Св. Василия Великого. В нем почивают и мощи Святого основателя оного, Преподобного Сергия, Игумена Радонежского, к коим из самых отдаленнейших стран стекается на поклонение великое число людей; ибо мощи [51] Преподобного Сергия прославлены многими чудесами, достойными всего удивления Христиан. Я упомяну только об одном из них, именно о прозрении двух слепых пред мощами Святого, случившемся незадолго пред сим. Ибо столь велика была святость жизни сего Преподобного, что еще прежде отшествия Своего к Господу, многое молитвами Своими испрашивал у Отца Небесного для притекавших к Нему с Верою.

Все, живущее в Монастырях, и монахи и монахини, держась одного правила 4 и неся одинаковое черное платье, ведут жизнь столь воздержную и благочестивую, что им все не только удивляются, но воздают величайшую честь и отличное уважение. Обеты, данные ими при поступлении в иноческую жизнь, хранят они, не так как у нас ныне, столь [52] строго, что коль скоро кто вступил в Монастырь, тот никогда, никоим образом и ни под каким видом не может оставить оный, или нарушить клятву свою. Троякой, как и у нас, дают посвящающие себя на служение Богу обет – смирения, нищеты и целомудрия. Если кто, нарушивши обет свой, что впрочем крайне редко случается, уйдет из Монастыря и будет найден; того, в наказание за таковое преступление, отдают на всю жизнь под строжайшее смотрение. Так святы у Москвитян обеты cии, что хотя у них Архиепископы и Епископы имеют великую власть и силу, но и для них нет никакого в сем случае изключения, так что на ряду со всеми прочими хранят они клятву, данную ими при пострижении. Но что составляет у Русского Духовенства венец набожности и верх [53] благочестия, то это есть строжайшее хранение чистоты телесной и трезвенности, глубокое благоговение и живая Вера, с коими приступают у Москвитян служители Олтаря к совершению Литургии и совершают оную. Итак пусть представит ныне Духовенство наше, какими руками обыкновенно совершается у нас священнейшее Таинство Тела и Крови Христовой? Таинство, которое есть залог всего искупления нашего. О, если бы оно убедилось, хотя примером Давида который, терпя крайний голод, не иначе приял от Первосвященника Ахимелеха хлебы предложения, как известивши Иерея, по требованию его, что и он и рабы его воздержались от жен вчера и третьего дне, и со времени изшествия в путь быша вси отроцы очищены 5. Не несравненно ли более должен блюсти [54] целомудрие и чистоту прикасающийся к Святым сосудам; – но, что я говорю? – служащий самому Господу и руками таинственно осязающий? Главная и существенная обязанность Священников состоит также в проповедании народу Евангелия Христова – мира и спасения, что обыкновенно везде совершается во все Воскресные дни, Господскиe и Богородичные праздники и праздники некоторых исповедников и мучеников. Слово же Господне с равным благоговением и возвещается и слушается. Матерь Божию, как теплую и усердную Ходатайницу и Заступницу рода человеческого пред Сыном Своим Господом Иисусом Христом, они чтут, славят и восхваляют первую по Боге, со всем сыновним благоговением и страхом и со всею детскою любовию; ибо Она, как Богородительница, очень много может в испрошении [55] у Сына Своего и дарования нам всего необходимого на земли. Итак, дни, празднуемые Ей, как-то: праздник Благовещения, Рождества, Успения Божией Матери и все другиe, установленные в честь и славу Ея, празднуют, по обряду Греческой Церкви, строгим соблюдением предшествующих им положенных постов, молитвою и слушанием Литургии, служимой, как и во весь год, по общему установлению Восточной Церкви, исключая Св. Четыредесятницу, в продолжение коей служится Литургия Святого Григория Двоеслова, а в Воскресные дни Василия Великого 6. Все сии Литургии втрое длиннее обыкновенной Латинской. Какая же Литургия Святого Григория, cиe не безъизвестно Вашему Высочеству. Ибо Вы изволили слышать ее в Испании, [56] где она в некоторых местах совершается. Русские во время Литургии стоят весьма благочинно и слушают ее со всем благоговением, как бы сами участвовали в совершении ея. Литургии их отличаются и тем, что оне служатся, как и у Греков, на кислом хлебе, а не на опресноках. Воды и красного вина вливают они в чашу по ровну. Первая должна быть у них теплая, потому что из ребра Господня, не без особенного таинства, истекли кровь и вода, как мы должны веровать и исповедовать; ибо иначе нельзя бы было счесть сего и за чудо. Ум Иерея, совершающего Литургию и одеянного в белые ризы, весь устремлен горе – к Богу. Литургии служат у Москвитян и за умерших, о упокоении коих молятся они с особенным усердием. В сем случае набожность их и любовь к [57] скончавшимся родственниками столь велики, что они два раза в год торжественным образом правят за упокой умерших так называемые годины – в день кончины покойного и в день Святого, празднуемого Церковию, коего имя носил он на себе. В сии дни делают они в Церковь большие вклады и раздают нищим богатую милостыню. Впрочем Москвитяне, к особенной чести их, и кроме сего во всякое время содержат на своем попечении многих нищих, коих каждый из них, по своему достатку, сообразно с Евангельским благочестием, наделяет щедрою милостинею, одевает, поит и кормит, принимая сверх того и yгoщая со всем радушием всякого странного. Словом, они не упущают и не жалеют ничего, что только может служить к продолжению и соделанию [58] спокойной жизни Сынов Божиих, боясь подвергнуться страшному, суду, каковой изрёчет некогда Иисус Христос на козлищ, когда будет судить живых и мертвых, отделивши оных от овец, говоря: Идите от Мене проклятии во огнь вечный уготованный диаволу и аггелом его. Взалкахся бо и не дасте Ми ясти: возжадахся и не напоисте Мене: странен бех и не введосте Мене: наг, и не одеясте Мене: болен и в темнице, и не посетисте Мене 7. Таким образом раздавая не скудную, но щедрую милостыню, не вынужденно и сжавши сердце, но со всем доброходством и всею ласковостию, они сеют покаяние окропляя оное постом, молитвою и всем, что его питает, возращает и соделывает совершенным, дабы некогда обильно пожать спасение, отпущение грехов, благодать и жизнь вечную, [59] к чему все мы, всегда и всеми силами сердца должны стремиться. Для сего также совершают оне со всем усердием путешествия к Святым местам.

Молятся же они Богу с такою ревностию, что едва ли где можно найти подобных им в том. Ибо все они с каждою зарею, повергшись всем телом в прах, воссылают каждый день Богу длинные молитвы, и почти беспрестанно во всякое время изливают пред Ним сердечные, умилительные чувствия. Нет из них ни одного, который бы каждый день не совершал литании 8, читая по крайней мере молитву Господню (Oтчe наш), Архангельскую (Богородице Дево радуйся) и Символ Веры 9. Более богатые, могущие по состоянию своему делать большие издержки и умеющие читать по-Русски, покупают себе [60] молитвенники, употребляемые в Церкви их, каковые видел я у Посланников. К Святым иконам нет у них того равнодушия, каковое так усилилось у нас в сей крамольный век, вопреки истинному благочестию; они взирают на оные, как на памятники, всегда возбуждающия в уме их мысль о благодеяниях Божиих. Ибо когда я, бывши у Францисканцев, вошел в спальню главного Посланника, то нашел у него на стене, в головах постели, в изящном порядке расставленные иконы – Божией Мaтери, c чудным умилением написанной по подобию того образа, который, как говорили нам Послы, написан некогда Святым Евангелистом Лукою и находится в Москве, – Воплощения Господня, Сретения Господня, бегства Божией Матери с Праведным Иосифом Обручником Ея и Предвечным Младенцем во Египет, Сретения, [61] Воскресения из мертвых и Вознесения на Небо Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери Радости всех скорбящих и 12-ти Апостолов. По левую сторону стоял стол, на коем лежала большая Русская книга, на коей, говорили он, Великий Князь каждый день, как бы определенный урок, заимствовал молитвы свои. Храмы Божии, называя их, по Евангелию, Домами Молитвы, посещают Москвитяне очень часто, употребляя на созидание их большие суммы и украшая их, по обычаю древней Христианской Церкви, различными образами, как-то: распятого Богочеловека Иисуса Христа, Богоматери, Апостолов и других Святых. Я говорю по обычаю древней Xpистианской Церкви; ибо древние Христиане, почитая иконы, как памятники Веры, поставляли обязанностию своею иметь их даже в домах своих, дабы, всегда [62] взирая на них, никогда не могли опустить из виду Божественного образца и примера всей жизни, нашей – Иисуса Христа. Поклоняясь святым иконам со всем усердием и благоговением, Москвитяне не простирают впрочем чествования оных до обоготворения или обожания их; ибо они знают, что законом запрещено боготворить камни и древа. Говоря о религии и обрядах Москвитян, я еще повторяю, что все принятое ими от проповедников и учителей, положивших в земле их первые основания Христианской Веры, доселе всегда соблюдали они твердо, во всей чистоте и неизменности, почитая недостойным имени Христианина, по уверению и убеждению всякого, уклоняться, подобно трости колеблемой ветром, то в ту, то в другую сторону от учения Православной Веры и обрядов, принятых предками; так что, если бы и Ангел сошел с небеси, [63] возвещая новое учение 10, они никак не согласятся оставить, или изменить уставы Церкви своей, и, подобно мягкому воску, давать мыслям своим всякий вид. Если же кто появится с противным учением и начнет впадать в ересь; того сначала вразумляют и опровергают, доколе еще яд учения его, как рак (болезнь), не распространится до тогo, что нельзя уже будет уничтожить оный; коль же скоро вся надежда на исправление такового человека исчезает, то Москвитяне немедленно, по определению Архиепископа, или Епископа, отсекают от сообщества верных и извергают из оного, как гнилой член.

Училища у Русских есть, но очень не многия; в них учатся дети благородных особ словесным, преимущественно же священным наукам, преподаваемым [64] почти всегда на Русском языке. Иностранными Европейскими языками занимаются очень немногие; напротив, изучению Греческого языка посвящают себя весьма многие для того, чтобы разуметь писания Святых Отцев: Иоанна Златоуста, Григория Назианзена (Богослова), Василия Великого и других, и все, заимствованное от Греков, согласное с их религиею и обрядами. Еврейским языком вовсе не занимаются.

Главнейших, торжественнейших праздников у них четыре: Рождество Иисуса Христа, Св. Пасха, Пятидесятница и Успение Божией Матери. С большим благоговением чтят они Апостолов, но Св. Николая, Мирликийского Чудотворца, преимущественно пред всеми Святыми 11, с особенным [65] торжеством празднуя память его и призывая его всегда в молитвах своих. Чтят его даже весьма мнoгиe из Татар и Магометан. Знамение Креста Христова и Изображение Господа Распятого носят они все и всегда, преимущественно же отправляясь на войну, чая одержать над врагами победу тем, чем и Иисус Христос одержал ее над врагом рода человеческого и адом.

Таковы, Ваше Высочество, нравы и обычаи Москвитян; такова их Религия и набожность. По любви своей ко всему Священному и Божественному, благоугодно было Вашему Высочеству узнать все cиe; и потому я, по повелению Вашему, со всею возможною тщательностию и точностию старался исследовать все, касающееся до сего народа, отвсюда окруженного [66] Татарами и Турками 12 живущего по всему берегу Ледовитого моря и весьма далеко отстоящего от нас, – народа, который хотя по сей самой причине, в продолжение нескольких лет доселе имел малое сообщение с Империею нашею, а потому и с Христианами; нe смотря впрочем на cиe, они не предали первой своей Святой Веры во Иисуса Христа поруганию дерзновенного и нечестивого невежества, но доселе соблюли ее во всей целости, чистоте и святости. Посему, Ваше Высочество не можете довольно надивиться тому, как сей народ, ведущий беспрестанные, жестокие войны и потому никогда неимевший мира, так постоянно и твердо хранит древнюю Bеpy свою. А Немцы наши уже давно перестали быть тем, [67] чем должны быть 13. Где Pyccкиe жизнь, там Немцы смерть находят; где первые Евангелие Божие, там последние гнев и вражду между человеками посеяли. Русские время свое проводят в постах, а наши в пирах и банкетствах; Pyccкиe ведут жизнь строгую, целомудренную, верно храня чистоту супружеского ложа – а у нас?... У Русских совершение Таинств Церковных заглаждает грехи их; а у соотечественников наших, к величайшему прискорбию, только умножает число оных. Итак, по всей справедливости, нельзя не скорбеть Вашему Высочеству и всем Немецким Государям, что мы, вместо истинного благочестия, [68] предались всякому нечестию и беззаконию, и в отношении к Богу, и в отношении к родителям, и в отношении к предкам, и в отношении к Отечеству. Ибо забыв прежния добрые свойства и деяния отцов наших, мы предаем врагам, и отечество свое и свои души.

Совершенным счастием почту для себя, если Вашему Высочеству благоугодно будет милостиво принять сей малый, но усердный труд. Тибинген. Сентября 18 дня, 1525 года.

С Латинского К. У.


Комментарии

1. Спасительная осторожность: ибо ереси и расколы производят вражду и смятения.

2. Малах, гл. II, ст. 7.

3. Для тогдашнего Римско-Католического.

4. Св. Василия Великого. Перев.

5. I Царств. глав. XXI, ст. 5.

6. По Субботам совершается в Св. Четыредесятницу Литургия Святого Иоанна Златоуста.

7. Матф. XXV, 41.

8. Молитвословия.

9. Православной Грековосточной Церкви.

10. Но сего быть не может.

11. Фабр не разумел, чтобы Pyccкиe его времени чтили Св. Николая Чудотворца выше Св. Иоанна Крестителя и Св. Апостолов: он говорил о преимущественном чествовании Св. Николая в отношении к другим Святым.

12. Неправда: только с восточной и южной сторон. Пер.

13. Это замечание относится к состоянию соотечественников Фабра в XVI веке и, по видимому, намекает на тогдашнюю реформацию, которой не мог одобрять сочинитель сего Донесения, принадлежавший к Римско-Католическому исповеданию.

Текст воспроизведен по изданию: Донесение д. Иоанна Фабра его высотчеству Фердинанду, Инфанту Испанскому, Ерцгерцогу Австрийскому, Герцогу Бургундскому и Правителю Австрийской Империи, о нравах и обычаях Московитян // Отечественные записки, Часть 27. № 75. 1826

© текст - К. У. 1826
© сетевая версия - Thietmar. 2010
© OCR - Strori. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Отечественные записки. 1826