Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ПЕТР ИЗ ДУСБУРГА

ХРОНИКА ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ

CHRONICON TERRAE PRUSSIAE

"ХРОНИКА ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ" ПЕТРА ИЗ ДУСБУРГА

"Хроника земли Прусской" Петра из Дусбурга — первый памятник историографии Тевтонского ордена в Пруссии, официальная анналистика которого складывалась в конце XIII века. Местом написания хроники, как полагают, был Кенигсберг; завершена она в 1326 году. В ней описываются события, связанные с завоеванием и колонизацией Пруссии крестоносцами, начиная с их вторжения в прусские земли на рубеже 1230-х годов и до конца первой трети XIV века. Хроника содержит данные о Пруссии, Литве, Руси и является важным источником по истории народов СССР. В ней отражена ранняя история пруссов. По этому источнику можно воссоздать обстоятельства их покорения Тевтонским орденом и образования Орденского государства, борьбу пруссов и литовцев против крестоносцев. В хронике есть такие сведения о политических объединениях, культуре и верованиях пруссов, которые невозможно почерпнуть из иных памятников, ибо многие источники, лежащие в основе хроники, не дошли до нас.

Написана хроника на латинском языке и состоит из четырех книг. Первая повествует об основании Ордена бременско-любекскими купцами около 1190 г. при осаде крестоносцами Акры в Палестине; вторая — о вторжении крестоносцев в Пруссию после того, как император Фридрих II "пожаловал" в 1226 г. Ордену в качестве феода прусские земли; третья — о войнах с пруссами до 1283 г. и с Литвой до 1326 г.; четвертая — о различных событиях всемирной истории. Сохранились дополнения 1326-1330 гг., тоже принадлежащие, вероятно, Петру из Дусбурга. Его хроника — компиляция, основанная на материалах нарративных источников (хроники и анналы отдельных монастырей в Пруссии), дипломов (грамоты) и устных преданий о крестоносцах. Автор пишет: "Из этих [событий] немногие я видел, о других слышал от тех, которые видели и принимали участие, остальные — те, повествование [о которых] признал достоверным" 1 . Не исключено, что хронист имел доступ к архиву магистров Тевтонского ордена. О Петре из Дусбурга известно, что он был священником в Ордене и, судя по тексту хроники, имел теологическое образование. Родился он либо в Дуйсбурге (Германия), либо в Дусбурге (Нидерланды).

Источниковедческие проблемы, связанные с хроникой, рассмотрены в ряде работ немецкой 2 и польской 3 историографии XIX-XX веков. Судя по посвящению, адресованному Петром из Дусбурга великому магистру Вернеру фон Орзельн [64] (1324-1330 гг.), хроника была написана по заказу правящей верхушки Ордена. В течение столетия немецкие рыцари огнем и мечом разоряли Пруссию, изгоняя с исконных земель их коренных жителей и воздвигая там замки и храмы. Цеь деятельности Тевтонского ордена в Пруссии была в значительной степени достигнута уже к 1283 г., когда большая часть прусских земель была завоевана им, чем; и заложена основа создания Орденского государства. Однако Орден продолжал агрессию в других восточноприбалтийских землях. На "Хронику земли Прусской" возлагалась тогда роль одного из средств идеологического самоутверждения Ордена.

Хроника подчинена замыслу дать обоснование и оправдание захватническим действиям крестоносцев. Этому посвящены пролог и в значительной части вторая книга 4 . Обращаясь к хронике как источнику, следует помнить о взглядах автора, который движущую силу истории видел в противоборстве добра и зла. Воплощением сил добра у него являются бог, дева Мария и другие святые, покровительствующие Тевтонскому ордену; силы зла — это дьявол и многочисленные демоны, подстрекающие язычников на "кощунства". Так трактуется антагонизм между агрессорами-рыцарями и ведшими освободительную борьбу пруссами. Отсюда — контрастность повествования: хронист нарочито создает как бы черно-белое изображение описываемых им событий.

Петр из Дусбурга стремится придать захватам Ордена характер мирной миссии, а крестоносцев представить в виде миротворцев, несущих "слово божье" в языческие земли. Однако описываемые им миротворческие методы оказываются вполне в духе апологета крестовых походов Бернара Клервоского (1090-1153 гг.), для которого святым делом было ведение войны против иноверцев, и такая война у него оправдывала любые средства. Хронист вполне откровенен поэтому при описании жестокостей по отношению к покоряемым пруссам как "детям дьявола". Многие страницы хроники доносят перипетии этой войны, результатом которой стало опустошение прусских земель, истребление или изгнание их жителей (некоторые из них искали спасения в Литве и на Руси) и подчинение остальных власти захватчиков, что привело в дальнейшем к их вымиранию либо насильственной ассимиляции.

Эта тенденция диктует отбор и расположение фактического материала, оценку конкретных событий, суть которых зачастую отражена в лаконичных заголовках. Она же определяет использование автором литературных приемов, характерных для средневековых сочинений и нацеленных на создание идейной основы хроники. Неотъемлемым свойством ее является насыщенность рассказами о чудесах и видениях — жанрах, распространенных в средневековой литературе. Введенные в хронику, они стали дополнительным средством идеологического воздействия. Поэтому использование данного источника требует особо критического подхода с учетом его тенденциозности.

Ко времени агрессии крестоносцев Пруссия была заселена племенами, относившимися к балтской группе народов и близкими литовцам и латышам 5 . Пруссия представляла собой конфедерацию одиннадцати этнически родственных территорий (Помезания, Погезания, Вармия, Натангия, Бартия, Самбия, Надровия, Скаловия, Судовия, Галиндия и Сассовия) 6 и граничила с Литвой, Русью и Польшей. Ее земли членились на волости и сельские общины, которые состояли из индивидуальных и патриархальных семей. Государства у пруссов еще не существовало; не было и прочного политического союза между отдельными землями. Едва начавшийся у пруссов процесс феодализации, становления государства был прерван вторжением Тевтонского ордена. Основными занятиями населения наряду с земледелием являлись охота, рыболовство, бортничество и ремесла. Развивалась торговля, и внутренняя, и с пограничными странами, а также со Скандинавией. В основе религиозных [65] верований пруссов лежало обожествление сил природы. Письменности они еще не имели.

Отражая натиск крестоносцев, некоторые прусские земли выступали в союзе друг с другом. В советской историографии принято различать три этапа их борьбы с Тевтонским орденом 7 : 1233-1249; 1249-1260; 1260-1283 годы. Начавшееся в 1233 г. непосредственное наступление захватчиков привело около 1240 г. к завоеванию ими западных земель — Помезании, Погезании и Вармии. Однако власть крестоносцев не была там прочной. В первом антинемецком восстании (1242-1249 гг.), которое, как и все последующие, Петр из Дусбурга называет "вероотступничеством", приняло участие население всех трех завоеванных Орденом земель. Новые выступления против крестоносцев, особенно восстание 1260-1274 гг., привели к подрыву мощи Тевтонского ордена и поставили его на грань катастрофы. Пруссов в борьбе с Орденом поддерживала дружественная им Литва 8 . Но борьба все же не была равной. При поддержке правителей ряда западноевропейских государств и не без помощи прусской знати Ордену удалось подавить освободительную борьбу местного населения и захватить к 1283 г. восточнопрусские земли.

В советской историографии уделялось немалое внимание источникам по истории народов Восточной Прибалтики. На русском языке была издана "Хроника Ливонии" Генриха Латвийского 9 , являющаяся важным источником по истории средневековой Ливонии в годы ее завоевания немецкими рыцарями. Она хронологически и тематически родственна "Хронике земли Прусской". Закономерен интерес к этим источникам в республиках Советской Прибалтики, где эти памятники изданы в переводах на национальные языки 10 . Подготовка в Институте истории СССР АН СССР в рамках "Свода древнейших источников по истории народов СССР" издания хроники Петра из Дусбурга (вступительная статья, текст, перевод, комментарий) на русском языке осуществляется в отечественной историографии впервые. За основу взято издание М. Тёппена (Chronicon terrae Prussiae von Peter von Dusburg. In: Scriptores rerum Prussicarum. T. I. Leipzig. 1861). Оно было подготовлено с учетом всех имевшихся в то время четырех рукописей, хранившихся в библиотеках Кенигсберга, Торуни, Берлина и Вены. Они представляют собой списки "Хроники земли Прусской" от XVI — XVII веков. Оригинал не сохранился. Неизвестна и дальнейшая судьба упомянутых рукописей. М. Тёппен осуществил издание по Торуньской рукописи XVII в., считая ее наиболее совершенной. Разночтения приводились по остальным рукописям с учетом отрывков, хранящихся в библиотеках Гданьска. Для настоящей публикации отобран ряд фрагментов из III книги этой хроники, дающих представление о ее характере в целом, и сохранена нумерация глав и хронология их расположения в источнике, чтобы можно было проследить ход действий Ордена. Эти фрагменты содержат некоторые важные географические и этнографические сведения, знакомят с манерой ведения рыцарями боевых операций и их политикой, рассчитанной и на собственную мощь, и на привлечение на свою сторону местной знати, и на использование предательства среди пруссов. Перевод текста, вступительная статья и комментарий подготовлены В. И. Матузовой. Публикатор выражает благодарность Р. К. Батуре за помощь, оказанную при комментировании географических названий.


Комментарии

1. Chronicon terrae Prussiae von Peter von Dusburg. In: Scriptores rerum Prussicarum. T. I. Leipzig. 1861, p. 24.

2. Toeppen M. Geschichte der preussischen Historiographie. Brl. 1853; Perlbach M. Ueber die Narracio de primordiis Ordinis Theutonici. — Forschungen zur deutschen Geschichte, Goettingen, 1873, Bd. 13; ejusd. Der alte preussische Chronist in der Chronik von Oliva. — Altpreussische Monatsschrift, Koenigsberg, 1884, Bd. 21; Ziesemer W. Nikolaus von Jeroschin und seine Quelle. Brl. 1907; Krogmann W. Peter von Dusburg. — Verfasserlexikon des deutschen Mittelalters, Brl. 1955, Bd. V, Nachtraege.

3. Ketrzyriski W. Fontes Olivenses. In: Monumenta Poloniae Historica. T. VI. Krakow. 1893, s. 277-290; Labuda G. Studia nad annalistyka pomorska z XIII-XV wieku. — Zapiski Towarzystwa Naukowego w Toruniu, Torun, 1954, t. 20, zesz. 1-4; ejusd. O zrodlach "Kroniki Pruskiej" Piotra z Dusburga. — Komunikaty Mazursko-Warminskie. Olsztyn, 1971, № 2-3 (112-113); Pollakowna M. Kronika Piotra z Dusburga. Wroclaw-Warszawa-Krakow. 1968; Wenta J. Kronika Piotra z Dusburga a dzieje Zakonu krzyzackiego zawarte w Kronice Oliwskiej. — Studia Zrodloznawczc, Warszawa-Poznan, 1980, t. XXV.

4. Об этом подробнее см.: Матузова В. И. Идейно-теологическая основа "Хроники земли Прусской" Петра из Дусбурга. В кн.: Древнейшие государства на территории СССР, 1982. М. 1984.

5. О языке пруссов: Топоров В. Н. Прусский язык. Словарь. М. 1975-1984; Maziulis V. Prusu kalbos paminklai. Vilnius. T. I. 1966; t. II. 1981.

6. Lowmianski H. The Ancient Prussians. — Baltic Countries, Torun, 1935, vol. 1, № 2, p. 150.

7. Пашуто В. Т. Борьба прусского народа за независимость (до конца XIII в). — История СССР, 1958, № 6.

8. Пашуто В. Т. Помезания. М. 1955, с. 20; Batura R. Prusai ir Lietuva. — Mokslas ir gyvenimas, 1985, № 1, pp. 26-27.

9. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. М.-Л. 1938.

10. Henriku Liiwimaa. Kroonika. Tallinn. 1982, Petras Dusburgietis. Prusijos zemes kronika. Vilnius. 1985.

Текст воспроизведен по изданию: "Хроника земли Прусской" Петра из Дусбурга // Вопросы истории, № 7. 1986

© текст - Матузова В. И. 1986
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вопросы истории. 1986