Комментарии
1 Об этом судье (занял должность в 233/847-48 г., ум. после 240/854-55 г см. также: Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с. 71 (исп. пер., с. 56—57); Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 307—308, № 1096; Ибн Хаййан. Ал-Муктабас с. 206—210; ал-Хумайди. Джазва, с. 52, № 55; ад-Дабби. Бугйа, с. 66—67 № 120; Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, 1, с. 150; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с 55—56; Макки. Ат-Та'ликат, с. 313.
2 Судья Мухаммад б. Зийад приходился внуком Му'авийе б. Салиху ал-Аадрами (он родился от брака дочери Му'авийи с Зийадом б 'Абд ар-Рах-маном Шабатуном). См.: Макки. Ат-Та'ликат, с. 313, 315.
3 Исхак б. Йахйа (ум. в 261/875 г.), один из пяти сыновей знаменитого юриста Йахйи б. Йахйи ал-Лайси, кордовец, учился у своего отца. Был старше своего брата 'Убайдаллаха. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 66, № 222; ал-Хумайди. Джазва, с. 159, №311.
4 Об обряде погребения см., например: Tritton. Djanaza.
5 Вали-ш-шурта (или сахиб аш-шурта) — управляющий шуртой (зачастую слово шурта применительно к ранним векам ислама неверно переводится «а русский язык как «полиция»). В мусульманской Испании шурта как особый карательный институт или ведомство (ахкам аш-шурта) по охране и лоддержанию общественного порядка в столице возникает в правление эмира 'Абд ар-Рахмана II (822—852). Несомненно, что шурта — один из важнейших органов власти мусульманской Испании омейядского времени. Мы мало осведомлены о ее функциях. Испано-арабские источники (например, живший в X в. 'Ариб б. Са д ал-Куртуби и тот же ал-Хушани на страницах своей «Книги о судьях») лишь называют тех, кто управлял этим ведомством, не разъясняя круга их полномочий. Сведения об обязанностях вали-ш-шурта в омейядский период у более поздних авторов (Ибн Хаййан, Ибн Са'ид, Ибн Халдун) требуют к себе осторожного отношения. Согласно административной иерархии вали-ш-шурта подчинялся судье. В случае, если судья в качестве религиозного чиновника чувствовал себя некомпетентным или почему-либо затруднялся вынести решение по тому или иному делу, он передавал его в ведение шурты для повторного рассмотрения. Вали-ш-шурта выступал в данных обстоятельствах как светское должностное лицо. Юрисдикция ведомства, которое он возглавлял, считалась более гибкой, не связанной тесно с религиозным правом (шар') и располагала более широким набором исправительных наказаний. Эмир уполномочивал этого чиновника проводить расследование и карать по своему личному усмотрению, порой даже выносить смертный приговор, не испрашивая на то у правителя специального разрешения. Таким образом, функции управляющего шуртой и судьи мусульман в чем-то смыкались. Принципиальное же отличие одной должности от другой нам неизвестно. Не исключено, что шурта кроме карательных выполняла еще какие-то функции. Источники дают понять, что при халифе 'Абд ар-Рахмане III и позже грани между полномочиями судьи и сахиб аш-шурта начинают стираться: появляются чиновники, занимающие одновременно обе должности. В этой связи стоит отметить, что в муниципалитетах первых городов, отвоеванных христианами у мусульман,— Толедо и Сарагосы действуют должностные лица с титулом zavasordas (не что иное, как испанизированное сахиб аш-шурта), наделенные судебными и гражданскими полномочиями. См.: Levi-Provetifal. L'Espagne, с. 88—94, 98 и index; он же. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 153—158; Туаn. L'organisation judiciaire, t. 2, с. 352—435.
6 Сахнун, настоящее его имя Абу Са'ид 'Абд ас-Саллам б. Са'ид б. Хабиб ат-Танухи (160/776-77—240/854). Более известен под своим прозвищем Сахнун, которое употреблялось как имя: Сахнун б. Са'ид ат-Танухи. Крупнейший маликитский юрист Ифрикийи (Тунис). В 234/848-49 г. был назначен на должность главного судьи, которую занимал до своей кончины. Внес значительный вклад в распространение маликитства в Испании, где была в ходу его ал-Мудаввана — сборник лекций, прослушанных им у его египетского учителя 'Абд ар-Рахмана б. ал-Касима. См.: Krenkow. Sahnun.
7 Североафриканский юрист 'Ийад ал-Йахсуби в отличие от Мухаммада б. Ваддаха утверждает, что Сахнун бил кнутом и налагал другие, менее серьезные телесные наказания (как, например, битье по затылку) в соборной мечети. См.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 601; ср.: Макки. Ат-Та'лижат, с. 317.
8 В одном своем письме к кордовскому судье Мухаммаду б. Зийаду ал-Лахми Сахнун приказывал ему в таких случаях проявлять суровость и наказывать должника, который ложно утверждает, что у него нет денег. Он призывал его многократно бить виновного плетьми, пока тот не уплатит долга или не умрет от побоев. В пример он привел ему дело бывшего кайруанского судьи Ибн Аби-л-Джавада. Последний отказался уплатить долг, ложно объявив себя неплатежеспособным. Сахнун публично наказал его плетьми во дворе соборной мечети и обещал в письме к Мухаммеду б. Зийаду, что будет бить его до тех пор, пока он не расплатится или пока не умрет. См.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 606; ал-Малики. Рийад ан-нуфус, с. 281.
9 В источниках упоминается как Ибн Ахи 'Аджаб или Ибн Ухт 'Аджаб («сын брата/сестры Аджаб»). Настоящее его имя Йахйа б. Закарийа' ал-Хаш-шаб. Есть основания полагать, что он происходил из так называемых неомусульман. Был племянником одной из любимых жен эмира ал-Хакама I — благочестивой 'Аджаб. Она приобрела известность тем, что построила на свои средства мечеть в западном пригороде столицы (западном ар-Рабаде) и развела в южном пригороде, на берегу Гвадалквивира большой фруктовый сад, получивший ее имя — Мунйат 'Аджаб. Доходы от него шли на содержание находившегося неподалеку лепрозория. За неосторожные слова об исламе, произнесенные в день молитвы о ниспослании дождя, ее племянник был обвинен в ереси (зандака) и откровенном презрении к мусульманской религии (истихфаф). Энергичное вмешательство его высокопоставленной тетки не оказало никакого воздействия на 'Абд ар-Рахмана II, который приказал его казнить. Этот процесс, о котором повествует в своей книге ал-Хушани, имел место в 234/848 г. Следует отметить, что именно тогда в Кордове особенный размах приняла волна добровольных мученичеств христиан-мосарабов. Кстати, в том же году обвинение в ереси было выдвинуто против брата известнейшего кор-довского факиха 'Абд ал-Малика б. Хабиба (того самого, который потребовал пролить кровь Ибн Ахи 'Аджаб) —Марвана, но его оправдали. См.: Asin Ра-lacios. Abenmasarra, с. 19—20; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 1, c. 188, 230; t. 3, c. 460; ср.: Makki. Las aportaciones orientales, c. 217.
10 Мухаммад б. ас-Салим, крупный военачальник, визирь в правление эмира 'Абд ар-Рахмана II. Занимал также ряд других важных административных постов. Вел род от одного маула халифа Сулаймана б. 'Абд ал-Малика (96/715—99/717). Дед Мухаммада б. ас-Салима —Абу 'Икрима Джа'фар б. Йазид участвовал в рядах омейядских маула в решающем сражении между омейядским претендентом на престол 'Абд ар-Рахманом б. Му'авийей и последним наместником ал-Андалуса Йусуфом ал-Фихри. Бану-с-Салим поселились на территории провинциального округа Медина-Сидония. Представители этого рода занимали высокие должности в государстве испанских Омейядов, среди них и главный судья Мухаммад б. Исхак Ибн ас-Салим, которому ал-Хушани посвятил последний рассказ в «Книге о судьях». См.: Макки. Ат-Та'ликат, с. 239.
11 Рост населения столицы, расширение площади ее застройки обострили проблемы городского управления и общественной безопасности. Уже в правление эмира Хишама I существовала должность сахиб ас-сук, своего рода рыночного судьи (будущий мухтасиб), деятельность которого находилась под контролем главного кордовского судьи. Сахиб ас-сук обладал весьма широкими полномочиями. Он ведал торговыми делами (устанавливал цены на рынках, наблюдал за качеством товаров, предназначенных для продажи). Одновременно он занимался расследованием гражданских и уголовных дел, выносил по ним решения. Он нес ответственность перед центральной властью за поддержание общественного порядка и был обязан тотчас же осведомлять ее о волнениях среди населения. Эмир 'Абд ар-Рахман II, как свидетельствует Ибн Хаййан, усложнил административный аппарат и создал специальную службу безопасности, которая до того сосредоточивалась в руках сахиб-ас-сук. С этой целью он урезал обязанности сахиб ас-сук и передал часть их новым должностным лицам: вали-ш-шурта (см. примеч. 5 к этому рассказу) и вали-л-мадина (или сахиб ал-мадина, в переводе Леви-Провансаля «prefet de la capitale», «prefet de la ville»). Управление городскими службами и какие-то карательные полномочия перешли с тех пор к вали-л-мадина. В иерархии должностей вали-л-мадина был выше вали-ш-шурта. Нам, в сущности чего не известно о вилайат ал-мадина в ал-Андалусе, ибо источники только ^азывают должность (равно как и людей, ее занимавших) или сообщают о ней, сведения очень неясные. Так, с одной стороны, летописец X в. 'Ариб б. Са'д. ал-Куртуби дает понять в своих перечнях халифских сановников мусульманской Испании, что должности сахиб ал-мадина и сахиб аш-шурта независимы друг от друга и обязанности этих чиновников четко разграничены. С другой стороны, если верить Ибн Хаййану, писавшему в XI в., четких границ между Ними не существовало и они в чем-то смыкались друг с другом. Согласно ему, институт шурты (ахкам аш-шурта) в его время в Испании называют вилайат ал-мадина, а сам управляющий шуртой именуется в народе сахиб ал-мадина или сахиб ал-лайл (в переводе Леви-Провансаля «prefet des vigiles»). Обстояло ли дело так в омейядском ал-Андалусе, в частности в то время, к которому относится рассказ? Во всяком случае, роль вали-л-мадина была там весьма значительна. Чиновник с таким званием существовал в Кордове, а позднее— в Мадинат аз-Захра' и в ал-Мадина аз-Захира. Когда омейядский властитель почему-либо отлучался из своей столицы или резиденции, он оставлял, одного из своих сыновей заместителем и обязывал вали-л-мадина неотлучно находиться при нем. Должность эта существовала в мусульманской Испании и после падения династии Омейядов. Сам титул в форме zabalmedina или-zalmedina был принят с конца XI в. в христианской Испании — в Арагоне и Наварре. Он обозначал там городского магистрата, наделенного административной и судебной властью. См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3,. с. 158—159.
12 'Абд ал-А'ла б. Вахб (ум. в 261/874 г.), маула курайш. Кордовский факих, ученик Йахйи б. Йахйи. Учился также за пределами ал-Андалуса, в частности в Кайруане у Сахнуна б. Са'ида и в Фустате у Асбага б. ал-Фа-раджа. Был советником главного судьи. Он один из первых мутазилитов в-ал-Андалусе; в связи с процессом племянника 'Аджаб был обвинен в ереси (зандака) и уволен с поста советника. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1,-с. 234—235, № 835.
13 Абу Зайд 'Абд ар-Рахман б. Ибрахим (ум. в 258/871-72 или 259/873 г.), маула рода Му'авийи б. Аби Суфйана, факих. Обычно именуется как Абу Зайд или Абу Зайд Ибн Ибрахим. Был известен под одним романским прозвищем, которое его арабские биографы переводят как Ибн Тарик ал-Фарас («сын оставляющего лошадь»). Учился в Кордове у Йахйи б. Йахйи, а в Медине у Ибн ал-Маджишуна, Мутаррифа б. 'Абдаллаха и др. Один из видных представителей мединской школы маликитства в ал-Андалусе. По возвращении в Кордову был назначен советником судьи; уволен со своего поста в связи с делом племянника 'Аджаб. В ал-Андалусе приобрело известность его так называемое «Восьмикнижие» (Саманийат Аби Зайд) — запись, ответов, которые продиктовали ему мединские учителя на его вопросы. Абу Зайд—основатель рода бану Аби Зайд (жили в дарб Аби Зайд, неподалеку от соборной кордовской мечети), из которого вышло несколько судейских чиновников. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 216—217, № 779; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 148—149.
14 В оригинале — аз-зандака. Значение термина менялось с течением времени. Первоначально словом зандака (персидского происхождения) пользовались для обозначения подражания образу жизни и нравам персов. Позже оно стало выражать исповедание манихейства или других дуалистических доктрин,. а затем уже ересь и вообще непочтительное отношение к религии. Понятие зандака («ересь», «безбожие») использовалось порой и в политической борьбе при эмире 'Абдаллахе его сына Мутаррифа факихи объявили еретиком, ввиду чего его, по их мнению, следовало казнить, хотя здесь доктринальная ересь, как таковая, не имела места, а существовал лишь заговор сына с целью-свержения с престола отца. Высказывается предположение, что в ал-Андалусе термин зандака впервые фигурирует именно в процессе племянника 'Аджаб. См.: Massignon. Zindik; Makki. Las aportaciones orientales, c. 217, примеч. 3.
15 У ал-Хушани в передаче Ибн Хаййана — Такфат. Макки считает, что юна была женщиной берберского происхождения, обосновывая это тем, что начальное та' является признаком женского рода в берберском языке. Он полагает, что чтение Такфат предпочтительнее. В одном историческом рассказе фигурирует берберка Такфат, жена североафриканского племенного вождя, у которого нашел приют беглец — Омейяд 'Абд ар-Рахман (ал-Маккари. Нафх-ат-тиб, т. 1, с. 215). См.: Макки. Ат-Та'ликат, с. 318—319.
[№ 24]
16 Об этом судье (ум. в 240/854 г.) см. также: Ибн ал-Кутийа. Та'рих иф-титах, с. 71, 72, 102 (исп. пер., с 56, 58, 86); Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 139, № 475; с. 156—157, № 547; Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 188—190; Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, 1, с. 147; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 54; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 428; Makki. Las aportaciones orientales, c. 157.
17 Гафик — административный центр провинциального округа (кура) Фахс ал-Баллут, к северу от Кордовы. Возник как крепость, основанная поселившимся там племенем Гафик (отсюда и его название). Идентифицируется с современным топонимом Белалькасар. См.: Levi-Provencal. La peninsule iberique, «. 139 (франц. пер., с. 167); Herndndez limenez. Gafiq.
18 Абу 'Усман Са'ид б. 'Усман ал-А'наки (233/847-48—305/917), маула, кордовец, знаток науки о хадисе. Учился в Кордове у Мухаммада б. Ваддаха и сопутствовал ему. Продолжил свое образование в Египте и Тунисе. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 141, № 484.
19 Духайм Ибн ал-Йатим, настоящее его имя Абу Са'ид 'Абд ар-Рахман б. Ибрахим ад-Димашки (170/787—245/859). Известен как Духайм, судья джундов Палестины и Иордана. Другое его прозвище — ал-Йатим. См.: аз-Захаби. Ал-'Ибар, с. 445; ал-Хатиб ал-Багдади. Та'рих Багдад, с. 265—267, № 5381.
20 Абу 'Умар ал-Харис б. Мискин (154/770-71—250/864), маула, египетский факих-маликит. Учился у 'Абд ар-Рахмана б. ал-Касима и 'Абдаллаха б. Вах-*ба. При халифе ал-Ма'муне он, как противник мутазилитства, был заключен в тюрьму в Багдаде; освобожден и возвращен в Египет халифом Джа'фаром ал-Мутаваккилем. С 237/851 по 245/859 г. был главным судьей Египта. См.: Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 569—577; Ибн Хаджар. Тахзиб, т. 2, с. 156—158, № 273.
21 Джа'фар ал-Мутаваккил — ал-Мутаваккил 'ала-л-лах, Абу-л-Фадл Джа'фар б. Мухаммад, дский халиф. Родился в шаввале 206/II — III 822 г. Сын халифа ал-Му'тасима и рабыни из Хорезма. Вступил на престол после смерти своего брата халифа ал-Васика (23 зу-л-хиджжа 232/10.VIII 847 г.). Убит в шаввале 247/ХII 861 г.
22 Мухаммад б. ал-Аглаб ат-Тамими (226/841—242/856), пятый правитель династии Аглабидов.
23 Фахс ал-Баллут — см. примеч. 17 к этому рассказу. Главное природное богатство этой местности — дубовые леса (баллут — «дуб»), ввиду чего она и носила название Фахс ал-Баллут (Llano de los pedroches — «дубовое плато»).
24 Джубба — верхняя одежда из грубой шерстяной ткани с широкими рукавами. Носили в основном сельские жители.
25 Укруф — остроконечный колпак. Головной убор провинциальных анда-лусских факихов (до IX в.).
26 Гифара — шапочка из шерстяной материи белого, красного или зеленого двета. В ал-Андалусе ее надевали под чалму или колпак.
27 Мудд — мера сыпучих тел, например зерна и муки. Эта мера емкости существовала в Марокко до конца средневековья и соответствовала весу около 3 кг или объему в 3,62 л. См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 246—247; Хинц. Мусульманские меры и веса, с. 56—57, 58.
28 Отец известного в период правления эмира 'Абд ар-Рахмана II временщика — евнуха Насра происходил из романо-христианской семьи. Ислам принял, видимо, в правление ал-Хакама I. Его сын Наср, стоявший во главе придворной челяди, пользовался полным доверием эмира в государственных делах; погиб в 236/850 г. при подготовке дворцового переворота. См.: Макки. Ат-Та'ликат, с. 250; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 1, с. 223—225, 275—277.
29 Абу 'Абдаллах Мухаммад б. Ахмад ал-'Утби (ум. в 255/869 г.), маула,, кордовец, один из видных маликитских юристов, учился у Йахйи б. Йахйи, и Са'ида б. Хассана, а вне ал-Андалуса — у Сахнуна б. Са'ида и Асбага б. ал-Фараджа. Приобрел известность как кодификатор частных проблем в-маликитском праве. Свой труд ал-Мустахраджа посвятил изучению юридиче-ких вопросов (маса'ил), собранных учениками Малика б. Анаса посредством, метода сама'. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 309—310, № 1102; Mones. Hommes de religion, c. 63.
30 Баб ал-Йахуд («Ворота иудеев») — одни из семи ворот в северной стене кордовской ал-мадины. Выходили на северное предместье, получившее наименование «рабад Баб ал-Йахуд». См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3 с. 229, 362, 368, 374, 380.
[№ 25]
31 Об этом судье см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 24, № 56;. Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, 1, с. 151. Был судьей в течение девяти лет и нескольких месяцев, уволен, согласно «Книге о судьях» ал-Хушани, в 250/864-65 г. (вместо даты его смерти 205 г., как у Ибн ал-Фаради, читаем 250 г.).
32 Подробнее о такой практике запрета см. в рассказе об 'Амре б. 'Абдал-лахе, где описывается его шествие в мечеть для суда (с. 101).
33 Мухаммад б. Йусуф б. Матрух (ум. в 271/884 г.), кордовский факих,. один из крупнейших советников по юридическим вопросам (наряду с Асбагом. б. Халилем и 'Абд ал-А'ла б. Вахбом) при эмире Мухаммаде. Руководил на. пятничных богослужениях в правление этого эмира. Учился кроме ал-Андалуса в Кайруане, Фустате, Медине. Известен под прозвищем ал-А'радж («хромой»). См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 312, № 1111; 'Ийад ал-Йахсуби.-Ал-Мадарик, т. 2, с. 141—142.
34 Сахиб аш-шурта — см. примеч. 5 к рассказу № 23.
35 Имеется в виду Ахмад б. Мухаммад б. 'Умар б. Лубаба (ум. в 325/937 г. в Сантавере), кордовский законовед, советник судьи Ахмада б. Баки. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 36, № 115; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 403.
36 Ал-мадина — центральная часть Кордовы (на правом, северном, берегу Гвадалквивира); возникла на месте Кордубы, древней столицы римской провинции Бетики, была опоясана стеной с семью воротами. Стена придавала-кордовской ал-мадине форму параллелограмма и имела длину не более 4 км. В черте ал-мадины были расположены дворец омейядских эмиров, соборнаяг мечеть, улицы, рынки, там проживала большая часть населения столицы. См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, index.
37 Аналогичный случай с покупкой сиротского дома см. с. 114.
38 Шурти — служащий карательно-административного аппарата шурты, см.. примеч. 5 к рассказу № 23.
[№ 26]
39 Об этом судье (ум. в 273/886 г.) см. также: Ибн ал-Кутийа. Та'рих иф-:, с. 71—73 (исп. пер., с. 57—59); Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 263, № 936 (фигурирует как 'Амр б. 'Абдаллах б. Лабиб; см. также о его отце с. 176, № 635); Туаn. L'organisation judiciaire, t. 1, с. 415, 471, 490; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, c. 118.
40 Фраза не ясна, так как, видимо, имеется какой-то пропуск в тексте. Здесь подчеркивается, что он маула Омейядов или маула одного из детей эмира 'Абд ар-Рахмана I. Гораздо понятнее сказано об 'Амре б. 'Абдаллахе у Ибн ал-Фаради: «Он маула одной из дочерей имама ' Абд ар-Рахмана б. Му'авийи».
41 Абдаллах б. ал-Фарадж ан-Нумайри (ум. в 260/873-74 г.), кордовский факих, знаток «казусов» (маса'ил), руководил на пятничных богослужениях в Кордове при эмире Мухаммаде. Ученик 'Абд ал-Малика б. Хабиба, Сахнуна (Кайруан) и Асбага б. ал-Фараджа (Фустат). См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 178, № 639.
42 'Иса Ибн Футайс, один из представителей рода Ибн Футайс, занимавшего высокое положение в ал-Андалусе при Омейядах. См. примеч. 60 к рассказу № 9.
43 Мухаммад б. Мисвар (ум. в 325/936-37 г.), маула, кордовский факих, советник кордовских судей. Ученик Мухаммада б. Ваддаха. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 342, № 1211.
44 Ал-куба'а — хохлатый жаворонок; в случае опасности втягивает в себя голову. См.: Dozy. Supplement, t. 2, с. 303; Kazimirski, t. 2, с. 664.
45 О подобной практике кайруанского судьи Сахнуна см.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 601.
46 Му'мин б. Са'ид (ум. в 267/880 г.), кордовский поэт, автор сатирических стихотворений. См.: Ибн Са'ид. Ал-Мугриб, 1, с. 113, 132—133, 331; Makki. Las aportaciones orientales. с. 238, 240—241, 243.
47 Сулайман б. 'Имран (183/799-800—270/883), занимал должность судьи Баджи (Беджи) (в Северной Африке) по назначению Сахнуна б. Са'ида, а после смерти последнего стал судьей Кайруана. См.: Ибн Надоки. Ма'алим ал-иман, т. 2, с. 99—104.
48 Валид б. Ибрахим б. Лабиб, известен под прозвищем Ибн ал-Ха'ик, как и его отец (см. cл. примеч.), у которого Валид учился, кордовец. Был одним из информаторов Халида б. Са'да. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 2, с. 31, № 1507.
49 Ибрахим б. Лабиб (ум. в 278/891-92 г.), носил родовое прозвище Ибн ал-Ха'ик («сын ткача»), кордовец. Ученик Йахйи б. Йахйи, Са'ида б. Хассана я 'Абд ал-Малика б. Хабиба. Учился также за пределами ал-Андалуса. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 13, № И.
50 'Амил — чиновник финансового ведомства. См. об этой должности в ал-Андалусе: Levi-Provengal. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 40—41.
51 Вали-л-мадина — см. примеч. 11 к рассказу № 23.
52 Мухаммад б. Валид (ум. в 309/922 г.), кордовец, нотариус, советник судьи Ахмада б. Мухаммада б. Зийада. Учился у ал-'Утби, продолжил свои занятия за пределами ал-Андалуса. С Мухаммадом б. Валидом связывали подлоги в хадисах. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 331, № 1178.
53 О Баки б. Махладе и его «деле» см. примеч. 41 к «Главе о жителях Кордовы...».
*1 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 206.
*2 Вар.: там же.
*3 Вар.: там же, с. 207.
*4 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 207; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мада-рик, т. 1, с. 546.
*5 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 207.
*6 Вар.: там же, с. 208.
*7 Вар.: там же, с. 208 —209.
*8 На полях рукописи против имени «Абу Бакр» поправка рукой переписчика: «Это 'Умар”.
*9 О наказании за клевету 80 ударами см.: Коран XXIV, 4.
*10 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 209.
*11 Перевод согласно поправке Ф. Габриэли: сахиб ал-хикайа (вместо ахиб ал-джшайа), см.: Gabrieli. «Kitab al-Qudat» di al-Jusani, с. 277 —278.
*12 Коран X, 91.
*13 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 39 —40; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 55 —56.
*14 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 210.
*15 Восстанавливаем по рукописи, в издании пропуск.
*16 То же.
*17 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 188.
*18 В рукописи и издании описка —ал-'Ираки.
*19 859-60 г.
*20 851-52 г.
*21 28.VI 1.859 г.
*22 848-49 г.
*23 2.XII 854 г.
*24 848-49 г. Вар.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 139, № 475; Ибн Хаййан Ал-Муктабас, с. 188 —189; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 54.
*25 «Баллутец» (в тексте баллути) означает: житель или выходец из области Фахс ал-Баллут. Этим поступком судебные поверенные хотели лишний раз напомнить Са'иду б. Сулайману, что он провинциал и что наряд жителя Фахс ал-Баллута, в котором он появляется в качестве главного судьи в мечети, коробит обитателей столицы. Однако судья проявляет в данном случае находчивость, употребляя слово баллути в другом его значении — «дубовый» (в переносном значении «прочный», «крепкий»).
*26 Вар.: Ибн Хаййан. Ал-Муктабас, с. 189.
*27 Вар.: там же, с. 190.
*28 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 21.
*29 900-01 г.
*30 В рукописи одно или два слова не читаются, в издании пропуск.
*31 864-65 г.
*32 В рукописи текст не читается, в издании пропуск.
*33 Т. е. прозвище самого судьи 'Амра б. 'Абдаллаха.