Комментарии

1 Как явствует из иснада, который предваряет «Книгу о судьях», текст дошел до нас в передаче нескольких лиц: непосредственного ученика ал-Хушани Абу Бакра ат-Туджиби (329/941—409/1018), получившего от него право на передачу его сочинений (о нем см.: Ибн Башкувал. Ac-Сила, с. 309—310, № 684), далее — его ученика Абу 'Абдаллаха Мухаммада б. 'Аттаба (383/994—462/1069), затем его сына Абу Мухаммада 'Абд ар-Рахмана б. Мухаммада б. 'Аттаба (433/1041-42—520/1126; об этих двух лицах, правоведах и знатоках документов, см.: Ибн Башкувал. Ac-Сила, соответственно с. 486—488, № 1077, с. 342—343, № 744). Последним звеном иснада — хадда-сана («рассказал нам») — может быть автор Фихриста Абу Бакр Ибн Хайр (502/1108—575/1179; см. о нем: Pans Boigues. Historiadores у geografos, с. 242—244, № 197), который в разделе о сочинениях ал-Хушани привел подобный иснад (см.: Абу Бакр Ибн Хайр. Фихрист, с. 443) и вполне мог в юном возрасте посещать занятия 'Абд ар-Рахмана б. Мухаммада б. 'Аттаба. Имеется, кроме того, свидетельство, что «Книгу о судьях» ал-Хушани в редакции Ибн 'Аттаба использовал и цитировал уроженец Сеуты судья Абу-л-Фадл 'Ийад б. Муса ал-Йахсуби (476/1083—544/1049; см.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 413), другой возможный ее передатчик.

2 Мы имеем дело с посмертной редакцией сочинения ал-Хушани, как показывает выражение «да помилует его Аллах!». Далее автор (за очень редкими исключениями) всюду фигурирует просто как Мухаммед: кала Мухаммад («сказал Мухаммад»).

3 «Книгу о судьях» автор составил, как он сам здесь сообщает, по указанию сына халифа 'Абд ар-Рахмана III — ал-Хакама, бывшего тогда еще наследным принцем. Он занял престол 2 или 3 рамадана 350/15 или 16 октября D61 г., приняв тронное имя ал-Хакам II ал-Мустансир би-л-лах. Правил до своей кончины 3 сафара 366/1 октября 976 г.

4 Магриб («запад») в средневековой арабской географической литературе— территория Северной Африки к западу от Египта. Это так называемая Малая Африка европейцев, или Берберия. К этому району арабские географы причисляли также Пиренейский полуостров. Позже под Магрибом понимали одну западную часть Северной Африки без Туниса и Испании. Ал-Хушани употребляет здесь понятие Магриб для обозначения только Испании.

5 Иными словами, наследник престола дал указание ал-Хушани составить книгу о главных судьях ал-Андалуса за весь период мусульманского господства: за время наместничества (94/712-13—138/756) и период существования независимой державы Омейядов (эмират — 138/756—316/929, халифат — 316/929 — 422/1031).

ГЛАВА О ЖИТЕЛЯХ КОРДОВЫ, КОТОРЫМ ПРЕДЛОЖИЛИ СУДЕЙСТВО И КОТОРЫЕ ОТКАЗАЛИСЬ ЕГО ПРИНЯТЬ

6 'Абд ар-Рахман I ('Абд ар-Рахман б. Му'авийа), эмир ал-Андалуса (138/756—172/788), основатель независимой династии Омейядов.

7 Хишам I (172/788—180/796), эмир ал-Андалуса.

8 Ибн Мугис — Ахмад б. 'Абд ал-Вахид б. Мугис, маула, брат 'Абд ал-Карима б. 'Абд ал-Вахида б. Мугиса (см. о нем примеч. 14 к рассказу № 11).

9 Абу Марван 'Убайдаллах б. Йахйа ал-Лайси (ум. в рамадане 298/мае 911 г.), кордовец, сын Йахйи б. Йахйи ал-Лайси (см. сл. примеч.). В ал-Андалусе учился только у своего отца. Во время паломничества побывал в Багдаде и Фустате, где продолжил свои ученые занятия, сочетая их с прибыльной торговлей. На родине приобрел вес и авторитет как советник в решении тяжебных дел. Имел учеников, которые особо ценили ал-Муватта' Малика б. Анаса в его редакции. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 209—210, № 762; ал-Хунайди. Джазва, с. 250, № 581. Рассказы 'Убайдаллаха б. Йахйи о судьях и законоведах, которые он передавал со ссылкой на своего отца, были использованы авторами местных биографических сборников. Ал-Хушани их неоднократно цитирует в своей «Книге о судьях».

10 Имеется в виду Абу Мухаммад Йахйа б. Йахйа ал-Лайси (ум. в 233/847 или 234/848-49 г.), кордовский юрист берберского происхождения. Дважды совершил путешествие в поисках знаний за пределы ал-Андалуса; слушал в Медине у Малика б. Анаса его ал-Муватта', пополнил свое образование в Мекке (у Суфйана б. 'Уйайны) и в Фустате (у ал-Лайса б. Са'да, 'Абдаллаха б. Вахба, 'Абд ар-Рахмана б. ал-Касима). Участие в мятеже в кордовском предместье ар-Рабад (202/818 г.) не помешало ему, однако, подняться в своей карьере на недосягаемую высоту, стать по силе своего влияния и воздействия «вторым эмиром» ал-Андалуса. В качестве главы кордовских факихов он формировал общественное мнение и диктовал эмиру решения по многим вопросам религии и права (в частности, выбор, назначение и увольнение главных судей страны). С Йахйей б. Йахйей, как и с несколькими другими факихами того времени (Зийадом б. 'Абд ар-Рахманом Шабатуном, Асбагом б. Халилем, Абд ал-Маликом б. Хабибом), связывают введение и установление в ал-Андалусе на рубеже VIII—IX вв. (или в самом начале IX в.) маликитского религиозно-правового толка (назван так по имени его основателя — мединского юриста Малика б. Анаса). Его багаж юридических знаний (что относится и к другим маликитским главам ал-Андалуса того времени), в сущности, ограничивался одной ал-Муватта' Малика, ревностным и фанатичным пропагандистом которой он был. Известен тем, что выступал против какого-либо «критического» отношения к хадисам, против нововведений, рационалистического истолкования догматов веры, дискуссий в области права. Как сторонник так-лида в маликитстве — слепого следования традиции — он старался утвердить присущий этой доктрине характер статичности, привить нетерпимость к инакомыслию, ограничить кругозор его адептов решением частных проблем практического характера. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 2, с. 44—46, № 1554; Ldpez Ortiz. Jurisconsultos hispano-musulmanes. Йахйа б. йахйа выступает в «Книге о судьях» и как рассказчик, и как действующее лицо.

11 A6v 'Абдаллах Зийад б. 'Абд ар-Рахман ал-Лахми. Известен под прозвищем Шабатун (или реже —Шабтун) (ум. в 204/819-20 г.), влиятельный кордовский законовед, зять главного судьи Му'авийи б. Салиха ал-Хадрами. Один из первых андалусцев, учившихся у Малика б. Анаса и проложивших маликитству путь у себя на родине. По словам Йахйи б. Йахйи, он первым привез список ал-Муватта' в ал-Андалус и первым познакомил жителей страны с сунной, категориями «дозволенного» и «запретного». Ревностный маликит как и Йахйа б. Йахйа ал-Лайси. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с 131—133 № 456; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 349—353.

12 Абу-л-Асбаг 'Усман б. Мухаммад ал-Азди (жил в конце IX — первой, половине X в.), кордовец, учился у Мухаммеда б. Ваддаха, 'Убайдаллаха-б. Йахйи. Преимущественно астролог. Написал «Книгу о законоведах ал-Андалуса», которую читали под его руководством и цитировали современники,, в том числе ал-Хушани. См.: Бойко. Литература в Испании, с. 146.

13 Абу 'Абдаллах Мухаммад б. Галиб, известен как Ибн ас-Саффар (ум в шаввале 295/июле 908 г.), кордовец. Учился в ал-Андалусе и за его пределами (Северная Африка, Фустат), выступал в качестве советника по юридическим вопросам. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 321—322, № 1146

14 Ал-Хакам I (180/796—206/822), эмир ал-Андалуса.

15 Абу Абдаллах Мухаммад б. 'Иса б. 'Абд ал-Вахид ал-Маафири,. известен под прозвищем ал-А'ша (ум. 218/833, или 221/835-36, или 222 г. х.), кордовец. Учился в Фустате, Ираке, Медине; занимался преимущественно хадисами и передачей преданий (ривайат ал-асар). Его шутливость послужила, темой множества рассказов. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 308—309,, № 1100; 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 23—25.

16 'Али б. Аби Талиб (35/656—iO/661), четвертый (последний) «праведный» халиф.

17 Джаййан (Хаэн) — город, центр, провинциального округа (кура) ал-Андалуса того же названия, расположен на расстоянии ок. 102 км к юго-востоку-от Кордовы.

18 'Абд ар-Рахман б. ал-Хакам —'Абд ар-Рахман II (206/822—238/852),. эмир ал-Андалуса.

19 Тарафа, слуга омейяпского эмира, его маула. См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 2, с. 125.

20 Абу-л-Касим Халид б. Са'д (ум. в 352/963 г. шестидесяти с лишним лет-от роду), кордовец. Выделялся среди современников отличным знанием хадисов (чувствовал их слабые места, прекрасно разбирался в путях их передачи) и высоким искусством речи. Халид б. Са'д известен как биограф. См.: Бойко. Литература в Испании, с. 161—162.

21 Абу 'Умар Ахмад б. Халид, известен под прозвищем Ибн ал-Джаббаб» (род. в 246/860-61 г., ум. в 322/934 г.), кордовец, изучал хадисы как в ал-Андалусе, так и в других культурных центрах ислама. После возвращения на родину стал одним из авторитетов в фикхе и хадисах. Известен как автор» ряда сочинений, в том числе биографических. Ал-Хушани цитирует его сочинение с рассказами о кордовских судьях. См.: Бойко. Литература в Испании, с. 139—141.

22 Зирйаб —прозвище Абу-л-Хасана 'Али б. Нафи (род. в 173/789 г. в Месопотамии, ум. в 243/857 г. в ал-Андалусе), маула дского халифа ал-Махди, талантливый музыкант и певец. Начал свою карьеру музыканта при дворе халифа Харуна ар-Рашида. Был вынужден покинуть Ирак и после недолгого пребывания при дворе Аглабидов в Кайруане в 207/822 г. поселился: навсегда в ал-Андалусе, где ему был оказан хороший прием. На новой родине он не только проявил в полной мере свой талант музыканта, но и сделался неоспоримым арбитром и инициатором введения мод, вкусов, веяний иракской дской культуры, которые прочно вошли в жизнь и быт высших слоев андалусского общества. См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 1,. с. 269—272.

23 Абу Закарийа' Йахйа б. Закарийа' (ум. в 315/927 г.), кордовский юрист, ученик Мухаммеда б. Ваддаха, учился также за пределами ал-Андалуса. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 2, с. 53—54, № 1579. Либо же это — Йахйа б. Закарийа' ас-Сакафи, носивший прозвище Ибн аш-Шама (ум. в 295/907-08 или» 298/911 г.), кордовский юрист, ученик Мухаммада б. Ваддаха и других анда-лусцев, совершил паломничество в 290/902-03 г. и учился в Фустате и Мекке. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 2, с. 51, № 1569.

24 Абу 'Абдаллах Мухаммад б. Ваддах б. Бази' (род. в 199/814-15 или "2ПО г. х., ум. в 287/900 г.), кордовец, потомственный маула эмира Абд ар-Фахмана I, знаток хадисов, аскет. Учился в Кордове и за пределами ал-Анда-.луса. Первое свое путешествие (в 218/833 г.) он посвятил изучению жизни аскетов и богомольных людей. Сведения о них легли позже в основу его сочинения Китаб ал-Уббад ва-л-авабид («Книга о богомольных мужчинах и женщинах»). Во время второго своего путешествия (Кайруан, Фустат, Сирия, Ирак, Мекка) он занимался изучением хадисов у приверженцев различных направлений этой отрасли знания (число его учителей там достигло 175). Пожалуй, наиболее плодотворным для него оказалось пребывание в Ираке, где он усвоил критический метод аш-Шафи'и, изучал сборники хадисов (типа муснад и мусаннаф) у таких авторитетов, как Ибн Ханбал, Ибн Аби Шайба, Йахйа б. Ма'ин. В обстановке рутины (ат-таклид ва-т-таслим), которая была характерна для андалусского маликитства той поры, он положил начало (совместно с Баки б. Махладом) становлению в стране науки о хадисе с помощью тех методов изучения и критики, которые он усвоил на Востоке. У себя на родине Мухаммад б. Ваддах приобрел широкую известность как мухаддис, хорошо разбиравшийся в путях передачи хадисов и в их слабых местах, хотя не избежал обвинений в ошибках и в чрезмерной осторожности и щепетильности при определении подлинности хадисов, что склонны были приписывать влиянию иракца Йахйи б. Ма'ина. Мухаммада б. Ваддаха следует считать предвестником эпохи широкой интеллектуальной активности в ал-Андалусе в области хадисов и права. Его биограф Ибн ал-Фаради отметил, что усилиями Баки б. Махлада и Мухаммада б. Ваддаха «ал-Андалус сделался обителью хадиса и иснада». Сам он тем не менее не порывал с официальным мазхабом, являясь маула правящей династии Омейядов, и не имел серьезных осложнений «с консервативными факихами, как это случилось с его современником Баки »б. Махладом. Кроме книги о набожных людях он создал еще несколько работ s жанре биографии и жизнеописания. С его слов источники передают многочисленные рассказы об именитых людях ал-Андалуса. Ал-Хушани цитирует большое количество его рассказов о главных судьях ал-Андалуса периода наместничества и эмирата, включая время правления эмира Мухаммада, современника Ибн Ваддаха. См.: Makki. Las aportaciones orientales, с. 193—195; Mones. Hommes de religion, c. 66—67.

25 В оригинале ад-диван (реже диван ал-кудат). См. рассказы № 11, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 36, 38. Как видно из повествования, диван, или архив, главного кордовского судьи представлял собой собрание различных документов (например, переписка эмиров с судьями, судебные постановления, реестры, акты о поручительстве, об опеке, завещания, доверенности), которые составля-.лись в период деятельности каждого из занимавших этот пост. За сохранность всех этих документов отвечал судья. Текущие дела находились в особой кожаной сумке (харита), которую во время судебных заседаний он имел под Фукой. Существовала система строгой отчетности, при которой новый судья должен был принять у предшественника все документы и тщательно их проверить. См.: Туап. L'organisation judiciaire, t. 1, с. 285—286; Levi-Provencal. L'Espagne, с. 84, 85.

26 Абу Са'ид 'Усман б. Аййуб б. Аби-с-Салт (ум. в 246/860-61 г.), кордовец, родом из Ирана, как утверждал его сын. Учился у одного из ранних маликитов — ал-Гази б. Кайса. За пределами страны слушал в Кайруане у Са-хнуна его ал-Мудаввану и, по преданию, первым привез ее список в ал-Анда-.лус, а также слушал в Фустате у Асбага б. ал-Фараджа. По рассказам современников, славился ученостью, благочестием и аскетическим образом жизни. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 249, № 887.

27 Исма'ил, сын 'Усмана б. Аййуба (см. предыдущее примеч.), слушал у «своего отца, отличался благочестием. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 62 213.

28 Абу Исхак Ибрахим б. Мухаммад б. Баз, носил прозвище Ибн ал—Каззаз (род. вскоре после смерти Малика б. Анаса —179/795 г., ум. в Толедо в 274/887 г.), кордовец, законовед, аскет. В ал-Андалусе учился у Йахйи б. Йахйи, в Кайруане— у Сахнуна. Был одним из главных законоведов, кото-рые давали заключения по вопросам права. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1 с. 13, № 10.

29 Мухаммад б. 'Абд ар-Рахман — Мухаммад I (238/852—273/886), эмир ал-Андалуса.

30 Абу Халид Хашим б. 'Абд ал-'Азиз б. Хашим (казнен эмиром ал-Мун-зиром в 273/886 г.), маула Омейядов, визирь, военачальник, старший брат главного судьи Аслама б. 'Абд ал-'Азиза. В начале своей карьеры был правителем провинциального округа Хаэн. Среди ближайшего окружения эмира Мухаммада I этот ловкий интриган играл первостепенную роль в государственных делах. См.: Ибн ал-Аббар. Ал-Хулла, т. 1, с. 137—142; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., index.

31 Ал-Мусара — название эспланады на правом берегу Гвадалквивира, к западу от Кордовы. Мусара — арабское слово, неизвестное на мусульманском Востоке. Оно обозначало широкое и ровное пространство для верховых упражнений, военных игр, парадов, народных увеселений в окрестностях некоторых мусульманских городов Запада. В таких городах, как Кордова и Фее, мусара использовалась, кроме того, как мусалла (в Кордове — мусаллат ал-Мусара) — место для совершения специальных молитв на открытом воздухе по поводу двух годовых канонических празднеств (празднества жертвоприношения и празднества по случаю окончания поста) и молитв о ниспослании дождя. Ал-Мусара Кордовы, самая ранняя и упоминаемая чаще всех других мусар ал-Андалуса, была местом некоторых важных событий в истории государства. Так, здесь омейядский претендент на престол 'Абд ар-Рахман б. Му'авийз одержал решающую победу над последним наместником Йусуфом ал-Фихрк (138/756 г.). В 202/818 г. эмир ал-Хакам I приказал распять на территории кордовской мусары 300 повстанцев ар-Рабада. См.: Torres Balbds. Al-Musara.

32 Абу Бакр (11/632—13/634), первый «праведный» халиф.

33 'Умар б. ал-Хаттаб (13/634—23/644), второй «праведный» халиф.

34 'Усман б. 'Аффан (23/644—35/656), третий «праведный» халиф.

35 Абу 'Умар Ахмад б. 'Убада ар-Ру! айни (ум. в 332/944 г.), кордовский мухаддис, учился в ал-Андалусе и за его пределами (в Кайруане, Сирии, Мекке и Медине). Какое-то время исполнял обязанности руководителя на молитве во время пятничных богослужений. Был склонен к жизни затворника и не принял предложения стать законоведом, дающим заключения по вопросам права. Сообщил ал-Хушани некоторое количество рассказов о судьях. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 33, № 105.

36 Ал-Мунзир б. Мухаммад — ал-Мунзир (273/886—275/888), эмир ал-Андалуса.

37 Абу 'Абдаллах Мухаммад б. 'Абд ас-Саллам ал-Хушани (218/833— 286/899), кордовец. До 240/854-55 г. совершил паломничество и одновременно-путешествие в поисках знаний (в Басру, Багдад и Фустат), привез в ал-Ан-далус многочисленные записи лексикографического материала, доисламской поэзии, хадисов и занялся преподаванием этих дисциплин. Не обладал большими познаниями в праве, держался подчеркнуто в стороне от власти. См.: Makki. Las aportaciones orientales, с. 269.

38 Калансува — головной убор в виде высокого колпака из шелковой ткани; завезен в страну из Ирака. Его носили факихи в Кордове и восточных, районах ал-Андалуса.

39 Абу 'Абдаллах Мухаммад б. Футайс ал-Гафики ал-Илбири (ум. в 319/931 г. девяноста лет от роду), мухаддис знатного происхождения из г. Эльвиры. Считался правдивым и надежным в передаче хадисов. Учился в ал-Андалусе у многих лиц; в 275/888-89 г. выехал на Восток и слушал знатоков ха-диса в Тунисе, Фустате, Мекке. Число его учителей за время путешествия достигло почти двухсот; из них он особо выделял египтянина Мухаммада б. 'Абдаллаха б. 'Абд ал-Хакама (главу маликитов Египта). Среди слушателей Мухаммада б. Футайса был Халид б. Са'д, собиратель и передатчик рассказов о судьях. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 338—340, № 1203.

40 Абу-л-Касим Абан б. 'Иса б. Динар ал-Гафики (ум. в 262/876 г.), кордовец, слушал у своего отца, известного законоведа 'Исы б. Динара (ученика Малика б. Анаса), с которым связано введение маликитского мазхаба в ал-Андалусе. Абан совершил поездку в поисках знаний за пределы ал-Андалуса, имел учеников у себя на родине. См.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2,, с. 150—151.

41 Абу 'Абд ар-Рахман Баки б. Махлад (род, в 201/817 г., ум. в 276/889 г.) г кордовский ученый-мухаддис, возможно, испано-романского происхождения. Учился в ал-Андалусе, затем дважды ездил на Восток, пополняя свое образование, где число его учителей, по его собственным словам, достигло 284. Баки б. Махлад не ограничился изучением одной только ал-Муватта' Малика б. Анаса, но усвоил труды ученых других направлений (среди них Китаб фикх ал-кабир аш-Шафи и, Мусаннаф Абу Бакра Ибн Аби Шайбы). Он слушал, в частности, у знаменитого Ибн Ханбала. Будучи противником таклида, Баки широко распространял среди своих учеников труды факихов и мухаддисов иракской школы, которые для той поры считались новыми не только для ал-Андалуса, но и для других областей мусульманского мира. Его «рационализм» вызвал к нему вражду кордовских факихов, которые потребовали казнить его как еретика. И только заступничество эмира Мухаммада I спасло Баки от гибели. Он не только не принял никаких мер против него, но разрешил ему спокойно заниматься преподавательской и научной деятельностью. Эмир, в частности, одобрительно отнесся к Мусаннафу иракца Ибн Аби Шайбы (труду,, который вызвал особый гнев местных факихов) и приказал оставить Баки в покое. Этот инцидент примечателен тем, что положил конец засилью факихов-рутинеров, которые до той поры оказывали поддержку власти кордовских. эмиров в обмен на запрет любых проявлений интеллектуальной активности в; области религиозно-правовых знаний. Баки б. Махлад продолжал свои занятия, преподавал, писал труды, уклонялся от назначения на какой-либо пост. Своей деятельностью он открыл андалусцам широкие горизонты в области юриспруденции, дал толчок развитию местной науки о хадисе. Он явился, выражаясь словами одного современного ученого, провозвестником независимого от Востока развития духовной культуры ал-Андалуса. В «Книге о судьях» ал-Хушани содержатся сцены, рисующие вражду Баки б. Махлада с факихами и его взаимоотношения с эмирами Мухаммедом I и ал-Мунзиром. См.: Mones. Hommes de religion, с 67—70; Makki. Las aportaciones orientales,. c. 195—198.

42 A6y 'Абд ар-Рахман Зийад б. Мухаммад б. Зийад (ум. в 273/886 г.),, кордовец, внук известного Зийада Шабатуна, ученика Малика б. Анаса (см, примеч 11 к «Главе о жителях Кордовы...»). См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1,. с. 133, № 458.

43 Абу Галиб 'Абд ар-Ра'уф б. ал-Фарадж, один из знатных кордовцев, потомственный маула рода Омейядов. Аскет и благочестивей, изучал на Востоке хадисы. Держался в стороне от власти, не искал для себя никаких должностей, поглощенный заботами «будущей жизни». Эмиру 'Абдаллаху он казался по своим моральным качествам наилучшим кандидатом на пост судьи или визиря. Возможно также, что выбор эмира был обусловлен тем обстоятельством, что Абу Галиб не принадлежал к сословию консервативных и честолюбивых факихов, стремившихся вмешиваться в дела правления. См.: Mones. Hommes de religion, с. 62.

44 Абу Мухаммад Касим б. Асбаг ал-Баййани (244/859—340/951), кордовец, потомственный маула Омейядов. Хороший знаток хадисов и их передатчиков, обладал познаниями в грамматике и поэзии, был советником в вопросах судебных постановлений. В 274/887-88 г. отправился для пополнения своих знаний на Восток. Много учился в Ираке, где усвоил труды Ахмада б. Аби Хайсамы и Ибн Кутайбы. В ал-Андалусе выступал в качестве знатока и пропагандиста иракской культуры, в частности методов иракской науки о хадисе. Среди его многочисленных слушателей были будущие халифы Абд ар-Рахман III и его сын ал-Хакам II. Касим б. Асбаг известен также своим участием (в сотрудничестве с одним мосарабом) в переводе с латыни на арабский язык «Historiae adversus Paganos» Павла Орозия. См.: Makki. Las aportaciones orientales, с. 199—200, 272—274.

45 Муса б. Мухаммад Ибн Худайр (256/869—320/932). Полное его имя — Абу-л-Асбаг Муса б. Мухаммад б. Са ид б. Муса б. Худайр. Маула Омейядов. Принадлежал к семье потомственных сановников. Его предок и основатель рода (бану Худайр) Муса б. Худайр, маула эмира 'Абд ар-Рахмана I, заведовал государственной казной. Сам Муса Ибн Худайр при эмире 'Абдал-лахе был вали-л-мадина, при халифе 'Абд ар-Рахмане III занимал пост хад-жиба со званием визиря. Известен как адиб, поэт, историк-ахбари (знаток истории династии Омейядов). См.: Макки. Ат-Та'ликат, с. 306; Бойко. Литература в Испании, с. 30.

46 'Абдаллах б. Мухаммад—'Абдаллах (275/888—300/912), эмир ал-Андалуса.

47 Сооруженная по приказанию эмира 'Абдаллаха крытая галерея (в оригинале — ас-сабат) соединяла дворец с соборной мечетью. На высоте примерно одного этажа она пересекала разделявшую их улицу ал-Махаджжа ал-'Узма (у моста через Гвадалквивир) и вела в ближайшее к михрабу помещение — максуру, где эмир совершал молитву в дни пятничных богослужений. Возможно, что в этой постройке следует видеть дань сирийской традиции: в Дамаске подобная крытая галерея соединяла халифский дворец, построенный Му'авийей, с соборной мечетью. См.: Levi-Provencal. L'Espagne, с 213; он. же. Hist. Esp. Mus., t. 1, с. 331—332.

48 Возможно, 'Убайдаллах б. Мухаммад Ибн Аби 'Абда (см. cл. примеч.). Принадлежал к семье крупных сановников из рода бану Аби 'Абда. Их предок, эпоним этого рода, маула халифа Марвана I, отличился в сражении при Мардж Рахите (64/684 г.). Потомки его переселились в Испанию в 113/731 г. На протяжении всего периода существования державы испанских Омейядов члены этой семьи находились в окружении кордовских эмиров в качестве военачальников, визирей, казначеев, хаджибов и других чиновников.

49 Сакан б. Ибрахим (был жив в 320/932 г.), кордовский чиновник, занимавший должности секретаря государственной канцелярии и казначея. Был другом военачальника, визиря и заведующего канцелярией эмира 'Абдаллаха — 'Убайдаллаха б. Мухаммада Ибн Аби ' Абды. Известен как адиб, составитель сочинения о разрядах секретарей ал-Андалуса. См.: Бойко. Литература в Испании, с. 137—139.

ГЛАВА С ИЗВЕСТИЯМИ О КОРДОВЕ И ЕЕ СУДЬЯХ ДО ХАЛИФОВ

[№ 1]

50 Об этом легендарном судье см. также: Ибн ал-Аббар. Ат-Такмила, т 1, с. 403—404, № 1162; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 42; Ribera. Prologo, с. XIV; Atones. The Dawn of Al-Andalus, c. 646—649 и Index; Makki. Las aportaciones orientales, c. 61.

51 Имеется в виду период наместничества (94/712-13—138/756).

52 Ал-мусалима — так называемые новые мусульмане. Термины мусолима (ед. ч. мусалим) или асалима (ед. ч. аслами) употребляются в источниках для обозначения первого поколения испано-римлян и вестготов, принявших ислам. Дети новообращенных и последующие их поколения именовались мувалладун, т. е. «урожденные мусульмане». См., например: Levi-Provetifal. L'Espagne, с. 18; Уотт, Какиа. Мусульманская Испания, с. 41.

53 'Укба б. ал-Хаджжадж ас-Салули, наместник ал-Андалуса (116/734— 123/741).

54 Абу 'Умар Ахмад б. Фарадж б. Мунтил б. Кайс (ум. в 344/955 г.). кордовский ученый, совершивший путешествие для пополнения знаний на Восток (в частности, в Фустат). Приверженец учения испано-арабского мистика Ибн Масарры. См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 39, № 127; Asin Palacios. Abenmasarra (об Ахмаде б. Фарадже см. с. 38). Имя Мунтил, которое носил его предок (передается по-испански как Montiel), заставляет видеть в Ахмаде б. Фарадже лицо романского происхождения. Ряд существенных моментов в тексте говорит в пользу того, что фигура судьи Махди б. Муслима, как и сам рассказ о нем, который, если верить иснаду, Ахмад б. Фарадж передал ал-Хушани, вымышлены (противоположное мнение по этому вопросу см.: Atones. The Dawn of Al-Andalus, с. 639—650). В годы правления наместника 'Ук-бы б. ал-Хаджжаджа, когда на Пиренейском полуострове еще не затихли военные действия и межплеменные распри и обстановка не стабилизировалась, не могло быть и условий для обращения в ислам коренного романского населения. Совершенно невероятно, чтобы новообращенный выходец из вестготской или романской среды занимал в те годы пост судьи. При всей скудости сведений о судьях периода наместничества все же известно, что это были лица, принадлежавшие к военному сословию, выходцы из Сирии южноарабского происхождения. Мы видим, как даже столетие спустя, при эмире Мухаммаде I, назначение на должность главного судьи ал-Андалуса человека неарабского происхождения — маула Омейядов — вызвало ропот арабов, см. с. 99. Любопытна трактовка образов Махди б. Муслима и двух других, следующих за ним в книге ал-Хушани легендарных судей — 'Антары б. Фаллаха и Му-хаджира б. Науфала ал-Кураши, которую дает им X. Рибера (см.: Ribera. Prologo, c. XII—XIII). Согласно ему, истинным создателем этих трех рассказов являются не жители Египта и Сирии, как вытекает из иснадов, а андалусец, адепт тайной мистической секты масарриев Ахмад б. Фарадж б. Мунтил. В именах этих трех судей будто бы заключена своеобразная символика, призванная выражать идеи этой безусловно еретической для официального исламского вероучения секты. Так, перевод X. Риберой имени Махди б. Муслим на испанский язык соответствует в русском — Мессия, сын Обращенного, или Ренегата. Являясь мусульманином испано-романского происхождения, он дает юридические установления будущим мусульманским судьям («националистические идеалы масарриев»). 'Антара б. Фаллах соответственно — Отважный, сын Крестьянина; молитвы этого малообразованного судьи вызвали дождь во время засухи (символизирует «демократические тенденции» масарриев). Муха-джир б. Науфал ал-Кураши — Вышедший из Мекки с Мухаммадом, сын Бедствия, из племени Курайш; он всегда говорил о боге и давал хорошие советы, но после смерти попал в ад (символизирует лицемерие арабской знати). Нам представляется, что пока нет оснований видеть в именах и образах трех легендарных судей маскировку идей мистического учения Ибн Масарры. Ср. по этому поводу: Makki. Las aportaciones orientales, c. 61, примеч. 3.

55 Тиннис — город на острове в дельте Нила.

56 Рибаты — мусульманские сторожевые посты и укрепления вдоль пограничной линии (на севере Испании, в районах военных действий и по ее побережью), где регулярные войска и добровольцы несли воинскую службу. Отряды добровольцев (мутатавви' ат) пополнялись как за счет местных мусульман (факихов, разного рода праведников, аскетов), так и за счет берберского населения Марокко. Число рибатов в Испании возрастает с начала IX в., особое значение они приобретают в период правления Альморавидов (448/1056— 541/1147). Арабский термин рибат в XII в. перешел в испанский язык в форме rebato с измененным значением («неожиданный, внезапный конный рейд, набег»), а в местной топонимике отразилось существование сторожевых рубежей подобного рода (Rapita, Ravita, Rabida). См.: Marfais. Ribat; Levi-Provensal. Hist. Esp. Mus., t. 3, c. 78—80, 464—466.

57 Арбуна — Нарбонн, город в провинции Септимания на юге Франции. К моменту мусульманского вторжения входил в состав Вестготского королевства. Набеги мусульман на Нарбонн начались вскоре после окончания завоевательных экспедиций на территории Пиренейского полуострова. В 719 г. город был ненадолго захвачен наместником ас-Самхом б. Маликом ал-Хаулани. Затем мусульмане вновь утвердились там, но к 751 г. оставили этот район. Другие попытки захватить город носили характер набегов (в 793, 828, 841 гг.) я успеха не имели.

58 В оригинале —'ахд. Своего рода инвеститура — грамота или диплом о возведении в сан судьи. Содержит юридические и этические нормы, которыми он должен руководствоваться в своей практике. Еще Р. Дози высказал суждение, что это «современная грамота, которую этот ученый (Дози не уточнил, кого из передатчиков он имеет в виду.— К.. Б.) пытался выдать за древнюю» (см.: Dozy. Recherches, с. 35—36). О подложности этого документа см.: Туап. [.'organisation judiciaire, t. 1, с. 262—263; Makki. Las aportaciones orientales, c. 61. Теоретическая основа деятельности судьи в грамоте, как прямо в ней указывается,— Коран, сунна и личное мнение (доводы рассудка и «пользы» для мусульманской общины), основанное на сопоставлении мнений советников и провинциальных судей, что, не говоря уже о VIII в., казалось недопустимым для маликитских факихов-рутинеров IX в. Решительная деятельность Баки б. Махлада позволила, наконец, местным ученым выйти за узкие рамки маликитской доктрины, и хадисоведение в ал-Андалусе обрело возможность для более свободного развития. С X в. можно говорить о существовании в ал-Андалусе науки о хадисе. Пространное перечисление круга сложных и деликатных обязанностей судьи, упоминание многочисленного штата судейской администрации (советников, помощников, доверенных лиц, правомочных свидетелей — адлей) также наводят на мысль о том, что перед нами текст, отражающий уровень судопроизводства X в. или, может быть, даже более позднего времени. Не предназначенная, по сути дела, никому лично, грамота введена в текст с искусственным историческим обрамлением, которое должно придать ей характер правдоподобности.

59 Бану Умаййа — имеется в виду династия испанских Омейядов (138/756— 422/1031).

60 Бану-л-Аглаб — Аглабиды, независимая мусульманская династия {184/800—296/909), правившая в Ифрикийи (совр. Тунис). Получила свое название по имени ее основателя Ибрахима I б. ал-Аглаба.

61 Ши'а — шиитские пропагандисты-миссионеры в Северной Африке, руководимые Абу 'Абдаллахом аш-Ши'и (?). Да'и Абу 'Абдаллах появился в Ифрикийи при втором Аглабиде — Абу Исхаке Ибрахиме II б. Ахмаде ((261/875—289/902), подготовив почву для образования государства Фати-мидов.

[№ 2]

62 Об этом легендарном судье см. примеч. 54 к предыдущему рассказу, а также: Ибн ал-Аббар. Ат-Такмила, т. 1, с. 78, № 258; с. 404, № 1163; Apendice, с. 268, № 2476; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 42; Ribera. Prologo, с. XIV; Mones. The Dawn of Al-Andalus, c. 640, 642, 643—644, 649—650.

63 Ал-'Ариш (совр. Эль-Ариш) — древний египетский город на границе с Сирией; был расположен в плодородном оазисе на побережье Средиземного моря.

64 Хармала б. Йахйа ат-Туджиби (166/782-83—243/858), фустатский тра-диционалист-маликит. См.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 200; т. 2, с. 76—77.

65 Мухаммад б. Идрис аш-Шафи'и (150/767—204/820), основатель-эпоним религиозно-правового толка (мазхаба), одного из четырех ведущих мазхабов раннего ислама. См., например: Heffening. Al-Shafi'i.

[№ 3]

66 Об этом легендарном судье см. примеч. 54 к рассказу о судье Махди б. Муслиме, а также: Ибн ал-Аббар. Ат-Такмила, т. 1, с. 404, № 1163; ан-Нубаки. Ал-Маркаба, с. И—12, 43; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 2, с. 40; Ribera. Prologo, с. XIV—XV; Mones. The Dawn of Al-Andalus, c. 640, 642, 644, 650.

67 В оригинале — нахр 'азим. Если действие происходит в Кордове, то имеется в виду Гвадалквивир.

68 В рассказе отражена мусульманская суннитская концепция «наказания в могиле» ('азаб ал-кабр). Это малый суд, который вершится над человеком сразу же после его кончины, когда он сохраняет еще способность чувствовать. Там же, в могиле, которая является, согласно этому представлению, преддверием рая или ада, происходит и предварительное воздаяние. Непосредственно наказание умерших грешников в могиле осуществляют ангелы ударами по лицу (Коран VIII, 52/50; XLVII, 29/27). Концепция предварительного воздаяния сложилась в исламе под воздействием элементов различных народных верований (древнеаравийских, иудейских, христианских) о сохранении ощущений в могиле и о суде и наказании сразу после смерти. Идея малого суда и наказания в могиле в Коране лишь намечена. Дальнейшее свое развитие она: получила начиная с VIII в. в хадисах и 'акидах, где оформилась в особое описание с упоминанием ангелов, которые называются уже по именам. В свете вышеизложенного становится понятным в рассказе, почему раскопавшие могилу люди обнаруживают умершего с непокрытым лицом. Ср. с иным переводом данного фрагмента у Р. Дози: Dozy. Recherches, c. 36. См.: Wensinck-Munkar wa-Nakir; Wensinck — [Tritton]. ' Adhab al-Kabr.

[№ 4]

69 Об этом самом раннем известном нам испанском сирийце южноарабского происхождения (ум. в 142/759 г.), исполнявшем обязанности судьи как во время наместничества, так и после провозглашения эмирата, см. источники указанные в примеч. 23 к предисловию, а также европейские исследования: Туап. L'organisation judiciaire, t. 1, с. 185; Levi-Provenqal. Hist. Esp Mus., t. 3, c. 119; Mones. The Dawn of Al-Andalus, c. 639, 645, 650—651, 686, 888; Makki Las aportaciones orientales, c. 49, 61—62.

70 В оригинале — кади-л-джунд. Так титуловались судьи ал-Андалуса в период наместничества. Согласно ал-Хушани (см. в этом же рассказе), сразу после своего восшествия на престол первый Омейяд, 'Абд ар-Рахман I, вводит для главного судьи новый титул: кади-л-джама' а (об этом титуле см. примеч. 72 к рассказу № 4). Тот же ал-Хушани (см. в этом же рассказе) и цитирующий его ан-Нубахи сообщают, однако, что титул времен наместничества кади-л-джунд продолжал употреблять в своих постановлениях главный кордовский судья Мухаммад Ибн Башир (ум. в 198/813-14 г., см. рассказ №9) Современник ал-Хушани историк Ибн ал-Кутийа и писавший веком позже историк Ибн Хаййан также указывают на использование этого старого титула в первой половине IX в. [Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с 43 (исп пер с. 58—59); Levi-Provensal. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 119, примеч. 3] Сейчас сложно определить, когда прекратил свое существование старый титул и был; введен новый. Если не в официальных рескриптах о назначении, то в документах и постановлениях судей какое-то время продолжал употребляться титул) кади-л-джунд. См.: Туап. L'organisation judiciaire, t. 1, с. 155; Levi-Provencal Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 118—119.

71 Йусуф б. 'Абд ар-Рахман ал-Фихри (129/747—138/756), последний наместник ал-Андалуса. После высадки Омейяда 'Абд ар-Рахмана в Альмунье-каре в качестве претендента на престол (1 раби' I 138/14.VIII 755 г.) тотчас же вступил с ним в борьбу, но был разбит на подступах к Кордове (10 зу-л-хиджжа 138/15.V 756 г.). Попытка ал-Фихри захватить Кордову окончилась неудачей. Он укрылся в Гранаде, но эмир 'Абд ар-Рахман I вынудил его сдаться и вернул в Кордову в качестве пленника (139/756-57 г.). Вскоре ал-Фихри бежал из Кордовы на север (Толедо), где поднял против Омейяда мятеж, но потерпел поражение и был убит (142/759-60 г.). См., например: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, index.

72 В оригинале — кади-л-джама' а, как уже отмечено в примеч. 70. В отличие от дского титула кади-л-кудат, который указывает на вершину судебной иерархии, титул кади-л-джама'а в ал-Андалусе наполнен иным содержанием. Он — судья западной мусульманской общины («судья мусульман», как обращаются к нему тяжущиеся), которого эмир верующих уполномочил отправлять правосудие. Его власть, по крайней мере теоретически, распространяется на всю территорию, занимаемую этой мусульманской общиной, но на практике его деятельность, как правило, ограничивается районом столицы. При этом испанский кади-л-джама'а не производит назначений и увольнений провинциальных судей (в отличие от кади-л-кудат). Это прерогатива омейядского эмира. В этом испанские Омейяды подражают своим предшественникам, восточным Омейядам. В качестве исключения кади-л-джама а может в ответ на жалобу проводить расследование деятельности того или иного провинциального судьи, и то по особому распоряжению властителя. См.: Туап. L'organisation judiciaire, t. 1, с 185—187; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, c. 117—122.

73 'Умар II (99/717—101/720); омейядский халиф. По другим сведениям, Йахйу б. Йазида ат-Туджиби назначил судей ал-Андалуса омейядский халиф Хишам б. 'Абд ал-Малик (105/724—125/743), см.: Ибн Хазм. Джамхарат ан-саб, с. 403.

74 Здесь перечисляются события начала 740-х годов, происходившие в Северной Африке и Испании. Балдж б. Бишр ал-Кушайри — военачальник, командовал отрядами сирийских конников (в количестве 7 тыс. человек). Посланный халифом Хишамом б. 'Абд ал-Маликом в Ифрикийу на помощь местным арабам для подавления мятежа берберов, он прибыл туда в рамадане 123/июле — августе 741 г. Объединенное арабское войско потерпело поражение у Тлемсена, и Балдж со своими сирийцами укрылся в Сеуте, где его осадили берберы. В это время северо-западные районы Испании также охватило восстание берберов, которые нанесли поражение армии наместника 'Абд ал-Малика б. Катана. Оказавшись в безвыходном положении, он вынужден был попросить помощи у осажденных в Сеуте сирийцев Балджа. На судах, предоставленных наместником, сирийцы переправились на Пиренейский полуостров, чтобы усмирить непокорных. Согласно договору, заключенному между двумя сторонами, наместник дал обязательство сразу же после подавления мятежа переправить отряды Балджа обратно, в Северную Африку. Оказавшись на территории ал-Андалуса, воины Балджа разбили три колонны берберов (у Медины-Сидонии, Кордовы и у Толедо). Вскоре отношения между Балджем и 'Абд ал-Маликом обострились. Обвинив последнего в нарушении соглашения о возвращении в Северную Африку, сирийцы отказались покинуть Испанию. Балдж захватил Кордову, казнил Абд ал-Малика б. Катана и провозгласил себя наместником провинции. Два сына казненного, Катан и Умаййа, бежали ,на север страны и, опираясь на берберов и арабов-мединцев, организовали значительные антисирийские силы. Они заручились поддержкой наместника Нарбонна 'Абд ар-Рахмана б. 'Алкамы и заклятого врага Балджа 'Абд ар-Рахмана б. Хабиба, который сам рассчитывал стать наместником ал-Андалуса. (Встреча двух сторон состоялась в 124/742 г. севернее Кордовы. Сирийцы одержали верх, хотя сам Балдж в этой битве был смертельно ранен. См.: Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, c. 44—47.

75 Ханзала б. Сафван ал-Калби (124/741—127/745), наместник Ифрикийи.

76 Абу-л-Хаттар Хусам б. Дирар ал-Калби (125/743—127/745), наместник ал-Андалуса.

77 Марида (Мерида) — административный центр одноименного провинциального округа (кура) ал-Андалуса (к северо-западу от Кордовы). При основании в 23 г. до н. э. в качестве центра римской провинции Лузитания получила наименование Augusta Emerita. См.: Levi-Provencal. Merida.

78 Йахйа б. Йазид б. Хишам и 'Абд ал-Малик б. Абан б. Му'авийа б. Хишам — знатные омейяды, потомки халифа Хишама.

79 Мунйат Русафа — первая дворцовая резиденция Омейяда 'Абд ар-Рахмана I, построенная по его приказанию в 168/784-85 г. располагалась в сельской местности, в 3 км к северо-западу от Кордовы. Ныне — селение, сохранившее свое древнее название Arruzafa. Согласно преданию, место напомнило Омейяду ар-Русафу Дамаска, вследствие чего он дал ему название этого знаменитого сирийского сада. Позже дворец служил для летнего отдыха кордов-ских эмиров. Разрушен берберами в 401/1010 г. См., например: Levi-Provencal. L'Espagne, с. 224; он же. Hist. Esp. Mus., t. 1, с. 136—137.

*1 Имя эмира и формула поминовения умершего перенесены с полей рукописи, куда их вынес переписчик в качестве вставки.

*2 Слово в рукописи не читается, в издании пропуск.

*3 То же.

*4 То же.

*5 То же.

*6 Несколько слов в рукописи не читаются, в издании пропуск.

*7 Восстанавливаем по рукописи, в издании пропуск.

*8 То же.

*9 Слово по рукописи нами не прочитано, в издании пропуск.

*10 Восстанавливаем по рукописи, в издании пропуск.

*11 Имя «'Абд ар-Рахман» перенесено с полей рукописи, куда его вынес переписчик как вставку.

*12 Восстанавливаем по рукописи, в издании пропуск.

*13 То же.

*14 Вар.: ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 12.

*15 Вар.: <Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 350-351; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 12; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 1, с. 490.

*16 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 1, с. 351; ан-Нубахи. Ал-Мар-жаба, с. 17; ал-Маккари. Нафх аг-тиб, т. 1, с. 490.

*17 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 24.

*18 Вар.: там же, т. 1, с. 537.

*19 Вар.: ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 14-15.

*20 Вар.: там же.

*21 Вар.: там же, с. 12.

*22 Ср.: Коран XXXIII, 72.

*23 Вар.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 317, № 1132; ан-Нубахи. Ал-Мар-каба, с. 13-14.

*24 Вар.: 'Ийад ал-Иахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 150-151.

*25 Вар.: ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 18.

*26 Вар.: там же, с. 19.

*27 Вар.: Ибн 'Изари. Ал-Байан ал-мугриб, т. 2, с. 29 (без ссылки на ал-Хушани).

*28 Ср.: Коран II, 203/207, 267/265; IV, 114.

*29 Ср.: Коран III, 98/103.

*30 Ср.: Коран II, 257/256; XXXI, 21/22.

*31 Ср.: Коран II, 38/40; VI, 153/152; XVI, 93/91.

*32 Восстанавливаем по рукописи, в издании пропуск.

*33 Коран XVII, 83/81.

*34 Коран III, 153/159; ср. там же, XXVII, 81/79.

*35 Не ясно, от чьего имени ведется рассказ, поскольку отсутствует фраза «говорит Мухаммад» (т. е. Мухаммад б. ал-Харис ал-Хушани).

*36 Ахмад б. Фарадж б. Мунтил.

*37 Неустановленному рассказчику.

*38 На Масламу б. Зур у б. Рауха.

*39 Маслама б. Зур'а б. Раух.

*40 Далее из текста следует, что рассказ здесь ведется от имени кордовца Ахмада б. Фараджа б. Мунтила.

*41 С Масламой б. Зур'ой б. Раухом.

*42 Ср.: Коран LXXVI, 9.

*43 Вар.: ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 42.

*44 Вар.: там же, с. 43.

*45 Вар.: там же, с. 11-12.

*46 Вар.: там же, с. 21.