Комментарии

1. "Агафангел" по-гречески "добрый вестник". Армянская форма этого имени — Агафангехос.

2. Необходимо отметить, что хронология этого периода истории Армении не унифицирована. Так, по Лео, годы правления царя Хосрова — 222-238, а Трдата III — 276-330 (см.: Лео. История Армении. Т. I. Ер., 1966, на арм. яз.); по Манандяну — Трдат II (он же Хосров) — 216-252 гг. (см.: Я. А. Манандян. Критический обзор истории армянского народа. Т. II. Ч. 1. Ер., 1957, на арм. яз.); в "Истории армянского народа с древнейших времен до наших дней" под ред. проф. М. Г. Нерсисяна (Ер., 1972, на арм. яз.) указаны следующие даты правления царей этого периода: Трдат II (сын Хосрова I, сам принявший имя Хосрова) — 217-252 гг.; ему наследовал его сын Хосров II (271-298), вслед за которым на армянский престол воссел его сын — Трдат III Великий (298-330). Несколько иные данные приводит С. Т. Еремян: Валарш II (186-198), Хосров I (198-216), Трдат (Тиридат) II — Хосров Великий древнеармянских источников (217-256), Трдат (Тиридат) III (274-330).

3. ***, 1909, с. 9-10 (Агафангел. История Армении, Тифлис, 1909).

4. Там же, с. 469.

5. ***, 1959, с. 151-215 (А. А. Анасян. Армянская библиология. V-XVIII вв. Ер., 1959).

6. "Житие Маштоца" — биография основателя армянского алфавита Месропа Маштоца.

7. С. С. Аревшатян. Формирование философской науки в Древней Армении (V-VI вв.), с. 51.

8. Н. Марр. Крещение армян..., с. 157.

9. A. von Cutschmid. Agathangelos. — "Zeitschrift der deutschen Morgenlandischen Gesellechaft". Bd XXX. Lpz., 1877.

10. Н. Марр. Крещение армян..., с. 179.

11. A. H. Тер-Гевондян. Новая арабская редакция Агафангела, с. 5.

12. Н. Марр. Крещение армян..., с. 182.

13. См.: А. А. Анасян. Армянская библиология (V-XVIII вв.). Т. I.

14. А. Н. Тер-Гевондян. Новая арабская редакция Агафангела; ***, 1966, с. 95-116 (К. С. Мелик-Оганджанян, История Агафангела и его народные устные первоисточники. — Марр и вопросы арменоведения. Ер., 1968).

15. М. Абегян. История древнеармянской литературы, с. 106.

16. ***, 1696 (Ст. Малхасянц. Исследование Истории Фавстоса Бузанда, Вена, 1896).

17. J. Marquart. Zur Kritik das Faustus v. Byzanz.

18. История Армении Фавстоса Бузанда. Пер. с др.-арм. н коммент. М. А. Геворгяна. Под реп. С. Т. Ере мяла. Вступит, ст. Л. С. Хачикяна. Ер., 1953.

19. Там же, с. 91-97.

20. Там же, с. 127-131, 158-160.

21. Там же, с. 56.

22. Издание 1933 г. мы использовали в данной работе.

23. Faustus da Byzance. Bibliotheque historique en quatre livree. Traduite pour la premiere foie de l’Armenien en francais par Jean-Baptiste Emine, directeur du Gymnase imperial de Wladimir sur la Kliazme. — Collection des historiens anciens et modernes de l’Armenia, publie an francais par Victor Langlois. T. I. P., 1867, c. 201-310. Издание снабжено введением и примечаниями переводчика. Перевод сделан по венецианскому изданию 1832 г. Сокращены религиозные, не исторические части.

24. Das Faustus von Byzanz Gaschichte Armeniens. Aus dem Armanischen ubersetzt und mit einer Abhandlung uber die Geographic Armeniens eingelates von Dr. Lauer. Koln. 1879. Труду предпослано введение переводчика. Перевод сделан по венецианскому изданию 1832 г. Сокращены религиозные части.

25. A. von Gutschmid. Uber die Glaubwurdigkeit der armenischen Geschichte das Moses von Khoren. Lpz., 1876.

26. Эти данные взяты из предисловия Ст. Малхасянца к книге: ***, 1966, c. 6 (Мовсес Хоренаци. История Армении. Ер., 1968).

27. История Армении Моисея Хоренского. Новый перевод Н. О. Эмина, с. 203.

28. ***, 1973, *** 2, c. 43 (Г. X. Саркисян. Мовсес Хоренаци и его "История Армении". — "Историко-филологический журнал". Ер., 1073, № 2).

29. С. С. Аревшатян. Формирование философской науки в Древней Армении (V-VI вв.), с. 256.

30. Мар Абас Катина — сирийский историк IV в. н. э. См. о нем: Я. А. Манандян. Начальная история Армении Мар-Абаса. — "Палестинский сборник". 1956, выл. 2 (64-65).

31. Г. X. Саркисян. Мовсес Хоренаци и его "История Армении", с. 49.

32. История Армении Моисея Хоренского, с. 3-4.

33. ***, 1913.

34. Армянская история, сочиненная Моисеем Хоренским, с кратким географическим описанием Древней Армении. Перевод с армянского Иосифа Иоаннесова. СПб., 1809.

35. История Армении Моисея Хоренского. Перевел с армянского в объяснил Н. Эмин.

36. История Армении Моисея Хоренского. М., 1893.

37. Там же, с. VI.

38. Г. Халатьянц. Армянские Аршакиды в "Истории Армении" Моисея Хоренского. Опыт критики источников. М., 1903.

39. A. von Gutschmid. Uber die Glaubwurdigkeit der armenischen Geschichte des Moses von Khoren. Lpz., 1876.

40. A. Carriers. Nouvelles sources de Moise de Khoren, etudes critiques. Vienne. 1893.

41. C. F. Conybeare. The Date of Moses of Khoren. — "Byzantinische Zeitschrift", X. Munchen. (1901).

42. ***, 1940.

43. ***, 1966.

44. Так называли древнеармянские историки Хорасан.

45. Егишэ. О Вардане и войне армянской. Пер. с др.-арм. акад. И. А. Орбели. Подгот. к изд., предисл. и примеч. К. Н. Юзбашяна. Ер., 1971, с. 30.

46. Там же, с. 33.

47. Вардапет — звание, присваивавшееся духовным лицам за ученые заслуги.

48. Егишэ. О Вардане и войне армянской, с. 15.

49. ***.

50. М. Абегян. История древнеармянской литературы, с. 166.

51. Егишэ. О Вардане и войне армянской, с. 38-39.

52. Там же, с. 111; см. также: С. Т. Еремян. Народно-освободительная война армян против персов в 450-451 гг. — "Вестник древней истории". 1951, № 4, с. 41-60.

53. Егишэ. О Вардане и войне армянской, с. 110.

54. Там же, с. 119.

55. См.: М. Абегян. История древнеармянской литературы, с. 250-251.

56. Егишэ. О Вардане и войне армянской, с. 65.

57. С. С. Аревшатян. Формирование философской науки в Древней Армении (V-VI вв.), с. 115.

58. Егишэ. О Вардане и войне армянской, с. 52.

59. М. Абегян. История древнеармянской литературы, с. 176.

60. История Егише Вардапета. Борьба христианства с учением Зороастровым в пятом столетии в Армении. Пер. с арм. П. Шавшиева. Тифлис, 1853.

61. Э. Диллен. Армянские этюды. П. Егишэ. Война армян против персов. Пер. в примеч. Харьков, 1884.

62. Егишэ. О Вардане в войне армянской, с. 20.

63. ***, 1946 (История войны Вардананц, [принадлежащая] Егише. Пер. и коммент. Е. Тер-Минасяна. Ер., 1946).

64. В. С. Налбандян. Егише. Ер., 1962.

65. ***, 1957 (Егише. О Вардане и армянской войне. Подг. к печ. и предисл. Е. Тер-Минасяна. Ер., 1957).

66. ***, 1904, с. 166 (Лазер Парпеци. История Армении и Послание к Вагану Мамиконяну. Под ред. Г. Тер-Мкртчяна и Ст. Малхасянца. Тифлис, 1904).

67. Ануш-Врам — жена бдешха Гугарка Аршуша. С 387 г. Гугарк входил в состав Иберии (Восточная Грузия).

68. Лазар Парпеци. История Армении и Послание, с. 188.

69. Цит. по: М. Абегян. История древнеармянской литературы, с. 177.

70. Лазар Парпеци. История Армении и Послание, с. 186.

71. См.: М. Абегян. История древнеармянской литературы, с. 178.

72. Там же, с. 181.

73. Вслед за Егише Лазар Парпеци описывает мужественную борьбу армянского народа против иранских поработителей в середине V в. Однако необходимо отметить, что сочинение Егише выгодно отличается от произведения Лазара Парпеци, так как Егише не только опирался на первоисточники, но был современником и даже участником описываемых событий, в то время как Лазар Парпеци во многом черпал сведения из второстепенных источников, из народных преданий и сказаний.

74. Лазар Парпеци. История Армении и Послание, с. 45.

75. Там же, с. 49.

76. Там же, с. 5.

77. Там же, с. 6.

78. Там же.

79. В армянской исторической науке существует гипотеза, согласно которой труд Себеоса принадлежит перу другого армянского автора. Этому вопросу посвяшена монография Г. В. Абгаряна "История Себеоса и проблема Анонима" (Ереван, 1963, на арм. яэ.). Еще в конце XIX в. в армянской историографии была высказана точка зрения о том, что автором первой части сочинения Себеоса, известной под названием "Начальная история Армении", является "Аноним", под которым подразумевались Мар Абас Катина, Мовсес Хоренаци, Фавстос Бузанд. Об этом писали в своих работах А. Гутшмид, К. Патканьян, Н. Адонц, Н. Я. Марр. Проблеме авторства "Истории" Себеоса посвятил свой труд Я. А. Манандян: Начальная история Армении Мар-Абаса. — "Палестинский сборник". 1956, вып. 2 (64-65).

80. История императора Иракла, сочинение епископа Себеоса, писателя VII века. Пер. с арм., предисл. и примеч. К. Патканьяна. СПб., 1862.

81. История епископа Себеоса. Перевел с четвертого исправленного армянского издания Ст. Малхасянц. Ер., 1939, Гл. II-IV.

82. Там же, с. 45.

83. Там же, с. 60.

84. ***, 1940, с. 6 (Аш. Абрамян. К вопросу об авторстве "Ашхарацуйц", приписываемой Хоренаци. Ер., 1940).

85. ***, 1963 (С. Т. Еремян. Армения по "Ашхарацуйц". Ер., 1963). См. также: С. Т. Еремян. "Ашхарацуйц" (армянская география VII века) — выдающийся памятник географии и картографии древнего мира. — "Вестник общественных наук" АН АрмССР. 1968, № 5, с. 43-60.

86. В. Н. Федчина. Как создавалась карта Средней Азии. М., 1967.

87. См. вкладку — карта Средней Азии по "Ашхарацуйц".