Комментарии

1. Боссута стал архиепископом после Стефана в 1027 г., ср. Анналы Краковского капитула, MPH, T. II, p. 794; там же – о смерти архиепископа Стефана под 1028 г. Впрочем, ничего определённого об этом архиепископе мы не знаем. О Боссуте (Bożęta) ср. W. Semkowicz, PSB, T. II. Длугош полагает, что Стефан исполнял обязанности архиепископа в 1030 – 1059 гг., ср. Анналы, Т. I, стр. 409. Что было причиной того, что он так считал, нам не известно, хотя под 1027 г. (там же, стр. 302) он пишет, что епископ Вроцлавский был посвящён Стефаном.

2. Гнезненской кафедральной церкви, посвящённой Пресвятой Марии, ср. Анналы, Т. I, стр. 179.

3. См. прим. 253 к кн. II. О нападении на Польшу см. кн. II, под 1038 г. Историки считают, что поход состоялся осенью 1038 г. или весной 1039 г.

4. Рахелин, епископ Краковский (см. прим. 390 к кн. II), чьё имя, следующее за именем Аарона, можно прочесть в Каталогах епископов Краковских, составленных в ХIII в., хотя годы, в течение которых он исполнял должность епископа, пропущены. Каталоги более позднего времени указывают, что он исполнял эту должность в 1033 – 1046 гг., ср. MPH, T. III, p. 336 и сл. Из каталога Длугоша мы узнаём, что он был епископом в 1032 – 1045 гг., ср. Opera, T. I, p. 384 и сл.

5. Ср. Козьма, II, 7; Пулкава (FRB, T. V, p. 42), где мы читаем о польских послах, которые были отправлены в Рим, чтобы пожаловаться на святотатство чехов. Послы были в Риме в 1040 или 1041 гг., то есть после того как Казимир Восстановитель вернулся в Польшу.

6. Папа Бенедикт IХ отлучил от церкви Бржетислава I, князя Чехии, ср. Анналы, Т. I, прим. 3, стр. 410.

7. См. прим. 415 к кн. II. Север и Бржетислав не были осуждены приговором апостольского престола за совершение вторжения в Польшу и удержание мощей. Всё остальное, что Длугош рассказывает о просьбах чехов и епископах, не подтверждается другими источниками.

8. Ср. декрет Майнцского собора 813 г.: «Дабы тела святых не переносили с места на место» (MGH, Concilia, 1906, p. 272). Ср. Козьма II, 7; Пулкава, стр. 42, под 1040 г. Это было единственной причиной, по которой чехи были вызваны на суд папы.

9. Сильвестр III (Иоанн, епископ Сабинский) был папой (антипапой) с 10 января по 10 марта 1045 г. (в течение 49 дней). В сентябре 1046 г. на соборе в Сутри он по настоянию императора Генриха III сложил с себя сан.

10. Григорий VI (Иоанн Грациан), антипапа в 1044 г., законно правил с 5 мая 1045 г. 20 октября 1046 г. был низложен. Умер в 1048 г.

11. Длугош пишет, что папская схизма наряду с прочим стала причиной того, что чехи, которые напали на Польшу, не понесли никакого наказания. Но схизма, как известно, была гораздо позже (в 1044 – 1046 гг.).

12. Ср. Анналы, Т. I, стр. 317 – 319 (под 1037 г.), где можно прочесть о переменах в государстве и восстановлении языческого культа; ср. Галл, I, 19.

13. Ср. Галл, I, 19 и Магдебургские анналы, под 1034 г. (MGH SS, T. XVI, p. 170), где речь идёт о нападении на Польшу соседей.

14. О пророчествах Болеслава Храброго ср. Анналы, Т. I, стр. 294, и Галл, I, 16.

15. Ср. Галл, I, 19: «бежали за реку Вислу в Мазовию». Об этом бегстве рассуждали многие историки: С. Кентшиньский, Т. Войцеховский, Т. Грудзинский, наконец, Й. Беняк (Państwo Miecława, Warszawa, 1963, p. 91 и сл.).

16. Хотя Длугош и написал ниже, что Мазовия получила своё название от Маслава, в этом месте он вместо «Мазовии» (как можно прочесть у Галла) использует название «Плоцкая земля».

17. Маслав (Maslaus, Moislaus, Miecław) (см. прим. 411 к кн. II), родом из Великой Польши, был предком рода Долива (С. Кентшиньский, Й. Беняк).

18. Мешко II.

19. Ср. S. Hrabec, O nazwie Mazowsze, Prace Polonistyczne ser. XII, Wrocław, 1955, p. 5 – 20. Этот учёный полагает, что Мазовия получила своё название от местных жителей, которых некоторые называют мазовшане, то есть по-польски Mazochowie или Mazowie.

20. См. прим. 201 к кн. II. Об её изгнании см. там же, под 1036 г., где Длугош, однако, не упомянул о Маславе.

21. Казимир I Восстановитель был князем Польши, начиная с 1034 г. Он умер 28 ноября 1058 г. Длугош пишет, что он был изгнан из Польши вместе с матерью по наущению Маслава. В прочих источниках об этом ничего не упоминается.

22. Ср. Псал., 88, 47: «Доколе … будет пылать ярость Твоя».

23. Ср. Галл, I, 19: «В конце концов, Польша была доведена до такого разорения, как своими людьми, так и чужестранцами, что почти совсем лишилась всех своих богатств и людей»; Магдебургские анналы, под 1034 г.: «Между тем, Польша была сильно разорена соседними народами и, в особенности, чехами».

24. Ср. Анналы Святого Креста, VSt mai., ChrMP (MHP, T. II, p. 484; T. III, p. 64; T. IV, p. 381); из этих источников Длугош многое почерпнул, когда рассказывал о решениях панов и священников, которые они приняли по поводу возвращения Казимира на родину.

25. Ср. Тит Ливий, ХХVIII, 25 («ибо человеческие умы чересчур красноречивы в оправдании своей вины в отношении кого-либо»).

26. О послах, которые были отправлены, чтобы привести Казимира обратно в Польшу, мы ничего не находим в источниках, написанных до ХIII в. Первое упоминание об этом деле встречается в VSt mai.

27. О путешествии послов в Германию ср. ChrMP, Польско-Силезская хроника (MHP, T. II, p. 484; T. III, p. 620).

28. Ср. Анналы, Т. I, стр. 315 (под 1036 г.), где Длугош, говоря о нахождении Риксы в Брауншвейге, ошибался, а именно, следуя ChrMP и Анналам Святого Креста. Более правдоподобным кажется пребывание Риксы в Брунвиларском монастыре. То, что написано о встрече Риксы с послами, взято из ChrMP. В прочих источниках мы читаем о путешествии послов к императору, о чём Длугош написал под 1041 г.

29. Ср. Анналы, Т. I, стр. 325. Этому преданию, которое впервые встречается в VSt mai., а затем и в ChrMP, Польско-Силезской хронике, ChrPP, Анналах Святого Креста и, наконец, Хронике Петра, учёные не оказывают серьёзного доверия, как доказали С. Смолка (Smolka, Tradycja o Kazimierzu Mnichu, RHist, T. VI, 1877, p. 351 sq.) и Войцеховский (O Kazmierzu Mnichu, Pamiętnik AU Wydz. fil. i hf., T. V, 1885, p. 2 sqq.).

30. Ср. Анналы Святого Креста (MPH, T. III, p. 64): «придя в Клюни, они застали его в монашеском облачении». Ср. также VSt min., VSt mai., ChrMP (MPH, T. III, p. 446; T. IV, p. 381).

31. Святого Одило, аббата Клюнийского в 994 – 1049 гг., о котором в польских источниках ничего не сказано. Речь, которую польские послы произнесли в Клюни, выдумана Длугошем.

32. Ср. Втор., 22, 4: «не оставляй их, но подними их с ним вместе».

33. Ср. ChrMP (MPH, T. II, p. 484): «застали его уже в чине дьякона». Это известие отсутствует в прочих источниках. То, что Длугош рассказал о беседе, которую польские послы имели с аббатом Клюни, и о дарах, которые они ему преподнесли, по-видимому, выдумано им самим.

34. Ср. VSt min., VSt mai., Анналы Святого Креста (MPH, T. III, стр. 64; T. IV, стр. 271, 381) где можно прочесть об ответе аббата и об отправлении послов к папе.

35. Эта глава восходит к Vst min., Vst mai., Анналам св. Креста (как и выше), ChrMP (MPH, Т. II, с. 485) – источникам, которыми Длугош пользовался, чтобы побольше рассказать о пагубном положении Польши. Во всех этих источникам встречается имя папы Бенедикта IХ.

36. Ср. Тит Ливий, ХХI, 1: «тронули мужа великой души».

37. Ср. источники, указанные выше (Vst min., Vst mai., Анналы св. Креста, ChrMP), в которых мы читаем, что папа разрешил Казимиру занять престол и жениться, что Длугош рассказал более подробно и обстоятельно.

38. Длугош полагает, что денарий святого Петра впервые стали платить во времена Казимира Восстановителя, а именно, следуя источникам, написанным в ХIII и ХIV вв., каковые суть: Vst min., Vst mai., ChrMP, Польско-Силезская хроника, Анналы св. Креста. Не было, однако, недостатка в историках, которые говорили, что денарий святого Петра был введён в эпоху Мешко I, а восстановлен в то время, когда Болеслав Смелый добивался короны. Ныне Б. Кюрбисовна и К. Бучек относят его введение ко времени Болеслава Кривоустого или к 1285 г. Ясно также, что обычай взимания денария святого Петра «с головы» не мог существовать в ХI в., так как он впервые был принят в 1318 г. Вполне вероятно, что о том, что шляхта была освобождена от уплаты денария святого Петра, Длугош узнал от людей своего времени.

39. Об обычае стричь голову мы можем прочесть разве что в I и II редакциях Vst min. и Vst mai. и в Анналах святого Креста. О белом льняном платке можно найти скудное упоминание в Польско-Силезской хронике. Ср. С. Смолка, таблица, в которой сравниваются тексты. Т. Войцеховский (указ. соч., стр. 18) высказал мнение, что белый платок, о котором говорится ниже, был частью польского костюма ХIII в.

40. То, что папой в это время был Климент II, мы можем прочесть разве что в Польско-Силезской хронике и в Хронике Петра; ср. MPH NS, Т. III, ed. M. Plezia, Cracoviae 1951, p. 4, n. 2.

41. Климент II (Свитгер) – римский папа с 24 (или 25) дек. 1046 г. по 9 окт. 1047 г. До этого – епископ Бамберга в 1040 – 1047 гг. Он был силой навязан римлянам императором Генрихом III.

42. Об этом папе мы ничего не знаем.

43. Генрих III (р. 1017 г. 20 окт. ум. 1056 г. 5 окт.) – старший сын Конрада II и Гизелы; король Германии, Италии и Бургундии в 1039 – 1056 гг.; император с 25 дек. 1046 г. На состоявшихся в конце 1046 г. соборах в Сутри и Риме все три антипапы были низложены.

44. a-a ср. Птолемей из Лукки, Церк. ист., col. 1057 – 1058.

45. Церк. ист., col. 1061 служит нам доказательством того; об этом же говорится и в прочих источниках. По заключённому с римлянами договору Генрих III оказывал решающее влияние на назначение папы.

46. Ср. выше, где Длугош пишет об уплате денария святого Петра по всей Польше; А. Земкович (Rozbiór, p. 113); Песнь о денарии св. Петра (MPH, T. III, стр. 288 и сл.); Длугош знал эту песнь.

47. Конрад II, римский император, умер 4 июня 1039 г. и был погребён 12 июля в подземной часовне Шпейерской кафедральной церкви.

48. Генрих III был родным, а не приёмным сыном Конрада II.

49. a-a Ср. Эккехард, Всеобщая хроника, 1040 г. (MGH SS. T. VI, p. 195); Кёльнская королевская хроника, 1039 и 1040 гг.

50. Об основании этого монастыря мы ничего не знаем.

51. b-b Ср. W. Rovelinci, Fasciculus temporum, ed. J. Pistorii (Germ. SS. T. II, p. ed. 1613, ch. 72v); Готфрид Витербский, Пантеон (MGH SS. T. XXII, p. 243). Легенды о Генрихе III встречаются также и в других источниках.

52. Ярослав Мудрый. Ср. Анналы, Т. 1, прим.; о нём мы читаем в той части сочинения, где излагаются события 1008 – 1038 гг. О войне с Византией ср. ПВЛ, Т. 1, стр. 103, под 1043 г.

53. Владимир (р. 1020 г. ум. 1052 г. 4 окт.) на самом деле был вторым сыном Ярослава Мудрого (первым был рано умерший Илья). Княжил в Великом Новгороде.

54. В оригинале ошибочно: «Ярославом».

55. Больше сведений мы находим в ПВЛ, где говорится о 6000 воинов Владимира и разгроме его флота. То же самое в Lat. hip. (PSRL Т. II, col. 142).

56. Там же (стр. 104) о победе русских. То же в Lat. hip.

57. Ср. Анналы, Т. 1, стр. 324, где Длугош пишет о его втором имени – Карл, которое Казимир, как говорят, принял в Париже. Ср. Галл, I, 17: «Казимира, то есть Карла …». Известно, что это имя – упоминаемое также в прочих источниках – было дано Казимиру в память о Карле Великом, который пользовался большой популярностью у польских князей в Х – ХI вв. Ср. С. Кентшиньский (Polska w X – XI w., Warszawa, 1961, p. 664).

58. В прочих источниках нет никакого упоминания о письмах папы. Длугош считал, что такого рода буллы непременно должны были быть.

59. Ср. Vst min., Vst mai., ChrMP (гл. 12) и Анналы святого Креста (MPH T. III, p. 64; T. IV, p. 272, 382); то, что там сказано, Длугош изложил своими словами.

60. Отсюда мы узнаём, что Длугошу были известны книги «Метаморфоз» Овидия.

61. Ср. Галл, I, 18, где автор ничего не пишет о монашестве Казимира, но сообщает, что тот, перед тем как прийти в Германию к матери, был пленником в Венгрии. Ср. ChrMP, где мы читаем, что Казимир возвратился из Клюни и встретился с матерью, и Польско-Силезскую хронику (MPH T. II, p. 485; T. III, p. 621), где рассказывается о их возвращении на родину.

62. Заальфельд в Тюрингии, имение внуков Эццо, отца Риксы. Название этого имения приводится в «Хронике Брунвиларского монастыря».

63. Генрих III был родственником дяди Казимира – Германа, архиепископа Кёльнского, который был племянником Оттона III по сестре. Длугош преждевременно называет Генриха III императором (он стал им только в 1046 г.).

64. Ср. Галл, I, 19, который говорит, что Рикса убеждала Казимира остаться в Германии, и передаёт ответ Казимира, данный им после того, как император обещал ему герцогство. Из скупого упоминания Галла вытекает пространный рассказ Длугоша.

65. Ср. Юстин, 18, 6: «за неё (т.е. родину) надлежит, если потребуется, отдать саму жизнь».

66. О том, что Казимир просил Риксу вернуться вместе с ним в Польшу, мы ничего не знаем. Ответ Риксы выдуман Длугошем.

67. Монастырь святого Николая, расположенный в Брунвиларе близ Кёльна, основали в 1024 г. родители Риксы – Эццо и Матильда. Потомки отняли у монахов часть имений, но затем Рикса завещала монастырю много денег и основала церковь святого Петра в Кёльне.

68. a-a Ср. «Основание Брунвиларского монастыря» (MPH, T. I, стр. 354); ср. А. Земкович, Rozbiór, p. 114.

69. Длугош не читал грамоты о его основании; ср. А. Земкович, указ. соч.

70. b-b Ср. «Основание Брунвиларского монастыря» (MPH, T. I, p. 354). Рикса скончалась 21 марта 1063 г. Помимо воли ей довелось быть погребённой архиепископом Кёльнским Анно в новой церкви Пресвятой Девы Марии ad gradus. Ср. O. Balzer, Genealogia, p. 69.

71. Под 1063 г. Длугош ничего не сообщает о смерти Риксы. О предметах большой ценности, оставленных Риксой Казимиру, ничего не говорится в прочих источниках. В ChrMP (гл. 12) встречается упоминание о вооружённой помощи, оказанной князьями Саксонии.

72. Ср. Анналы, Т. I, стр. 315, где, как мы видим, обстоятельное изложение отсутствует. В «Основании Брунвиларского монастыря» (MPH, T. I, p. 346) мы читаем, что регалии увезла из Польши Рикса; в Хильдесх. анналах (1031 г.) сообщается, что их увёз с собой Бесприм. Историки больше склоняются к сообщению, приведённому в Анналах. То, что мы читаем о возвращении регалий Казимиру, не подтверждается другими источниками и выдумано нашим автором, который, многое прочтя в польских источниках о короле Казимире, выдумал рассказ о возвращении регалий и коронации (ср. ниже).

73. Ср. «Основание Брунвиларского монастыря» (MPH, T. I, p. 351).

74. Короны не были возвращены, но вполне вероятно, что был обещан поход в Чехию.

75. Ср. Галл, I, 19 («И, взяв с собой 500 воинов, вступил в пределы Польши»). Если мы предположим (ср. ниже), что Казимир вернулся в Польшу в 1041 г., то по необходимости признаем, что он получил эту помощь от Генриха III, который начал править 4 июня 1039 г.

76. Ср. Козьма Пражский, II, 8, под 1040 г., где мы читаем об отправленных в 1039 г. Генрихом III послах, которые уговаривали вернуть сокровища и угрожали войной. Известно, однако, что Генрих III не имел намерения возвращать польские сокровища и реликвии.

77. Ответ князя Бржетислава звучал несколько иначе; ср. Козьма Пражский, указ. соч.; Пулкава (FRB, T. V, p. 42 sq.).

78. Когда именно Казимир вернулся в Польшу, не ясно. У Галла об этом ничего не сказано. Саксон Анналист сообщил, что это произошло в 1039 г. (ср. MGH SS. T. VI, p. 683). О. Бальцер (Genealogia, p. 84) принял 1038 г., С. Кентшиньский (указ. соч., с. 432) – первую половину 1039 г., Т. Войцеховский (указ. соч., с. 2) – 1039 г., Б. Влодарский (Problem jaćwiński w stosunkach polsko-ruskich, Zapiski Hist. TNT XXIV, 1959, p. 19) и Й. Беняк (указ. соч., с. 115) – начало 1041 г., В. Дзивульский (в рецензии на книгу Беняка) – 1040 г.

79. Ср. Ливий, ХХVII, 12 («люди, привыкшие жить грабежом»).

80. То, что Длугош сообщил о славном приёме, устроенном Казимиру в Польше, он взял из Магистра Винцентия II, 14 (MPH, T. II, p. 285) и ChrMP (гл. 12).

81. Ср. Галл, I, 19, где мы читаем, что Казимиру была передана некая крепость и что Польша была освобождена от поморян, чехов и прочих; всё это Длугош более обстоятельно изложил своими словами.

82. О сражениях, проведённых Казимиром, и об установлении им в стране мира в польских источниках встречаются лишь скупые упоминания, на основании которых Длугош сочинил пространное повествование.

83. Память о коронации содержится в более поздних по времени источниках, каковые суть: ChrMP и ChrPP (о том, что коронация состоялась в Германии) (MPH, T. II, p 485; T. III, p. 446). Длугош описал такую коронацию, какая обычно проводилась в его время, и написал, что Казимир был третьим королём. Он также высказал мнение, что коронация была весьма полезна для сплочения Польши и придания ей большего могущества.

84. Добродетели Казимира, доброго и справедливого короля, Длугош приписывал также и другим королям, за исключением Болеслава Смелого.

85. О Владимире Великом, отце Ярослава Мудрого, см. выше, прим.

86. Анна была последней женой Владимира Великого, ср. Анналы, Т. I, стр. 389. О Василии II и Константине VIII см. там же. Была ли Анна матерью Добронеги-Марии, или нет, в точности неизвестно. Из ПВЛ (Т. I, стр. 104) мы узнаём, что Добронега, сестра Ярослава, была женой Казимира, но его имя там не названо. Ср. О. Бальцер, Генеалогия, стр. 88 и сл. Кентшиньский (указ. соч., стр. 444 и сл.) подозревал, что Добронега была скорее дочерью, чем сестрой Ярослава.

87. Ср. ниже, стр. 37. Добронега родилась до 1016 г. и скончалась в 1087 г. Имя Марии ошибочно сообщает бреве папы Бенедикта IХ, написанное ок. 1046 г. (MPH, T. I, p. 358 sq.), Vst min. и Vst mai. Ср. ChrMP (MPH, T. II, p. 485): «… по имени Добронега, иначе называемая Мария».

88. О времени, когда была сыграна свадьба, нет ясности: русские источники сообщают, что она состоялась в 1043 г.; О. Бальцер и С. Кентшиньский считают, что она имела место быть в конце 1038 или 1039 гг.; наконец, Б. Влодарский (указ. соч., стр. 20 и сл.) принял 1041 г., а Й. Беняк (указ. соч., стр. 138) – начало 1042 г. Последнему мнению противоречит известие, приведённое Галлом (I, 19), который пишет, что Мешко, родившийся 16 апреля 1045 г., был третьим сыном Казимира и Добронеги.

89. Ср. Галл, I, 19: «… взял в жёны знатную даму из Руси с огромными богатствами».

90. О землях, возвращённых Руси, ничего не говорится в других источниках, ср. А. Земкович, Rozbiór, p. 115; Й. Беняк, указ. соч., стр. 136, прим. 340 и стр. 172. О землях, захваченных поляками, ср. Анналы, Т. I, под 1010 и 1018 гг. В ПВЛ под 1043 г. мы читаем, что за приданое Добронеги было отправлено 800 пленных русских, ср. Беняк, указ. соч., стр. 130 и сл.

91. Так же, как Казимир, она не была королевой.

92. Источник этой главы нам неизвестен. П. Давид полагает, что этот рассказ из Клюнийского бенедиктинского монастыря попал сперва в Тынецкий монастырь, а сочинили его в монастырях Арагона и Каталонии. Но в своей книге, под названием Les Bénédictins et l’ordre de Cluny (Paris, 1939, p. 96), он отрицает какие-либо связи между Клюнийским и Тынецким монастырями.

93. Вероятно, имеется в виду Оска (Уэска).

94. Рамиро II Монах (ум. 1157 г. 16 авг.) – сын Санчо I и брат Альфонса I Воителя, король Арагона в 1134 – 1137 гг. Аббат бенедиктинского монастыря в городе Сан-Понс-де-Томерас (с 1093 г.). Королевство было ему передано с разрешения папы.

95. Сан-Понс-де-Томерас в Лангедоке.

96. Агнесу (ум. ок. 1159 г.), которая была дочерью Вильгельма IХ, герцога Аквитании и графа Пуатье. До брака с Рамиро II она была замужем (1117 г.) за Эмери V (ум. 1127 г.), виконтом де Туар.

97. Петронила (р. 1136 г. 29 июня. ум. 1173 г. 15 окт.) – королева Арагона в 1137 – 1164 гг. Жена Рамона-Беренгера IV с 1137 г.

98. Рамон-Беренгер IV (р. ок. 1114 г. ум. 1162 г. 7 авг.) – граф Барселоны с 1131 г., принц-регент Арагона и граф Рибагорсы с 1137 г., граф-регент Прованса в 1144 – 1157 гг.

99. Ср. Козьма Пражский, II, 8 – 11; Пулкава (FRB T. V, p. 43 sq.) и Эней Сильвий, История Чехии, где мы читаем о походе Генриха III в Чехию, состоявшемся в 1040 г. Ср. И. Зарембский, Stosunki Eneasza Sylwiusza z Polską, RHist T. 70, 1939, p. 136 sq.

100. Эккехарду II, маркграфу Мейсена в 1032 – 1046 гг., который вторгся в Чехию с саксонскими отрядами.

101. Название этого холма нам не известно. Ср. Пулкава, указ. соч.

102. Ср. Козьма, II, 9 – 10; Пулкава, стр. 43; то, что у них можно прочесть, Длугош изложил более подробно и обстоятельно.

103. Ср. там же более подробное описание битвы, проведённой чехами, и поражения, которое Генрих III потерпел в двух сражениях (22 и 23 августа).

104. О постыдном бегстве войска Генриха III читай у Козьмы, Пулкавы и в некоторых немецких источниках.

105. Белина (Bělina) – левый приток Эльбы.

106. У Козьмы – Prikos, у Пулкавы – Prkossius, у Энея Сильвия – Прокопий.

107. a-a Ср. История Чехии, ХIХ, 33. Ср. И. Зарембский, указ. соч., стр. 137. В прочих источниках мы читаем, что Отард едва смог сохранить войско.

108. См. Анналы, кн. II, под 1024 г. и MPH, Т. VI, р. 600.

109. То, что сообщается о Пасхалии и Альбине, не подтверждается никакими достоверными источниками. Плоцкое епископство было учреждено в более позднее время.

110. Вернее, Бенедиктом IХ, который тогда правил.

111. См. выше, прим. 19.

112. В этом месте Длугош приводит весьма подробную характеристику Маслава.

113. Длугош написал, что междуцарствие было в 1036 – 1041 гг. Учёные мужи высказали по этому поводу разные мнения. Так, Й. Беняк, говоря, что князь вернулся в 1041 г., считает, что междуцарствие продолжалось 2 года; В. Дзивульский же (в рецензии на книгу Беняка) полагает, что междуцарствие продлилось не более нескольких месяцев. Ср. PH LVI, 1965, z. 3, p. 473.

114. Ср. Гораций, Песни, IV, 2. Эта фраза часто встречается у Длугоша.

115. Ср. Анналы, Т. I, прим. 2, стр. 318, где речь идёт о Маславе, виночерпии Мешко II; ср. Галл, I, 20.

116. Ср. Галл, I, 20, где говорится о мазовшанах и поморянах, которые поздно пришли на помощь и были союзниками Маслава во второй битве.

117. Сенека, О благодеяниях, II, 28, 4.

118. О простом люде и слугах в войске Маслава сообщает один Длугош и более никто.

119. Ср. Галл, I, 21, который, однако, сообщает ещё и о втором сражении – с поморянами, идущими на помощь Маславу; Длугош свидетельствует, что пруссы и прочие были союзниками Маслава.

120. В польских источниках, которые были написаны до Длугоша, нет никакого упоминания о помощи, оказанной русскими. Из русских же источников мы узнаём, что было два русских похода и две битвы с Маславом в 1041 и 1047 гг. и что Ярослав Мудрый, брат жены Казимира, пришёл Казимиру на помощь. За исследование этих источников взялся Беняк (указ. соч., стр. 129 и Źródło ruskie do sprawy Miecława, Studia Źródłoznawcze T. VIII, 1963, p. 96 – 111). Русские и польские историки много спорили по этому поводу, а именно: С. Соловьёв, Л. Линниченко, В.Т. Пашуто, С. Кентшиньский, О. Бальцер, Й. Бардах, С.М. Кучиньский, Х. Ловмяньский, Б. Влодарский. В. Дзивульский в рецензии на книгу Беняка также высказал своё мнение о походах (PH, T. LVI, 1965, z. 3, p. 475 – 482). Если ты, читатель, хочешь побольше узнать обо всём этом, обратись к трудам учёных, которых мы указали выше.

Беняк полагал, что первый поход поляков и русских против Маслава состоялся перед тем, как Казимир взял в жёны Добронегу. Он предположил также, что причиной похода было положение дел на Руси, в Мазовии, земле ятвягов и балтов, и что поход был предпринят самими русскими.

О битвах с Маславом в польских источниках сообщается по-разному: В. Кадлубек (II, 14) и Польско-Силезская хроника говорят о двух битвах; Галл: об одной – с Маславом, второй – с поморянами; ChrMP – об одной. Длугош по своему усмотрению объединил все сообщения, добавил о помощи Ярослава и написал, что вторая битва произошла в 1043 г., что противоречит русским источникам.

121. Ср. ChrMP (MPH, T. II, p. 486).

122. Немецкие источники сообщают, что вторая война с Бржетиславом происходила в 1041 и 1042 гг.; Козьма, II, 12, и Пулкава (FRB, Т. V, стр. 44) заявляют, что эта война была в 1042 г.; В. Новотный высказал мнение, что поход состоялся в 1041 г. (České dẻjiny … T. I, 2, Praga, 1913, p. 44 sqq.).

123. Известно, что войско вели по трём дорогам; ср. Козьма, II, 12; Новотный, указ. соч., стр. 46.

124. Пётр Орсеоло не мог принять участие в походе, так как в это самое время был изгнан из Венгрии и бежал в Германию.

125. Ср. Козьма, II, 12; Пулкава, стр. 44, где мы читаем об осаде Праги. Из второго источника мы узнаём, что город был осаждён 29 сентября. Там ничего не сказано ни о хитрости Бржетислава, ни об избегании им сражения, и пр.

126. О бегстве епископа Севера говорится и в вышеуказанных источниках. С. Кентшиньский полагает, что причиной бегства могли быть совершённые в Польше грабежи.

127. То, что Длугош написал о сдаче Бржетислава, он взял из Козьмы, II, 12 и Пулкавы.

128. О мирных условиях в вышеуказанных источниках говорится иначе. Известно, что чехи заплатили 1500 марок (дань за три года) и им были предъявлены ещё некоторые условия, о которых у Длугоша ничего не сказано.

129. Ср. Эккехард, Всеобщая хроника (MGH SS, T. VI, p. 194): «вынуждает мятежного князя дать заложников, а самому прийти вслед за ним в Регенсбург для смиренной сдачи и клятвенно подтвердить свою верность и службу».

130. Об ослеплении Вазула и изгнании из Венгрии Андрея, Белы и Левенты Длугош уже писал выше; ср. Анналы, Т. I, стр. 323.

131. Там же, Т. I, стр. 323, под 1038 г. Всё это хорошо известно из следующих источников более позднего времени: chr. Hung.; Simon de Késa, Gest. Hung. (SRH v. I, 1937, p. 173); ChrBud; ChrVind c. 42 – 43 и Turoczi. У Длугоша встречаются данные, весьма схожие с тем, что можно прочесть в chr. Hung. Из этого можно сделать вывод, что наш историк пользовался этими источниками. О королеве Гизеле многое сообщается в ChrVind, гл. 42.

132. Об этом бароне нам почти ничего не известно. Ср. Анналы, Т. I, указ. место. В ChrVind, гл. 44 он имеет прозвище «Бородатый».

133. О тирании короля Петра ср. chr. Hung.

134. Ср. chr. Hung. Этот ответ передан Длугошем в сильно сокращённом виде.

135. Игра слов: angariari («принуждать») – Hungariam («Венгрию»).

136. Аба Самуил, король Венгрии в 1041 – 1044 гг., который, как сообщают все венгерские хроники, женился на сестре короля Стефана I. В некоторых немецких хрониках мы находим под 1041 г. романизированную форму его имени – Ово. О коронации Абы в Секешфехерваре ничего не сказано.

137. Ср. ChrBud. и ChrVind, гл. 44, где многое сообщается об убийстве Буды и об ослеплении его сыновей.

138. Это первое указание на год рождения Болеслава Смелого. Но в каком году он на самом деле родился, остаётся неизвестным: О. Бальцер (Genealogia, p. 93 – 95) признавал таковым 1039 г., а именно, как год, следующий после заключения брака; Т. Грудзинский (Bolesław Szczodry, часть 1, Roczniki TNT 57, 1953, z. 2, p. 36 sqq.) принимал конец 1041 или начало 1042 гг., Й. Беняк – 1043 г. Болеслав был старшим по возрасту; ср. Галл, I, 19.

139. Речь идёт о битве, случившейся в 1041 г. (см. выше, под 1042 г.).

140. Амвросий Медиоланский, О разрушении города Иерусалима, 4, 1 («… питал дух строптивого народа»).

141. См. там же, где говорится о бегстве Маслава к пруссам. Ср. Винцентий Кадлубек (MPH, T. II, p. 286): «… князь перебегает к гетам»; ChrMP (MPH, T. II, p. 486): «… бежал к пруссам». В обоих хрониках мы читаем, что Маслав бежал, потерпев окончательное поражение.

142. Этот народ, родственный пруссам, а также отчасти литовцам, населял земли, расположенные по реке Неман, и пограничные с Мазовией и Пруссией области. Ср. А. Каминьский, Jaćwież, Łódź, 1953.

143. Название «злиньцы» (по-польски) происходит от реки Злины. Этот небольшой народ населял юго-западную часть земли ятвягов. Ср. А. Каминьский, указ. соч., стр. 46 и 96. Откуда Длугош взял их название «Slunenses» – неясно.

144. Ср. Винцентий Кадлубек; ChrMP; ChrPP (MPH, T. II, p. 286 и 485 sq.; Т. III, р. 447 и 622), где говорится о помощи поморян, гетов, даков и русских. Злиньцы введены самим Длугошем, который на основании скупых упоминаний, которые нашёл в хрониках, сочинил пространный рассказ.

145. Саллюстий, Катилина, 57, 5.

146. Ср. Саллюстий, Югуртинская война, 62, 8: «flectere animum suum, et ex mala consciencia».

147. Из Галла (I, 20) Длугош узнал, что силы Казимира были невелики.

148. Ср. ChrPP и Польско-Силез. хр. (MPH, Т. III, р. 447 и 622), где Длугош прочёл, что Казимир отчаялся в победе и силе папской диспенсации.

149. Тит Ливий, ХХVII, 44, 10.

150. Ср. ChrPP: «… папа … не мог разрешить его от монашеского обета»; то же самое в Польско-Силез. хр.

151. Ср. ChrPP: «… немного вздремнул … услышав голос: Что ты спишь? Бери меч и бросайся на врагов!»; то же самое в Польско-Силез. хр. В прочих хрониках об этом ничего не сказано.

152. Ср. Юстин (31, 3): «думали не столько о битве, сколько о наградах за победу».

153. Всё это Длугош почерпнул из вышеназванных хроник и пересказал своими словами.

154. Ср. Юстин (6, 7): «исполнял обязанности не только полководца, но и храбрейшего воина».

155. Ср. Галл, I, 20: «Казимир … очень утомился, руки его, вся грудь и лицо были обагрены пролитой кровью»; и Юстин (28, 4): «забрызганный своей и вражеской кровью».

156. Ср. Галл, I, 20: «… некто … из простых воинов оказал помощь обречённому на гибель Казимиру, как подобает благородному». О том, что князя доставили на носилках, добавил сам Длугош.

157. a-a Эти слова являются вставкой в текст. О покорении Мазовии уже говорилось под 1042 г. Вставка эта записана в рукописи рукой В. и невозможно решить, была ли она вставлена самим Длугошем, или его переписчиком.

158. Ср. Галл, I, 20: «как об этом свидетельствуют до сих пор место битвы и крутой берег реки». Длугош добавляет, что битва произошла на берегах Вислы. В ChrMP речь идёт о городе Остров, в ChrPP – о реке Варте, равно как и в Польско-Силез. хр., где мы читаем также, что на месте битвы Казимир основал Познань (MPH, T. II, p. 662; T. III, p. 447 и 623). Есть много мест, которые носят название Остров. С большой вероятностью можно предположить, что мы здесь имеем дело с Островом на реке Буг. Беняк высказал мнение, что битва произошла у Познани. Остаётся неизвестным также время битвы. Беняк принял 1047 г., а именно, следуя ПВЛ. Из ПВЛ и Галла мы узнаём, что Маслав был убит в бою. В ПВЛ же мы читаем, что в победе над войсками Маслава большую помощь оказал Ярослав Мудрый.

159. Численность войск указана большая, чем то было на самом деле. Ср. Галл, I, 20: «В этом сражении мазовшане выставили тридцать полков воинов, а у Казимира было едва три полновесных полка». Й. Довьят (Kilka uwag o słownictwie Galla Anonima w związku z organizacją sił zbrojnych za Bołeslawa Krzywoustego, KH LXVI, 1959, z. 1, p. 41 – 46) полагал, что полк (acies) состоял из 300 конных воинов – отряд, который впоследствии обычно назывался у поляков «рота». Длугош заимствовал название «полк» (acies) у древних авторов или у Галла.

160. О том, что Маслав был повешен гетами, ср. Винцентий Кадлубек (II, 14); о том, что его повесили пруссы, ср. ChrMP, ChrPP, Польско-Силез. хр. (MPH, T. II, p. 486; T. III, p. 623).

161. Ср. Винцентий Кадлубек: «к высотам стремился, высоты и получи», и ChrMP.

162. См. прим. выше.

163. С. Кентшиньский (указ. соч., стр. 471), следуя Галлу, полагает, что Казимир подчинил своей власти Восточное Поморье, которого впоследствии лишился Болеслав II Смелый. Современные учёные (К. Тыменецкий, Т. Грудзинский, Й. Довьят) отрицают факт утраты Померании.

164. Бытие, 49, 24.

165. Сирах, 45, 2.

166. Исайя, 14, 4.

167. Прозвище «Восстановитель» часто встречается в хрониках.

168. Владислав I Герман, младший сын Казимира; ср. Галл, I, 19. Год рождения Владислава Германа приводит один Длугош. О. Бальцер (Genealogia, p. 100) считает, что он родился в 1040 г. Но, если Болеслав, старший сын Казимира, родился в 1043 г., то Владислав появился на свет не ранее 1044 г.

169. У Козьмы (II, 12) о голоде говорится под 1043 г.

170. Об этом посольстве никто, кроме Длугоша, ничего не сообщает. Ясно, что это известие связано с тем, что говорилось о монашестве Казимира. Ср. Польско-Силез. хр., MPH, Т. III, р. 447, 621, и Хр. Петра, p. 5 (ed. M. Plezia), где мы читаем, что монахи бенедиктинцы были призваны из Льежа. Из сообщения Хр. Петра об имениях монастыря мы впервые узнаём, что Казимир был основателем Тынецкого монастыря.

171. Аарон стал впоследствии архиепископом Краковским. Ср. PSB, T. I, и комментарии к главе, где описываются события 1046 г. Ср. фрагменты подложной буллы Бенедикта IХ, которые можно найти в Vst mai. (MPH, T. IV, p. 383). Ср. Анналы Краковского капитула (там же, Т. II, р. 830): «Аарон, тынецкий монах, был избран епископом». П. Давид (Les Benedictins …, p. 47) полагал, что Аарон прибыл из Брунвилара; другие (в частности, Погорецкий), однако, считают его монахом Ставло.

172. Тынецкая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.

173. Ср. Анналы, Т. I, прим. 1, стр. 103. То, что Длугош сообщает в этом месте об основании бенедиктинского монастыря и о его основателе, он узнал от людей своего времени. Поскольку соответствующие документы утеряны, сказать что-то определённое об этом деле нельзя. Последние археологические работы показали, что монастырь существовал уже в ХI в. Среди историков (А. Нарушевич, А. Малецкий, В. и С. Кентшиньские, С. Смолка, Т. Войцеховский, П. Давид) идут жаркие споры по поводу того, кто был основателем монастыря. В качестве такового одни называют Болеслава Храброго, другие – Казимира Восстановителя, третьи – Болеслава Смелого, четвёртые – Владислава Германа. Но все отрицают факт прибытия сюда монахов бенедиктинцев из Клюни. Ср. А. Земкович (Rozbiór, р. 117 sq.) и Т. Войцеховский (Szkice z jedenastego wieku, Warszava, 1925, р. 199 sqq.), которые утверждают, что традиция об основании Тынецкого монастыря Казимиром Восстановителем возникла в ХIII в. Ср. Давид (указ. соч., стр. 88), где мы читаем, что в 1418 г. многие были убеждены, что между Тынцом и Клюни существовала тесная связь. Во времена Длугоша монастырь был богат, но какие владения принадлежали ему поначалу, мы не знаем.

174. С 1973 г. Тынец является частью г. Краков.

175. Ср. LB, T. III, p. 181, где Длугош пишет о французском происхождении Аарона и о 12 монахах, которые были призваны из Клюни. Там же, на стр. 224 указано имя Аарона, первого Тынецкого аббата. Во многих польских источниках мы читаем, что Аарон был тынецким монахом.

176. Ещё в сер. ХVII в. С. Щигельский видел в Тынце клюнийские ординации и другие книги. Ср. П. Давид, указ. соч., стр. 92 и сл.

177. Ср. ChrPP (MPH, T. III, p. 446 sq.): «Восстановил монастырь … на горе Тынец, призвав братьев из Льежа».

178. Т.е. Казимир.

179. О происхождении названия Любёнж существует две традиция: первая – у Винцентия Кадлубка (I, 17), вторая – в «Песне о первых монахах в Любёнже» (MPH, T. III, p. 708). Длугош излагает дело в соответствии с «Песней». Ср. О. Горка, Studya nad dziejami Śląska, pars 1, Lwów, 1911, р. 46 sq. Этот учёный полагает, что монастырь был основан в 1150 г. Вальтером, епископом Вроцлава, и Мешко III Старым (там же, стр. 59 и 88).

180. Монастырь Любёнж расположен в 2 км от города Легница, на р. Одер (Вроцлавское воеводство). О. Горка считает, что Длугош нашёл в цистерцианском архиве и прочёл поддельную грамоту, написанную в 1175 г. (указ. соч., стр. 47 и сл.), так как селения, которые перечислены ниже, впоследствии принадлежали цистерцианцам. Об этих селениях ср. Cod. dipl. Silesiae, ed. K. Maleczyński, T. I, 1, 1951, Nr. 12.

181. Любёнж – город на правом берегу Одера, где некогда был замок; ср. О. Горка, указ. соч., гл. I. Возле города Любёнж находился монастырь бенедиктинцев, но впоследствии (в 1175 г.) там основали цистерцианский монастырь. Длугош не смог установить, в какое время был основан цистерцианский монастырь, и потому вышло, что он написал об этом основании также под 1155 и 1175 гг.

182. Ныне – Сьрода Слёнска (Вроцлавское воеводство). Название этого местечка можно прочесть в грамоте, написанной в 1223 г.: «Новый торг, что зовётся Сьрода (Srzoda) …». Новый торг не был в числе имений монастыря.

183. Богунов – деревня во Вроцлавском уезде. Ср. Cod. dipl. Silesiae, T. I, прим. 11, стр. 291.

184. Ныне – Звруцона, деревня в 3 км к северу от Зомбковице-Слёнске. Ср. там же, прим. 12, стр. 292.

185. Ныне – в черте г. Вроцлава, в районе площади 1 Мая. В Набыцине у цистерцианцев была только одна таверна. Ср. там же, прим. 13 и 14, стр. 292.

186. Ныне – также в черте г. Вроцлава.

187. Деревня возле Лесьницы и Ураза (Вроцлавский уезд). Ср. там же, прим. 15.

188. Об этом месте ничего не известно.

189. Длугош преувеличил количество владений Тынецкого монастыря, которые в ХV в. состояли из 80 селений бенедиктинцев, ср. LB, T. III, p. 184 sqq. В сер. ХII в. аббатству принадлежало ок. 41 селения.

190. Об отправленном римской курией посольстве прочие источники умалчивают.

191. О сборщиках податей папской казны, находящихся в Польше, мы читаем в источниках только под 1230 г., когда они впервые прибыли для сбора десятины с духовенства.

192. Об этом съезде (сейме) ничего более не известно.

193. См. выше, прим.

194. В Польше тогда была одна церковная провинция – Гнезненская. Длугош, следуя Галлу, который писал (I, 11), что во времена Болеслава Храброго было две митрополии (I, 11), и сведениям об архиепископе Аароне, полагал, что было две провинции; ср. Анналы, Т. I, стр. 179.

195. Правильнее, Рычинском – от крепости Рычин; ср. ниже, где встречается та же ошибка.

196. Здесь перечислены также те диоцезы, которые были учреждены позднее.

197. Тевтонский орден Пресвятой Марии.

198. Ср. J. Ptaśnik, Denar św. Piotra obrońcą jedności politycznej i kościelnej w Polske, Kraków, 1908. Длугош прекрасно знал эти дела.

199. Ср. Перенесение и чудеса св. Варвары, Scriptores rer. Prussicarum, Т. II, р. 401 sq. Рассказ приведён Длугошем в сокращении. Ср. Решение Филиппа, кардинала-епископа Сабинского, объявленное 1 сентября 1371 г. (освобождающее епископа Каменецкого от зависимости от архиепископа Гнезненского); J. Walicki, Przynależność metropolitalna biskupstwa kamieńskiego i lubuskiego … Lublin, 1960, p. 89.

200. Ср. Анналы, Т. I, стр. 308 и 409; Каталог епископов Краковских III – V (MPH, T. III, p. 336 sq.): «Рутолин (Рахелин) … умер в 1046 году Господнем».

201. Ср. ChrVind c. 51; Turoczi c. 44: «Пётр Немец или, вернее, Венецианец».

202. Ср. ChrBud: «В третий год короля Абы», из чего можно сделать вывод, что поход Генриха III в Венгрию состоялся в 1044 г.

203. Ср. «Деяния венгров» Симона из Кезы (SRH, T. I, p. 175 sq.): «Венгры сговорились … его убить». То же самое в ChrBud и ChrVind с. 44. Причиной заговора была тирания Абы.

204. О предании их папой анафеме нигде, кроме Альтайхских анналов, не сообщается.

205. Во всех трёх венгерских хрониках приводится много разных подробностей о вторжении в Баварию и Австрию. Историки полагают, что это вторжение было предпринято в 1042 г.

206. Послы были отправлены в декабре 1042 г. или в самом начале 1043 г.

207. Ср. ChrVind c. 44: «Готфрида, герцога Лотарингии»; в прочих венгерских хрониках его имя отсутствует. Готфрид III Бородатый (ум. 1069 г. 21 дек.) – сын Гоцело I; герцог Нижней Лотарингии в 1044 – 47 гг. и Верхней Лотарингии в 1044 и 1065 – 69 гг.; маркграф Тосканы в 1054 – 69 гг. Он принимал участие в походе против Венгрии; осенью 1044 г. был лишён герцогства Верхней Лотарингии из-за поднятого им мятежа. Война с ним велась зимой 1044/45 г.

208. Чанад – город в южной части Венгрии, на р. Тисе, центр епископства. Известно, что Аба был в Чанаде в середине февраля 1044 г.

209. Ср. три вышеупомянутые венгерские хроники, где ничего не сказано о времени, когда это произошло. В некоторых немецких источниках указан 1044 год.

210. Ср. Легенда о св. епископе Герарде, SRH, Т. II, р. 501 – 503. Герард Сагредо или Венецианец (р. 980 г. ум. 1046 г. 2 сент.) – первый епископ Чанада с 1036 г., апостол Венгрии, святой. О его пророчествах см. там же, стр. 502. О его мученической кончине говорится во всех венгерских хрониках.

211. Об этом можно прочесть также в Альтайхских анналах под 1044 г.

212. Из немецких анналов мы знаем, что третий поход Генриха III в Венгрию состоялся в июне 1044 г.

213. Ср.: ChrBud: «… при Менфё, возле Дьёра»; ChrVind c. 45: «при Менфё», т.е. у села Менфё, возле города Дьёр (лат. Jeurinum, Jaurinum, нем. Рааб).

214. 5 июля 1044 г. День и год указан во всех венгерских хрониках. Там же говорится о продолжительности битвы.

215. О ветре и пыли см. ChrBud и ChrVind с. 44. В прочих венгерских хрониках сообщается, что причиной поражения была измена. Мы знаем, что Длугош использовал в качестве источника ChrBud.

216. Ср. Саллюстий, Катилина, 61, 7: «победа … не была ни радостной, ни бескровной».

217. Из венгерских хроник мы знаем, что немецкое войско понесло большие потери, о чём в немецких источниках не сообщается; прочее же, что там сообщается, изложено в немного изменённом виде.

218. Тиса – река, приток Дуная. О смерти короля Абы Длугош сообщает, следуя венгерским хроникам.

219. Ср. ChrBud; ChrVind c. 45. Всё это подтверждается свидетельством немецких хроник.

220. Генрих III прибыл в Регенсбург до 25 июля 1044 г.

221. О происхождении Аарона не сохранилось никаких данных. Вероятно, он был шотландцем, который вёл монашескую жизнь в монастыре св. Мартина в Кёльне, как полагал С. Кентшиньский (O palliuszu biskupów polskich XI wieku, RHist T. 43, 1902, p. 203 – 205). Погорецкий считал, что он пришёл из Ставло.

222. Паллий обычно жаловался папой епископам, архиепископам, иногда даже митрополитам. Получил ли Аарон паллий персонально, или в Кракове временно было учреждено архиепископство, не ясно. Невозможно также решить, от какого папы он его получил: то ли от Льва IХ в 1049 г., то ли от Виктора II на соборе, состоявшемся в Кёльне в 1056 г. Ср. С. Кентшиньский, O palliuszu, р. 213.

223. Этот отрывок взят из подложной папской буллы, которую Длугош нашёл в Vst min. и в Каталоге III епископов Краковских; ср. Z. Kozłowska-Budkowa, Repertorium polskich documentów … do końca XII w., Kraków, 1937, nr. 6.

224. Львовское архиепископство (перенесённое из Галича) было учреждено 20 августа 1420 г. и подчинено Гнезненской митрополии. Спустя два года в Польшу была прислана ради этого папская булла, которая, однако, была датирована 30 мая 1414 г.

225. Мешко родился 16 апреля 1045 г.; ср. Анналы Краковского капитула (MPH, T. II, p. 794); O. Balzer, Genealogia, p. 108.

226. О пребывании Генриха III в Италии Длугош узнал из Хроники Германа из Рейхенау и пересказал всё это своими словами; ср. MGH SS, T. V, p. 126.

227. Об этом Длугош уже писал раньше. Их низложение состоялось на соборах: в Сутри – 20 декабря и в Риме – 23 декабря 1046 г.

228. О Клименте II см. прим. выше.

229. Генрих III вместе со своей женой Агнесой был коронован в тот день, когда папа принял своё посвящение, то есть 25 декабря 1046 г. Об этом говорится во многих немецких хрониках. Агнеса Пуату (р. 1020 г. ум. 1077 г. 14 дек.), дочь Вильгельма V, графа Пуату и герцога Аквитании, была второй женой (с 1043 г.) Генриха III.

230. Климент II умер 9 октября 1047 г. Его сменил Дамас II (Поппо, епископ Бриксена), который 25 декабря 1047 г. был назначен Генрихом III, 17 июля 1048 г. – рукоположен, а 9 августа того же года – умер. Вероятно, что он был отравлен.

231. Этот рассказ, который встречается во всех трёх венгерских хрониках, передан Длугошем в сокращении. Из-за характера написания того, что было взято из хроник, невозможно установить, какой хроникой пользовался Длугош.

232. См. кн. II, прим.

233. Там же, прим.

234. Ср. ChrBud, где мы читаем о бегстве в Польшу трёх князей, о пребывании в Польше Белы, а затем о бегстве Андрея и Левенты на Русь и к половцам. То же самое в ChrVind, c. 46 и 47 и Turoczi, c. 39. Рассказ Длугоша более краток.

235. В ChrBud: «Виска, Буа и Буна»; ChrVind, c. 47; Turoczi, c. 40.

236. Три вышеуказанные хроники: «убить, вздёрнув на дыбу, … пытать, выколов глаза».

237. О собрании, состоявшемся в Чанаде, и о призвании из Польши трёх князей во всех трёх венгерских хрониках можно прочесть много подробностей. Длугош изложил это весьма сжато. Кроме «Легенды о святом епископе Герарде» (SRH, T. II, p. 501), о послах, отправленных в Польшу, нигде более не сообщается; в прочих хрониках речь идёт о Руси.

238. В ChrBud сообщается, что князья первыми отправили послов в Венгрию. «Легенда о святом епископе Герарде» и ChrVind, c. 46 подтверждают, что Бела I остался в Польше. Ср. J. Dowiat, Bela I węgierski w Polsce, PH, LVI, 1965, z. 1.

239. Всё это можно прочесть во всех трёх венгерских хрониках. Источником Длугоша скорее всего была ChrBud.

240. Ср. ChrBud: «Ват из замка Бел … его сын Ян». Оба – лица неизвестные.

241. Ср. ChrBud; ChrVind, c. 47.

242. Kreenfeld, Кишпешт – старый пригород Буды. Гора ныне называется Gellért-hegy.

243. О мученической кончине епископа Герарда много подробностей можно прочесть в венгерских хрониках и в «Легенде о св. Герарде». Длугош сообщил о ней вкратце.

244. Вот имена неизвестных нам епископов, которые можно прочесть в вышеуказанных хрониках: «Beztridus, Budi, Beneta et comes Zonug».

245. Обо всём этом сказано в вышеуказанных венгерских хрониках.

246. Ныне – г. Печ. В ChrVind, c. 48, можно многое прочесть о месте, где был погребён Пётр Орсеоло; это была базилика св. Петра в Фюнфкирхене.

247. Об этом ничего не говорится в венгерских хрониках О жене Петра Орсеоло ничего не известно.

248. То, что Длугош написал о короле Андрее, который был коронован в 1047 г., он почерпнул из ChrBud и ChrVind, c. 49, где мы замечаем ту же последовательность событий, но иной стиль подачи материала.

249. В вышеуказанных хрониках об этом не говорится. Сказано только, что епископы остались живы после гонений.

250. Во всех венгерских хрониках мы читаем, что Левента умер в 1047 г.

251. Таксонь – деревня в 23 км к югу от Будапешта (медье Пешт). О том, что Левента был язычником, сказано во всех венгерских хрониках.

252. То, что сказано о Бенедикте, не подтверждается другими источниками. Ср. Длугош, Opera, Т. I, стр. 484, где Бенедикт назван четвёртым епископом Познани. Ср. Анналы, Т. I, стр. 313 и 410.

253. То, что сказано о Марцелле, не подтверждается другими источниками. Ср. Длугош, Opera, Т. I, указ. соч. Папа Иоанн ХIХ (ср. Анналы, Т. I, стр. 312 и 410), которого Длугош обычно неправильно называет Иоанном ХХ, умер в 1032 г. Из этого следует, что епископ Марцелл не мог быть им утверждён.

254. Отто, четвёртый сын Казимира, ср. Галл, I, 19. О. Бальцер (Genealogia) предположил, что он родился в 1046 г., а умер в 1048 г.

255. Ср. Хроника Германа из Рейхенау (MGH SS, T. V, p. 128): «погребён в церкви святого Лаврентия». О Дамасе II см. прим. выше.

256. Лев IХ (Бруно) – сын Гуго IV из Эгисхайма, эльзасского графа; римский папа с 12 февр. 1049 г. по 19 апр. 1054 г. Перед тем, как стать папой, был епископом Туля.

257. Он не отказался от должности, но заявил, что примет её, если будет всеми избран. Так и было сделано.

258. Всё это взято из ChrBud и ChrVind, c. 49 и Туроци, с. 42 и передано в сокращении.

259. Геза I (р. ок. 1040 г. ум. 1077 г. 25 апр.) – старший сын Белы I, король Венгрии в 1074 – 1077 гг.

260. Владислав (Ласло) I Святой (р. 1046 г. 27 июня. ум. 1095 г. 29 июля) – 2-й сын Белы I, король Венгрии в 1077 – 1095 гг.

261. Анастасия Ярославна (ум. после 1074 г.), дочь Ярослава Мудрого. В венгерских хрониках её имя отсутствует.

262. Соломон (р. ок. 1053 г. ум. 1087 г.) – сын Андрея I и Анастасии Ярославны, король Венгрии в 1063 – 1074 гг.

263. Давид – второй сын Андрея I. Он умер в 1055 г.

264. Ламберт (ум. ок. 1096 г.). В венгерских хрониках упоминаются также два его сына, родившиеся в Польше, и дочери.

265. Ср. ChrBud: «И жили король и герцог в великом мире и спокойствии».