АШИКПАШАЗАДЕ

ИСТОРИЯ ДОМА ОСМАНА

TEVARIH-I AL-I OSMAN

Часть третья

Оглавление

149. В этой главе объясняется причина похода на восток султана-моджахеда Мехмеда Хана Гази. (1473. Битва у Евфрата)

150. В этой главе рассказывается о том, как поступил султан Мехмед Хан Гази после того, как при переправе часть солдат оказалась отрезанной. (1473. Битва при Отлукбели)

151. В этой главе описывается, как султан Мехмед Хан Гази послал своего слугу Гедик Ахмеда на завоевание Кафы, как он завоевал Кафу и какие другие провинции он там завоевал (1475 Завоевание Крыма).

166. Здесь рассказывается, кто такие визири османов, и называются их имена и прозвища.

183. Эта глава посвящена достоинствам султана Баязида и рассказывает об учёных и дервишах его времени.

Глава 149.

В этой главе объясняется причина похода на восток султана-моджахеда Мехмед Хана Гази.

Узун Хасан 30 отдал Касыму солдат Караманоглу. Эти солдаты пришли и опустошили Токат 31. Султан Мехмед Хан Гази должен был напасть на них. Султан Мехмед Хан призвал Махмуда Пашу, Ахмеда Пашу и Мустафу Пашу и спросил: «Что вы думаете об этом Узун Хасане?». Паши переглядывались и молчали. Султан снова спросил: «Почему бы вам этого не сказать?». Махмуд Паша сказал: «Мысли счастливого султана опережают все наши мысли. Какими знаниями мы можем обладать в присутствии султана?». Султан ещё раз сказал: «Скажи мне свое мнение». И Махмуд Паша сказал: «Мой счастливый султан! Мы знаем, что устроил этот Узун Хасан и какое беспокойство он причинил. Теперь, о султан, нам надо действовать в соответствии с его поступками. Мой счастливый султан! Эти люди называют Узун Хасана своим султаном, приравнивая его к сыновьям нашего султана. Он не тот, кем он себя считает, но он наш враг. К этому нужно основательно подготовиться».

Ахмед Паша, со своей стороны, сказал: « О, счастливый султан, сейчас же пошлите своих слуг. Протяните руку к его родным землям вместе с акынджиями. Пусть они бьют, уничтожают, жгут. А потом падишах поступит в соответствии с тем, что он будет делать».

Падишах сказал: «Пошлите Михалоглу Али Бея. Пусть войдёт в этот вилайет насколько достанет рука, пусть стреляет, уничтожает, жжёт и берёт в плен». Они выполнили приказ султана и послали Али Бея с лучшими солдатами Румелии. Али Бей вторгся и в провинцию Кема. Он захватил [здешних] армян и взял большую добычу. Все акынджии захватили много добра. Это длинная история, я рассказал её вкратце.

Падишах собрал большую армию. Он взял с собой двух своих сыновей: одним из них был Баязид Хан, а другим - султан Мустафа. Там было сто тысяч солдат ислама, а также много неверных 32. Он шёл к Сивасу со славой и величием, думая встретиться там с Узун Хасаном. Но Узун Хасан в Сивасе так и не появился. Оттуда султан пошёл в Акшехир и напал на Карахисар. И снова Узун Хасан не появился. Визирь падишаха Махмуд Паша 33 сказал: «Счастливый султан, давайте сначала возьмём этот Карахисар. Если сделаем это, в будущем врагу [будет сложнее]. Я думаю, что это будет правильно».

Падишах сказал: «Махмуд! Что мне делать с этой крепостью? Я пришёл сюда, чтобы найти своего врага. Найди мне моего врага!».

Султан выступил и направился в Эрзинджан. Враг снова не пришёл. Перед падишахом двигался патруль. Внезапно он встретил вражеский полк. Они много сражались, и враг, наконец, сломался и бежал. Двинувшись оттуда, они достигли района Теркан, но опять-таки не нашли никаких следов противника.

Султан сказал бейлербею Румелии: «Мурад! Ты идёшь вместе с Махмудом. Посмотри, в чём там дело?».

Эти двое следовали рядом, всё время наблюдая друг за другом и подтрунивая [друг над другом]. Когда они достигли берега Евфрата, Махмуд Паша сказал: «Мурад Бей! Давай не будем переходить реку, [тогда нас] не смогут застигнуть врасплох. Не стоит упускать врага из виду». Но Мурад Паша не прислушался к его мнению и сказал: «Михалоглу Али Бей продвинулся вперёд, а мы почему стоим?».

Махмуд Паша сказал: «Послушай меня, брат! На вражьей земле следует быть умным и осторожным. Мы ещё не видели врага». Но Мурад Бей никогда его не слушал. Он закрыл глаза и перешёл воды Евфрата. Махмуд Паша проявил терпение и остался. Внезапно они увидели, что Али Бей пошёл в наступление. Махмуд-паша приказал ему вернуться, но Мурад уже перешёл реку. Махмуд не пошёл за ним. Оказалось, что на той стороне была засада, где их поджидали солдаты [врага]. Воины Мурад Паши побежали к Махмуд Паше. Махмуд Паша тоже побежал к [главному] войску. Туда же бежал и Михалоглу Али Бей. Враг уничтожил Мурад Пашу 34 и исчез. Турхан Бейоглу Омер Бей, Хаджи Бей, Фенариоглу Ахмед Паша 35 и довольно многие субаши 36 попали в плен. Захваченных субаши отправили в Байбурт. Этих же трёх господ они держали при себе и прятали их 37.

Голова не всегда бывает умна,
Чем она больше, тем меньше она
Думает о противнике, и тут
Ни разум, ни удача не спасут.
Если даже гора предстанет перед ним,
Он её не увидит, будучи таким.
Мурад Паша из поля зрения исчезает,
Но хан никогда по своим слугам не скучает.

Глава 150.

В этой главе рассказывается о том, как поступил султан Мехмед Хан Гази после того, как при переправе часть солдат оказалась отрезанной.

Надо было принять срочные меры и уничтожить врага. Они шли туда, где он появлялся, но никоим образом не могли о нём ничего узнать. После того, как Узун Хасан проделал этот трюк, он повторил его снова и исчез из виду. Султан направился в Байбурт. Оттуда они шли вперёд ещё шесть дней.

В среду был седьмой день. И снова враг появился впереди: на крутом холме показалось множество солдат. Они подумали, что это Михалоглу Али Бей, потому что Али Бей обычно шёл впереди всех. Но когда присмотрелись внимательно, увидели, что это не господин Али, а враг, которого они искали. Султан всегда шёл готовым, полки были хорошо построены. Не останавливаясь, они подошли к врагу, как птица, пересекли этот ручей и предстали перед врагом. Принцы разошлись по флангам: султан Мустафа рубился с Зейнелом, сыном Узун Хасана, а султан Баязид сражался с Угурлу Мехмедом, другим сыном Узун Хасана.

Перед султаном стоял сам Узун Хасан. Против каждого фланга был другой фланг [противника]. Султану Мехмед Хану Гази помог победить Всевышний, и его благословенная удача, как всегда, была превыше всего. На каждом фланге солдаты атаковали друг друга. На фланге султана Мустафы азапы схватили Зейнела и обезглавили его. Большинство беев рядом с ним разбили, многих из них схватили и взяли в плен. Ещё они захватили много оружия. Султан Баязид Хан на своём фланге [пока] не мог одолеть Угурлу Мехмеда. Когда Узун Хасан, стоявший напротив султана-моджахеда 38 Мехмед Хана, увидел янычар, он сказал: «Эй, немедленно приведите серого коня, и он спасёт мою жизнь». Ему сразу же привели серую лошадь, и он приготовился бежать. С этой целью Хасан Бей сел на серого коня и пересёк холм у ручья. Когда [туркмены] увидели ветеранов, они совсем потеряли голову. Вражеские солдаты упали духом. Рядом с Узун Хасаном был Караманоглу Ахмед 39. Он хорошо научился убегать вовремя. Завидев янычар, Пир Ахмед хотел бежать больше, чем кто-либо еще. Узун Хасан решил идти в Тебриз. Караманоглу был с ним, и они пошли вместе. Когда янычары увидели такое дело, они воскликнули: «Эй, зловещие коварные туркмены! Почему вы бежите, даже не выстрелив из лука и не взмахнув мечом? Солдаты, которых вы побеждали раньше, наверное, были такими же трусами, как и вы!». Узун Хасан возблагодарил [Аллаха] за то, что спас свою голову, а своим родичам наказал, чтобы они даже имени османов не упоминали. Юноши их рода повесили на свои уши серьги совета и усвоили этот наказ.

Его многие хорошим солдатом считали,
В Чагатае, в Асеме махиром 40 называли.
Сам же он мог сказать: «Я заражён спесью».
Гнилым был его трон, окружённый лестью.
И в конце концов бродягой он стал:
Когда пришёл падишах, он бежал.
Даже имя Хасана больше не упоминали,
Ему было бы стыдно, если бы его назвали.
Голову ему вскружило самомнение.
Если бы он выжил, он стал бы поумнее.

- Кто были эти старейшины, беи Узун Хасана?

- Один из них - это Омер Бей, бейлербей Чиерли (Cigerli). [Ещё] потомок эмира Тимура и двое братьев из рода Кара-Коюнлу. Кроме того, наши взяли около трех тысяч пленных. Сколько было убитых, не знает никто, кроме Аллаха. Вот что случилось с Узун Хасаном, и ни с одним султаном никогда такого не случалось. Он страдал от болей в животе и в конце концов по этой причине умер 41.

- А как насчёт султана моджахедов? Что он делал после того, как остался [победителем]?

- Он ушёл. Он проявил человечность, не стал разорять свою землю и направился в свой родной город. По дороге из Карахисара он [шёл мимо] крепости Кема (Kemah) и со славой завоевал её. А оттуда он пошёл и счастливо вступил на трон Стамбула. Как только он вошел в город, он отстранил Махмуда и снял его с должности визиря.

- Кто он на самом деле такой, этот Узун Хасан, который восстал против Гази-хана и проявил враждебность?

- Узун Хасан - потомок Баяндыр-хана 40. Он победил Турхан Бейоглу 43, Мирзу Джиханшаха 44 из Баранлы и Абу Саида 45 из Чагатая, но взгляда султана-моджахеда Мехмед Хана Гази он не выдержал.

Затраченные труды даром не прошли:
Враги Мехмед Хана согнаны с земли.
На восток и на запад они разбежались,
Утратив задор, и больше не волновались.
То, что случилось - самое лучшее,
Превосходящее предыдущее.
Эта справедливость и благодать эта
Да продлятся до скончания света.
Постоянство - благо, если оно сохраняется;
Счастье, что константа никогда не меняется.

Это произошло в восемьсот семьдесят восьмом году хиджры 46. В этом походе султан Мехмед Хан был вместе с сыновьями Баязид Ханом и Мустафой Султаном. Узун Хасан потерпел поражение, а султан Мехмед одержал победу.

Глава 151.

В этой главе описывается, как султан Мехмед Хан Гази послал своего слугу Гедик Ахмеда на завоевание Кафы, как он завоевал Кафу и какие другие провинции он там завоевал.

Султан-моджахед Мехмед Хан полностью завоевал провинцию Рум и послал своих ханов выкорчевать кровожадных беев. Затем он решил завоевать [всё] Черноморское побережье и потребовал, чтобы проповедь ислама читалась от его имени во [всех] местах, которые находились на этом море.

Султан Мехмед Хан Гази сказал своему слуге 47 Гедику Ахмеду 48: «Хорошенько всё подготовь собственными руками. Я посылаю тебя на завоевание».

Ахмед подготовил триста кораблей и собрал лучших конных и пеших солдат. Он купил [даже специальные] корабли для перевозки лошадей. Когда Ахмед-паша исполнил приказ султана, он пришел и доложил. Он даже не спрашивал, куда идти, а сложил руки и встал перед султаном.

Падишах спросил: «Ахмед, ты закончил?» И Ахмед сказал: «О счастливый султан! Мои приготовления всего лишь свидетельство вашего благоволения».

В то же утро был дан сигнал: загремели барабаны. Все корабли снарядили, распустили флаги. Ветераны были готовы отправиться в поход. Якоря кораблей были подняты, причальные канаты отвязаны. Паруса раскрылись; когда их коснулся ветер, корабли зашевелились. Морская гладь озарилась светом ислама. Около семидесяти тысяч ветеранов плыли днем и ночью, пока не вошли в порт Кафа 49. Как только вышли на пляж, [выкопали] траншеи и установили пушки.

Ахмед Паша воскликнул: «Эй, товарищи гази! Потрудитесь ради ислама. Эта Кафа - опасная крепость, господствующая в [этой части] исламского мира. C помощью Истинного Пророка давайте сделаем её землей ислама». Ветераны сотворили молитву и атаковали. Были великие сражения. Ни днем, ни ночью неверным не давали покоя.

Целью прибывших ветеранов было захватить город силой оружия и уничтожить его. И те увидели, что они могут это сделать. Видя эту решимость мусульман, отправились к своему правителю и сказали: «Что ты будешь делать с этими прибывшими турками?». Правитель спросил: «А какое ваше мнение?» Они ответили: «Если бы мы это решали, мы бы добровольно сдались». И когда правитель спросил: «А почему вы так считаете?», неверные ответили: «Потому что если турки захватят крепость силой, то они убьют нас, поработят наших детей, имущество конфискуют, а город опустошат. А чтобы так не случилось, давайте сразу сдадимся, чтобы всех нас не взяли в плен. К тому же падишах, который послал этих турок, пытается привести в порядок каждый город, который завоёвывает». И правитель сказал: «Ну, если вы так решите, то я не буду вам противиться».

На третий день они запросили пощады, и Ахмед-паша простил их. На пятый день двери крепости открыли. Знамя падишаха внесли в цитадель и вывесили на бастионах. Муэдзины пропели азаны 50. Они вывезли колокола и сломали изображения их идолов. Большую церковь сделали пятничной мечетью. На пятничной молитве была прочитана хутба на имя султана Мехмед Хана Гази. Ахмед Паша нарядил ветеранов в халаты и сделал пожертвования дервишам и учёным. Он задержал пришедшего к нему правителя и конфисковал его казну, которая была передана в казну падишаха. Ахмед Паша переписал [всех] жителей города, регистрируя богатых и бедных, их имущество, сыновей и дочерей, и отдельно записывая солдат. У этих людей отбирали вещи, достойные султана, оставляя только то, что необходимо. Солдат выгнали из домов и отдали их дома ветеранам.

После этого несколько раз посылались корабли для завоевания окружающих крепостей. Они завоевали приморскую крепость Азак 51 и провинции вплоть до черкесской земли.

После этого они подступили к Мангупу 52 подвезли и начали устанавливать пушки. Когда правитель Мангупа увидел, что пришли люди, завоевавшие Кафу и ее провинцию, он встал и пришел, чтобы передать крепость Ахмед-паше. Но в той крепости у правителя были противники. Они не соглашались отдать укрепление, закрыли двери крепости, и начался бой. Они долго воевали. Сколько бы правитель не говорил: «Давайте сдадим крепость» - его не слушали и хотели даже прогнать из крепости его жену и сыновей. В конце концов Ахмед Паша понял, что крепость не будет взята без войны, оставил немного солдат [для осады] и ушёл.

Через много дней солдаты, которых разместили вокруг крепости, покинули её и ушли, [но на самом деле] притаились возле крепости. Неверные не догадывались о засаде, думая, что турок бежал и ушел. Крепость была переполнена вошедшими туда людьми. Они страдали от тесноты. Когда жители увидели, что турецкие солдаты отступают, они начали выходить из крепости. Тогда исламские воины вышли из засады и сразу же вошли в крепость. Так они завоевали Мангуп. Всё, что было сделано с Кафой, было сделано и с Мангупом.

Беев каждой провинции, которую они завоёвывали, прогнав их солдат, привозили в Стамбул. Своими сокровищами они пополнили казну султана, а своих жён и дочерей отдали слугам султана. Жизнь этих неверных полностью изменили. Султан достиг желаемого. В Мангуп назначили кадия, а церкви переделали в мечети. От имени падишаха была прочитана исламская хутба. Все это происходило с помощью хакимов. Аллах лучше всех знает истину.

Что совершил слуга этого хана, Ахмед?
Привез товары и благословения хану Ахмед,
Множество луноликих красавиц
В ханский гарем привёл Ахмед.
И всё это совершил Ахмед-паша
По приказу падишаха.
До Ахмеда не всё там было хорошо,
Ханскую власть укрепил Ахмед.

Это завоевание совершил для султана Мехмеда его слуга Ахмед Паша в восемьсот восьмидесятом году хиджры [53].

Глава 166.

Здесь рассказывается, кто такие визири османов, и называются их имена и прозвища.

Первым визирем был Хайреддин-паша 54, [который] во время Орхана был кади Биледжика. Орхан Гази отписал ему Акьяйю. В те времена в качестве подарка дарили хороших лошадей, говоря, чтобы не ходили пешком. В конце концов он стал кади Изника. Когда брат Гази Хюнкара Сулейман-паша достиг милости Аллаха, Гази Хюнкар 55 задумал пойти в Румелию. Он сделал Хайреддина кадиаскером (kazasker) 56 и с ним отправился в Румелию. Нынешние янычары (yeniceriyi) тоже были учреждены Хайреддином. Он прошел путь от кадиаскера до визиря. Его называли Хайреддин-паша, потому что он всегда направлял султана к добру. Именно при нём у ворот османов стали почитаться люди знания, как богатые, так и бедные. Наконец, он построил мечеть и имарет в Изнике и обрёл милость Аллаха 57. У него остались трое сыновей. Одним из них был Али-паша, другим был Ибрагим-паша, а третьим был Ильяс-паша.

Али-паша был кадиаскером и визирем у Баязида Хюнкара 58. Он предложил утвердить жалованье для кади, о чём я говорил выше. Он построил имарет в Бурсе и обрёл милость Аллаха. Али-паша был также визирем эмира Сулеймана 59. Его брата Ибрагим-пашу султан Мехмед 60 сделал кадиаскером, когда был в Амасье. Приехав в Бурсу, он сделался визирем. Он тоже пошел по стопам своего брата и отца. Потом он стал визирем даже у султана Мурада 61. Он построил имарет в Изнике и обрёл милость Аллаха.

Его сын Халил Паша 62 тоже стал визирем султана Мурада и сына Мурад-хана султана Мехмед-хана Гази. Он построил имарет в Изнике и гостевой дом (misafirhane) Эмира Сейида в Бурсе. В конце концов он, притесняемый, приняв мученичество 63, обрёл милость Аллаха. У него было два сына кадиаскера, одним из которых был Сулейман Челеби, а другим - Ибрагим Челеби.

Хасан Челеби построил караван-сарай в Бурсе, а половину своего вакфа посвящал святыням Медины.

Баязид-паша 64 построил имарет 65 в Амасии и медресе в Бурсе. Аллах помиловал его.

Хаджи Халил-паша 66 построил завийе (zaviye) в Тароаце и медресе в Гюмюше. Он обрёл милость Аллаха.

Караджа-паша 67 построил завийе в окрестностях Енишехира.

Хаджи Иваз-паша 68 привлёк в Анатолию умелых мастеров из других стран. Османские паши видели у него пиршество с грешниками 69. Он построил медресе и завийе в Козове, а также мечеть 70 и медресе в Бурсе. Он выделил долю из своих запасов беднякам в Каабе, и установленную сумму туда отправляли каждый год.

Мехмед Ага 71 построил имарет в Османджике.

Файзлулла-паша построил имарет для сейидов в Эдирне.

Сарыджа-паша построил имарет в Галлиполи.

Исхак-паша 72 построил имарет и медресе в Эйнегёле (Inegol). Он построил мечеть в Стамбуле и пятничную мечеть в Салониках.

Кула Шахин 73 построил имарет и медресе в Пловдиве.

Тютюрмешикоглу (Tuturmezikoglu) Касим-паша 74 построил в Эдирне уникальное сапфировое (safilere) здание и пятничную мечеть (Cuma mescidi) в Карахисаре.

Заганос-паша 75 построил имарет и медресе.

Когда Кемаль-паша умер в Стамбуле, на его могиле построили мавзолей.

Велиюддиноглу Ахмед-паша 76 постоянно расхваливал глаза и брови красавиц, их мушки (zuluflerini) и родинки, да так и умер.

Мустафа-паша построил имарет на армянском рынке. В конце концов он был оклеветан и замучен.

Гедик Ахмед-паша построил имарет и медресе в Карахисаре. То, что он надеялся [получить] от падишаха, в конце концов пришло к нему само по себе 77.

Махмуд-паша 78 построил имарет в Стамбуле и рядом с ним медресе, а также пятничную мечеть в Софии. Из своего вакуфа (Vakiflarinin) он определил тысячу флоринов (filori) в год беднякам и ученым Медины, дворникам мечети пророка и тому, кто зажигает лампады. Они отправляют эту сумму каждый год, деньги поступают также в Медину-и Расул. За душу Посланника Аллаха каждый день читается хатим (hatim).

Месих-паша построил пятничную мечеть в Галлиполи.
Файык-паша пока ещё не намерен оставить работу.
Нишанджи Ибрагим Паша построил медресе в Эдирне.

Рум Мехмед 79, став визирем османов, отменил некоторые обычаи (adetlerin), действовавшие до тех пор. Он построил имарет в Ускюдаре 80. В конце концов, то, чего он желал другим визирям, пришло к нему самому.

Хаким Якуп 81 в сердце османской родины явил неслыханные и невиданные беды. До его времени султаны не допускали евреев к своим личным делам, говоря, что не отдадут их евреям. Когда судья Якуп стал визирем, все евреи, какими бы голодными они ни были, были вовлечены в дела султана. Была даже такая шутка: «Как-то Хаким Якуп в пятницу отправился в мечеть, и евреи Стамбула были очень огорчены».

Когда Синан-пашу 82 уволили с должности визиря, он снова обратился к науке.

Маниса Челеби построил мечеть в Стамбуле, а в провинции Сарухан устроил водохранилище (kasahaya).

Заслуги Нишанджи-паши нам неизвестны. Он наложил руки на имущество слуг Аллаха, притеснял их и [проливал] их кровь. Везде, где есть неправедные поступки - это его изобретение. В государстве османов он нарушил условия всех вакфов и собственности согласно исламскому праву. Свои доходы он принес в казну султана. На мои вопросы он сказал: «Эти решения были отменены». А некоторые из этих законов были как воздух. Я спросил его: «Как можно нарушать основы имущественного права по шариату Мухаммеда? Пророк Мухаммед является последним из пророков. После него не было других пророков - пусть он и провозглашает шариат». В ответ он сказал мне: «Ты говоришь так потому, что им досталось то, что принадлежит тебе».

Касым-паша построил пятничную мечеть в Стамбуле на средства своей дочери, жены бея Аланьи. Когда он умер, его похоронили без головы.

Альджазари Касым-паша построил мечеть и муаллимхане 83 в Стамбуле. Он построил пятничную мечеть в Эдирне, медресе в Бурсе, пятничную мечеть в Кафе и черкесской провинции Тамань.

Давуд-паша 84 построил в Стамбуле имарет и мечеть, где проходили пятничные молитвы. Он также провёл [в город] сладкую, приятную воду.

Потом был Хызыр Агаоглу Мехмед Паша 85; он построил минарет в Амасии.

Потом был Фенариоглу Ахмед Паша 86; он трудится до сих пор.

Так это было до нашего времени.

Эти люди жили мечтой, но заблуждались.

Как и все мы, они плакали и смеялись.

Они думали, что сами управляли,

Обманчивые сны их одолевали.

Их мечты остались, хотя сами они ушли,

Эти их мечты многие судьбы разрушили.

Милый друг, я всего лишь стихи сочинил,

А не царства историю здесь изложил.

Глава 183.

Эта глава посвящена достоинствам султана Баязида и рассказывает об учёных и дервишах его времени.

Из учёных прежде всего [следует назвать] Ходжазаде 87, а также Мавляну Алаэддина Азеби и Сайидзаде Сайид Хамидеддина, Мавляну Кестили, Хатибзаде, Магнисазаде и Хусамзаде - они всегда были добродетельными людьми. Из дервишей - шейха Мустафазаде-и Карамани, шейха Дивайна Симави и многих других дервишей.

Султан Баязид благоустроил Эдирне. Каждый год он отправлял Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) три тысячи пятьсот флоринов (filori) в Мекку, Кудс аш-Шариф 88, Халилуррахман 89 и Медину. Существовал обычай собственной благословенной рукой раздавать сайидам 90 тысячу флоринов. В городе, откуда он родом, его отец раздавал деньги бедным, как и его мать. Да смилуется [над нами] Аллах 91.


Комментарии

30. Узун Хасан (1425-1478) - сын Али ибн Кара Османа, правитель (1453-1478) туркоманского государства Ак-Коюнлу, которое включало в себя Иран, Ирак, Восточную Анатолию, Армению и Азербайджан.

31. Токат - провинция в Малой Азии к востоку от Амасьи и к северо-западу от Сиваса.

32. Имеются в виду вассальные османам христиане Румелии и Анатолии, в том числе те же армяне.

33. Махмуд-паша Ангелович (1422-1474) - бейлербей Анатолии (1453-1456) и Румелии (1456-1458), санджакбей Галлиполи (1469-1472) и великий визирь Османской империи (1456-1468 и 1472-1474).

34. Хасс Мурад-паша - бейлербей Румелии (1468-1473), фаворит Мехмеда II. Утонул в реке Евфрат 4 августа 1473 года.

35. Ахмед-паша (1426-1497) - учитель султана Мехмеда. Владел персидским и арабским, был преподавателем медресе Мурадие в Бурсе, кади в Эдирне (1451), казначеем, визирем и санджакбеем Бурсы (1481). Ахмед-паша ещё при жизни считался самым выдающимся турецким поэтом своего времени.

36. Субаши (Subasi), буквально: «подголова» - заместитель военачальника.

37. В битве у Евфрата авангард войск Мехмеда II потерпел такое жестокое поражение, что султан предложил Узун Хасану мир. Но правитель Ак-Коюнлу высокомерно отверг это предложение. Всего через неделю противники снова сошлись в битве при Отлукбели.

38. Моджахед (Mucahid), буквально: «борец» - борец за веру, воин джихада.

39. Пир Ахмед - младший сын Ибрагим-бея, правитель Караманского бейлика в 1465-1469 и 1472-1474 годах.

40. Турецкое слово mahir означает «ловкий», «искусный», «умелый».

41. Узун Хасан умер в Тебризе 6 января 1478 года.

42. Баяндыр-хан (Коркут Ата) - легендарный предок огузов.

43. Турахан Бейоглу (Омер Бей) - турецкий полководец, взятый Узун Хасаном в плен (1473), но после битвы при Отлукбели освобождённый.

44. Джихан-шах или Джахан-хан (1397-1497) - сын Кара Юсуфа, правитель государства Кара-Коюнлу (1435-1467) и азербайджанский поэт. Погиб в бою с Узун Хасаном.

45. Абу-Саид (1424-1469) - внук Мираншаха, последний султан объединённого государства Тимуридов (1451-1468). Разгромлен и пленён Узун Хасаном.

46. Битва при Отлукбели, одно из важнейших и крупнейших сражений средних веков, произошла в среду, 11 августа 1473 года. Эта битва стала началом конца империи Ак-Коюнлу.

47. Слово kulu означает «раб». Но так как в Османской империи так называли всех слуг султана, в данном случае более уместным выглядит слово «слуга».

48. Гедик Ахмед-паша (1430-1482) - османский полководец, по происхождению серб. По девширме попал в Эндерун, потом стал придворным пажом (ичоглан). Бейлербей Румелии (1461) и Анатолии (1464), третий визирь (1470), великий визирь (1474-1477) и капудан-паша (1478-1480). Подчинил Османской империи Караман (1464), Крым (1475) и Албанию (1479), захватил Отранто (1480). Был женат на дочери Исхак-паши. 18 ноября 1482 года казнён в Эдирне по приказу султана Баязида. Прозвище Гедик означает «строитель крепостей».

49. Кафа (Kefe) - нынешняя Феодосия. Турецкий флот подошёл к Кафе 31 мая 1475 года, а 6 июня крепость пала.

50. Азан (ezan) - призыв муэдзина к молитве.

51. В оригинале: Azak'i Yabugermen'i. Азак - генуэзская Тана, предшественник Азова. Слово Yabugermen пытались перевести как название отдельной крепости, которую никак не могли локализовать. Но это слово, скорее всего, относится к самой крепости Азак.

52. Мангуп (Menkub) - столица княжества Феодоро, которое не принадлежало генуэзцам, а было поздневизантийским и православным. Мангуп пал только в декабре 1475 года после долгой осады и пяти приступов. См.: Секиринский С. Очерки истории Сурожа IX-XV веков. Симферополь, 1955. Стр. 58.

53. 7 мая 1475 года - 25 апреля 1476 года.

54. Первым великим визирем империи османов наш автор называет Хайреддин-пашу. Османская традиция считает таковым Алаэддин-пашу, упоминающегося в документах времён Османа и Орхана (1323-1331). Может показаться, что речь идёт об одном и том же человеке. Но далее становится ясно, что Ашикпашазаде в данном случае говорил о великом визире (1364-1387) Чандарлы Кара Халил-паше, сыновьями которого были визири Али-паша и Ибрагим-паша. Наш автор пропускает сразу четырёх первых великих визирей, в том числе Низамуддина Ахмед-пашу (1331-1348), Хаджи-пашу (1348-1349), Синануддина Факих Юсуф-пашу (1349-1364) - визирей султана Мурада I. Стоит обратить внимание на то, что приводимые имена великих визирей часто не совпадают с ныне принятыми написаниями. Тем не менее большинство этих визирей вполне «узнаваемы».

55. Почётным титулом Hunkar османы именовали своих монархов. Здесь речь идёт о султане Орхане (1326-1359).

56. Кадиаскер (войсковой судья) - верховный судья по военным и религиозным делам.

57. Слова Allah'?n rahmetine vard? наш автор употребляет в смысле: потом он скончался.

58. Баязид I Молниеносный - османский султан в 1389-1402 годах. При нём великим визирем был Чандарлы Али-паша (1387-1406).

59. Сулейман Челеби был правителем Румелии в 1402-1411 годах. В это время великим визирем был уже упоминавшийся Чандарлы Али-паша, о которого наш автор так и называет Али-пашой.

60. Мехмед Челеби в 1402-1421 годах был султаном Анатолии, а с 1413 года - и султаном Румелии. Великим визирем османов в 1421-1429 годах был Чандарлы Ибрагим-паша. Рассказывая о визирях рода Чандарлы, наш автор нарушает последовательность других визирей.

61. Мурад II - турецкий султан в 1421-1444 годах. При нём сменилось четыре великих визиря, но здесь речь идёт об уже упоминавшемся Чандарлы Ибрагим-паше.

62. Смотри примечание 33 к части второй.

63. В 1453 году Халил-паша был снят с должности визиря и казнён по приказу ненавидевшего его Мехмеда II. Похоронен в Бурсе.

64. Амасьялы Баязид-паша - великий визирь в 1413-1421 годах.

65. Имарет (imaret) - благотворительная столовая для бедных.

66. Имамзаде Халил-паша - великий визирь в 1406-1413 годах.

67. Караджа-паша - участник битвы под Варной, бейлербей Румелии (1444-1453). Его прозвище Дайи (Dayi) означает «дядя», так как он был братом матери шахзаде Аладдина. Умер во время осады Белграда (1456).

68. Хаджи Иваз-паша был вторым визирем (1414-1429) Мехмеда Челеби. Умер в 1429 году от чумы.

69. Непонятное место, которое допускает самые разные толкования. Возможно, визирю ставили в вину его слишком близкие контакты с немусульманами.

70. Речь идёт о знаменитой Зелёной мечети - самой декорированной мечети в Бурсе.

71. Возможно, автор имеет в виду Коджа Мехмед Низамюддин-пашу - великого визиря в 1429-1439 годах.

72. Исхак-паша бин Ибрагим - великий визирь в 1469-1472 и 1481-1482 годах. Но здесь, вероятно, речь идёт не о нём, а об Исхак-паше бин Абдулла - бейлербее Анатолии и втором визире (1451) Мурада II.

73. Смотри примечание 20 к части второй.

74. Касим-паша - преемник Кула-Шахин паши, бейлербей Румелии и второй визирь (1442-1444) султана Мурада II.

75. Заганос Мехмед-паша - великий визирь в 1453-1456 годах.

76. Велиюддиноглу (Veliyuddinoglu) Ахмед-паша - видный турецкий поэт XV века. Был судьёй в Бурсе, потом султан Мехмед II Фатих (1451-1481) пожаловал ему должности кадиаскера и визиря.

77. Смотри примечание 48.

78. Махмуд-паша Ангелович - великий визирь в 1456-1468 и 1472-1474 годах.

79. Рум Мехмед-паша - великий визирь в 1468-1469 годах. Казнён в результате борьбы за власть между османскими вельможами.

80. Уксюдар - район Стамбула. Церковные сооружения, построенные Мехмед-пашой, были одним из первых архитектурных комплексов, созданных турками на территории недавно завоёванного ими Константинополя.

81. Хадым Якуп-паша - бейлербей Румелии, санджакбей Боснии (1493), великий визирь в 1499-1501 годах.

82. Ходжа Юсуф Синан-паша - философ и математик, ученик Улугбека и Али-Кушчи. В 1476-1477 годах - великий визирь. Умер в 1486 году.

83. Муаллимхане (muallimhane) - дом для преподавателей.

83. Коджа Давуд-паша - великий визирь в 1482-1497 годах.

85. Караманлы Мехмед-паша - великий визирь в 1477-1481 годах. Преемником Мехмед-паши был Коджа Давуд-паша.

86. Смотри примечание 35.

87. Ходжазаде Муслихиддин Мустафа (1434-1489) - выдающийся османский учёный в области философии и теологии, а также в области естественных наук.

88. Кудс аш-Шариф (благородное святилище) - «Храмовая гора» в Иерусалиме.

89. Мечеть Халилуррахман в турецком городе Шанлыурфа была построена в 1211 году, восстановлена в 2018 году.

90. Слово сайид (seyyid) в Коране означает человека, занимающего видное место в обществе, и является синонимом слова шариф (благородный).

91. Этими словами завершается текст хроники.

Текст переведен по изданиям: Asik Pasazade. Osmanogullari’nin Tarihi. Istanbul. 2003

© сетевая версия - Тhietmar. 2022
© перевод с тур., комментарии - Игнатьев А. 2022-2023
© дизайн - Войтехович А. 2001