АШИКПАШАЗАДЕ

ИСТОРИЯ ДОМА ОСМАНА

TEVARIH-I AL-I OSMAN

Настоящее имя Ашикпашазаде - Дервиш Ахмет. Все данные о его жизни известны лишь с его собственных слов. Он родился в деревне Эльван Челеби в санджаке Амасья в почтенной суфийской семье. Среди предков нашего героя были Баба Ильяс и Ашик-паша, в честь которого он и получил своё прозвище. Датой его рождения традиционно считают 1400 год, но некоторые факты его биографии предполагают дату более раннюю, и мы присоединяемся к историкам, которые называют 1397 и даже 1393 год. Образование Ахмета было религиозным и содержало изучение семейных легенд. С юных лет он много путешествовал и встречался с известными людьми. Во время похода Мехмеда I Челеби из Бурсы в Румелию (1413) Ахмет заболел и был вынужден остаться в Гейве у известного летописца Яхши Факыха. который дал ему прочесть свою «Историю». Это произвело на молодого человека огромное впечатление.

Свою «Историю дома Османов» (Osmanogullari’nin Tarihi) Ашикпашазаде начал составлять почти сразу же после захвата турками генуэзских владений в Крыму - в 1476 году. Его свидетельства об этих событиях просто бесценны. Считают, что в своё сочинение он вставил значительную часть не дошедшего до нас труда Яхши Факыха, а также некоторые отрывки из трудов других своих предшественников, которые до нас не дошли. Турецко-венгерские войны, в частности, так называемую вторую битву на Косовом поле (1448), а также осаду Константинополя (1453) он описывал уже по своим собственным наблюдениям. Свою историю он довёл до 1478 года и завершил её в 1484 году. По его собственным словам, в то время ему было около восьмидесяти пяти лет. Вскоре он умер. Его могила находится в Стамбуле - предположительно, в районе Хайдар.

Ашикпашазаде был свидетелем борьбы между Мурадом и Лже-Мустафой, одно время жил в Скопье под покровительством Исхак-бея и присутствовал при захвате Константинополя, в котором потом и поселился. Султан Мехмед Фатих хорошо к нему относился и даже приглашал на семейные торжества.

При жизни Ашикпашазаде не был широко известен как историк, что и неудивительно - ведь он умер почти сразу после окончания своей работы. Зато его посмертная популярность была велика. Османские историки, пришедшие ему на смену, не просто использовали его книгу, а буквально основывались на ней. Впрочем, они даже не упоминали свой источник, как это делал, например, Нешри. Это не было жульничеством - так было принято. Сам Ашикпашазаде тоже не всегда пишет, откуда он что взял.

Отдельных слов заслуживают стихи, составляющие около четверти всего текста хроники. Не являясь непосредственной частью самого рассказа, стихи как бы перекликаются с ним, будучи чем-то вроде морали в басне. На первый взгляд, они всего лишь восхваляют правящую династию, но на самом деле эти стихи совсем о другом. Нам трудно судить об их достоинствах в отношении стихотворной формы, но по своему содержанию это самая настоящая поэзия: ёмкая, выразительная, тонкая и проникновенная.

Известно двенадцать копий книги нашего автора, что уже само по себе о многом говорит. Их тексты не всегда идентичны. На европейские языки книгу начали переводить сравнительно недавно. Первый перевод (на немецкий язык) появился только в 1929 году. В 2001 году Ф.Х. Хайбуллаева перевела на русский язык небольшой отрывок хроники, где описаны османские завоевания в Крыму в 1475 году.


Часть первая

Оглавление

1. Родословие Османа.

2. Из какой провинции пришли предки Османа Гази, что заставило их прийти, что случилось с султаном в провинции Рум и по какой причине они сюда пришли.

43. О том, что сделали Хаджи Ильбеги и Гази Эвренос.

44. О том, как Мурад Хан вступил в Эдирне.

45. Чем занимался Мурад Хан Гази в Эдирне.

50. Как Мурад Хан устроил свадьбу, забрал девушку и женил на ней своего сына.

56. Рассказ о том, как Мурад Хан сражался с сербским королём и победил его (1389. Битва на Косовом поле).

57. Что сделал Баязид Хан после того, как взошел на престол.

58. Как Баязид-хан прибыл в Алашехир и завоевал его.

59. Что послужило причиной похода Баязид Хана на Стамбул и что он там совершил (1396. Битва под Никополем).

60. Что сделал султан Баязид после возвращения в Стамбул.

62. Здесь рассказывается, как Баязид Хан поступил с деспотом.

63. Как Баязид Хан поступил с Караманоглу.

64. Как султан Баязид-хан прибыл в Кастамону.

65. Здесь рассказывается о том, как Баязид-хан завоевал Амасью и Сивас.

66. Как бей Сарухана приехал в Филиппополь и что заставило его туда отправиться (1402. Битва при Анкаре).

70. Как Караманоглу приехал в Бурсу во время борьбы султана Мехмеда со своим братом Мусой в Румелии.

80. О том, как султан Мехмед-хан, сын Баязид-хана, перешёл из мира смертных во дворец вечности, и о том, сколько у султана осталось сыновей и дочерей после того, как он скончался.

90. С чем пришлось иметь дело после устранения брата султана Мурада.

91. Как султан Мурад встретился с Исфендияром и как он с ним поступил.

92. Рассказ о том, как султан Мурад приехал в Изник, чтобы встретиться с Дракулой, сыном Ифлака.

93. Рассказ о том, чем занимался султан Мурад после того, как заключил мир с Дракулой.

94. Как была захвачена провинция Айдын, в которой [правил] Измироглу Джунейд Бей [из династии] Айдыногулары.

95. Как в конце концов был захвачен Измироглу и какова была его судьба.

96. Здесь рассказывается о том, кто были сыновья Ментеше.

97. Как Караманоглу Мехмед Бей сражался в крепости Адалья и погиб.

98. Что Кызылкоджаоглан сделал с Йоргючем в Токате в провинции Амасья и что произошло между ними.

99. Как решился вопрос с Хайдар Беем, владельцем Коджакея.

100. Как эффективно управлял Алпарслан Йоргюч-паша.

101. Как султан Мурад Хан построил Эргенский мост.

102. О преданности и послушании султану Мураду приехавшего из своей провинции Гермияноглу Якуп Бея.

103. Как поступил султан, когда Йоргюч занимался подобнымиделами.

104. Как были завоёваны Салоники.

105. Как после похода в Салоники султан Мурад пожелал провести кампанию в Венгрии.

106. Как султан Мурад-хан отправился в поход на Караман, потому что Караманоглу помогал неверным и выступил против мусульман.

107. Чем занимался султан Мурад после похода на Караман.

108. Эвреносоглу Али Бей послан в Венгрию, чтобы разведать дороги.

109. Как султан Мурад Хан, сын султана Мехмеда, вождя тех, кто сражается за дело Аллаха, направился в венгерскую провинцию, и как он туда попал (1437).

Глава 1.

Родословие Османа.

Осман Гази ибн Эртогрул Гази ибн Сулейман Шах Гази ибн Кайа Алп ибн Кызыл Буга ибн Байинтур ибн Айколуг ибн Тогар ибн Касимтур ибн Сункур ибн Баки ибн Шугар ибн Токтемир ибн Басук ибн Гок Алп ибн Огуз ибн Карахан ибн Айкутлук ибн Тозак ибн Карахан ибн Байсуб ибн Каман ибн Кызыл Буга ибн Байбус ибн Тогар ибн Севинч ибн Чарбога ибн Куртилмиш ибн Караджа ибн Амуды ибн Каралу Оглан ибн Сулейман Шах ибн Карахул ибн Корлуга ибн Янтемир ибн Турмыш ибн Джин ибн Маджин ибн Яфет ибн Ной.

Глава 2.

Из какой провинции пришли предки Османа Гази, что заставило их прийти, что случилось с султаном в провинции Рум и по какой причине они сюда пришли.

Дед Османа Гази, Сулейман Шах Гази 1, был первым, кто прибыл в кипрско-греческую провинцию, и это было главной причиной их прихода. До правления Сулейман Шаха Каи (Celi) 2 [зависели] от Аббасидов. Его династия происходила от Яфета. Арабы одолели румийцев и иранцев. Правители Ирана, которые были этим недовольны и в отношении родословной зависели от яфетян, усиленно искали способы устранения превосходства арабов. Прикрываясь тюрками (Turkleri), которых они считали кочевниками, женатыми на яфетянках (Yafesogullar?), они добились превосходства над арабами. Когда арабы утратили превосходство, неверные этой земли заупрямились. Новообращённые (Acemler) побаивались этих женатых кочевников и принимали меры предосторожности.

Сделав своим предводителем одного из вождей кочевых племён Сулейман Шаха Гази, племена предоставили в его распоряжение пятьдесят тысяч туркмен (Turkmen) и татар. Они сказали: «Идите в Анатолию и ведите священную войну во имя Аллаха». Сулейман Шах принял это и сначала пошёл в Эрзурум (Erzurum) 3, а потом в Эрдзинджан 4. Из Эрзинджана они вошли в румийские вилайеты. В течение многих лет они продвигались и завоевывали окрестности. Сулейман Шах Гази проявил большую храбрость.

Среди гор и ручьёв Анатолии они столкнулись со множеством трудностей. Племена кочевников оказались в такой же ситуации и сильно пострадали. [Тогда] они снова направились в Туркестан, но пошли не по тому пути, которым пришли. Они пошли в провинцию Алеппо, прибыли в крепость Кабер и вышли к реке Евфрат. Они хотели пересечь реку и спросили Сулейман Шаха Гази: «Хан! Как нам перейти этот поток?». Сулейман Шах въехал в реку на лошади и лошадь под ним ушла под воду. Так он пришел к милости Аллаха. Его вытащили из воды и похоронили перед крепостью Кабер 5. В настоящее время это место называют «могилой турка» (Turk Mezar?). Ныне в этой крепости живут наследники того же племени Дюгерлер (Dugerler); они столь же независимы, как и прежде.

Итак, эти кочевники рассеялись. Некоторые ушли в сторону пустыни. В настоящее время их называют дамасскими туркменами. Некоторые снова вернулись в Анатолию; одни из них татары, другие туркмены. В их числе были те татары и туркмены, которые были из Рума. Некоторые из них повиновались трем сыновьям Сулейман Шаха. Одним из них был Сункур Тигин (Sunkur Tigin), другим - Гюндогду (Gundogdu), а третьим - Эртогрул (Ertugrul) Гази 6. Эти три брата вернулись на путь, по которому пришли, двинулись от верховьев Евфрата и вышли к равнине Пасин и ущелью Сурмелю. Эртогрул не поехал с братьями, он остался там с примерно четырьмя сотнями палаток. Два других его брата поехали на родину. Эртогрул пробыл там долгое время: весной на плато, зимой в своих казармах (kislalasini). Спустя долгое время султан Алаэддин 7 двинулся на Рум. Он совершал завоевания, завоевывая столько, сколько мог, и стал султаном. Это длинная история; я был краток, чтобы рассказать историю династии Османа. Когда Эртогрул Гази, принадлежавший к династии Сельджуков (Selcuk), узнал, что султан Алаэддин приехал из Ирана в Рум и стал султаном, он сказал: «Известно, что могучий правитель (Erin kadri) отправился в знакомую нам страну. Теперь мы будем сражаться за дело Аллаха».

Эртогрул Гази имел трёх сыновей: Османа, Гюндюза и Сару Яты. Сару Яты также называли Савджи (Savc?) 8. Они двинулись в Анатолию и достигли провинции Мосул. О прибытии Эртогрула Гази в Анатолию рассказывают и по-другому, но лучше всего то, что я написал.

Эртогрул Гази послал Сару Яты, одного из своих мальчиков, к султану Алаэддину со словами: «Пусть он даст нам юрт (yurt) 9, и мы пойдем на священную войну». Сару Яты принес слова своего отца султану Алаэддину. Султан был очень рад, что они пришли.

В то время провинции Караджахисар и Биледжик подчинялись султану и платили дань. Между двумя этими местами расположена провинция Сёгют (Sogut), где им показали место для зимовки; также они посетили гору Доманик (Domanic) и гору Иренени Билинин (Ir?neni Bili'nin), где им выделили плато. Сару Яты вернулся к своему отцу и рассказал эти новости. Эртогрул принял это, выступил, и они пришли в Анкару. Они поселились на [новой] родине. Во времена Эртогрула Гази никакой войны не было. Они вышли на плато и зимовали в казармах. В то время в провинции Карахисар жил почтенный человек (babasi) Алисра из Гермияна, его называли Чавудур. Были [там] и татары, которые время от времени нападали, беспокоя вилайеты Карахисар и Биледжик. С приходом Эртогрула Гази жители этих мест были защищены от татар и жили в безопасности. Когда Эртогрул Гази умер, Османа Гази поставили на место его отца.

Когда к власти пришел Осман Гази, с соседними неверными он очень хорошо ладил, но у него началась вражда с Гермияноглу 10. Уже тогда они пострадали от язычников Гермияноглу. Осман Гази начал свой поход из дальних мест. У него собиралось много людей, когда днем и ночью он ходил туда и сюда.

Чтобы всем о свете Истины рассказать,
Осман решил себя мечом опоясать,
Ясный свет ислама народам дарить,
По всему миру его распространить,
Чтобы сияние 11 истинной веры осветило
Ту тьму богохульства, которая Рум охватила.
Двери возможностей открыл он для людей,
Осман был ключом от этих самых дверей.
Тех, кто уверовал в Мухаммеда, Осман сам
Возглавил и воистину творил чудеса.

Глава 43.

Рассказ о том, что сделали Хаджи Ильбеги и Гази Эвренос.

Хаджи Ильбеги завоевал крошечную крепость на окраине Эвроса. Днем он оставался в этой крепости, а когда наступала ночь, он вместе с ветеранами не давал неверным покоя до утра и причинял им боль. Однажды ночью выяснилось, что текфур 12 Димотики 13 выступил, чтобы остановить Хаджи Ильбеги. Хаджи Ильбеги 14 и ветераны обдумали эту ситуацию. Они застали текфура врасплох и легко захватили его. Они сразу же пошли к цитадели, подошли ко рву и показали [осаждённым] пленного текфура. В конце концов они согласились не убивать его и его сына, и отпустили его, чтобы он шёл куда пожелает вместе со своей женой и дочерью. Когда жители крепости услышали эту новость, они сдали свою крепость, заключив надёжное соглашение. Вот таким способом Хаджи Ильбеги захватил крепость Димотика. После того, как Гази Эвренос 15 взял крепость Кешан, он вынудил [сдаться] и Ипсалу 16.

Как прекрасно то время, когда газилеры наступают!
Добродетель Истины как милостыню распространяют.
Сколько бы горных троп не были ими преодолены,
Знайте, что к Истине и Аллаху они устремлены.
Куда бы ни пришли газилеры Истины,
За их заслуги их почитают искренне.
Молитвы за Ильбеги и Гази Эврана
Всевышний Аллах принимает постоянно.

Глава 44.

О том, как Мурад Хан вступил в Эдирне.

Султан Мурад-хан Гази прибыл из Биргоса в Старый город (Eski) и обнаружил, что его крепость пуста. Он захватил также несколько крепостей. Неверные из этих опустевших крепостей отправились в Эдирне и собрались там. Султан отдал солдат своему лале Шахину 17 и послал его в Эдирне. Лала двинулся на Эдирне. Услышав, что идет Лала, неверные встретили его с большим войском. Аллах дал Лале возможность, и неверные не устояли в бою и вошли в крепость Эдирне. Они послали правителю известие о том, что враг побежден и бежал. К султану прибыли Хаджи Ильбеги и Гази Эвренос, пали перед ним [ниц] и привели в Эдирне. В это время река Эврос вышла из берегов. Текфур Эдирне ночью сбежал на лодке и отправился в Инес. Утром об этом деле узнали все. Они открыли ворота города и сдали крепость. Город был завоеван. Как это было принято, горожан переписали и сделали всё, что было необходимо.

Всё это совершил победоносный Мурад-хан,
Уже его потомки носили титул хакан 18.
В кровопролитной борьбе это поколение
Способствовало ислама распространению.
Все эти ханы к мухаммеданской умме принадлежали,
Мёртвые страны они оживляли и их воскрешали.
Любовь к османам - это сама жизненная сила;
Те, кому они не нравятся, пострадали сильно.

Глава 56.

Рассказ о том, как Мурад Хан сражался с сербским королём и победил его.

Сначала сербский король прислал к Мурад Хану посла и сказал: «Встретимся в Косово, приезжайте сами и приводите с собой своих сыновей. У меня тоже есть сын, поэтому я приведу его. Приходите, познакомьтесь с нами, и мы или сражаемся или заключаем мир. Да примем то, что предопределил Господь!». Он прислал падишаху много подарков, а в письме написал: «Мой брат хан!». А ещё он написал: «Приходите хорошо подготовленными. Я тоже как следует приготовился встретить вас».

Мурад Хан Гази взял с собой двух своих сыновей. Одним из них был Баязид-хан, который владел санджаком Кютахья и Хамидили 19, другим был Якуб Челеби, санджакбей Караси. Мурад Хан Гази сказал: «Пусть беи всех провинций соберут солдат, подготовятся и придут».

Развернули знамёна, под барабаны танцуют и
Гляньте, как эти беи друг перед другом красуются.
Они вышли маршировать и сражаться во имя
Аллаха. Ветераны все клятвы исполнят свои.
Ветераны молятся верхом на лошадях их,
А султан благочестиво умолял Аллаха:
«Ислам - это ты, это для тебя.
Послушание - для таких, как я.
Но я утонул в море смут и крови,
Помоги мне и меня благослови».
Знал он, что неверные тоже Бога молили.
Две армии в этом порыве едины были.

Увидев мусульманских солдат, неверные сразу же повернули в их сторону и пошли маршем. Баязид-хан стоял справа, а Якуб Челеби занял место с левой стороны. Ветераны запели «Аллаху акбар» и, распевая, двинулись против неверных. Принцы сошлись с врагом, как бы соревнуясь [между собой]. Баязид Хан на правом крыле, Якуб Челеби на левом крыле сражались изо всех сил. Сербский король навалился на сторону Якуба Челеби, где многие солдаты погибли от рук неверных.

С той стороны к падишаху пришёл неверный по имени Милош Кюбиле (Kubile), держа в руке шляпу и припрятав копьё (mizragini). Ветераны запротестовали. Но этот гяур сказал: «Пропустите [меня]. Я пришёл поцеловать руку и принёс хорошие новости». [Тогда] его спросили о Лаз[аре] и его сыне. «Их сейчас приведут», - сказал он. Ветераны отошли в сторону. Но когда этот неверный приблизился, он выхватил своё копьё и ударил падишаха. Над султаном сразу же установили палатку. Доложили Баязиду, [сражавшемуся] на правом фланге. Якуб Челеби побеждал неверных на [противоположном] фланге. К Якубу Челеби пришли и сказали: «Иди, твой отец хочет [видеть] тебя». Как только он пришёл в палатку, с ним сделали то же, что и с отцом. Привели серба с сыном и покончили с ними 20.

В ту ночь среди солдат были печаль и смятение. Утром Бязид-хана объявили султаном. Он пришёл, занял престол и направился в сторону Эдирне.

Это случилось в семьсот девяносто первом году хиджры 21.
В мире снова началось возмущение,
Мудрец за этим следит с восхищением.
По всему свету дули ветры желаний,
Те, кто говорили, дар речи теряли.
Влюбленные на эти тайные знаки глядят,
Дивясь, ибо искусство и красоту в них видят.
Величайшего в мире художника, Аллаха,
Искусство в том, чтобы из глины слепить Адама.

Глава 57.

Что сделал Баязид Хан после того, как взошел на престол.

Когда Баязид-хан взошел на престол, он отправился в сербскую страну со всеми её окрестностями - в Киратово 22 и в Скопье, владения Исхак-бея и паши Йигит-бея, который не называл своего отца. Они послали Фириз-бея к Видину, захватили большую часть сербской провинции и со счастьем и удовлетворением пришли в Эдирне. Тело Гази Мурад-хана отправили в Бурсу.

Пока Баязид-хан был в Румелии, Караманоглу заботился о своей собственной выгоде. Он снова задержал Эвреноса 23 в Сирезе (Sirez). Как только тот прибыл, он сразу же взял Видин и завоевал Чифроз (Cifroz). С другой стороны Фириз-бей прошел через Видин и совершил набег на Валахию. Он вернулся с несметной добычей. Паша Йигит-бей 24 присматривал за провинцией Босния.

Пока Баязид-хан был в Эдирне, ему доставили много пленников и принесли неисчислимые суммы. Затем султан приехал в Бурсу и занялся благотворительностью. Он построил мечеть, а напротив неё - медресе, больницу и завийе 25 Абу Исхаки. В Эдирне он оставил Кара Тимурташа, который в то время был бейлербеем [Румелии]. Он послал ему весточку, и тот приехал в Бурсу.

Султан, которого привели на это место,
Захватил всю сербскую страну и её недра.
Прежде там правили неверные,
А ныне султан и правоверные.
Все средства на пути Аллаха тратит правитель;
Ныне султан Баязид - этот щедрый даритель.
Справедливость, щедрость и милосердие османам подобают.
Владыка сокровищ Аллах особо эту семью выделяет.

Глава 58.

Как Баязид-хан прибыл в Алашехир и завоевал его.

Провинция Алашехир 26 в те времена располагалась посреди мусульманских земель, а её султан был неверным. У него были хорошие отношения с Айдыноглу, и они жили своей жизнью. Баязид-хан намеревался немедленно начать войну и направился в Алашехир. Ещё до того, как они добрались до провинции, по дороге [султан] издавал такие приказы: «Никто не должен несправедливо отбирать у кого-либо ни кучки мусора. Если кто-то не примет этот приказ, он ответит за это и будет приговорен к смертной казни».

Когда султан прибыл, ворота города закрыли и начали сражаться. Баязид-хан велел разграбить город. Когда неверные об этом узнали, они попросили прощения (aman). Договорились, что город сдадут на условиях падишаха.

Айдыноглу тоже пришел к султану с послушанием и отдал ему часть своей страны. Они размещали [наших] солдат в своих замках, читали хутбу и чеканили монету от имени Баязида. Знак султана чеканили [на монете] и при признании её не фальшивой. [Столица] Айдыноглу находилась в Аясулуке (Сельчуке), её перенесли в Тир. Аясулук [султан] отдал своим слугам, однако Айдыноглу вернули управление принадлежащими ему вакфами 27. Он обещал никуда отсюда не уезжать, пока не закончит. Он договорился [с султаном] о присоединении его страны к османским землям. Затем султан поехал в провинцию Самхан и пленил её подобным же образом. А когда эти ханы вскоре скончались, он присоединил вилайет Самхан к вилайету Караси и передал их своему сыну Эртогрулу.

Затем он двинулся в вилайет Ментеше 28. Ментешеоглу сбежал и ушел к Тимуру. Сипахи 29 и некоторые из беев его страны бросили вызов своему хану и восстали. Все они заявили о своей верности Баязид-хану. Владельцы тимаров 30, как было и прежде, получили наделы в соответствии с количеством выставляемых ими сипахов.

- Баязид-хан силой захватил эти провинции или получил добром?

- Он принял всё это со справедливостью и добротой, потому что предыдущие беи жестоко обижали народ. В каждой провинции, в которую прибывал Баязид-хан, люди приветствовали его. Видя его справедливость и счастливую доброту, некоторые из управляющих (idareciler) тоже пришли и заявили о своей лояльности.

Это завоевание произошло в семьсот девяносто втором году хиджры (1390).

Люди в царства всегда приходили и уходили.
Распространение слухов в то время запретили,
Но сплетни среди народа не прекращались,
Ибо беи не на шутку развоевались.
Говорят, что земля, которая мертвецов поглощает,
Голодному волку подобна, который всех пожирает.
Жизнь бежит, из виду вдали пропадает,
Смерть свою в назначенном месте встречает.
Род османов по воле Аллаха произошёл.
Пусть Всевышний всегда им помогает хорошо.

Глава 59.

Что послужило причиной похода Баязид Хана на Стамбул и что он там совершил.

Султан Баязид с большим войском выступил из Бурсы, Он переправился в Галлиполи и прибыл в Эдирне. Его первоначальным намерением было идти в поход в провинцию Венгрия. Однако они захватили шпиона из Стамбула. Он вез в Венгрию письмо, в котором говорилось: «Турки идут на вас». Они схватили шпиона и привели его к султану. Тот говорил им правду и сказал: «Они послали других шпионов раньше меня». В связи с этим Кара Тимурташ сказал: «Мой великий и благословенный султан! Этот текфур 31 из Стамбула - очень озорной неверный. А что делает этот город неверных среди наших земель? Аллах предоставляет нам удачную возможность. Раз вы завоевали Алашехир, вам и следует это сделать». Когда падишах услышал эти слова, он принял их. Они пришли в Стамбул и осадили его с моря и суши. Со стороны суши во многих местах установили катапульты. Тогда ещё не знали пушек (topu). Большая часть пушек была изготовлена во время правления султана Мурада и его сына султана Мехмед-хана. Короче говоря, они ввергли город Стамбул в беду, и [его жители] были очень ошеломлены.

Но однажды вдруг пришло сообщение: «Венгерские неверные переправились через Дунай и двинулись на Софию». Султан бросил катапульты в огонь и привёл их в негодность. Он встретил неверных в районе Алакахисара 32. Когда неверные увидели армию ислама, они разделили свои силы на две части и ринулись в бой. Но силы турок ещё ранее тоже были разделены на две части, и у султана была засада.

Ветераны атаковали и шли на неверных. Другой отряд неверных тоже вступил в бой, тесня ветеранов. Султан тоже ждал удобного случая. Как только неверные прибыли, он выступил из засады и бросился на вражеское войско. Когда вражеские солдаты увидели выходящие из засады турецкие войска, они не выдержали и начали бежать. Передовые доблестные воины напали на [самого] короля и с помощью Всемогущего Бога так сломили неверных солдат, что им надоело бить их, и они брали их в плен.

Там был Кара Тимурташоглу, которого называли Умур-беем. Он рассказывал мне об этой войне. «Число пленников, [взятых] нашими людьми, было более двух тысяч», - говорил он.

Короче говоря, среди воинов из Румелии и Анатолии не осталось никого без пленников. Ветеранам досталось много добычи. Король Венгрии 33 сбежал тогда с несколькими неверными солдатами. Во всяком случае, он едва смог спасти свою голову.

Султан Баязид священную войну развязал
И остальных неверных на всю жизнь перепугал.
Боснийцев и сербов платить харадж 34 обязали,
Также многих аскеров в Албанию послали.
Ифлак 35 мечется и думает, как поступить.
А [падишах] решил опять Стамбул осадить.

Эту войну султан Баязид вёл в семьсот девяносто третьем году хиджры (1391) 36.

Глава 66.

Как бей Сарухана приехал в Филиппополь и что заставило его туда отправиться.

Нападение Тимура на Дамаск 37 было прежде всего связано с проживанием в этом городе езидов 38. Затем он уехал оттуда и вернулся в Карабах. Там он провел зиму, а с наступлением весны направился в сторону Анатолии. Сначала он приехал в Эрзинджан 39. Его приветствовал Исфендияр 40. Он приехал в Сарыкамыш вместе с Тимуром, но однажды ночью тихо сбежал без разрешения Тимура и вернулся в Кастамону 41. А Тимур направился в Анкару.

Со своей стороны султан Баязид проанализировал то, что они сделали, и тоже принял свои меры. К воинам из своих вилайетов он добавил солдат, письмами вызванных из других провинций. Прямо из Стамбула привезли серахуров 42, чтобы не разыскивать их в этих анатолийских провинциях. Изобретательность своих визирей Баязид лично подстёгивал. Султан Баязид взял с собой трех своих сыновей. Одним из них был эмир Сулейман 43, который был санджакбеем провинций Айдын, Караси и Самхан; [другим] был Мустафа 44, санджакбей Хамидили и Теке; [третьим] был султан Мехмед 45, который со всеми анатолийскими солдатами прибыл в Амасью. Все эти собравшиеся солдаты шли с султаном, [в том числе] татары и прочие. Армии обеих сторон прибыли в Анкару.

Тимур прибыл утром в четверг и занял своё место. Баязид прибыл во второй половине дня и тоже расположился [на поле]. Обе армии стояли друг против друга. На [одном из] флангов Тимур выкопал перед собой ров. Была пятница 46, и с обеих сторон возносились пятничные молитвы. Султан Баязид распустил свои знамёна, били в большие барабаны, подходили свежие полки. Когда две армии встретились, татары предали [султана], а бей Эрзинджана перешёл на сторону татар. Воины Гермияна тоже изменили, перейдя на сторону Гермияноглу. Короче говоря, воины каждого вилайета становились предателями, переходя на ту сторону, где были их собственные беи. А их господа давно уже были на стороне Тимура 47.

Вулкоглу со своими неверными 48 солдатами был окружён и отчаянно сражался. Но так как каждая сторона извлекала из войны свою выгоду, то он, когда увидел, что его теснят, отступил и удалился. Мустафа, сын султана Баязида, оставил свою лошадь и исчез. Паши взяли эмира Сулеймана и увели его. Поэтому он тоже покинул поле битвы и удалился. Султан Мехмед взял солдат Амасии и отступил в Амасию. На поле остались только Баязид Хан и подчинённые ему солдаты.

У султана Баязида был человек по имени Солак Караджа, Он сказал падишаху: «Эй, Баязид Хан! Где твои сыновья, которым ты так доверял? А как насчёт твоих верных санджакбеев и этих пьяных визирей? Какая славная компания! Надеюсь, ты не успел растратить то имущество, которое собирал на пропитание своих мальчиков?». Когда султан Баязид услышал эти слова, он очень расстроился и сказал: «Послушай, это ты мне в благодарность так распустил свой язык?». Он хлестнул своего коня и вместе с несколькими молодыми пехотинцами и остатками своего войска попытался выйти из боя и присоединиться к полкам Чагатайской армии.

Когда Гермияноглу увидел это дело, он сказал: «Э, да это сам Баязид Хан сражается! Это наш шанс, не теряйте времени». И тотчас бесчисленные воины со всех сторон окружили Баязида, схватили его и привели к Тимуру. Но с лошади они его не ссаживали. Тимур это увидел и сказал им: «Не уроните его с лошади». А затем он сказал: «Усадите его в моё кресло», - потому что в то время он был в своей палатке. Когда его привели, сказали: «Хан, он верхом на лошади». И Тимур сказал: «Эй, собаки! Может, и мне следует покататься на лошади? Не ваше дело переставлять султанов». Те подошли к двери палатки и со всем уважением сняли Баязид-хана с лошади. Тимур встал напротив, и они встретились. После этого они вдвоем сели на коврик. Тимур сказал: «Пусть воины перестанут воевать, пусть войны не будет». Но каждый человек работает на себя, подсчитывая выгоду и прибыль, которую получает от своей игры. Про Харам и Халяль 49 он ни у кого не спрашивает.

Суматоху и грех эти два калеки 50 учинили,
Да ещё и шайтана к этому делу приобщили.
Анатолия и Миср в этом огне сгорели.
Так что же произошло там на самом деле?
Всё происходит по Всемогущего Аллаха воле,
И всё же кашу заварили именно эти двое.
Они действовали по движению собственной души,
Но у вас ничего не выйдет, если в душе нет любви.

- Эй, дервиш! Во время этой войны ты ещё даже не родился. Так от кого же ты узнал рассказываемую тобой историю?

- В Бурсе был наиб 51 по имени Коджа Наиб. Султан Баязид его отличал за то, что он был левшой. Он был там тогда, когда Баязид Хана держали [в плену], и он был рядом с ним, когда султан Баязид умер в Акшехире. От него я это и узнал. Я его спрашивал: «А как они относились к Баязиду?». Он сказал: «Тимур приказал построить переносной трон. Они поместили его между двумя лошадьми, будто клетку. Всякий раз, когда Тимур куда-нибудь уходил, султан Баязид двигался перед ним на этих качелях. Когда они собирались присесть, он ставил их перед своей палаткой».

Этот человек, которого я называю Коджа Наиб, потом прибыл в Амасью с султаном Мехмедом, и султан передал ему командование крепостью Амасья. Когда он состарился, султан Мурад привез его в Бурсу и сделал наибом Бурсы. Как бы то ни было, я пересказал вам то, что он мне сказал. Но многое из того, что он рассказывал, я не привожу, потому что рассказ [тогда] будет длиннее.

Дела Тимура нельзя просто неверными назвать,
Ведь скольким людям из-за него приходилось страдать:
Мужчинам и мальчикам,
Женщинам и девочкам!
Он сломил мусульман всюду, где только побывал.
В чём была его цель, никто никогда не узнал.
Мечеть, медресе, даже школу он развалил
В Текке, а зиму провёл в провинции Айдын 52.
Много жестокостей в мире Тимур совершал;
Никто так людей не преследовал, не терзал.
Кто бы против ни выступал, всех он уничтожал,
И молодым, и старым - всем зубы повыбивал.

Затем Тимур снова отдал каждую провинцию своим беям. Осман оставил свою страну татарам, и Баязид Хан об этом слышал. Время от времени Тимур приходил к Баязид Хану и здоровался с ним. Однажды султан Баязид сказал Тимуру: «Тимур Бей! У меня есть к тебе просьба». Тимур ответил: «Каково бы ни было твоё желание, я его исполню». И Баязид сказал: «Я прошу тебя, не оставляй татар в этой стране, забери их с собой». Тимур ответил: «Я тебя услышал. Так тому и быть. Прибыв в Самарканд, я отправлю тебя обратно в твою страну. Татары отвезут тебя на родину».

Баязид Хан очень расстроился, когда узнал, что едет в Самарканд, и закончил собственные дела 53. Когда Тимур отправился в свою страну, он изгнал всех татар. Кыршехир, Сиврихисар и Бейпазары он отдал Караманоглу, а Кастамону, Чанкыры и Каледжик сохранил за Исфендияром 54.

Баязид Хан умер, но один из его сыновей выздоровел, и Тимур собирался отдать ему страну султана Баязида. Но когда он увидел, что никто из его сыновей не приехал, он передал его Караманоглу и покинул эту страну. Это событие произошло в восемьсот четвертом году хиджры (1402).

Глава 90.

С чем пришлось иметь дело после устранения брата султана Мурада 55.

Султан Мурад сказал себе: «Проклятые враги! Визирей стало пятеро. Это надо как-то исправить». Одного он послал в посольство к Гермияноглу: Умур-бея, сына Кара Тимурташа 56. Бейлик он отдал другому: брату Умур-бея Орудж-бею. Провинцию Сарухан он отдал Али-бею, который тоже был их братом. Итак, осталось два визиря. Одним из них был Ибрагим-паша, а другим - Хаджи Иваз-паша. Амасью они отдали Лала Йоргючу 57. Султан остался один и сказал: «Гляньте-ка, это работает». Приходившим за помощью он говорил: «Гребешок Исфендияра наткнулся на целину» 58.

Если не кажется вам красивым то, что приходит,
Нужно просто закрыть на это глаза и уходить.
Если всё обдумал - надо завершать;
Твёрдый полюс 59 наш - Истины Благодать.
О, Исфендияр! Готовься со мной сразиться.
Укрепи своё сердце перед тем, как биться.
Ты много воевал с отцом и дедом моим.
Теперь должен увидеться со мною самим.

Глава 91.

Как султан Мурад встретился с Исфендияром и как он с ним поступил.

Произнеся эти слова, султан прибыл в Енишехир. Касым-бей сын Исфендияра, также пришел к султану Мураду. Когда [султан] приехал в Изник, Касым-бей был вместе с ним. Они поднялись на Борлу (Bolu) 60. Когда жители Исфендияра узнали, что сын их бея, Касым-бей, был с султаном, многие из них бежали и перешли на сторону Касыма. В конце концов они сошлись на Борлу. Завязались хорошие бои. Они наняли многих мужчин из жителей Исфендияра. Армия Исфендияра была разгромлена. Сам Исфендияр был разбит и бежал в Синоп. Султан Мурад пешком пришел в Кастамону и занял город, а также получил в управление медный карьер 61.

Когда Исфендияр увидел, что судьба всегда за султана Мурада, а его государство продвигается вперёд, он отправил своего младшего сына Мурада посланником к падишаху и велел ему сказать: «Сын мой Мурад Хан! Твой отец, и твой дед всегда меня жаловали. Теперь ты полноправный султан. Не обращай внимания на мою дерзость. Милостивый хан, сделай мне одолжение. Как я отдал тебе свою дочь 62, так и мне позволь приезжать и служить твоей армии каждый год, чего бы это ни стоило. Ты можешь это сделать». Кроме того, он отправил к пашам послов с золотыми червонцами (kizil filori). Какая удивительная вещь эти звонкие флорины! Из-за них у мужчин краснеют лица. Это вводит в соблазн даже застенчивых людей, так что лучше оставить их в покое. Короче говоря, паши смутились. Они обсуждали с султаном вопросы мира и управления. В конце концов они уступили султану, развернулись и вернулись в Бурсу.

Посмотри и увидишь, как мир вышивают,
Сладко-горькие фрукты в узор помещают.
Там уловки, мечты и сомнения поместил
Бог, и невежества узами их окружил.
Кто считает, что сам этим садом владеет, тот
Сладкую песню себе поёт, либо попросту лжёт.
Милый друг, всегда помни, что лето проходит.
Каждый собственный смысл в словах моих находит.

Глава 92.

Рассказ о том, как султан Мурад приехал в Изник, чтобы встретиться с Дракулой, сыном Ифлака 63.

Проходя через Силистру, они совершили много зла. Ветераны не сидели сложа руки и убили много врагов. Но так как в неверных не было недостатка, они пришли к султану и сообщили ему об этом. Тогда султан сказал: «Я немедленно иду в поход. Эта его песенка (melunun) не останется без ответа. Позвольте мне воспользоваться помощью Аллаха, чудесами пророка и защитой святых и закончить это дело. Кроме того, сейчас с ветеранами должен пойти мой слуга Фируз 64. Когда у него будет возможность, пусть ударит и сожжет эту провинцию. Пусть он поработит весь этот народ». [Султан] в то время ездил в [бейлик] Исфендияр, где тогда и пребывал. Когда он возвратился из Исфендияра, в страну приехал Дракула 65 с двумя сыновьями. Сыновей он оставил служить государству и падишаху, а сам облачился в халат и тюрбан (burma tulbent), согласился платить дань и вернулся в свою страну. Слухи и сплетни (dedikodusu) тоже прекратились.

Дракула униженно голову склонил,
Чтобы край его султан кровью не залил.
Он в своих недостойных поступках повинился,
Счёл себя виноватым и в Диван 66 обратился.
Мол, мир - его единственное желание.
И Мурад-хан простил его преступление,

Глава 108.

Эвреносоглу Али Бей послан в Венгрию, чтобы разведать дороги.

Однажды султан спросил Али-бея: «Кто из моих слуг хорошо знает и может рассказать о дорогах венгерской провинции?». Али Бей сказал: «О султан, если ты повелишь своему слуге пойти и посмотреть, то по воле Аллаха я разузнаю все дороги в провинции моего султана. Позволь мне опылить мои ноги». Султан сказал: «Из Румелии пусть все они пойдут вместе, включая тех, кто подвернётся и из Анатолии». Али Бей отвечал: «Ваших акынджиев мне [вполне] достаточно. Материальная и духовная помощь моего султана - вот что самое главное из всего».

Султан сказал: «Сделай это сейчас». Сразу же назначили время набега. Собрались многочисленные акынджии 67. Все вместе они прошли через Димишкар и вступили в Венгрию. Они пробыли там около месяца, ели и пили. Но ни следа, ни признака врага замечено не было. Совершалиь набеги и собирали добычу. В сообщении было сказано: «Они взяли так много пленных, что тех было больше, чем акынджиев». Кроме наложниц, было взято много людей и трофеев. Добычи набиралось на тысячи две флоринов, а пленников было не счесть.

Короче говоря, Али-бей пришел с добычей в Эдирне и сказал султану: «Мой султан! Венгрия - неописуемая провинция. Сюда обязательно нужно ехать. Правителю такой страны не подобает быть неверным». Он так расхвалил это место, что убедил падишаха.

О доблести люди всегда и везде рассуждают,
Рассказчики эту тему особо выделяют.
Рассказывать надо так, как я и намерен,
То есть так, как это было на самом деле.
Один человек или толпа будет говорить,
Всё и так понятно: мнение людей не скрыть.
Каждый в жизни делает столько, сколько может.
Он простёр свою руку и время своё прожил.
Что берёт чужое, никогда не считал,
Никаких сомнений в жизни не испытал 68.

Глава 109.

Как султан Мурад Хан, сын султана Мехмеда, предводитель тех, кто сражается за дело Аллаха, направился в венгерскую провинцию и как он туда попал.

Султан послал к Вулкоглу человека сказать: «Я пройду через Смедерево. Приготовьте всё так, как мне нравится. Пусть не будет недостатков и недоработок». А Ифлакоглу Дракуле велел передать: «Быстро собери своих солдат и приходи с твоими лучшими людьми. Если нет, я не поленюсь напасть на тебя». Когда эта новость дошла до Дракулы, он ответил: «Счастливый султан, я готов тебе служить и подавать тебе лошадь». Султан собрал и повёл большое войско и прибыл прямо в Видин. Акынджии Румелии прошли через Видин и переправились в венгерскую провинцию. Взяв несколько небольших крепостей, они дошли до Сибина 69.

Сорок пять дней они бродили по венгерской провинции, а потом вернулись и вышли из вилайета Ифлак 70. Проводником у султана был Дракула. С момента прибытия, при входе в Венгрию и во время возвращения, армия Лазоглу (Lazoglu'nun ordusu) 71 шла впереди и служила проводником. Дракула получил много подарков. Ветераны также вернулись с добычей и разошлись по своим провинциям. Ни один неверный им не противостоял.

Султан Мурад Хан Гази совершил это в восемьсот сороковом году хиджры (1437).


Комментарии

1. Сулейман Шах в османской традиции считается отцом Эртогрула и дедом Османа. На самом деле отцом Эртогрула был Гюндюз Альп, что доказывает найденная монета с соответствующей надписью. В «Родословии Османа» наш автор упоминает Гюндюза Альпа под именем Кайа Альп (Kaya Alpn). Путаница, вероятно, возникла из-за того, что франкские и византийские историки считали Сулейман Шахом сына султана Сулеймана, сельджукского султана (1092-1107) Кылыч-Арслана I, сражавшегося с крестоносцами при Дорилее.

2. Каи или Кайы - одно из двадцати четырёх древнейших огузских племён. См.: Кононов А. Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази, хана хивинского. М.-Л., 1958. Стр. 52-53.

3. Эрзурум - тот самый Арзрум, о котором писал Пушкин.

4. Эрзинджан - армянский город и область в Восточной Анатолии. В 1474 году этот город посетил Афанасий Никитин.

5. В реке Хабур, притоке Евфрата, в 1107 году утонул султан Кылыч-Арслан I. Смотри примечание 1.

6. Ашикпашазаде первым из османских историков назвал имя отца Османа - Эртогрул (Ertugrul).

7. Алаэддин Кей-Кубад - сельжукский султан Конийского султаната (1219-1236). Считается основателем города Аланья, где ему поставлен памятник.

8. Савджи-бей - более распространённый вариант имени этого сына Эртогрула. Современное значение турецкого слова савджи (Savc?) - обвинитель, прокурор

9. Имеются в виду земли для поселения.

10. Гермияноглу - правитель Гермияна, анатолийского эмирата, созданного тюркским племенем Гермияногуллары. Столицей Гермияна была Кютахья.

11. В оригинале nur, то есть свет.

12. Слово текфур (tekfur) османы использовали для обозначения независимых христианских правителей. В данном случае речь идёт о правителе Димотики.

13. Димотика (Dimotoka) или Дидимотихон - небольшой греческий город в номе Эврос. В 1359 году был завоёван османами и считался османской столицей до её переноса (1365) в Адрианополь (Эдирне).

14. Хаджи Ильбеги (Hac? Ilbeyi) (1305-1371) - османский полководец, удж-бей Кареси. Считается главным организатором победы османов в битве на Марице (1371). Предполагают, что из зависти к его военным успехам Лала Шахин-паша отравил его.

15. Хаджи Гази Эвренос-бей (1330-1400) или Гази Эвран - видный турецкий полководец, участник битвы на Марице (1371) и битвы под Никополем (1396).

16. Кешан и Ипсала - города в провинции Эдирне.

17. Лала Шахин-паша (1330-1388) - воспитатель (лала) султана Мурада I и первый бейлербей Румелии (1369-1388). Возглавлял османское завоевание Фракии, взял Дидимотику (1360), Адрианополь (1362), Пловдив (1364) и Софию (1382). Участвовал в битве на Марице (1371).

18. Хакан (hakan) - турецкоязычный вариант императорского титула каган. Если Осман считается создателем османского государства, основателем Османской империи по праву считают Мурада I.

19. Хамидили (Хамидогуллары) - княжество в Анатолии.

20. У Лазаря Хребеляновича было пять дочерей и два сына. Стефан Лазаревич (1377-1427) после битвы прожил ещё долго и был верным вассалом турок. Вук Лазаревич родился после 1380 года и не мог участвовать в Косовской битве.

21. Битва на Косовом поле происходила 15 июня 1389 года.

22. Киратово (K?ratova) - Кратово в тогдашнем санджаке Кюстендил, а ныне в Северной Македонии.

23. Смотри примечание 15.

24. Йигит-бей - первый санджакбей Скопье (1392-1413).

25. Завийе (zaviye) - здание для проведения религиозных мероприятий.

26. Алашехир был независимым городом со статусом отдельного государства.

27. В мусульманском праве слово вакф или вакуф (Vak?f) означает недвижимое или движимое имущество, приносящее доход и переданное на религиозные или благотворительные цели государством или частным лицом. Вакф неотчуждаем и не облагается налогами, но сами деньги не могут быть вакфом.

28. Айдын, Самхан (Самсун) и Ментеше в те времена были самостоятельными эмиратами Малой Азии, со временем превратившимися в османские бейлики.

29. Сипахи - тяжёлая кавалерия, которая формировалась по тому же принципу, что и лёгкая кавалерия османов - акынджии. Идентичны ли сипахи джебелиям - вопрос не вполне ясный.

30. Тимар - военный лен в Османской империи. Держатель тимара (тимариот) был обязан лично участвовать в войнах и выставлять одного  конного джебелия на каждые 3 тысячи акче дохода. За особые заслуги размеры тимара могли быть увеличены.

31. Смотри примечание 12. В данном случае имелся в виду не кто иной, как сам византийский император.

32. Алакахисар (Alacahisar) - город Крушевац в Сербии. Это довольно далеко от Никополя, который находится в Болгарии.

33. Сигизмунд Люксембург, король Венгрии в 1387-1437 годах.

34. Харадж (harac) - дань с покорённых иноверцев.

35. Словом Iflak турки именовали так называемых «чёрных валахов» - предков нынешних румын. В данном случае имеется в виду валашский господарь (1386-1418) Мирча Старый, отец Влада II Дракула и дед Влада III Цепеша. Во время битвы он был на стороне крестоносцев, но не слишком усердствовал.

36. В данном случае в отношении времени, как, впрочем, и в отношении места, автор ошибается. Примечательно, что о том и о другом сами турки имели уже довольно смутное представление, хотя со времени столь важной для них победы прошло менее ста лет. Битва под Никополем состоялась 25 сентября 1396 года.

37. Дамаск сдался Тимуру в марте 1401 года.

38. Езиды - курды Верхней Мосопотамии, исповедовавшие очень своеобразную религию, к чему Тимур относился особенно нетерпимо.

39. Смотри примечание 4.

40. Исфендияр-бей (1375-1440) - правитель эмирата Кандар (Джандар), который потом стал называться бейлик Исфендияр.

41. Кастамону - административный центр эмирата Джандар.

42. Словом serahur в Османской империи называли людей, которые во время похода прокладывали войску путь и осуществляли передовое охранение. Так же называли чиновников для особых поручений и моряков.

43. Сулейман Челеби (1377-1411) - старший сын Баязида. В период османского междуцарствия (1402-1411) был правителем Румелии и части Анатолии.

44. Мустафа (1380-1402 или 1422), сын Баязида. Под Анкарой пропал без вести, однако после смерти Баязида объявился и заявил претензии на престол. Султан Мурад его не признал, а турецкие историки и ныне называют этого претендента Лже-Мустафой. Но в этой истории до сих пор много неясного. Есть мнение, что этот «Мустафа» мог быть и настоящим.

45. Мехмед I Челеби (1387-1421) - сын Баязида, османский султан в 1413-1421 годах. Отец Мурада II.

46. Считается, что битва при Анкаре происходила в период между 20 июля и 5 августа 1402 года. В эти дни пятница была 21 июля, 28 июля и 4 августа.

47. Правитель Сарухана Хызыр-шах сначала был вассалом Баязида, но в битве при Анкаре перешёл на сторону Тимура. Его брат Орхан-бей с самого начала сражался за Тимура, и тот впоследствии сделал его правителем эмирата вместо Хызыра.

48. Вулкоглу (V?lkoglu) - будущий деспот Сербии Георгий Бранкович (1377-1457). В битве под Анкарой он участвовал в качестве союзника Баязида вместе со своим дядей Стефаном Лазаревичем. При всём этом турки упорно именовали православных сербов неверными, то есть немусульманами.

49. Харам (haram) - запрещённое, халяль (helal) - разрешённое.

50. Рассказывают, что Тимур, встретившись с пленным Баязидом, засмеялся и сказал: «Мы с тобой двое калек: я хромой, а ты кривой».

51. Слово наиб (nayib) на арабском означает «заместитель». Так в средние века называли заместителя какого-либо начальника, обычно духовного лица.

52. Текке (Теке) и Айдын в начале XV века были самостоятельными эмиратами Малой Азии. Смотри примечание 28.

53. В оригинале: Kendi isini kendi bitirdi. Это можно понять и как «покончил с собой» и как «не захотел больше жить».

54. Смотри примечание 40.

55. Речь идёт о подавлении восстания Лже-Мустафы (1422). К 1430 году власть Мурада признали беи Теке (1423), Ментеше (1424), Айдына (1425) и Гермияна (1429). Йоргюч-паша покорил туркмен в районах  Амасьи, Токата и в области Джаник. В итоге Мурад восстановил власть почти на всех землях Малой Азии, покорённых османами до 1402 года. Эмиратами, пока ещё боровшимся за свою независимость, оставались только Джандар и Караман.

56. Кара-Тимурташ паша в период правления султана Баязида I (1389-1402) был бейлербеем Румелии, а затем Анатолии.

57. Йоргюч (Yorguc) - паша (1380-1442) - воспитатель (лала) султана Мурада II (1414), бейлербей Румелии (1423-1439), третий визирь (1427-1442). Двое его сыновей погибли в битве под Варной (1444).

58. В оригинале: Isfendiyar Taraklu Borlu'nun uzerine geldi.

59. В оригинале: saglam bir direktir.

60. Борлу (Bolu) - ил в северо-западной Турции. В данном случае наш автор, вероятно, имеет в виду одноименную гору.

61. Эти события происходили в 1424 году.

62. Мурад II был женат на дочери Исфендияра Хатидже Халиме-хатун, а в 1425 году отдал за его сына Касым-бея свою сестру Султан-хатун.

63. Смотри примечание 35.

64. Этого Фируза (Firiz) не следует путать с Фируз-беем, санджакбеем Боснии (1495-1496 и 1504-1512) и санджакбеем Шкодры (1496-1502).

65. Дракула (Iflakoglu D?rakola) - Влад II Дракул, господарь Валахии (1436-1442). Смотри примечание 13 к части второй.

66. Диван (divan) - в османской империи высший орган управления, который состоял из визирей и заменял султана во время его отсутствия. Но диваном называлось и помещение для подобных собраний, откуда название мебели.

67. Слово «акынджи» происходит от турецкого слова akin - набег. Так османы называли лёгкую иррегулярную кавалерию.

68. Надо полагать, что это стихотворение посвящено Эвреносоглу Али-бею. Но не исключено, что автор имел в виду самого султана Мурада.

69. Сибин (Zibin), он же Сибиу, Надьсебен, Германштадт - город в венгерской Трансильвании.

70. То есть из Валахии.

71. Страной Лаз (Laz) османы называли Сербию. В данном случае речь идёт о «валашских» сербах, подчинявшихся Владу II Дракулу.

Текст переведен по изданиям: Asik Pasazade. Osmanogullari’nin Tarihi. Istanbul. 2003

© сетевая версия - Тhietmar. 2022
© перевод с тур., комментарии - Игнатьев А. 2022-2023
© дизайн - Войтехович А. 2001