Комментарии

1. "Белой ордой" (Ак-орда) ее именуют персидские источники ("Аноним Искендера" и зависящие от него сочинения), называющие Золотую орду "Синей" (Кок-орда); русские источники, напротив, именуют "Синей ордой" восточную часть улуса Джучи — "Белую орду" персидских авторов. Однако в поэме "Хосрев и Ширин" Кутба упоминается Тинибек-хан, повидимому, сын Узбека и брат Джанибека; он при этом называется ханом "Белой орды". См. сборник "Мир-Али-Шир", Л., 1928, стр. 6-7.

2. Ср.: Сборник, I, стр. VI и сл.

3. Б. Греков и А. Якубовский. Золотая орда. Л., 1937, 6. Эти материалы в рукописи были использованы также А. Н. Насоновым (Монголы и Русь. М. — Л., 1940). Работа А. Н. Насонова является, хотя и не совсем полным, сводом русских известий о Золотой Орде.

4. Иакинф. История первых Четырех ханов из дома Чингисова. СПб., 1829. — Е. Bretschneider. Mediaeval researches from Eastern Asiatic sources, vv. I-II. London, 1888 (переиздано в 1910). — А. И. Иванов. Походы монголов на Россию по официальной китайской истории Юань-ши. Записки разряда военн. археол. и археогр. русск. военно-истор. общ., т. III, П., 1914.

5. К. П. Патканов. История монголов по армянским источникам, вып. I -II. СПб., 1874. — К. П. Патканов. История монголов инока Магакии. СПб., 1871. — Н. Эмин. Всеобщая история Вардана великого. Москва, 1861.

6. М. Brosset. Deux historiens armeniens: Kiracos de Gantzac XIII s., Oukhtanes d'Ourha X s. St. Petersbourg-, 1870. — Е. Dulaurier. Les Mongols d'apres les historiens armeniens. Journal Asiatique, V serie, t. XI, 1858.

7. Hammer-Purgstall. Geschichte der Goldenen Horde in Kiptschak. Pesth, 1840. — Hammer-Purgstall. Geschichte der Ilchane, d. i. der Mongolen in Persien, Bd. I-II. Darmstadt, 1842-1843.

8. Histoire des Mongols depuis Tchinguiz-Khan jusqu'a Timour Beg ou Tamerlan par М. le baron C. D'Ohsson. Ed. 1-е, 1824; ed. 2-е. La Haye et Amsterdam, 1834-1835; ed. 3-е (перепечатка второго), Amsterdam, 1852.

9. При изложении биографии В. Г. Тизенгаузена мы воспользовались материалами для био-библиографического словаря русских арабистов, собранными акад. И. Ю. Крачковским и Г. Г. Гульбиным и указанной в них литературой, в особенности анонимным некрологом, помещенным в "Известиях Археологической комиссии", вып. 2, 1902, стр. 120-126.

10. Ср. некрологи В. Р. Розена в ЗВО, XVI, стр. 231-236 и А. М-ва в газете "Новое время", б февраля 1902, № 9313.

11. Hammer. Gold. Horde, 463 — 516. — О сочинении Мухаммеда ибн Хиндушаха см.: Handschriften Hammer-Purgstalls, 171-177. — П. М. Мелиоранский. О Кудатку Билике Чингиз-хана. ЗВО, XIII, 015-023. — В. Бартольд. К вопросу об уйгурской литературе и ее влиянии на монголов. Живая старина, 1909, вып. II-III, стр. 42-46. — В. Бартольд. Персидская надпись на стене анийской мечети Мануче. СПб., 1911, 9, прим. 4. — Tuerk hukuk ve iktisat tarihi mecnwasi, I, 1931, 40-42 (на турецком языке).

12. Еще в 1902 г. (Архив Академии Наук СССР. Протокол историко-филологического отделения от 27.XI.1902, § 227) академики К. Г. Залеман и В. Р. Розен внесли в Академию Наук предложение об издании сочинения "Дастур ад-катиб" по копии В. Г. Тизенгаузена; почему это предложение не осуществилось, нам не известно.

13. Ср. о нем: В. В. Бартольд, ЗВО, XVIII, 0124-0137. — Мehmed Fuad Kоepruelue. Les Origines de l'Empire Ottoman. Paris, 1935, 22-23.

14. Персидский текст Рашид-ад-дина нами не печатается, так как он уже издавался частями, а полное издание его готовится в настоящее время Институтом востоковедения

15. Независимость эта, конечно, неполная; Рашид-ад-дин пользовался трудом арабского историка Ибн ал-Асира, а ряд арабских историков пользовался, повидимому, трудами Джувейни и Рашид-ад-дина. Основой рассказов китайских источников, с одной стороны, Джувейни и Рашид-ад-дина — с другой, часто является одна и та же официальная монгольская традиция.

16. Любопытно, между прочим, расхождение в годах смерти Бату и его преемников Сартака и Улакчи и воцарения Берке. Рашид-ад-дин (ниже, стр. 67 и сл.) и пользовавшиеся им авторы здесь сходятся с арабскими (Сборник, I, 121-150), давая 650 (= 1252) и 652 (= 1254) гг., тогда как Джувейни и следующие ему авторы дают для всех этих событии 653 (= 1255) и 654 (= 1256) гг., что подтверждается русскими источниками, датирующими смерть Бату 1255 г. и упоминающими Улакчи еще в 1257 г. См.: W. Вarthоld, E. I., под словами "Batu" и "Berke".

17. В первый том "Сборника" не включены два важных географических сочинения — Ибн Саида (XIII в., не издано) и Абу-л-Фиды (XIV в., существует издание и французский перевод Рено).

18. Тогда именовавшихся мангытами и живших к востоку от Волги.

19. Эта ошибка арабских писателей произошла, вероятно, вследствие того, что в Газну бежали монголы, составлявшие отряды Кули, сына Орды, посланного в Иран на помощь Хулагу и оставшегося там; см. W. Вarthоld. 12 Vorlesungen ueber die Geschichte der Tuerken Mittelasiens. Berlin, 1935, S. 188.