Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

МИХАИЛ СИРИЕЦ

ХРОНИКА

Из «Хроники» Михаила Сирийца

(Переводы с сирийского языка осуществлены Р. А. Гусейновым)

1. (О команах) 154

В том же году (1122) византийский император Иоанн (1118-1143) начал войну с народом команов 155 и с того времени они были в зависимости от греков. Епископ Василий Эдесский, который находился там, написал относительно команов:

«Когда команы пошли против Константинополя, император Иоанн применил хитрость. Он заключил с ними мир. Когда они вошли в города, в том числе в Константинополь и в лагерь императора, он тотчас послал приказ, чтобы хватали их повсюду, где найдут. Таким образом, захватили около 3000 из них в лагере императора и в каждом городе около этого числа.

В тот же день, когда они были захвачены, император направился со своим войском в их лагерь. Согласно их обычаю, они окружили свой лагерь повозками и (таким образом) предохраняли себя (от внезапного нападения). После того как греки сражались много дней, но не могли проникнуть за повозки, император сошел со своего (коня) и приказал, чтобы все всадники сражались пешими. Битва усилилась, они устремились вперед, проникли (в лагерь) и истребили большинство из них; захватили их старшин и великое множество людей, которых привели как рабов в Константинополь. Эта победа доставила большое утешение императору.

Команы являются частью тюрок. Их язык — тюркский, но они не знают ни Моисея, ни его пророков, ни Христа, нашего господа, ни Мухаммеда. Всюду, куда бы ни отправлялись, они [133] берут с собою своих женщин, детей и имущество. Они защищаются (при помощи) деревянных повозок, из которых создают стену вокруг своего лагеря. В это время они поднялись с берегов реки Дуная и шли, чтобы захватить Константинополь; но император одержал над ними великую победу. И с того времени они были подчинены царству греков».

2. (О различных событиях первой четверти XII в.) 155

В 500 г. арабов (1107 г. н. э.), во времена, когда халифом арабов в Багдаде был Мухтадир (1094-1118), а султаном Хорасана — Гияс-ад-дин (1105-1118), его везир по имени Абдуль-Мудфир был убит исмаилитами. В том же году исмаилиты убили Косдекина, одного из знатных этого султана. Султан Гияс-ад-дин очень разгневался и всех исмаилитов, которые находились в арабском царстве, убил.

Исмаилиты не следовали арабам или тюркам в религии или обычаях. Они чтили мессию... О Мухаммеде говорили постыдно и не принимали его книгу. Когда они мстили своим угнетателям, то предавали себя смерти без жалости.

В том же 500 г. арабов арабский царь Сейф-ад-дулах Садиках, сын Дубейса, захватил Тагрит по (следующей) причине: был в Тагрите муж-дейлемит по имени Кейкубад, сын Хадарсаба, злой нечестивец, который уничтожил большую мечеть арабов, что была близ цитадели. Когда арабы возмутились против этого, он отдал им большую церковь христиан. В 1418 г. (греков; 1107 г. н. э.) большая и великолепная церковь Тагрита, которую называют «Зеленая церковь», со своими превосходными орнаментами, всеми сокровищами, домами и лавками, была захвачена и отдана арабам. Когда между христианами и арабами произошли (из-за этого) беспорядки, великий султан Гияс-ад-дин послал эмира по имени Аксонкор. Он осаждал Тагрит в течение семи месяцев; когда его силы иссякли, его доставили к арабскому царю Садикаху, и он (Ак. сонкор) удалился и умер 14 дней спустя.

Когда султан Гияс-ад-дин узнал, что Садиках, сын Дубейса, правит в Тагрите и поднялся против него, то собрал множество тюрок и выступил. Тогда Садиках собрал множество арабов. Битва развернулась на реке, называемой Нахр-Кани. Там арабы были побеждены и их царь Садиках был убит. Тогда прекратилось полностью арабское царство в 500 г. арабов, в исчислении лунных лет, который есть 1418 г. греков, 70 год после выхода тюрок. [134]

В 502 г. арабов (1108-1109 г. н. э.) некий эмир по имени Алтундекин выступил, по наущению султана Гияс-ад-дина, чтобы пойти против франков. Султан дал ему Мосул, Джезиру и Нисибин, приказал большинству эмиров идти с ним. Когда он достиг Мосула, а Джавали не согласился передать ему (город), он поставил против него (города) баллисты и атаковал его. В пятницу, пока арабы находились на молитве, люди (Алтундекина) Маудуда поднялись на стены. Джавали и его люди оборонялись в цитадели. Тогда Маудуд поклялся ему, и Джавали вышел со своими людьми, и они сдались, кроме Неджм-ад-дина, сына Ортока, в Мардине...

В том же году арабов франки захватили Триполи на берегу моря у Абу-али, сына Имрама...

В том же году Ильбазмиш, сын Ортока, упал с лошади и умер. Франки вышли и захватили Атариб и убили там две тысячи человек. Затем они пошли к Маббогу, который разрушили, они правили также над этим городом и продвинулись вплоть до Балаша, который сожгли. Когда ибн Родван (Алеппский) вернулся из Багдада и увидел, что он не может противостоять франкам, он послал им 32 000 дннаров, 20 мулов и 40 кусков шелка. Атабек Топикин (1103-1128), владетель Дамаска, послал им 10000 динаров, владетель Ама — 20000 и владетель Аскалона — 4000, и они заключили мир.

В 505 г. арабов (1111-1112 г. н. э.) султан Гияс-ад-дин послал новые войска с Маудудом, чтобы сражаться с франками.

Когда они дошли до Шабактана, то завладели многочисленными крепостями и пошли против Эдессы, но не смогли ее захватить. Они безуспешно атаковали Телл-Башер, и пошли к Алеппо. Им не дали возможности войти туда. Сокман, владетель Хлата, был болен, они его взяли и увезли, он умер в дороге. Франки объединились против Маудуда и напали на него трижды в течение дня. В первый раз Маудуд победил, но затем был побежден и бежал в Дамаск. В пятницу, когда он склонился и взял руку правителя города, один исмаилит прыгнул на него и ударил его ножом, и он умер. В том же году был убит владетель Алеппо Родван, и воцарился (там) его сын «немой».

В 508 г. арабов (1114-1115 г. ы. э.) войска султана Гияс ад-дина выступили (во главе) с его сыном Абуль-Фатах Масудом и Касим-ад-дулахом, сыном Аксонкора, чтобы напасть на франков. Когда они дошли до Мосула, Тамирек-Арслан (владетель Санджара) и Зенги, сын Аксонкора, вышли на их службу и они (все) пошли к Газарте... (Затем) они пошли к Нисибину, и тамошние правители также вступили с ними в [135] соглашение. Когда они дошли до Мардина, Неджм-ад-дин йльгази вышел на службу сына султана и послал с ним Аяза и 300 всадников. Когда они переправились к Шабактаку, Неджм-ад-дин послал найти франков, чтобы их ободрить; это стало известно сыну султана, он захватил сына Неджм-ад-дина и заковал его в железо. Они разорили его область и начали осаду (Дары). Неджм-ад-дин пошел к Шахрзору я собрал многочисленное войско; Рукн-ад-дин, его двоюродный брат, владетель Хисн-кейф, пошел его искать, также как и Балак (сын) Бахрама, его другой брат. Они собрали многочисленную пехоту и пошли с сильной армией навстречу сыну султана, чтобы освободить сына (Неджм-ад-дина). Когда они прибыли к Курдису, по соседству с Дарой, там находились люди из армии сына султана, которые расположились лагерем и не видели ничего. Несколько всадников Неджм-ад-дина их увидели, они пошли на них и взяли всех в плен, среди них находился Тамирег, владетель Шигара, Нисибина, Максина. Когда сыну султана сообщили, что его войско разбито, он покинул Дару и бежал к Нисибину. Неджм-ад-дин спустился захватил палатки и все то, что они имели. Когда сын Неджм-ад-дина увидел, что они поспешно бегут и что уже наступила ночь и человек (везший его) озабочен, он, как был в цепях, упал с его мула и спрятался в еврейской синагоге. Один курд известил его отца (о его местонахождении), тот послал десять человек, которые взяли его и привезли. Это было большой радостью для дома Ортока.

Сын султана вернулся к своему отцу и пожаловался на Неджм-ад-дина. Султан обратился к Неджм-ад-дину с угрозой, потому что тот презирал тюркский султанат. А Неджм-ад-дин заключил мир с франками и с атабеком Дамаска, и они поклялись помогать друг другу. Затем каждый удалился в свое владение и Неджм-ад-дин остался один. Владетель Эмеса пошел на него ночью, нашел его пьяным от вина; он увез его, поместил в Эмесе и послал известить султана. Пришел ответ; Неджм-ад-дин был освобожден под условием и оставил своего сына Аяза в качестве заложника. После этого он собрал войско и напал на владетеля Эмеса, чтобы освободить своего сына. Тот привел войско султана и когда они встретились, то заключили мир, и он (владетель Эмеса) освободил сына Неджм-ад-дина. Войска султана вторглись в страну франков, чтобы грабить. Франки выступили им навстречу и всех их убили. Говорят, что они сожгли в огне 3000 человек.

В 513 г. (1119-1120 г. н. э.) владетель Алеппо, ввиду того, что франки его обессилили, отдал этот город Неджм-ад-дину. В том же году Ильгази Неджм-ад-дин завладел Нисибином и вернулся в Алеппо, чтобы заключить мир с [136] франками, но они не смогли условиться. Он собрал множество тюрок, потому что они были ему подчинены. Говорят, что их хотели сосчитать, но не смогли. Среди них была тысяча эмиров. Когда они организовались, чтобы сражаться, владетель. Антиохии не ожидал их прихода..., он был разрезан на части, и Неджм-ад-дин достиг триумфа.

Когда последний вернулся в Мардин, он узнал, что жители Алеппо восстали; он поспешно возвратился туда и истребил бунтовщиков. Там он заболел и повернул, чтобы пойти в. Майферкат, но умер в дороге. Он приказал, чтобы после него правил его сын Тимурташ Хоссам-ад-дин; но так как этот не был на месте, его сын Сулейман, который его сопровождал, правил в Майферкате и похоронил его; он правил там. Его сын Тимурташ правил в Мардине в 516 г. арабов (1122-1123 г. н. э.).

3. (Об осаде Мелитены) 156

Земли Балака (после его смерти) были поделены между несколькими владетелями: Тимурташ Хоссам-ад-дин захватил Алеппо, Сулейман взял Хисн-зияд, султан Мелитены взял Ма-сару и Гаргар. По причине этого была ссора между владетелем Хисн-зияд и владетелем Мелитены (Тогрул-Арсланом). Это было поводом для владетеля Севастии, эмира Гази, сына Данишменда, чтобы захватить Мелитену. Он заключил договор с султаном (Иконии) Масудом, который был его зятем. 13 июня 1124 г., после соединения многочисленного войска, он устремился к Мелитене. Они разграбили всю область и осаждали город в течение месяца. Затем Гази пошел и оставил своего сына Мухаммеда с многочисленным войском в деревне Саман, по соседству с городом. Он приказал ему, ежедневно продолжая путь, продвигаться к городским воротам и не давать никому возможности выезжать или въезжать.

Тогда горожан охватила великая подавленность, которая происходила от жестокого голода. Стоимость кефизы 157 пшеницы доходила до 36 динаров. Наконец, вся пища была израсходована, и они пожирали листья с деревьев и кору молодых деревьев. Когда они находили кошек или ослов, даже издохших, пожирали их, пили кровь. Они с жадностью съедали верхушки грубой кожи, которая была на щитах и других подобных вещах.

Три жестоких бедствия поразили этот несчастный город: извне — меч, который убивал всякого, кто спасался бегством и выходил; внутри — нестерпимый голод, который истреблял; [137] и плохой правитель, который мучил в тюрьме и казнил, чтобы собирать золото. Поэтому было прискорбное зрелище: дети погибали от голода на глазах родителей, которые не могли им помочь...

Правитель вышел ночью и пошел, чтобы нанять франков в количестве 30000 человек. Пообещав, они вовсе не двинулись, потому что осаждали Алеппо. Тогда мать правителя, сириянка Изабелла, собрала и бросила в тюрьму знатных и тех, кто обладал какой-нибудь вещью. Их истязали без жалости, чтобы завладеть их золотом. В то время, как тюрки готовились к тому, чтобы уничтожить мечом весь народ христиан, покинуть пустынный город и удалиться; когда всякая надежда была потеряна, господь сжалился, и заблистало его лицо над оставшимися христианами. Ночью, в декабре 1125 г., тюрок внезапно охватил страх, хатун вышла со своим сыном и всеми тюрками. Эмир Гази вошел, и, увидев обезлюдевший город и тех, кто оставался, такими, будто они вышли из могилы, утешил их. Он объявил свободу для всех тех, кто там находился, и для всех, кто хотел туда вернуться. Он дал пшеницы земледельцам (pchelacha) чтобы сеять, послал стада быков и баранов.

Город снова начал процветать.

4. (Борьба между Гази данишмендидом и Арабом, сыном Килидж-Арслана I) 158

После того, как эмир Гази захватил Мелитену, малик Араб собрал 3000 человек и напал на своего брата Масуда, потому что последний не помог своему брату (Тогрул-Арслану) у Мелитены и оставил ее Гази. Масуд бежал в Константинополь и искал помощи у византийского императора Иоанна, малик Араб осадил Иконию, столицу своего брата—султана Масуда.

Император Иоанн с радостью встретил Масуда и дал ему много золота. Выйдя (из Константинополя), он (Масуд) нашел эмира Гази и они оба двинулись против Араба. Этот бежал к армянину Торосу в Киликию. Летом 1127 г. Араб объединил тюрок и армян, устроил засаду и захватил Мухаммеда, сына Гази. Эмир Юнус (владетель Масары, сын Мухаммеда) двинулся против Араба. Араб вышел победителем, он захватил также и Юнуса, и спешно пошел против Гази. Когда они встретились для сражения, Гази был побежден. Но, поднявшись на возвышенное место, он поставил там свой шатер и приказал играть на трубах, как будто бы побежден Араб. Услышав звуки труб и увидя шатер, его войско собралось. В [138] это время наступил мрак и войско Араба разбежалось. Гази погнался за ними и захватил их палатки и лошадей. Он дошел до Комана и Анкиры, решительно сражался, овладел этими городами и освободил своего сына Мухаммеда, который был там заключен.

После этого Араб вновь собрал (войско), начал войну и захватил земли. Захватив крепость, в которой он нашел Ягана, одного из сыновей Гази, убил его, и Гази был еще более рассержен. Он собрал свое войско и двинулся против, Араба. Араб, будучи побежден, обратился в бегство, и эмир Гази разорил без сожаления деревни и города.

Араб вновь собрал войско и пошел против эмира Гази, но снова был побежден и бежал, чтобы пойти к грекам; и он погиб.

5. (Вступление Зенги в Мосул) 159

Когда умер правитель Мосула Масуд, сын Бурсука, главой города остался Джавали, один из слуг великого султана. По совету, который ему дали, он забрал большую часть богатства из казны правителя Мосула и отправил султану с судьей Беха-ад-дином Шахрзори и эмиром Салах-ад-дином Махмудом, сыном Эйюба...

Когда посланцы прибыли в Багдад, до того как встретиться с султаном, они повидались с почтенным человеком— Насир-ад-дином Джакером, сыном Якуба, который был родственником Салах-ад-дина. Когда они сообщили ему о цели своего приезда, о« посоветовал им спросить атабека Зенги Имад-ад-дина, «потому что, — сказал он, — султан доверяет этому человеку, который является его атабеком. Он могущественный, известный и достойный царства». Они согласились с его советом и повидались сначала с Зенги. Последний поклялся им: «Если это 160 удастся, все то, что вы у меня попросите, я вам дам». Судья попросил, чтобы должность судьи в Мосуле, пока будет существовать власть рода атабека, была доверена ему и его потомству (zar'а), и чтобы судьи из всех мест его владения были под начальством его детей. Он обещал ему и подтвердил (обещание) письменно. Салах-ад-дин просил сделать его своим личным хаджибом. Насир-ад-дин просил сделать (его) главой Мосула с влиянием на всю область.

Затем они предстали перед султаном. Когда правление было дано султаном и халифом Зенги, он вышел из Багдада, следуя за войском. Когда они подходили к Мосулу, судья [139] Беха-ад-дин и эмир Салах-ад-дин пошли найти Джавали, которому сказали: «Так как мы не смогли получить этих мест для тебя, мы получили указ, чтобы ты был начальником цитадели с правами на вею область. Султан приказал, чтобы его атабек Зенги был главой над твоими распоряжениями». Он был ими убежден, и Зенги вступил в Мосул. Они открыли ему ворота города и цитадели, и он начал править в 1131 г.

Он следовал соглашениям; заключенным с Беха-ад-дином, Салах-ад-дином, Насир-ад-дином и Зайн-ад-дином и никого не отстранял.

6. (О междоусобице в роду данишмендидов) 161

В том же году (1142) умер владетель Камаха и там воцарился малик Мухаммед (сын Гази данишмендида). В 1143 г. малик Мухаммед умер в Цезарее. Он постановил, чтобы ему наследовал его сын Зун-нун. Но его жена пришла к Якуб- Арслану, брату (покойного малика), и вышла замуж за него. Этот и воцарился в Севастии, а Зун-нун бежал в Симиаду. У него оставались Цезарея и Мелитена. Прибыл его другой брат—Дулах, заключил соглашение с Юнусом (сыном Мухаммеда), владетелем Масары. Они пошли к Мелитене, но не смогли проникнуть в нее. Так как они не имели сил для нападения, то повернули к Арке.

Тогда жена малика Мухаммеда послала 2000 человек, чтобы охранять Мелитену. Но находившиеся в городе подозревали, что это (пришли) те, которым приказано изгнать их и их детей из домов и послать в Севастию, а самим занять их место. Тогда они рассердились, вооружились и, обнажив, мечи, бегали по улицам. Великое бедствие охватило христиан. Они скрывались в колодцах и в потайных местах, не зная, что будет...

Тюрки, которые находились в городе, собрались возле цитадели и просили у главы (города) ключи от ворот, чтобы выйти сразиться с теми, кто пришел. Глава не дал им ключей и они пошли все, конные и пешие, и топорами разбили замок Боридийских ворот. Бори—имя того, кто разбил замок. Он выступил во главе тех, кто был послан (за Дулахом), тогда как другие оставались охранять ворота. Они пошли и в тог же день привели Дулаха. Увидев это, те, из Севастии, бежали. Сам глава вышел и приветствовал Дулаха. Последний вошел и правил в городе, который был умиротворен. [140]

7. (Захват Эдессы тюрками) 162

Когда Зенги преследовал владетеля Хисн-зияд (Кара Арслана), последний искал помощи у Жоселена, которому дал крепость Бейт-була, чтобы он помог ему против Зенги, также как помогал султану Масуду. Жоселен не понимал, насколько была невыгодна для него борьба с тюрками в пользу тюрок же. Он послал войско на помощь Кара-Арслану. Это было неожиданностью для Зенги. Поэтому, когда Жоселен отправился в Антиохию, жители Харрана уведомили Зенги, что Эдесса лишена войска. Последний собрал войско, и в ноябре 1145 г. осадил Эдессу.

Он раскинул лагерь напротив «Ворот времени», рядом с церковью исповедников. Занги дал знать всем горожанам: «Сдавайтесь, чтобы не погибнуть, потому что никто не спасет вас». Они ответили: «Мы не сдадимся». Главой (осажденных) был папиос 163 франков. Он рассчитывал на гонцов, которых направил в Антиохию и Иерусалим (с просьбой) придти освободить город.

В начале декабря Зенги приказал начать наступление. Семь баллист метали камни, а войско — дождь стрел. Горожане, старые и молодые, мужчины и женщины, и монахи с Горы (Эдессы, где были монастыри) находились на (городских) стенах и сражались. Когда Зенги увидел, что несчастный народ героически борется, он приказал вырыть землю под стеной. Они вырыли глубоко и достигли стены. Со своей стороны, осажденные рыли изнутри, продвигаясь навстречу осаждающим и готовясь к нападению. Когда эта хитрость не принесла им пользы, они приступили к сооружению стены изнутри, напротив места, где был подкоп. Осаждавшие сделали подкоп под двумя башнями и поместили (их) опоры ниже тех, что были под стеной от башни до башни...

Осаждавшие подожгли дерево (опор), и с наступлением утра битва стала ожесточенной. Воздух был темен от дыма. Колени и сердца дрожали от шума трубы и толпы, которая устремлялась вниз (со стены), и криков людей. Когда дерево сгорело, стена и две башни рухнули и показалась новая, внутренняя, стена. Тюрки оцепенели, пока не заметили, что имелся промежуток между старой стеной и новой...

В то время как люди боролись в промежутке, а стена была пуста (от людей), тюрки приставили приставные лестницы и поднялись. Один курд поднялся первым, закричал и начал кидать в людей камни. Когда они его увидели, их руки ослабели, они испугались, повернули и побежали в цитадель... [141]

Тюрки вошли с мечами и обнаженными кинжалами и утолили жажду кровью старых и молодых, мужчин и женщин.

Два дня спустя, тем, кто был в цитадели, дали обещание сохранить жизнь, и она была открыта. Тюрки сохранили жизнь всем тем из нашего народа 164, армян и греков, кто пережил все это, но они убивали франков везде, где их находили.

8. (О феодальной распре) 165

В 1163 г. владетель Хисн-зияд, Кара-Арслан, осадил Амид и теснил город всеми способами. Он соорудил баллисты, воздвиг деревянную башню, обитую железом. Они никогда не бездействовали, и много народа погибло у этого города.

В городе находился тюркский эмир из рода Ортока. Он имел военачальником ибн Нисана Камал-ад-дина, мужа искусного, который имел влияние на всех; стены и ворота, войско и горожане, богатство и главенство были в его руках. Сам эмир Джамал-ад-дин, почтенный старец, подчинился ибн Нисану.

Этот человек действовал с большой энергией и победил своей ловкостью силу войска, которое окружало город. Он воодушевлял народ, который находился внутри, приятным словами, лестью, обещаниями и подарками, чтобы они охраняли стены и сражались с врагом. Против наружных машин он соорудил внутри более высокие, откуда они метали камни из пращей и стрелы. Против машин, то есть внешних баллист, соорудил более высокие внутри. Три раза он отправлял ночью (людей) поджечь военные машины нападавших. Он защищал, бросая огромные камни, внешнюю сторону башен, на которые были направлены удары. Он хорошо укрепился внутри, в больших портиках из крепкого камня.

Пока он сопротивлялся всем проискам нападавших, он часто посылал своих гонцов к каждому эмиру во вне и старался сделать их врагами своего врага... Нашелся один среди всех, кто помог ему, Якуб-Арслан, владетель Каппадокии. Хотя он был тестем Кара-Арслана, но когда получил письма, которые ему слали из Амида, обещая большие подарки и подчинение ему (Амида), отделился от Кара-Арслана. Он был полон решимости освободить Амид из его рук: вернул ему то, что получил за дело у Мелитены, затем вошел в его земли и взял там пленных и добычу. Кара-Арслан оставил Амид и возвратился с разбитым сердцем, совершив в течение пяти месяцев много казней и понеся большие расходы. [142]

Когда он возвратился в свои земли и вошел в свою цитадель, Якуб-Арслан предложил ему заключить мир; в гневе своего сердца он не согласился. В своем гневе Якуб-Арслан разграбил Кизан, Карсен и Телл-Патрик; он захватил силой крепость Шумушки и увел 100000 пленных: мужчин и женщин; унес их добро. Он оставил поля голыми и ограбленными.

9. (О феодальной распре) 166

В 1172 г., когда султан Килидж-Арслан узнал, что по причине юности эмира в Мелитене разногласия, он приготовился пойти против этого города. Те, что находились в городе и были единодушны в согласии, послали в Хисн-зияд за евнухом Саад-ад-дином, мужем ловким и умеющим управлять. Последний укрепил, ободрил, установил согласие всех сил и слил всех воедино... Вот почему, когда султан пришел, он не смог захватить город; но он увел народ области, около 12000 человек, и ушел.

Иур-ад-дин возбудил (против султана) всех эмиров, за исключением эмира Исмаила; эмиры Мосула, Мардина, Хисн- зияд, армянские эмиры объединились со многими другими а Севастии...

Они предложили (султану), возвратить (людей), которых он взял в плен в землях Мелитены, так же, как земли, которые он захватил у своего брата Шахиншаха и Зун-нуна, я (освободить) сыновей своего брата, которых держал в тюрьме. Он возвратил людей Мелитены, установил своему брату ежегодную выплату в 10000 167 динаров, но не вернул ни единого места.

В том, что касалось детей брата, он проявил жестокость: убив одного, зажарил его на огне, положил на блюдо с хлебом, и отравил эту трапезу отцу и, имея в виду трех других, угрожал переслать их таким же образом. Увидев это, тюрки были напутаны и, так как были доведены до крайности, заключили мир и вернулись каждый в свою землю по причине зимы и также потому, что их земли были лишены войска.

10. (Восстание в Севастии) 167

В 1173 г. правитель Каппадокии Исмаил данишмендид был убит по следующей причине. Так как люди очень сильно страдали от голода, который долгое время царил в этой земле, и кроме того была суровая зима, они просили его дать им [143] пищу. Хотя он имел зерно, но не дал им его даже немного, он насмехался над ними и гонял на различные работы. Тогда, мучимые голодом, они задумали убить его, чтобы прокормить его пшеницей себя и своих детей. Они организовали заговор, кинулись на него, и убили его, жену, сестру султана, и его близких, в количестве 500 человек. И выбросили их на снег, не решив даже достойно похоронить. Они захватили все то, что те имели, и кормились. Весть о его убийстве не распространилась раньше февраля, потому что движению мешало изобилие снега...

Те, что убили его, заключили дополнительное соглашение и приняли решение поставить на его место кого-нибудь из того же рода. Они послали искать его дядю с отцовской стороны, Зун-нуна, которого (иконийский) султан выгнал из Цезареи и который бежал в Дамаск.

После просьбы о помощи у Нур-ад-дина Зун-нун пошел пешком, потому что был снег. Когда он дошел до соседнего монастыря, люди монастыря вышли и расчищали ему дорогу в течение пяти дней и, едва стало возможно, он прошел. Он дошел до Севастии (центр Каппадокии) и начал править. Он умертвил тех, кто убил своего господина; и они пили, как говорится, чашу, которую сами себе уготовили.

11. (О стычке между Салах-ад-дином и крестоносцами) 168

В октябре 1178 г. все франки во главе с королем Балдуином собрались на берегу реки Иордан в месте, называемом «бродом Иакова». Они решили построить крепости, чтобы силой захватить Дамаск. Салах-ад-дин не побоялся опасности, покинул Египет и пошел в Дамаск...

Салах-ад-дин вторгся в земли Палестины. Когда собрались франки, он бежал от них к Дамаску. Франки разграбили область и возвратились на расстояние однодневного марша. Когда они разбили лагерь, он внезапно напал на них и захватил сто храбрых мужей вместе с главою братьев, т. е. «мастером братьев» 169.

Христиане пребывали в сильном огорчении (от этого). Салах-ад-дин укрепился и быстро пошел к той новой крепости, которую франки построили, и захватил ее с боем. Там внутри было около 500 братьев; увидев, что крепость захвачена, одни из них бросились в огонь и сгорели, чтобы не попасть в руки арабов; другие кинулись в Иордан и утонули; третьи [144] бросились со стены на скалы и погибли. Все те, что попали в руки арабов, были убиты мечом.

12. (Письмо Килидж-Арслана II Михаилу Сирийцу) 170

Килидж-Арслан, великий султан Каппадокии, Сирии и Армении — патриарху, другу нашего царства; тому, который молится за нашу победу, находится в монастыре мар бар-Саумы и радуется величию нашего царства.

Мы знаем, что благодаря твоим молитвам, бог ныне дал величие нашему царству. Действительно, племянник греческого императора вышел из знаменитой Филадельфии и пошел искать нас... Он пришел к трону нашего величества и покорился: Мы отправили с ним 40000 человек войска. Враги, будучи осведомлены, собрались в огромном количестве в большом городе и начали сражение. Бог дал победу нашим, которые преследовали их, истребляли и убивали врагов нашего царства, которые разбиты так, что долгое время не смогут оправиться.

Вот почему наше войско силой захватило большую крепость Диадин и затем подчинило власти нашего царства все земли, расположенные от этого места и до берега моря. Мы царствуем, сообразно закону царства, на тех землях, которые еще никогда не принадлежали тюркам.

Мы знаем, что бог действительно даровал нам все эго благодаря твоим молитвам. Просим тебя не прекращать молитв за наше царство. Приноси благо!

13. (О туркменах) 171

С 1185 г. началось опустошение, произведенное народом туркмен. В течение восьми лет они убивали и сами погибали в Армении, Ассирии, Месопотамии, Сирии и Каппадокии. Причина, по которой они начали это опустошение, такова.

Большой народ туркмен живет в палатках (mskana) зимой (они) спускаются, чтобы перезимовать, в пустыню, расположенную на юге Сирии, где не выпадает снег, нет мороза и имеются пастбища. Весной они снова поднимаются в северный район, где находят пастбища для своих животных. Во время спуска и подъема дороги бывают заполнены их бесчисленным скотом. Курды, которые живут грабежом, грабили повсюду их баранов, лошадей, быков и верблюдов и иногда убивали их людей. Тогда туркмены решили объединиться на [145] время своих переходов, чтобы заботиться о своем имуществе. (Однажды) они встретили в земле Шабактан у границы Мардина около двухсот курдов, которые устроили засаду, чтобы пограбить. Туркмены захватили их и убили. Тогда началась открытая вражда между ними. Курды собрались в количестве около десяти тысяч, туркмен собралось больше. Они начали сражение, с обеих сторон было убито около десяти тысяч человек.

Тогда ненависть и гнев между ними увеличились. Курды собрались в районе Нисибина и Тур-Абдина в количестве около тридцати тысяч. Туркмены собрались в районе Хабора. Когда началась битва, курды были побеждены, и их мертвецы лежали от берегов реки Хабора до самого Нисибина.

После этого в районе Мосула произошли два сражения между туркменами и курдами. Война продолжалась и курды были побеждены во многих местах. Они бежали от туркмен и скрылись в горах, недалеко от границ Киликии, чтобы оставить своих детей и имущество в безопасном месте в армянских пределах. Туркмены пришли туда, напали на них и истребили всех: мужчин, женщин и детей; они захватили их богатства; и народ курдов исчез во всей Сирии и Месопотамии, ибо туркмены передвигались группами по равнинам и в горах и везде, где они находили курдов, без причины и сожаления убивали их.

В течение первых лет они не наносили никакого вреда христианам... После убийства курдов они взяли в плен армян; захватили и увели как рабов двадцать шесть тысяч человек, сожгли деревни; и после убийства монахов (сожгли также) большой монастырь Гарабеда, похитив (из него) книги и все то, что в нем было. В это же время они силой захватили крепость Телл-Араб, которая находится в земле Шабактан, и обратили в рабов и увели все население. В это же время они убили сто семьдесят человек в Телл-Басме и также во многих других местах.

Тогда правители, видя свои земли опустошенными и деревни обезлюдевшими, начали, каждый в своем районе, воевать с туркменами. По всей Каппадокии и земле Мелитены происходили сражения и убийства. В это же время туркмены вторглись в земли Клавдии; правитель (земли) оказал им сопротивление. Около двухсот молодых людей этой земли были убиты в сражении.

Речь не способна поведать о всех убийствах, которые произошли в течение этих восьми лет. Ибо от маленькой искры возник этот большой пожар, который истребил множество людей.

Затем буря утихла.


Комментарии

154. Михаил Сириец, IV, 600-601. По техническим причинам сирийские термины даются в общепринятой транслитерации.

155. Речь идет о победе Иоанна над печенегами, народом тюркского происхождения.

156. Михаил Сириец, IV, 603-605.

157. Михаил Сириец, IV, 606-607.

158. Кефиза равна, примерно, ослиному вьюку.

159. Михаил Сириец, IV, 611-612.

160. Из дальнейшего выясняется, что «это» — было назначением Зенги правителем Мосула.

161. Михаил Сириец, IV, 625-626.

162. Михаил Сириец, IV, 629-631.

163. Латинский архиепископ Эдессы.

164. Т. е. христиан-яковитов.

165. Михаил Сириец, IV, 677-678.

166. Михаил Сириец, IV, 699-702.

167. Там же, IV, 703-705.

168. Михаил Сириец, IV, 719-720.

169. Вероятно, речь идет о рыцарях и гроссмейстере духовного ордена

170. Михаил Сириец, IV, 728.

171. Там же, 732-733.

(пер. Р. А. Гусейнова)
Текст воспроизведен по изданию: К истории тюрок XI-XII вв. (По материалам сироязычной хроники XII в.) // Труды института истории, Том XII. Баку. 1957

© текст - Гусейнов Р. А. 1957
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Станкевич К. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Труды института истории. 1957