Комментарии
1. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. V, 109.
2. В. В. Бартольд. Очерк истории туркменского народа. Сб. «Туркмения», т. 1, Л. 1929, 27; А. А. Васильев. Лекции по истории Византии, т. I, 341; П., 1917; А. Ю. Якубовский. Сельджукское движение и туркмены в XI, в. «Изв. АН СССР», ООН, 1937, № 4, 921, 945; В. А. Гордлевский. Государство Селджукидов Малой Азии, М.-Л. 1941; Б. Н. Заходер. Хорасан и образование государства сельджуков. ВИ, 1945, № 5-6, 119; С. Сahеn. La premiere penetration turque en Asie Mineure (seconde mritie du XI s.) Byzantion, 1948, t. XVIII, 5; Bruxelles. В дальнейшем — Каэн.
3. Сирийская литература существовала и после XIII в., вплоть до XVII в., но ее значение было уже не так велико.
4. Следует отметить, что сирийский язык этого времени и первых последующих веков был торговым и дипломатическим языком Ближнего Востока.
5. Яковиты — сирийские монофизиты; свое название получили от стоявшего во главе их в VI в. н. э. Якова Цанцала. Монофизитство возникло как протест населения провинций византийской империи — Сирии, Палестины и Египта против византийского владычества.
6. Н. В. Пигулевская. Византия и Иран на рубеже VI-VII вв., М.-Л., 1946, 33.
7. Chronique de Michel le Svrien, patriarche iacobite d’Antioche (1166-1169) ed tee et traduite en fran ajs par J. B. Chabot. Paris, tomes I-IV,1899-1924, pp. 777. В дальнейшем Михаил Сириец с указанием тома.
8. А. П. Дьяконов. Кир Батнский. СПб. 1912, 2-3.
9. Михаилом был использован также ряд переводных, греческих и других сочинений исторического характера.
10. Несториане — христиане-монофизиты, ведущие свое происхождение от Нестория (V в. н. э.), который выступил против культа «богородицы». Под флагом несторианства значительная часть населения Сирии и Месопотамии вела борьбу против византийской знати и церкви.
11. Материалы по истории туркмен и Туркмении, ч. I, М.-Л., 1939, 354-355.
12. Тогрул-бек (1038-1063), Алп-Арслан (1063-1072), Меликшах (1072-1092); годы правления мусульманских владетелей здесь и ниже даются по С. Лэн-Пулю: Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями. Пер. с англ. с прим. и доп. В. В. Бартольда, СПб, 1899.
13. А. Каррыев, В. Г. Мошкова, А. Н. Насонов, А. Ю. Якубовский. Очерки из истории туркменского народа и Туркменистана в VIII-XIX вв. Под ред. А. Ю. Якубовского; на правах рукописи; материалы для обсуждения. Ашхабад, 1954, 106.
14. В. А. Гордлевский. Указ. соч., 23.
15. А. Каррыев и др. Указ. соч. 110.
16. Михаил Сириец, IV. 572.
17. Histoire des Seldjoukides et des Ismailiens. Extraite du Tarikhi Gtisideh ou Histoire choisie d’Hamd-Allah Mustaufi; traduite du persan par M. Defremery. Paris, 1849. 10-11. В дальнейшем — Кaзвини.
18. Династия бувейхидов (932-1055) происходила из Табристана. Основатель ее, Бувейх, был начальником воинственного племени дейлемских горцев. Завоевания бувейхидов привели к тому, что багдадский халиф признал их своими наместниками на захваченной ими территории. В 945 г, они вошли в Багдад и узурпировали светскую власть халифа. Бувейхиды правили (отдельные ветви) в Фарсе. 932-1055; Ираке. Ахвазе и Кермане, 932-1012; Ираке, 1021-1055; Кермане, 1012-1056; Рее, Хамадане и Исфахане, 902-1023.
19. Пятничная молитва в соборной мечети.
20. Казвини, 11.
21. М. Вrоss et. Histoire de la Georgie. I partie, I et II livraisons; traduction. St.-P., 1849-1850, 331, 335, 343, 346. В дальнейшем — История Грузии.
22. Там же, 332, 333.
23. Там же, 332, 334, 335, 343. Отметим, что еще в начале господства тюрок на Ближнем Востоке в Гяндже правила полунезависимая курдская династия шеддадидов Аррана (951-1088).
24. К. Каэн. Указ. соч., 15, 50, 56.
25. Михаил Сириец, IV, 574.
26. Динар арабский — на средневековом мусульманском Востоке был наиболее распространенной золотой монетой; впервые отчеканен в VII в.
27. Михаил Сириец, IV, 573-674.
28. Там же, IV, 577.
29. Этим именем на востоке называют европейцев и католиков.
30. Mirhonds Geshichte der Seldschuken. Giessen, 1837, 61 64-70. В дальнейшем Мирхонд.
31. Сокман ал-Кутби (1100-1112) — по происхождению курд; в 1100 г. отнял у мерванидов, курдской династии, область Диярбекир, город Хлат в Армении. Его потомки и их мамлюки продолжали управлять этой областью до завоевания ее в 1207 г. эюбидами.
32. Ортокиды (1101-1312) — потомки туркменского военачальника, сидели в области Диярбекир в качестве наместников сельджукидов; с 1108 г. две ветви их: одна — в Хисн-кейфа (1101-1231); эта крепость находилась северо-восточнее Мардина, на правом берегу Тигра; другаяв Мардине (1108-1312). Ортокиды имели звание атабеков.
33. Данишмендиды (1097-1174) — тюркская династия, правившая в Каппадокии; основатель ее — тюркский военачальник Мухаммед I Гумиш-тегин б. Тилу-Данишменд.
34. Сулейман I б. Кутылмыш (1077-1086) — основатель династии сельджукидов Малой Азии (Рума), правившей в 1077-1300 гг.
35. Михаил Сириец, IV, 581-582.
36. Михаил Сириец, IV, 589.
37. Там же, IV, 600.
38. Там же, 599.
39. Михаил Сириец, IV, 609.
40. Там же.
41. Там же, 610.
42. В. Гордлевский. Указ. соч., 183.
43. Михаил Сириец, 610.
44. Там же, 629-631.
45. Михаил Сириец, 637.
46. Там же, 641.
47. Там же, 649-650.
48. Gregorii Barhebraeti. Chronicon Syrisiis, 1890, 328- В дальнейшем бар-Эбрей.
49. Бар-Эбрей, 330.
50. Михаил Сириец, IV, 705-706.
51. Там же, 714.
52. Михаил Сириец, IV, 715-716.
53. Там же, 713.
54. Там же, 725.
55. Там же, 739.
56. Бар-Эбрей (см. приложение к настоящей статье), описывая свадьбу Тогрур-бека и дочери багдадского халифа, сообщает, что тюрки танцевали «пляску в присядку» Kirschius G. G. Chrestornatia Syruca cum Lexico. Denuo edidit Bernstein G. H., Lipsiae. 1836, 37—38.
57. Вarthоld W. 12 Vorlesungen uber die Geschichte der Turken Mittelasiens. Berlin, 1935, 108.
Л. П. Потапов в своей работе «Очерки по истории алтайцев», М.-Л., 1953, 95-96, сообщает: «Уйгурам была известна письменность. Кроме древнетюркского алфавита, они употребляли алфавит, восходящий к среднеазиатскому, иранско-согдийскому и арамейскому, который был применен к тюркскому языку и получил название уйгурского. Уйгурский алфавит, со своеобразным вертикальным расположением строчек, получил впоследствии широкое распространение у тюрков и монголов».
58. А. Ю. Якубовский. Указ. соч., 926.
59. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XIV, 179.
60. Михаил Сириец, IV, 732.
61. История Грузии, 358-359.
62. А. Ю. Якубовский. Указ. соч., 926.
63. Л. П. Потапов. О сущности патриархально-феодальных отношений у кочевых народов Средней Азии и Казахстана. ВИ, 1954, № 6, 89.
64. В. В. Бартольд. Очерк истории туркменского народа. Сб. «Туркмения», т. 1, Л., 1929, 18; Б. Д. Греков, А. Ю. Якубовский. Золотая орда и ее падение. М.-Л., 1950, 19.
65. Б. Д. Греков, А. Ю. Якубовский. Указ. соч., 29.
66. История Грузии, 359.
67. Михаил Сириец, IV, 572, 637, 696, 714, 733 и др.
68. В противоположность обильным сообщениям «Хроники» о пленении я продаже в рабство, в ней нет ни единого упоминания о том, что тюрки сажали своих пленников на землю. Несомненно, это лишний раз говорит в пользу того, что тюрки в период XI-XII вв. продолжали вести кочевой образ жизни.
69. Л. П. Потапов. Указ. соч., 88-89.
70. А. Ю. Якубовский. Сельджукское движение... «Изв. АН СССР», 1937, № 4, 945.
71. Б. Н. Заходер. Там же, 141.
72. Михаил Сириец, IV, 611.
73. Буриды — атабеки, владетели Дамаска (1104-1154). Основатель этой тюркской династии, Сейф-ал-ислам Захир-ад-дин Туг-тегин (1104-1128), был отпущенным на волю мамлюком (рабом) султана Дамаска Тутуша; в 1095 г. он был назначен атабеком его сына Дукака, сельджукского владетеля Дамаска, которому и наследовал. Буриды были низложены зенгидами.
74. Михаил Сириец, IV, 607.
75. А. Каррыеви др. Указ. соч., 110.
76. К. Каэн. Указ. соч., 11.
77. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, 158.
78. Михаил Сириец, IV, 588, 608, 656, 702, 714 и др.
79. Там же, 700-702.
80. Тюрки, будучи суннитами и признавая аббасидов, переняли их официальный цвет — черный.
81. Михаил Сириец, IV, 614, 616.
82. Там же, 611.
83. Там же, 612. Термин «хаджиб» определял высший чин гуляма-гварлена. СН,321.
84. Михаил Сириец, IV, 620, 639, 710, 713, 731 и др.
85. Там же, 581-582.
86. Там же, 601, 632, 649 и др.
87. Там же. 605.
88. Там же. 609.
89. А. Ю. Якубовский. Сельджукское движение… «Изв. АН СССР», ООН, 1937, 3 4, 944.
90. Ф. Энгельс. Происхождение семьи..., 179.
91. К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству. ВДИ, 1940, № 1, 16; Сталин И. В. Экономические проблемы социализма в СССР. Госполитиздат, 1952, 41.
92. Владелец надела икта, иначе — иктадар.
93. Низам-ал-мульк. Сиасет-намэ. Пер., введение в изучение памятника и прим. Б. Н. Заходера, М.-Л., 1949, 43.
94. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. V, 113.
95. Михаил Сириец, IV, 733-734.
96. Мирхонд, 52-55.
97. Казвини, 23-24. Вторичное выступление Кавурда, уже при Меликшахе, окончилось для него трагически: он был отравлен по приказанию своего царственного племянника. Там же, 27.
98. А. Ю. Якубовский. Указ. Соч., 945.
99. Михаил Сириец, IV, 583, 593, 617, 654, 714, 727 и др.
100. Там же, 704-705, 717.
101. Там же, 735.
102. В. А. Гордлевский. Указ. соч., 154-156.
103. Там же, 163; А. Е. Крымский. История Турции, и. I, 5, М., 1916.
104. Михаил Сириец, IV, 569, 612, 656, 697, 712, и др.
105. Насир-и Xусрау. Сафар-намэ. Перевод и вступит, статья Е. Э. Бертельса. М.-Л., 1933, 198.
106. Михаил Сириец. IV. 607.
107. Михаил Сириец, IV, 703.
108. Там же, 704.
109. Там же, 725.
110. Киракос Гандзакский. История. Пер. Т. И. Тер-Григорьяна. Баку, 1941, рукопись ИИФ, 126.
111. Матвей Эдесский. Извлечения и пер. с древнеармянского Т. И. Тер-Григорьяна. Баку, 1942, рукопись научного архива ИИФ, 49.
112. Михаил Сириец имеет в виду учение христиан-яковитов.
113. Михаил Сириец, IV, 607.
114. Там же, 585.
115. Михаил Сириец, IV, 699.
116. Там же, 600.
117. Там же, 607.
118. Там же, 620.
119. Л. П. Потапов. Указ. соч., 85.
120. А. Ю. Якубовский. Указ. соч., 927.
121. Е. А. Пахомов. Иранская экспансия в Азербайджане в XI-XII вв. Баку, рукопись научного архива ИИФ, 3.
122. Михаил Сириец, IV, 604, 629, 677, 729.
123. Там же, 629.
124. Там же, 630, 677.
125. П. М. Мелиоранский. «Сельджук-намэ», как источник для истории Византии в XII-XIII вв. ВВ, 1894, т. 1, в. 3-4, 639.
126. Михаил сириец, IV, 630, 697.
127. Подробно об этой осаде см. в приложении.
128. Матвей Эдесский, 59.
129. Вероятно, это был шеддадид. Династия шеддадидов (курдского происхождения) с 951 г. господствовала в области Арран. После прихода тюрок (вторая полов. XI в.) шеддадид Абу-л-Сувар купил у них Ани для своего сына Мануче. С тех пор были две ветви шеддадидов: одна' в Ани, другая в Гяндже. Обе ветви прекратили свое существование во второй половине XII в.
130. Аль-Бондари. Таварих-ал-Сальджук. Пер. М. Садуллаева. Баку, 1947, рукопись ИИФ, 61. В дальнейшем — Аль-Бондахри.
131. Михаил Сириец, IV, 605.
132. В источниках монгольской эпохи этим арабским термином обозначались пленные или население завоеванных мест, используемые монголами для осадных работ и в качестве передовых отрядов-заслонов. РАД, I, 2, 199, прим. 1.
133. Михаил Сириец, IV, 629, 677.
134. Там же, 677, 716.
135. Там же, 589, 607, 626, 630.
136. Там же, 610.
137. Там же, 573, 609, 619, 629.
138. Там же, 601.
139. Аль-Бондари, 175-176.
140. Михаил Сириец, IV, 609, 630; Аль-Бондари, 203.
141. Аль-Бондари, 320.
142. 2/5 на лошадь, 1/5 на седока.
143. А. Ю. Якубовский. Махмуд Газневи. К вопросу о происхождении и характере газневидского государства. Сб. «Фердовси», Л., 1934, 84.
144. Н. В. Пигулевская. Арабы VI в. по сирийским источникам. Труды 2-й сессии арабистов, Л., 1941, 57.
145. Михаил Сириец, VI, 609.
146. К. Каэн. Указ. соч., 61.
147. О размерах этого грабежа можно судить по характерному замечанию Михаила Сирийца: «Однажды тюрки так много награбили у франков, что цена серебра у них была не выше цены олова». (Михаил Сириец, IV, 637).
148. К. Маркс. К критике политической экономии. Госполитиздат, 1951, 210
149. К. Каэн. Указ. соч., 10.
150. И. П. Петрушевский. Совместная борьба народов Закавказья против иноземных захватчиков в XI-XII вв. «Изв. АзФАН СССР», 1942. № 10, 27.
151. К. Каэн. Указ. соч., 65.
152. Насколько нам удалось проследить, дробление владения происходило обычно после периода его наивысшего расцвета. Так, государство «великих» сельджукидов раздробилось после смерти Меликшаха и его везира Низам-ад-мулька, при которых оно было наиболее могущественным. Султанат малоазиатских сельджукидов был разделен на уделы еще при жизни выдающегося правителя его — Килидж-Арслана II. Владения данишмендидов стали легкой добычей для соседей после смерти сильного и влиятельного малика Гази.
153. К. Маркс, имея в виду кочевников, писал: «Если вместе с землей завоевывают самого человека как органическую принадлежность земли, то его завоевывают как одно из условий производства и таким путем возникают рабство и крепостная зависимость». Формы, предшествующие капиталистическому производству. Партиздат при ЦК ВКП(б), 1940, 24.