Комментарии

33. Полиистор (Полигистор) Александр — хронист, I в. до н. э.

34. Цари Мидии (по Геродоту):

Дейок – 727-675 (или 767-715) до н.э.

Фраорт – 674-653

Мадий и скифы – 652-625

Киаксар – 624-585

Астиаг – 584-549

Цари Мидии (по Ктесию)

Арбак — 28 лет

Мандаук (или Маудаук) — 50 лет

Сосарм — 30 лет

Артик — 50 лет

Арбиан — 22 года

Артей — 40 лет

Артин — 22 года

Астибар — 40 лет

Аспанд (прозванный греками “Астиигом”) — 35 лет

35. См. прим. 34.

36. См. прим. 34.

37. См. прим. 34.

38. См. прим. 34.

39. См. прим. 34.

40. См. прим. 34.

41. См. прим. 34.

42. Навуходоносор I — вавилонский царь, XII в. до н. э.

43. Эвилмеродак (Амелмардук) — сын Навуходоносора I, XII в. до н. э.

44. Согласно легенде, во время пира вавилонского царя Валтасара (VI в. до н. э.) на стене пиршественной залы огненная рука начертала слова, предрекавшие ему гибель: “Мене, текел, фарес” (др.-евр.: “Сосчитано, взвешено, разделено”).

45. Ахемениды (558-330 до н. э.):

Кир, основатель династии — 558-529

Камбиз — 529-523

Дарий I Гистасп — 522-486

Ксеркс I (Ахашируш) — 486-465

Артаксеркс I Долгорукий (Ариок) — 465-425

Дарий II Нот — 424-405

Артаксеркс II Мнемон — 405-59

Артаксеркс III Ox — 359-338

Арсес — 338-336

Дарий III Кодоман — 336-30

46. См. прим. 45.

47. Александр Македонский — царь Македонии, 336-323 гг.

48. См. прим. 45.

49. См. прим. 45

50. Вероятно, Ксеркс I (см. прим. 45).

51. См. прим. 45.

52. См. прим. 45.

53. Вероятно, Артаксеркс II Мнемон (см. прим. 45).

54. Вероятно, Артаксеркс III Ox (см. прим. 45).

55. Вероятно, имеется в виду Арсес (см. прим. 45).

56. Вероятно, имеется в виду Дарий III Кодоман (см. прим. 45).

57. См. прим. 56.

58. Аршак I — основатель династии Аршакидов, парфянских царей, 250 г. до н. э. — 226 г. н. э.

59. Соответствует 249 г. до н. э. Селевкидская эра началась с 311 г. до н. э. Летосчисление сирийцев велось по счету греков, с октября 311 г. до н. э.

60. Аршакиды — династия парфянских царей, 250 г. до н. э. — 226 г. н. э.

61. Маргиана — область, центром которой был древний Мару (Мера) в пределах нынешней Туркменской ССР.

62. Евсевий Кесарийский — греческий автор IV в., первый историк церкви; ему принадлежит хорошо известный “Канон”, где синхронно изложена история древних государств и народов Ближнего и Среднего Востока.

63. Сасаниды (224-681/82 гг. н. э.):

Ардашир I (Папакан) – 224-241

Шапур I – 241-272

Хормизд I (Хормизд-Ардашир) – 272-273

Бахрам (Варахран I), сын Шапура I - 273-276

Бахрам (Варахран II), сын Бахрама I – 276-293

Бахрам (Варахран) III – 293-?

Нарсе – 293-302

Хормизд II – 302-309

Шапур II – 309/10-379

Ардашир II – 379-383

Шапур III – 383-388

Бахрам (Варахран) IV Керманшах – 388-399

Иездигерд I – 399-420

Бахрам (Варахран) V Гур – 420-438/39

Иездигерд II – 438-457

Хормизд III – 457-?

Пероз – 457-484

Балаш – 484-488

Кавад I – 488-531

Хосров I Ануширван – 531-578

Хормизд IV – 578-590

Хосров II Парвиз – 590-628

Бахрам VI Чубин – 628-?

Кавад II Шируа – 628-630

Ардашир III – 630-?

Шахрбараз – 630-631

Боран (Барам) – 631-?

Хормизд V – 631-?

Иездигерд III – 632-681/82

64. Соответствует 249 г. до н. э. Имеется в виду Птолемей I Сотер (283 г. до н. э.) — из эллинистической династии Птолемеев (283-230 гг. до н. э.).

65. Олимпиада — у древних греков четырехлетний период между двумя празднованиями олимпийских игр. Около 264 г. до н. э. сицилийский историк Тимей ввел счет времени по Олимпиадам. Годом первой Олимпиады считался 776 г. до н. э. Летосчисление по Олимпиадам велось до 394 г. н. э. CXXXIII Олимпиада приходится, таким образом, на 244-248 гг. до н. э.

66. Вероятно, имеется в виду Фраат II (Аршак VII) — парфянский царь, аршакид, 138-128 гг. до н. э.

67. Вероятно, имеется в виду Антиох VII Сидет - Селевкид 139/38-129 гг. до н. э.

68. Вероятно, имеется в виду Деметрий II Никатор — селевкид, 129-125 гг. до н. э.

69. Об апостоле Фоме, провозгласившим евангелие на Востоке, “История мар Ябалахи III и раббан Саумы” сообщает: “Map Фома, мар Аддай и мар Мари проповедовали в нашей стране, и правил, которые они установили, мы до сих пор держимся”.

70. См. прим. 63.

71. Пабак (Папак) — родоначальник династии Сасанидов (см. прим. 63)

72. Сасаниды (см. прим. 63).

73. См. прим. 63.

74. См. прим. 63.

75. Проб — римский император, 276-282 гг.

76. См. прим. 63.

77. Диоклетиан — римский император, 284-305 гг.

78. См. прим. 63.

79. См. прим. 63.

80. См. прим. 63.

81. Константин I Великий — римский (византийский) император, 306-337 гг.

82. См. прим. 63.

83. Константин II — римский (византийский) император, 337-340 гг.

84. Мигдони — река. Н. В. Пигулевская (Города Ирана..., стр. 54) пишет: “Возможно, что название “Мигдония” связано с богатыми плодовыми садами и парками, окружавшими Нисибин. Сирийское слово “магда”, означает “фрукт” (во множественном числе “магдоне”), могло послужить основой для названия Мигдония... Мигдония была, вероятно, названием одного из пригородов Нисибина, весьма возможно получившего свое имя именно от фруктов, зревших в этих местах в изобилии”. Несомненно, что р. Мигдони протекала где-то поблизости от Нисибина.

85. Игнатий Мелитенский — епископ Мелитены, которой обязан своим прозванием, автор XI в. В его “Хронике”, непосредственно нам неизвестной, охвачен период с IV в. н. э. до первой половины XII в. Записи краткие и посвящены в основном истории римских императоров и их преемников — византийских. Господство арабов и тюрок осталось почти вне поля его зрения. Михаил Сириец использовал его сведения в книге VII-XV своей “Хроники”.

86. Иовиан — римский (византийский) император, 363-364 гг.

87. Юлиан — римский (византийский) император, 361-363 гг.

88. См. прим. 63.

89. См. прим. 63.

90. См. прим. 63.

91. Феодосий I — римский (византийский) император, 379-395 гг.

92. См. прим. 63.

93. См. прим. 63.

94. См. прим. 63.

95. См. прим. 63.

96. Зенон — восточноримокий (византийский) император, 474-491 гг.

97. См. прим. 63.

98. Анастасий — восточноримокий (византийский) император, 491-518 гг.

99. См. прим. 63.

100. Имеется в виду Юстин I — восточноримский (византийский) император, 518-527 гг.

101. Имеется в виду Юстиниан I — восточноримский (византийский) император, 527-565 гг.

102. См. прим. 63.

103. Кардавайе (горная страна) — современный Курдистан(?).

104. Арзанена — у Менандра Византийца, византийского автора VI в. — область Арзанина, находившаяся между оз. Ван и той частью Тигра, где он ближе всего подходит к этому озеру.

105. Бет-Арабайе (Арабиа) — область, соседняя с Месопотамией (между Нисибином и р. Тигром); нынешний Хузистан в Иране (?).

106. Юстиан II — византийокнй император, 565-578 гг.

107. См. прим. 63.

108. Тиверий II — византийский император, 578-582 гг.

109. Маврикий — византийский император, 582-602 гг.

110. См. прим. 63.

111. См. прим. 63.

112. Ираклий — византийский император, 610-641 гг.

113. См. прим. 63.

114. См. прим. 63.

115. См. прим. 63.

116. См. прим. 63.

117. См. прим. 63.

118. Вероятно, имеется в виду Хормизд V (см. прим. 63).

119. Аран — у средневековых арабоязычных и персоязычных авторов название области между Курой и Араксом, составляющей ныне часть Азербайджанской ССР.

Анонимный персидский источник начала XIII в. сообщает (см. Н. Д. Миклухо-Маклай. Географическое сочинение XIII в. на персидском языке. “Ученые записки” ИВ AН СССР, 1954, № IX, стр. 199): “Арран. Благословенное место, полное благ: оно было зимним местопребыванием царей. В населенной части мира [нет] стольких построек, как имеется в Арране. Ни в каком другом месте нет такого количества тюрок: говорят, там есть сто тысяч тюркских всадников.

Длина и ширина Аррана приблизительно 30 на 40 фарсангов (фарсанг – мера длины, от 5 до 7 км); говорят, длина Куры до [впадения] Аракса находится в пределах Аррана.

Его товары: шелк, рис, бараны, быки и лошади в большом количестве”.

Ахмед ибн-Лютфуллах (Мунадджим Баши) сообщает (англ. пер. В. Ф. Минорского, ук. соч., стр. 6-7; русск. пер. А. Дж. Мамедтава, стр. 208-209): “Что касается Аррана, то это известная страна, [которая] граничит на юге с Азербайджаном, с запада его опоясывают границы Армении, а с востока и юга — Азербайджан, с севера — горы Кабка.

Столицы [главные города] его: город Нашава, он же Накчуван, пятого климата: долгота — 78°, широта — 42°; Баб ал-абваб, [который] называется в наше время Баб ал-хадид (Железными воротами); это обширное место с самостоятельными правителями: долгота — 78°, широта — 41°, говорят также — 48°.

Главные города его [Аррана] [также]: Гянджа - в пятом климате; долгота ее — 74°, широта - 48°

Среди известных городов Аррана: Тифлис, Шамкур, ал-Байлакан, Сарир-Аллан. Это обширная область, на землях [которой] проживали лакзы. “Лакз” также название горы”.

120. Имеется в виду Ардашир III (см. прим. 63).

121. Григорий Нисский (ок. 331-394) — церковный деятель времен упадка Римской империи. Был епископом Ниссы (в Каппадокии), которой и обязан своим прозванием. Его перу принадлежит ряд сочинений.

122. Валаам — месопотамский волхв, или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории.

123. Яков Эдесский – автор VII в., родом из Антиохийской провинции; одно время был епископом Эдессы, которой обязан своим прозванием. Историческая работа его – “Хроника” составлена по образцу “Канона” Евсевия Кессарийского (его “Хроника” продолжала труд последнего). “Хроника”, начинаясь с V в., доводит изложение событий до 692 г., в котором и была написана. Анонимный автор продолжил работу до 710 г. Михаил Сириец использовал ее в I-X книгах своей “Хроники”.

124. Здесь вперемежку даны, по всей вероятности, имена древнеиранских царей.

125. Август – римский император, 27 г. до н. э. – 14 г. н. э.

126. Названия сирийских месяцев (у сирийцев год начинался с октября):

тешри (н) первый – tesri (n) qdem - октябрь

тешри (н) второй – tesri (n) chdaj - ноябрь

канун первый – qanun qdem - декабрь

канун второй – qanun chdaj - январь

шебат – sebat - февраль

адар – adar - марь

нисан – nisan - апрель

ийар – ijar - май

хазиран – chaziran - июнь

тамуз – tamuz - июль

аб – ab - август

ийлул – ijlul – сентябрь

127. Губос (Бет-Губос) — округ, находится на правом берегу Евфрата, между долиной Мелитены и Клавдии.

128. Ушну — ныне Ошнуйе, город на юго-запад от оз. Резайе (Урмия) в нынешнем Иранском Азербайджане.

Хамдуллах Казвини (“Нузхат ал-кулуб”. Перевод. Рукопись научн. архива Ин-та истории, № 532, стр. 15) сообщает:

“Ушнуйи — город средней [величины], среди гор, расположен в одном переходе от Урмии, к юго-западу. Климат его лучше, чем урмийский, а воду в нем [берут] из рек, что выходят из тех гор. Урожай бывает на хлеб и другие злаки, и виноград. А люди в нем — больше сунниты. В зависимости от него состоят сто двадцать селений, а земельные участки [зийа] их также обладают хорошим плодородием”.

129. Аврелиан — римский император, 270-275 гг.

130. Мани (род. 216/17 — ум. 276) — родоначальник манихейства — религиозно-философского учения в древнем Иране.

131. Бет-Лапат, или Гундэ-Шапур — город в Хузистане (Южный Иран). Его постройку связывают с именем сасанида Шапура I, 241-272 гг.

132. Назаряне — так первоначально называли иудеи, не уверовавшие в Иисуса Христа, всех христиан из иудеев.

133. Имеется в виду Аддай, провозгласивший евангелие на Востоке. В сирийском источнике XIII в., “История мар Ябалахи III и раббан Саумы”, сообщается: “Map Фома мар Аддай и мар Мари проповедовали в нашей стране, и правил, которые они установили, мы до сих пор держимся”

134. Бет-Арамайе (Сиростан, Суристан) — Сирия.

135. Здесь схематично и несколько путано дана сущность манихейства — религиозно-философского учения, возникшего в III в. на Ближнем Востоке и впитавшего в себя ряд положений из зороастризма и христианства. О Мани и его учении см. одну из последних работ, посвященных этому вопросу — H. C. Puech. Le manicheisme, son fondateur, sa doctrin. Paris, 1949.

136. Омар — правоверный халиф, 634-644 гг.

137. Тайайе — арабы племени Тай; вообще арабы, мусульмане; в этом втором значении термин был принят у сирийцев наравне со словом “арабы”.

138. См. прим. 63.

139. Сасан — предок династии Сасанидов (см. прим. 63).

140. Осман — правоверный халиф, 644-656 гг.

141. Мерван I — халиф-омейад, 683-685 гг.

142. Абд ал-мелик — халиф-омейад, 685-705 гг.

143. Юстиниан II Ринотмет — византийский император, 685-699 гг. и 705-711 гг.

144. Сирийские авторы, как и арабские, под Азербайджаном подразумевали нынешний Южный Азербайджан.

145. Махди — халиф-аббасид, 775-785 гг.

146. Халкидониты — последователи четвертого (Халкидонского) вселенского церковного собора (451 г.), созванного восточноримским (византийским) императором Маркианом (450-487) и установившего догмат о несмешанных и неразделенных двух “природах” Христа, который был признан одновременно и “истинным человеком и истинным богом”. Результатом этого собора был монофизитский раскол.

147. Михаил II Косноязычный — византийский император (820-829), основатель Аморейской, или Фригийской династии (820-867).

148. Феофил — византийский император, 829-842 гг.

149. Учение о Махди (Мессии) начало складываться в VII в. и носило следы влияния иудаизма и христианства. Первоначально явление Махди отождествлялось с вторичным пришествием Иисуса Христа, известного у мусульман как пророк Иса.

150. Джезира — Верхняя Месопотамия (Бет-Забдай, Забдицена).

151. Бет-Забде — см. прим. 150.

152. Тур-Абдин — древний город Верхней Месопотамии, находился севернее Мардина, в современной Турции.

153. Mамун — халиф-аббасид, 813-833 гг.

154. Монастырь Картамин — яковитский, находился близ Мардина, в современной Турции.

155. Бабек — казнен а 837 г., глава (в течение 20 лет) движения хуррамитов против аббасидского халифата, которое особенно усилилось в 30-х гг. IX в., когда охватило ряд районов Ближнего и Среднего Востока. Оно было одним из самых крупных антифеодальных движений средневековья и нанесло могучий удар владычеству халифата.

156. Афшин — полководец халифа-аббасида Мутасима (833-842), победитель Бабека.

157. Бет-Ромайе — сирийское наименование Малой Азии.

158. Мутасим — халиф-аббасид, 833-842 гг.

159. Иса ибн-Юсуф ибн-Истифанус {Есаи абу-Мусе) — владетель области Байлакан (середина IX в.).

160. Ардабиль — ныне город того же названия в Иранском Азербайджане, между Тебризом и Каспийским морем.

Анонимный персидский автор XIII в. (см. Н. Д. Миклухо-Маклай. Географическое сочинение XIII в. на персидском языке. “Ученые записки” ИВ AН СССР, 1954, IX, стр. 196-197) сообщает; “Ардебиль — это город большой; его сады не имеют плодов и [их] сюда привозят из других мест. В 613 г. (1216-1217) вследствие нападения грузин ему построили высокую стену. Город древний; люди [Ардебиля] щедрые. Его товары: изящные черные парчовые ткани (джамэ), деревянные изделия (алат-и чубинэ), гребни (ша'нэ), табаки (Табак — блюдо или большая чашка для употребления жидком пищи), касэ (Касэ — большая чаша), приятные сазы (Саз — струнный музыкальный инструмент), повозки (гардун) и добрые быки.

Говорят: в Ардебиле есть большой камень, если по нему ударяют рукой, получается приятный звук; во время, когда не идет дождь, тот камень выносят из города и тотчас же идет дождь, когда вновь [.камень] приносят в город, дождь не идет”.

161. Марага — Мераге в нынешнем Иранском Азербайджане, к востоку от оз. Резайе (Урмия).

Хамдуллах Казвини (“Нузхат ал-кулуб”. Перевод. Рукопись научн. архива Ин-та истории, № 532, стр. 16-17) сообщает: “Марага... Это большой город... [в вилайете] много садов... Урожай в нем бывает на хлеб, хлопок, виноград, плоды... Люди в нем белолицы, схожи с тюрками, больше ханифитского толка...”.

162. Мустаршид — халиф-аббасид, 1118-1135 гг.

163. Масуд Гийас ад-дин — султан - сельджукид Ирака, 1133-1152 гг.

164. Махмуд Мугис ад-дин — султан - сельджукид Ирака, 1118-1131 гг.

165. Иоанн Эфесский — прозванный также Асийским по имени византийской провинция Асии, в которой он одно время был епископом. При Юстине II был главой константинопольской партии монофизитов (яковитов) и пользовался большим весом при императорском дворе. Впоследствии подвергся опале и несколько лет провел в заточении, где занимался составлением “Истории”, в которой описал также свои злоключения узника. Иоанн Эфесский был одним из тех, кто помогал Юстину II огнем и мечом насаждать христианство.

Этот историк VI в. представляет колоритную фигуру своего времени. Наибольшее внимание среди его сочинений привлекает “История” в трех частях. Иоанн начал изложение событий с Юлия Цезаря и довел свою работу до 585 г. н. э. Первая часть “Истории” утрачена; вторая известна главным образом из “Хроники” псевдо-Дионисия (VIII в.); третья, наиболее интересная часть, содержащая современные ее автору сведения, почти целиком дошла до нас в рукописи VII в. Этот труд Иоанна Эфесского использован Михаилом Сирийцем в VII-Х книгах “Хроники”.

166. Дионисий Теллмахрский — патриарх монофизитов (яковитов) в IX в. Его исторический труд “Хроника” утеряна, от нее дошли отдельные фрагменты. Сочинение состоял” из двух частей, по восемь книг в каждой, и содержало изложение событий с 582 до 842 гг. н. э. Книга X-XII “Хроники” Михаила Сирийца содержат сведения, почерпнутые из этого источника.

167. Автор сообщения сравнительно точно передает расположение тюркского каганата: по восточному побережью Каспийского моря (т. е. в Средней Азии), по его северному побережью, к северу от Кавказа, северо-восточному и восточному побережью Черного моря, т. е. с востока на запад — от Китая до Византии; а с юга так далеко на север, как тогда (в VI в.) могли представить себе — не севернее южнорусских степей, среднего течения Волги. “Непроходимые горы” — это, несомненно, горные системы Средней Азии и Кавказа.

168. “Воротами в пределах иберских” могут быть Дарьяльский проход или Мамисонский перевал в Сванетии. Скорее всего, имеется в виду Дербендский проход. “Ворота далеко на восток от Персии” локализовать довольно трудно.

169. Траян — римский император, 98-117 гг.

170. Арабский автор Х в. ибн-Фадлан (см. А. П. Ковалевский. Книга Ахмеда инб-фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956, стр. 126) сообщает об огузах: “И не может ни один мусульманин проехать через их страну без того, чтобы не сделать кого-либо из них себе другом, у которого он останавливается”.

171. Ибн-Фадлан (там же, стр. 126) сообщает по этому поводу об огузах: “Они [гуззы] не знают блуда. Но если относительно кого-либо они откроют какое-нибудь дело, то они разрывают его на две половины, а именно: они сужают промежуток [между] ветвями двух деревьев, потом привязывают его к веткам и пускают оба дерева, и находящийся при выпрямлении их разрывается”.

И далее о булгарах (там же, стр. 138): “А кто из них совершит прелюбодеяние, кто бы он ни был, то заколотят для него четыре сошника, привяжут к ним обе его руки и обе ноги и рассекут [его] топором от затылка до обоих его бедер. И таким же образом они поступают и с женщиной. Потом каждый кусок его и ее вешается на дерево”.

172. Упоминание в контексте мидян и ассирийцев, вероятно, является перенесением на местных жителей названий древних народов.