О путешествии г. Мейендорфа в Бухарию.

Вот, что сказано в том же Французском Журнале о Путешествии из [396] Оренбурга в Бухару Барона Мейендорфа, сочинении просмотренном Г. Амедеем Жобером, которое скоро выйдет в свет в Париже.

«Мы уже говорили о путешествии Г. Барона Мейендорфа, теперь можем уведомить наших читателей, что большая часть его книги напечатана.

«Пространство, которое путешественник проехал от Оренбурга до Бухары, составляет всего 1596 верст; пройденные им степи он разделяет на три части: 1) от Оренбурга до гор Мугачарских 434 версты; 2) от сих гор до реки Сыр-Дарьи; 3) от сей реки до Бухары. Почва бесплодная, кустарники величиною в три фута, холмы во 150 футов, состоящие из известкового селенита, раковин, и даже рыбьих костей, суть отличительные признаки первой трети сей страны; Г. Мейендорф полагает, что сие пространство некогда покрыто было морем. Горы Мугачарские весьма утесисты и покрыты порфиром серпентином, кварцем, полевым шпатом, грунштейном (амфиболом), но гранита нигде на них не находится (?). Айрун возвышается над поверхностию земли на 900 футов. Киргизские названия гор имеют всегда [397] местное значение. Главная река в сей стране Илек; она шириною в 60 футов; по берегам ее растут ивы и тополи. Киргизцы уверяли путешественников, что озеро Аральское простиралось прежде до гор Сари-Булакских, которые отстоят ныне на 60 верст от берегов его. Вторая часть сей страны низменная и песчаная, на востоке от Аральского озера: путешественник думает, что воды рек, не находя более покатости, теряются здесь в песках. Сыр-Дарья река быстрая и широкая, которая там, где земля выше, в устье своем (по сказанию жителей) глубиною только в четыре фута, между тем как выше в ней должно быть воды на несколько тоазов. После сего Г. Мейендорф проезжал по почве песчаной, лежащей на пластах глины; там протекает Куван, который должен быть рукавом Чан-Дарьи (Сигона), хотя путешественник говорит, что он только отделяется от нее; это главная река в сей низкой стране; между тем Чан-Дарья, лежащая, по словам Автора к востоку, казалось исчезла, и в русле ее, шириною в 600 футов, была вода только в нескольких глубоких ямах. Киргизцы [398] удивлялись сему исчезанию, и думали, что оно происходит от какой нибудь плотины, построенной для удобства поливания каких нибудь обработанных полей. Обстоятельство сие доказывает, что жители в этом исчезании не видали действия мнимых переворотов, которых существование здесь полагали. Критическое сравнение признаков, замеченных Еверсманом и Мейендорфом, с текстами древних докажет, что здесь были только маловажные изменения, которые всегда случаются в странах песчаных. Кизиль-Дарья, которая есть не что иное, как Аму, Гигон и Окс, вливается, как и прежде, в Аральское озеро, и никогда не имела другого устья, вопреки Г. Муравьеву, коего мнение мы опровергали уже в сем Журнале его же собственными признаниями. Во второй книге, Г. Мейендорф излагает физическую Географию, или лучше сказать, орографию Туркестана, Кашгара и Бухарии.

«Автор много пользовался путешествием Рафаила Данибега, изданном в 1815 году в переводе с Грузинского подлинника.

«Третья книга посвящена описанию Бухарии, и содержит в себе замечания [399] самые занимательные и поучительные. Куван или Сер-Афхан, орошает своими водами, разделенными на множество каналов, обширный и веселый оазис Бухарии, граничащие с двух сторон со степями. Восточные провинции, принадлежащие к Бухаре, гористы и холодны. В долинах обыкновенный холод в Январе месяце, бывает градуса в два, и никогда не превышает осьми. Пшеница, ячмень, holcus saccharoides, дыни, яблоки, сливы, винные ягоды, персиковые, абрикосовые и гранатовые деревья показывают, что климат Бухарии похож на климат полуденных частей Европейской России или северной Турции. Цветы, о которых говорит Г. Мейендорф, как например, розы, левкои, проскурняки, калина, напоминают флору Европейскую. Жители Бухарии состоят из следующих классов:

Узбеки

1.500.000

Племя Татаро-Монгольское.
Таджики

650.000

Древние Согдияне, говорящие по Персидски, но не столь смуглые, как Персияне. [400]
Туркменцы (Turcomans)

200.000

Кочующие племена, платящие ясак.
Арабы

50.000

 
Персияне

40.000

 
Калмыки

20.000

 
Киргизцы

6.000

Жители частию временные.
Жиды

4.000

 
Авганы

4.000

 
Лесгинцы

2.000

Близь Самарканда.
Цыгане

2.000

Они называют себя Мазанами.
Всего

2.478.000

жителей.

«В Бухаре, в коей находится 70.000 жителей, есть много школ и библиотек; в ней царствует некоторая любовь к ученью; но фанатизм и нетерпимость Магометанства удерживает полет умов. Сам Хан публично преподает Коран, при чем присутствуют, кроме сыновей его, триста слушателей.

«Статьи Гг. Келера, Сенковского и Пандера суть весьма занимательные прибавления, также как и карта Г. Лапи. Мы надеемся, что сие предварительное [401] объявление обратит внимание ученого света на творение, столь же важное для Наук, как любопытное для всех классов читателей».

Текст воспроизведен по изданию: О путешествии Г. Мейендорфа в Бухарию // Северный архив, Часть 18. № 24. 1825

© текст - Булгарин Ф. В. 1825
© сетевая версия - Тhietmar. 2019
© OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Северный архив. 1825