Отрывок из путешествия в Бухарию, Полковника Барона Мейендорфа, в 1820 и 1821 годах.

Описание города Бухары.

(Окончание.)

Самое любопытное здание в Бухаре есть дворец. Он, говорят, построен за 10-ть веков Арслан-Ханом; находится на возвышении и обнесен стеною в 10 сажен вышины, имеющею одни ворота, которые выстроены из кирпича: по сторонам оных находятся круглые башни, около 15 сажен. вышины, некогда украшенные зелеными черепицами, из коих немногие еще держатся. От сих ворот идет высокий коридор, которого своды носят на себе печать глубокой древности: следуя оным, всходите на холм, где находится несколько домов, составляющих дворец. [153] Судя потому, что они из глины и дерева, дома сии по видимому построены недавно. В сей же ограде находятся: мечеть, дома Ханские и его детей, гарем с прилежащим к нему садом, который следовательно запрещено мущинам осматривать; дом, в котором Куш-беги занимается делами; другой, в котором он живет, (что есть знак большого отличия); наконец дома для стражи, конюшни и пр. На вершинах двух башен при воротах находятся два аистовых гнезда, которых сельский вид не соответствует ожиданиям Европейца, идущего смотреть дворец Восточного Повелителя. Но такова слабость человеческая! Сей Повелитель, владеющий несколькими миллионами подданных, не свободен также от предрассудков народной толпы и почитает себя счастливым, если на кровле его аист совьет гнездо.

После вечерней молитвы дворцовая стража удвоена. Большие ворота запираются, и никто не смеет войти во дворец, называемый Бухарцами Арк, ни в город, которого ворота в тоже время запираются.

Более всего поразила меня, в отношении к Архитектуре, прекрасная башня Миргараб, [154] которая построена Тимуром, или, как утверждают другие, Кизил-Арслан-Ханом, между медрессе того же имени и главною мечетью. Миргараб имеет 30 сажен в вышину, в основании около 12 сажен в окружности, построен легко и со вкусом, и совершенно сохранился, не смотря на его древность. С сей башни сбрасывают иногда преступников прелюбодеев; обыкновенно их побивают камнями. Таковое наказание совершено было лет за 6 еще пред сим над одним Бимбаши (тысяцким), Чиновником, пользующимся в Бухарин большим уважением; что может подать понятие о строгости тамошних законов.

Бухара имеет 360 мечетей, подле или против каждого медресса, которых 60, находится по одной. Архитектура мечетей разнообразнее нежели в медрессах, хотя все на сводах своих носят печать Маврского вкуса в Архитектуре. Есть мечети, состоящие из большой комнаты, которой один конец со сводом; другие с куполом, находящимся по середине; еще иные состоящие из аркад, идущих вдоль четырех стен, впрочем без потолка. Внутренность сего рода мечетей вымощена большими каменными плитами. Я [155] видел мечеть Немасга, находящуюся в полуверсте от города, в саду, обнесенном стеною. Она построена из кирпича, весьма высока, имеет красивый купол; однакожь не может заключать в себе более 100 человек, прочие молельщики остаются в саду, к стороне которого мечеть открыта. Она, так сказать, есть не иное что, как фасад с несколькими ступенями. Большие мечети построены из кирпичей, а множество малых из глины.

Медресы обыкновенно составляют продолговатый прямоугольник, в два жилья, с двором в середине. Над воротами налеплены украшения из гипса или цветных черепиц; таковые же сделаны в средине стен на стороне, которая идет на двор. — Самые красивые медрессе суть Миргарабская, построенная Абдул-Гази-Ханом или Абдул-Мумином в 1650 году. В сей последней фундамент из белого мрамора, который был привезен из Самарканда. Самая обширная медрессе в Бухаре есть Кукалдашская. Она состоит из трех медрессе, между коими одна называется медрессе Посланника Ирназара. Во всей Бухаре известно, что не смотря на сие имя, школа [156] сия построена на 4000 рублей серебром, которые пожалованы были на сей предмет Императрицею Екатериною. Бухарцы говорят о сей Государыне с великим уважением; что может служить новым доказательством, как далеко великая сия Государыня умела распространять свое влияние и свою славу.

В сводах над воротами в медрессе видны рассеянны, которые суть вероятно следы землетрясений, которым здешняя страна подвержена довольно часто.

В Бухаре находится 14 караван-сараев, а именно: 1) Абдула-Джан, 2) Куш-Беги, 3) Индейский, 4) Нагайский, 5) Ходжа-Дунбар, 6) Ташкендский, 7) Каршинский, 8) Мирза-гул, 9) Емир, 10) Куллата, 11) Фишгана, 12) Данкулла-шир, 13 и 14) Ургенчские. Два последние менее других. Обширнее всех Абдула-Джан, построенный в 1819 году. Они все имеют вид четвероугольника, с двором внутри, к которому обращены все лавки, разделенные обыкновенно на два этажа. Наем каждой из сих лавок, которые при всей своей малости служат однакож жилищем приезжающим купцам, простирается до 16 рублей [157] на месяц. Караван-сараи обыкновению строятся по завещанию благочестивых Мусульман, а потому и доходы с оных обращаются на школы или в пользу Муллы какой-нибудь мечети.

Я знал в Бухаре Татарина, который нанимал в караван-сарае лавку, хотя сам жил в другом, где было теплее и не так сыро. Бывая у него, я имел случай убедиться, как неприятно жить в караван-сарае, где множество праздных людей шатается из одной комнаты в другую, никого не зная, для того только, чтоб рассеять себя и убить время в пустых разговорах. Эту неприятность имеют все живущие в караван-сарае, ибо обычай велит всех к себе принимать.

Число лавок в Бухаре есть лучшим доказательством населения сего города и важности производящейся в оном торговли. Кроме тех, которые находятся в караван-сараях, есть еще большие здания со сводами и множеством входов, где до тысячи купцов имеют свои шкапы, поставленные один подле другого, в коих выставлены одни Бухарские шелковые изделия; в других зданиях, назначенных для торговли, [158] купцы сидят за столами, на коих разложены иностранные товары. Тут видишь Индейский, Персидские и Российские парчи, неуступающие одни другим вкусом, богатством и ценою, ситцы Российские, Англинские и Индейские прельщают взор и вкус прекрасного пола. Всякой день в 11 часов приносят сии товары в лавки и в 3 часа уносят, укладывая оные в большие кипы, которые весят иногда до 8 пудов. За безделицу, один человек переносит эту тяжесть за версту и более до караван-сараев; носильщики суть большею частию из числа Гезаре, и читателю известно, что в некоторых странах Востока, напр. подле Кашемира, есть горные жители, которых весь промысел состоит в ношении тяжестей по дорогам, непроходимым для верблюдов.

Есть в Бухаре крытые улицы с полверсты длиною, у которых по обеим сторонам идут ряды лавок: около ста лавок наполнены одною женскою обувью; во множестве других находятся одни только лекарства и травы, наполняющие воздух благовонием; далее разные малоценные камни, на пр. Персидские бирюзы, лалы из Бадагшана и Аравии, [159] несколько золотых диядемов с дурными бирюзами, служащих украшением Киргизским женщинам и пр. В больших покоях находятся одни сухие фрукты и табак; в других продаются фисташки в манне, сливные зерна выкрашенные разными цветами, изюм, гранаты дыни висящие вдоль стены на веревках, с плетеных из камыша. В некоторых местах уведите между сими лавками трактиры, где подносят вам пиллав, иногда окрашеный шафраном, или род битой говядины. Кроме сего находятся на площади Реджистане кругом водоема разноцветные палатки с различными товарами.

Большая часть сей площади служит рынком, где продают привозимые на верблюдах дрова, и на ослах огородные овощи, сорочинское пшено, ячмень, джугару, семена хлопчатой бумаги, кунжутное масло, хлебы для верблюдов, приготовленные из выжатков кунжутного семени; наконец фрукты, дыни, хлеб, свечи и вообще все, что потребно для ежедневного употребления жителей. — Как на Реджистане собирается всегда множество народа, то здесь обыкновенно производятся казни, или вещают преступников, или выставляют [160] на позорище отрубленные головы пленных неприятелей. Во время моего пребывания в Бухаре, повешены за воровство 6 Персидских невольников и 2 Таджика: также были выставлены на показ отрубленые головы 3 Хивинцев, 4-х Канантских Узбеков и 7 или 8 Узбеков из окрестностей Балки. Однажды я видел несколько голов разбросанных у виселицы, и народ, привыкший к сему зрелищу, спокойно занимался своими делами, не обращая сострадательного взора на сии ужасные картины. Напротив того они произвели совершенно другое впечатление на наших солдат, которые видя в первый раз столь жестокие наказания, не полюбили после того Бухарии. На всех небольших площадях находятся рынки, где продаются бумажные полотна, крашеные холстинки, в других местах сено, рубленая солома и все принадлежащее к продовольствию домашнего скота. Наконец там, где соединяется несколько улиц вместе, находятся обыкновенно ротонды с большим сводом. Тут продают крашеный шелк, шитые шапки, ленты, ножики, огнивы, дурной чай в небольшом количестве, попоны и прочие безделицы. [161]

Для такого числа жителей, какое находится в Бухаре, необходимо нужно иметь много бань. Их в городе 14; они обширны, построены из кирпича, состоят из многих комнат со сводами, которые расположены кругом большой четвероугольной ванны с горячею водою, чтоб все купающиеся могли удобно пользоваться оною. Сии комнаты освещены, каждая небольшою лампою, и весьма походят на наши темницы. Нагревают их, как в Турции, снизу, что согревает пол в сильной степени. Воду приносят туда из колодцев, которых в Бухаре 68. Они образуют небольшие пруды или водоемы, имеющие в окружности от 10 или 15 сажен, и спуски, состоящие из 10 или 12 ступеней. Вода в сих водоемах стоячая, и возобновляют оную посредством канала, проходящего через весь город, и сообщающегося посредством небольших каналов со всеми водоемами.

Но все доказывает, что нынешняя Бухара находится не в том положении, в каком была прежде. Мечети и медрессы разрушаются в запущении. Я видел много расселин в сводах новой медрессы, и хотя здесь приписывают это землетрясению, но я полагаю, что [162] причиною тому нынешние дурные Архитекторы, не имеющие по сей части познаний древних Арабов. В 12 верстах от Бухары к стороне Ванкенда, на Завершане находятся остатки древнего моста; свод, соединявший некогда берега реки, обрушился, и не возобновлен. Каменные спуски у водоемов изрыты и переломаны и никто не обращает на сие внимания. Теперь не умеют уже делать голубых черепиц для украшения фасадов; ни одно новое здание не построено со вкусом и пышностию. В самых лучших улицах большие расстояния завалены камнями, или улицы сии вымощены только до половины; наконец самые дома частных людей, из коих одни древние имеют каменный фундамент, доказывают, что прежде Бухара была богатее и жители ее образованнее.

Текст воспроизведен по изданию: Отрывок из путешествия в Бухарию, полковника барона Мейендорфа, в 1820 и 1821 годах // Северный архив, Часть 9. № 2. 1824

© текст - Мейендорф Е. К. 1824
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Северный архив. 1824