Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ИСТОРИЯ КАШГАРА

ТАРИХ-И КАШГАР

В ЛО ИВАН хранятся три списка анонимного сочинения по истории Кашгара Тapиx-и Кашгар на уйгурском языке. За основу для перевода извлечении из этого сочинения, взят текст списка С 576 как лучший из трех.

Список С 576 был приобретен для Азиатского музея В. В. Бартольдом в 1902 г. в Ташкенте 1. Судя по почерку, местом его. переписки считают Восточный Туркестан. Список С 577 (поступивший из коллекции Н. Ф. Петровского) также определяется по внешним данным как выполненный в Восточном Туркестане 2. Список В 2472 выполнен, по-видимому, в Средней Азии.

Все три списка ЛО ИВАН почти идентичны. Но в каждом из них встречаются как дополнения в некоторых фразах, так и пропуски отдельных слов. В списке В 2472 имеются приписки, сделанные рукой переписчика текста, и, кроме того, приписки зелеными чернилами, сделанные другим лицом.

Списки С 577 и В 2472 использованы для уточнения перевода, главным образом для установления более правильного написания некоторых географических названий, имен исторических лиц и терминов. В этом,, отношении прежде всего оказался полезным список: В 2472, в котором иногда .дается более точное написание географических названий и различных терминов, чем в принятом-нами за основу для перевода списке С 576.

Следует, отметить, что, поскольку цаэвание сочинения в известных нам списках не указано, принятое в соответствии с его содержанием название Tapux-u Кашгар («История Кашгара») является условным. В этих списках нет также никаких упоминаний ни об авторе, ни о времени создания данного сочинения.

О времени составления труда можно судить лишь пo косвенным данным. Так, в одной из последнихего глав повествуется о царствовании Мухаммад-Мумин-Султана по прозвищу Ак-Баш-хан (конец XVII в.). Рукопись заканчивается прославлением современника этого хана — Мирзы Шах-Алем-бека, который, будучи правителем Яркенда, вместе с каким-то-ходжой успешно отразил атаки киргизов на Яркенд. Судя по тому, что автор всячески превозносит заслуги и подвиги [218] Мирзы Шах-Алем-бека и желает ему долгой и счастливой жизни, есть все основания считать, что сочинение было написано во время правления этого лица, т. е. в конце XVII или в самом начале XVIII в. Можно также предположить, что автор был жителем Яркенда, так как он кончает свой труд прославлением правителя этого города и, кроме того, с величайшим пиететом описывает прибытие в Яркенд ходжи (л. 103б), который стал затем правой рукой Мирзы Шах-Алем-бека.

В. В. Бартольд считал данное сочинение важным историческим памятником, значительно дополняющим и уточняющим другие источники по истории Кашгара. Подробно ознакомившись с содержанием памятника, В. В. Бартольд охарактеризовал его следующим образом: «Этот труд заключает в себе легендарную историю турков (начиная от Ноя и Яфета), историю Чингисхана и его потомков и историю кашгарских ханов до начала XVIII в.» 3. В. В. Бартольд дал также краткий пересказ оригинальной части сочинения, охватывающей события по истории Кашгара со второй половины XVI в. до начала XVIII в. 4.

Основным источником для первой, компилятивной части Тарих-и Кашгар, написанной на материале предшествующих исторических сочинений, послужил известный труд Мухаммад-Хайдара Тарих-и Рашиди, на который неоднократно делаются ссылки (см., например, лл. 36б, 37а и др.). Кроме сочинения Мухаммад-Хайдара в Тарих-и Кашгар, как отмечал В. В. Бартольд, упоминается и другой источник — Тарих-и Хорезма (см. л. 48б). Наконец, в компилятивной части неоднократно встречаются и ссылки на исторические сочинения вообще, без указания заглавия и имени автора, например: «В историях рассказывается, что...»

По предположению А. З. Валидова, автор Тарих-и Кашгар использовал как источник также сочинение Махмуда Чураса 5.

В Тарих-и Кашгар отсутствует предисловие, в котором обычно авторы подобного рода трудов излагают причины, побудившие их приняться за свою работу, и Другие обстоятельства, связанные с ее написанием. Сочинение начинается стихами, прославляющими Аллаха и пророка Мухаммада. Затем следует легендарная история тюрков (лл. 2а—9б). Следующий большой раздел посвящен Чингисхану, его сыновьям и ближайшим потомкам. Далее повествуется о Туглук-Тимуре и его потомках, один из которых, Султан-Сейид-хан, в 920/1514 г. завоевал Кашгар, ранее находившийся под властью Абу Бакра. С этого времени, собственно, и начинается история династии кашгарских ханов. Описание событий от вступления на престол Туглук-Тимур-хана (1348 г.) и до завоевания Кашгара Султан-Сейид-ханом занимает в принятом нами за основу списке листы 37а—58б. После Султан-Сейид-ха'на царствовал его сын Абд ар-Рашид-хан (1533—1559/60). Дальнейшее содержание сочинения изложено В. В. Бартольдом 6.

Сочинение Тарих-и Кашгар, без сомнения, является ценным источником и по истории киргизов XVI—XVII вв. В. В. Бартольд неоднократно привлекал сведения о киргизах, почерпнутые им из этого сочинения 7. Однако, ввиду того что сочинение Тарих-и Кашгар интересовало В. В. Бартольда (как видно по содержанию «Отчета о командировке в Туркестан») прежде всего как источник по истории Кашгара вообще, он далеко не полностью использовал содержащиеся в нем сведения [216] о киргизах. В пересказе части Тарих-и Кашгар имеются лишь краткие упоминания о некоторых связанных с киргизами событиях. Так, например, В. В. Бартольд писал: «После этого в царствование Абдаллаха уже не было внешних предприятий, если не считать войн с киргизами и калмыками, находившихся в тесной связи с внутренними междоусобиями» 8. Между тем в Тарих-и Кашгар дается довольно подробное описание столкновений войск Абдаллах-хана с киргизами, приводится ряд географических названий, собственных имен киргизских военачальников и т. п. (список С 576, лл. 93б-94а, 97а).

Нами взяты для перевода в основном те места из оригинальной части сочинения, которые непосредственно связаны с киргизами или могут иметь значение для истории киргизов.


Комментарии

1. См.: В. В. Бартольд, Ответ о командировке в Туркестан, стр. 236,

2. Об этом списке под шифром 590 (№ 11) в коллекции Н. Ф Петровского см: К. Залеман, Мусульманские рукописи, вновь поступившиее в Азиатский музей. 1909-1910 гг., стр. 252. Ныне опубликовано описание всех трех рукописей Tapиx-и Кашгар, хранящихся в. ЛО ИНА (см.: A. M. Myгинов, Описание уйгурских рукописей Института народов Азии..., стр. 38-39, № 38-40). О сочинении Tapих-и Кашгар см. также: "Материалы по истории казахских ханств XV-XVII веков (извлечения из персидских и тюркских сочинений)", Алма-Ата, 1969, стр. 398-418.

3. В. В. Бартольд, Отчет о командировке в Туркестан, стр. 236.

4. Там же, стр. 237—255.

5. А. З. Валидов, Восточные рукописи в Ферганской области, стр. 319.

6 См.: В. В. Бартольд, Отчет о командировке в Туркестан, стр. 237—255.

7. См.: В. В. Бартольд, Киргизы, стр. 516, 518—519.

8. В. В. Бартольд, Отчет о командировке в Туркестан, стр. 247.

Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории киргизов и Киргизии, Вып. 1. М. Наука. 1973

© текст - Покровская Л. А. 1973
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1973