ДМИТРИЙ КАНТЕМИР

ИСТОРИЯ ВОЗВЫШЕНИЯ И УПАДКА ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

=================================================================

ПРАЗДНОЕ ВРЕМЯ

в пользу употребленное.

1759. Год

с Июля месяц.

В САНКТПЕТЕРБУРГЕ

при Сухопутном Шляхетном Кадетском Корпусе.

=================================================================

Последняя речь говоренная Османом I основателем Оттоманского государства, к сыну ево Орхану.

Естьли мы на происхождение разных государств обратимся, то увидим, что основатели оных весьма превосходили своих потомков великостию духа, проницанием и разумом. Они суть между принцами то, что между учеными называется начальными духами.

Без помощи иностранных держав, без многочисленного войска положили они первое основание к благополучию, от которого в последующие времена все благосостояние государства зависело, и которое до тех пор стояло ненарушимо, пока мудрые узаконения не забыты, на которых основатель государства, силу и власть свою, одним словом все благополучие своих земель утвердил. Узаконения бывали обыкновенно таковы, что [345] наследники не имели нужды присовокуплять более к оным, но довольно бы было им и тово, когда б старались они не предавать их забвению.

Ромул основатель Римского государства основал всю свою политику на четырех правилах, из которых истекали все должности, кои государи, естьли хотят земли свои учинить благополучными, наблюдать обязаны. Они были следующие: почтение к вере и божественной службе; любовь к отечеству; хранение вольности; и желание чести. Из истории известно, сколь строго наблюдали римляне сии правила, и в какое бессилие пришли их земли, потеряя все прежнее свое сияние, когда начали мало по малу удаляться от оных..

Я не буду приводить теперь первых основателей других государств, но представлю одного принца, которого дела совершенно соответствовали с великим ево духом: и которого политика не мало поспешествовала великой ево силе и власти, сохраняющей для последующих времен основанное им государство. Он называется Осман, первой турецкой Султан, о жизни и знатных делах которого, подает нам точное описание князь Димитрий [346] Кантемир в истории своей о Оттоманском государстве. Турки приписывают еще и по сие время счастливой успех основания их государства не человеческой мудрости и храбрости, потому что первой их Султан имел войны не из честолюбия и властолюбия, но из усердия к правосудию и к распространению Магометанской веры. И таким образом произвел он намерения свои благополучно. По избрании ево в 200 году эгиры или в 1301 году по Христианскому счислению в Султаны, привел он в свое подданство многие Греческие провинции. Но посреди счастливого течения побед ево обуздывал он свои похоти и страсти, и никогда не начинал войны, не будучи принужден к тому от своих неприятелей. Сей государь умел легко усмирять солдат своих приобыкших к победам и добычам, которые ево просили, чтоб чинить новые завоевания. Он представлял им, что он готов согласиться на их прозьбу; но не должно притом забывать распространения Магометанского учения. Потом продолжал он, что заповеди Алькорановы надлежит предпочитать всем сокровищам и государствам; и доказал им из оных, что Христианских государей должно приглашать дружелюбно в Магометанскую веру, а естьли отрекутся, то надлежит [347] почитать их в силу оного закона, людьми своенравными не признающими истинны. Я не буду описывать разных побед одержанных сим Султаном, ниже пространно рассказывать, каким образом распространил он свое государство; но паче приступлю к последнему явлению ево жизни, в котором благородной дух сего государя в истинной своей величине оказался. Посреди триумфов и радости о взятии города Прузии, впал Осман в болезнь, от которой скончался он на 69 году от рождения. Увидя приближающуюся смерть, велел он позвать к себе большого сына своего Орхана. Он дал ему отеческое благословение, и объявил ево наследником престола. Орхан увидя при смерти лежащего своего родителя, начал тосковать и говорил: Ах Осман! источник государей, и обладателей света! Победитель и усмиритель народов! Умирающей Султан обратя взор свой на нево, говорил следующее: Не стенай о утешение моей души! Ибо сия последняя судьба всему роду человеческому необходима и свойственна как старым, так и молодым наслаждающимся воздухом сего развращенного света. Когда я преселяюсь теперь в бессмертие, то живи без меня похвально и благополучно! Я не имею причины печалиться о своем с тобою разлучении, ибо [348] оставляю тебя моим наследником. Я хочу теперь дать тебе последние мои наставления. Слушай их со вниманием! Предай забвению прелести сей жизни! заклинаю тебя, венчанной благополучием! не вдавайся в тиранство, и не помышляй о жестокости! Но поспешествуй правосудию и украшай оным землю. Утешь раставшую мою душу некоторыми победами: а когда будешь победителем света, то распространяй веру оружием и имей тесной союз с румскими королевствами (Под Румскими королевствами разумеются те земли, которые прежде Римляне, а потом Греки и Турки привели в свое подданство.), возвышай ученых людей в знатные чины! и когда увидишь ученого человека, то оказывай ему честь и милость! Не величайся твоим войском и не гордись богатством. Держи подле себя искусных людей в законах, а как правосудие есть подпора государства, то отгоняй от себя все ей противное, божественной закон есть единое наше намерение и весь наш успех делается в стезе божией. Не мешайся в суетные предприятия и ссоры; ибо [349] побуждающее меня честолюбие состояло не в побеждении Государств света, но первое мое желание было, чтоб распространить веру, исполнение которого теперь от тебя зависит: Старайся показывать себя милостивым против всякого, невзирая на природу, имей попечение о исправлении публичных должностей твоего чина; ибо Государь не прославившейся милостию и человеколюбием недостоин носить на себе имени Государя. Естьли защищение твоих подданных будет первым твоим попечением, то получишь милость и покровительство от Вышнего. Когда Осман окончал увещания свои, то душа ево разлучилась се телом.

Читатели мои не потребуют, думаю я, от меня пространного о сем изъяснения моих мыслей, которое я оставляя, предаю на рассуждение каждого.

Переведено с Немецкого.

Текст воспроизведен по изданию: Последняя речь говоренная Османом I основателем оттоманского государства, к сыну ево Орхану // Праздное время в пользу употребленное, Июль. СПб. 1759

© текст - ??. 1759
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© OCR - Иванов А. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001