Комментарии

882. Автор называет Черкасом, страной черкасов и улусом черкасов пространство между Кубанью и Нижним Доном, где в то время, кроме собственно черкесов, жили и другие родственные им племена.

883. Черкесы правильно заметили, что большая сила армии Амира Темура заключалась в имеющихся у него лошадях и верблюдах. Поэтому, чтобы лишить ее этой силы, они умышленно подожгли на огромном пространстве травы, т. е. корма этих четвероногих. Однако Темур, будучи опытным полководцем, спас основную часть скота, ускоренно выведя армию к Кубани, где корма и воды было предостаточно.

884. Племя асов — современные осетины; в средние века асов называли осами, откуда происходит грузинское «ос ети» («страна осов») и, в свою очередь, отсюда русские «осетин»» и «Осетия».

885. Коран, сура «Стоящие в ряд», 173-й аят.

886. Кула и Таус — крепости в Осетии. Вторую из них в середине XVII в. посетил турецкий путешественник и географ Эвлия Челеби (Эвлия Челеби. Книга путешествия.- Вып.2.-М.: Наука, 1979, С. 100).

887. Булад — имя владельца крепости, название самой крепости не приводится.

888. Абаса и Абаза — территория на Северном Кавказе в нынешней Карачаево-Черкессии, заселенная абазинцами.

О походе Темура на Северный Кавказ и локализации областей, городов см. Ртвеладзе Э.В. О походе Тимура на Северный Кавказ // Археолого-этнографический сборник. Вып. IV. -Грозный, 1973, см. также его раздел в «Истории Северного Кавказа». — М., 1989.

889. Бештаг — Пятигорье, местность в районе Минвод — Пятигорска.

890. О городе Бешкент на Северном Кавказе сведений не имеем.

891. Коран, сура «Разъяснение», 46-й аят.

892. Чотур Казах — область в Дагестане. Многие географические названия, относящиеся к Кавказу, на самом деле являются не географическими пунктами, а эфемерными политическими единицами, названными по имени правившего в данный момент лица.

893. Богазкум — песчаные отмели в пойме Терека на севере Дагестана.

894. Мамакту и Кази Кумук — места жительства кумыков на севере Дагестана.

895. Здесь имеются в виду острова у впадения Терека в Каспий и бежавшие ранее с материка жители прибрежных районов.

896. Хаджи Тархан — город в устье Волги, сформировавшийся на месте древних Итиля и Саксина, был важным экономическим пунктом и опорной точкой Токтамыша. Позднее на его основе сформировался город Астрахань.

897. Сарай — столица Золотой Орды, во времена Амира Темура это Сарай Берке, находившийся на рукаве Волги, Ахтубе, юго-восточнее Волгограда. Этот огромный город являлся главной военно-экономической базой Орды. Во время победного похода против Токтамыша в 1391 г. Амир Темур оставил этот город неприкосновенным. Он не тронул его и в начальный период похода 1395 г. Но, чтобы окончательно сломить мощь Токтамыша и исключить возможность нового восстановления его сил, Амир Темур решает разрушить Сарай.

898. Эти слова автора подтверждают нашу мысль, высказанную в предыдущем примечании. Амиру Темуру важно было сломить военно-экономическую мощь Токтамыша, а потому он разрушил Сарай и Хаджи Тархан, но по отношению к их населению проявил великодушие и гуманность.

899. Как видим, вопреки высказываниям Амира Темура, в Хаджи Тархане и Сарае, да вообще во многих городах Орды, он не имел грабительских целей. Главная его цель носила военно-политический характер.

900. Дашти Хазар — степи Северного Кавказа и Нижней Волги.

901. Об Океке см. прим. 859.

902. Топонима Пан в персидском тексте нет, возможно, он был в использованной Мухаммадом Али рукописи.

903. Маджар — город на Северном Кавказе у современного г.Буденовска в Ставропольском крае.

904. Под Макасом имеется в виду Мокша.

905. Аллан — земли алан, живших на Северном Кавказе, совпадают с территорией Северной Осетии. Сегодня ланы расселены почти по всей территории Северного Кавказа от Дагестана до территории, заселенной черкесами и адыгеями.

906. Под Азербайджаном в данном случае имеется в виду земля страны Ширван, т. е. современной Республики Азербайджан.

907. О местности Тарки см. прим. 849.

908. Ашкуджа, — судя по тексту, часть территории Дагестана, население которой не исповедовало ислам.

909. Здесь под Казы Кумуком имеется в виду горная местность Дагестана, населенная тюрками кумыками, исповедовавшими ислам. Шавкал также не является конкретной личностью, а лишь титулом старшего из кумыков.

910. Судя по контексту, крепости Мика, Балу и Дараклу относились к Дагестану.

911. В персидском тексте говорится о пяти-шести девушках («Зафарнаме», л. 283б).

912. Так мы переводим персидское слово Зирихгиран, под которым имеется в виду население Кубачи (Дагестан).

913. Совук Булак — местность в Южном Азербайджане.

914. Область Хурмуз с одноименным портовым городом находится на севере пролива в начале Персидского залива (пролив Ормуз).

915. Этот отрывок свидетельствует о стремлении Амира Темура как государственного деятеля к справедливости по отношению к простому народу.

916. Здесь речь идет о царевиче Рустаме — сыне Умаршайха.

917. Два Ирака — Ирак Арабский, т. е. собственно Ирак, и Ирак Персидский — области Ирана, прилегающие к первому Ираку с севера.

918. Дарабжирд — область на юге Ирана, южнее Сирджана. Тарим (или Торун) — городок в области Дарабжирд на берегу Руде Шур.

919. Казерун — город в Фарсе, в 80 км западнее Шираза.

920. Джахрум (или Джехрум) и Jlap — города в Фарсе, расположенные на дороге из Шираза к Ормузскому проливу.

921. Керман — одноименные область и ее центр восточнее Фарса.

922. О Каче и Мекране см. прим. 442.

923. Средневековый Хурмуз находился значительно севернее морского побережья, на расстоянии ок. 30 км, на р. Минаб. Старый Хурмуз находился в месте впадения этой реки в море.

924. Из упомянутых здесь семи крепостей: Танг Зиндан, Кошкак, Шамил, Мина, Мануджан, Тазрак, Тазиян — только Мануджан имел статус города. Он находился на дороге из Джируфта в Хурмуз, на расстоянии 120 км от последнего.

925. Коран, сура «Преграды», 34-й аят.

926. Т. е. Ханзаде воочию увидела тестя.

927. Хизр Ходжа-хан — хан Джете (Моголистана) в 1396-1398 гг.

928. Искандар Мирза — сын царевича Умаршайха, родившийся в 1384 г.

929. Бекиси Султан — дочь царевича Миран-шаха от Ханзаде бегим.

930. Маликат ага — одна из жен царевича Шахруха, правившего в Герате.

931. Багтак — женское головное украшение из золота, инкрустированное драгоценными камнями.

932. Сад Дилькушаи в Самарканде был спланирован квадратным со стороной около 750 м.

933. Дилькушаи в переводе с фарси означает «радующий сердце».

934. Поскольку строительство мавзолея Ахмад Яссави началось в декабре 1397 г., оно завершилось в конце 1399 г.

935. Из текста вытекает, что послы китайского императора прибыли в Самарканд в ноябре-декабре 1397 г. Нетрудно представить, что сведения об установлении родственных связей между Амиром Темуром и ханом Моголистана, после неоднократных походов Сахибкирана в эту область, а также слухи о подготовке похода в Китай не могли не дойти до ушей императора. Тогда миссия китайского посольства становится очевидной: узнать как можно больше о возможном походе Амира Темура и попытаться предотвратить его. Китайский император назван Тангуз-ханом в персидском тексте (л. 295а).

936. Ашпара — городок на одноименной реке, в 50 км восточнее Мерке. Ниже название города приводится и в форме Аспара.

937. Восстановление земледелия в Семиречье необходимо было Амиру Темуру для обеспечения его войск фуражом и провиантом для будущего похода в Китай.

938. Последний отрывок, начинающийся словом «здесь», переведен нами из персидского текста.

939. Сулаймановы горы расположены на северо-западе исторической Индии (ныне на западе Пакистана). Исторической и исконной родиной афганцев-пуштунов являются долины и подножия этих гор. В современный Афганистан они стали проникать с начала XI в. с юга, со стороны Газны. Большой поток их занял восток этой страны в начале XVI в., когда Бабур женился на афганке и сделал своей столицей Кабул.

940. Город Уч расположен в Пакистане, в долине Панджаба, на левом берегу р. Сатледж, в 25 км к востоку от реки.

941. Мултан — город в Пакистане в долине Панджаба, в 25 км к востоку от притока Тримаб р. Сатледж.

942. Из приведенного выше отрывка следует, что Амир Темур еще ранее спланировал поход в Китай, а в Индию он не собирался идти. На этот поход он согласился под большим давлением своих военачальников.

943. Северной и Северо-Западной Индией со времени Султан Махмуда Газневи (997-1030) правили тюрко-мусульманские династии, выходцы из Мавераннахра. Первоначально столицей их был Лахор. Когда в 1206 г. султан Кутб ад-Дин Айбек перенес столицу в Дели, мусульманское государство в Индии получило наименование Делийского султаната. В 1320 г. Малик гази Гияс ад-Дин Туглук (1320-1325) положил начало в Делийском султанате новой тюркской династии — Туглукидов. Его отец был из тюрков-чагатаидов (караунасов) Мавераннахра. После того, как без малого сорок лет правивший султан Фируз-шах (1351-1388) умер в 1388 г., на делийский трон был посажен его внук, Султан Махмуд-шах. Однако Мултан и другие крупные города при нем пытались отколоться от Дели, к сепаратизму стремились и крупные коренные индийские феодалы. Все это накануне похода Амира Темура привело к ослаблению позиций ислама в Индии. Помимо религиозных, была и другая причина похода Амира Темура в Индию: после того как чагатаид Тармаширин-хан (1326-1334) в 1327 г., совершив поход в Дели, Северо-Западную Индию включил в свой улус, Темур, правивший от имени чагатаидского хана, имел законное основание претендовать на индийские земли улуса Чагатая.

944. Коран, сура «Стоящие в ряд», 13-й аят.

945. Коран, сура «Семейство Имрана», 123-й аят.

946. Катур — область проживания одноименного полудикого племени на высокогорной северо-восточной части Афганистана. Даже в первой половине XVIII в., во время похода Надир-шаха в Индию через эту область, племя катуров оставалось языческим (Мухаммад Казим. Поход Надир-шаха в Индию / Перевод, предисловие и примечания П. И. Петрова. — М., 1961, С. 59-63). Ислам это племя приняло лишь в 50-х годах XX в. Сейчас эта область называется Каписа.

947. Луг Гунан и Йактур расположен близ Багопа.

948. Париян — так в персидском и узбекском текстах; по-видимому, в одном из ранних персидских текстов, послужившем основой для критического текста, изданного А. Урунбаевым, была описка, и следует читать Парван, ибо область и город с таким названием находятся в двух днях пути от Андараба по курсу следования Амира Темура (Бартольд В. В. Историко-географический обзор Ирана // Соч. Т. VII; Работы по исторической географии и истории Ирана. — М., 1971, С. 50).

949. Хавак — горный перевал в горах Гиндукуша, в 500 км северо-восточнее Кабула, его высота — 3848 м над ур. м.

950. На восстановление этой крепости Амиром Темуром обратил внимание еще В.В. Бартольд (Бартольд В. В. Соч. T. VII, С. 50).

951. Этого предложения в критическом тексте А. Урунбаева нет; следовательно, Мухаммад Али переводил с более полного текста.

952. 150 кари составляют примерно 75 м, ибо один кари равен 0,493 м.

953. Согласно Арриану, Александр из Бактрии вступил в Индию по более южному направлению, не восходя на снежные горы (Арриан. Поход Александра / Перевод с древнегреческого М.Е. Сергеенко. — М.-Л., 1962, С. 153).

954. Чернохалатные — так в узбекском тексте «коратунлик» — перевод персидского «сиехпушон».

955. Панджхир — одноименные речка, долина и средневековый город; в 150 км восточнее Кабула эта речка впадает в Кабул-дарью. Ныне этот топоним переименован в Панджшир («пять львов»). Сейчас от средневекового города остались лишь развалины.

956. Джуйи Махигир на фарси означает «канал для рыбной ловли». Примечательно, что Темур, будучи носителем идеи тюркской исключительности, был весьма лоялен к фарси и многие воздвигнутые им разного рода инженерные или ирригационные сооружения называл на персидский манер.

957. Приведенный выше пассаж о Шайхе Кокари взят из персидского текста.

958. Великий Юрт, или Великий Улус, — собственно Монголия, где правили потомки Толуя и Огедея. Кого наши авторы имеют в виду под Тайзи Огланом, достоверно неизвестно.

959. Здесь под «Узбеком» имеются в виду места обитания кочевых узбеков, т. е. Дашти Кипчак, Орда.

960. Примечательно, что Темур, несмотря на его гнев в отношении сильно провинившегося человека, который обычно завершался казнью виновного, если за него заступался уважаемый им человек, то он прощал того. Так и в данном случае, хотя Бурхан Оглан совершил несколько преступных деяний, Амир Темур простил его, уступив заступничеству Шайх Hyp ад-Дина.

961. Амир Темур всегда жестко карал злодеев и бандитов, орудовавших на больших дорогах.

962. Бану — на его месте современный город Банну в Пакистане на правом берегу притока Куррам р. Синд.

963. Султан Джалал ад-Дин Хорезмшах — последний из Великих Хорезмшахов Ануштегинидов, — правил в 1220-1231 гг. Годы его султанства прошли в героической борьбе с монголами.

Осенью 1221 г., после ряда блестящих побед над монголами, султан Джалал ад-Дин из-за алчности своих военачальников, не сумевших поделить добычу, не смог воспользоваться плодами побед и вынужден был отступить. Он отступил к р. Синд и на дороге Газнин — Гардез и по притоку Куррам. 23 ноября 1221 г. войска Чингиз-хана настигли Джалал ад-Дина на правом берегу Синда. Силы были не равны, но Джалал ад-Дин сражался героически, однако, когда возникла опасность окружения и пленения, он в полном снаряжении и одежде бросился в Синд, переплыл на левый берег и исчез в пустыне Тхал (Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов — Ануштегенидов. — М.: Наука, 1986, С. 157-158).

964. Прибытие к Амиру Темуру представителя мекканских сейидов Саййид Мухаммада Мадани с посланием — лишнее доказательство того, что высшие авторитеты ислама одобряли и поддерживали миссию Амира Темура.

965. Дебалпур (или Дайбалпур) — город в Панджабе, в 300 км юго-западнее Лахора (Пакистан).

966. Так — вторник — в персидском тексте, в узбекском — ошибочно: понедельник.

967. Если 24 сентября 1398 г. Солнце от точки осеннего равноденствия прошло девять градусов, то поскольку оно в сутки по эклиптике проходит менее одного градуса, время осеннего равноденствия в том году приходилось на начало ночи на 15 сентября.

968. Степь Джару — пустынная местность между р. Синд (Инд) и ее притоком Чинаб-Джелам.

969. Кохиджуд — гора Соляной утес к северу от пустыни Тхал.

970. Река Джамула — р. Джелам в Пакистане.

971. На месте соединения рек Джелам и Чинаб расположен город Хавели.

972. Ала ад-Дин Тармаширин — 17-й монгольский хан в улусе Чагатая, правил в 1326-1334 гг.

973. Таламба — город в 100 км северо-восточнее Мултана, на левом берегу р. Рави.

974. Имеется в виду р. Рави.

975. Поскольку армия Амира Темура двигалась между реками Рави и Сатледж в северо-восточном направлении, то населенные пункты Джал и Шахнаваз должны находиться в этом промежутке. На современных картах эти малые населенные пункты не указаны. Возможно, под рекой Биях имеется в виду р. Сатледж.

976. Подвергать йасаку означало либо казнь через повешенье, либо битье палками.

977. В персидском тексте подробно описываются подарки Пир Мухаммад Джахангира своему деду и подчеркивается: «Люди и вельможи из писцов два дня были заняты описанием списка этих вещей и подробно перечислили их всех» (см. л. 309б, строки 2-8).

978. Сахвал — город в Пакистане посередине между Мултаном и Лахором, ныне ж.-д. ст. Сахивала.

979. Асвал и Джахвал — местности между Сахивалой и Дибалпуром.

980. Самана — городок в 160 км северо-западнее Дели.

981. Дехли — таково произношение названия г. Дели на языках Индостанского субконтинента и в странах Востока.

982. Поскольку один йигач равен одному фарсаху, т. е. 1995 м, то и курух равен 1995 м.

982а. На самом деле «райи» является диалектной формой слова «раджа»», означающего «князь», «царь».

983. Судя по контексту, армия Амира Темура от Сахивала продвигалась прямо на восток и около крепости Фируз преодолела р. Сатледж. В таком случае, крепость Фируз — это г. Фирузпур на северо-западе Индии, в штате Панджаб, у границы с Пакистаном, тогда местность Канараи Хавзи Аб будет берегом упомянутой реки.

984. Сарасати — современный город Сирса в штате Панджаб Индии.

985. Фатхабад — ныне город Фатахабад в 40 км восточнее Сирсы.

986. Крепости Раджабпур и Амаруни ныне не сохранились.

987. Пустыня Тухна расположена вокруг населенного пункта, находящегося в 50 км северо-восточнее Фатихпура.

988. Река Кахкар — современная речка Гхаччар, протекающая в 15 км южнее Саманы.

989. Кайтал — современный г. Кайтхал, примерно в 35 км юго-восточнее Саманы.