Комментарии

748. Кяриз — подземный водосток. Обычно его покладывали специальные мастера из горного источника к населенному пункту. По-существу кяриз представлял собой цепь неглубоких колодцев, соединенных тоннелями — трубами; на средневековом Востоке он играл роль водопровода.

749. Здесь возможно чтение Йан Йайлак; в обоих случаях речь идет об окрестности Шахразура.

750. Шахразур — средневековый город в Ираке на притоке Танджаро р. Сирван. Ныне эти места находятся под водохранилищем.

751. Диджла — арабское название р. Тигр.

752. Хилла — город примерно в 90 км южнее Багдада, а также ок. 25 км юго-восточнее Кербелы.

753. Здесь «верх» и «низ» Багдада определены по течению Тигра. В данном случае это указывает протяженность города с севера («верх») на юг («низ»). Если учесть, что йигач (в персидском тексте — фарсах) соответствует примерно 6 км, то протяженность Багдада по линии север-юг составляла почти 12 км.

754. Карйатул Укаб — селение в южном пригороде Багдада.

756. Степь Кербелы (Цашти Карбало) — полупустыня западнее г. Кербелы, находящегося в 75 км южнее Багдада. Знаменита тем, что здесь в середине VII в. убит внук Пророка Мухаммада, Хусайн, сын Али. Шииты сравнивают ее с адом.

757. Приводимый здесь пассаж о двух бахадурах дан Бартольдом в пересказе (Бартольд В. В. Улугбек и его время, С. 51-52).

758. Аджем — перс.

759. Ийбадж Оглан был узбеком из улуса Джучи.

760. Отец Джалал Хамида, Хамид-бек был приближенным хана Джете Туглук Темура, а также давним другом отца Амира Темура, Тарагай-бека. Во время второго прихода Туглук Темура в Мавераннахр, весной 1361 г., он заступился перед ханом за Амира Темура (см. выше, л. 15 б).

761. Здесь в кавычках приведен хадис.

762. Васит — в средние века одноименные область и город на юге Ирака. Развалины города ныне находятся в 10 км от западного берега оз. ас-Саадия.

763. Река Шатт — здесь река Тигр.

Словом «вино» мы условно переводим «шараб» персидского текста и «джагир» узбекского текста. Однако весьма возможно, что речь идет о крепком напитке, напоминавшем водку и изготавливавшемся путем варения (самогон) из фиников, тогда запрет Амира Темура не имеет никакого отношения к вину, которое во время торжеств Амира Темура даже его жены и невестки пили полными кубками. На это обратил внимание уже Руи Гонсалес де Клавихо.

764. Словом «водонос» мы переводим приведенный в обоих текстах тюркский «сувчи». Возможно багдадские Джелаириды, будучи по происхождению чагатайскими тюрками, пользовались этим термином. Данное место текста свидетельствует о том, что в армии Амира Темура были специальные водоносы со своими старшими, одним из которых, видимо, был некий человек по имени Черкес.

765. Как в узбекском, так и в персидском текстах посол назван тюркским словом «эльчи», хотя есть и персидское слово «фиристод», имеющее тот же смысл.

766. Баркук — султан Египта и Сирии из династии мамлюков («рабов») аз-Захир Сайф ад-Дин Баркук, правивший в 1382-1389, 1390-1399 гг.

Еще в 1250 г., когда государство Айюбидов в Сирии и Египте пришло к упадку, властью в Каире овладел выходец из тюркской гвардии Шаджар ад-Дурр. Эта султанская гвардия дислоцировалась на острове Рауда на Ниле (Бахр). Отсюда они получили наименование бахритов. Бахриты — тюрки, в основном кипчаки (половцы) из Дашти Кипчака. Значительную часть их составляли хорезмийские кипчаки, ушедшие в Сирию и Египет после гибели в 1231 г. последнего хорезмшаха из династии Ануштегинидов Джалал ад-Дина Манкбурни. Часть мамлюков-гвардейцев дислоцировалась в Каирской цитадели (Бурдж). Впоследствии они получили наименование бурджитов. Мамлюки-бурджиты состояли из тех же тюрков и тюркизированных черкесов. В 1382 г. к власти пришел первый представитель бурджитов Баркук. Его этническое происхождение достоверно не известно. Но, судя по имени Баркук (дословно — «сверкающий»), он был тюрком (Мусульманские династии, С. 99-103).

767. К осени 1393 г., после взятия Амиром Темуром Ирака Арабского, его государство стало граничить с Сирией — государством мамлюков. К тому же султан Баркук дал прибежище бежавшему от Амира Темура Султан Ахмад Джелаиру. Поэтому дипломатическую миссию Амира Темура в Египет с привезенным посланием следует рассматривать не только как попытку установить добрососедские дипломатические отношения, но и как «пробный шар» его демарша.

768. Тикрит — город в 180 км к северу от Багдада, на правом берегу Тигра, родина бывшего президента Ирака Саддама Хусейна.

769. Багдад был основан аббасидским халифом ал-Мансуром (754-775) в 762 г. и обнесен стеной. Но в течение трех лет до этого, когда город строился, халифат, вопреки традиции, никаких внешних войн не вел. Поэтому городу был дан официальный эпитет — «Мадинат ас-Салам» («Город мира»).

770. Здесь вполне определенно и четко указана цель похода Амира Темура в Ирак. Это отметает домыслы противников Амира Темура, приписывавших ему захватнические войны. Во всех завоеванных им землях Амир Темур оставлял правителей из местных. Только если они не оправдывали его доверие, он устранял их и эту территорию окончательно присоединял к своим владениям.

771. В персидском тексте здесь приведено полутюркское — полуперсидское выражение «коли азим», т. е. большое озеро. Здесь имеется в виду оз. ал-Хаббания между городами Рамади и ал-Фаллуджа, в 10 км от правого берега Евфрата.

772. Ана — город на западе Ирака, на правом берегу Евфрата.

773. Очевидно, маршрут Амира Темура к Тикриту был обходным. Сначала он направился от Тигра на запад, вдоль Евфрата, до Аны, а далее двигался на северо-запад, проходя через упомянутые небольшие селения.

774. Мосул — город на севере Ирака, на правом берегу Тигра. Рядом с ним находятся развалины древней столицы Ассирии Ниневии.

775. Ирбиль — город на севере Ирака, в 90 км восточнее Мосула. Имена правителей обоих городов — тюркские. И сейчас значительную часть населения районов этих городов составляют тюрки.

776. Сасаниды — династия иранских царей, правивших в 226-651 гг.

777. Далее весь пассаж до слова «вырыли» переведен с персидского текста (см. лл. 248б-249а).

778. Тускал — тюркизм, означающий название войсковой единицы, входящей в Тюмень.

779. Амирзаде Умар Муаййид — сын Муаййид Арлата, племянник Амира Темура по младшей сестре.

780. Речь идет о царевиче Халил Султане, сыне Миран-шаха от Ханзаде, родившемся в 1384 г.

781. Здесь завершается перевод отрывка из персидского текста, отсутствовавшего в тюркском.

782. Следует отметить, что поведение Хасан-бека из Тикрита по отношению к Амиру Темуру, несмотря на то, что оно было крайне вызывающим, не могло вывести из равновесия великого полководца.

783. Коран, сура «Поражающее», 1, 2-й аяты.

784. Коран, сура «Поражающее», 5-й аят.

785. Далее отрывок до слова «обратно», отсутствующий в тюркском тексте, переведен с персидского (см. лл. 250а-251б).

786. Здесь завершается перевод с персидского текста.

787. До прихода Амира Темура на Ближний Восток туркменские роды Ак Койлук (Белобаранные) и Кара Койлук (Чернобаранные) уже более десяти лет занимались грабежом на караванных дорогах Ирака, Сирии, Азербайджана и Восточной Анатолии. Только в конце 1393 г. Темур, определив им территорию обитания, заложил основу их будущей государственности.

788. Диярбакр — город в Восточной Анатолии, в верхнем течении Тигра, на его правом берегу, ныне на юго-востоке Турции.

789. Здесь мы уже который раз являемся свидетелями того, что в действительности Амир Темур представлял собой облик совершенно противоположный созданному в советской литературе образу кровожадного и беспощадного разрушителя.

790. Т. е. Тигра.

791. Как мы видели выше, Амир Темур довольно часто пользовался методом дезинформации противника. Поэтому каждый раз он заставал своих противников врасплох.

792. Тавук — городок на одноименной реке на севере Ирака, примерно в 90 км южнее Киркука. Здесь имеется в виду указанная река.

793. Киркук — город на севере Ирака, место сосредоточения тюркского населения этой страны.

794. Алтун Копрук (по-тюркски — «Золотой мост») — город на среднем течении р. Малый Заб на востоке Ирака (совр. Кепри).

795. Ирбиль, или Эрбиль, — город на севере Ирака, восточнее Большого Заба.

796. Большой Заб — приток Тигра на севере Ирака, впадает в Тигр в 60 км южнее Мосула.

797. Река Мосула — имеется в виду Тигр в его верхнем течении, Мосул находится на его правом берегу.

798. Руха — город на юго-востоке Малой Азии, современный Урфа в той же части Турции.

799. Мардин — город в 140 км восточнее Рухи.

800. Раъсалайн — в средние века город на севере Сирии, на р. Хабур, современный Ресюляйн на юго-востоке Турции.

801. Область и одноименный город Хусайн — в 140 км от Диярбакра, ныне г. Хюсейни на юго-востоке Турции.

802. Нимрод — по преданию вавилонский царь, живший в 2599-2480 гг. до н. э.

803. В персидском тексте выражение «из земли в день поджигания» приведено по-тюркски: данар куни ердан.

804. Хисн Кайф — город в верхным течении Тигра, на его правом берегу, ныне г. Хасанкейф — Турции, в 110 км восточнее Диярбакра.

805. Арзин — город близ залива Искандерон (совр. Эрзин).

806. Батман — город в 180 км восточнее Диярбакра.

807. Судя по тексту, населенный пункт Чимлик находился примерно в 45 км западнее Мардина.

808. Джазира — территория в северной части Ирака охватываемая реками Тигр и Евфрат, т. е. историческая Месопотамия.

809. Коран, сура «Пчелы», 127-й аят.

810. Коран, сура «Корова», 156-й аят.

811. Тура — тюркское слово, означающее описание порядка, устав.

812. Старый Мосул — развалины древней Ниневии на левом берегу Тигра.

813. Майдан — городок в 40 км западнее оз. Ван.

814. Сугур — область в Северной Месопотамии, где в прошлом держава Сасанидов граничила (сугур — «приграничье») с Византией.

815. Алатаг — горная цепь к северу от оз. Ван, современный Аладаг на востоке Турции.

816. Несмотря на три названия, крепость больше была известна под названием Амид.

817. Один канонический гяз равен 0,493 м.

818. Халид ибн ал-Валид — один из приближенных (сахаба) Пророка Мухаммада; после кончины Пророка (632 г.) возглавил завоевательные войны арабов в Ираке, Сирии и Западном Иране, умер в 638 г.

819. Йатык Суфи — последний представитель династии Суфиев, правивших несколько лет Хорезмом до его завоевания Амиром Темуром. Они были боковой ветвью золотоордынских ханов. Примечательно, что с первого же их представителя, Хусейна Суфи, все представители этого рода, несмотря на установившиеся с Амиром Темуром родственные отношения, на протяжении более чем двадцати лет проявляли к нему враждебность.

820. Мияфарикин, по другому чтению — Меджафарикин — средневековый город на правом берегу Тигра, между Диярбакром и Батманом, назывался также Мейфаркад. Возник на месте византийского города Мирофлоракион.

821. Пустыня Муша — степная зона вокруг городка Муш, примерно в 70 км западнее оз. Ван.

822. Битлис — город примерно в 50 км юго-западнее оз. Ван.

823. Аланчук — крепость в Азербайджане севернее Табриза.

824. Хой — город на северо-западе Ирана, севернее оз. Урмия.

825. Уч Килиса (тюркское название Эчмиадзина) — город западнее Еревана, священный для армян. Там находятся три их древнейшие церкви (килиса).

Судя по тому, как этот город связывается с Алатагом, по-видимому, под последним понималась и гора Арарат.

Алиш Курд — курдское селение недалеко от Эчмиадзина.

826. Арзинджан — город на востоке Малой Азии, в верхнем течении Евфрата, на его правом берегу; современный Эрзинджан в Турции. В описываемое время эти земли не входили в османские владения.

827. Авник — средневековая крепость на р. Араке.

828. Косатаг, или Кеседаг, — гора на востоке Малой Азии северо-восточнее г. Сивас.

829. Коран, сура «Ряды», 4-й аят.

830. Термин Акуска, или Агуска, автор применяет по отношению к Месхетии, т. е. Южной Грузии. Возможно, этот топоним является турецким искажением названия г. Ахалцихе в этой области. В последующем местных турков стали называть турками агуска и месхетинскими турками.

Османский географ и путешественник Эвлия Челеби, посетивший Ахалцихе в 1646-1647 гг., отмечал, что турки, живущие в этом городе и его окрестностях, название этого города произносят как Ахыска, Ахыскиска, Аксыка (Эвлия Челеби. Книга путешествия. Вып. 3-й. — М.: Наука, 1983, С. 185).

831. Степь Мингкола — степная зона вокруг одноименного города к северу от р. Мурат в Восточной Анатолии. Современное турецкое название города — Бингель.

832. Гурджистан — название Грузии у мусульманских народов. В доисламскую эпоху эту страну ее восточные соседи называли Гурз.

833. Коран, сура «Женщины», 95-й аят.

834. Так мы дословно переводим староузбекское слово «каракалканлык»,приведенное как в узбекском, так и в персидском текстах (Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафарнаме. Крит, текст, л. 270 аб.). Сведений об этой этнической группе грузин не имеем.

835. Коран, сура «Стоящие в ряд», 173-й аят.

836. О городе Шеки см. прим. 510.

837. Здесь автор «областью Буртазов» называет область распространения буртазов (или буртасов), которые были финно-угорской народностью. В средние века они вели кочевой образ жизни приблизительно в пределах современной Калмыкии. Однако текст Йазди не дает ясного представления о локализации «области Буртазов».

838. Здесь под «Кохистаном» имеется в виду горная область в пределах Юго-Восточного Кавказа.

839. Местность Фахрабад, как и Махмудабад, следует локализовать на севере современной Республики Азербайджан. Калин Гунбаз, — по-видимому, дворец с куполом (гумбаз) в сел. Фахрабад.

840. Музыкальный инструмент — органон (орган), наряду с другими музыкальными инструментами, был довольно распространен в государстве Амира Темура. Во всяком случае, в описании дворцовых торжеств Йазди довольно часто упоминает этот инструмент.

841. Шамс ад-Дин Алмалыги был родом из Алмалыка в Восточном Туркестане и, видимо, был уйгуром, так как хорошо знал уйгурское письмо. Он был также «архитектором» внешней дипломатии Амира Темура. Многие письма к иностранным правителям составлялись при его непосредственном участии.

842. Самур — река на Кавказе между Дагестаном и Северным Азербайджаном, впадает в Каспий.

843. Горы Эльбурз — здесь не толька вершина Эльбрус Кавказских гор, а судя по контексту, вся горная цепь Кавказа.

844. О названии Каспия — Кулзум см. прим. 681.

845. Из этого места текста видно, что в конце февраля 1395 г., перед началом второго похода Амира Темура против Токтамыша, его армия находилась на Северном Кавказе, а его ставка — на берегу р. Самур, в 30 км (пять йигачей) западнее Каспия.

846. Под странами Аджем средневековые арабы в узком смысле понимали Иран, а в более широком смысле — все неарабские страны.

847. Левое крыло и в персидском тексте названо по-узбекски — чап кол (Йазди. Зафарнаме, л. 2726).

848. Речь идет о кайтаках — одной из народностей Дагестана. Их происхождение возводят к монголам.

849. Тарки — городок в Дагестане южнее Махачкалы, ныне железнодорожная станция.

850. Река Хой — река Койсу в Дагестане, приток Сулака.

851. Река Севиндж — в персидском тексте Сундж (см. л. 273а). — река Сунджа в Чечне, впадает в Терек севернее Гудермеса.

852. Река Курай — совр. река Кура на Северном Кавказе, протекает преимущественно в Ставропольском крае.

853. В перс, тексте Джулат. Верхний и Нижний Джулат — крупные золотоордынские города, территориально расположенные в пределах совр. Кабардино-Балкарии и Осетии.

853а. Деревянные щиты во весь рост воина.

854. Сын царевича Умаршайха, Рустам Мирза родился в 1381 г. Во время битвы с Токтамышем в апреле 1395г. ему едва исполнилось 14 лет. Он, как дед и старшие дяди, был одарен большим военном талантом и в таком раннем, по существу отроческом, возрасте командовал тюменом, т. е. десятитысячной армией. В той битве он проявил большой полководческий талант и личный героизм и, как пишет автор, «не осрамил имя прославленного отца».

855. Род бахринов, к которому принадлежал богатырь Йаглибий, был довольно многочисленным. Большинство бахринов входило в восточную часть улуса Чагатая, т. е. Моголистана (или Джете), некоторая их часть проживала в Мавераннахре, а еще одна их часть входила в улус Джучи. Примечательно, что автор называет войско Токтамыша узбекским. Все это лишний раз доказывает сложность этногенеза современных узбеков.

856. По сведениям Улугбека, приведенным им в «Истории четырех улусов», Усман Бахадур во время поединка отрубил голову Йаглибию (Мирзо Улугбек. Турт улус тарихи. — Тошкент: Чулпон, 1994, С. 233).

857. Переправу Туратур следует локализовать на Нижней Волге, возможно в районе современной Енотаевки. Из текста не следует вывод, что Токтамыш, а за ним и Амир Темур переправились на левый берег Волги. Возможно, Токтамыш, сделав обманный маневр, переправил определенную часть войска, а сам налегке бежал на север по правому берегу. Этот маневр, видимо, был угадан Амиром Темуром

858. В персидском тексте здесь вместо «узбекских йигитов» сказано «узбекских бахадуров» (см. л. 276б). В действительности здесь имеются в виду бахадуры, йигиты узбекского улуса, т. е. бахадуры вообще Золотой Орды.

Действительно, средневековые авторы узбекским улусом называли улус Узбек-хана, т. е. Золотую Орду, где этот хан правил в 1312-1341 гг. Так, Муъин ад-Дин Натанзи в своей «Краткой истории» («Мунтахаб ат-таворихи Муъини») выражение «узбекский улус» (улуси озбек) по отношению к Золотой Орде применяет со второй четверти XIV в. (Extraits du Muntakhab al-tavarikh-i Mu'ini (Anonime D'Jskandar) // Publies par Zean Aubiddin. Librairie Khayyam. — Teheran, 1957, Pp. 88, 91, 93, 94, 96-98, 101, 349, 350, 364, 365 etc.). И Улугбек в «Истории четырех улусов» по отношению к улусу Узбек-хана — Золотой Орде тоже применяет термин «узбекский улус» (Мирзо Улугбек. Турт улус тарихи. — 226, 227, 229 сс.). Такой же терминологии еще с 1335 г. придерживались Хамдаллах Казвини и его сын Зейн ад-Дин Казвини (Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение, С. 300).

Однако, вопреки историческим данным, Б. Ахмедов в своей книге «Государство кочевых узбеков» называет узбекским улусом Ак Орду 80-х годов XIV в., т. е. пространство к востоку от р. Урал, хотя еще в 1395 г. узбекским улусом, по Йазди, назывались земли до Днепра, т. е. вся Золотая Орда (Ахмедов Б. А. Государство кочевых узбеков. — М.: Наука, 1965, С. 38). Эту ошибку он повторяет и в книге «Узбек улуси», опубликованной на узбекском языке (Ахмедов Б. Узбек улуси. — Тошкент: Hyp, 1992, С. 31).

859. Окек (или Укек, Увек) — золотоордынский город на Волге, близ Саратова.

860. В обоих текстах здесь «Булар джангалистан» — имеются в виду леса Волжской Булгарии, т. е. лесистая часть современного Татарстана. Заметим, что до Камской части Булгарии Амир Темур добирался в ходе битвы с Токтамышем еще в 1391 г.

861. Из описания до этого места текста становится очевидным, что после битвы на Тереке Амир Темур с основной частью войска остался на правобережье, хотя, возможно, часть войска переправил на левый берег для преследования переправившихся сил Токтамыша. Следовательно, наш автор применяет термин Дашти Кипчак по отношению к правобережной части Золотой Орды, т. е. к землям нынешних Волгоградской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Пензенской областей, Татарской, Мордовской и Чувашской республик.

862. Судя по тексту, местность Юлуглук Азуклук находилась в пределах нынешней Волгоградской области.

863. Карадара — речка в Южном Азербайджане.

864. Банди Махи — горный перевал в Курдистане.

865. Так в персидском тексте, в узбекском вместо Ханзаде сказано «ханумы и госпожи».

866. Еще по Ясе Чингиз-хана каждый из четырех монгольских улусов рассматривался как военный лагерь и имел свой центр, правое и левое крыла. Во время похода 1391 г. Амир Темур покорил левое, восточное крыло улуса Джучи, а в 1395 г. настала очередь правого крыла.

867. Река Узи — название Днепра в мусульманских источниках.

868. Минкерман — крепость на нижнем Днепре; на языке крымских татар это название означает «тысяча крепостей».

869. Здесь в очередной раз улус Джучи назван улусом узбеков (или узбекским улусом).

870. Здесь улусом Сарамдай (возможен вариант — Харамдай) названа часть Северо-Западного Причерноморья, быть может, это искаженное название Бессарабии.

871. Исраика — Фракия.

872. Река Тана — р. Дон.

873. Название «одного из городов Руса» Карасу — тюркская калька другого, но оригинального названия. Заметим, что войска Амира Темура подошли к этому городу после того, как отошли от Днепра и Дона, идя в северном направлении. В этом направлении, кроме Москвы, нет другого города, название которого на тюркский переводилось бы как «черная река» (карасу). Но таков смысл названия «москва» в переводе с финно-угорского (в частности с мордовского). Что касается сведений Йазди и Шами, то они довольно точны, так как в войске Амира Темура, лично при нем и при его военачальниках, имелось по нескольку местных проводников, называвших местные топонимы и гидронимы. Эти сведения, в свою очередь, записывались придворными (или «штабными») писарями Амира Темура на тюркском (уйгурском) и персидском языках. Откуда и черпали свои сведения наши авторы.

874. Здесь в персидском тексте правое крыло названо по-тюркски «он кол».

875. О взятии Амиром Темуром столицы улуса Джучи Сарая см. далее.

876. В данном случае термин Урус является восточным вариантом термина Русь. И сейчас многие восточные и даже некоторые западные люди (венгры) вместо Русь или Россия говорят Урус (Орос).

Термин Урусджук является уменьшительным от Урус, т. е. полупереводом термина Малая Русь, под которой уже тогда понималась Украина.

Поскольку наш автор одинаково пользуется терминами Рус и Урус, то это может лишний раз свидетельствовать об использовании им, по крайней мере, двух источников. Так, персоязычные авторы, вслед за арабоязычными, Русь называли Рус, Урусом называли ее и называют до сих пор тюрки. Поэтому налицо использование Йазди и персоязычного, и тюркоязычного источников.

877. Ряд русских авторов советского времени, касаясь похода Амира Темура на Москву, утверждали, что Темур-де Москву не брал, и что он не прошел далее Ельца. Они утверждают, будто Низам ад-Дин Шами и Шараф ад-Дин Али Йазди, ошибались, под Москвой имея в виду Рязань.

Мы согласны с тем, что Амир Темур лично не заходил в Москву. Судя по всему, в Москве был лишь внук Амира Темура, Мухаммад Султан, со своим тюменом, т. е. 10 тысячным отрядом.

878. Поскольку приведенные названия всех четырех племен — тюркские, то, возможно, это были кипчакские племена.

879. Балчимкин — золотоордынский город. А. Ю. Якубовский считает его городом на правом берегу Волги в ее нижнем течении, но не конкретизирует (Греков Б. Д., Якубовский А .Ю. Золотая Орда и ее падение, С. 370, сноска 2). Поскольку Амир Темур после этого города сразу же оказывается на Дону, то город должен был находиться в районе наибольшего сближения этих двух рек, т. е. около современного Волгограда.

880. Азак — крепость Азов.

881. Коран, сура «Преграды», 4-й аят.