Комментарии

437. Буст в средние века был вторым после столицы (Зеренджа) городом Сеистана; он расположен в 250 км восточнее столицы по обоим берегам р. Хильменд (Гильменд). Ныне это небольшой городок на юго-западе Афганистана.

438. Крепость Так находилась в 50 км южнее Зеренджа, на левом берегу р. Гильменд, напротив крепости Калаи Фатх. После разрушения в 1383 г. не восстанавливалась.

439. Хирманд — средневековое название р. Гильменд. Полагают, что более раннее ее название было Хиндманд. Река берет начало западнее Кабула, в горах Парван, протекает по всему Центральному Афганистану и на его юго-востоке впадает в болотистые озера Хамун.

440. Из Зеренджа в Буст вели две дороги: одна, более благоустроенная, шла вдоль нижнего течения р. Хашруд на северо-восток; другая, ведущая на юг, шла вдоль Гильменда и крепости Так, по пустыне Гармсир. Чтобы застать врага врасплох, Амир Темур избрал второй путь, где и находилась ныне не сохранившаяся крепость Кока Кала.

441. Из приведенного выше текста мы знаем, что Туман Никудари ранее был доброжелателем Амира Темура, у которого последний останавливался вместе с Сайф ад-Дин-беком (см. лл: 18аб, 19аб текста). Видимо, затем Туман Никудари изменил свою политическую ориентацию.

442. Кач и Мекран — в средние века крепость и область на границе между Ираном и Индией. Мекран — горная область, ныне большей частью находится на территории Пакистана. Крепость Кач (или Кедж) находилась в верховье левого притока Кил р. Дашт, ныне не сохранилась.

443. Здесь, очевидно, имеется в виду округ селения (или городка) Карн, которое было известно и под названием Карнин. Оно входило в область Мекрана и находилось недалеко от крепости Кач (Бартольд В. В. Историко-географический обзор Ирана, С. 341).

444. Об этом событии см. выше, л. 19аб текста. Из средневековых авторов только Шараф ад-Дин приводит имя человека, ранившего Амира Темура в 1362 г. в Сеистане: Мамактув.

445. Поскольку местом обитания Мамактува был Гармсир Хирманда, то его крепость Сурх находилась там. Других сведений об этой крепости не имеется.

446. Очевидно, упоминаемые здесь и чуть ниже этнонимы токал, туман и тагачи принадлежали к остаткам тюркизированных монголов, остававшихся язычниками. То, что они «неверные кяфиры», подтверждает и название их крепости Хазарбара. Ныне все они объединены под общим этнонимом «хазара» (хазарейцы). Теперь все они мусульмане, но персоязычные; живут в Центральном и Южном Афганистане.

447. Судя по дальнейшему маршруту Амира Темура, крепость Дахна находилась где-то между Еустом и Кандахаром.

448. Исконной родиной афганцев, т. е. пуштунов, является долина Сулаймановых гор на западе Индостанского субконтинента, вдоль правобережья р. Инд, по ее среднему течению. Они всли кочевой и полукочевой образ жизни; зимуя в своих горных долинах, на летовку спускалиюсь в равнинные районы Мекрана и Южного Афганистана.

Судя по контексту, в описываемый период, т. е. в первой половине 80-х годов XIV в., они проникли с востока в район Кандахара.

449. Кандахар — город на юго-востоке Афганистана, находится между реками Аргандаб и Тарнак на дороге, связывающей Хорасан с Индией.

450. Калат — город в 130 км к северо-востоку от Кандахара, на правом берегу р. Тарнак, входил в область Забулистан.

451. Поскольку маршрут Миран-шаха был направлен к северо-востоку от Кахандара, то Худар и Рабат Султан Махмуда могли быть в этом направлении, где-то в районе Газни.

452. Забулистан — область на юго-востоке Афганистана с главным городом Калат (см. прим. 450).

453. Судя по имени этого персонажа, принадлежавшего к роду барласов, он происходил из Кандахара. Видимо, какая-то часть барласов обитала в районе этого города.

454. О рождении пятого сына Амира Темура, Султан Ибрахима в конце 1383 или начале 1384 г. Сообщает только Шараф ад-Дин Али Йазди. Автор далее никаких сведений об этом царевиче не приводит. В персидском тексте Йазди говорится лишь, что этот сын Амира Темура «в возрасте младенчества отдал душу Богу» (см. Йазди. Зафарнаме, л. 174б). Поскольку далее в тексте говорится о трехмесячном блаженном отдыхе, то правомочно полагать, что царевич Султан Ибрахим прожил всего несколько дней.

455. В этом месте текста становится очевидным, что Амир Темур в своем государстве хорошо поставил службу «узун кулаков» («длинноухих»), т. е. разведку.

456. Следовательно, Халил Султан родился где-то в начале 1384 г. Он был сыном Миран-шаха и Ханзаде — дочери Ак Суфи Хорезмийца, ранее вдовы старшего сына Амира Темура, Джахангир Мирзы. Время, когда Ханзаде вышла замуж за Миран-шаха, точно не известно, но, исходя из этого места текста, можно предположить, что это произошло где-то в начале 1383 г.

457. Маршрут Амира Темура в этом походе между Балхом и Серахсом по тексту не совсем ясен. Видимо, после Балха он направился строго на запад. На этом пути он должен был проследовать через Андхуд (Андхой) и, пройдя через пустыню, подойти к правому берегу р. Мургаб. Затем после стоянки пройти через крепость Баркдиз, на левом берегу Мургаба, которая, возможно совпадает с Барака Таш Шараф ад-Дина. Это селение Низам ад-Дин Шами не упоминает. На его месте ныне находится городок Красное Знамя в Туркменистане.

458. Дальнейший маршрут Амира Темура между Серахсом и Несой (современный Ашгабад, пролегавший через Абиверд (Бавард), должен был проходить также через Келат Каахку, не упомянутые ни Йазди, ни Шами.

459. Средневековая крепость Дурун находилась на единственной дороге, ведущей из Несы в Дехистан, близ современного Бахардена.

460. Издатели сочинения Шами имя этого персонажа читают как Сунджак (Шомий, Зафарнома, С. 129), что лишено всякого смысла, а имя Севинчак вполне осмысленное — «радость».

461. Очевидно, селение Гав Курш находилось на дороге между Несой и Дуруном, вблизи последнего.

462. Местность, предоставленная правителем кому-либо в виде суюргала, не облагалась налогом и могла передаваться по наследству.

463. Дехистан (или Дихистан) — древняя область к юго-востоку от Каспия с одноименным главным городом, который называли также Машхади Мисриян.

В комментарии к персидскому тексту название населенного пункта Джилавун в Дехистане приводится как Джилан, т. е. Гилан. Такое чтение следует считать ошибочным, так как местность и область с таким названием находится на противоположной стороне Каспия — на юго-западе.

464. Название селения Шасман исправлено по персидскому тексту, у Мухаммада Али-Шахана.

465. Имеется в виду крепость Мазандарана.

466. Астрабад — в средние века второй город североиранской области Джурджан. Его современное название — Горган.

467. Дамган — средневековый и современный город области Мазандаран в 100 км южнее Горгана.

Лангар — селение на этой дороге.

468. Гирдкух — крепость на однодневном пути от Дамгана на запад.

469. Рей — один из древних городов на севере Ирана. Он был основан около 300 г. до н. э. сподвижником Александра Македонского, основателем государства Селевкидов Селевком Никатором как крепость против набегов кочевых племен с севера. Первоначальное его название неизвестно. Но поскольку стены крепости были зубчатыми, за ним закрепилось греческое наименование Рага (по-гречески «зубчатая»). Позднее, на персидской почве, это название трансформировалось в Рей. В средние века это был крупный город. С XVII в. возрастает роль соседнего Тегерана и значение Рея падает. Ныне Рей — район к востоку от Тегерана.

470. Рустамдар — горная область к северу от Тегерана и Казвина вдоль р. Шахруд (Сафедруд).

471. После того как в 1336 г. улус Хулагу-хана распался и Иран разделился на несколько мелких владений, в Ираке и Западном Иране власть взяли в руки Джелаиры, выходцы из рода тюркизированных монголов. Несомненно, это была часть Джелаиров Ходженда, которые были увезены в Иран и Ирак ханом Хулагу в 1256 г. Султан Шайх Ахмад Увайс был четвертым султаном этой династии.

472. Султания — город на северо-западе Ирана, на дороге Тегеран — Табриз. Он был основан в XIII в., во времена эльхана Аргуна, и завершен в начале XIV в., при хане Султан Улджайту, а потому и назван Султанией. Улджайту перенес столицу улуса в этот город, и во времена Амира Темура он продолжал быть столицей Джелаиров.

473. Ак Бугу — сына Шайх Ахмад Увайс Джелаира, находившегося в Султании, не путать с Ак Бугой — военачальником Амира Темура, оставленном им вместе с обозом в Астрабаде.

474. Табриз был основан в конце VIII в. любимой женой халифа Харун ар-Рашида (786-809), Зубайдой Хатун. В течение длительного времени он оставался небольшим городком, а в XIII в., во времена монголов, становится столицей эльханов и превращается в крупный город. Во времена Амира Темура он был столицей только Азербайджана.

475. Чалус, или Шалус, — город на западе области Табаристан, на берегу Каспия, у места впадения одноименной реки в море.

476. Здесь под Кохистаном имеется в виду горная часть областей Амуля и Сари, т. е. Мазандарана, где находятся эти города. Первый из них расположен на растоянии ок. 20 км от Каспия, а второй — восточнее первого, на растоянии ок. 30 км от моря, на берегу р. Тажан.

477. Девять тюменов войска составляли около девяноста тысяч воинов.

478. Халхал — область и город к юго-западу от Каспия.

479. С приведенными словами автора нельзя не согласиться. В самом деле, после распада государства эльханов в образовавшихся нескольких мелких государствах к власти пришли царьки, не способные объединить страну, но постоянно враждовавшие между собой. Их бесконечные столкновения привели страну к разрухе, а народ к обнищанию и страданиям. Вторжение Токтамыша в Северо-Западный Иран в конце 1385 г. (или начале 1386 г.) вызвало изменения в военно-стратегических планах Амира Темура. Видимо, военно-политическая ситуация, сложившаяся в Иране и вокруг него в результате вторжения Токтамыша, обсуждалась в высших кругах Мавераннахра. Приведенные здесь слова Шараф ад-Дина, высказанные им с болью и горечью, следует рассматривать как отражение того обсуждения. В то время противостоять Токтамышу мог только Амир Темур. Прежние его походы на восток и юго-восток Ирана были осуществлены в основном, чтобы отомстить своим старым врагам. Теперь, после разведывательного набега Токтамыша на Иран, чтобы предотвратить полный захват им этой страны, Амир Темур решает опередить противника и завоевать Иран.

480. Фирузкух — крепость в горах на востоке Мазандарана.

Здесь игра слов: смысл названия крепости по-персидски означает «гора счастья».

481. Малый Лyp — Лype Кучек — северная часть области Лурестан, в Западном Иране; южная ее часть называется Большим Луром — Луре Бузург. Эти две части Лурестана граничат вдоль р. Аби Диз. Столицей Малого Лура был Хуррамабад.

482. Хиджаз — область на западе Аравийского полуострова, протянувшаяся с юга на север вдоль Красного моря, на которой расположены два священных города мусульман — Мекка и Медина.

483. Вуруджерд (или Буруджерд) — город Лурестана, примерно в 100 км южнее Хамадана.

484. Нехавенд — в средние века крупный город примерно в 80 км южнее Хамадана, на дороге в Хуррамабад. Ныне небольшой городок.

485. Нахчиван — в XIV в. центр самостоятельного ханства (совр. Нахичевань).

486. Намакзар — селение к югу от Нахчивана.

487. Зияулмулк — небольшое селение в Нахчиване.

488. Здесь имеется в виду Южный Азербайджан со столицей в Табризе, ныне входящий в состав Ирана.

489. Шанби Газан — городок, построенный в XIII в. близ Табриза монгольским ханом Ирана Газан-ханом (1295-1304); там же находится его гробница. Это также родина придворного историка Амира Темура Низам ад-Дина Шами (Шанби).

490. Маранд (или Меренд) — город к северо-западу от Табриза на дороге, ведущей в Нахчиван.

491. По-видимому, Дараизар — селение в том же направлении.

492. Арас — восточное название р. Араке.

493. Зияулмулк — так назван мост в персидском тексте: очевидно этот мост и одноименное селение (см. прим. 487) построены одним и тем же человеком. Мост у Мухаммада Али назван Гаффаралмулк.

494. Если учесть, что кари равен шариатскому гязу, т. е. 0,453 м, то ширина арки моста превышала 27 м. Ныне ни самого моста, ни его следов не осталось.

495. Судя по всему, дальнейший маршрут Амира Темура проходил через Армению, о чем свидетельствует и название крепости Гарни, по Шами — Курум (Низомиддин Шомий. Зафарнома, С. 135).

496. Крепость Сармалука не идентифицируется. У Шами она названа Сурмари (Низомиддин Шомий. Зафарнома, С. 135).

497. Каре — крепость на берегу одноименной реки на востоке Анатолии, ныне небольшой город на востоке Турции, близ границы Армении.

498. Коран, сура «Добыча», 65-й аят.

499. В прошлом столица Грузии на восточный манер называлась Тифлис — от грузинского Тбилиси (дословно — «теплое озеро»).

500. Здесь автор аятом Корана оправдывает поход Амира Темура в Грузию. Но Темур, как известно, не был религиозным фанатиком. В военной политике он был скорее прагматиком. Поэтому для его похода в Грузию были и другие причины. Еще задолго до описываемых здесь событий грузинские цари всегда стремились объединить в одно государство мелкие царства и владения этой страны. Но как только это им удавалось, они тут же устремлялись в соседние мусульманские земли и за их счет расширяли свои территории. К последней четверти XIV в. Грузия вновь обретает силу и захватывает части земель Гянджи и Шеки в Северном Азербайджане. В то время Северный Азербайджан был раздроблен на мелкие взаимно соперничавшие владения. Для сильной тогда в военном отношении Грузии не составляло большого труда захватить все эти владения. Темур, по имеющимся у него разведданным, был хорошо обо всем этом осведомлен. Безусловно, такой поворот событий явно противоречил его военно-стратегическим планам. Поэтому Амир Темур решает устранить возникшую опасность, нанеся удар по Грузии.

501. Коран, сура «Покаяние», 14-й аят.

502. «Аллах велик!»

503. Коран, сура «Корова», 191-й аят.

504. Коран, сура «Семейство Имрана», 197-й аят.

505. Под Малик Букратом Шараф ад-Дин здесь не имеет в виду какого-либо конкретного грузинского царя. По-видимому, это имя следует понимать как «царь Багратид», т. е. какого-либо Багратида, временно принявшего ислам.

506. Есть сведения, что в Восточной Анатолии львы водились еще в первой половине XVII в.

507. Коран, сура «Скручивание», 5-й аят.

508. Облавная охота для эпохи средних веков была обычным явлением. Однако Амир Темур устраивал такую охоту с особым размахом и усердием. В результате удавалось делать запасы мяса для воинов на многие дни.

509. Территорию Карабага армяне издревле называли Агванк, а ее восточную часть — Арцах. Персы эпохи Сасанидов называли это место Араном (Ашхарацуйц. Армянская география VII в. / Издание текста и русский перевод К. Патканова. — СПб., 1877, С. 43, 45, 48). После арабского завоевания за этой землей утвердилось персидское ее название в арабизированной форме — Арран. Оно сохранилось вплоть до эпохи Амира Темура, который, придя сюда в 1386 г., из-за обилия дичи и хорошей природы облюбовал это место для стоянок. В дальнейшем, с 1394 по 1404 г., он многократно зимовал там.

510. Шеки — город в 50 км от Мингечаура, на севере Азербайджана; в эпоху Амира Темура — самостоятельное княжество с центром в этом городе.

511. Лакзы — народность Дагестана (совр. лезгины).

512. Тангкут, или Тангут, — название государства, существовавшего на западе Китая до монгольского нашествия. В 1225 г. Чингиз-хан уничтожил это государство, а остатки его населения распределил между монгольскими аймаками. Видимо, какая-то их часть вместе с монгольским войском пришла в Дагестан и в конце XIV в. занимала отдельную область.

513. Горы Эльбурз — Эльбрус.

514. Так — Кабала — в обоих текстах; возможно, следует читать Кабарда.

515. Бардаъа — в средние века столица Аррана, крупный город, ныне городок Берда в Северном Азербайджане, в 45 км южнее г. Мингечаур, на р. Тертер.

516. Коран, сура «Пчелы», 125-й аят.

517. Ширван — в средние века самостоятельное государство между Курой и Каспием, включавшее в себя и г. Баку (Бакуба), которым правили ширваншахи.

518. Гилян, или Гилянат, — в средние века отдельная страна к юго-западу от Каспия, южнее Ширвана, делившаяся на несколько мелких областей, с главным городом Решт. Ныне остан на северо-западе Ирана.

519. Ардебиль — город в Южном Азербайджане, западнее Табриза.

520. Зимой 1386-1387 гг. состоялось первое зимовье Амира Темура в Карабаге.

521. В свете этих слов беков Токтамыша еще раз подтверждается вассальная зависимость Токтамыша от Амира Темура.

522. В данном контексте Кокча Тенгиз может означать как озеро Урмия, так и озеро Севан.

523. В то время младшему из всех сыновей Амира Темура, Шахруху было 10 лет.

524. Халил Султану, сыну Миран-шаха и Ханзаде, в то время было три года.

525. Маранд — город в Южном Азербайджане, в 30 км северо-западнее Табриза и 15 км северо-восточнее оз. Урмия. Шемаха — город в Северном Азербайджане в 100 км западнее Сумгаита. Причина такого сочетания названий столь удаленных друг от друга городов неизвестна.

526. Аланчук — средневековая крепость к югу от горы Арарат, ныне не сохранилась.

527. Крепость Баязид расположена юго-западнее горы Арарат, ныне городок Догубаязит на северо-востоке Турции.

528. Алатаг — горы на востоке Малой Азии севернее оз. Ван, ныне горы Аладаг в Турции.

529. Авник, или Оник, — крепость в Восточной Анатолии, близ Арзирума.

530. Арзирум (Эрзерум) — крупный город на востоке Малой Азии, основан византийским императором Феодосием II (408-450). Средневековые арабы называли его также Каликала.

531. Чиячур — видимо, искажение древнего названия р. Карасу, протекающей близ Арзирума. Либо она названа так, как протекающая мимо г. Чакчур.

532. Арзинджан, или Эрзинджан, — город в Восточной Анатолии между Арзирумом и Трабзоном (Трапезунд).

533. Тахуртан — правитель одного из самостоятельных амиратов (или бейликов), образовавшихся в Малой Азии после распада империи Сельджукидов; правил в Арзинджане. До прихода Амира Темура он весьма побаивался османского султана Баязида Иилдырыма: если бы последний опередил Амира Темура, то положил бы конец правлению Тахуртана. Поэтому этот дальновидный правитель в 1387 г. без обиняков признал власть Амира Темура и тем самым сохранил за собой собственное владение. В свою очередь, интересам Амира Темура вполне соответствовало наличие в этом приграничном владении преданного ему правителя.

534. В результате распада улуса Хулагу к северу от озер Ван и Урмия возникло объединение туркменских племен Каракоюнлу (Чернобаранные) из рода иваи, которыми с 1380 г. стал самостоятельно править Кара Мухаммад. Его правление отличалось тем, что он постоянно нацеливал своих сыновей, Мисра и Кара Юсуфа, на грабительские походы в Восточную Анатолию, Азербайджан, Сирию и Ирак, доставляя немало страданий и бедствий населению тех мест. На свое несчастье Кара Мухаммад незадолго до описываемых событий выступил и против Амира Темура.

535. Пустыня Муш — степная и полупустынная зона к западу от г. Муш, в Восточной Анатолии.

536. Ахлат — в средние века крупная крепость на северном берегу оз. Ван, ныне небольшой город в этой части Турции.

537. Адильджаваз, или Адильджеваз, — город на северном берегу оз. Ван, восточнее Ахлата.

538. Банди Махи — речка,впадающая в оз. Ван с горы Аладаг, с севера.

539. Луг Абака Сарай — равнина у предгорья Аладага. Летний дворец, построенный там хулагуидским ханом Абакой (1265-1282), не сохранился.

540. Ван и Вастан — крепости к востоку от оз. Ван.

541. Об Арзинджане и Тахуртане см. прим. 532, 533.

542. Здесь контаминированы имена исторической личности — царя Ассирии Шамши Адада и мифического арабского племени великанов Ад.

543. Салмас — город в Иране примерно в 20 км западнее оз. Урмия.

544. Урмия — город на западном берегу одноименного озера в Иране, во время последнего шаха был переименован в Резайе.

545. Марага — город на северо-западе Ирана, на дороге, ведущей в Табриз. В нем была расположена знаменитая обсерватория Насир ад-Дина Туси (1201-1274).

546. Коран, сура «Семейство Имрана», 2б-й аят.

547. Коран, сура «Йунус», 25-й аят.

548. Коран, сура «Перенос ночью», 77-й аят.

549. Коран, сура «Поклон», 17-й аят.

550. Коран, сура «Заря», 28-й аят.

551. Коран, сура «Йасин», 2б-й аят.

552. Здесь имеется в виду Ирак Иранский, а не Арабский, т. е. центральная и северная части Западного Ирана.

553. «Сарыккамыш около Рея» — солончаковая степь между Тегераном, Симнаном и оз. Кум.

554. Джарбадикан — город в 75 км северо-западнее Исфахана, в Западном Иране (совр. Гулпайиган).

555. Табрак — цитадель Исфахана. Крепость под таким названием была и в Рее.

556. Очевидно, здесь приведен хадис.

557. Коран, сура «Добыча», 42-й аят.

558. Современные противники Амира Темура, обвиняя великого полководца в жестокости, в качестве примера обычно приводят резню в Исфахане, не учитывая военно-политической ситуации и реалий того исторического периода. Что касается численности убитых (70 тыс. исфаханцев), то это дань Йазди стилистической гиперболизации, начало которой положил еще Фирдоуси в «Шахнаме». Муин ад-Дин Натанзи (XV в.) сообщает о 50 тыс. убитых. Размеры развалин средневекового Исфахана свидетельствуют, что во времена Амира Темура тот город не мог вместить более 10 тыс. жителей.

559. Тустар — город и округ в области Хузестан в Западном Иране, примерно в 100 км севернее Ахваза — главного города области. Современное его название — Шуштер.

560. Тахти Карача — местность около Шираза. Наличие чагатайско-тюркского топонима в исконно персидской области — примечательно. Возможно, местность имела и персидское название, но среди эльханов и чагатаев было в ходу именно это тюркское название. Позднее, весной 1398 г., Амир Темур разбил на горной дороге между Шахрисабзом и Самаркандом большой сад с дворцом под названием Тахти Карача, очевидно, в подражание Ширазскому.

561. Йазд — город в Центральном Иране, родина Шараф ад-Дина Али Йазди.

562. Керман — одноименные город и область на юге Ирана.

563. Сирджан — город и область примерно в 160 км юге-восточнее Кермана, современное его название — Сейидабад.

564. Видимо, противник применил здесь специальную тактику, пропустив Умаршайха в свой тыл с тем, чтобы оторвать его от основных сил.

565. Из контекста следует, что войска Джете пришли в Мавераннахр через Семиречье. В районе Ходженда они вошли в Ферганскую долину и далее двинулись на восток. Возможно, действия войск Токтамыша и Джете были согласованными.

566. Ахсикат — средневековая столица Ферганской долины; его развалины находятся в 15 км юго-западнее Намангана, на месте слияния Касансая с Сырдарьей.

567. Под Кафиристаном («Страна неверных») тут не имеется в виду какая-либо конкретная географическая область носящая такое название, а, скорее всего, этот термин следует понимать как оскорбительный в отношении Моголистана. Но еще до недавнего времени на северо-востоке Афганистана была область, носившая название Кафиристан, жители которой в прошлом не были мусульманами. Эта область входила в междуречье Панджшира и Кунара. В конце 50-х годов XX в. они приняли ислам, и сейчас те земли входят в области Каписа, Лагман и Кунар.

568. Местность Чукалак В.В. Бартольд идентифицирует с современным городом Чилик, отстоящим примерно на 100 км к востоку от Алматы (Бартольд В. В. Соч. T. II, 4.2, С. 72). Однако, как мы видим здесь, степь Чукалак находилась в пяти йигачах от Отрара. Если учесть, что один йигач (или фарсах) равнялся 5895 м, то это составит примерно 30 км, значит, автор имел в виду степь чуть севернее Арыси, а не Чилик, отстоящий от этих мест на 800 км к востоку.

569. Койитан — селение Кохитанг и одноименная речка между Хузаром (Гузар) и Келифом (близ современного Чаршанга) на Амударье. Эта речка в верховье называется Таркапчигай, а в низовье — Дарья.

570. Коран, сура «Корова», 256-й аят.

571. Саййид Шариф Джурджани (1340-1413) — известный ученый, философ и мыслитель эпохи Амира Темура. Его полное имя Зайн ад-Дин Абу-л-Хасан Али ибн Мухаммад ас-Саййид аш-Шариф Джурджани. Родился в Джурджане (Гургане) — области на юго-востоке от Каспия, учился в Герате, Кирмане и Египте. С начала 1388 г. до смерти Амира Темура жил в Самарканде. В 1405 г. переехал в Шираз, где позднее и скончался.

572. Банди Амир — крепость в Фарсе, близ Абаркуха.

573. Абаркух — средневековый город-крепость в области Фарс, в 180 км севернее Шираза. Сейчас на его месте находится небольшой городок Эберку.

574. Отрывок, приведенный в данном абзаце, в критическом тексте отсутствует. Очевидно, текст, который использовал Мухаммад Али, был более полным, чем все использованные А. Урунбаевым персидские рукописи.

Вообще, ни Шараф ад-Дин, ни Низам ад-Дин Шами не сообщают о посылке Амиром Темуром перед трехлетним походом в Иран в 1386 г. посольства в Китай во главе с Низам ад-Дином Кашгари.

Тюркские народы издревле называли китайских имераторов Табгач-ханами, а саму страну — Табгачем. Здесь Мухаммад Али несколько искажает первое название.

575. Канал Багдадек — ныне высохший канал около Куня-Ургенча.

576. Под «городом Хорезма» имеется в виду его столица Гурганч (Куня-Ургенч). Здесь суровость Амира Темура по отношению к Хорезму, по-видимому, объясняется тем, что правители его, Суфии по отношению к Амиру Темуру всегда проявляли враждебность и предательство, даже после установления родственных отношений. Амир Темур никак не мог простить особое предательство Сулаймана Суфи, который способствовал Токтамышу в разграблении Мавераннахра и поджоге Занджир Сарая в 1388 г.

577. Коран, сура «Сгусток», 6-7 аяты.

578. Теракни Капчигай — селение в Хутталане.

579. Дара, или Дараи Нихал, — ущелье в районе Гиссарского хребта.

580. Дарваз — местность на востоке Хутталана.

581. Кифчак Дарак Сарай — местность в Хутталане.

582. Бута — горный перевал в Хутталане.

583. Согласно легенде, Александр Великий, чтобы предотвратить нашествие диких северных народов Гог и Магог (у мусульман Йаджудж и Маджудж), воздвиг перед ними стену (вал) из стали. Эта легенда вошла в Коран, стена была названа Садди Искандар. Однако уже Мухаммад ал-Хорезми (ок. 783-850) отождествлял Александров вал с Китайской стеной. Некоторые современные ученые (Hubert Daunicht. Der Osten nach der Erdkarte al-Huvarizmis.-Bonn, 1968-1970. Bds. I-V), принимая отождествление ал-Хорезми, в свою очередь, отождествляют народы Гог и Магог с монголами.

584. Коран, сура «Добыча», 65-й аят.

585. Мухаммад Султан и Пир Мухаммад — сыновья старшего сына Амира Темура от Ханзаде и Джахангир Мирзы.

586. Сагарч — селение в 5 фарсахах ( ок. 30 км) от Самарканда, близ Иштыхана, на берегу Зарафшана.

587. Ачук Зарнук — в домонгольский период крепость Зарнук чуть западнее Сырдарьи, на дороге, ведущей из Отрара в Самарканд через Нурату. Во времена Амира Темура это — небольшое селение; крепость была разрушена Чингиз-ханом в 1220 г. Ныне селение и дорога не существуют. Приставка Ачук («открытый») в послемонгольском названии намекает на то, что после разрушения крепости монголами селение стало открытым.

588. И в узбекском, и в персидском текстах этот афоризм приведен по-арабски.

589. Вероятно, холм Анбартепа находился недалеко от Ачук Зарнука.

590. Очевидно, Эди Верди Бахши, судя по его имени, был уйгуром, знавшим уйгурское письмо. Этим можно объяснить большой почет, оказанный ему Амиром Темуром, включившим его в круг своих приближенных. Известно, что при Амире Темуре уйгурские писцы пользовались большим почетом, так как дворцовые записи велись на уйгурском языке и уйгурским письмом.

591. Йасси — старое название г. Туркестана (ныне в Казахстане), родина Ходжи Ахмада Йассави.

592. Сарык Узен — местность в долине одноименной речки, вливающейся в оз. Сарыккопа в Тургайской области Казахстана.

593. Аксув — местность на дороге между Чимкентом и Джаркентом, чуть восточнее Мерке, ныне городок Белые Воды (или Беловодская) — русская калька старого тюркского названия.

594. Оранг Чакал, Билан Корчун и Ал Кошун — незначительные местности, возможно, места караванных остановок в степной зоне между Отраром и Таласом.

595. Семнан — город в 200 км восточнее Тегерана.

596. Изучение топонимов данного похода Амира Темура в Моголистан позволяет считать, что его маршрут пролегал несколько севернее оз. Балхаш, по Бетпакдалинской степи и югу Карагандинской области нынешнего Казахстана. Тогда холмы Кырк тепалик и перевал Ортак надо искать в районе хребта Каратау.

597. После очень холодной и продолжительной зимы начала 1389 г. снег и лед даже в начале июля могли сохраниться в районе Северо-Восточного Казахстана. Тем более, что, как выясняется далее, войска Амира Темура в течение трех дней блуждали по степи, не найдя дорогу. И вполне возможно, что они забрели и в более северные места. В противном случае, блуждая три дня по более южному направлению, они могли попасть в район оз. Балхаш или даже южнее него.

598. Арабографическое написание данного топонима таково, что оно допускает также чтение Сасси Кули. Тогда это место идентифицируется с оз. Сассыкколь, восточнее Балхаша, что вполне согласуется с контекстом.

599. Ай Окуз — становище на одноименной реке; ныне Аягуз в Восточном Казахстане.

600. Карагучур — средневековое название левобережья р. Аягуз в ее верхнем течении, т. е. места севернее Тарбагатая, в Семипалатинской области Казахстана.

601. Алакол — озеро на юге Семипалатинской области. Следовательно, степи Ит ичмас — западнее этого озера.

602. Коран, сура «Семейство Имрана», 194-й аят.

603. Коран, сура «Стоящие в ряд», 173-й аят.

604. Река Иртыш протекает более чем в 200 км севернее Карагучура. Значит, это тридцатитысячное войско Амира Темура, как нетрудно догадаться, побывало в районе между современными Усть-Каменогорском и Семипалатинском.

605. Эмиль Гучур — район к югу от Тарбагатая. Урдум Сарай, предположительно, идентифицируется с современным Чугучаком.

606. Юлдуз — область в Восточном Туркестане, у истоков р. Кунгес, притока р. Или, долина рек Улуг Юлдуз и Кичик Юлдуз.

607. Дубшин Юлдуз — перевал в Восточном Туркестане, по которому проходят со стороны Кульджи в долину одноименной реки.

608. Кара Ходжа — городок в 20 км восточнее Турфана. Современное его китайское название — Гаочан Хочо. В средние века один день караванной дороги составлял примерно 25 км. Следовательно, трехмесячная дорога должна составлять около 2300 км.

609. Кокяр — городок в 100 км южнее Яркенда. Значит, эта группа шла в юго-западном от Эмиль Гучура направлении.

Сугулганлык — городок в 50 км южнее Кашгара (совр. Суглук).

610. Беки, оставленные в Туркестане, направились в Кульджу по степи на восток и прошли южнее Балхаша. Тогда перевал Hyp Дабан можно отождествить с перевалом Курдай между Бишкеком и Алматы.

Суткол — озеро в 80 км севернее Кульджи, нынешнее его название — Сайрам Hyp. Видимо, и Чечаклик находился в тех пределах.

611. Местность Кайтув — прибрежная долина восточнее оз. Эби Hyp, в Северо-Западном Китае.

612. Кунгаз — приток р. Или в Восточном Туркестане (совр. Кунгес).

613. В описываемых пределах местностей с названием Кара Булак было два: первая — в 50 км юго-восточнее оз. Зайсан, вторая — к западу от Уч-Турфана, на р. Тавушкандарья. Вероятно, здесь имеется в виду вторая местность.

614. В Восточном Туркестане топонимы и гидронимы с префиксом «кара» («черный» или «большой») встречаются в основном в южной части страны. Так, чуть западнее Хотана протекает река Каракаш и на ней находится одноименный город. Арабографическое написание топонима Караташ допускает также чтение Каракаш.

615. Чалыш — город на западном берегу оз. Баграшкуль в Восточном Туркестане (совр. Карашар).

616. Это место текста вызывает удивление, так как мы знаем, что крепость под названием Кахлага находилась в долине р. Сурхан (см. прим.42). Видимо, в Восточном Туркестане имелась «тезка» этой крепости.

617. Дорога из урочища Юлдуз в Кашгар проходит через Уч-Турфан. Возможно, в ходе переписки Уч-Турфан трансформировался в Учкарман.