Комментарии

321. Янги — древний город на востоке Мавераннахра; был известен также под названием Авлия Ата, ныне Тараз.

322. Из сказанного здесь следует, что в своем втором походе на Джете Амир Темур удалился от современного Тараза примерно на 50 км (восемь йигачей). Следовательно, он не ушел дальше Таласской долины и современной Таразской области Казахстана. Тому были обьективные причины. Во-первых, к лету 1371 г., несмотря на взятие им власти в Мавераннахре, ему еще не удалось создать мощную армию, а во-вторых, внутри страны, среди влиятельных амиров, было немало его врагов. Поэтому страну нельзя было покидать на длительный срок. Случай с Коппак Темуром служит доказательством этому.

323. Кара Саман и Адун Кези — местности около Отрара.

324. Из этого места текста становится очевидным, что Ака Беги Тагай-шах была младшей дочерью Амира Темура, так как здесь речь идет только о ее сватаньи. Султанбахт бегим, рожденная от Олджай Туркан ага, была старшей дочерью Амира Темура (см. выше л. 326, 208-примечание).

325. Как мы уже отмечали (см. прим. 322), у Амира Темура действительно были веские причины не углубляться в Джете: в его же лагере был устроен крупный заговор против него, в котором, кроме ряда полководцев, участвовали и духовные авторитеты страны, как Хандзаде Абул Маали и Шайх Абул Лайс.

326. Известно, что, когда осенью 1220 г. Чингиз-хан начал завоевание Мавераннахра, то второго сына, Чагатая он послал осаждать столицу Хорезма Гурганч (современный Куня Ургенч). Однако осада затянулась, и город был взят только после того, как к монголам на подмогу подошел посланный Чингиз-ханом его старший сын, Джучи. Поэтому в последующем Чингиз-хан Северо-Западный Хорезм вместе с Гурганчем отдает Джучи, а Юго-Восточный Хорезм вместе с городами Хива и Кят — Чагатаю. Позднее эти владения вошли в Улус Джучи (в русских летописях — Золотая Орда) и Улус Чагатая. По мере усиления одного из этих улусов его владетель пытался отнять у другого принадлежащую тому часть Хорезма. К середине XIV в., когда оба улуса ослабли, принадлежавший к роду кунгратов и имевший связи с Джучидами Хусайн Суфи овладел всем Хорезмом и стал править независимо. Поскольку половина Хорезма, управляемого Хусайном Суфи, была частью улуса Чагатая, то Амир Темур, правивший от имени хана и по ясе Чингиз-хана, имел как моральное, так и юридическое право предъявлять к узурпатору самые жесткие требования.

327. В.В. Бартольд, ссылаясь на Абд ар-Раззака Самарканди, приводит следующие слова, будто бы высказанные Хусайном Суфи послу Амира Темура: «Ваше царство — область войны (т. е. владение неверных), и долг мусульман — сражаться с вами». Исходя из этого, он делает заключение, что «в XIV в. чагатайское государство не признавалось мусульманским» (Бартольд В. В. Соч. Т. II, 4.2, С. 53). Это неверное заключение никакими историческими документами не подтверждается. Известно другое — пришедшие в Мавераннахр монголы не были многочисленны, они быстро отюречились и, оказашись в мусульманском окружении, также приняли ислам. Лишь члены правящей династии до первой четверти XIV в. оставались язычниками, хотя Мубарак-шах первым из чагатайских ханов принял ислам еще в середине XIII в.

328. Здесь приведено убедительное доказательство подчиненности Картов Герата Чагатаям.

329. Как уже говорилось выше, Афганистан большей частью принадлежал Чагатаям еще задолго до походов Амира Темура. Здесь приведено доказательство этого.

330. Сепая — средневековое селение Хорезма, располагалось на левом берегу Амударьи, между Хазараспом и Дарганатой.

331. Кят — древняя столица Хорезма — располагался на правом берегу Амударьи. До 995 г. был столицей государства Хорезмшахов — Афригидов. Утратил значение после того, как в том году новая династия Мамунидов перенесла столицу в Гурганч (ныне Куня-Ургенч в Туркменистане). Ныне на месте Кята стоит г. Беруни.

332. Кайхусрав Хутталани, будучи родственником Амира Темура, тем не менее уже в который раз совершает предательство по отношению к нему.

333. Жена Ак Суфи, Шакарбек была дочерью хана Золотой Орды Гияс ад-Дин Мухаммад Узбека (1312-1342), при котором в Орде был официально принят ислам. Это свидетельствует о тесных связях хорезмской династии Суфиев с ханами Золотой Орды. Имя Ханзаде, под которой была более известна дочь Ак Суфи, Севин-бек, означает «ханская дочь», чем подчеркивается ее ханское происхождение по матери.

334. Говоря «он был родственником и Кайхусрава», автор имеет в виду, что Мухаммад Мирак был родственником Амира Темура: он был женат на одной из его племянниц.

335. Кайду-хан — внук Окдай (Угедэй) каана, его улусом была область Памиро-Алая, считается, что он правил в 1269-1301 гг. Но в действительности его владения оказались подвластными Чагатаям.

336. Обычай осыпания молодоженов монетами сохранился у узбеков и поныне.

337. В узбекском и персидском текстах рабат назван Катаган. Видимо, в одном из ранних текстов «Зафарнаме» по вине переписчика вместо Катван было написано Катаган. Ибо, во-первых, нет сведений о существовании в окрестностях Самарканда рабата под назанием Катаган; во-вторых, арабское написание обоих слов весьма сходно и переписчик легко мог ошибиться. Согласно нашему предположению рабат Катван — это Катвандиза в Катванской степи, между Самаркандом и Джизаком.

338. Местность Чорун — местность восточнее нынешней Алматы, место впадения речки Чорун в Или.

339. Барака Гуриян — местность в среднем течении р. Чорун, между современными Жалакаш и Коген в Семиречье.

340. Курень — слово монгольского происхождения, означавшее несколько деревянных домов с общим хозяйством, позднее среди казаков Дона и Кубани куренем называли дом, избу, шалаш, а также отдельную часть казачьего войска.

341. О местности Пайтаг сведений нет. Очевидно, здесь имеется в виду преследование врага до подножия гор (пайтаг — «подножие горы»).

342. Очевидно, здесь тоже имеет место описка: вместо Учкарман (или Учфарман) следует читать Уч-Турфан, так как арабское написание этих слов весьма сходно и, кроме того, маршрут Амира Темура совпадал с этим пунктом.

343. Кара Кисмак — один из перевалов в верховье р. Нарын.

344. Атбаши — селение к юго-западу от оз. Иссык-Куль, на берегу одноименной реки.

345а. О старинном тюркском обычае делать подарки или приношения по девяти названиям вещей («по девяткам») см прим. 185. Луг Арпа — долина одноименной реки западнее Атбаши.

345б. Коран, сура «Женщины», 3-й аят.

346. Маршрут этого первого глубокого рейда Амира Темура в Джете очевиден: немного не дойдя до Джаркента на востоке Казахстана, он свернул на юг и вошел в Ферганскую долину с северо-востока.

Йасси Дабон — перевал в верхнем течении р. Нарын.

Узгенд — древний город на востоке Ферганы, ныне г. Узген в Кыргызстане.

347. Кутлуг Туркан — старшая сестра Амира Темура. О ней см. прим. 133.

348. Таким образом, в походе в Джете в 1375 г. Амир Темур полностью пересек Ферганскую долину с востока на запад.

349. Гурзуван — местность на севере Афганистана близ г. Талликан.

Следовательно, весной 1376 г. Амир Темур организовал одновременно три похода: одна группа в 30 тыс. воинов была послана им в сторону Джете. Сам он с основными силами направился в сторону Хорезма, очевидно через Амуй (ныне Чарджоу). Идя по левому берегу Амударьи, дошел до местности Сепая, где группу преследователей во главе с Поладом послал на юг, против Туркан Арлата.

350. Река Андхуда и река Фарьяба — фактически одна река, протекающая под этим городом на северо-западе Афганистана и высыхаюшая к северу от Андхуда (Андхоя).

351. Хас — средневековый город в Хорезме, в 20 км северо-западнее Кята, был известен также под названием Дархас (ныне Гурлен).

352. О Рабат-и Малик см. прим. 261.

353. Кармина — местность в 60 км от Бухары в сторону Самарканда. Ныне городок Кармана в 20 км севернее г. Навои в Узбекистане.

354. Дашти Кипчак — дословно «Кипчакская степь» — так в средние века с рубежа X-XI вв. назывались обширные просторы от верховьев Иртыша до низовьев Дуная и степей Венгрии, т. е. места кочевья кипчаков (половцев, команов). По мере сужения сферы влияния кипчаков географические границы этой области тоже менялись. В позднее средневековье этим названием обозначалась только территория нынешнего Казахстана.

355. Урус-хан — джучидский хан Белой Орды (1361-1377), претендовал и на Синюю Орду, т. е. западную часть Золотой Орды.

356. Этноним казак (в совр. произношении казах) до этого места сочинения не встречался, он упомянут в связи с событиями второй половины 1376 г. Далее в сочинении этот этноним встречается еще один раз в связи с другим походом Амира Темура в сторону Джете — в район восточнее оз. Балхаш, т. е. Семиречье. Хотя Амир Темур делал многократные походы в другие части территории современного Казахстана, те события не влекут за собой какого-либо упоминания этонима казак (казах). Отсюда можно сделать вывод, что этнос, послуживший основой казахского народа, начал формироваться в последней четверти XIV в. в Восточном Казахстане, как род, могущий выставить только тысячу воинов. Поэтому тюрков эпохи Амира Темура остальной части Дашти Кипчака, в том числе Центрального и Западного Казахстана, никак нельзя причислять к современным казахам. Те тюрки в этнокультурном отношении были степными или кочевыми узбеками. Позднее (с начала XV в.), после ухода основной массы кочевых узбеков в Мавераннахр, усилилась инфильтрация казахов на запад. По-видимому, они очень скоро заполнили вакуум, инкорпорировав остатки узбеков.

357. Коран, сура «Корова», 249-й аят.

358. Шайх Бурхан ад-Дин Клыч — сын Шайха Сайф ад-Дина Бохарзи (XIII в.).

359. Название Минкуль означает «тысяча озер». Однако данное событие происходит на северо-востоке Ферганской долины, где нет озера с таким названием, а тем более, множества озер. Скорее всего, здесь имеет место описка и следует читать Иссык-Куль.

360. Так мы читаем, но можно также читать «в восьми йигачах». Тогда это будет означать расстояние ок. 50 км от упомянутого озера.

361. Видимо, обратный маршрут Амира Темура в Самарканд проходил через Семиречье. Тогда местность Атакум будет в Семиречье.

362. Коран, сура «Корова», 156-й аят.

363. Смерть царевича Джахангира случилась в конце лета 1376 г. Тогда его первый сын, Мухаммад Султан был только годовалым.

364. Карачук, — судя по дальнейшему контексту, так называлась гора восточнее Отрара.

365. Аксу (дословно «белая вода») — местность в 30 км восточнее Чимкента, ныне ж.-д. ст. Белые воды.

366. Судя по контексту, местность Кара Тоба находилась где-то в районе Мерке.

367. Частые походы Амира Темура в Джете объясняются тем, что дуглатский амир Камар ад-Дин, будучи врагом Амира Темура, часто причинял ему беспокойства. После каждого очередного поражения, быстро собравшись с силами, он разорял Отрар, Ташкент или города Восточной Ферганы. Поэтому Амир Темур не мог успокоиться, не расправившись с этим опасным противником.

368. Бугам Айкель — ущелье к западу от Иссык-Куля (Буамское ущелье).

369. Кочкар — местность южнее Бугама, по которой протекает одноименный приток р. Чу. Ныне там находится кыргызский городок Кочкорка.

370. Токтамыш Оглан — сын узбекского амира Ак Орды Джучида Той Ходжа Оглана. После смерти в 1227 г. старшего сына Чингиз-хана, Джучи второй сын последнего, Бату-хан (Батый) принадлежавшее отцу владение Дашти Кипчак (значительную часть которого составляла Восточная Европа) объединил в улус, названный Улусом Джучи. Своей столицей он избрал г. Сарай на Нижней Волге, на ее левом берегу. Сами монголы этот улус называли Кок Ордой (Синяя Орда). Однако почти одновременно с Бату его старший брат, Орда основал в Западной Сибири Ак Орду (Белая Орда). Своей столицей он избрал западносибирский город Туру, но впоследствии она была перенесена в Сыгнак, на Нижней Сырдарье. Вначале хан находился в Кок Орде в Сарае, а Ак Ордой правили амиры. Однако позднее и в Ак Орде стали править ханы из рода старшего сына Джучи, Орды. Во времена хана Кок Орды Узбека (1312-1342) оба владения были объединены, и при нем объединенная Орда достигла апогея своего могущества. Эта единая Орда в русских источниках известна как Золотая Орда. При Узбек-хане избранные нукеры из рода Джучи служили и в Ак Орде. Они были известны как «озбекий» (т. е. узбековцы), т. е. «люди хана Узбека». В дальнейшем их стали просто называть узбеками. Этноним «узбек» сам по себе восходит к ним, хотя корни узбекского этноса уходят гораздо глубже.

Отец Токтамыша, Той Ходжа Оглан был из этих узбеков и как амир владел Мангышлаком. Во время курултая, когда обсуждался вопрос о походе на Русь, он не поддержал своего брата Урус-хана (1361-1377), за что хан подверг его йасаку, т. е. казнил. В отместку Токтамыш (или Тохтамыш) убил одного из сыновей Урус-хана, т. е. своего двоюродного брата, и, преследуемый Урус-ханом, в конце 1376 г. прибыл к Амиру Темуру, прося у него защиты и покровительства (Якубовский А. Ю. Тимур // Тамерлан.Эпоха. Личность. Деяния. — М.: Гураш, 1992, С. 30-31; Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406) / Пер. со староисп., пред. и комм. И. С. Мироковой. — М.: Наука, 1990, С. 72, комментарий 256).

371. В персидском тексте вместо Ябагу приведено Ойнагу (Зафарнаме, л. 1576).

372. Здесь речь идет об Узгенде сырдарьинском, который находился в начале присырдарьинских степей, на левобережье, северо-западнее Туркестана.

По-видимому, местность Ябагу (или Ойнагу) находилась восточнее Узгенда.

372а. Очевидно, Амир Темур не был лишен сентиментальности. Поскольку незадолго до излагаемых событий скончался его старший, любимый сын Джахангир, то вполне возможно, что он Токтамыша, бывшего почти ровесником усопшего, принял как сына. Но Амир Темур был очень зорким и дальновидным политиком и потому не мог не усмотреть политических выгод в недалеком будущем от усыновления «царственного младенца» — Джучида Токтамыша.

373. Сабран — в средние века второй после Туркестана крупный город на правом берегу Сырдарьи, ныне селение Савран.

Сыгнак — следующий крупный город в том же направлении. Его развалины ныне известны как Сунак курган и находятся вблизи ж.-д. ст. Тюмен Арык. По известным сведениям, этот город возник в III в. до н. э., его древнее название было Сунак. С XII в. он был столицей кипчакского государства, позднее стал столицей Ак Орды, а со времени Урус-хана — одной из столиц Золотой Орды (Камалиддинов Ш. С. «Китаб ал-ансаб»..., С. 117).

374. Идику из племени мангыт был золотоордынским амиром. В русской литературе известен под именем Едигея. В смутное время после разгрома Токтамыша в 1395 г. он выдвинулся как лидер в Золотой Орде. Некоторое время правил Ордой, но как амир, не претендуя на ханство.

375. Эти же тюркские имена вражеских разведчиков приводятся и в персидском тексте. Допуская случайное совпадение, нельзя, однако, исключать, что автор дает разведчикам противника уничижительные имена: они означают — Большой Предатель и Малый Предатель.

376. Темур Малик Оглан — последний оставшийся в живых сын Урус-хана — правил Ордой несколько месяцев в 1377 г.

377. Туман Темур Узбек — один из великих беков Дашти Кипчака. Время его прихода к Амиру Темуру неизвестно. Из приведенного выше текста мы знаем, что это уже не первый крупный узбекский амир, участвовавший в армии Амира Темура. По тогдашнему обычаю, который не раз демонстрировался выше в тексте, если какой-либо бек (амир) принимал чью-либо сторону, то он переходил со всем своим родом, нукерами и их семьями. Если это великий бек, как в данном случае, то это означало переход сотен и тысяч людей — перекочевку из одного стана в другой. Поэтому определенно можно говорить о том, что еще задолго до прихода узбекских ханов Абул Хайра (1429-1468) и Шайбани (1500-1510), уже во второй половине XIV в., в Маввераннахре было большое число даштикипчакских узбеков.

378. Под датой 20.08.1377 родился четвертый сын Амира Темура, царевич Шахрух.

379. Орунг Темур — крупный узбекский бек, перешедший к Амиру Темуру вместе с Токтамышем осенью 137б г.

380. Кара Тал — местность на Нижней Сырдарье, около Сыгнака.

381. Золотая Орда была опасным соперником Амира Темура. Поэтому ему было очень важно посадить на ордынский трон надежного царевича Джучида. На данном этапе таким оказался Токтамыш. Победа Токтамыша над своими противниками в Дашти Кипчаке означала победу Амира Темура. Поэтому он и торжествовал эту победу.

382. Здесь под «народом Мамака» имеется в виду армия известного Мамая, который претендовал на правобережную часть ордынских земель. По известным данным, Токтамыш воевал с этим мятежным беком и победил его в 1382 г. Судя по нашему тексту, первая стычка Токтамыша с Мамаем имела место еще весной 1378 г.

383. Нападение хорезмийцев на земли государства Амира Темура свидетельствовало об их враждебности и давало ему веские основания для похода на Хорезм.

384. В то время Туман ага было 11 лет (см. выше л. 38а).

385. Старый Окуз — Эски Окуз, так в обоих текстах, т. е. еще в XIV в. данный топоним был тюркским. Это был рукав Амударьи, отделявшийся от нее после Кята и протекавший западнее Гурлена. В XIII в. этот рукав высох.

Окуз — древнехорезмийское название Амударьи, к нему восходит древнегреческое наименование реки — Оксус (Оке).

386. Под «крепостью Хорезма» имеется в виду г. Гургандж (Куня-Ургенч) в Западном Хорезме. Хотя в 1220 г. город был полностью разрушен войсками Чингиз-хана, он был быстро восстановлен и к эпохе Амира Темура снова стал столицей (Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия, С. 52).

388. Полное имя ученого восстановлено по персидскому тексту и по Самъани (Камалиддинов Ш. С. «Китаб ал-ансаб»..., С. 156; Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафарнаме. Критический текст, л. 163а). В узбекском тексте имя укорочено.

Абу Мухаммад Абдуллах ибн Абдулхамид ибн Наср ибн Хумайд ал-Кашши (ум. 249 г. х. /863г.) — знаменитый хадисовед из Кеша, автор тафсира к Корану и исламский законовед ханифидского толка; имел многих учеников, автор ряда сочинений.

389. Имя этого ученого восполнено по ас-Самъани. Абу Мухаммад Абдуллах ибн Абдурахман ад-Дарами ас-Самарканди (797-869) — известный самаркандский хадисовед, законовед и знаток Корана, был в арабских странах, написал четыре произведения, посвященных фикху и хадисам (Камалиддинов Ш. С. «Китаб ал-ансаб»..., С. 156).

390. Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ал-Бухари (194 г. х. /810г. — 256 г. х. /870г.) — знаменитый хадисовед, автор «ал-Джами' ас-сахих»а, т. е. «Сахихи Бухари». Эта книга в мусульманском мире считается второй после Корана достоверной книгой. Он написал 15 книг, посвященных хадисам, фикху, истории и адабу — литературе и дидактике. Жил в Хорасане, Ираке, Сирии, Хиджазе и Египте, к концу жизни возвратился на родину и скончался в селении Хартанг, где и похоронен. Известно, что некоторое время он жил в квартале Паян г. Насаф. По происхождению был согдийцем из Бухары.

391. Абул Хусайн Муслим ибн Хаджжадж ал-Кушайри ан-Нишапури — хадисовед, законовед и традиционалист, живший в IX в.

392. Приписываемые здесь Амиру Темуру слова наличествуют только у Шараф ад-Дина Али Йазди. Другие средневековые авторы их не приводят. Видимо, в поход Амира Темура на Хорасан спровоцировали военные приготовления Малик Гияс ад-Дина. Факты, приводимые ниже, кажется, оправдывают поход Амира Темура в Хорасан.

393. Эти слова автора позволяют сделать заключение, что в эпоху Амира Темура под «страной Туран» понималась территория улусов Чагатая и Джучи.

394. Численность войск в кошуне Амира Темура точно не определена.

Известно, что в Моголистане кошуном назывался отряд в 1000 человек. В.В. Бартольд, не совсем точно интерпретируя некоторые места персидского текста Шараф ад-Дина, делает заключение, будто бы «в Мавераннахре кошун заключал в себе всего от 50 до 100 человек» (В. В. Бартольд. Улугбек и его время, С. 50), хотя тут же приводит слова Абд ар-Раззака Самарканду что в кошуне было 500 человек. Поскольку армия Амира Темура строилась строго по ясе Чингиз-хана, то в его кошуне, согласно этому закону, не могло быть меньше 500 человек. Поэтому мы считаем, что в его кошуне было от 500 до 1000 воинов. Тогда в армии Миран-шаха численность войск могла составить от 25 000 до 50 000 воинов, и Шараф ад-Дин правильно говорит о «большом войске», данном Амиром Темуром четырнадцатилетнему Миран-шаху. В этом случае вполне оправданной была посылка во главе этой армии упомянутых здесь именитых беков, многие из которых были амирами хазаров и тюменов, т. е. 1 000 и 10 000. Если бы в кошуне было от 50 до 100 человек , то весь отряд Миран-шаха составил бы от 2 500 до 5 000, и не имело бы смысла называть его «большим войском» и посылать с ним большую группу именитых военачальников.

395. Учеными XX в. признано, что Амир Темур находился под большим влиянием суфийских авторитетов и был подвержен их внушениям. И в данном случае Баба Сангу — видный суфийский авторитет XIVb., заранее зная об осведомленности Амира Темура о персидской поговорке: «Хорасан — синае руйи замин» («Хорасан — грудь земли»), внушает ему мысль о завоевании Хорасана и остальной территории географического Ирана. Такое внушение сунниту Баба Сангу нужно было и потому, что с запада Восточному Хорасану угрожали две мощные силы: сарбадары Сабзавара и шиитские сейиды Мазандарана.

396. Река Мургаб в средние века была известна и под названием Мерверруд, т. е. «река Мерва», так как она протекала через г. Мерв. Здесь, очевидно, имеются в виду как река, так и одноименный город, который ныне известен под названием Мервчак.

О крепости Чекдалик, расположенной на берегу одноименной речки южнее Шахрисабза, нам известно из изложенного выше (см. прим. 168). О Чекдалике хорасанском, расположенном «в одиннадцати йигачах» (т. е. ок. 70 км) севернее Герата, сообщает только Шараф ад-Дин. Он находился где-то между городами Карух и Пашдан, на западе Афганистана.

397. Кусуйа и Джам — городки в 150-200 км к северо-западу от Герата. Второй из них идентифицируется с современным г. Торбете Джам, на востоке Ирана.

Взяв эти два города, Амир Темур блокировал Герат с запада и тем самым оторвал основные силы Малика Гияс ад-Дина, занятые осадой Сабзавара, от связи со столицей — Гератом.

398. Мавляна Зайн ад-Дин Абу Бакр Тайабади — один из основных духовных покровителей Амира Темура, яркий представитель иранского суфизма XIV в. Весной 1381 г., во время прихода Амира Темура в его родное селение Тайабад, ученый был уже в преклонном возрасте. Ныне селение это носит название Тейебет и расположено на дороге Герат — Мешхед, на востоке Ирана, близ границы с Афганистаном.

Одно сочинение Тайабади под названием «Малфузати Шайх Зайн ад-Дин Тайабади» («Высказывания Шейха Зайн ад-Дина Тайабади», на перс, яз.) хранится в Бодлеянской библиотеке в Оксфорде (№ 46).

399. Фушандж, или Бушандж, — средневековый город примерно в 60 км к западу от Герата; его персидское название — Пушанг.

400. Амирзаде Али — сын младшей сестры Амира Темура, Ширин-бек ага и амира Муаййид Арлата.

401. Судя по имени, мать Малик Гияс ад-Дина, Пир Али Султан Хатун была ханской дочерью. Однако имя ее отца, Тагай Темура не идентифицируется с ханами улусов Хулагу и Чагатая. Возможно, это был хан Великого улуса Тоган Темур, правивший в 1332-1370 гг (Босворт К. Э. Мусульманские династии, С. 56).

402. О крепости Ашкалча — Аманкух см. прим. 65.

403. Калат — северохорасанской город (совр. Келат), расположенный примерно в 100 км к северу от Мешхеда, близ границы Туркменистана.

Тус — средневековый город, известен тем, что в 809 г. здесь скончался халиф Харун ар-Рашид.

404. Абу Муслим Марвази — раннесредневековый герой, возглавивший борьбу народов Мавераннахра и Хорасана против халифов династии Омейядов. Это народное восстание вскоре охватило весь Халифат, а в результате в 749 г. власть там перешла к династии Аббасидов. Однако вскоре запуганные чрезмерной популярностью Абу Муслима Аббасиды предательски убили его. Его деятельность в основном проходила в Мерве, но убит и похоронен он в Тусе.

405. Исфараин — средневековый город на севере Хорасана, расположенный на полдороге между Нишапуром и Джурджаном. Близ его развалин находится современный городок Туй.

406. См. выше, л. 156 текста.

407. Коран, сура «Корова», 15б-й аят.

408. Абивард (или Бавард) — средневековый город на дороге из Мерва в Несу (Ашхабад). Ныне небольшое селение в 110 км к востоку от Ашгабада, чуть западнее ж.-д. ст. Каахка.

409. Амирзаде Али, сын Муаййид-бек Арлата — племянник Амира Темура, сын его младшей сестры, Ширин-бек ага.

410. Ворота Дарбанди Аргуншах крепости Калат пользовались наибольшей известностью. Обычно его строителем считают монгольского хана Ирана Аргуна (1284-1291), а другие — отца Али-бека Джаникурбани Аргун-шаха (Бартольд В. В. Историко-географический обзор Ирана // Соч. T.VII, С. 107).

411. Коран, сура «Йасин», 9-й аят.

412. Царевич Мухаммад Султан — сын Джахангир Мирзы и Ханзаде.

413. В.В. Бартольд приписывает построение крепости Каахка Амиру Темуру (Бартольд В. В. Историко-географический обзор Ирана, С. 107). Однако данное место «Зафарнаме» доказывает, что Амир Темур не построил, а восстановил разрушенную крепость.

414. Из этого места текста становится очевидным, что улусный хан Суюргатмиш, поставленный Амиром Темуром, был всего лишь в ранге бека и особым ханским весом и почетом не обладал.

415. В средние века крепость Туршиз была главным городом владения Пушт округа Нишапура, входящего в область Хорасана. Современное ее название — Турбати Хейдарие.

416. Йасси Дабан (дословно — Плоский перевал) — горный перевал между Ашгабадом и Кучаном. Не путать с одноименным перевалом на востоке Ферганы (см. прим. 316).

417. Хабушан — в средние века главный город округа Устува на севере Хорасана. Современное его название — Кучан; расположен в 200 км южнее Ашгабада.

418. Династия Музаффаридов (1313-1393) — правила в области Фарс на юго-западе Ирана после распада улуса Хулагу в Иране и Ираке. Основатель династии Шараф ад-Дин ал-Музаффар вначале служил монгольскому хану Ирана Газан-хану (1295-1304) и был правителем городка Майбуд, близ Исфахана, а его сын, Мухаммад был правителем Йазда. В 1313 г. последний монгольский хан Абу Саъид был убит. Сначала Мухаммад овладел областью Фарса, а несколько позже — и Кермана и свою столицу перенес в Шираз. К 1356 г. Мухаммад становится правителем Фарса, Ирака Иранского и ведет борьбу с Джелаирами за обладание Азербайджаном. Однако, вовремя оценив ситуацию, он принимает решение подчиниться мощи Амира Темура. Приведенная здесь первая часть полного имени Музаффарида — Шуджаъ ад-Дин — взята из персидского текста «Зафарнаме» (см. С. 111б). В узбекском переводе этой части имени нет. Далее в узбекском (см. л. 91а) и персидском (л. 175а) текстах эта часть имени приводится в виде «Джалал ад-Дин».

419. Мазандаран — лесистая болотистая область, прилегающая к Каспийскому морю с юга. Ее окаймляют с юга горная область Демавенд, с востока — Гурган, с запада — Дейлем и Гилян.

420. Кабуджама — округ на востоке Мазандарана.

Ругд — местность в этом округе, окружность которой составляла 4000 шагов (Бартольд В. В. Соч. Т. VII, С. 282).

Шасман — также небольшая местность в этом округе.

421. О тюркском обычае делать подарки девятками см. прим. 185.

422. Радкан — средневековый город в 50 км к северу от Нишапура и 60 км к западу от Калата. Ныне это одноименное селение.

Местности Шумулган и Джармиган ныне не сохранились.

423. По средневековому обычаю, побежденный, признавая свое поражение, сдавался на милость победителю с саблей на шее и одетым в саван. При этом он просил заступничества у одного из приближенных победителя, от которого зависела жизнь поверженного. В данном случае заступником за Али-бека Джаникурбани выступает Шайх Али Бахадур — один из видных военачальников Амира Темура.

424. Панждех, или Панди (дословно «Пять селений»), — местность по правому притоку р. Мургаб. Ныне на ее месте находится г. Пахта Базар.

425. Крепость Ихтияр ад-Дин, воздвигнутая в ХIIв., была цитаделью Герата. Там находились городская казна, а посередине — тюрьма в виде башни.

426. Коран, сура «Добыча», 25-й аят.

427. Коран, сура «Заря», 28-й аят.

428. Кусам ибн ал-Аббас не был царевичем, он был двоюродным братом Пророка Мухаммада и, судя по источникам, был скромным воином ислама. В 676 г., когда арабо-мусульманские воины осаждали Самарканд, камень, брошенный кем-то с крепостной стены, попал в голову Кусама ибн ал-Аббаса и убил его. Позднее вокруг места захоронения Кусама сформировался ансамбль Шахи Зинда («Вечно живой царь»). По-видимому, последнее название является контаминацией названия Шахид зинда («Убиенный живой»).

429. О племяннике Амира Темура Али см. прим. 409.

430. Исси-Куль — современный Иссык-Куль.

431. Кок Топа — возвышенность Кок-Тоба в местности Барака Гуриян, к востоку от Иссык-Куля.

432. Фарах — город на севере области Сеистан, на дороге между Гератом и Зеренджем, на берегу одноименной реки. Ныне — на юго-западе Афганистана.

433. Здесь и далее под Сеистаном и крепостью Сеистана подразумевается главный город области Зерендж.

434. Риза или Джиза — крепость в 70 км южнее Фараха, ныне не сохранилась.

435. Последний абзац отсутствует в узбекском тексте.

436. Победители во все времена отдавали побежденный город своим войскам на грабеж, не допуская их лишь к наиболее ценным объектам (музеям, банкам и др.). Так было во многих странах Запада и Востока.