ТЕРМЕЗ В ПЕРИОД АМИРА ТЕМУРА И ТЕМУРИДОВ

(По сведениям письменных источников)

Письменные источники свидетельствуют о том, что происходившие в период становления и развития государства Амира Темура и Темуридов важные исторические события охватывали как центральные районы Мавераннахра, так и окрестные, в том числе южные, с наиболее известным городом — Термезом. История Термеза периода Темура и Темуридов частично касается истории Чагатайского улуса в целом.

Как известно, Чингизхан распределил завоеванные им земли между четырьмя своими сыновьями, при этом Восточный Туркестан и Мавераннахр достались его второму сыну, Чагатаю, вследствие чего эта территория получила в науке название Чагатайский улус. Когда родился Амир Темур, этим улусом правил Казан Султанхан ибн Ясаур оглан (1332-1346).

К концу 40-х годов XIV в. начинается раздробление Чагатайского улуса и в Мавераннахре власть переходит к эмирам. Первым из них был эмир Казаган, который оказался наиболее влиятельным. Он выступил против Казан Султанхана. Битва между ними состоялась в 746 (1345-1346) г. х. у села Дараи Занги, на территории нынешней Сурхандарьинской области. Вот что пишет об этом сражении темуридский историк Шараф ад-дин Али Язди в «Зафарнаме»:

«В той (битве) стрела, выпушенная из кольца лука Казан Султанхана, попала прямо в глаз эмира Казагана, и один его глаз ослеп. Вследствие чего (в той битве) он потерпел поражение. Казан Султанхан возвратился в Карши» 1. [75]

В том году в Мавераннахре зима была очень суровой, и большая часть коней войск Казан Султанхана погибла от морозов. Эмир Казаган, пользуясь удобным моментом, собрал войска и совершил поход на Карши. В битве, которая состоялась между ними в 747 (1346-1347) г. х., Казаган победил, а Казан Султанхан погиб. После этого эмир Казаган стал правителем западной части Чагатайского улуса, в том числе его южных районов, включая Термез с его окрестностями. В последующие годы он совершил несколько походов на запад и в 1352 г. захватил Герат.

Эмир Казаган часто ходил на охоту к берегам Джейхуна (Амударья). Во время одной из таких охот он был убит его зятем Кутлуг Темуром, это произошло в 759 (1357) г. х. Вот как описывает Шараф ад-дин Али Язди в «Зафарнаме» это событие:

«Эмир Казаган зимой жил в Сали-Сарае, а весной в лугах Каранавара, летом и осенью же водрузил знамя своего прибытия в Мунке. Он часто проводил время на охоте. Однажды он, забыв о необходимых условиях предосторожностей, вместе с десятью-пятнадцатью сопровождающими, без оружия, выступил из Сали-Сарая на охоту. Он переправился через Джейхун и выступил на охоту. Наподобие царей отправлял своего сокола в сторону дичи. Вдруг сокол смерти напал на птицу его духа, точнее, зять эмира Казагана, Кутлуг Темур Бурилдай из племени орнат, который издавна поджидал такого подходящего момента, с группой войск совершил внезапное нападение. Он стрелой предательства свалил того известного (правителя) и саблей мучения отправил его (душу) в рай» 2.

В последующие годы Термез, как и весь Мавераннахр, находился в пучине феодальных раздоров. Несколько известных эмиров Мавераннахра: Амир Темур, эмир Хизр Ясаури, эмир Баязид джалаир и эмир Хусейн, — создав единую коалицию, начали борьбу за освобождение Мавераннахра от монгольского ига. Эти события частично касаются и Термеза. Так, эмир Хусейн в борьбе против Баян Сулдуза запросил поддержки Амира Темура. Последний вместе с Хизр Ясаури выступил с войском ему на помощь. Миновав Дарбанди Оханин (Железные Ворота), они дошли через Чаганиан до Хисар-и Шадмана. Баян Сулдуз не решился выступить против них и бежал.

К концу 60-х годов XIV в. разгорелась борьба за единоличное правление между эмиром Хусейном и Амиром Темуром. Эти события частично охватили и Термез. Когда войска Амира Темура подошли к Термезу, войска Хусейна во главе с Хиндушахом и Халилом не осмелились вступить в бой и бежали.

В этом походе поблизости от Термеза, в сел. Буё, произошла первая встреча Амира Темура с известным шейхом Сайидом Барака, который в предзнаменование будущих побед подарил ему знамя и барабан 3. После этого Амир Темур собрал войска в этой области и окрестных районах. Вот что пишет об этом Шараф ад-дин Али Язди в «Зафарнаме»:

«Сахибкиран (Амир Темур) выступил из Буё и направился в сторону Чагана (Чаганиан), который расположен в верхнем бассейне Чаганруда (р. Сурхандарья). Он остановился в Чагана, оттуда отправил эмира Джаку в окрестные округа для сбора войск. (Эмир Джаку) собрал войска из различных племен, в том числе из племени сулдуз, и отправил их к августейшей ставке, а сам направился в сторону Хатлана для решения проблемы сбора войск. Победоносное знамя подошло к переправе Авбоджа. Здесь, согласно ранее поступившему приказу, к ним присоединились шейх Мухаммад Баян и Хинду-Каркара. [76] (Войска) переправились через реку Джейхун и благополучно достигли местности Хулм, где к ним присоединилась хазара (тысячница) той местности» 4.

Амир Темур двинулся на Балх и в сражении с Хусейном одержал полную победу, после чего стал единоличным правителем Маверанахра, включая территорию нынешнего Афганистана до Кабула. Из Балха в Шахрисабз Темур вернулся через Термез.

Как видим, Термез и Чаганиан имели важное политическое значение во второй половине XIV в., и Амир Темур пользовался весьма значительным авторитетом в этих областях. Об этом свидетельствует тот факт, что в решающем походе на Балх он смог собрать здесь значительное войско.

Термез, как и его область, упоминаются в источниках и при изложении политических событий XV в. Согласно сведениям Абдураззака Самарканди в «Матла ас-са’дайн», Шахрух передал в качестве суюргала часть южных пределов Мавераннахра, а именно Хисар-и Шадман, в управление Мухаммад Джахангиру, сыну Мухаммад Султана, а области Термез и Чаганиан оставил в составе территорий, подчиненной Мирзе Улугбеку 5.

Именно через Термез пролегал путь Улугбека при неоднократном посещении им Герата, и возвращении обратно, т. е. он переправлялся через Джейхун (Амударья) у Термеза. В 853 (1449) г. х. Улугбек при выступлении на Балх против собственного сына Абдуллатифа сосредоточил свои войска также в районе Термеза.

Политические события второй половины XV в., происходившие в Мавераннахре и Хорасане, тоже касались Термеза. Так, темуридский правитель Абу Саид двинулся на завоевание Хорасана через Термез. В последующие годы он еще несколько раз проходил через этот город, когда направлялся из Хорасана в Мавераннахр, или наоборот.

После смерти Абу Саида развернулась борьба за власть между его сыновьями — Султан Ахмедом и Султан Махмудом. Последний с обидой на своего брата ушел из Самарканда, т. е. столицы, в Чаганиан, а оттуда — в область Хисар.

По сведениям «Бабурнаме» Захириддина Мухаммада Бабура, южные части Мавераннахра и северные районы современного Афганистана, точнее территории к югу от Кухитан и Кахка (Железные Ворота) — Чаганиан, Термез, Хисар, Хатлан, Кундуз, Бадахшан до Гиндукушского хребта, — находились в подчинении Султана Махмуда.

Известно также, что одна из жен Султан Махмуда была дочерью Мир Бузурга Термизи, одного из влиятельных лиц Термеза 6, и, разумеется, этот царевич имел большой авторитет в городе.

Политические события, происходившие в Мавераннахре в конце XV — начале XVI в., также имели некоторое отношение к его южным районам. Согласно сообщению Мирза Хайдара в «Тарихи Рашиди», Шайбанихан после завоевания центральных частей Мавераннахра направился в его южные пределы. Через области Чаганиан и Термез он дошел до Хисара. После этого Шайбани отдал область Хисар в правление Хамзе Султану, а области Термез и Чаганиан — Махди Султану 7. [77]

В период правления Амира Темура и егб потомков Термез как одна из главных переправ через Амударью на международной торговой трассе входил в число наиболее известных городов Мавераннахра.

С созданием Амиром Темуром огромной империи были восстановлены основные маршруты Великого Шелкового пути, один из которых проходил через Термез. Здесь пересекались пути караванов, проходивших из Китая на запад в южном направлении, а также из Индии в Мавераннахр.

Термез занимал особенно важное место в торгово-посольских связях государства Темуридов с Китаем в первой четверти XV в. Часть торговых караванов, следовавших из Китая на запад по территории Средней Азии, как по северной ветке — через Семиречье, так и по южной — через Кашгар и далее через Каратегин, прибывали в Термез, где действовала древняя переправа через Амударью из Мавераннахра в Хорасан. Так, согласно сообщению темуридского посла в Китай Гийас ад-дина наккаша в его «Дневнике» путешествия в Китай, в период правления Шахруха одна группа темуридских послов при возвращении из Китая после выхода из Кашгара проследовала в Герат через Каратегин, Хнсари-Шадман, Термез и Балх 8.

Торговые караваны и послы из западных стран, следовавшие в Мавераннахр в период правления Амира Темура, также обычно шли через Термез. Например, путь посольства короля Кастилии и Леона в Самарканд, ко двору Амира Темура, во главе с Руи Гонсалесом де Клавихо пролегал именно через Термез. Клавихо в своем дневнике оставил подробное описание своего пребывания в этом городе 9 (см. об этом ниже).

В период правления Темура и Темуридов Термез был также одним из крупных культурных центров Мавераннахра. Историк Хафизи Абру включает его в число четырех главных городов края: Бухара, Самарканд, Термез, Ходженд 10.

В Термезе проживало достаточно много сейидов — потомков пророка Мухаммада. Они пользовались большим уважением как при Амире Темуре, так и при его потомках. Так, в 1371 г., когда Амир Темур отправился с войском в Моголистан, вблизи Отрара группа заговорщиков решила убить его. Но Темур заранее был осведомлен об этом, и заговорщики предстали перед судом (яса). Среди них находился Хан-зада Абул Маали Термези. Поскольку он относился к термезским сейидам, Темур простил его, ограничившись выдворением его из пределов Мавераннахра 11. Как видно из изложения событий последующих годов, позднее Темур простил Ханзаду полностью.

В конце XIV-XV в. область Чаганиан (в широком смысле — территория современной Сурхандарьинской области) занимала важное место в Мавераннахре в культурно-просветительном плане. С 90-х годов XIV в. из Бухары в эту область переселился видный представитель ордена накшбандия ходжа Алауддин Аттар. Он был первым учеником ходжа Бахауддина Накшбанда и его зятем. Алауддин Аттар поселился в Дехнаве (ныне Денау) и занимался распространением идей накшбандизма. Умер он в 1400 г. и был похоронен близ Денау. [78]

Эту деятельность продолжали его потомки, в том числе его сын, ходжа Хасан Аттар. Последний пользовался большим уважением при правлении Шахруха. Однажды, когда шейх прибыл в столицу — Герат, Шахрух лично вышел встретить его.

Могилы ходжа Алауддина Аттара и его потомков стали местом поклонения мусульман, и эта традиция сохранилась по настоящее время. Кладбище там тоже названо по его имени — «Кладбище шейх Аттара Вали». В те же годы здесь проживал и другой крупный наставник ордена накшбандия, маулана Якуб Чархи (ум. 1447 г.).

Все это говорит о значимости Термеза и его округи во времена Амира Темура и Темуридов.


ПЕРЕВОДЫ И ИЗВЛЕЧЕНИЯ

Хафизи Абру. География. Термез — город, расположенный на берегу Джейхуна, имеет крепость (кухандиз); (а в прежние времена) он имел городскую стену (шахристана) и окрестный вал (рабада). В шахристане расположены городской рынок и соборная мечеть. Дома у горожан глинобитные; население пользуется водой реки Джейхуна, для орошения используют также воды реки Чаганиан (современная Сурхандарья).

Говоря о дате постройки города, утверждают, якобы он был построен Искандаром (Александр Македонский). Этот правитель во время похода на северные страны, когда дошел до берега Джейхуна, (где сейчас расположен город Термез), данную местность счел удобной для постройки (города), после чего она постепенно застроилась, и на этой новой переправе образовался город.

Шараф ад-дин Али Язди. Зафар-наме

(Переводы-извлечения с персидского. Ркп. ИВ АН РУз, № 4472).

Слово о выступлении эмира Хусейна для битвы с эмиром Баян Сулдузом (л. 97а)

Эмир Хусейн, внук эмира Казагана, немедля вышел из Кабула и направился на войну с эмиром Баян Сулдузом. Для этой цели он начал собирать войска и снарядил их оружием, одновременно отправил посла к господину Сахибкирану (Темуру) и эмиру Ясаури с просьбой оказать помощь. Они (эмиры), посоветовавшись, пришли к такому заключению: Господин Сахибкиран и эмир Ясаури считали целесообразным удовлетворить просьбу эмира Хусейна. Эмир Баязид же для предотвращения возможности нападения эмиров Жата отправился преградить путь Туглук Тимурхану. Когда он дошел до Ходженда, стало известно о выступлении Туглук Тимурхана с войском и о том, что он находится в районе р. Чу. После этого известия эмир Баязид не решился идти дальше (на восток) и остановился в Ходженде.

В это время господин Сахибкиран и эмир Хизр с войском отправились на помощь эмиру Хусейну. Они прошли через Дарбанди-Аханин, который называют также Кахалка, и объединились с эмиром Хусейном. Они совместно двинулись в сторону Хисари-Шадман, так как эмир Баян Сулдуз находился там. Оказывать сопротивление было бессмысленным, и эмир Баян Сулдуз бежал в сторону Бадахшана. Они преследовали его по пятам, и, когда дошли до Бадахшана, правитель той местности бежал, а область Бадахшан перешла в подчинение эмира Хусейна.

Слово о сражении господина Сахибкирана с эмиром Ясаури (л. 98б)

Господин Сахибкиран прибыл в Термез, так как стало известно, что в тех местах шейх Али Джурджури осмелился преступить пределы своей возможности и выступил с войском. [79]

В местности Ангор войска с обеих сторон вступили в сражение, и враг тут же потерпел поражение. Богатыри победоносного войска при первом ударе сокрушили врага и преследовали его до Кухна Термеза (Старый Термез). После того, как войска вернулись победителями, местность Кухна Термеза сделали местом счастливой своей стоянки.

Слово о выступлении господина Сахибкирана с войском на битву с эмиром Хусейном (л. 116а)

Осенью семьсот шестьдесят седьмого (1365) года, т. е. в год лошади, господин Сахибкиран собрал большое количество войск и начал поход для сражения с эмиром Хусейном. Передовую часть (манглай) во главе с эмиром Сайфуддииом отправил заранее. Эмир Хусейн задумал путем хитрости и обмана заманить господина Сахибкирана в ловушку, как это удалось ему сделать с Шер-Бахрамом. С этой целью он отправил Малик Бахадура и его сына Абдаллаха с письмом, в котором были написаны лживые слова:

«До настоящего времени мы с тобой совместно выступали и с успехом отбирали победный мяч с поля противника. Целесообразно, чтобы и в дальнейшем сохранили данную сложившуюся традицию, чтобы это письмо послужило основой для этого, и никто из сторон не думал о беспокойствии».

Когда победоносные войска перешли через Кахалку и Байсун стал местом счастливой стоянки, сюда прибыли (послы эмира Хусейна) Малик Бахадур и Абдаллах с посланием эмира Хусейна, а также говорили о перемирии. (Амир Темур) оставил без внимания их изложения.

Слово о походе господина Сахибкирана с войском на эмира Хусейна и одержании победы над ним божьим велением (лл. 135б-136б)

Господин Сахибкиран окончательно решил уничтожить эмира Хусейна, объявил войну против него и приказал собрать войска. По этому жесткому приказу без промедления были собраны войска. Он привел в порядок фланги и центр армии. Командующим флангом назначил эмира Мусу. А он сам в благоприятный час и в счастливом гороскопе вышел из Кеша и с группой богатырей шел впереди.

Когда они дошли до Хузара, эмир Муса, по свойственной ему привычке, впал в панику, нарушил данное им слово и убежал в сторону Самарканда. Господин Сахибкиран не обратил внимания на подобный его поступок. Союргатмыш оглана вместе с эмиром Муайядом, Хусейн барласом и еще несколькими богатырями он отправил в составе передовой части, а сам возглавил центр (кул) войска.

Передовая часть, миновав Кахалку, дошла до Термеза. Войска эмира Хусейна во главе с Хиндушахом и Халилом, увидев их, убежали восвояси, переправившись через реку Амуйа, направились в Балх. Господин Сахибкиран остановился в местности Буё, в трех фарсахах от Термеза.

(Здесь) один из почтенных Мекки, уважаемый среди сейидов, Сейид Барака вышел встретить господина Сахибкирана и в знак симпатии к нему преподнес в подарок барабан и знамя как символы правления и царствования. После этого события (у них) сложилась тесная дружба, а после смерти прах их покоится под одним куполом. Господин Сахибкиран питал огромную симпатию к членам семьи Пророка (Мухаммада, т. е. сейидам), и эту традицию продолжают его потомки. [80]

Слово об отправлении войск господином Сахибкираном в сторону Термеза и Балха (лл. 143б-144а)

Поскольку заранее судьбой были начертаны итоги дел Зиндахашма, несмотря на все милости (со стороны Амира Темура), подсказки сатаны вывели его с верного пути. Он осмелился переступить черту повиновения и из-за своей недальновидности узды желания отдал в руки мечты. Дело в том, что Ханзада Абдулмаол присоединился к Зиндахашму, и они совместно грабили улусы Балх и Термез.

Когда стало известно господину Сахибкирану об этом их дерзком поступке, он отправил в качестве передового отряда группу войск во главе с Хитай бахадуром и Аргуншахом Бурдалиги. Им было поручено подавить этот бунт и в этом деле проявить мужество и отвагу; защищать интересы простого народа, ибо они являются временным божьим явлением. Эмиры с войсками прибыли в Термез; здесь с другой стороны (Джейхуна) на реке был построен мост из лодок. Группа неприятелей ночью убежала через этот мост и заодно разрушила его с другого конца. Вражеские войска, когда увидели победоносные войска, побледнели, испугались и начали убегать. В полной панике повернули узды коней в сторону моста, но они не знали о случившемся ночью (т. е. разрушении моста на том конце). Когда они дошли до середины моста, тогда только узнали о разрушении моста на другой стороне. Победоносные войска достигли врага и с божьей помощью подвергли его обстрелу. Многие из вражеских войск были сражены стрелами, остальные бросились в воду и погибли. Только немногим, точнее меньше десятой части, удалось выбраться на берег. Зиндахашм тоже убежал и прибыл в Шибурган и там он закрылся, задумал сделать стены крепости для себя защитой.

Слово о возвращении господина Сахибкирана из похода (в Индию) и переправе его через реку Джейхун (лл. 345а-345б)

Двадцать первого раджаба, в воскресенье (29 марта 1399 г.), щедрый, как море, Сахибкиран на лодках переправился через реку Джейхун). Там царевич Улугбек, царевич Ибрахим Султан, (дочь царевича Мираншаха) Бекаси Султан, уважаемые госпожи палатки величия — Сараймулк ханум, Тукал ханум, Туман ага, другие царевичи, вельможи, высокопочтенные люди Самарканда — все они получили почести встречи с господином Сахибкираном...

В течение воскресенья и понедельника они находились в Термезе. В понедельник Ханзада Ала-ал-Мулк (из числа термезских сейидов), который по своей генеалогии, без сомнения, относится к семье Пророка (Мухаммада) и является высокочтимым и известным, устроил пир в честь Сахибкирана и преподнес соответствующие подарки.

Двадцать третьего (раджаба), во вторник, победоносное знамя из Термеза перешло в село Джаханшах, а двадцать четвертого (раджаба), в среду, прибыло в Тараки-Гармаба, двадцать пятого, в четверг, перешло через Кахалку.

Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Темура (1403-1406) 12

В тот четверг (21 августа 1404 г.), когда посланники подъехали к этой большой реке, перешли на ее другой берег. И в тот же самый [81] четверг, когда посланники подошли к этой великой реке, вечером они были уже в большом городе, называемом Термит (Термез); прежде он относился к Малой Индии, а теперь к империи Самарканте, так как был завоеван Тамурбеком. За этой рекой простирается царство Самарканте...

На этой большой реке есть обычай, который сеньор требует соблюдать: как только он перейдет с одного берега на другой, то после него никто не имеет права пройти по мосту и тотчас его ломают. А по реке ходят лодки и перевозят людей с одного берега на другой, и никому из Самаркантского царства не разрешается переезжать на лодке (на другой берег), если он не покажет грамоту или указ с разъяснением, откуда и куда направляется, даже если бы он был из соседних (владений). А кто хочет перебраться в царство Самарканте, может это сделать без предъявления какой-либо грамоты. К этим лодкам царь приставил большую стражу, и она собирает значительную пошлину с тех, кто пользуется ими. А эта стража у реки поставлена вот для чего: сеньор привел в Самаркантскую землю много пленников из завоеванных им стран для поселения здесь, так как он прилагает много сил для многолюдства и возвеличения ее, (а стражников он поставил для того), чтобы (эти люди) не разбегались и не возвращались в свои земли. И даже, когда ехали посланники, они встречали людей сеньора в Персидской и Хорасанской землях, которые, если находили сирот или бездомных или каких-либо бедняков, мужчин и женщин, не имевших ни дома, ни имущества, то силою брали их и уводили в Самарканте для поселения там. Так, одни вели корову, другие осла, барана или двух овец или коз, и когда приходили на (указанное) место, то (местный) совет обеспечивал их (необходимым) по указанию сеньора. И, таким образом, как говорили, сеньор привел в Самарканте около ста тысяч лошадей, если не больше.

А этот город Термит, куда посланники приехали в тот день, очень большой и густонаселенный; у него не было ни стен, ни какой-либо ограды. А вокруг располагались сады и множество каналов. Более ничего не могу сказать вам об этом городе, кроме того, что, когда мы вошли в него, ехали так долго, что, добравшись до назначенного места, почувствовали себя утомленными. И все время ехали по многолюдным улицам и площадям, где продавалось множество товаров. В этом городе посланникам оказали много почестей и дали все необходимое, в чем была нужда; также им подарили платье из шелковой ткани. Сюда же прибыл царский гонец, направленный к посланникам, который им сказал, что сеньор послал его приветствовать их и спросить, как им едется, каково (самочувствие) в дороге, хорошо ли с ними обходились и скоро ли можно ожидать (их) прибытия. А когда тот гонец уезжал, (посланники) дали ему платье из камки и также подарили флорентийское платье тому кавалеру, которого сеньор прислал к ним первым и который ехал с ними. Так же поступил и посланник султана вавилонского, бывший вместе с ними. Кроме того, второму кавалеру, присланному к ним сеньором, (подарили) коня, так как у них существует обычай дарить что-нибудь в честь сеньора тому, кто едет куда-нибудь по его приказанию, и (обычай) получать подарки. А по количеству того, что дарится в честь сеньора (государя), судят об их щедрости, и этим они очень гордятся.


Комментарии

1. Шарафиддин Али Яхдий. Зафарнома (Мовароуннахр вокеалари, 1360-1370) / Форс тилидан О. Бариев таржимаси. Тошкент, 1994-й. С. 46.

2. Там же. С. 57.

3. Там же. С. 204-205.

4. Там же. С. 201-202.

5. Абдураззок Самаркандий. Матлан саъдайн ва мажмаи бахрайн / Форс тилидан таржима, кириш суз ва изобар А. Уринбоевники. Тошкент, 1969-й. С. 136.

6. Захир ад-дин Мухаммад Бабур. Бабур-наме: Записки Бабура / Перевод М. Салье. Ташкент, 1958. С. 40.

7. Мирза Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди/ Введение, перевод с персидского А. Урунбаева, Р. П. Джалиловой, Л. М. Епифановой. Примечания и указатели Р. П. Джалиловой и Л. М. Епифановой. Ташкент, 1996. С. 221.

8. Уринбоев А., Буриев О. Биёсиддин Наккошнинг Хитой сафарномаси. Тошкент, 1991-й. С. 44.

9. Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406) / Перевод со староиспанского, предисловие и комментарии И. С. Мироковой. М., 1990. С. 99-100.

10. Хафизи Абру. География. Ркп. Оксфордской (Бодлеянской) библиотеки, Фразе, 155 (на перс. яз.), л. 172б.

11. Шараф ад-дин Али Йезди. Зафар-наме. Ркп. ИВ АН РУз, № 4472/Подготовка к изданию, введение, примечания и указатели А. Урунбаева. Ташкент, 1972, л. 145а.

12. Руи Гонсалес де Клавихо. Указ. соч. С. 99-100.

(пер. А. Буриева)
Текст воспроизведен по изданию: Термез в период амира Темура и Темуридов (По сведениям письменных источников) // Общественные науки в Узбекистане, № 2. 2002

© текст - Буриев А. 2002
© сетевая версия - Тhietmar. 2022
© OCR - Андреев-Попович И. 2022
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Общественные науки в Узбекистане. 2002