Комментарии

143 Т. е. 27 декабря.

144 Булгай-Ака, начальник ханской канцелярии, финансового и внутреннего управления (А. М.).

145 3 января 1254 г.

146 Возможно, саксаул, а не полынь.

147 Вероятно, имеется в виду тюркская буза (Ш.).

148 Мункэ, так же как и Угэдэй, Гуюк, Тулуй, Чагатай и другие князья ханского рода, был весьма привержен к вину, о чем сохранились сведения в китайских и монгольских летописях. Хотя Чингисхан в своих поучениях строго осуждает пьянство, но это не уменьшает пристрастия великих ханов к вину (Ш.).

149 Гийом Буше жил в Каракоруме и выполнил там ряд художественных работ по украшению дворца Мункэ-хана. Особенно выдающимся произведением Буше был серебряный фонтан, подробно описанный Рубруком (Ш.).

150 См. примеч. 131.

151 Монреаль и Крак — города Аравии (А. М.).

152 Остается неясным название какой-то страны или города — Амморик (Ш.).

153 Одон, епископ тускульский, участник седьмого крестового похода. Сопровождал Людовика IX как легат папы римского.

154 Скорее всего это искажение имени Людовика IX (Ш.).

155 Битва между крестоносцами и египтянами в 1249 г. при Мансуре на берегу Нила, когда Людовик IX был взят в плен.

156 Монголы для устрашения врага употребляли особые свистящие стрелы. Об их употреблении знали еще гунны. Так, гуннский шаньюй Модэ (209 г. до н. э.) «сделал свистунку и начал упражнять своих людей в конном стрелянии из лука с таким приказом: всем, кто пустит стрелу не туда, куда свистунка полетит, тому отрубят голову...». Модэ даже подобной свистящей стрелой застрелил свою любимую жену (см.: Бичурин Н. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии. М.; Л., 1950. С. I, 46). Знали эти стрелы и монголы. В «Сокровенном сказании», например, рассказывается, что «Чжамуха из рога молодой коровы, склеив гремучий наконечник на стрелу, подарил ее Темучину» (см.: Труды Пекинской миссии. Т. IV. С. 58) (Ш.).

157 Т. е. пайдзу, от китайского — «дощечка», «табличка». Пайдзой (пайцзой) назывались металлические таблички, дававшиеся посланникам и гонцам и представлявшие собой своеобразные удостоверения. Пайдзы бывали золотые, серебряные, бронзовые и даже деревянные. Чем важнее было лицо, получившее пайдзу, чем выше его ранг, тем больше прав заключалось в данной ему пайдзе, что отмечалось на ней разными знаками (изображения льва, дракона и т. д.).

158 Большие пиры устраивались в дни Нового года и в день рождения великого хана. Праздник, о котором упоминает Рубрук, относится, вероятнее всего, к первым дням Нового года. Монголы отмечали Новый год по лунному календарю, называя его «белый месяц» (Цаган-Сара). Обычно начало Нового года у монголов приходится на конец января или начало февраля. Описание празднование-Нового года великим ханом Хубилаем дано и в «Книге» Марко Поло.

159 Хутухтай Хатун (Кутуктай Катун у мусульманских авторов), старшая жена Мункэ-хана. Хатун — женский титул, который носили жены и дочери хана, т. е. ханша, принцесса (Ш.).

160 Итальянские средневековые купцы, ведшие торговлю с Левантом, называли золотую парчу «нассит», производное от арабского «несидж». Вероятно, это и есть «насик» Рубрука. Трудно определить, какого рода материя подразумевалась в средние века под этим названием. Марко Поло также упоминает о золотых сукнах «нашизи» и «нак» («Книга» Марко Поло, гл. LXXIV) (Ш.).

161 Это слово скорее всего надо рассматривать как сокращение canonizatum (т. е. причислен к лику святых) (А. М.).

162 Монголы употребляли ревень как лекарство, в то время как в Европе он еще был неизвестен. Марко Поло также упоминает о торговле ревенем, который в изобилии растет в Восточном Тибете и северо-западных областях Китая.

163 Жители Северного Китая и Монголии делают кашицу из поджаренной муки (пзамба) и горячего чая, в которую добавляют кусочки бараньего жира. Особенно рекомендуется есть это блюдо после запоя или выпивки, какая была, вероятно, у Мункэ-хана накануне (Ш.).

164 О таком гадании упоминает и Марко Поло.

165 То же, что и су-монголы у Плано Карпини, см. примеч. 37 к Гл.5 Плано Карпини..

166 В данном случае киргизы, жившие на север от Монголии, в Минусинской котловине, тюрки по происхождению, известны в китайских источниках с III в. под названием «гянь-гунь». В IX в. у киргизов сложилось раннефеодальное государство, во главе которого находился каган. Успешно разбив Уйгурское царство, киргизы заняли Монголию и столицу уйгуров в 840 г. Но государство киргизов, известное в исторической литературе под названием «Киргизский каганат», просуществовало недолго (Ш.).

167 Имеются в виду урянхи, или урянкат. Лесные урянхи занимались охотой, жили в лесах. Степные кочевали в степях и разводили скот. Рубрук упоминает лесных урянхов, живших, по-видимому, по течению р. Баргузин и использовавших зимой своеобразные лыжи (Ш.).

168 Гай Юлий Солин, римский писатель, живший в III в. и написавший книгу «Собрание достойных упоминания вещей», которая весьма ценилась в средние века (Ш.).

169 Рассказы, приводимые Рубруком, о человекоподобных существах «хинхин» и о бессмертии, представляют собой одну из многих легенд, распространенных в Азии в средние века. Здравый смысл заставлял Рубрука иногда оговариваться: «Я этому не верю».

170 Гаоли — название династии, правившей в Корее до середины XV в. Часто применялось ко всему государству. Имея плохих переводчиков, на что Рубрук неоднократно жалуется, он иногда делает неверные выводы. Так и в данном случае Рубрук считает, что Гаоли (т. е. Корея) и Манзе (Южный Китай) находятся на островах. Однако сведения о Гаоли Рубрук получил от Гильома Буше, который мог видеть корейцев, живших на острове Кан-Хуа, около берегов Кореи (Ш.).

171 Первый монгольский император Китая Хубилай заимствовал у китайцев систему бумажных денег, и его потомки широко пользовались ею для увеличения доходов императорской казны. Как упоминание Рубрука о китайских иероглифах, так и рассказ о бумажных деньгах являлись наиболее ранним известием о них в западноевропейской литературе (Ш.).

172 23 февраля 1254 г.

173 Аксамит — тяжелая шелковая ткань с вплетенной в нее золотой или серебряной нитью.

174 Речь идет о столице провинции Галисия в Испании.

175 Манихейство — религиозное учение, возникшее в III в. Основателем его считается Сураик, более известный под прозвищем Мани (производное от греческого «манес» — ум, дух). В основе учения манихеев лежали понятия о борьбе доброго и злого начал, присущих бытию. Манихейство существовало в Персии, Сирии, Средней Азии, Китае и других странах Востока.