АБРААМ КРЕТАЦИ

КРАТКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

О НАЧАЛЕ [ЦАРСТВОВАНИЯ] НАДИР-ШАХА, СОЧИНЕННОЕ ПАТРИАРХОМ НАШИМ АБРААМОМ ТЕКИРДАГЦИ

Абраам Кретаци (XVIII в.)

Католикос Абраам Кретаци, современник и очевидец исторических событий первой половины XVIII в., является автором труда, посвященного одному из крупнейших завоевателей Востока XVIII в., правителю Ирана — шаху Надиру Афшару (1736-1747), его военным походам в Закавказье, в том числе в Армению. [39]

Абраам Кретаци родился в г. Гаита, на о-ве Крит, откуда и происходит его фамилия. Год его рождения неизвестен. В течение 25 лет он являлся епархиальным начальником в Родосто (во Фракии). В 1719 г. отправился в Иерусалим, в 1734 г. приехал на поклонение в Эчмиадзин. В это время скончался католикос Абраам Бюзандеци (1730-1734). Его преемником стал Абраам Кретаци (1734-1737). Обо всех этих событиях Абраам Кретаци повествует в начале своего сочинения (главы 1-7).

В 30-е годы XVIII в. возобновилась ирано-турецкая война. Талантливый иранский полководец Тахмасп Кули-хан, будущий Надир-шах, нанес турецким войскам ряд сокрушительных ударов. В результате в 1736 г. между Ираном и Турцией был заключен мирный договор, по которому Турция признала власть Ирана над Восточной Арменией.

Ко времени восшествия Абраама Кретаци на католикосский престол относится завоевание Надиром Араратской области.

После завоевания Армении и Грузии Надир пригласил Абраама Кретаци в Муганскую степь, где в 1736 г. происходило его избрание на шахский престол. Абраам Кретаци описал эти события в своем «Дневнике» 122, который лег в основу его «Повествования» 123.

Абраам Кретаци скончался в 1737 г. и похоронен в храме Шогакат в Эчмиадзине.

Жизнь и деятельность Абраама Кретаци свидетельствуют о его даровитости и мудрости. И не случайно историк армянской церкви Магакия Орманян характеризовал Кретаци как «подвижного, активного и опытного в государственных делах» 124. Видный духовный и политический деятель армянский католикос Симеон Ереванци (1763-1780) писал об Абрааме Кретаци как о«человеке грозном, красноречивом, даровитом, статном и обаятельном», который «принес св. престолу, нашему народу и всей нашей стране больше пользы, чем кто-нибудь другой» 125.

Надир-шах высоко ценил Абраама Кретаци как мудрого государственного деятеля и дальновидного дипломата. Он «очень полюбил католикоса Абраама, постоянно держал при себе и называл отцом... Надир-шах часто с ним советовался, спрашивал его и вместе с ним разрешал предстоящие дела» 126. Заинтересованность Надир-шаха в Абрааме Кретаци объяснялась политическим курсом иранского монарха, направленным на привлечение высших сословий — феодалов и духовенства — на свою сторону в подвластной ему [40] области. В связи с этим Надир-шах освободил от налогов Эчмиадзин. Кроме того, Абраам Кретаци получил от Надир-шаха регам (указ), согласно которому старосты монастырских селений могли производить раскладку податей на крестьян только с ведома католикоса.

В Тифлисе благодаря благосклонному отношению Надир-шаха Абраам Кретаци спас от угона в Хорасан 300 армянских семейств. В Муганской степи Абраам Кретаци выкупил многих пленных армян, находившихся в персидских военных лагерях, и отправил их в родные края 127.

В своем сочинении Абраам Кретаци повествует о бедственном экономическом положении в завоеванных Надиром областях. Он пишет: «...не хватало хлеба не только в Мугани, но и всюду: в Тавризе и здесь, и в Тузахе, и в Кенджэ, в Казахе, в Лори, в Грузии, на берегах озера Севан, в Цахкнудзоре, в Кафане, в Нахичеване, в Ереване» 128.

Большой интерес представляет глава «Повествования», посвященная избранию Надира на шахский престол. Абраам Кретаци подробно рассказывает о Муганском лагере, о гостях, прибывших на это торжество, об их размещении согласно рангу и положению за праздничным столом. Здесь Абраам Кретаци предстает перед нами как объективный историк: с одной стороны, он восхваляет Надира, именуя его вторым Александром, а с другой — обличает его как правителя-деспота. Следует также заметить, что Надир, оказывая внешнее расположение Абрааму Кретаци, не вполне ему доверял. Так, услышав его жалобу на недостаточность волов для пахоты, шах тайно послал своего человека, чтобы убедиться в достоверности слов католикоса 129.

В своем сочинении Абраам Кретаци приводит также подробные сведения о быте и нравах Ирана XVIII в., показывает политическую обстановку при шахском дворе.

Абраам Кретаци обладал немалым литературным талантом. Об этом свидетельствуют хотя бы страницы, на которых содержится красочное описание восшествия Надира на шахский престол. Заметим, что язык труда Абраама Кретаци — не чистый грабар. Текст пестрит персидскими и турецкими словами.

В Матенадаране и в некоторых зарубежных книгохранилищах находятся списки различных рукописей «Повествования» Абраама Кретаци 130.

Сочинение Абраама Кретаци впервые было опубликовано в Калькутте в 1796 г. В 1870 г. оно было издано в Вагаршапате 131. Французский перевод [41] «Повествования» был сделан академиком М. Броссе и опубликован в 1876 г. 132 В 1969 г. текст «Повествования» был опубликован в Тегеране на персидском языке под заголовком «Извлечение из памятных записей верховного духовного главы армян Абраама католикоса, который присутствовал на церемонии коронации Надира в Муганской степи».

В нашей работе мы приводим отрывки из «Повествования» в переводе Н. К. Корганяна.


Комментарии

122. Памятная книжка Абраама Кретаци. — Сборник научных трудов Ереванского университета. Т. 13. Ер., 1940 (на древнеарм. яз.).

123. Повествование католикоса Абраама Кретаци о современных ему событиях и о Надир-шахе персидском. Вагаршапат, 1870 (на древнеарм. яз.).

124. Орманян М. Азгапатум. Т. 2. Константинополь, 1914, 1972 (на арм. яз.).

125. Симеон Ереванци. Джамбр. М., 1958, с. 99.

126. Там же.

127. Абраам Кретаци. Повествование. Критический текст, перевод на русский язык, предисловие и комментарии Н. К. Корганяма. Ер., 1973, гл. XI-XII.

128. Там же, с. 253.

129. Там же, с. 221.

130. Там же, с. 16-18.

131. Повествование католикоса Абраама Кретаци о современных ему событиях и о Надир-шахе персидском. Вагаршапат, 1870 (на Древнеарм. яз.).

132. Brasset M. Collection d’historiens armeniens. Т. 2. SPb., 1876.

Текст воспроизведен по изданию: Армянские источники о Средней Азии VIII-XVIII вв. М. Наука. 1985

© текст - Тер-Мкртичян Л. Х. 1985
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Наука. 1985