ХОЖЕНИЕ ГОСТЯ ВАСИЛИЯ В МАЛУЮ АЗИЮ, ЕГИПЕТ И ПАЛЕСТИНУ
Купец Василий совершил путешествие на Восток в 1465— 1466 гг., спустя три-четыре года после Варсонофия. Путь Василия необычен для паломников. Он едет из столицы Османской (Турецкой) державы г. Бурсы (Брусы) не в сторону Дамаска и далее в Палестину, а на восток и юг по городам Турции (Енишер, Мудурлу, Тосья, Амасья и Токат), затем в Сивас (Севастию) и другие города Государства белобаранных туркмен (Ак-Койюнлу), оттуда продвигается вблизи границ Ак-Койюнлу и амирства Караман на территорию Египетско-Сирийского султаната Мамлюков, где посетил города Антеп, Алеппо (Халеб), Хаму, Хомс, Дамаск и портовые города на побережье Средиземного моря — Газу, Катие и Маторие, а затем — в Каир. Возвращаясь из Палестины, Василий вторично посетил Алеппо и города в эмирстве Карман (Адану, Антиохию, Конию и др.) и вернулся в Бурсу.
О целях путешествия Василия нет прямых указаний в тексте хожения. Но само содержание путевых записок с большим основанием позволяет утверждать, что не паломнические стремления увидеть христианские достопримечательности Востока заставили Василия пуститься в опасное и трудное путешествие в тревожное для этого района время: в Иерусалим он заехал лишь на обратном пути и пишет о христианских местах небрежно, с обилием неточностей и ошибок. Однако об укреплениях городов, их водоснабжении, торговле, составе населения и вероисповедании он рассказывает с несомненной заинтересованностью. Эта особенность содержания хожения Василия дает возможность предполагать, что целью путешествия было установить дипломатические и торговые связи со странами Малой Азии и Египетско-Сирийским султанатом Мамлюков и одновременно выяснить сложившееся положение в межгосударственных отношениях в этом регионе. Когда гость Василий путешествовал, здесь завязывались важные узлы международных событий, столь волновавших Европу и Русь. У Турции появился грозный противник на юго-восточных границах — Государство белобаранных туркмен (Ак-Койюнлу), правитель которого Усун-Хасан (Асан-бек) нанес туркам весьма существенное поражение, что ослабило их агрессивные устремления в Европе. Агрессивность Османского государства вызвала тревогу и со стороны эмирства Караман и Египетско-Сирийского султаната Мамлюков,
“Хожение гостя Василия” представляет собою записки, которые он вел во время путешествия и которые не отличаются изысканностью стиля. Эти краткие записи деловиты, изобилуют диалектными словами, в них отсутствуют библейские сюжеты.
Имеются некоторые основания предполагать, что гость Василий и Василий Мамырев, который в 1470 г. был назначен Иваном III дьяком посольского приказа, — одно и то же лицо.
“Хожение гостя Василия” известно в двух списках. Оно издано по списку XVI в. в “Православном палестинском сборнике” (т. II, вып. 3, кн. 6. Спб, 1884), откуда и взято для настоящего издания.
ХОЖЕНИЕ ГОСТЯ ВАСИЛИЯ В МАЛУЮ АЗИЮ, ЕГИПЕТ И ПАЛЕСТИНУ
В 6974 (1466) году, при великом князе Московском и всея Руси Иване Васильевиче, было совершено путешествие. Во имя отца и сына и святого духа. Вот я, раб божий и многогрешный Василий, пожелал видеть святые места и города, и сподобил меня бог видеть и поклониться святым местам. За молитвы святых отцов, господа Иисуса Христа сына божия, помилуй нас.
А началось наше путешествие от Бурсы 1 к Иерусалиму и к морю. Два дня пути до Енишеры, места, где большой торг. Город Колнокоу стоит между каменных гор, на каменистой местности, вырастает на ней шафран, до города шесть дней пути 2. До города Мурдоулук (?) семь дней пути. До города Болу восемь дней пути. В городе Тосья проживает много армян, а православных и турок мало, до него четырнадцать дней пути. Город Османжик: построили в том же городе другое каменное ограждение, а над ним еще городская каменная стена. Расстояние от верхней каменной стены до нижнего города четыре полета стрелы 3, с нижнего до верхнего — пять полетов стрелы. В верхнем городе небольшой водоем, а река под горой протекает, вода ее красная, величиной с Оку, течет от Сива (Севастеи) 4, где были замучены сорок мучеников. До города восемнадцать дней пути. Город Мерзифон, в нем всё армяне живут, а турок мало, епископ у них Иоаким 5, а старший над ним Шалташа (?), а пути до него девятнадцать дней. Местечко [351] Кавза, в нем баня общественная, в нее идет вода горячая из горы. В этом местечке караван-серай, кто сюда ни приведет из людей различной веры, всякого принимают и кормят и поят. А учредил это Магмет Паша Илдирым (молния) 6, внук Баязета. Пути до него двадцать дней.
Город Амасия стоит на горе, гора очень высокая. В городе семь городов, один город в другом, а вокруг горы и семи городов этих устроена одна большая стена, а по городу течет большая река (Ершиль-Ирмак), под стеной протекает, и во все дворы из этой реки вертящимися колесами подается вода. Пути до города двадцать один день. А в верхнем городе большой колодец.
Город Воргоун (?) стоит между больших гор, в ущелье. Здесь добывают соль, чистую, как лед. Пути до него двадцать два дня. Город Туркхаль стоит на каменистом месте, высоко на склоне. Река большая (Ершиль-Ирмак) протекает под городом. Мост каменный через нее, а под мостом этим две мельницы больших. Пути до него двадцать три дня. Город Токат стоит на двух горах каменных, воды в городе разведены по торгам, и по улицам, и по дворам, и по баням. А город этот больше Бурсы, а церковь в нем одна — святой великий чудотворец Николай, наставником в ней Арсений. Христиан в этом городе мало, пути до него от Бурсы месяц.
Город Иадосуа (?) стоит на большой горе, и под ним гора великая, а вокруг его протекает река большая, идет изнутри города из десяти родников и колодцев. На этой реке семь мельниц и посад, а кругом их другая стена. Из реки и мельниц течет вода на весь посад. Пути от Токата до этого города два дня.
Город Сивас, а по-нашему Севастия, где были замучены сорок мучеников. Внутри этого города озеро и баня, где их мучили. Город очень большой, среди города большая гора, на ней другой город, а пониже его третий город. В городе православные и армяне живут, а турок мало. Церкви христианские имеются в городе, за городской стеной. За городом протекает река большая, до нее поприща три. На ней мост большой, с высокой стороны моста течет красная вода. Когда сорок мучеников замучили в озере, мучители их извлекли. Пьют эту воду люди и никакого вреда не испытывают, но только исцеление черпают. Пути от Токата день. Это последний город турецкий 7.
На расстоянии одного дня езды от Севастии находится первый город Селимов, тестя Муратова сына, султана [352] турецкого. Этот город на плоскогорье высоко, река под ним большая, течет сквозь каменистую гору. Вход в город по четырем порогам в железные ворота, а под ними бойницы в башне. Путь от Севастии четыре дня.
Поселок Елбистан большой. В нем проход большой и плотина у этого прохода каменная, а на плотине девять мельниц больших. Стоят все эти мельницы в ряд и мелют одною водою. Путь до него шесть дней. В поселке Комлюг торговля большая, до него семь дней пути.
До города Аинтаба от Севастии десять дней пути. За этим городом земли Селимовы мисюрские (египетские), первый город Аинтаб 8. Приехали в него месяца ноября в 3 день, на память святых мучеников Акепсима, Анфилохия и Иосифа и освящения храма святого великомученика Георгия, который находится в Лидде 9, где лежит честная его голова. Этот город стоит на равнине, укреплен насыпным валом, который обложен камнями; в город ведут трое железных ворот, около них бойницы и некрепкие высокие стены. Большой городской посад, палаты и бани очень хороши, торговля обильная и очень хорошая. В неглубоком рву большие стрельницы, а между ними заборы понеблены (покрытые).
Город Халеб (Алеппо) 10 очень великий, на чистой равнине, видимый издалека, за три дня пути. Окружает город насыпь очень высокая, а с самого низа идут стены городские, сложенные из камня. Вход и выход одними воротами; через ров перекинут мост большой, в конце моста стрельницы высокие и двое железных ворот, на верху которых бойницы. На середине этого моста также стрельницы очень мощные. Ниже городской стены у рва стрельницы выводные, расположенные часто вокруг всего города, а входы в них потайные из города. Мост, что идет из города через ров между стрельниц, как и городская стена, с воротами. Город этот круглый. Ров, окружающий весь город, заполнен водой, он глубок, рыбы в нем многое множество. Вокруг этого внутреннего города большой внешний город, где находится множество торгов и бань хороших. От Аинтаба до города четыре дня пути, приехали в него утром 21 ноября, в Михайлов день, а выехали из него 26 ноября, в день памяти Иоанна Златоуста.
Город Сермин стоит высоко на плоскогорье. В конце каждой улицы установлены двое железных ворот, над воротами высокие стрельницы. Из улицы в улицу прохода нет. От Халеба до города два дня пути. [354]
Город Хама стоит на двух горах, на каждой горе по два города, один город внутри другого. Между этих гор протекает река Оронт великий (Нахр-ель). На реке установлены очень большие колеса в диаметре по десять сажен, колесами берут воду из реки, поднимают ее наверх, и далее она течет по желобам на обе горы во все городские дворы. Христиан в городе много, церковь у них мученика Георгия, подчиняется патриарху Антиохийскому. Торгов много, многие торгуют с лотков (“безестенов много”; бестены, т. е. без стены 11), бань много хороших и столпов, по которым сверху текут воды. Плодовых деревьев множество, среди них и финиковых пальм. Стоит город недалеко от моря, от Алеппо три дня пути.
Город Хомс 12 очень великий, дворы все огорожены, некоторые ограды между камнями. Стоит город на горе, а гора высокая, мусульман в городе мало, а христиан много. Главная церковь у них Пречистая Богородица, в ней приделы: с левой стороны в память сорока севастийских мучеников и святой Варвары, а с правой стороны — святого Симеона столпника. Другая главная церковь, очень большая, стоит поодаль, на краю города, святого великомученика Георгия. Подле церкви престол, где лежат мощи святого мученика Иулиана. Город этот великомученик Георгий избавил от змея и девицу спас 13. Церковь эта и озеро близ города, и пещера здесь, откуда вылезал змей. Около озера гора, а сбоку, в сторону от этой горы, Средиземное море, где Георгий уморил змея. Здесь курган большой насыпан. А пути от Алеппа до Хомса (Бейрута) пять дней.
Местечко большое Кара, много жителей и торгов, мусульман и христиан мало. Здесь собор большой святого Георгия, подобен Софии Киевской, на правой стороне алтаря приделы Дмитрия Солунского 14, Сергия и Вакха и сорока мучеников севастийских, а на левой — приделы Пречистой Богородицы, Евстафия Плакиды 15, Софии, Веры, Любови и Надежды, мученицы Варвары, Киприана и Улияны. Вокруг этого собора живут монахи, здесь проживает и митрополит Макарий Карский, и другой митрополит Аркадский тут живет. До этого местечка шесть дней пути от Хомса.
От Кары до Дамаска два дня пути. Город Дамаск очень большой, стоит на равнине, огороженной тремя стенами: три города внутри одного. Внутренний город небольшой, стены его десять саженей в высоту, стрельницы на них [355] часы, вход в него один, железных ворот шестеро, одни за одними. Христиан немало. Церковь у них была Двенадцать апостолов, очень большая, но остался от нее только один алтарь, где идет христианская служба. Река большая Барада 16 сквозь город протекает, ее вода разведена по всем дворам, торгам, улицам и караван-сераям, эта же река проведена по селам и пашням. Торгов много, и бань очень много.
Приехали мы в Дамаск в праздник Введения Богородицы, 4 ноября 17. От Дамаска три дня пути до Яковлева моста. Караван-серай у этого моста очень большой, здесь солнечные часы; в караван-серае предоставляют приют бесплатно. Мост через реку, которая течет из Черного моря в Тивериадское озеро 18. На этом мосту Яков боролся с ангелом, тут же, вблизи моста, на левой стороне, дом Якова. Когда пройдешь мост, то на правой стороне город Асафатов (Сафед), по имени этого города называется юдоль Асафатова 19. А от Яковлева моста до Юзефа, до Иосифова колодца, где его продали братья в рабство, и от Иосифова колодца до Тивериадского озера один день пути. Из Тивериадского озера вытекает Ерь и затем сливается с Даном и становится Иорданом, здесь Христос крестился Иоанном. По озеру Тивериадскому пришел Иисус Христос к Петру, недалеко и Фаворская гора, где Христос преобразился. От этого места до Вениаминова гроба, сына Якова, полтора дня пути. От Дамаска до Рамле восемь дней пути, стоит Рамле справа против Иерусалима. В городе Рамле церковь святого Николая, где плакала Рахиль о своих детях. Вблизи города Рамле город Лидда, в нем церковь святого великомученика Георгия, где его голова лежит. Город Газа 20, Самсона силача город, стоит у Средиземного моря, в нем церковь Пречистой Богородицы. Митрополит в этом городе Михаил, христиан в нем много, подчинен патриарху Иерусалимскому. От Рамле до города Газа два дня пути.
От этого места путь идет по пескам к Египту. От Газы до Эль-Катие четыре дня пути. Здесь много финиковых пальм, а вода проведена от реки Нил. А от города Эль-Катие до Ханки два дня пути, здесь очень много торгов. От Ханки, не дойдя до Египта пять поприщ, находится на [356] правой стороне единственное село Эль-Маторие 21. Вблизи этого села был куст — смоковница неплодная. В этой смоковнице скрылась Богородица с младенцем и с Иосифом, когда убежала из Иерусалима в Египет, так как приближалась ночь. Эта смоковница растет и до сего дня. Захотела Богородица напиться воды, взяла младенца, положили его на песок и пошла в село, где встретилась с одной женщиной и сказала: “Дай мне воды испить”. Женщина ответила: “Не имеем воды, сама жажду, воду пьем из реки Нила”. Богородица возвратилась назад и нашла у ног младенца текущий источник. Напилась и обнаружила на песке камень с выемкой. Здесь она вымыла младенца, постирала пеленки и камень повергла. На этом месте выросли малые деревца, из которых добывают масло. Кто возьмет это масло, то получается исцеление, и не только христиане, но и народы других вер. Тот камень и деревца до сего дня растут в том месте. От этого места до Египта полдня пути. Приехали в Египет за неделю до Рождества Христова, месяца декабря, в день памяти святого мученика Севастиана 22. А всего ехали от Бурсы до Египта сто дней.
Египет город очень великий, в нем четырнадцать тысяч улиц, и в каждой улице по двое ворот, по две стрельнице и по два стража, которые зажигают масло в светильниках. В некоторых улицах домов по пятнадцать тысяч, а в иных улицах насчитывается и до восемнадцати тысяч дворов. Да на всякой улице по торгу по великому. А улица с улицей не знается, кроме знатных людей.
Выехали мы из Египта 17 января, в день памяти преподобного отца нашего Антония. От Газы к Иерусалиму до Хеврона два дня пути, здесь похоронены Авраам, Исаак, Яков, Иосиф и жена Авраама Сарра и весь род его дома. Место большое, людей много, здесь приют находят, пьют и едят все приходящие странники, простые и знатные христиане и народы всяких стран. Церковь в Хевроне большая, Ильи пророка. Тут были и мы и поклонились святым мощам. От Хеврона полдня пути до места, где лежит прах Иоанна пророка, недалеко от дороги, мы это видели и поклонились. Оттуда десять поприщ до Вифлеема, который находится близ пути к Иерусалиму, на правой стороне. Тут видели, где Христос родился, и ясли, над которыми звезда остановилась и к которым волхвы пришли и поклонились, здесь есть вода святая, мы пили ее и поклонились. Здесь и церковь Рождества очень большая, подле церкви на левой стороне монастырь, где лежит святая [357] Екатерина. Внутри церкви находится прах четырнадцати тысяч избиенных царем Иродом младенцев. Здесь много монахов и проживают два западных фряжских королевича. От Вифлеема на пути к Иерусалиму в пяти поприщах на левой стороне находится место, где мать Иосифа Рахиль лежит. На гробе ее двенадцать камней положены. И тут мы поклонились. От этого гроба на левой стороне Бейт Джала, здесь родился царь Давид 23. Тут живут все христиане, церковь у них святой Николай. В этой церкви лежит отец царя Давида Иосиа 24. И здесь поклонились, возвратились назад. На том же пути в трех поприщах находится церковь святого Ильи, где святой Илья триста идоложрецов одних заколол, а других сжег 25. И тут мы поклонились. На этом же пути святого Симеона столп, его и церковь создал сам Симеон. И тут мы поклонились. На одном поприще этого же пути есть здание, где Варух 26 спал семьдесят лет 27. В двух великих поприщах находится грузинский монастырь святого Николая. Здесь было срублено дерево для креста, на котором был распят Христос. На этом месте находится церковный престол. В монастырской церкви лежит рука великой Варвары. И тут мы поклонились.
От Хеврона вода проведена в Вифлеем,— проводил сам Авраам,— а оттуда до Иерусалима. От Хеврона пошли в Иерусалим, к большой церкви Воскресения Христова. Тут напротив дверей поклонились иконе снятия со креста. Над иконой восемь кадил горят беспрестанно и день и ночь. Оттуда пошли к гробу господню, на левую сторону. Перед дверями к гробу господню лежит камень, его ангел от гроба отвалил. И тут мы поклонились. Тут кадил четырнадцать горят беспрестанно день и ночь. Когда вышли от гроба господня, то пошли на левую сторону к латинской церкви. Перед дверями этой церкви имеется место, где Христа встретили жены мироносицы. Мы вошли в латинскую церковь, на правой стороне стоит столп, где Христа мучили. ...Вышли из церкви и пошли к темнице, куда Христа посадили и заковали перед дверями темничными. Около темницы находится место, где Пилат умыл руки свои перед народом 28, сказав: “Не повинен в крови праведного, вы видите”. Подле того места престол. На этом месте царица Елена сидела и бросала золото работникам, чтобы быстро крест выкопали. Близ престола находится гроб еврея, [358] который указал царице Елене, где находится крест. После он патриархом был. Престол в церкви, двадцать девять ступеней вниз до него, здесь царица Елена и сидела. Мы спустились на одиннадцать ступеней от престола и видели место, где царица Елена крест выкопала. И тут мы поклонились. Оттуда поднялись вверх на то место подле престола, где одежду Христа разделили евреи. Поднялись от того места вверх на восемнадцать ступеней и видели место, где Христа распяли. Гора здесь от страха треснула, и вышла кровь и вода от головы Адама. Оттуда спустились к месту, где лежала голова Адама и поклонились тут. Вблизи этого места гроб Мельхиседеков 29. Среди церкви находится пуп земли, сюда пришел Христос с учениками своими и сказал: “Содеялось спасение посреди земли”.
В главной церкви у гроба господня находятся службы 30 греческая, грузинская, сербская, латинская, сирийская, яковитская, мелхитская, коптская, несторианская, и эти службы идут до сего дня непрерывно, каждый день. Когда выходишь из главной церкви, направо находится церковь Богородицы. В этой церкви на правой стороне, у алтаря, близ царских дверей находится место, где Христос вывел Адама и Еву и весь род христианский из ада. В этой церкви на правой стороне придел святого Якова, брата Христа по плоти, на левой стороне придел святого Иоанна Предтечи, здесь живут монахи. Напротив, на левой стороне главной церкви, находятся церкви армянская (грегорианская) и яковитская и их монастыри. Из монастыря пошли направо в долину и здесь увидели Иоакима дом и церковь на вратах святого Николая. И тут мы поклонились. Тут видели дом Пилата, вблизи него колодец, куда была брошена голова Захария. И тут мы поклонились. Тут же близко место, где святого первомученика Стефана камнями побили. И тут мы поклонились.
Оттуда пошли вниз к святой Гефсимании, к гробу Богородицы. Вошли в церковь, прошли сорок восемь ступеней, подошли к гробу матери божией и поклонились. Оттуда вышли вон на левую сторону, к месту, где Христос вечерял со своими учениками. Здесь же тот камень, где Христос молился, тут же Христа предал Иуда евреям на смерть. Тут же и Богородица молилась сыну своему и богу нашему, когда предал Иуда Христа евреям. И тут мы поклонились. Оттуда вышли и пошли на гору Елеонскую, к церкви Вознесения Христа. К дверям церкви идут вверх девятнадцать ступеней. Вошли в церковь и увидели след ноги [360] Христа на камне, откуда он вознесся на небеса. И мы приложились к следу ноги Христа. Вышли из церкви вниз, тут же на левой стороне, у церкви, гроб святой мученицы Пелагеи, до него идут вниз одиннадцать ступеней. Оттуда пошли к Кане Галилейской, где Христос воду в вино превратил. Оттуда пошли в Юдоль плачевную, в низменность, где стоит дом Захария и церковь. Оттуда пришли к Силоамской купели, до ее воды идут вниз одиннадцать ступеней. Оттуда пошли на гору Сион, видели келью Богородицы и Иоанна Богослова, здесь Богородица сидела с Христом. Здесь же камень, который ангел принес с Синайской горы. Вблизи этого места гроб святого мученика Стефана, Здесь была церковь Сион, святая святых 31. Вблизи нее монастырь латинский, мы вошли в церковь Сошествия святого духа. Здесь видели трапезу, где дух святой сошел на учеников Христа. У этой церкви находится придел святого Иоанна. В этой же церкви Давид пророк составил Псалтырь. Внутри главной церкви лежит царь Давид и находится его кресло. Вблизи — Вифания, место, где Христос Лазаря воскресил, от горы Сиона четыре поприща. Недалеко от этого места находится Мамврийский дуб 32. Позади горы Сион — Юдоль плачевная и село Скудельниче, сохранившееся и до сего дня.
Возвращались назад от Алеппа иным путем к Бурсе. Первый город Антиохия (Антакья) 33, стоит на семи горах, окружен семью стенами. Сквозь город протекает река, через нее создан большой мост, на многих каменных опорах. У моста сооружены четыре стены, как городские, каменные, а в середине моста поставлены железные ворота и стрельницы большие, а в них многие бойницы. Внутри город камнями укреплен, камни сбиты скобами железными и залиты оловом. Среди города церковь святая София, размером с царьградскую Софию, но в ней нет службы. Город этот подобен Царьграду, но утратил свою былую славу, ныне им владеют арабы. Христиан в нем мало, больше мусульман. Город этот очень большой, в нем люди разных вероисповеданий. От Алеппа до Антиохии три дня пути.
На пути к Бурсе встретился первый город египетский, армянский (?) 34, живут в нем туркмены. Река под городом течет большая, и на ней мост каменный. На обоих концах моста ворота, здесь взимают пошлины. До этого города десять дней пути от Алеппа. [361]
Город Адана 35 большой, и также река под ним течет. Мост через нее был армянский, ныне в городе живут туркмены и армяне. Церкви у них армянские и митрополит армянский. До города шесть дней пути. Далее город армянский, один день пути от Адана, здесь взимают пошлины. В двух днях пути находится город армянский Гулек, стоит на горе очень высоко. Когда погожий день (вёдро), тогда город этот видно, но когда облачно, тогда его не видать. От Гулека на расстоянии одного дня пути находится также армянский город Карасам. А от этого города шли до Обидне (?), до Караманской земли 36. Первый поселок Караманской земли Кара-Бунар. От Кара-Бунара до Араклеи города пять дней пути, а от Араклеи до Конии 37 два дня пути. На их языке этот город называется Кония, и на нашем языке Икония же. Здесь церковь наша православная, на их языке называется Платон, а на нашем языке по имени епископа Иконийского Анфмлохия. Он и похоронен здесь, между царскими и северными дверями, течет миро и до сего дня. От Иконии до города Акшер три дня пути, а от Акшера один день до Турецкой земли.
Оттуда один день до города Карахисара. Стоит он в долине, на каменной возвышенности, очень большой. В городе на конях не ездят, а люди лазят по лестницам. Здесь находится церковь великомученика Георгия. От Карахисара два дня пути до города Кютахья. Город стоит на каменной горе, три города один в одном. Срединный город очень высок, под ним большой посад и две церкви на посаде — Богородицы и Николая. От Кютахьи до города Инегель 38 три дня пути, а от этого города один день пути до Бурсы, Пришли мы в Бурсу на четвертой неделе после пасхи. Богу нашему слава вовеки, аминь.
(пер. А. И. Прокофьева)
Текст приводится по изданию: Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М. Советская Россия. 1984
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Мурдасов А. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Советская Россия. 1984