ХОЖЕНИЕ ВАРСОНОФИЯ В ЕГИПЕТ, НА СИНАЙ И В ПАЛЕСТИНУ
Варсонофием совершено два путешествия на Восток: первое в 1456 г. в Палестину и Иерусалим, второе в 1461—1482 гг. в Египет, Синай и повторно в Палестину. Эти путешествия описаны Варсонофием в двух хожениях. В описании Палестины и Иерусалима в первом хожении Варсонофий в значительной мере повторяет своих предшественников, рассказывая о тех же “святынях” и местах, о которых не мог не говорить каждый паломник. Поэтому мы сочли возможным не включать его в сборник. Второе его хожение представляет несомненный интерес. Это первые на Руси очерковые записки о Египте и Синае. Варсонофий точно описал многие памятники и места с такими иногда подробностями, которые отсутствуют у западных, греческих и поздних русских паломников. Он также записал четыре легенды, одна из них библейская, а три местные, фольклорного характера.
Варсонофий, в отличие от своего предшественника Зосимы, не отметил ни одного факта притеснения христиан со стороны мусульманских властей. Его доброжелательно принимают в Каире, создают все необходимые условия для путешествия. Видимо, такое отношение к русскому путешественнику объясняется стремлением Египетско-Сирийского султаната Мамлюков установить добрые связи с православной Русью в целях защиты своего государства от турецких завоеваний. Не исключено, что Варсонофий был и официальным представителем русского духовенства, а не простым частным паломником.
Источники не сохранили прямых сведений о личности путешественника. По его хожениям можно предположить, что он выходец из северо-западных областей Руси (Смоленска или Полоцка): в языке хожении имеются следы северо-западного русского говора. Косвенные источники свидетельствуют, что до 1475 г. Варсонофий был игуменом Бельчицкого монастыря в пригороде Полоцка, а затем переведен игуменом в один из новгородских монастырей.
Второе хожение Варсонофия дошло до нас в единственном списке, входившем в состав рукописного сборника первой половины XVII п. (сборник этот принадлежал Н. С. Тихонравову). По этому списку оно было издано в “Православном палестинском сборнике” (т. XV, вып. 3, М., 1896), откуда хожение и взято для настоящего издания.
ХОЖЕНИЕ ВАРСОНОФИЯ В ЕГИПЕТ, НА СИНАЙ И В ПАЛЕСТИНУ
Совершил второе путешествие к святому городу Иерусалиму после шести лет возвращения на Русь из первого путешествия.
Пошел от богоспасаемого города Киева в землю Волошскую 1, называемую Молдавской землей. Здесь река большая течет от Венгерской земли, с гор высоких, имя реки этой Молдава 2. Впадает она в реку Серет под Романовым торгом. По имени этой реки и называется земля Молдавской. И видел многие города и веси в той земле.
Оттуда пошел к Белгороду-Днестровскому и из Белгорода пошел в Византию, в Константинополь. От Византии шел в Галлиполи 3. И оттуда шел к острову Криту и от Крита к острову Родосу и острову Кипру. На острове Кипре поднимался на гору, где святая Елена 4 поставила крест благоразумному разбойнику, и ходил в монастырь к святому мученику Маманту, где лежат его мощи на месте, называемом Стоморофу. От его мощей миро течет. Оттуда пошел в Дамиетту 5, в землю Сирийскую. И от Дамиетты пошел по реке Нилу вверх к Египту. Пришел в Египет в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, в Филиппов пост 6. Пробыл в Египте шесть недель.
Город Египет великий, стоит на ровной местности, под горою. Около него течет река из рая — златострунный Нил. Другое название этой реки Геон. Поперек город имеет две мили, а в длину двенадцать миль. Видел в Египте лютого зверя 7. Подале от города, на расстоянии двух с половиной миль, находится источник святой воды, который [344] называется Васлом 8. Сюда приходил господь наш Иисус Христос из города Иерусалима с пречистой девой Марией, со своей матерью, и с Иосифом, его хранителем. На северной стороне от города находится святое место, где обитал господь, скрываясь от Ирода царя 9.
Тут есть виноградник со святой лозой, из которой течет мирра на кукольницу (?) 10 и на рождество Иоанна Предтечи. Срезают у каждой лозы верх, наклоняют все лозы к земле и под ними ставят сосуды, и течет мирра единожды в году на тот праздник. Собирают эту святую мирру и отдают царю египетскому. Здесь же камень аспиден (?), на нем сидел господь наш Иисус Христос. Стал святынею этот камень. Вокруг него создан кивотец с дверцей на восточной стороне. От него благоухание большое исходит. И тут же перед святым кивотом устроены из мраморного камня место крещения и купель глубиной до пазухи человеку. Здесь купаются во святой воде. Там же смоковное дерево, в котором скрылся господь наш Иисус Христос от воинов царя Ирода. Я приходил до этого святого источника Васлома, целовал святой камень, на котором господь отдыхал и пил святую воду, искупался в купели, устроенной в этом камне. Вода здесь теплая и сладкая. Ходил но винограднику, где растут святые лозы, и дали мне сарацины, сторожа виноградника этого, одну лозу. Целовал я и смоковницу, где господь скрывался, сломил с нее ветку. Тут есть и другое место святое в самом городе Египте, вблизи самого старого города, называемого Мисюрь 11, где обитали господь наш Иисус Христос, пречистая мать его и Иосиф, хранитель его 12. На святом месте том есть церковь большая во имя пречистой Богородицы. Здесь же есть и другая церковь вблизи от первой, в ней четыре службы: Георгия Великого, святого Дмитрия, святого Николая чудотворца и святого Иоанна Предтечи. Монастырь женский, с монашками, называется Мистрия 13. Тут есть церковь святого мученика Меркурия, тут же, близ места Христова.
Я ходил дважды до святых мест, которые в городе Египте, во многие церкви, в монастырь Мистрии. В церкви святой Богородицы есть место Христово, от него же благоухание исходит. Там я молитву сотворил и целовал святое место.
Тут находятся житницы Иосифа Прекрасного 14, за рекою за Нилом, против старого Египта — Мисюря. Кругом святого источника Васлома финиковые пальмы и другие многие деревья растут. Видел я эти деревья, на них — мед [345] дикий. И иных деревьев много видел, названия их не знаю.
Тут же есть церковь во имя святого Николая чудотворца, она находится посреди города Египта, близ великого базара, не та церковь, которая в монастыре Мистрии, но другая. Здесь всем странникам православным христианам дают приют 15.
Великая река златоструйный Нил течет с южной стороны на север и впадает в Средиземное море под Дамиеттой.
Праздновал я оба великих праздника в Египте 16 — Рождество Христово и Крещение. После праздника святого Богоявления господа нашего Иисуса Христа пошел на гору Синайскую. Собрался большой караван. Десять тысяч верблюдов и людей много пошли. Пятнадцать дней путешествовали 17 от Египта до Синайской горы и до горы Хоривской 18, великой и высокой.
Пришел же я, иеромонах Варсонофий, во святой монастырь Синайский, в землю Аравитскую и Мадиамскую 19, 27 января 1462 года, в день памяти перенесения мощей Иоанна Златоуста.
На гору Хоривскую 20 пошел в пятницу, в день памяти возвращения мощей святого священномученика Игнатия Богоносца 21 и целовал святой камень, под которым стоял святой пророк Моисей 22 и видел господа бога зданного (?),мимо него идущего. Ужаснулся Моисей страхом великим, прижался к камню, и отпечаталось все его тело на твердом камне. Голова, плечи, руки, ноги, все тело его отпечаталось. И невозможно было ему стоять просто прямо, а на коленях согнувшись. Прижался он обоими локтями рук своих к камню, с большой крепостью надавил на него святой камень, божьим велением покрыл все тело его. Величиной этот камень трех саженей в высоту и пяти саженей в ширину. Лежит этот святой камень на самом верху святой горы Хоривской. Возле него две церкви во имя святого пророка боговидца Моисея. Там же находятся и скрижали, взятые от руки божьей. Здесь же Моисей с богом беседовал уста к устам, на этой святой горе Хоривской пророк боговидец Моисей.
На высоте полгоры Хоривской стоят две церкви во имя святого пророка Ильи. За святым престолом одной церкви есть место, где сидел святой Илья. Здесь же и другая, третья по счету, церковь святого пророка Елисея. Тут же есть и четвертая церковь во имя святого священномученика Антипы. Здесь поляна, место красивое, где проживали [346] пророки Илья и Елисей. Тут и вода в озерце круглом, вымощенном камнем. Кругом воды деревья растут, и я срезал одно для посоха. В давние времена святые отцы проложили путь большой, каменный. От низа до верха святой горы Хоривской семь тысяч ступеней.
В субботу в день памяти трех святителей 23: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста,— пошел я на гору очень высокую. На этой горе лежало святое тело великомученицы Екатерины, оно было принесено святыми ангелами из города Александрии после ее святого страдания за Христа. Лежало ее тело на большой святой горе больше трехсот лет, и никто его не видел, пока господь бог не показал святому старцу Раифского монастыря. На высокой горе лежат ее мощи, и поведено было мощи ее положить в святой церкви монастыря святой горы Синайской. И пошел старец в святой монастырь Синайский и сказал монахам 24, что объявил ему господь бог. Разговаривая между собой, они недоумевали, где находится высокая гора. И отпустили священников с клириками на розыски с кандилами и свечами (отпустили их по числу восьмерых). Когда они вышли из монастыря, то не знали, куда идти. И встретил их святой ангел в монашеском образе и говорит: “Я знаю путь к высоким горам”. И повел их ангел. Когда возвел их на гору высокую, где лежали мощи святой Екатерины, стал ангел невидим. Святые отцы с радостью и со страхом взяли святые мощи великомученицы Екатерины и понесли в святой монастырь Синайский с псалмами и песнями и положили их в великой церкви близ святого престола на правой стороне, где и доныне они лежат. Эта святая высокая гора называется Екатерининой горой.
Тут я поклонился господу богу и пречистой его матери, и святой великомученице Екатерине и целовал любезно святое место, от которого исходит благоухание. Целовал и другое место, где святые ангелы. Видел камень, из которого течет вода, вызванная ударом жезла Моисея и повелением божьим. Высота этого камня двенадцать пядей, а ширина его двадцать четыре пяди. Из него пили воду сыны израилевы.
Всходил на высокую гору Синайскую. На ней стоял Моисей и видел Неопалимую купину. Месяца февраля в 1 день, на память святого мученика Трифона сотворил со слезами молитву господу богу, и пречистой его матери, и святому пророку боговидцу Моисею. [347]
Вот перечень церквей Синайской горы 25: 1) церковь соборная Христова Преображения, 2) церковь святая Неопалимая купина, 3) церковь Якова, брата божьего, 4) Иоанна Предтечи, 5) Иоакима и Анны, 6) Симеона Столпника, 7) бессребреников Кузьмы и Демьяна, 8) церковь священномученика Антипы, 9) церковь святых царя Константина и матери его Елены, 10) церковь святой мученицы Ирины. Еще святые службы внутри великой соборной церкви Христова Преображения.
Вот перечень церквей, которые находятся в монастырях: 1) церковь святого первомученика Стефана, 2) церковь Пречистой Богородицы, 3) святого Ерофея, 4) церковь святого Феодосия, 5) церковь Положения пояса, 6) церковь Принесения мощей Иоанна Златоуста, 7) церковь святого Николы, 8) церковь святого Афона, 9) церковь святых мучеников Евстратия, Аксентия, Мардария и Ореста, 10) церковь Пресвятой Богородицы, 11) церковь святого Иоанна Богослова, 12) церковь святых апостолов Петра и Павла, 13) церковь Иоанна Крестителя, 14) церковь святых Сергия и Вакха. Эти все церкви по келиям монахов.
Вот опись святых церквей, находящихся вне монастырей.
Первая церковь Рождества пречистой Богородицы. Здесь встретила святая Богородица святых отцов (монахов) 26, когда они все побежали из монастыря. И сказала им святая Богородица, мать божья: “Святые отцы, чего ради убежали из монастыря?” Они же ответили: “Из-за оскудения хлебом и маслом и из-за множества гадюк, живущих в монастыре”. И говорит святая Богородица, мать божья: “Отныне я вам буду келарем, и в этих местах все гады изомрут”. И кто перетерпит на этом святом месте до конца своей жизни, и я буду отвечать за всех вас на страшном суде сыну своему Иисусу Христу”. Это место и называется явление пречистой Богородицы. Здесь есть камень большой, на нем сидела Пречистая, от него благоухание исходит и доныне. Возле этого святого камня церковь стоит. Святые отцы с радостью возвратились, пришли в святой монастырь Синайский, нашли корчагу, полную масла деревянного, кипящего. Гады же все вымерли в монастыре этом по словам святой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии.
Святая церковь на святой горе Хоривской во имя святого пророка Моисея, где он услышал голос господа бога спасителя нашего Иисуса Христа, видел скрижали и взял [348] их, беседуя с богом. На средине горы Хоривской есть три церкви во имя святого пророка Ильи. За святым престолом одной церкви есть место, где сидел святой пророк Илья и куда ему ворон приносил хлеб для еды. На этом же месте есть церковь святого пророка Елисея. Другая — церковь священномученика Антипы — стоит здесь же. Все эти четыре церкви расположены в ряд на половине горы Хоривской. Восьмая церковь находится в месте, где Пречистая дала пояс свой святому апостолу Фоме, здесь же находится и монастырь. Девятая — церковь и монастырь святого Георгия. Десятая — церковь и монастырь сорока мучеников, здесь растут маслины, смоквы и другие деревья. Одиннадцатая — церковь святого Ануфрия, здесь есть и вода. Двенадцатая — церковь святого пророка Иоанна Предтечи, крестителя господа, и монастырь Тринадцатая—церковь святого мученика Пантелеймона и монастырь. Четырнадцатая — церковь святых праведных Иоакима и Анны и монастырь. Пятнадцатая — церковь и монастырь святых апостолов Петра и Павла. Шестнадцатая — церковь святых Кузьмы и Демьяна и монастырь. Всех же на Синае монастырских и внемонастырских святых церквей сорок.
Святой монастырь Синайский огражден четырьмя стенами каменными высоко, трое ворот железных. Путь в монастырь один. Когда пройдешь первые ворота, то встретится улица широкая. Тут находится конюшня, где содержатся ослы. Все трое ворот стоят в ряд, все железные. Всех монашеских келий тысяча.
Святая главная соборная церковь Преображения стоит на двенадцати столбах. На левой стороне от главной церкви есть колодец с водой, у оградной каменной стены. За стеной ограды монастырской — другой колодец. Со двора к этому колодцу проложены трубы, по ним вода из этого колодца проведена внутрь, в монастырский колодец, по подземелью. Святой монастырь Синайский стоит между двух гор. Третья гора Синая к востоку, а с запада идет дорога к монастырю.
Святая гора Синайская стоит вдали от монастыря, на расстоянии больше двух полетов стрелы. На этой горе стоял святой Моисей и видел Неопалимую купину 27. Когда пришел Моисей из Египта в Аравию, то взял себе в жены Сепфору, дочь Рагуила, священника мадиямского, и родилось два сына от нее. Моисей пас стадо овец. Случилось пригнать овец на пойло к колодцу с водой, где ныне и [349] стоит монастырь Синайский, близ этого самого колодца. Святой Моисей, стоя на горе Синайской, видел терновый куст (купину), охваченный огнем, но несжигаемый. Было это чудо из чудес. Поразмыслив умом своим, он сказал: “Вижу зрелище великое”. Сошел, чтобы лучше видеть. Когда подошел близко, то был ему голос от ангела божия из тернового куста (купины): “Сними сапоги, разуй ноги свои. Место это и земля, где ты стоишь, святые”. Моисей так и поступил. И видел он среди тернового куста (купины) стоящую деву Марию с простертыми кверху руками и держащую на груди своей младенца, господа нашего Иисуса Христа сына божия. И говорит господь Моисею: “Я бог отца твоего Авраама и бог отца твоего Исаака. И я бог отца твоего Якова. И не бог мертвых, но живых. Не бойся, подойди ближе ко мне”. Моисей так поступил. И говорит господь: “Голос плача и рыдания многих израильтян входит в уши мои и не могу терпеть оскорбления их, как в Египте. Веди их в землю обетованную отцами вашими”. Моисей, отказываясь, сказал: “Господи, я очень гневен, медлителен, малодушен и из-за страха бежал из Египта, убил там египтянина и скрыл его в песке”. Господь же сказал ему: “Не бойся, я с тобою”. И сотворил Моисей так, как сказал ему господь бог.
Святая купина находится близ колодца внизу, где главная соборная церковь стоит, за престолом главной церкви, на том святом месте, где пречистая дева Мария стояла посреди тернового куста (купины), в огне держа господа Иисуса Христа сына божия. На этом святом месте лежит камень мраморный, белый, окован кругом медью, и на ней, на меди, изображены святые пророки 28. Кверху от этого камня престол святой, в нем служат святую литургию во все субботы. С вечера же поют стихиры — похвалу огнеопалимой купели. Всякий человек входит в эту святую церковь, разув сапоги. Если же кто забудет и войдет в церковь неразутым, то на него накладывается епитимия — три года босым ходить.
Купина — кустарник, лилия полевая, низко растет, и другое — растет прутьями и очень колючее. Мы говорим — своробина, иные же — шитина 29.
Пребывал я в святом монастыре Синайском шесть дней и тогда пошел в Раифу 30. (Список хожения заканчивается припиской, видимо, внесенной переписчиком, о переходе евреев через Красное море и о чудесном источнике, появившемся в пустыне от удара жезлом по камню.)
(пер. А. И. Прокофьева)
Текст приводится по изданию: Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М. Советская Россия. 1984
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Мурдасов А. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Советская Россия. 1984