Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ХОЖЕНИЕ ИГНАТИЯ СМОЛЬНЯНИНА В ЦАРЬГРАД

Игнатий Смольнянин — известный писатель конца XIV — начала XV в. В 1389 г. он вместе с московским митрополитом Пименом совершил путешествие в Царьград и по приказу митрополита составил описание путешествия, в некоторых списках имеющее название “Пименово хожение в Царьград”. Ему принадлежит также краткий летописец “Сказание летом въкратце”. В. Н. Татищев утверждал, что Игнатий Смольнянин принимал участие в составлении летописного свода и написании житий. Не исключена возможность, что именно этому Игнатию принадлежит авторство в составлении гимнографического сочинения “Канон радостен пресв. Богородице”, находящегося в рукописных сборниках XV—XVII вв.

Хожение известно в 24 списках, относящихся к двум редакциям—краткой (ранней) и полной (летописной). Первая редакция носит следы дневниковых записей, стиль ее более прост, деловит, сдержан. Вторая редакция написана более эмоционально, пространно. Создается впечатление, что обе редакции вышли из рук Игнатия Смольнянина, хотя видна и рука составителя Никоновской летописи, в частности во второй редакции выброшен полностью очерк о дворцовом перевороте, который неуместно было напоминать в эпоху Ивана Грозного.

Хожение было издано И. Сахаровым в “Сказаниях русского народа” (т. II, кн. 8, Спб., 1849), С. В. Арсеньевым в “Православном палестинском сборнике” (т. IV, вып. 3, Спб., 1887), в составе “Никоновской летописи” (ПСРЛ, т. XI, Спб., 1897) и “Русского временника”.

Хожение написано в 1389—1393 гг. В нем как в литературном памятнике эпохи Куликовской битвы отражены важнейшие проблемы времени: отношения между московским и рязанским князьями, положение московской митрополии, взаимоотношения митрополитов Пимена и Киприана, а также династическая борьба в ослабленной Византии, “чин” венчания на царство как политический акт. Вслед за другими путешественниками Игнатий Смольнянин описывает памятники искусства и христианские святыни Царьграда.

В сборнике печатаются две редакции литературного памятника. Текст краткой (ранней) редакции взят из исследования: Прокофьев Н. И. Хожение Игнатия Смольнянина. Археографическое вступление и текст.— В кн.: Литература Древней Руси, вып. 2. М., МГПИ, 1978, с. 136—145. За основу текста пространной (Летописной) редакции взято издание о го в кн.: Полн. собр. рус. летописей, т. XI. Спб., 1897, с. 95—104 (Никоновская или Патриаршия летопись).


ХОЖЕНИЕ ИГНАТИЯ СМОЛЬНЯНИНА В ЦАРЬГРАД

В лето 6897 (1389) Пимен митрополит пошел в третий раз 1 в Царьград, а с ним Михаил епископ Смоленский да архимандрит Спасского монастыря в Москве Сергий 2.

Началось их путешествие из Москвы 13 апреля, в великий вторник на страстной неделе. В Коломну прибыли в субботу великую перед пасхой, а в святое воскресенье пасхи пошли к Рязани по реке Оке. Прибыли к городу Перевитску 3, здесь встретил нас епископ Рязанский, а вблизи города Перевитска с любовью встретил нас великий князь Олег Иванович 4. Со своим епископом Феогностом он с радостью принял и угостил нас. Затем повелел боярину своему Станиславу проводить нас с вооруженной дружиной до реки Дона, опасаясь нападения разбойников. Провожали нас и владыки — Даниил Смоленский и Савва Сарский.

Путь рекою Доном до моря и морем до Царьграда.

В неделю Фомину 5 проводили с нами три струга и один насад на колесах, в четверг спустили их на Дон, а на второй день доплыли до Чур Михайловых (так называется место, где когда-то город был). Здесь дали нам утешительное наставление, простились, жалостно и с умилением проводили нас и возвратились восвояси.

В неделю же святых жен-мироносиц вошли все с митрополитом на корабли и пошли рекою Доном, грустя и скорбя о путешествии. Места были очень пустынные, не было видно ни села, ни человека, только звери, лоси, медведи и другие звери. Во второй день речного плавания минули две реки, Мечу и Сосну 6, в третий же день — Острую Луку, [277] в четвертый — Кривой Бор. В шестой день добрались до устья Воронежа 7. Утром в день памяти святого Николая приехал к нам князь Юрий Елецкий с боярами и со многими людьми и доставил нам радость великую. Оттуда приехали к Тихой Сосне, видели столпы каменные белые, красиво стоят в ряд, как стога малые, над рекою над Сосною. Минули Червленый Яр, Битюк и Похор. В неделю Самарянину минули реку Медведицу 8, горы высокие и Белый Яр; в понедельник — горы каменные красивые, во вторник — Теркли, городище и перевоз. Здесь впервые встретили татар. В среду минули Великую Луку и Сарыхочзин улус. Здесь нас охватил страх, так как вступили в землю народа измаильского. В четверг минули Бекбулатов улус, в пятницу Червленые горы, в воскресенье минули Акбусин улус. В понедельник прошли Бузун-реку, в канун Вознесения добрались до моря.

В неделю святых отцов погрузились в корабль на устье Дона под Азовом 9. Отошли в море и в полночь встали на якорь. Некоторые люди оклеветали нас в городе. Догнали нас фряги на лодках, вскочили на корабль. И был топот большой на палубе корабля. Я не знал, что происходит, вышел на палубу, видел мятеж большой. И говорит мне владыка: “Игнатий, что стоишь и не печалишься?” Я же ответил: “Что происходит, владыка?” И сказали мне: “Эти фряги прибыли из города, нашего митрополита схватили и связали 10, также и Германа и его дьякона. Митрополит оказался их должником, мы же с ним без вины погибаем”. И мы спросили старшего: “Что хотят сотворить им?” Он же ответил: “Не бойтесь, что принадлежит вам, вы свое и возьмете”. Вскоре фряги были удовлетворены митрополитом, получили довольную мзду и всех нас отпустили.

Прошел день, а во второй отплыли оттуда. Ветер был добрый, попутный, но на третий день подул тяжкий встречный ветер. Мы испытали большую усталость и боялись потопления корабля. Сами корабельщики не могли стоять, сваливались, как пьяные, ушибались. Пришли в пролив Азовского моря, вышли на великое море. В шестой день минули Керченский (Кафинский) пролив и Сурож 11.

Прошли четыре дня. В пятый день, в четверг, завеял встречный ветер и погнал нас в левую сторону, к Синопу 12. Вошли в залив близ города Синопа и тут пробыли два дня.

Повеял добрый попутный ветер, и поплыли вблизи [278] берега. Были здесь горы высокие, в половине гор терлись облака. Напротив города Амастра заговелись перед Петровым постом.

Во вторник минули Пандораклию. В среду повеял встречный ветер, и мы возвратились в Пандораклию. Пробыли девять дней. Здесь есть церковь святого Федора Тирона. Тут же было его мучение, в этой церкви находится гроб его. Оттуда пошли в лодках к Царьграду, в день рождества Иоанна Предтечи. Утром в пятницу минули Диополь-град. В субботу обедали на устье реки Сахары. В воскресенье минули города Дафнусию и Карфию, пришли в город Астравию 13. Здесь задержался митрополит, пытаясь навести справки о турецком султане Мурате. Будто бы Мурат пошел войною на сербского князя Лазаря 14, и была весть, что убили в схватке обоих — Мурата и Лазаря. Побоявшись мятежа, так как находились в Турецкой державе, митрополит отпустил монаха Михаила, Смоленский епископ Михаил — меня, Игнатия, а архимандрит Сергий Азаков — своего монаха. И пошли от Астравии в неделю перед Петровым днем. Утром пошли от Фили и минули Риву, пришли к устью и минули Фонарь 15. Ветер был добрый, прибыли в Царьград с радостью неизреченною.

В понедельник, накануне Петрова дня, во время вечерни, пришли к нам русские люди, живущие здесь. И была радость обоим великая. В ту ночь пробыли на корабле. Утром же в самый праздник святых апостолов, благодаря бога, вошли в город. Утром же пошли к святой Софии 16, что именуется Премудрость божия. И дойдя до великих ворот, поклонились чудотворной иконе Богородицы, от которой изошел голос к Марии Египетской, запрещая ей вход в святую церковь в Иерусалиме. Там же поклонились иконе Христа внутри святой церкви и честным святым иконам. Целовали трапезу, на которой сложены страсти Христовы, потом святого патриарха Арсения, трапезу Авраама, на ней же угощались посланцы Христа, превратившиеся в Троицу, одр железный, на котором Христа мучили.

Пробыли все утро в церкви, поклонялись и удивлялись чудесам святых и величеству и красоте церковной. Отслушав святую литургию, пошли на двор Константина 17, видели там здание царское, которое называется Ипподромом 18. Здесь стоит столп медный, как в три пряди свит, а на каждом конце по змеиной голове 19. В том же столпе заклепан яд змеиный. Находятся тут и другие многие столпи каменные. [280]

Месяца июля в 1 день пошли в монастырь святого Иоанна, к Продрому, и поклонились тут. И приняли нас хорошо тут живущие русские люди. Утром пошли во Влахернскую церковь и целовали раку, где лежит риза и пояс пречистой Богородицы. Оттуда пошли к Апостольской церкви, поклонились и целовали святой столп, на нем же был бит Иисус Христос. Тут есть и камень апостола Петра, на нем он плакал горько об отречении от Христа. И поклонились иконе пресвятой Богородицы, которая явилась святому старцу в пустыне. В этой церкви находились гробы царские — великого Константина, Малого Феодосия и иные многие. В той же стороне, где находится Апостольская церковь, есть небольшая церковь и в ней икона великого Спаса, от него был слышан голос прощения человеку, лежащему в постели и верою кающемуся в своих прегрешениях. Тут же в приделе лежат святые Спиридон и Полиект и мощи святых Иоанна Златоуста, Григория Богослова, в каменных ковчегах запечатанные.

В третий день ходили к святому Антонию патриарху и благословение от него приняли. В четвертый день поклонились иконе великого архангела, который явился отроку, сторожившему инструмент создателей церкви. В шестой день пошли к святой Богородице Одигитрии, поклонились и помазались миром. Ходили в монастырь Пантократор, где целовали святую доску, на которую после снятия с креста положили тело Иисуса Христа. На этой доске остались следы слез Богородицы. Тут хранится корчага, сделанная из самородного камня, в ней Христос воду в вино превратил. Здесь же лежат головы святых Сергия, Вакха и Якова Перского.

В восьмой день поклонились иконе Христа, сотворившей чудо купцу Федору. В шестнадцатый день прибыл в Царьград епископ Смоленский Михаил. В двадцать четвертый день ходили в монастырь святого Иоанна Продрома, целовали руку святого Иоанна Постника. В тридцатый день принял благословение от патриарха епископ Михаил, ходили в монастырь святого патриарха Афанасия, ему же дала посох на патриаршество святая Богородица, целовали мощи его. Оттуда пошли в монастырь Перивлепто и целовали мощей много, священномученика Григория, Иоанна Крестителя.

В тридцать первый день ходили на верх церкви святой Софии, видели 40 окон шейных, мерили окно со столпом, две сажени без двух пядей. Первого августа ходили в [281] церковь при Константиновой дворе, которая называется День чинов, в ней столпы чудные, отражается в них все, как в зеркале. Оттуда пошли на берег моря, где целебный весок, над ним церковь святого Спаса, где находится чудотворная икона и мощи святого Аверкия. Во второй день августа целовали мощи святого Стефана Первомученика его монастыре. В пятый день ходили в Пигии, поклонитесь святой Богородице, пили целебную святую воду и умылись ею. В восьмой день ходили в монастырь Перивлепто, целовали руку Предтечи, голову Григория Богослова, лоб Стефана Нового и икону господню, от нее был голос царю Маврикию 20. Здесь замуровано много святых мощей, тут есть потир из топаза, камня драгоценного. В восьмой день ходили в Пантократорскую церковь и в сосудохранилище (в ризницу), видели святое Евангелие, писанное золотом рукою царя Феодосия Малого, здесь же целовали кровь господню, вытекшую из ребра его во время распятия на кресте.

В десятый день сентября скончался митрополит Пимен в Халкидоне, привезли тело его и схоронили вне Царьграда, на берегу моря, против Галаты, в церкви Предтечи.

На место Пимена отпустили на Русь митрополитом Киприана 21. И выехал он из Царьграда в 1 день октября, а с ним епископ Смоленский Михаил и епископ Волынский Иоанн да два митрополита греческих и Федор архимандрит Симоновского монастыря. После их отъезда пришла весть, что один корабль с митрополитами был спасен, а с епископами, говорили, пропал без вести. Одни говорили, что он затонул, иные — прибыл в Кафу, другие решили, что он в Амастрии, третьи полагали, что в Дафнусии. Спустя несколько дней пришла грамота от митрополита Киприана с сообщением, какая страшная беда с ними приключилась на море, какой был шторм и гроза и как они были развеяны и друг друга не видели. Но буря перестала, и все были спасены, приплыли к Белгороду 22 (Днестровскому) и все здоровыми отправились на Русь. Мы это услышали и были очень рады.

В 17 день декабря видели гроб великого пророка Даниила и приложились к нему. Здесь находится церковь святой Богородицы. Есть в ней икона Богородицы, писанная евангелистом Лукой 23. В воскресенье перед Рождеством Христовым видели в святой Софии представление “Пещного действа”, как в печь бросали святых трех отроков 24. Служил патриарх святую литургию честно, во всем [282] сане святительском. В 22 день целовали мощи святой Анастасии и Игнатия Богоносца.

В лето 6898 (1390) сын императора Андроника Калуян (Иоанн) начал добиваться с турецкой помощью царства 25 в Царьграде. Захватил укрепления и башни, подступил к Царьграду вблизи пасхи и начал биться. В великий четверг пришел Мануил, сын старого царя Калуяна от Лимноса 26, на кораблях для помощи Царьграду. В великую субботу обличили до пятидесяти крамольников, одних ослепили, а другим носы отрезали, закрыли все городские ворота, оставили только одни близ Продрома. Было приказано сохранять запас на два года.

Во вторую неделю после пасхи, в среду, в полночь, преданные люди отворили городские ворота Калуяну Андрониковичу и впустили его с греками, но без турок, и никакого зла они не сотворили. Мануил же на кораблях убежал на остров Лимнос. От Царьграда до острова Лимноса 60 миль, в сторону Афонской горы. Старый император Калуян затворился в своих палатах, бояре же его закрылись в церкви святой Софии. Звон стоял по всему городу, воины освещали весь город фонарями (факелами), гонялись по всему городу на конях и пешими толпами, держа оружие в руках, стрелы изготовлены, в луки положены, кричали: “Слава Андронику!” Кричал и весь народ, мужчины, женщины и малые дети. И отвечали все горожане, крича: “Слава Андронику!” Где же так не кричат, то быстро и буйно хватаются за оружие. И чудно было видеть и слышать кипение города. Одни в страхе трепетали, другие радовались, и не было видно нигде убитых, только страх нагоняли оружием. С наступлением дня, ранним утром, немного помятежничали, немногих поранили. К вечеру же поклонились все императору молодому Андрониковичу, утих город, и переменилась печаль на радость. Император же Мануил приводил в кораблях дважды фряжскую рать к Царьграду и ничего не добился. А Калуян впал в печаль великую, снаряжал пороки и набирал рать наемную, бился у палат все лето пушками со старым императором и не мог его одолеть. Мануил пришел в третий раз к Царьграду с римлянами, они крепко ополчаются на противника. Их отличительный знак — на груди крест белый нашит. Мануил прибыл в пролив, в бухту, вошел в палаты к отцу. Были на берегу моря стена каменная и башни высокие. Нельзя было никак прийти к старому императору ни по морю, ни по суху. Андроникович стоял [284] на поле и бился со старым императором. Было это 17 сентября во время обеда. Император Мануил вышел из костела со всеми своими воинами и ударил внезапно на Андрониковича, обедающего и невооруженного. Андроникович не мог устоять, побежал, родственник же его Каталуз бился, не мог устоять и также пустился в бегство.

И взял Мануил Царьград, попленил многих сторонников Андрониковича около Царьграда. Пошел Мануил с поклоном к турецкому султану, задержал его турок у себя, прислал к отцу Мануила приказ: пока не разрушишь палат своих, Мануил не уйдет из моих рук. И повелел неволею старый император палаты разорить, а сам перешел в ветхий императорский двор и от скорби скончался. Турки Мануила отпустили, и доныне он император.

В лето 6899 (1391) 15 августа было землетрясение.

О царском венчании.

В лето 6900 (1392) 11 февраля, в неделю Блудного сына, венчался Мануил на царство с царицею патриархом Антонием 27. Венчание его было чудным зрелищем. Было ночью бдение всенощное во святой Софии. Рассвело, пришли люди, и я там был. Было народу множество, мужчины внутри церкви, а женщины на хорах. И так искусно устроено. Все женщины стояли за шелковыми занавесами, их лиц и украшения никому не было видно, они же все могли видеть. Певцы стояли в чудном одеянии, одежда их, подобна стихирям, широкая и долгая, все подпоясаны, рукава одежды широкие и длинные, иные камчатные, другие шелковые, наплечники с золотом и кружевами. На головах оскрильцы с кружевами. Много их собрано. Старейший певцов красив, бел, как снег. Были тут и фряги из Галаты и Царьграда, генуэзцы, венецианцы. И порядок был чудным зрелищем. Стояли на два ряда, одеты одни в багряный бархат, другие в вишневый бархат, один ряд имел на груди жемчуг, другие иное украшение. Под хорами на правой стороне находился чертог с 12 ступенями, шириною две сажени, облачен красным червецом, на нем два столпа золотые.

Ночью император был в своих палатах. Когда наступил час дня, он сошел с палат, вошел в святую церковь передними великими дверями, которые называются царскими. Певцы пели странно и несказанно. Было шествие императора только в 3 часа от передних дверей до чертога. По обе стороны императора 12 оружейников, от головы и до ног все в железной броне. Перед ним шли два знаменосца, волосы их черные, а древки, одежда и шапки их красные. [285] Перед двумя знаменосцами шли подвойские, посохи их серебром окованы.

Император же, войдя в чертог, облачился в багряницу и диадему, и венец царский около головы на столпниках. Выйдя из чертога, он поднимается наверх, приводит царицу, и они садятся на стулья. Начали литургию. Император и императрица сидят. Когда должен быть выход, приходят два главных дьякона к императору и кланяются слегка, до груди. Император встает, идет к алтарю, знаменосцы перед ним, а оружники окружают его с двух сторон. Император входит в алтарь, знаменосцы и оружники останавливаются перед алтарем по обе стороны святых дверей, облачают императора в малый филонец 28, багряный, до пояса, идет император к выходу, держа в руке свечу. Совершает выход и патриарх, он входит на амвон, и император с ним. Приносят царский венец на блюде, покрытый; также и императрице приносят. Подходят два главных дьякона, сотворяют малый поклон императрице. Приходит и императрица на амвон. Патриарх возлагает венец на императора и дает ему крест в руку. Император сходит вниз и кладет венец на императрицу, и отходят они на свое место и садятся на стулья. Патриарх совершает вход и прочее.

Когда херувимская песнь кончается, подходят два главных дьякона и сотворяют императору поклон, как и прежде. Император встает и идет в алтарь, свечу зажженную держа в руке.

Кто сможет передать эту красоту! Император находится в алтаре до святого причащения. И два главных дьякона сотворяют поклон императрице. Когда уходят от престола вниз, тогда тут стоящие люди раздирают всю опону чертожную, сколько может захватить себе. Императрица входит южными дверями в крыло алтаря, ей дают святое причастие. Император же причащается от патриарха со священниками у престола Христова. При выходе из церкви императора осыпают монетами, народ же расхватывает каждый руками своими.


Комментарии

1. …Пимен митрополит пошел в третий раз...— Пимен, митрополит киевский и всея Руси, архимандрит Горицкого монастыря в Переславле, первый раз был в Константинополе в 1379 г., когда самочинно добился поставления в митрополиты и был затем низложен Дмитрием Ивановичем Донским за своеволие; третья поездка Пимена приходится на 1389—1390 гг. Во время этой поездки он внезапно скончался в окрестностях Константинополя.

2. …Михаил епископ Смоленский да архимандрит Спасского монастыря в Москве Сергий...— Михаил — епископ Смоленский; Сергий Азаков — архимандрит Спасского монастыря в Москве.

3. …к городу Перевитску...— Перевитск — ныне населенный пункт Перевицкий Торжок в Рязанской обл., на р. Оке, Зарайский р-н.

4. ...Олег Иванович...— великий князь рязанский (1350—1402 гг.).

5. …В неделю Фомину...— первое воскресенье после пасхи.

6. ...Мечу и Сосну...— реки, притоки Дона.

7. ...до устья Воронежа… — устье Воронежа, реки, притока Дона.

8. ...реку Медведицу...— приток Дона.

9. ...на устье Дона под Азовом...— Имеется в виду город Азов (район устья Дона). Во время путешествия русской делегации Азов принадлежал генуэзцам и служил важным складочным местом в их торговле с Индией, Китаем, Персией и главным невольничьим рынком южных степей.

10. ...фряги прибыли из города, нашего митрополита схватили и связали...— Пимен во время своей первой поездки в Константинополь в 1379 г. был в составе делегации для поставления в митрополиты коломенского попа Дмитрия Ивановича (Митяя), который внезапно скончался в пути. Пимен решил самовольно предложить себя константинопольскому патриарху в московские митрополиты. Для достижения этой цели и подкупа он занял крупные суммы денег у генуэзских купцов. После возвращения на Русь он был сослан Дмитрием Донским в Чухлому и Тверь и оказался должником генуэзцев, за что и был схвачен в Азове.

11. ...Керченский (Кафинский) пролив и Сурож… — Керченский пролив (Кафа — древнее название Керчи); Сурож — древнее название Судака, города в Крыму.

12. ...к Синопу...— Синоп турецкий город и порт на южном побережье Черного моря.

13. ...Диополь-град… Дафнусию и Карфию, пришли в город Астравию...— города на побережье Черного моря.

14. ...Мурат пошел войною на сербского князя Лазаря...— Имеется в виду Мурад I, турецкий султан (1359—1389 гг.). В 1389 г. он разбил на Коссовом поле в Сербии объединенные силы сербов, албанцев и валахов, которые пытались свергнуть турецкое иго, но был убит после сражения сербом Милошем Обиличем.

15. ...пошли от Фили и минули Риву, пришли к устью и минули Фонарь...— населенные пункты и города недалеко от Константинополя.

16. ...к святой Софии... – см. примеч. 1 к “Странствию Стефана Новгородца”.

17. ...пошли на двор Константина...— См. примеч. 12 к “Анонимному хожению в Царьград”.

18. ...Ипподромом...— см. примеч. 17 к “Анонимному хожению в Царьград”.

19. ...столп медный, как в три пряди свит, а на каждом конце по змеиной голове...— см. примеч. 18 к “Анонимному хожению в Царьград”.

20. ...был голос царю Маврикию...— Маврикии — византийский император см. примеч. 20 к “Анонимному хожению в Царьград”.

21. ...митрополита Киприана...— После внезапной кончины в окрестностях Константинополя митрополита Пимена московским митрополитом был поставлен Киприан (1390—1400 гг.), болгарин по происхождению и византиец по воспитанию и взглядам. Киприан известен и как писатель, которым написаны житие митрополита Петра, послания; он принимал участие в составлении летописного свода.

22. ...к Белгороду...— совр. г. Белгород-Днестровский, бывш. г. Аккерман.

23. ...писанная евангелистом Лукой...— см. примеч. 10 к “Странствию Стефана Новгородца”.

24. ...как в печь бросали святых трех отроков...— это первое упоминание о церковном представлении “Пещного действа”, которое видели русские путешественники в цареградской Софии. “Пещное действо” в России представлялось в XVII в.

25. …начал добиваться с турецкой помощью царства...— Имеется в виду династическая борьба за византийский императорский престол. Калоян (Иоанн) Андроникович свергнул в 1391 г. своего деда Иоанна V Палеолога (1355—1391 гг.), но вскоре и сам был свергнут своим дядей Мануилом II Палеологом. К этому времени Византийская империя ограничивалась городом Константинополем, небольшой территорией на побережье Черного и Мраморного морей, Селунью, несколькими островами и небольшими владениями в Пелопонесе.

26. ...от Лимноса...— Лимнос — остров в Эгейском море.

27. ...патриархом Антонием...— Антоний IV, патриарх константинопольский.

28. ...филонец...— Фелонь — верхняя одежда без рукавов.

(пер. А. И. Прокофьева)
Текст приводится по изданию: Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М. Советская Россия. 1984

© текст - Прокофьев Н. И. 1984
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Мурдасов А. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Советская Россия. 1984