Комментарии

1. Более точное название — Инчиза.

2. Точная дата рождения — 1494 г.

3. «Благовещение» не сохранилось.

4. См. биографию Мариотто Альбертинелли в т. III «Жизнеописаний».

5. См. биографию Андреа дель Сарто в т. III «Жизнеописаний». Вазари неточен: «Истории о св. Филиппе» были закончены в 1510 г., а выше было сказано, что Понтормо «перешел к Андреа дель Сарто в 1512 г.».

6. Работа не сохранилась (см. биографию Андреа дель Сарто).

7. Лев X был избран папой в 1513 г.

8. См. биографии Андреа ди Козимо в т. III «Жизнеописаний»; «Вера и Любовь», выполненные в 1513-1514 гг., сохранились (в плохом состоянии) на фасаде флорентийской церкви Сантиссима Аннунциата.

9. Об Антонио ди Марко ди Диано, прозванном Карота, известно, что он родился в 1486 г. и умер в 1568 г. О Раффаэлло делле Виуоле, Бернардино ди Джордано и Пьеро да Винчи другие сведения отсутствуют. (Этот Пьеро отцом Леонардо да Винчи не был). Пьетро Паоло Галеотти (1520-1584) ведал Монетным двором герцога Козимо Медичи.

10. Якопо Нарди (1476-1563) стал впоследствии историком Флоренции.

11. «Паллада», как и работы, описанные выше, не сохранилась. О Баччо да Монтелупо см. его биографию в т. III «Жизнеописаний».

12. См. биографию Ридольфо Гирландайо в т. V «Жизнеописаний». «Вероника» сохранилась (в сильно реставрированном виде).

13. Фрески, снятые со стены церкви Сан Руффелло (Сан Раффаэлло), перенесены в церковь Сантиссима Аннунциата (изображение Бога-отца не сохранилось).

14. Работа погибла при перестройке больницы в конце XVII в.

15. Части колесницы с росписями Понтормо хранятся в Палаццо Веккьо. «Св. Цецилия» не сохранилась.

16. «Посещение Марии Елизаветой» сохранилось на первоначальном месте (во дворе церкви сервитов Сантиссима Аннунциата).

17. Образ находится и теперь в церкви Сан Микеле Бисдомини.

18. Работа не сохранилась.

19. Работы в Понтормо и Борго Сан Сеполькро сохранились; о Джованни Мариа (Ваттиста) Пики другие сведения отсутствуют, о Лапполи см. выше его биографию; портреты не сохранились.

20. Джинори умер в 1519 г., работы не сохранились.

21. Фреска погибла при разрушении церкви.

22. Джованни Сальвиати стал кардиналом в 1517 г. Работы не сохранились.

23. Судьба этих ларей неизвестна.

24. «Иосиф в Египте» находится теперь в Лондонской Национальной галерее.

25. «Поклонение волхвов» теперь в галерее Питти; портрет Козимо Медичи в Уффици.

26. Росписи виллы Медичи в Поджо а Кайано сохранились.

27. Ни одна из названных работ не сохранилась. Рагуза — город Дубровник в Югославии.

28. Фрески в Чертозе дель Галуццо (в Карминьяно близ Флоренции) сохранились не полностью и не в лучшем состоянии. Существуют: «Моление в саду», «Христос перед Пилатом», «Шествие на Голгофу», «Оплакивание Христа», «Воскресение». От «Положения во гроб» и «Распятия» остались только наброски и рисунки в Уффици, от других фресок — копии Якопо да Эмполи в Палаццо Веккьо; помощь Бронзино была незначительной.

29. Портрет и «Рождество Христово» не сохранились.

30. Работа, датированная 1525 г., хранится в запаснике галереи Уффици.

31. Работа сохранилась на первоначальном месте; о Бронзино см. «Об академиках рисунка» в т. V «Жизнеописаний».

32. Работы в капелле Барбадори флорентийской церкви Санта Феличита сохранились не полностью: свод капеллы был разрушен в XVIII в. (см. также «Об академиках рисунка»).

33. Возможно, что речь идет о «Мадонне», находящейся теперь в Палаццо Веккьо; там же и «Магдалина».

34. Фреска (в очень плохом состоянии) — на первоначальном месте (на перекрестке флорентинских улиц Виа дель Сарто и Виа дель Оссерваторио); «Мадонна со святыми» — в Лувре.

35. Портрет Медичи не сохранился.

36. Портрет епископа и «Помона» не сохранились,

37. «Воскрешение Лазаря» не сохранилось.

38. Работа находится теперь во флорентийской галерее Питти.

39. Работа теперь в Уффици.

40. Портрет Франческо Гварди не сохранился; «Пигмалион», находившийся раньше в римской галерее Барберини, написан Понтормо, а не Бронзино. Сейчас его местонахождение неизвестно.

41. См. «Об академиках рисунка».

42. Картоны Понтормо погибли.

43. Работа «Христос с Магдалиной» не сохранилась (см. также биографию Баттисты Франко в т. V «Жизнеописаний»).

44. Работа не сохранилась.

45. Работа находится в Уффици (существует много копий и вариантов).

46. Портрет не сохранился.

47. Большой портрет находится в собрании Джонсона (Филадельфия); малый не сохранился.

48. Все описанные Вазари работы не сохранились (копия «Мадонны» — на вилле Поджо Империале; «Распятие» Бронзино идентифицируется с находящимся в галерее Питти).

49. Ни одна из описанных работ не сохранилась (см. также «Об академиках рисунка»). О Якове и Пьер Франческо ди Якопо ди Доменико Тоски см. биографии Андреа дель Сарто и Аристотеле да Сангалло в тт. III и IV «Жизнеописаний».

50. Битва при Монтемурло происходила 2 августа 1537 г.

51. Работа не сохранилась (см. «Об академиках рисунка»); портрет герцога Козимо Медичи идентифицируется с хранящимися в запаснике Уффици, портрет матери герцога Марии Сальвиати не сохранился.

52. Фламандские мастера Иоганн и Никколо приехали во Флоренцию в 1546 г. (см. биографию Раймонди).

53. Оба картона Понтормо погибли (Понтормо приписывают три ковра, находящихся в римском дворце Квиринале).

54. Работа не сохранилась.

55. Работа была начата в 1546 г. и закончена Бронзино в 1558 г. Все фрески, за исключением одной, выполненной Бронзино, были уничтожены в 1838 г.

56. Понтормо умер в конце 1556 г. и был похоронен 2 января 1557 г.

57. «Мадонна» не сохранилась.

58. О Баттисте Нальдини см. «Об академиках рисунка».