Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДЖИРОЛАМО ИЗ ТРЕВИДЖО

живописца

29.JPG (432700 bytes)

(Пеннакки Джироламо младший, прозванный Джироламо да Тревиджи (из Тревизо), родился в 1597 г. (?), умер в 1544 г. — живописец, скульптор, архитектор (военный инженер), вероятно, сын Пьер Мариа Пеннаки и племянник Джироламо Пеннаки старшего, работал в Венеции, Болонье, Генуе, Триенте и Фаэнце: с 1542 г. — военный инженер английского короля Генриха VIII, погиб при осаде Булони. Испытал влияние сначала Доссо и Порденоне, затем Рафаэля и Пармиджанино. С достоверностью приписываются следующие работы: «Св. Рох со св. Иеронимом и Себастьяном» (Венеция, сакристия церкви Санта Мариа делла Салуте); рельефы на боковых дверях Сан Петронио в Болонье; гризайли (житие св. Антония, там же); работы в Каза д'Ориа в Фассоло (близ Генуи); «Св. Иаков со св. Лаврентием и Магдалиной» (Венеция, церковь Сан Сальваторе); фрески в Каза Одони (там же); «Мадонна с четырьмя святыми» (Дрезден, галерея; приписывается также Баньякавалло); «Введение во храм» (Венеция, церковь Сан Сальваторе); фрески в церкви Комменда в Фаэнце; «Поклонение волхвов» (Оксфорд, Крайст Черч Колледж).

Единственная архитектурная работа: фасад палаццо Маркезини в Болонье)

Редко бывает, чтобы художники, родившиеся в какой-либо местности и продолжающие работать у себя на родине, были вознесены судьбой до того благополучия, которого заслуживает их мастерство, между тем как, добиваясь признания во многих местах, они в конце концов рано или поздно где-нибудь его да нашли бы. И выходит часто и так, что художник, получивший лишь запоздалое воздаяние за свои труды, наслаждается им лишь очень недолго, отравленный ядом смерти, точь-в-точь как мы это увидим в жизнеописании живописца Джироламо из Тревиджо, который почитался отменнейшим мастером и который не будучи очень большим рисовальщиком, все же был прелестным колористом в масле и фреске и сильно подражал приемам Рафаэля Урбинского.

Он долго работал в Тревиджо, у себя на родине, да и в Венеции выполнил много работ, и в частности расписал фреской фасад дома Андреа Удоне, внутри же фризом с мальчиками двор и одну из верхних комнат 1. Все это было сделано в цвете, а не светотенью, ибо в Венеции больше нравится цвет, чем что-либо другое. Посредине этого фасада, в большой истории, изображена [432] летящая Юнона с полумесяцем в волосах, над облаками, прикрывающими ей бедра, и с поднятыми руками, в одной из которых она держит сосуд, а в другой чашу. Он изобразил подобным же образом толстого румяного Вакха с сосудом в руке, другой же рукой он, качаясь, держится за Цереру со снопом колосьев в руках. Изображены там и грации и пять путтов, которые, летя вниз, их приглашают, как бы намекая на изобилие даров, приносимых ими дому Удоне. А чтобы показать, что дом этот друг и приют талантов, тревиджец изобразил с одной стороны Аполлона, а с другой Палладу; работа эта была выполнена очень свежо и потому принесла Джироламо честь и пользу.

Он же написал образ для капеллы Мадонны в соборе Сан Петронио, соревнуясь с несколькими болонскими живописцами, как об этом будет рассказано в своем месте. И, проживая, таким образом, в Болонье, он написал там много картин, а в соборе Сан Петронио, в мраморной капелле св. Антония Падуанского, он написал маслом все истории его жития, в которых обнаружил бесспорно вкус, добросовестность, грацию и очень большую отделанность 2. В церкви Сан Сальваторе он написал образ Богоматери, поднимающейся по ступеням с несколькими святыми, и другой, на котором изображена Богоматерь, парящая в воздухе с несколькими детьми, а внизу св. Иероним и св. Екатерина 3, и который был поистине самой слабой из его работ, находящихся в Болонье. В Болонье же над одним порталом он написал фреской Распятого, Богоматерь и св. Иоанна, получивших величайшее одобрение. В болонской церкви Сан Доменико он написал маслом Мадонну с несколькими святыми, лучшую из своих работ, находящуюся близ хора, где поднимаются к раке св. Доминика; там же изображен и заказавший ее жертвователь. Равным образом он написал красками картину для графа Джованни Баттисты Бентивольи по принадлежавшему ему картону с историей волхвов, выполненному рукой сиенца Бальдассаре; он завершил ее весьма удачно, несмотря на то, что там было более сотни фигур 4.

Равным образом в Болонье по домам и в церквах находятся и многие другие собственноручно написанные им картины: он расписал светотенью в Гальере стену дворца Теофанини и еще одну стену за домами Дольфи, по суждению художников признанную лучшей его работой в этом городе 5.

Приехав в Триент. он вместе с другими живописцами расписал дворец старого кардинала, чем завоевал величайшую славу, а по возвращении в Болонью продолжал начатые им работы 6. [433]

Вышло так, что в Болонье было объявлено о том, что нужно написать образ для больницы делла Морте, и в соревновании было представлено много проектов как нарисованных, так и написанных. А так как большинство оказало предпочтение другим, кому по дружбе, а кому по заслугам, Джироламо остался ни при чем и, считая, что ему оказана несправедливость, вскоре после этого уехал из Болоньи. Но оказалось, что чужая зависть принесла ему такое счастье, о каком он и не помышлял, так как, если бы он вышел на первое место, работа эта стала бы препятствием к тому благу, которое готовила ему благосклонная судьба. Дело в том, что некими покровительствовавшими, ему друзьями он был приглашен в Англию и, будучи представлен королю Генриху уже не как живописец, а как инженер, он был принят к нему па службу.

Там он показал несколько образцов инженерных сооружений, устроенных им в подражание таковых же в Тоскане и в других частях Италии, и король этот, восхитившись ими, осыпал его наградами, назначил ему ежегодное содержание в четыреста скудо и предоставил ему возможность выстроить себе пристойный дом на личные королевские средства. Так Джироламо, вознесенный от крайних бедствий к величайшему величию, жил себе очень веселый и довольпын, благодаря Бога и судьбу, приведших его в страну, где люди оказались так благосклонны к его талантам. Однако недолго суждено ему было вкушать счастье, столь необыкновенное, ибо, поскольку война между французами и англичанами все еще продолжалась, а Джироламо была поручена забота о всех бастионах и артиллерийских укреплениях, а также и о полевых заграждениях, случилось так, что в один прекрасный день, когда он устанавливал батареи вокруг города Болоньи в Пикардии, пролетевшая со страшной силой половина взорвавшейся пушки сорвала его с лошади и разорвала пополам. И так в один миг померкли и жизнь его, и мирские почести, и все его величие в 1544 году, когда ему исполнилось тридцать шесть лет 7.


Комментарии

1. Работы в доме Андреа Удоне (Одони) не сохранились.

2. См. в т. V «Жизнеописаний» автобиографию Вазари. Истории из жития св. Антония сохранились (написаны в 1525 г.).

3. Первая Мадонна в Сан Сальваторе — на месте, вторая до нас не дошла.

4. Фреска над порталом не сохранилась. Мадонна из церкви Сан Доменико находится теперь в Лондонской Национальной галерее, от «Поклонения волхвов» сохранился лишь картон Бальдассаре Перуцци, хранящийся там же, и гравюра Агостино Карраччи.

5. Названные Вазари болонские работы погибли.

6. «О старом кардинале» Бернардо ди Клее см. выше биографию Доссо, которому принадлежат и упомянутые Вазари росписи (пребывание Джироламо в Триенте документами не засвидетельствовано).

7. Год смерти Джироламо указан правильно, возраст приблизительно (в первом издании «Жизнеописаний» сказано, что он умер 46 лет). См. о нем также биографии Сальвиати и Перино дель Вага в т. V и IV «Жизнеописаний».