Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ БЕНЕДЕТТО ИЗ РОВЕЦЦАНО

скульптора

18.JPG (432700 bytes)

(Грацини Бенедетто ди Бартоломео, прозванный Бепедстто да Ровеццано (1474 — ок. 1556) — флорентийский скульптор и архитектор. Родился в Пистойе, учился, по-видимому, у Маттео Чивитале, первые работы — в Генуе (галерея для певчих в церкви Сан Стефано, 1499), в 1502 г. — в Париже, где с другими итальянцами работал над гробницей герцога Людовика Орлеанского и Валентины Висконти (теперь в Сен-Дени). С 1505 г. во Флоренции, где приобрел близ Ровеццано земельный участок (отсюда прозвище). Между 1524 и 1535 гг. поездки в Англию, где работал над гробницей Генриха VIII. В 1552 г. ослеп.

Другие работы (все во Флоренции): гробница св. Джованни Гвальтьери в церкви Санта Тринита (часть на месте, фрагменты — во флорентийском музее Барджелло); камин из палаццо Боргерини (в Барджелло); портал Бадии (аббатство); мраморная статуя евангелиста Иоанна в музее собора; гробницы Пьетро Содерини в церкви Санта Марка дель Кармине; гробница Альтовити в церкви Санти Апостоли (все они названы Вазари))

Великое горе, думается мне, испытывают люди, создавшие нечто талантливое, когда они, надеясь под старость насладиться своим созданием и увидеть достижения красоты чужих талантов в подобных же произведениях, а также иметь возможность убедиться в том, каким совершенством обогатилась благодаря этому та область, в которой они подвизались, вдруг лишаются света своих очей либо по доле враждебной им судьбы, либо от времени, либо от дурного предрасположения, либо, наконец, по какой-либо иной причине, но как бы то ни было, они уже не способны как прежде распознавать ни недостатков, ни совершенства тех, о которых слышат, что они живы и здоровы и занимаются своим делом. И особенно, как мне кажется, должны они огорчаться, когда слышат похвалы вновь пришедшим, и не из зависти, а потому, что сами не могут судить о том, справедлива ли эта молва или нет. Это самое и приключилось с Бенедетто из Ровеццано 1, флорентийским скульптором, дабы миру стало известно, каким он был дельным и опытным скульптором и с какими тщательностью и осторожностью обрабатывал мрамор, создавая чудесные вещи. [274]

Среди первых из многочисленных его работ, выполненных во Флоренции, можно назвать камин из мачиньо, находящийся в доме Пьетро Франческо Боргерини, где им собственноручно высечены капители, фризы и многочисленные другие тщательно выполненные украшения 2. Равным образом есть и в доме мессера Биндо Альтовити его же камин и водоем из мачиньо и кое-что другое, выполненное очень тонко; однако что же касается архитектурных частей, то они выполнены по рисункам Якопо Сансовино, который тогда был еще юношей 3. Засим в 1512 году Бенедетто была заказана в главной капелле церкви Кармине во Флоренции богато украшенная мраморная гробница Пьеро Содерини, бывшего флорентийским гонфалоньером, и работа эта была выполнена им с огромной тщательностью 4. В самом деле, помимо листвы и резных похоронных эмблем и фигур он сделал там из колчедана барельефный балдахин будто из черной материи, и сделал это с таким изяществом и с такой чистотой и блеском полировки, что камень больше похож на прекраснейший черный бархат, чем на камень колчедан; короче говоря, все, что там сделано рукой Бенедетто, сколько ни хвали, все будет мало. А так как Бенедетто занимался и архитектурой, то по его проекту при церкви Санто Апостоло во Флоренции был отделан дом мессера Оддо Альтовити, покровителя и настоятеля этой церкви: Бенедетто сделал там из мрамора главные двери, а над дверями дома — из мачиньо герб Альтовити, а в нем сухого ободранного волка, который настолько четко выделен своими очертаниями, что кажется, будто он отрывается от поверхности герба; и там же развевающиеся ленты выточены так тонко, что кажется, будто сделаны они не из камня, а из тончайшей бумаги 5. В той же церкви над двумя капеллами мессера Биндо Альтовити, там, где Джорджо Вазари аретинец написал маслом на дереве образ с Зачатием, Бенедетто сделал мраморную гробницу названного мессера Оддо, богато украсив ее кругом листвой, удостоенной всяческого одобрения; так же прекрасен и саркофаг 6. Соревнуясь с Якопо Сансовино и Баччо Бандинелли, Бенедетто, как об этом уже говорилось, выполнил одного из апостолов высотой в четыре с половиной локтя для собора Санта Мариа дель Фьоре, а именно св. Иоанна евангелиста: в фигуре этой, сделанной очень толково, обнаруживаются хороший рисунок и опытность; вместе с другими фигурами она находится в попечительстве собора 7. А в 1515 году 8, когда начальники и старшины ордена Валломброзы решили перенести тело святого Джованни Гуальберто из аббатства, что в [275] Пассиньяно, в церковь Санта Тринита во Флоренции аббатства того же ордена, они поручили Бенедетто составить проект и приступить к строительству капеллы с гробницей, с бесчисленным множеством круглых фигур в естественную величину, соответственным образом расположенных в нишах, разделенных пилястрами, богато украшенными тонко высеченными узорами и гротесками; внизу же должен был проходить сплошной цоколь в полтора локтя высотой с историями из жития названного Джовангуальберто; отделкой же всей работы должны были быть бесчисленные украшения вокруг саркофага 9. Над этой гробницей Бенедетто работал с многочисленными помогавшими ему резчиками десять лет напролет, израсходовав огромные средства названной конгрегации, и закончил ее в доме Гуарлондо, неподалеку от церкви Сан Сальви, что за Порта алла Кроче, там, где почти постоянно проживал заказавший ему эту работу генерал ордена. И выполпил Бенедетто эту капеллу и гробницу так, что поразил всю Флоренцию. Но воля судьбы была такова (ибо своей участи подчиняются и мраморы и отменные творения мужей превосходных), что после многочисленных раздоров у этих монахов сменилось начальство и работа оставалась на том же месте незавершенной до 1530 года, когда вокруг Флоренции началась война и труды такие были уничтожены солдатами, а выполненные с такой тщательностью головы были нечестиво сбиты с фигур и все разбито и испорчено так, что остатки были впоследствии проданы монахами за ничтожнейшую цену. Кто же хочет взглянуть на то, что осталось, пусть пойдет в попечительство собора Санта Мариа дель Фьоре, где сохранилось несколько обломков, купленных несколько лет тому назад управителями этого учреждения как мраморный лом. И поистине, подобно тому как все приходит к благополучному концу в тех монастырях и общинах, где царят согласие и мир, так, наоборот, там, где только одни разногласия да тщеславие, ничего никогда не доводится до совершенства и до похвального завершения, ибо то, что люди добрые и мудрые делали сто лет, человек невежественный и глупый разрушает в один день. И, видимо, такова воля судьбы, что очень часто те самые, которые знают мало и не умеют ценить мастерство, всегда оказываются теми, кто командует и управляет, более того — теми, кто губит любое дело, как это о светских князьках с не меньшей ученостью, чем истинностью, сказал и Ариосто в начале XVII песни. Возвращаясь же к Бенедетто, скажем, что величайшим грехом было то, что так злополучно пошли прахом все его труды и все затраты этого ордена. [276]

По его же указаниям и архитектурному проекту были выстроены двери и вестибюль Флорентийского аббатства 10, а также и несколько капелл, в том числе и капелла св. Стефана по заказу семейства Пандольфини 11. В конце концов Бенедетто был приглашен в Англию на службу к королю, для которого сделал много работ из мрамора и из бронзы, и в особенности его гробницу 12, за эти работы он благодаря щедрости короля получил достаточно для того, чтобы спокойно прожить последние годы жизни. А когда он вернулся во Флоренцию и сделал там еще кое-какие мелочи, головокружения, которые начались еще в Англии и действовали на зрение, а также и другие недомогания, вызванные, как говорили, слишком частым стоянием у огня при литье металлов, а может быть, и другие причины в короткое время привели к тому, что оп совершенно лишился света своих очей. Поэтому работать он кончил примерно в 1550 году, а жизнь свою немногими годами позже.

Слепоту свою в последние годы жизни Бенедетто переносил с добрым христианским терпением, благодаря Бога за то, что он предусмотрительно даровал ему возможность на свои труды дожить честно.

Был Бенедетто человеком обходительным и светским и всегда любил общаться с хорошими людьми. Его портрет сделан с портрета, который нарисовал с него, когда он был молодым, Аньоло ди Доннино 13 и который находится в нашей Книге рисунков, где есть еще несколько листов, очень хорошо нарисованных самим Бенедетто. За описанные нами творения он и заслуживает упоминания в числе выдающихся художников.


Комментарии

1. Бенедетто — уроженец Пистойи, а не Ровеццано.

2. Камин из дома Боргерини находится теперь в Барджелло.

3. Работы не сохранились.

4. Гробница Пьетро Содерини, находящаяся в церкви Санта Мариа дель Кармине, была повреждена пожаром и не очень точно восстановлена в XVIII в.

5. Описанные Вазари двери ведут не в дом Альтовити, а в церковь Санти Апостоли.

6. Гробница Антонио (а не Оддо) Альтовити в церкви Санти Апостоли сохранилась.

7. Статуя евангелиста Иоанна находится в музее собора и ныне (см. также биографии Баччо Бандинелли и Якопо Сансовино в т. IV и V «Жизнеописаний»).

8. Год назван ошибочно — следует читать «в 1505 году».

9. Сохранившиеся пять рельефов и шестнадцать кусков гробницы св. Джованни Гуальтьери (Джовангвальберто) перенесены теперь обратно в Сан Сальви. Сохранившийся дом Гуарлондо носит также название палаццо Гуарионе.

10. Портал Флорентийского аббатства (Бадии) был неудачно переделан (под античный) в XIX в.

11. Капелла св. Стефана во Флорептинском аббатстве существует. Рисунок — в Уффици.

12. Речь идет о гробнице короля Генриха VIII, попорченной при Кромвеле, мраморный саркофаг которой служит теперь надгробием адмирала Нельсона в лондонском соборе св. Павла.

13. Об Аньоло ди Доннино см. биографию Козимо Росселли в т. II «Жизнеописаний».