Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ЛУКИ СИНЬОРЕЛЛИ

из Кортоны, живописца

53.JPG (432700 bytes)

(Лука д'Эджидио ди маэстро Вентура де'Синьорелли (Лука да Кортона) родился в Кортоне в середине XV века, умер там же 16 октября 1523 года — живописец, ученик Пьеро делла Франческа, живописи которого близки приписываемые Луке плохо сохранившиеся фрески Епископской башни в Читта ди Кастелло (1474) и три «Мадонны»: в Оксфорде (библиотека Крайст Черч), Бостоне (музей) и Риме (палаццо Барберини). В 70-х гг. продолжительное время был во Флоренции (в кругу Верроккио — Поллайоло), около 1480 г. — работы в Лорето (фрески в Сантуарио), в 1482 г. — в Риме (росписи Сикстинской капеллы); в 1484 г. — в Перудже (датированный алтарный образ в соборе) и в Губбио, где встречался с Франческо ди Джорджо, которого рекомендовал как архитектора для строительства церкви Мадонна дель Кальчинайо, близ Кортоны; в 1491 г. — эксперт при рассмотрении проектов фасада Флорентийского собора; в том же году написал «Благовещение» и «Мадонну со святыми» для Вольтерры (обе работы теперь в городской пинакотеке); в 1404 г. — хоругви для Урбино («Распятие» и «Праздник Троицы», теперь — в местной галлерее); 1497 г. — начало росписей монастырского двора в Монтеоливето Маджоре («Житие св. Бенедикта»); 1498 г. — полиптих для Сант Агостино в Сиене (теперь отдельные части в собраниях Берлина, Дублина и др.); 1499-1506 гг. — работа над фресками в соборе Орвието (главная работа художника); 1506 г. — заказ на фрески для палаццо Петруччи в Сиене (выполнены главным образом Дженгой); после 1509 г. и до конца жизни — в Кортоне, где занимал видное положение (был приором, членом Совета и т. д.). Как живописец работал помимо упомянутых городов также для Ареццо, Арчевии, Кастель Фьорентино, Лучиньяно, Сполето, Фойяно и других местностей.

Другие работы: полиптих и «Крещение» в Сан Медардо в Арчевии; «Благовещение» (фреска, снятая из Сан Фраяческо в Ареццо), три алтарных створки со святыми, «Посещение Марией Елизаветы» и мужской портрет — в берлинских музеях; «Тиберий Гракх» — в музее Будапешта; «Мучение св. Себастьяна», «Св. Иоанн Креститель» и «Крещение» — в пинакотеке Читта ди Кастелло; «Положение во гроб» и «Житие св. Бенедикта» — в музее церкви Джезу в Кортоне; «Христос и Магдалина» — в музее Детройта; «Три святых» — в Дрезденской галлерее; «Святое семейство» — в галлерее Питти; «Святое семейство», «Благовещение», «Тайная вечеря», «Моление в саду», «Бичевание Христа», «Поклонение волхвов», «Рождество», «Распятие» и «Аллегория плодородия» — в Уффици, «Положение во гроб» (фреска) — в приходской церкви Кастильоне Фьорентино; «Венчание Богоматери» с «Житием св. Мартина» на пределле — в приходской церкви Фойяно; «Обрезание», «Рождество», «Триумф целомудрия» и «Кориолан» (снятые фрески) — и лондонской Национальной галлерее; «Бичевание» — в Брере; «Рождество» — в неаполитанском Национальном музее; «Успение» — в нью-йоркском Метрополитен-музее; «Рождество Иоанна Предтечи», «Поклонение волхвов» и «Св. Иероним» — в Лувре; «Положение во гроб» — в Умбертиде; «Бичевание Христа» — в венецианском музее Ка д'Оро; «Благовещение» — в Вольтерре, «Страсти Господни» — в музее Линденау в Альтенбурге, Мадонны — в Ареццо, Бергамо, Бостоне, Вольтерре, Кортоне, Лондоне, Лучиньяно, Милане, Монтепульчано, Мюнхене, Перудже, Риме, Стокгольме. Рисунки — в Лувре, Уффици и других собраниях)

Лука Синьорелли 1, превосходный живописец, о котором во временном порядке нам теперь надлежит сказать, в свои времена считался в Италии весьма знаменитым, а произведения его ценились так, как ничьи другие, в какое бы то ни было время, ибо в живописных своих произведениях он указал способ изображать нагое тело так хорошо, с таким искусством и с разрешением таких трудностей, что оно кажется живым. Он был воспитанником и учеником Пьетро из Борго Сан Сеполькро и в юности своей очень старался подражать учителю и даже превзойти его. В то время как он работал с ним в Ареццо, поселясь, как уже говорилось, в доме Ладзаро Вазари, своего дяди, он подражал манере названного Пьетро настолько, что почти нельзя было отличить одного от другого 2.

Первые произведения Луки были выполнены для церкви Сан Лоренцо в Ареццо, где в 1472 году он расписал фреской капеллу св. Варвары, а в сообществе св. Екатерины — на холсте маслом хоругвь, что носят на процессиях, и такую же в церкви Тринита, так, что кажется, будто выполнена [662] она рукой не Луки, а самого Пьетро из Борго. В церкви Сант Агостино в названном городе он выполнил образ св. Николая Толентинского с прекраснейшими историйками, завершенный им с хорошим рисунком и выдумкой, и там же в капелле св. Даров он написал фреской двух ангелов. В церкви Сан Франческо в капелле Аккольти он расписал для мессера Франческо, доктора прав, доску, на которой изобразил самого мессера Франческо и нескольких его родственников. В произведении этом есть дивный св. Михаил, взвешивающий души; в этой фигуре в сверкании ее доспехов и в отражениях на них проявились, как, впрочем, и во всей вещи в целом, глубокие его знания. Лука дал ему в руку весы, на которых нагие люди, поднимаясь на одной чашке и опускаясь на другой, изображены в прекраснейших ракурсах. И между прочими хитроумными вещами, имеющимися в этой живописной работе, есть нагая фигура, отменнейшим образом превращенная в дьявола, у которого зеленая ящерица лижет кровь из раны. Есть там, помимо этого, и Богоматерь с сыном на коленях, св. Стефан, св. Лаврентий, св. Екатерина и два ангела, один из которых играет на лютне, а другой на гуслях. И все эти фигуры разодеты и разукрашены так, что диву даешься. Но что там еще чудеснее, так это мелкофигурная пределла с деяниями названной св. Екатерины 3.

Многое написал он и в Перудже и, между прочим, в соборе для мессера Якопо Вануччи, кортонца, городского епископа, картину на дереве, на которой изображены Богоматерь, св. Онуфрий, св. Геркулан, св. Иоанн Креститель и св. Стефан, а также прекраснейший ангел, настраивающий лютню 4.

В Вольтерре он написал фреской в церкви Сан Франческо над алтарем одного из сообществ Обрезание Господне, почитавшееся дивным и прекрасным, несмотря на то, что младенец, пострадавший от сырости, был переписан Содомой гораздо хуже, чем он был. И в самом деле, иной раз лучше оставлять вещи, созданные людьми превосходными, даже и наполовину испорченными, чем давать их переписывать людям, менее знающим. В церкви Сант Агостино в том же городе он расписал темперой алтарный образ и его мелкофигурную пределлу с историями Страстей Христовых, почитавшуюся необычайно прекрасной 5.

В Монте он написал для тамошней Синьории в церкви Санта Мариа на доске Усопшего Христа 6, а в Читта ди Кастелло в церкви Сан [663] Франческо — Рождество Христово, а в церкви Сан Доменико на другой доске — св. Себастьяна 7.

В церкви Санта Маргарита в Кортоне, на его родине, в обители братьев-цокколантов находится Усопший Христос, одна из редкостнейших его работ, а в сообществе Иисуса в том же городе он расписал три доски, из которых чудесна та, что на главном алтаре, где Христос причащает апостолов, а Иуда прячет святые дары в мешок. А в приходской церкви, именуемой ныне Епископством, он написал фреской в капелле св. Даров несколько пророков в естественную величину, а вокруг табернакля — нескольких ангелов, раскрывающих полог, и по сторонам св. Иеронима и св. Фому Аквинского. Для главного алтаря названной церкви он написал на доске прекраснейшее Успение и сделал рисунки для главного круглого окна названной церкви 8, которые были осуществлены Стаджо Сассоли из Ареццо 9.

В Кастильоне Аретинском он выполнил над капеллой св. Даров Усопшего Христа с Мариями 10, а в церкви Сан Франческо в Лучиньяно дверцы шкафа, в котором находится коралловое дерево с крестом на вершине 11.

В Сиене он расписал в церкви Сант Агостино доску для капеллы св. Христофора с несколькими святыми по обе стороны рельефного св. Христофора 12.

Из Сиены, приехав во Флоренцию для того, чтобы взглянуть на работы проживающих там в то время мастеров, а также многих живших там раньше, он написал для Лоренцо деи Медичи на полотне нескольких обнаженных богов, получивших большое одобрение, и землей — образ Богоматери с двумя небольшими фигурами пророков, находящихся ныне в Кастелло, вилле герцога Козимо; и ту и другую работу он поднес названному Лоренцо, который никогда и никому не позволял превзойти себя в щедрости и великолепии. Он написал также прекраснейшее тондо с Богоматерью, то, что в приемной капитанов гвельфской партии 13.

В Кыозури Сиенском, главной обители монахов Монте Оливето, он написал с одной стороны монастырского двора одиннадцать историй из жизни и деяний св. Бенедикта. Из Кортоны он посылал свои работы в Монтепульчано, в Фойяно (образ главного алтаря приходской церкви), а также в другие местности Вальдикьяны 14. [664]

В Мадонне, главной церкви Орвието, он собственноручно завершил капеллу, начатую там фра Джованни из Фьезоле, в которой он изобразил все истории о конце мира с выдумкой причудливой и прихотливой: ангелов, демонов, крушения, землетрясения, пожары, чудеса Антихриста и много тому подобных вещей, и сверх этого нагих людей, всякие ракурсы и много прекрасных фигур, вообразив себе ужас этого последнего и страшного дня 15. Этим он ободрил всех работавших после него, для которых трудности этой манеры уже казались легкими. И потому я не удивляюсь тому, что работы Луки постоянно получали высшее одобрение Микельанджело и кое-что в его божественном Страшном суде в папской капелле осторожно им заимствовано из выдумок Луки, как, например, ангелы, демоны, расположение небес и другие вещи, в которых Микельанджело подражал приемам Луки, как это, впрочем, может видеть каждый. В вышеназванных произведениях Лука изобразил себя самого 16 и многих своих друзей — Никколо, Паоло и Вителоццо Вителли, Джован Паоло и Орацио Бальони и других, имена коих неизвестны.

В церкви Санта Мариа в Лорето он написал фреской в ризнице четырех евангелистов, четырех учителей церкви и других святых весьма прекрасных 17, и за работу эту был щедро вознагражден папой Сикстом. Говорят, что, когда в Кортоне был убит его сын, красавец лицом и телом, которого он очень любил, Лука, в таком горе, велел раздеть его донага и с величайшей твердостью духа, не рыдая и не проливая слез, написал его, дабы навеки собственными руками запечатлеть образ того, кого природа ему дала, а враждебная судьба у него отняла.

Будучи после этого призван названным папой Сикстом работать в дворцовой капелле в соревновании со многими живописцами, он написал там две истории, почитавшиеся лучшими среди многих остальных. На одной — завещание Моисея еврейскому народу при виде земли обетованной, а на другой — его же смерть 18. В конце концов, после того как он выполнил работы для всех почти государей Италии, и, будучи уже старым, он возвратился в Кортону, где в эти последние свои годы работал больше для удовольствия, чем для чего другого, ибо, привыкнув к труду, он не мог и не умел оставаться праздным. И в старости уже он написал в Ареццо образ для монахинь св. Маргариты и еще один для сообщества св. Иеронима, [665] частично оплаченный мессером Никколо Гамуррини, доктором прав, аудитором Руоты, изображенным на этой картине с натуры на коленях перед Мадонной, которой его представляет св. Николай, изображенный на этом же образе; есть там и св. Донат и св. Стефан, а пониже обнаженный св. Иероним и Давид, поющий над псалтырью, а также два пророка, которые, судя по грамотам у них в руках, рассуждают о непорочном зачатии 19. Работа эта была доставлена из Кортоны в Ареццо на плечах двух человек из этого сообщества. Лука же, несмотря на свою старость, пожелал приехать для ее установки, а отчасти и для того, чтобы повидаться со своими друзьями и родственниками. А так как поселился он в доме Вазари, где был и я, маленький мальчик восьми лет, то помнится, как этот добрый старик, такой весь изящный и чистенький, услышав от учителя, обучавшего меня первоначальной грамоте, что я ничем другим в школе не занимаюсь, как только рисованием фигур, помнится, говорю я, что, обратившись к Антонио, моему отцу, он сказал: «Антонио, чтобы Джорджино не отставал от нас, пусть учится рисовать во что бы то ни стало; ибо даже если бы он и прилежал к науке, то и рисование, как всякому образованному человеку, принесет ему только пользу, честь и утешение». Обратившись затем ко мне, стоявшему перед ним, он сказал: «Учись, родной». Наговорил он обо мне много и других вещей, о которых умолчу, ибо знаю, что я далеко не оправдал мнение, которое обо мне имел этот добрый старик. Когда же он услышал, что у меня в этом возрасте очень сильно шла носом кровь, как в действительности и было, так что иной раз я доходил до обморока, он собственноручно с бесконечной любовью повесил мне на шею яшму, и это воспоминание о Луке навечно запечатлелось в моей душе. Поставив названный образ на место, он возвратился в Кортону, и его на большое расстояние провожали многочисленные горожане, друзья его и родственники, как он этого и заслужил своею доблестью, так, что и жил он постоянно скорее как господин и почтенный дворянин, чем как художник.

В эти самые времена Сильвио Пассерини, кортонскому кардиналу, был построен дворец в полумиле от города перуджинским живописцем Бенедетто Капорали, который занимался и архитектурой и незадолго до этого истолковал Витрувия 20. И вот названный кардинал пожелал, чтобы он и [666] расписал его. И потому Бенедетто приступил к этому с помощью Мазо Папачелло, кортонца, который был его учеником и научился многому у Джулио Романо 21, о чем будет сказано, а также с помощью Томмазо и других учеников и подмастерьев, и не прекращал работы, пока почти всё целиком не расписал фреской. Кардинал же пожелал иметь какую-нибудь живопись и работы Луки, и тот, уже старый и парализованный, написал фреской на передней стороне алтаря капеллы этого дворца, как св. Иоанн Креститель крестит Спасителя 22; однако совсем закончить этого не мог, ибо во время работы умер в возрасте восьмидесяти двух лет 23.

Был Лука человеком отменнейшего нрава, искренним и правдивым с друзьями и нежного и приличного обращения со всеми, особенно приветливым со всяким нуждающимся в его работах и мягким наставником своих учеников. Жил он в роскоши и любил хорошо одеваться. За эти добрые качества на родине и за ее пределами к нему всегда относились с величайшим почтением. Таким образом, концом его жизни, приключившимся в 1521 году, мы и заканчиваем вторую часть сих жизнеописаний, завершая ее Лукой как тем человеком, который основательностью рисунка, в особенности же обнаженных тел, и легкостью выдумки и умением компоновать истории открыл большей части художников путь к последнему совершенству искусства, вершин которого смогли достичь следующие за ним, о которых мы и будем говорить в дальнейшем.


Комментарии

1. В первом издании биография Синьорелли начиналась так: «Кто родился добрым, не нуждается в обучении искусству жизни, ибо мирские невзгоды переносит он терпеливо, а милости всегда почитает ниспосланными небом. Злых же от природы может погубить зависть, ибо чужие работы, даже и плохие, всегда кажутся им и выше и лучше своих собственных. Отсюда и проистекают величайшие неудачи тех, кто работает с другими с гордыней, стремясь превзойти их достоинства, а не получать от них благо и пользу. Этим грехом поистине не страдал никогда Лука Кортонский, который всегда относился с любовью к художникам себе подобным, а тем, кто хотел чему-либо научиться, — помогал постоянно, так как считал, что этим принесет пользу и своему делу. И так как был он добр от природы, то всегда имел склонность к делам святым и справедливым. И потому и небеса, коим было ведомо, что был он поистине добродетельным мужем, не скупились в своих милостях, ему ниспосылаемых».

2. Сведения о том, был ли Синьорелли не только учеником, но и воспитанником Пьеро делла Франческа, а также находился ли он в родственных отношениях с Л. Вазари, отсутствуют. Из его работ, близких к работам учителя, сохранились названные «Мадонны» в Оксфорде, Риме и Бостоне и фреска в Читта ди Кастелло («достойным учеником» Пьеро делла Франчески его называет также в своих сочинениях Лука Пачоли).

3. Большая часть перечисленных работ до пас не дошла. Из аретинских работ сохранилось не названное Вазари «Бичевание» (теперь — в миланской Врере). В Аретинском музее хранятся две «Мадонны», в городском соборе — едены из жития Богоматери (выполнены с помощниками).

4. Работа сохранилась (теперь — в местной пинакотеке).

5. «Обрезание» из Вольтерры (не фреска) находится теперь в лондонской Национальной галлерее; приписываемые Синьорелли истории Страстей Христовых идентифицируются с «Поклонением волхвов» в музее г. Вольтерры.

6. Судьба работы неизвестна.

7. «Рождество Христово» в лондонской Национальной галлерее. «Св. Себастьян» хранится в пинакотеке г. Читта ди Кастелло.

8. В Кортоне, в Музее Диочезано, находятся названные Вазари «Усопший Христос», «Положение во гроб», «Причащение Христом апостолов» и «Успение», а также неназванные две «Мадонны» («Мадонны» также в Сан Доменико и Сан Пикколо). Фрески в приходской церкви (Колледжате) не сохранились.

9. Стаджо ди Фабиано Сассоли — мастер витражей, работавший в Ареццо в начале XVI в. Его окно в соборе заменено новым в XIX столетии.

10. Фреска «Положение во гроб» в Колледжате (приходской церкви) в Кастильоне Аретинском (Фьорентино) сохранилась.

11. В Лучиньяно (в церкви Сан Франческо) сохранилась «Мадонна» Синьорелли; шкаф с коралловым деревом не сохранился.

12. Части полиптиха из Сант Агостино в Сиене находятся теперь в разных собраниях (створки — в Берлине и в собрании Кук в Ричмонде, части пределлы — в Дублине (в Национальной галлерее) и различных частных собраниях. Статуя св. Христофора — в Лувре.

13. Во Флоренции (в Уффици) находятся обе Мадонны — картина и тондо; полотно с обнаженными богами (которое было известно под названием «Воспитание Пана»), находившееся в Берлине, погибло во время войны.

14. Фрески в Монтеоливето Маджоре (Кьюзури Сиенском) сохранились. В Монтепульчано хранится «Мадонна» (в церкви Санта Люция), в приходской церкви (Колледжате) г. Фойяно — алтарный образ «Венчание Богоматери» (со святыми и донаторами) с пределлой («Житие св. Мартина»).

15. В капелле Сан Брицио (Капелла Нуова) собора Орвието находится главная работа Синьорелли: фрески «Страшный суд», «Деяния Антихриста», «Положение во гроб», «Поэты», «Пророки».

16. Автопортрет Синьорелли усматривают во фреске «Деяния Антихриста» рядом с Джованни да Фьезоле (фра Беато Анджелико).

17. Фрески в ризнице Санта Мариа (Сантуарио) в Лорето (написанные до фресок в Орвието) сохранились (см. также биографии Пьеро делла Франческа и Доменико Венециано).

18. В дворцовой (Сикстинской) капелле Ватикана Синьорелли закончил «Передачу ключей» Перуджино и написал самостоятельно две фрески, названные Вазари.

19. Образ и картина находятся теперь в пинакотеке г. Ареццо.

20. См. прим. 35 к биографии Перуджино.

21. Мазо (Томмазо) Папачелли (ок. 1500-1559), — кортонский живописец, работал с Капорали, Джулио Романе, а также с Синьорелли, под чьим сильным влиянием он находился.

22. Среди сохранившихся росписей в капелле виллы кардинала Пассерини усматривают и названную Вазари фреску Синьорелли.

23. Проверить правильность указанного Вазари возраста невозможно; год рождения Синьорелли неизвестен. Умер же он в 1523 г. (а не в 1521 г., как ниже пишет Вазари).