ЖИЗНЕОПИСАНИЕ НАННИ Д'АНТОНИО ДИ БАНКО
флорентийского скульптора
(Нанни (Джованни) д'Антонио ди Банко (ок. 1373-1421), сын флорентийского скульптора Антонио ди Банко, скульптор, ученик Никколо ди Пьетро Ламберти. Испытал влияние Гиберти.
Работы во Флорентийском соборе: статуя пророка и барельеф Христа на боковом портале (Порта делла Мандорла) и «Мадонна с ангелами, подающая пояс св. Фоме» в тимпане того же портала (Вазари неправильно приписывает Якопо делла Кверча эту последнюю и лучшую работу Нанни). В музее собора — статуя св. Луки. В нише Орсанмикеле: св. Филипп с бюстом Христа в тимпане ниши, св. Элигий с бюстом Христа (в тимпане) и сценой из жития святого (в пределле) и группа из четырех святых (с Христом в тимпане и «Ремесленниками за работой» в пределле). Принимал участие в конкурсе на купол собора (подробности о конкурсе см. в биографии Брунеллеско))
Нанни д'Антонио ди Банко 1, который, унаследовав весьма богатое состояние, был отнюдь не низкого происхождения, увлекался скульптурой, не только не стыдясь ей обучаться и ею заниматься, но считая это для себя немалой честью, и пожал в этом деле такие плоды, что слава его будет длиться вечно и приумножаться в той мере, в какой станет известно, что отдавался он этому благородному искусству не по нужде, но из-за истинной любви к его мастерству 2. Он был одним из учеников Донато 3, тем не менее я помещаю его задолго до учителя, ибо он задолго до него умер. Был он человеком немного медлительным, но скромным, смиренным и ласковым в обращении.
Во Флоренции его рукой выполнен из мрамора св. Филипп, на одном из столбов на фасаде оратория Орсанмикеле 4. Работа эта сначала была заказана цехом сапожников Донато, а потом, так как с ним не сошлись в цене, перезаказана, как бы назло Донато, Нанни, обещавшему, что не [50] возьмет иной платы, кроме той, которую ему предложат. Вышло, однако, не так, ибо, когда статуя была закончена и поставлена на свое место, Нанни за свою работу потребовал цену гораздо более высокую, чем та, которую вначале просил Донато. А так как обе стороны Донато же и предложили произвести оценку, консулы этого цеха были твердо уверены, что он из-за зависти, что работал не он, оценит работу гораздо ниже, чем оценил бы в том случае, если бы он ее выполнил. Однако надежды их были обмануты, ибо Донато рассудил, что Нанни следует заплатить за статую гораздо больше того, что он просит. Не желая никак согласиться с этим приговором, консулы, обращаясь к Донато, кричали: «Почему же это ты брался за эту работу по цене более дешевой, а теперь, когда она сделана другим, оцениваешь ее дороже и заставляешь нас дать ему больше, чем он сам требует? А ведь ты сам знаешь, как и мы, что из твоих рук она вышла бы куда лучше?».. Донато, смеясь, ответил: «Этот добрый человек искусен не так, как я, и вкладывает в работу трудов гораздо больше, чем я; поэтому если вы люди справедливые, какими мне кажетесь, и если вам хочется, чтобы и он остался доволен, то придется вам оплатить ему то время, которое он на это потратил». Так возымела свое действие похвала Донато, благодаря которой обе стороны пришли к соглашению.
Работа эта стоит очень хорошо, и голова отличается большой выразительностью и живостью, одежда не кажется жесткой и хорошо лежит на фигуре. Под этой нишей стоят в другой нише четыре святых из мрамора, заказанные тому же Нанни цехом кузнецов, деревообделочников и каменщиков 5; и рассказывают, что, когда они были закончены круглыми и стоящими отдельно один от другого и ниша была сложена, то, как ни старались, в нее входили только три статуи, ибо некоторых он изобразил с распростертыми руками. Огорчившись и отчаявшись, обратился он к Донато за советом, как пособить несчастью и исправить недосмотр. Донато же, посмеявшись на этот случай, сказал: «Если ты обещаешь заплатить за ужин для меня и всех молодчиков из моей мастерской, я готов заставить этих святых влезть в нишу без всякого затруднения». Когда же Нанни обещал это с большой охотой, Донато на несколько дней отослал его в Прато для снятия кое-каких обмеров и для всяких других дел. Отправив Нанни таким способом, Донато со всеми своими учениками и подмастерьями принялся [51] за работу и стесал у этих статуй у одной плечи, а у другой руки, так что они, потеснившись, поместились в нише и оказалось, что одна положила руку на плечо другой. Таким образом решение Донато, сочетавшего их воедино, скрыло ошибку Нанни, так что, стоя и сейчас на том же месте, они являют очевиднейшие признаки согласия и братства, и тот, кто не знает в чем дело, не замечает первоначальной ошибки. Обнаружив по возвращении, что Донато все исправил и устранил все недочеты, Нанни был ему бесконечно благодарен и с величайшей охотой заплатил ему вместе с его учениками за ужин. Под ногами четырех этих святых в обрамлении табернакля помещается мраморная полурельефная история, где некий скульптор ваяет весьма живую фигуру ребенка, а каменных дел мастер выкладывает кладку с двумя помощниками, и, как мы видим, все эти фигурки отлично расположены и внимательно занимаются своим делом. На фасаде Санта Мариа дель Фьоре, с левой стороны, как входишь в церковь через средние двери, сделана была его же рукой и по тому времени очень толково фигура евангелиста 6. Считают также, что и св. Ло, помещенный снаружи названного оратория Орсанмикеле и заказанный цехом кузнецов, выполнен рукой того же Нанни 7, так же как и мраморный табернакль, на цоколе которого внизу изображена история святого Ло, кузнеца, подковывающего взбесившуюся лошадь, выполненную им так хорошо, что Нанни заслужил за нее большие похвалы. Однако за другие работы он заслужил бы и получил бы еще больше, если бы не умер еще молодым. Тем не менее и за эти немногие работы Нанни почитался толковым скульптором. Будучи гражданином Флоренции, он исправлял у себя на родине многие должности и, так как и в этих и во всех других делах проявил себя человеком справедливым и дельным, пользовался большой любовью. Умер он от боли в боку в 1430 году сорока семи лет от роду 8.
Комментарии
1. В первом издании биография начинается так: «В наши столь щепетильные времена, как правило, считается, конечно, весьма зазорным, если человек со средствами, которому не приходится добывать хлеб в поте лица своего, занимается науками, изобретательством или искусствами, приносящими славу при жизни и после смерти, как будто бы талант подобает только бедным или уже во всяком случае тем, у кого в жилах не течет голубая кровь. Мнение это поистине ошибочно и по справедливости должно быть презираемо всеми, ибо талант всегда особенно почитаем и более прекрасен в благородстве и богатстве, чем у людей бедных и низких. И совершенно ясно видно это по тем святым и счастливейшим временам, когда цари и князья философствовали, как ученые. А в века к нам близкие с очевидностью об этом свидетельствует Нанни...»
2. Свидетельство Вазари о знатном происхождении Нанни не подтверждается — известно лишь, что с 1405 года он состоял в цехе каменщиков.
3. Нанни ди Банко был не учеником, а сверстником Донателло.
4. Статуя св. Филиппа находится на прежнем месте.
5. Группа из четырех святых сохранилась и стоит на прежнем месте.
6. Статуя евангелиста Луки перенесена позднее в музей собора.
7. Статуя св. Ло (т. е. св. Элигия) с описанным дальше мраморным барельефом находится на западном фасаде Орсанмикеле.
8. В первом издании биография кончалась такими словами: «И был с почестями погребен в церкви Санта Кроче. Некоторые говорят, что тимпан над дверями Санта Мариа дель Фьоре, выходящий к церкви сервитов, был выполнен им. И если это так, то он заслуживает похвалы еще большей, ибо вещь эта поистине редкостная. Другие же приписывают ее Якопо делла Фонте по манере, более близкой Якопо, чем Нанни». Дата смерти и возраст Нанни указаны Вазари неправильно. Скульптура тимпана Порта делла Мандорла принадлежит Нанни.