ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДЕЛЛО
флорентийского живописца и скульптора
(Делло (Даниэлло) ди Никколо Делли — флорентийский живописец, работал во Флоренции, Венеции и Испании между 1404 и 1471 гг. Годы рождения и смерти точно неизвестны. По документам в 1425 г. был в Сиене, между 1427 и 1433 гг. — в Венеции. В 1433 г. записан во Флоренции в цех медиков и аптекарей. Два раза был в Испании (1445 и 1448), где сохранились его алтарь (ретабль) и фреска «Страшный суд» в соборе г. Саламанки. Рассказывая о свадебных сундуках, Вазари заслуги Делло переоценивает — художественно расписанные сундуки (кассоны) существовали и раньше. Во Флоренции кроме фресок в Санта Мариа Новелла Делло приписывается вслед за Вазари также люнета «Венчание Богоматери» на фасаде церкви Сант Эджидио (при больнице Санта Мариа Нуова во Флоренции))
Несмотря на то, что флорентинец Делло был всегда известен при жизни да и впоследствии только как живописец, он занимался и скульптурой, и как раз первые его работы и были скульптурными, так как, прежде чем начать писать красками, он выполнил много работ из терракоты: в арке, что над дверями церкви Санта Мариа Нуова, — Венчание Богоматери, внутри же церкви — двенадцать апостолов, а в церкви сервитов — усопшего Христа на коленях у девы Марии и много других работ по всему городу 1. Однако не только потому, что он отличался своенравием, но и видя, что работами из глины много не заработать и что бедности его нужна помощь более существенная, он, будучи хорошим рисовальщиком, решил заняться живописью, в чем легко и преуспел, быстро научившись писать красками, как о том свидетельствуют многочисленные живописные работы, выполненные им в родном городе, и главным образом фигуры небольших размеров, которые удавались ему гораздо легче, чем крупные. Это обстоятельство [42] оказалось ему весьма кстати, ибо в те времена горожане любили держать у себя в комнатах большие деревянные сундуки в виде гробов с разнообразно разрисованными крышками, и не было человека, который не заказывал бы росписей для этих сундуков. Помимо историй, изображавшихся спереди, на торцах, на углах, а то и еще где-нибудь, заказывались семейные гербы или эмблемы. Истории же, изображавшиеся на передней стороне, большей частью заимствовались из сочинений Овидия и других поэтов или же из рассказов греческих либо латинских историков; а также были там охоты, турниры, любовные новеллы и тому подобные вещи — кому что больше нравилось. Изнутри же их потом обивали холстом или сукном соответственно положению и достатку заказчика для наилучшего в них сохранения шерстяной одежды и других ценных вещей 2. Мало того, в той же манере расписывали не только сундуки, но и кровати, панели, идущие кругом карнизы и другие подобного рода украшения внутренних помещений, которые бывали в те времена особенно роскошными, бесчисленные примеры чего можно видеть по всему городу. И долгое время вещи такого рода были распространены настолько, что даже самые выдающиеся живописцы занимались такими работами, нисколько этого не стыдясь, как многие стыдились бы в наше время расписывать и покрывать позолотой подобного рода вещи. А в том, что это правда, можно убедиться и в наши дни, не говоря о многом другом, по нескольким сундукам, панелям и карнизам в покоях великолепного Лоренцо деи Медичи Старшего, где рукой живописцев — не каких-нибудь простонародных, но превосходных мастеров — были изображены все те игры, турниры, охоты, празднества и другие зрелища, которые изображались в его время со вкусом, изобретательностью и удивительным искусством. Подобные вещи можно видеть не только во дворце и в старых домах Медичи, но кое-что осталось и во всех знатнейших домах Флоренции. Ибо некоторые приверженцы старых обычаев, поистине великолепных и весьма почтенных, не уничтожили этих вещей, чтобы заменить их современными украшениями и обычаями.
Так и Делло, будучи весьма опытным и хорошим живописцем и главным образом, как уже сказано, с большим изяществом выполнявшим живописные работы малого размера, в продолжение многих лет с большой пользой для себя и честью не занимался ничем другим, как изготовлением и [45] росписью сундуков, панелей, кроватей и других украшений в манере, описанной выше, так что можно сказать, что это и было его основным и главным занятием. Но так как ничто в этом мире не твердо и не долговечно, даже самое доброе и достойное восхваления, то и здесь, по мере того как таланты становились более утонченными, от этой первоначальной манеры недавно перешли к украшениям более богатым: и к позолоченной резьбе по ореху, представляющей собой самую богатую отделку, и к украшению подобного рода домашней обстановки прекраснейшими историями, написанными маслом, которые свидетельствовали и продолжают свидетельствовать как о великолепии граждан, которые этим пользуются, так и о превосходстве живописцев.
Перейдем, однако, к произведениям Делло, который первый проявил в подобных вещах и тщательность и хорошие приемы. В частности, он расписал для Джованни деи Медичи всю обстановку одного из его покоев, что было признано работой поистине редкостной и в этом роде прекраснейшей, о чем свидетельствуют некоторые еще сохранившиеся ее остатки. Говорят, что ему помогал молодой Донателло, собственноручно выполнивший там из штукатурки, гипса, клея и толченого кирпича несколько барельефных историй и орнаментов, которые были затем позолочены и с большой приятностью для глаза сочетались с написанными историями. Об этой работе и о многих других ей подобных упоминает с длинным рассуждением Дреа Ченнини в своем сочинении, о котором выше говорилось достаточно 3. А так как очень хорошо уберечь хоть какую-нибудь память о старых вещах такого рода, то я во дворце синьора герцога Козимо и сохранил кое-что из собственноручных работ Делло, где они и теперь и всегда будут достойны внимания хотя бы из-за разнообразия одежд того времени, как мужских, так и женских, которые можно на них рассмотреть.
Делло писал также фрески во дворе Сайта Мариа Новелла, где он изобразил зеленой землей историю Исаака, благословлящего Исава 4.
Вскоре после этой работы он был приглашен в Испанию на королевскую службу, где приобрел такую славу, что большего невозможно было бы пожелать ни одному художнику. И хотя точно неизвестно, какие работы он выполнял в этой стране, однако, судя по тому, что он вернулся оттуда очень богатым и в большом почете, можно предположить, что они [44] были очень красивы и хороши. Спустя несколько лет, получив за свои труды царское вознаграждение, Делло вздумал вернуться во Флоренцию, чтобы показать своим друзьям, как от крайней бедности возвышаются до великого богатства. И вот, когда он отправился за разрешением уехать к тамошнему королю, он не только был милостиво отпущен (его охотно и оставили бы там, если бы он этого пожелал), но и в знак высшей благодарности был возведен этим щедрейшим королем в рыцарское достоинство. Поэтому, когда он вернулся во Флоренцию и хотел получить рыцарские отличия и подтверждение своих привилегий, ему было в этом отказано по настоянию Филиппо Спано дельи Сколари, который в это время возвратился после победоносной войны с турками в должности великого сенешаля короля Венгрии. Однако Делло тотчас же написал в Испанию королю, жалуясь на эту несправедливость, а король написал Синьории, ходатайствуя за него столь горячо, что требуемые им и следуемые ему почести были предоставлены ему беспрекословно. Говорят, что, когда Делло возвращался домой верхом на лошади с рыцарскими отличиями, одетый в парчу и получивший признание Синьории, то при проезде через Вакереччу, где в то время было много ювелирных мастерских, некоторые местные его товарищи, знавшие его в юности, подняли его на смех не то со зла, не то в шутку, и что, повернувшись в ту сторону, откуда послышались голоса, он сложил из обеих рук фиги и, не говоря ни слова, проехал дальше, так что почти никто этого и не заметил, кроме тех, кто над ним издевался 5. По этому и по другим признакам он понял, что на родине зависть вредит ему не меньше, чем раньше, когда он был очень беден, ему вредила злоба, и решил возвратиться в Испанию. Написав туда и получив ответ от короля, он вернулся в те края, где и был принят с великой благосклонностью, всегда находился на хорошем счету, занимался своей работой, жил как синьор и с тех пор всегда писал не иначе как в парчовом фартуке. Вот каким образом возбудил он зависть, но у короля этого прожил в почете и умер сорока девяти лет 6, будучи им же с почестями похоронен со следующей эпитафией:
Dellus Eques Florenlinus
Picturae artis percelebris [45]
Regisque Hispaniarum liberalitate
Et ornamentis amplissimus
H. S. E.
S. Т. Т. L. 7
Делло не был очень хорошим рисовальщиком, но зато был одним из первых, кто начал с некоторым пониманием показывать мускулы на обнаженных телах, как это можно видеть по выполненным им нескольким рисункам светотенью в нашей книге. Паоло Учелло изобразил его в Санта Мариа Новелла светотенью в истории, где над опьяневшим Ноем издевается сын его Хам 8.
Комментарии
1. Терракотовая скульптура «Венчание Богоматери» над дверями церкви при больнице Санта Мария Нуова сохранилась, но принадлежит Биччи ди Лоренцо, как и апостолы внутри церкви; Христос в церкви сервитов Сантиссима Аннунциата не сохранился.
2. Сундуков (кассонов), достоверно расписанных Делло, не сохранилось.
3. О Ченнини см. ч. I, стр. 397, 398.
4. Фрески в Кьостро Верде («Зеленом дворе») — единственная достоверная работа Делло — сохранились плохо.
5. История, которую Вазари рассказывает о Делло, произошла с Филиппе (Пиппо) Спано, возведенным в дворянское достоинство венгерским королем. Произошло ли то же самое с Делло, неизвестно.
6. Сведения о возрасте Делло никакими документами не подтверждаются.
7. «Делло, флорентийский рыцарь,
Прославившийся в искусстве живописи,
Щедростью и наградами короля Испании весьма
украшенный,
Похоронен на сем месте.
Да будет тебе земля легкой».
8. Образцом для портрета Вазари, предпосланного им биографии Делло, послужила голова Хама на названной фреске.